Распределение акций оао ржд

Работа РЖД: кому принадлежит контрольный пакет акций компании?

РЖД является российской государственной компанией, которая владеет инфраструктурой общего пользования, подвижным составом, сетью железных дорог. Основано ОАО было 15 лет назад на базе Министерства путей сообщения страны. В 2012 году компания вошла в тройку самых крупных компаний в мире, которые функционируют в транспортной сфере.

В начале нынешнего года в ней было трудоустроено чуть более 730 тысяч человек. Пресса следит за деятельностью РЖД и интересуется различными вопросами, в частности, кому сейчас принадлежит контрольный пакет акций, произойдет ли приватизация открытого акционерного общества и другими.

Контрольный пакет акций РЖД: кому принадлежит, как работает компания

Офис государственной компании расположен в столице России. Само ОАО обслуживает практически все субъекты страны (около 77). В прошлом году корпорация пополнила внутренний валовой бюджет на чуть менее 1,5 процента, а доля в инвестициях превысила 2,5 процента. На РЖД приходится 27 процентов пассажирооборота и не менее 45 процентов грузооборота (не учитывался трубопроводный транспорт).

Контрольный пакет акций РЖД принадлежит федерации, страна является единственным акционером компании. Полномочия акционера осуществляет Правительство страны. Чиновники выбирают руководителя, каждый год формируется совет директоров, составляется и оглашается отчетность. Руководят компанией высокопоставленные лица, а в состав совета входят лучшие российские менеджеры, эксперты и специалисты.

Пять лет назад Правительство включило ОАО в перечень государственных корпораций, директор которых должен подавать декларацию о своих затратах и доходной части. В прошлом году чиновники изменили устав РЖД. Согласно корректировкам, теперь президент корпорации становится гендиректором, которого будут выбирать на 3-5 лет.

Ротенберг все-таки выкупил у РЖД контрольный пакет акций «Мостотреста»

Пресса не перестает обсуждать решение Аркадия Ротенберга, который планировал стать совладельцем крупного российского подрядчика. Успешный бизнесмен хотел купить ценные бумаги «Мостотреста», чтобы руководить компанией. Сама компания является одним из востребованных и популярных подрядчиков в стране. С ее помощью возводятся мосты, реализуются транспортные проекты.

Россиянин отметил, что его заинтересовало строительство инфраструктурных сооружений. Ему нужен контрольный пакет акций для того, чтобы нарастить синергии в отрасли, увеличить эффективность своего бизнеса. Условия соглашения рассматривались ФАС. Информация о том, будет ли принадлежать контрольный пакет акций компании Ротенбергу, стала известна после одобрения его продажи регулятором.

Ротенбергу все же удалось присвоить себе «Мостотрест» в 2018 году, поскольку его приобрела «ТФК-Финанс», которой владеет бизнесмен. Он получил более 94 процентов ценных бумаг компании. За сколько был продан объект, СМИ не смогли узнать.

Источник

Приватизация РЖД – признание беспомощности власти

Идея продать небольшой пакет акций Российских железных дорог подкреплена совершенно чудовищной аргументацией

Министерство финансов России продолжает кампанию по пополнению российского бюджета любой ценой. Государство уже сейчас забирает себе более трети дохода страны, но для реализации дорогостоящих социальных программ, типа повышения пенсионного возраста, этого мало. Поэтому министр финансов Антон Силуанов зорко смотрит по сторонам в поиске непрофильных активов, которые можно продать.

Компания, которая не платит

ОАО РЖД (открытые акционерные общества в России официально уже не существуют, но РЖД упорно называют себя именно так) – стопроцентно государственная компания, естественный монополист с огромными оборотами. Идея как-то продать её (вернее, «привлечь частных инвесторов») обсуждается в правительстве с 2005 года. Действительно, что теряет государство? Сохраняя 75% или более акций, оно оставляет за собой возможность провести абсолютно любые решения. Минус лишь в том, что приходится делиться с миноритариями прибылью в виде дивидендов, но в наших условиях этого минуса нет, поскольку РЖД вообще ничего не платят своему единственному акционеру – только потребляют. В трёхлетний бюджет заложены поступления от монополии, но в её собственные планы – нет.

Распределение акций оао ржд

Фото: Amnat Phuthamrong / Shutterstock.com

Существует правило, согласно которому 50% прибыли государственных компаний (тех, где Россия контролирует 50% + 1 акцию или более) должно выплачиваться в виде дивидендов. С большим количеством оговорок и льгот основные корпорации это правило выполняют. РЖД – нет. Удалось, правда, уговорить компанию заплатить по итогам 2019 года… старыми вагонами, которые поедут в Крым, куда сами РЖД, опасаясь санкций, заходить отказались.

И надо сказать, что отказ от дивидендов РЖД поддерживают сырьевые компании, которым нужны максимальные инвестиции в транспортное сообщение. Только, к сожалению, это почти исключительно экспортные каналы.

Если ранее, говоря о приватизации РЖД, имелось в виду исключительно пополнение бюджета, то на сей раз в Министерстве финансов заговорили об экономии. И на ком! Не на нас с вами, а на руководстве государственной компании! Если акции будут выставлены на биржу, у них появится рыночная цена, а значит, зарплату и бонусы топ-менеджмента можно будет привязать к этому показателю.

То есть правительство, имея абсолютную власть над РЖД, на полном серьёзе раздумывает, как же заставить корпорацию платить деньги и как снизить размеры зарплат её руководителей. Именно ради этого предлагается выставить на продажу 5-10% акций.

Ползучая приватизация

Несмотря на то что 100% акций РЖД принадлежат государству, на самом деле содержания в этих ста процентах постепенно становится всё меньше. Компанию потихоньку приватизируют, не выставляя на рынок, а выделяя из неё в отдельные компании наиболее прибыльные направления и затем продавая уже их. Только что реализован «Трансконтейнер», причём за вполне увесистые 60 млрд рублей. Аукцион выглядел честным – на нём проиграли такие тяжеловесы, как Роман Абрамович и Владимир Лисин, кстати, владеющий ещё одной выделенной из РЖД «Первой грузовой компанией».

Давно уже нет доли РЖД в Центральной пассажирской пригородной компании, катающей москвичей и «замкадышей» на собственных и арендованных у тех же РЖД электричках. То есть ползучая приватизация РЖД всё равно идёт. Правда, конкуренции, под знаком которой её проводят (в первую очередь между перевозчиками грузов), на наших железных дорогах всё равно не видно.

Вряд ли правительство вообще питает какие-то иллюзии относительно Олега Белозёрова и его настроя на конкуренцию. Прямо перед своим назначением в РЖД он, например, в один голос с арестованным ныне министром Михаилом Абызовым продвигал идею выдачи подряда на установку систем взвешивания тяжелых автомобилей по всей стране без конкурса. РЖД неплохо конкурирует на внешних рынках с другими подрядчиками, но внутри страны никакого сопротивления не потерпит. И раз Олег Валентинович остаётся на своём месте, значит он устраивает наше правительство.

Распределение акций оао ржд

Олег Белозёров. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Спиной к России

Слово «приватизация» в России имеет однозначно негативную коннотацию, но на самом деле ничего плохого в частном бизнесе, в том числе и возникшем на месте государственного, нет. Частные железные дороги тоже – отнюдь не экзотика в развитых странах. Важно лишь помнить, что если у госкомпаний предполагается социальная ответственность, то у частных она бывает лишь приятным исключением из правил.

Встаёт вопрос: если даже сейчас РЖД выглядит не столько российской, сколько антироссийской компанией, что будет в случае её приватизации, ибо где 5%, там и 10, 20, 40? Будучи формально государственным, АО РЖД не развивает отдалённые уголки страны, проводя туда транспорт, наоборот: корпорация уничтожает трассы, проложенные её предшественниками (мартиролог можно посмотреть на страницах энтузиастов), зато в изобилии строит дороги для вывоза природных ресурсов из страны. При этом за границей российские железнодорожники ведут массу прекрасных проектов, но внутри России их энтузиазм почему-то исчезает. Обновление дорог ведётся в первую очередь там, где они и без того есть – на трассах Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ярославль – Санкт-Петербург (здесь идёт грузовой трафик между двумя столицами).

Более того, именно министр финансов Антон Силуанов, пытающийся сейчас через акционирование «раскулачить» Белозёрова, категорически отказывается выделять деньги на «бесперспективные» дороги. Вместо того чтобы спасать отдалённые уголки инфраструктурой, мы оставляем их умирать. Потому что в спасении «нет экономики». «Экономика», судя по всему, есть в том, чтобы построить один мегаполис от Москвы до Петербурга, а всё содержимое остальных территорий продать в Европу и Китай. Ну и не забыть проспонсировать Белоруссию и Кубу.

Чтобы ограничить зарплату руководителей, не нужно никаких сложных биржевых телодвижений.

Чтобы заставить РЖД платить дивиденды, достаточно приказать это сделать.

Приватизация части РЖД даст единовременную подпитку бюджета, но ещё более отдалит компанию от её истинного предназначения – развития России, а не российского сырьевого экспорта.

Источник

«РЖД» начинают приватизировать – каким может быть итог?

Распределение акций оао ржд

Распределение акций оао ржд

В ближайшем будущем планируется приватизировать 5% акций ОАО «РЖД». Чем владеет компания сегодня? Как развивается? Какими могут стать итоги приватизации?

Распределение акций оао ржд Распределение акций оао ржд

Когда убыток на пользу

ОАО «Российские железные дороги» было создано на базе Министерства путей сообщения России в 2003 году в рамках масштабной реформы железнодорожного транспорта. Под предлогом развития конкуренции и привлечения инвестиций огромную корпорацию раздробили на множество дочерних компаний. Если у головной компании все 100% акций должны принадлежать государству без права их отчуждения иным лицам, то для дочерних это правило уже не действует, поэтому ОАО «РЖД» начало активную распродажу «дочек» и «непрофильных активов»: земель, зданий, вагонов, баз отдыха железнодорожников и т.д. Интересно, что спортивные клубы и банки, видимо, считаются активами более профильными, поскольку с ними РЖД расставаться не торопится.

Вопреки всякой логике, в первую очередь продаются наиболее выгодные сегменты. Если в рамках одного общего предприятия убыточные пассажирские перевозки и расходы на инфраструктуру покрывались доходами от перевозки грузов, то теперь основная часть этих доходов поступает частным компаниям, а «РЖД» «на голубом глазу» рапортует об убытках и требует очередных дотаций из госбюджета.

При этом активы «РЖД» продаются по заниженным ценам. Зачастую перед продажей или переводом на аутсорсинг нужный сегмент специально приводят к убыточности, как было, например, с системой прачечных и сетью ресторанного обслуживания поездов. Будучи переданы дружественным компаниям, они немедленно стали приносить неплохой доход – но уже не «РЖД» и не государству. Объяснить столь «непродуманную» политику можно только одним: госкомпания ОАО «РЖД» заинтересована отнюдь не в развитии железнодорожного транспорта на благо государства, а в передаче госактивов в нужные руки.

51% акций в основном российском перевозчике зерна – «Русагротрансе»

Компании «Рустранском»; владельцы близки к первому вице-президенту РЖД Вадиму Морозову и советнику Якунина Андрею Крапивину

Большинство российских зерновозов досталось «Рустранскому» по балансовой стоимости: 380 тыс. руб. за вагон

Рыночная цена нового зерновоза около 3 млн руб.

На рынке зерноперевозок появился монополист, и цены резко повысились

75% акций «Первой грузовой компании» (ПГК).

В собственности ПГК – пятая часть всего парка грузовых вагонов в России

«Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин

125,5 млрд руб.(около 4 млрд долларов).

Каждый вагон – за 530 000 руб.

В 2007 г. активы ПГК оценивались в 5 млрд долларов и с тех пор подорожали минимум вдвое.

Цена нового полувагона – около 2,2 млн руб.

Один из самых прибыльных активов «РЖД» продали почти без торгов, стартовая цена была превышена лишь на 125 млн руб.

25% акций «Первой грузовой компании» (ПГК)

«Независимая транспортная компания», владелец – Владимир Лисин

«РЖД» отказалась вести переговоры с АФК «Система», которая предлагала 60 млрд руб.

локомотиворемотной «дочки» ОАО «РЖД», компании «Желдорреммаш»

«ТМХ-Сервис» – входит в «Трансмашхолдинг», среди владельцев которого – Искандер Махмудов

За год до этого ровно такую сумму ОАО «РЖД» выплатила «ТМХ-Сервис» за годовое сервисное обслуживание локомотивов. Т.е. фактически «Желдорреммаш» достался «ТМХ-Сервису» даром

25% акций Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК)

Московская пассажирская компания (МПК) Искандера Махмудова и Андрея Бокарева

Цена занижена почти в 6 раз: стоимость всей ЦППК эксперты оценили в 18 млрд руб., 25% акций – в 4,5 млрд руб.

Предварительные итоги подобных реформ вполне закономерны: чистая прибыль ОАО «РЖД», по итогам 9 месяцев 2012 года, составила около 40 млрд рублей, что почти на 29% меньше того же показателя компании за аналогичный период 2011 года. Основные доходы корпорация получает от платежей за пользование железнодорожной инфраструктурой.

Зато дочерние компании холдинга стремительно развиваются. Так, ОАО «Трансконтейнер», созданное в 2006 году и получившее от ОАО «РЖД» в качестве безвозмездного вклада в уставной капитал платформы для перевозки контейнеров, контейнеры, контейнерные площадки и погрузочно-разгрузочную технику на общую сумму в 14 млрд рублей, сегодня является крупнейшим логистическим оператором и мультимодальным перевозчиком на рынке железнодорожных контейнерных услуг страны. Его капитализация в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, выросла на 85%. Значительная часть компании уже перешла в частные руки. ОАО «РЖД» владеет пока 50%+1 акцией, но подумывает продать еще 25%. Среди других владельцев «Трансконтейнера» – Европейский банк реконструкции и развития (9,25%).

Развитие «РЖД» в России…

Сегодня в ОАО «РЖД» 65 дочерних компаний (с долей участия более 50%) и 62 зависимых обществ (с долей участия от 20 до 50%). На долю холдинга приходится 42% всех грузоперевозок и около 33% пассажирооборота в России. При этом в результате всех реорганизаций фактически весь парк грузовых вагонов ОАО «РЖД» передан в частные руки, в головной компании вагонов не осталось. Возможно, для развития конкуренции это и полезно, но для сохранения бесперебойной доставки грузов – наоборот, поскольку отсутствует единый оператор, который мог бы организовать оптимальные логистические потоки. Рутинному обеспечению надежного сообщения между всеми российскими станциями и полустанками холдинг предпочитает многомиллиардные мегапроекты по строительству олимпийских магистралей и запуску скоростных поездов.

В ближайших планах «РЖД» – строительство выделенных высокоскоростных магистралей между Москвой и Санкт-Петербургом и между Москвой и Екатеринбургом. Екатеринбургская магистраль должна пройти через Владимир, Нижний Новгород и Казань, в результате чего от Москвы до уральской столицы можно будет добраться всего за 7 часов. Кроме того, планируется развивать инфраструктуру Транссиба и строить дороги к портам.

Точную стоимость проектов верный своим принципам глава «РЖД» пока не называет, но, например, стоимость строительства скоростной магистрали от Москвы до Казани он оценил сначала в 928 млрд рублей, а позже – уже в 1,2 трлн рублей.

…и за рубежом

Несмотря на постоянные стенания по поводу убытков, компания участвует в довольно рискованных зарубежных проектах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *