рассказ о жизни левши

Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

«Левша» (полное название «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе») — один из шедевров Николая Семёновича Лескова. А характеристика образа Левши уже больше века вызывает интерес литературоведов, как противоречивый и сложный портрет русского человека — талантливого мастера, горького пьяницы, горячего патриота, не осознающего ценности своей личности.

Народность персонажа

Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Отношение к своему мастерству

Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.

Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.

Характер

Внешность мастера (выдранные при обучении волосы, косоглазие, старая, местами порванная одежда) контрастирует с его внутренним достоинством. Понимая ценность своего таланта, он не «конфузится» своего непрезентабельного вида, ведь не им определяется человек. Сверхъестественная одарённость Левши вполне им осознаётся и позволяет ему сохранять самоуважение в самых унизительных ситуациях. Виртуоз своего дела сочетает в себе подлинную нравственность и любовь к родине, такой неласковой по отношению к своим гражданам. Ему предлагали обеспеченную жизнь, уважение общества, семейное благополучие на чужой земле, но он возвращается домой, где мастерство человеку достаётся через побои и не приносит уважения и достатка, где царский слуга может избить гения, схватить и, как «пубеля», отвезти в Петербург, не выяснив степень вины и ответственности.

Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?

Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.

Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.

Вывод

Герой Лескова талантлив, предан своему делу, наделён чувством собственного достоинства. Он патриот не только потому, что любит свою страну, но и потому, что заботится о ней. С мыслью о родине он и умирает. Образ Левши относится к тем героям русской литературы, которые воплощают лучшие качества народа, вызывают гордость за свою родину.

Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Образ и характеристика Левши из рассказа «Левша» Лескова с цитатами

Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.

Преданный русскому народу, косой умелец Левша не остался за границей, не стал искать выгоды для себя, даже умирая, думал о том, как помочь Родине. Патриотизм простого крестьянина поражает.

Источник

Описание Левши из рассказа «Левша»

Левша и его роль в рассказе

В рассказе Николая Семеновича Лескова «Левша» переплетаются гордость за русский народ и горечь за отношение чиновников к простым людям.

В кратком описании Левши из рассказа «Левша» автор говорит о нем, как об одном из мастеров-оружейников, которые дали обещание выполнить царский наказ. В произведении даже нет настоящего имени Левши.

Вместе с двумя другими мастерами, Левша взялся выполнить задание, чтобы доказать англичанам, что наши мастера ничуть не хуже английских умельцев и смогут сделать любую сложную работу.

Внешний облик Левши и его взаимоотношения с героями рассказа

Н. С. Лесков Левшу, описание которого автор дает очень кратко, выводит в главные герои почти в середине рассказа. Вот что пишет автор: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». И только с этого момента сюжет уже вращается вокруг Левши.

В произведении оружейники предстают перед читателем спокойными и уверенными в себе мастерами, с уважением относящимися к царю и друг к другу. Фраза «слово царское ради нас в постыждении не будет» говорит о многом. Вроде звучит только «слово царское», но за этим выражением слышится «честь Родины», за которую мастера не говоря громких слов, готовы постоять.

Плохое отношение Платова к Левше изменилось только после того, как Левша объяснил, как нужно смотреть на блоху, чтобы увидеть и оценить мастерство тульских оружейников.

В этом моменте автор иронично описывает, как Платов извинился и в качестве поощрения подарил Левше 100 рублей, да бутылку кизлярки.

Посылая Левшу с гонцом в Англию, про то, что человек едет так далеко без документов, ни царь, ни Платов даже и не подумали. И выписать на всякий случай бумагу какую-нибудь Левше никто не позаботился. Главное – то, чтобы англичане поняли «что нам это не удивительно».

Пренебрежение к простым людям со стороны российских властей сквозит по всему рассказу. Левшу даже не удостоились накормить, так и послали в Англию голодным, только кафтан дали, чтобы «похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть».

Левша, как олицетворение русских мастеров

Весь простой рабочий люд России предстает в описании Левши из рассказа Лескова «Левша». Работящий, почитающий власть, готовый подчиниться любому распоряжению начальства, и в то же время полный достоинства, патриотизма и уверенности в себе, Левша словно олицетворяет российских мастеров.

Никакие английские блага не прельщают Левшу. Он до конца остается верен своей Родине.

Патриотизм Левши

Вернувшись в Россию, Левша в полной мере ощутил на себе «любовь» Родины. Не имея при себе «тугамента», он попал в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

Ни Платов, никто другой, даже не пошевелился, чтобы спасти мастера, и только благодаря английскому полшкиперу к Левше привели хорошего врача. Но не успели, простывший от лежания на холодном полу, с расколотой головой, Левша умер у доктора на руках.

Источник

Жизнь левшей в мифах и фактах

рассказ о жизни левши

Неправые и неправильные?

В Древнем Риме левшу называли «зло» (sinister), древние германцы звали их «неумехами», а средневековые служители церкви рассматривали леворукость как верный признак склонности к колдовству и нередко из-за этого сжигали левшей во времена инквизиции. На Руси левшам запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.

«Правота» правшей до сих пор подчеркивается в языке. Например, в русском языке: однокоренными к слову «правый» являются слова «правда», «право», «справедливый», «правильный», так же как и в немецком recht (правый) и richtig (правильный) – однокоренные.

История этих слов и значений в различных языках восходит к глубокой древности, когда все, что в человеке было непонятным, странным, в общем имело негативный оттенок. Тем не менее до сих пор есть люди, испытывающих панический страх перед левшами. Их называют синистрофобами.

Лево руля

Неудивительно, что левши чаще правшей получают производственные травмы. Еще в 1991 году было очень много леворуких людей. Кроме того, у левшей намного чаще возникают заболевания опорно-двигательного аппарата, потому что инструменты и оборудование разрабатывают для тех, кто лучше владеет правой рукой, сообщает medportal.ru со ссылкой на ВВС.

Взяли ручку в правую руку…

При этом до недавнего времени во многих странах мира было принято левшей переучивать. Такая «необходимость» возникла с появлением массового обучения письму, поэтому основным институтом «переручивания» стала школа.

Не лучше была ситуация и дома, когда детям-левшам даже привязывали левую руку к туловищу или надевали на нее варежку, чтобы отучить ребенка пользоваться ею.

Между тем, как отмечают психологи, насильственное переучивание ребенка-левши, особенно если он «ярко выраженный» левша, вызывает психологический стресс, что может привести к серьезным нервным заболеваниям. Это провоцирует не только нарушение в психическом, но и в речевом развитии, и вообще понижает успеваемость школьников. Особенно если детей переучивали без применения специальной методики обучениия письму леворуких детей. Сейчас практики «переучивания» в школах практически нет.

Справа налево

Кстати, после отказа от системы переучивания левшей во многих странах их число заметно увеличилось. Например, в 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам эта цифра выросла до 5%, а сейчас там левшой является примерно каждый десятый.

Вообще доля леворуких в разных странах колеблется в несколько раз, но в среднем, как считается, это примерно 10%. Впрочем, исследование австралийских ученых показывает, что левшей на самом деле больше, чем было принято считать раньше.

Как писала газета «Утро», Сара Медлэнд из института медицинских исследований Квинсленда провела обширный анализ статистики: нескольким тысяч людей из 32 стран не только задавали вопрос о том, левши они или правши, но и предлагали вспомнить, какую руку они чаще используют, когда бросают мяч, нажимают на кнопку в лифте, отвинчивают крышку у банки, чистят зубы и т. д.

Знаменитые левши

Хотя среди левшей есть немало знаменитостей. К левшам причисляют Аристотеля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона. Леворукими были Моцарт, Бетховен, Шуман, Марк Твен, Чарли Чаплин, Курт Кобейн, Мэрилин Монро. Левая рука ведущая у Пола Маккартни, Джорджа Майкла, Сильвестра Сталлоне, Брюса Уиллиса, Киану Ривза, Тома Круза, Николь Кидман, Вупи Голдберг, Брэда Питта, Анжелины Джоли и Билла Гейтса. Леворуким был русский писатель Николай Лесков, написавший в 19-м веке знаменитую повесть о Левше, подковавшем блоху.

Были левшами Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон, Уинстон Черчилль, адмирал Горацио Нельсон, королева Виктория, Петр I, Рональд Рейган. Леворукость объединяет бывших президентов США Билла Клинтона и Джорджа Буша-старшего с экс-президентом Кубы Фиделем Кастро.

Источник

Правда и выдумки о Левше

Известный тульский филолог Михаил Майоров издал брошюру «Миф о Левше: судьба без жизни», в которой, мягко говоря, подверг сомнению сложившийся у нас образ Левши как символ тульского рабочего мастерства.

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

рассказ о жизни левши

– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?

– Удалось ответить?

– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного. Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл. Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.

рассказ о жизни левши
11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей. Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу. Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства. После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».

Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.

рассказ о жизни левши
Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.

Левша или левша?

– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.

– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо. Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой. Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».

– Да еще и левша со строчной буквы.

– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину. В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии. С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д. Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей. Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

Миф «Сурнин – Левша» не обоснован

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина. Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов. Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.

Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша». При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши. Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».

Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов». Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.

– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина. Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.

рассказ о жизни левши
Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.

рассказ о жизни левши

– А миф стал историческим фактом?

– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами. Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов. Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.

Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.

Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *