Рассчитать капитализацию акций кредитной организации
Что такое капитализация компании
Инвестпривет, друзья! Сегодня разберемся с таким понятием, как капитализация компании. Условно это стоимость компании на бирже, но не всё так очевидно. Далее я объясню простыми словам, что такое капитализация, как ее посчитать, для чего использовать и в чем недостаток этой метрики. Поехали!
Что такое рыночная капитализация компании и как ее рассчитать
Капитализация – это условная стоимость компании на бирже. Рассчитывается она по простой формуле: количество акций умножается на биржевую стоимость акции. Если у компании несколько типов акций (например, обыкновенные и привилегированные), то нужно последовательно умножить цену на количество акций каждого типа, а потом сложить их.
Так, у Сбера сейчас насчитывается 21 587 млн обыкновенных акций стоимостью 301,8 рублей каждая, а также 1 млрд привилегированных акций, каждая из которых стоит 280,5 рублей.
Считаем капитализацию: 21 587 000 000 * 301,8 + 1 000 000 000 * 280,5 = 6 795 456 600 000 рублей.
Таким образом, можно считать, что Сбер на бирже стоит 6,795 млрд рублей.
Если компания листингуется на нескольких биржах, то расчет капитализации ведут только по одной (основной). Например, акции МТС обращаются и на Московской, и на Нью-Йоркской биржи, но капитализация считается только для акций на Мосбирже.
ГДР-ки в оценке капитализации не участвуют, так как по сути являются расписками на акции.
Уровни капитализации
Обычно выделают несколько типов капитализации в зависимости от размера компании:
1. Микро (micro-cap) – капитализация таких компаний составляет менее 300 млн долларов США. Как правило, это небольшие локальные бизнесы и стартапы, которые только вышли на биржу.
2. Малая (small-cap) – от 300 млн до 1 млрд долларов США. Это более крупные компании, но большинство из них мало известны широкой публики. Например, Yellow Company, Fortress Biotech, Teekay и многие другие.
3. Средняя (mid-cap) – от 1 до 10 млрд долларов. Это уже довольно крупные известные компании. На рынках с небольшим объемом торгов такие компании вполне могут быть лидерами в своих отраслях. Например, в России к компания средней капитализации относятся ММК (9,5 млрд долларов), ПИК (9,01), Фосагро (8,34), ВТБ (8,26), МТС (7,52), Магнит (7,04), Русгидро (4,83), Мосбиржа (5,19), Интер РАО и ряд других компаний. А в США, фондовый рынок которых гораздо больше, к mid-cap относятся крепкие «середнячки» типа Marathon Oil Corp., Western Union, Credicorp, Juniper, Penumbra, Ciena.
4. Высокая (large-cap) – от 10 млрд до 250 млрд долларов. Это настоящие лидеры в своей отрасли. Например, DIDI (60,86 млрд долларов), General Motors (83,23), CVS (108,05), MMM (116,6), Sony (130,63), Amgen (140,97), Chevron (197,52), AT&T (202,94), Abbott (206,52), Pepsi (212,68), Intel (225.,82) и многие другие. В России компаний с высокой капитализацией (в долларах) на момент написания статьи всего 18 штук.
5. Мега (mega-cap) – это те компании, чья рыночная стоимость превысила 250 млрд долларов. На рынке США их чуть более двух десятков, среди них: Exxon Mobile (252,57 млрд долларов), Bank of America (337,73), Walt Disney (335,71), MasterCard (387), JnJ (444,14), Visa (527), TSM (567), Alibaba (575,96), Tesla (628,38), Berkshire Hathaway (641,5).
Кроме того, на рынке есть всего 4 компании с капитализацией свыше 1 трлн долларов: Alphabet (1,177 трлн), Amazon (1,835 трлн), Microsoft (2,115 трлн) и Apple (2,474 трлн). Иногда такую капитализацию называют Giga-cap.
Парадоксально, но исторически акции компаний малой и микрокапитализации росли лучше, чем средней и большой. Причина заключается в том, что небольшой компании проще вырасти в процентном отношении, чем крупной. Например, увеличение выручки на 1 млн долларов для небольшой компании с оборотом в 10 млн – это существенно, и это подстегивает котировки. А 1 млн долларов для Apple – погрешность в масштабах ее деятельности.
На графике ниже мы видим, как небольшие компании просто разрывают гигантов в плане доходности.
Индекс для отслеживания компаний большой капитализации США – S&P 500, малой – Russell 2000.
Компании с наибольшей капитализацией в мире
Здесь и далее я привожу самые капитализированные компании в отдельных странах.
ТОП-15 компаний с наибольшей капитализацией, чьи акции обращаются на фондовых биржах США (NYSE, AMEX и Nasdaq):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в долларах США |
1 | Apple | AAPL | 2,468 трлн |
2 | Microsoft | MSFT | 2,115 трлн |
3 | Amazon | AMZN | 1,833 трлн |
4 | GOOG | 1,729 трлн | |
5 | FB | 967,61 млрд | |
6 | Berkshire Hathaway | BRK.B | 640,6 млрд |
7 | Tesla | TLSA | 623,67 млрд |
8 | Alibaba | BABA | 575,96 млрд |
9 | Taiwan Semiconductor | TSM | 567,76 млрд |
10 | Visa | V | 526,27 млрд |
11 | NVIDIA | NVDA | 478,06 млрд |
12 | JP Morgan | JPM | 443,96 млрд |
13 | Johnson & Johnson | JNJ | 443,96 млрд |
14 | Walmart | WMT | 396,05 млрд |
15 | United Health | UNH | 364,18 млрд |
Обратите внимание, что в списке присутствуют Alibaba и TSM, которые технически являются соответственной китайской и тайваньской компанией. Но они получили основной листинг на Нью-Йоркской бирже, поэтому расчет капитализации для них ведется как раз на NYSE.
Россия
ТОП-15 самых больших по капитализации компаний России:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в рублях |
1 | Сбер | SBER | 15,58 трлн |
2 | Газпром | GAZP | 6,76 трлн |
3 | Роснефть | ROSN | 5,52 трлн |
4 | Новатэк | NVTK | 4,84 трлн |
5 | Лукойл | LKOH | 4,32 трлн |
6 | Норникель | GMKN | 4,03 трлн |
7 | Газпром нефть | SIBN | 2,07 трлн |
8 | Полюс | PLZL | 1,93 трлн |
9 | Яндекс | YAND | 1,87 трлн |
10 | Сургутнефтегаз | SNGSP | 1,62 трлн |
11 | НЛМК | NLMK | 1,43 трлн |
12 | Северсталь | CHMF | 1,41 трлн |
13 | Транснефть | TRNFP | 1,29 трлн |
14 | Татнефть | TATN | 1,16 трлн |
15 | Алроса | ALRS | 0,97 трлн |
Китай
ТОП-10 самых больших по капитализации компаний Китая:
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в юанях |
1 | Kweichow Moutai | 600519 | 2,46 трлн |
2 | Industrial and Commercial Bank of China | 601398 | 1,58 трлн |
3 | China Merchants Bank | 600036 | 1,23 трлн |
4 | Сhina Construction Bank | 601939 | 1,16 трлн |
5 | Ping An Insurance Company | 601318 | 1,06 трлн |
6 | Agricultural Bank of China | 601288 | 1,02 трлн |
7 | PetroChina | 601857 | 848 млрд |
8 | Bank of China | 601988 | 834 млрд |
9 | China Life Insurance | 601628 | 731,79 млрд |
10 | Сhina Petroleum | 600028 | 478,68 млрд |
Обратите внимание: здесь приведены акции с Шанхайской и Гонконгской бирж, поэтому китайских акций, получивших листинг за границей, в ТОПе нет.
Германия
ТОП-10 акций наибольших по капитализации в Германии (индекс DAX):
Номер | Компания | Тикер | Капитализация, в евро |
1 | SAP | SAPG | 149,52 млрд |
2 | Volkswagen | VOWG_p | 105,4 млрд |
3 | Linde | LINI | 105,02 млрд |
4 | Siemens | SIEGn | 104,11 млрд |
5 | Allianz | ALVG | 86,82 млрд |
6 | Deutsche Telecom | DTEGn | 86,45 млрд |
7 | Daimler | DAIGn | 78,22 млрд |
8 | Merck | MRCG | 74,39 млрд |
9 | Deutsche Post | DPWGn | 72,21 млрд |
10 | BASF | BASFn | 61,96 млрд |
Особенности и недостатки расчета капитализации
Капитализация компании меняется ежесекундно, так как цена акций на бирже меняется постоянно, в то время как количество акций в целом стабильно.
Если компания пользуется популярностью и с ее бизнесом всё в порядке, то стоимость ее акций будет расти – следовательно, капитализация тоже будет расти. Если же акции компании малопопулярны или что-то творится с бизнесом, то цена акций будет падает – капитализация тоже будет снижаться.
Компании могут манипулировать своей капитализацией, например, выпуская дополнительные акции. Тогда при неизменной цене количество акций увеличивается, и капитализация искусственно повышается.
При байбеке, напротив, количество акций в обращении (free float) сокращается, так как компания скупает акции с биржи. Однако на капитализации это не сказывается, так как акции, изъятые с биржи, формируют так называемый «казначейский пакет». Этими акциями компания может распоряжаться по своему усмотрению, например, выдать их менеджерам в качестве бонуса за работу. А может и погасить. При погашении казначейского пакета капитализация снижается.
Однако байбек стимулирует повышение стоимости акций на бирже (так как появляется мощный покупатель). Поэтому в целом байбек способствует росту цен на акцию и повышению капитализации компании.
Часто расчет капитализации (и саму концепцию формирования капитализации) критикуют. Тому есть две главные причины.
1. Как правило, при расчете капитализации используются только те акции, которые обращаются на бирже. У ВТБ, например, большой пакет привилегированных акций, которые находятся на балансе Минфина и Центрального банка. Если его учитывать, то капитализация банка увеличивается в 2 раза, следовательно, в 2 раза вырастают мультипликаторы, основанные на капитализации. А это уже погрешность.
У топ-менеджеров компании могут быть голосующие акции (например, у Олега Тинькова были акции класса А компании TCS, у владельцев Google также были голосующие акции). Они не обращаются на бирже и не учитываются при расчете капитализации, так как невозможно определить их стоимость. Но фактически эти акции участвовали в формировании акционерного капитала и не учитывать их тоже не совсем верно.
2. При расчете капитализации учитывается только максимальная цена акции. Однако, если заглянуть в биржевой стакан, то видно, что инвесторы оценивают акцию по-разному. Например, в стакане Сбера 150 заявок по 301,8 рублей, 280 заявок по 301,75 и 310 заявок по 301,7 рублей. По-хорошему, капитализацию нужно считать как результат сложения стоимости всех заявок. Т.е. в реальности инвесторы оценивают компанию ниже, чем получается в результате расчета капитализации.
Иными словами, текущая концепция капитализации не отражает реальную стоимость компании на бирже – на самом деле есть «прочие» акции и искажение результата из-за не учета стоимости всех заявок на покупку.
Капитализация и стоимость компании
Понятно, что капитализация не равна и реальной стоимости компании (т.е. стоимости ее активов). Дело в том, что цена акции на бирже формируется в ходе торгов, т.е. зависит от спроса и предложении. И она не всегда отображает реальное положение дел.
Так, в 2020 году инвесторы активными действиями разогнали стоимость акций Тесла, надув в ее акциях пузырь. Аналогичная ситуация происходила с так называемыми мемными акциями типа GameStop (убыточная сеть по продаже DVD-дисков). Российские инсайдеры балуются разгоном акций третьего эшелона по стратегии Pump and Dump.
Получается парадоксальная ситуация: убыточные на операционном уровне компании показывают рост капитализации – и это идет в разрез с теорией эффективного рынка, предполагающей, что у растущих компаний акции тоже растут, а у убыточных – падают.
То есть Тесла резко подорожала на бирже, в то время как число ее активов, долгов (т.е. ее внутренняя стоимость) не изменилась.
Таким образом, реальную стоимость компании можно понимать как совокупность всех ее активов за минусом долгов (и прибавлением денежных запасов), в то время как капитализация – это то, за сколько оценивает компанию рынок. Условно говоря, это цена, которую инвесторы готовы платить за компанию. Причем цена, как я пояснил выше, искаженная.
Для чего нужна капитализация
Так для чего козе баян инвесторам капитализация?
Во-первых, при всех ее недостатках рыночная капитализация – это очень удобный общепринятый измеритель стоимости компании. Капитализацию легко посчитать, перевести ее в любую валюту и потом по этому параметру сравнить различные фирмы между собой. В общем, это быстро, удобно и практично.
Во-вторых, показатель капитализации используется в различных мультипликаторах. Например, P/E – это не что иное, как капитализация, деленная на прибыль, а P/S – капитализация, деленная на выручку.
В-третьих, капитализация используется для взвешивания доли акции при составлении биржевых индексов. Напомню, что индекс – это виртуальная корзина бумаг, отражающая ситуацию на фондовом рынке страны и являющейся как бы проекцией экономики в стране.
Индексы различаются по способу расчета активов внутри них: есть взвешенные по капитализации, есть невзвешенные. Но большинство индексов (порядка 70% всех в мире, в том числе наиболее известные S&P 500, Nasdaq, DAX, IMOEX) взвешены по капитализации, т.е. они используют схему, когда большая доля в индексе отдается компаниям с наибольшей капитализацией. С одной стороны, это правильно: такие компании определяют лицо рынка, они финансово стабильные, а их бумаги являются обычно наиболее часто торгуемыми (т.е. обладают максимальной ликвидностью).
За счет того, что индексы копируют пассивно управляемые фонды (ETF), получается, что наиболее дорогие (капитализированные) компании постепенно дорожать. Масла в огонь подливают частные инвесторы, которые тоже начинают покупать самые популярные компании.
Капитализация компаний растет, и их доля в индексе начинает пропорционально расти. В результате компании с mega-cap начинают оказывать на индекс наибольшее влияние и, по сути, определяют его движения.
Например, в индексе S&P 500 10 наиболее крупных по капитализации компании занимают 27,88%.
А вот в индексе Nasdaq – целых 53,52%.
Чтобы справиться с этим недостатком, некоторые провайдеры составляют индексы, в которых доли компаний не взвешены по капитализации. Либо взвешены, но при этом их вес ограничен какой-то разумной долей.
Например, индекс NASDAQ-100 Technology Sector (NDXT) отслеживает те же компании, что и «классический» Nasdaq, но вес отдельных бумаг в NDXT ограничен. В результате ТОП-10 акций индекса NDXT формируют немного другие акции, а их совокупный вес составляет 26,65%.
На российском рынке присутствует фонд FXIT от Финекса, отслеживающий классический Nasdaq, и TECH от Тинькофф, отслеживающий именно NDXT. Они показывают разную динамику, несмотря на идентичный состав – а всё благодаря отличающейся развесовке. Хотя корреляция, конечно, видна невооруженным взглядом. Strategy – TECH, Benchmark – FXIT. Для сравнения использован сервис https://rusetfs.com/.
Таким образом, капитализация – это условная оценка стоимости компании на бирже. Она считается как произведение количества акций и цены акции. Капитализация позволяет понять нам, насколько большой и популярной является компания в глазах инвестора. На практике капитализацию использую для сравнения разных фирм, при расчете мультипликаторов и при составлении индексов. А вы смотрите на капитализацию компании при оценке? Напишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!
Как понять, что у банка плохи дела
На примере банка «Траст»
Я отчетливо помню рекламные щиты с улыбающимся Брюсом Уиллисом: билборды висели повсюду, бренд был на слуху. В конце 2014 года выяснилось, что в капитале «Траста» дыра размером в 68 млрд рублей — как оказалось, менеджмент долгое время подделывал отчетность, скрывая убытки.
Слухи о проблемах банка появились в сентябре 2014 года, а уже в декабре ЦБ принял решение о его санации — то есть финансовом оздоровлении. Как видим, ситуация развивалась стремительно, но рядовой инвестор мог заметить трудности «Траста» задолго до случившегося. Чтобы показать это, я проведу в статье краткий анализ отчетности банка.
Оценка финансового состояния
Отчетность по МСФО банка «Траст» доступна с 2003 года — на эти данные мы и будем ориентироваться. Несмотря на то что некоторые сведения оказались фальсифицированными, даже они говорят о серьезных структурных проблемах.
Итак, при анализе финансового состояния кредитной организации инвестору стоит обратить особое внимание на следующие моменты:
Рассмотрим каждый из пунктов.
Инвестиции — это не сложно
Показатели выручки
В таблице ниже я привел данные по прибыли «Траста» в 2004—2013 годах за исключением 2008 года: информации по нему нет. Эти суммы говорят нам о том, что банк почти не приносил прибыли. Несмотря на это, организация продолжала активно заниматься кредитованием: на конец 2013 года кредиты составляли 73% от всех активов банка, при этом доля розничных кредитов — 50%.
Основные направления розничного кредитования «Траста»: кредиты наличными, потребительские кредиты и кредитные карты. В сложившейся ситуации настораживало то, что 99% всех розничных кредитов были необеспеченными — без залога имущества, например автомобиля или квартиры. Такие кредиты выдают под более высокий процент, ведь если клиент по каким-либо причинам объявляет дефолт, то с должника нечего взыскать и банк терпит убыток.
«Траст» вел деятельность на рискованном, но высокомаржинальном рынке потребительского кредитования. Основную часть времени это должно приносить прибыль, но ее у «Траста» практически не было. В 2009, 2010 и 2012 годах банк показал крупный убыток — более 3 миллиардов рублей.
Рентабельность
Чтобы оценить рентабельность банка «Траст», обратимся к следующим коэффициентам:
В период с 2004 по 2008 год финансовый сектор был на подъеме — об этом говорят высокие ROA и ROE банков. В то же время у «Траста» эти показатели падали. Если в 2004 году рентабельность «Траста» находилась на уровне среднего значения по отрасли, то с 2005 наблюдалась негативная динамика: ROA c 2,88% в 2004 году опустился до 0,3% в 2013, а ROE за тот же период упал c 24,11 до 4,8%.
Как результат, к 2014 году банк сильно сдал позиции, уступая прямым конкурентам. Например, «Совкомбанк» показал в 2013 году ROA 3,56% — против 0,3% у «Траста».
Я считаю, что проблемы «Траста» главным образом связаны с кредитованием слабых компаний, которые не возвращали долги, а также с высокой стоимостью привлечения новых инвестиций: открытие депозитов, получение займов от других банков и выпуск облигаций. Подробнее о причинах плохих результатов банка можно прочитать в расследовании «Ведомостей» 2016 года.
Фондовая капитализация прибыли
Показатель фондовой капитализации прибыли отражает отношение капитала банка к его уставному фонду — акционерному капиталу. Иными словами: хватает ли организации собственных ресурсов или требуются вливания со стороны учредителей. Чем выше этот показатель, тем лучше.
У «Траста» этот коэффициент в 2013 году составил 0,79. Значение ниже единицы говорит о том, что банк функционировал за счет привлечения дополнительных средств со стороны его владельцев.
Норматив достаточности капитала
Чтобы контролировать состоятельность банков, ЦБ РФ устанавливает требования к минимальному капиталу, необходимому финансовым организациям для покрытия кредитного и рыночного рисков. Если банк нарушает эти нормативы, то может лишиться лицензии.
Рассмотрим два обязательных требования со стороны ЦБ:
С 2011 года «Траст» с трудом выполнял требование Н1.0. По состоянию на 1 января 2014 года его показатель — всего 10,7%. Для сравнения, показатель Тинькофф в то же время — 15,8%.
Кроме того, с февраля 2014 года ЦБ РФ неоднократно фиксировал нарушения со стороны «Траста»: значения его показателей опускались ниже установленных нормативом Н1.1. Это означало фундаментальные проблемы: перебор с рисковыми активами и недостаточный капитал для их обеспечения.
Покрытие просроченных ссуд
Неработающие ссуды, или NPL, non performing loans, — это кредиты, по которым не выплачивались проценты более 90 дней.
По состоянию на 2013 год сумма просроченных ссуд сроком свыше 90 дней у банка «Траст» составила 20,5 млрд рублей. При этом резервов под NPL у банка было на 12,7 млрд рублей. Таким образом, покрытие было недостаточным: всего 62%, тогда как в нормальной ситуации должно быть не менее 100%.
Аналогичная ситуация была и в 2012 году, когда уровень покрытия резервами неработающих ссуд NPL составил 63%. Получается, что данная проблема год от года повторялась.
Другие банки тоже не блистали по этому показателю, но их положение было лучше, чем у «Траста». Вероятно, их более крепкое финансовое здоровье на тот момент позволило пренебречь этим риском — как показало время, все эти банки сейчас нормально себя чувствуют.
Наличие крупных заемщиков
Крупным заемщиком считается клиент, сумма кредитов которого превышает 5% от капитала банка. Основный риск здесь заключается в том, что если у крупного заемщика начнутся проблемы, то это сильно повлияет на финансовую устойчивость кредитной организации.
В банке «Траст» в 2013 году значилось 12 крупных заемщиков. Каждый из них получил кредит на сумму, превышающую 10% собственного капитала банка, то есть свыше 1,2 млрд рублей. Всего крупные заемщики получили кредитов на сумму 40,5 млрд рублей при собственном капитале «Траста» 12 млрд руб. Таким образом, каждая компания получила слишком крупные займы — в среднем по 28% от капитала банка.
Согласно нормативу Н6, ЦБ РФ регламентирует максимальный размер выданного кредита на одного заемщика — 25%. То есть «Траст» заведомо пренебрег лимитом, установленным регулятором.
Если посмотреть данные за 2012 год, норматив Н6 также нарушался: на 11 заемщиков пришлось в среднем по 27% от капитала банка. Несмотря на это, «Траст» продолжал наращивать кредитование.
Разница между активами и обязательствами по срокам
В 2013 году у «Траста» наблюдался дисбаланс: размер обязательств, по которым банк должен был расплатиться в течение года, составлял 163,65 млрд рублей, а поступление денег от активов за тот же период оценивалось в 74,66 млрд рублей. Разница между поступлениями и выплатами получилась отрицательной и составила 89 млрд рублей. Эту разницу еще называют совокупной позицией ликвидности.
Отрицательное значение этого показателя влечет кассовый разрыв: организация может оказаться неспособной вернуть деньги по своим краткосрочным обязательствам, что повлечет банкротство. Например, банк не сможет вернуть вкладчику деньги, когда тот их потребует.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию: банк принимает вклады на миллион рублей на месяц, а выдает кредиты на миллион рублей на полгода. Несмотря на то что в абсолютном выражении есть паритет активов и обязательств, разница в сроках их исполнения создает разрыв ликвидности: между поступлениями по активам и выплатами по обязательствам сроком до месяца он составит почти миллион рублей.
Возвращаясь к «Трасту»: в период с 2009 по 2013 год мы наблюдаем негативную динамику совокупной позиции ликвидности.
Резюме
Как я отмечал выше, первые слухи о серьезных проблемах «Траста» появились в сентябре 2014 года, когда совет директоров банка закрыл 11 операционных офисов в Москве и регионах. Но инвестор, который изучал отчетность, мог заметить неполадки в бизнесе «Траста» еще годом ранее — в конце 2013. Анализ отчетности мог оградить инвестора от потенциальных убытков.
В случае с «Трастом» я считаю, что любой из перечисленных ниже факторов служил веским поводом отказаться от идеи инвестировать в него: