раскройте значение песни в жизни казака какое отражение нашла в песенном фольклоре история качества
История России в казачьих песнях
Народная песня имеет долгую и славную историю, и ценность её заключается в том, что именно в ней выражается состояние души людей, и именно в ней сохраняется то удивительное, что называется народным духом, народным самосознанием.
А еще в песнях заключены важные сведения о том или ином историческом периоде, и именно поэтому историки и фольклористы уделяют немало внимания их изучению. Так, например, много песен про историю России оставили для потомков казаки.
Казаки и казачьи песни
В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих. До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.
При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти…
Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога. Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй.
Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.
Россия в казачьих песнях
Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков с Терека «Не из тучюшки» – о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный.
Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников». Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах.
Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.
Вольные и свободные казаки всегда стремились служить царю и Отечеству, сохраняя при этом свою самобытность. Существует немало песен о знаменитом переселении запорожцев на Кубань, в которых чётко прослеживается отношение казаков к этому драматическому периоду. Отличный пример – песня «В 1791 рокi».
Вынужденные подчиниться «вражьей бабе Катерине», казаки сетуют на своего атамана Чепигу и войскового судью Головатого за то, что те повелели всему запорожскому войску оставить родные земли и уйти на чужбину.
Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови. Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них.
Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.
Конспект лекции по предмету «Исполнительское мастерство» Песенные стили и жанры казачьей песенной традиции
Песенные стили и жанры казачьей песенной традиции
Песенный фольклор донских казаков.
Песенное творчество казаков Кубани.
Уральские и оренбургские казаки.
Песенный фольклор сибирских казаков.
Музыка казаков Запорожской Сечи.
Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России, отчасти, украинской культурой. С другой стороны, в ней выделяются черты, присущие только казачьей песне. Земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор представлены слабо в силу преимущественно военного образа жизни. Из обрядов жизненного цикла зафиксирован только свадебный. Центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора является протяжная песня. Широкораспевные внеобрядовые песни назывались в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), который мужчинами-казаками исполняется редко.
Для протяжных песен характерно, прежде всего, лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
На уровне содержания музыкального – большие развернутые композиции, где основополагающую роль выполняет не просто мелодия, а мелодия широко распевная, объемная.
Песенный фольклор донских казаков.
Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер.
Песенное творчество казаков Кубани.
Здравствуй, Кубань быстрая.
Что ж ты, Кубань-реченька,
Катишь волны мутные?
В саду ягоды рвала.
В украинской песне этого припева нет. Точнее сказать, теперь есть, так как, эту песню теперь уже везде поют с этим припевом, приобретённым на Кубани»[7].
Исследуя истоки традиционной кубанской культуры, особенности языка «кубанской мовы», Н. И. Бондарь отмечает: «Показателен факт, с которым нам часто приходится сталкиваться в экспедициях. Русские и украинские песни более позднего происхождения, проникавшие на Кубань в начале XX века, в предвоенные и послевоенные годы так и воспринимались — как русские и украинские. А произведения, занесенные в прошлых столетиях первопоселенцами, несмотря на очевидное русское и украинское происхождение, воспринимаются как свои «кубанские», «казачьи».
Уральские и оренбургские казаки.
Музыкальный фольклор уральских (яицких) казаков является менее изученным, чем, например, музыкальный фольклор других локальных казачьих традиций – донского, кубанского и терского казачества, в связи с тем, что ранее публиковались, в основном, лишь литературные тексты песен.
Наиболее ранним музыкально-фольклористическим собранием уральских казачьих песен является сборник Александры и Владимира Железновых, изданный в конце XIX столетия.
Музыкальный фольклор уральских (яицких) казаков – это часть общерусского фольклора. Его самобытность проявляется в тематике, отражающей своеобразные условия исторической, социально-экономической жизни уральских (яицких) казаков, сформировавшей нравственно-бытовые устои, казачье мировоззрение, мироощущение и духовную культуру (Е. И. Коротин).
Исполнение песен уральскими казаками имеет некоторые особенности. Вот как описывает Е. И. Коротин «живое» исполнение казаками песен: «… уральцы поют «истово», с глубоким чувством и артистизмом. Сговорившись о запевале и подголосках, песельники обычно располагаются полукругом. Приложив ладонь, как звукоуловитель, к уху, запевала заводит песню, чутко прислушиваясь к подголоскам. Дав ведущему пропеть половину первого или два начальных стиха строфы…подголоски неожиданно на полуслове подхватывают песню в высокой тональности, своеобразно распевая слоги и звуки…Бывает, что у подголоска не хватает дыхания довести песню. В таких случаях он показывает большой палец правой руки (сигнал бедствия) и кто-то, подхватив ноту, доводит ее до конца».
Необходимо отметить роль подголоска в казачьих народных песнях. А. М. Листопадов называет его «душой песни», «…без него песня кажется не полною, как бы хорошо ни исполняли ее другие голоса. Подголосок оживляет мелодию, варьируемую средними голосами…».
В исполнении уральскими казаками песен присутствует этносвоеобразная манера пения:
— наличие в вокальном интонировании специфического «носового» призвука»;
— присутствие некоторых черт диалекта (яканье («бяжит»), ыканье («бурычка»), цоканье («цяво»);
— своеобразная форма глаголов мужского рода единственного числа прошедшего времени («выезжаил», «собираил);
— существует тенденция к выравниванию гласных «под общий звук» (по словам В. И. Даля);
— распевание слогов текста, игра гласными звуками («в поводу(ае)»), огласовка согласных («повыд(ы)»);
— исполнение песен уральскими казаками отличается волевым накалом, экспрессивностью, энергичностью, привнесением в любую слоговую музыкально-ритмическую форму элементов равномерной акцентности.
Песенный фольклор сибирских казаков.
Начало изучению фольклора сибирских казаков было положено в конце XIX начале XX веков. Песенная культура Сибирского казачества уходит своими корнями в далекое прошлое. В течение нескольких столетий она любовно хранилась и развивалась.
Казачьи песни богаты своим содержанием: они насыщены картинами освоения Сибири и Дальнего Востока и отражают историю защиты восточных рубежей России. В песнях широко отразилась такая существенная сторона дореволюционной казачьей жизни как военная служба со всеми её последствиями: походами, войнами, героизмом казаков, разлукой с семьей, гибелью вдали от родной земли. В песнях запечатлены семейные отношения, нравы, обычаи. Сила песни состоит в том, что она облекает в слова и мелодию мысли и переживания, которые казак выразить сам подчас не в состоянии. В песне закрепился определенный жизненный опыт казачества, отстоялась народная мудрость, в ней мы находим полное выражение народных идеалов.
Каждая группа казаков, где бы она ни находилась, развивала свои песенные традиции, создавала на местах поселения свой богатый репертуар. Однако сибирские казаки, многими нитями связанные с другими казачьими группами России, не были в стороне от развития русского народного творчества. Они усваивали и то новое, что создавалось в устной музыкальной поэзии всего народа.
Песенные жанры сибирского казачества принято делить на две группы соответственно их жизненному назначению:
1. Жанры «внешнего быта», связаны с воинской службой казаков и представляют область мужского песнетворчества.
2. Жанры «внутреннего быта»: в них отражаются особенности мирной
Песнями и музыкой сопровождалась нелегкая жизнь и походы казаков Запорожской Сечи. Их верными друзьями были трубы, котлы, тарбаны, кобзы, а среди казаков находились талантливые исполнители песен. Очень популярной среди простых людей была песня «Ой, на горе да жнецы жнут» о народном герое Петре Сагайдачном:
Ой, на горі та женці жнуть,
А попід горою Козаки йдуть
Исторические и военно-бытовые песни
Ой на горi та женцi жнуть
Песни семейно-бытовые и лирические
Засвистали козаченьки в похiд з полуночi,
Заплакала Марусенька своï яснi очi. 2 р.
Песня принадлежит древнему Запорожскому казачеству. Упоминаемые в ней, Дорошенко был гетманом украинского казачества, а Сагайдачный – атаманом Запорожской сечи. Все песни запорожских и украинских казаков, после уничтожения Сечи (1775 г.), перешли по наследству к кубанским (черноморским) казакам.
Казачьи песни: история, традиции, особенности.
Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню казаков. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Особенностью ее бытования была и является сохранившаяся традиция исполнения песен хором, чему способствовало своеобразие бытового уклада жизни казаков – совместная жизнь в походах, сборах, выполнение сельскохозяйственных работ «всем миром» и т.д. Песня сопровождала казака везде, была его непременным спутником и в горе, и в радости, и в военном походе, и домашних, хозяйственных делах. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция казаков сближается с региональными очагами юга России.
В то же время пению казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.
Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. В песенной традиции казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.
Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
У верховых казаков ценится мужское пение. Женское пение чаще мы слышим в свадебных, хороводных, бытовых, в бабьих жалобных песнях. Хоров как таковых в народе не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек.
Музыкальные инструменты казаки привозили из разных мест России, из стран, где проходили службу. Под гармонь пели «страдания», «романсы» («Сухой я корочкой питалась. »), городской русский фольклор. Более всего музыкальные инструменты использовались на «игрищах», «балах». «Балы» проводились в просторных куренях, которые сдавались молодёжи «в аренду». Играла гармонь, балалайка, скрипка, бубен. Танцевали танцы «из Европы»: польку, кадриль, падеспань, краковяк и другие. Очень популярны были полковые военные оркестры. Они играли в юртовых станицах и городах. Более всего казаки любили воинские, походные, «служивые» песни. Их пели и в семьях, и на службе. Исполнялись они и стариками, и детьми, и женщинами.
Наши предки, несмотря на тяжести и опасности жизни, не теряли душевной теплоты, верили в свои силы и в своё будущее, растили детей своих и внуков в доброте и красоте. Всё это находит отражение в творчестве народа, а народ поистине талантлив. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в песне.
Казачьи станицы и хутора издавна славятся своеобразной песенной культурой. Песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии, поэтому и существует множество песенных жанров: лирические песни, обрядовые, исторические.
В казачьей среде, зародилось большинство исторических песен, получивших затем общерусское звучание и построение. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами Иване Краснощёкове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, событиях 1812 года.
Особенность этих песен в том, что они довольно верно отражают подлинные события и реальные факты. Верно и то, что в них ярко передаётся сила народа, лучшие особенности национального характера. Необходимо также отметить, что широкому распространению исторических песен, их жизнестойкости способствовали напевность, яркость и образность языка.
Исторические песни – единый жанр, но в нём есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разную структуру. Ранние песни носят эпический характер, который проявляется в повествовательности – характер о событиях, изображающиеся объективно, без вмешательства повествователя в их ход. Сюжет в них сводится к описанию событий. Во второй половине 19 века исторические песни значительно отходят от традиционной структуры. Они принимают форму лирического высказывания по поводу события, или ещё, по поводу поведения какого-либо лица. В основе поздних песен – положительные и отрицательные характеристики героев, их прямые оценки. Песни становятся короче, схематичнее и реалистичнее. Но идейно – художественная цель исторических песен едина: они с большой силой выражают патриотические идеи, любовь к Родине, верность за свою Отчизну.
Казачья песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа. Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению.
Баранов, Ф. Н. Песни оренбургских казаков с напевами. Вып. 1. Оренбург,1913; Вып. 2, 3. Казань, 1913.
Бахвалова, В. А. Традиционная культура донского казачества: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Волгоград: [б. и.], 2009. – 25 с.
Железновы, А. и В. Песни уральских казаков. – СПб, 1899
Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: Сборник. Вып. 2 Песни черноморских казаков.-Краснодар, 1997.-320с.
Рудиченко Т.С.Донская казачья песня в историческом развитии (докторская диссертация). Ростов-на-Дону, 2004
Рудиченко Т.С. Деятельность городских молодежных фольклорных ансамблей (Вопросы методики) // Традиционный фольклор современные народные хоры и ансамбля. Вып.П. Л.,1989.
Кабанов А.С. Песня казачья // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии., 1993 С.207-209.
По следам экспедиций А.М.Листопадова // Культура донского края. Страницы истории: Сб.науч.трудов. Ростов Н/Д1993. С.150-168.
Доклад «Казачьи песни»
Доклад готовила по материалам из интернета. Читала его преподавателям ДШИ.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Казачьи песни»»
О ПЕСНЯХ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Казачьи песни России — народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России,
В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков», сост. И.Кравченко, под редакцией А.В.Швера. В 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков», сост. С.Богуславский и Н.Шилов, музгиз, 1937, 109 стр. В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно-бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки. В том же году Сталинградским книжным издательством выпускается второй сборник «Песни донских казаков», где наряду с уже традиционно публикуемыми жанрами появились и образцы детского фольклора.
В обширной коллекции А.МЛистопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.
Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод А.М.Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность.
В 60-е годы вышел коллективный сборник статей «Народная устная поэзия Дона», также посвящённый изучению донского казачьего фольклора (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Среди фольклористов, изучающих песенные традиции Дона, непосредственно анализом и описанием местных стилей занимаются А.С. Кабанов, Т. Рудиченко.
В 80-е годы 20 века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народно-песенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли. исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круг» (г. Москва)
Очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград) Гордость института искусств и культуры– фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица», лауреат многих международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Его известность выходит далеко за пределы региона и страны. Помимо концертной деятельности, ансамбль ведет фольклорно-этнографическую экспедиционную работу по сбору старинных казачьих песен. Руководитель — заслуженный работник культуры РФ, профессор О. Г. Никитенко. В 2011 году ансамбль отметил свой 30-летний юбилей., ансамбли г. Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница» В 1986 году Областном доме народного творчества был создан фольклорный ансамбль «Вольница», который ведет серьезную исследовательскую и пропагандистскую работу казачьего песенного фольклора. Руководителем его является выпускник Ростовской консерватории им. С. Рахманинова Александр Венглевский,. Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.
В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.
= Казачий круг. Пролягала шлях дорожка
= Казачий круг. Вы казачки-казачки
Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном репертуаре героического эпоса в многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядности.
В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Все эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и в традиции донских казаков, «протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.
Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.
. До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного.
При прослушивании этой старинной песни можно легко представить живописную картину: «морозное раннее утро, гордые ухоженные кони бьют копытами и возбуждённо ржут, а казаки, подбадривая друг друга шутками-прибаутками. Они в нетерпении ожидают, когда, наконец, им можно будет поскорее отправиться вскачь по степи, вполне может быть, что и навстречу своей смерти… Песни обычно исполнялись в виде своеобразного диалога. Так, взводный офицер, пожилой опытный «батько», отлично понимая своих молодых горячих «детушек», лукаво прищурившись, отвечает на этот удалой призыв: погодьте, не торопитесь уж так. Но вскоре и сам, словно заражённый всеобщим ликованием, призывает их поскорее встать в строй.»
Особое значение в современной культуре имеют казачьи песни про историю России.
РОССИЯ В КАЗАЧЬИХ ПЕСНЯХ
Песни про историю России стали появляться у казаков еще с середины XV столетия, то есть тогда, когда «казакование» стало распространяться на территории Московского царства. Немалый интерес вызывает песня казаков «Не из тучушки» — о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный. «Пришедшие на поклон к грозному царю, казаки жалуются ему, точно отцу, на горькую долю «безземельников». Напоминая о своих заслугах перед Отчизной, они мягко упрекают царя в невыполнении обещаний, и, сблизившись с князьями да боярами, совсем позабыл о верных своих слугах. Иоанн Васильевич же увещевает казаков, и вновь обещает отдать им земли «до самого моря Хвалынского». Как известно из истории, царь свое обещание выполнил, потому как высоко ценил воинское умение славных наёмников.
= Казачий круг «Ой, да не из тучушки»
Песни про историю России у казаков особенно тёплые, в них звучит исполненная нежности грусть. Россия называется «матушкой», принявшей много нужды и горя, пролившей много слёз и крови. Сердце её терзается болью за своих сынов, но одновременно в нём жива и гордость за них. Переоценить значение песен казаков, любящих свою землю, Бога, Россию, воистину, невозможно. Это не просто фольклорный жанр, это подлинный документ, в котором хранятся важные сведения как о культуре и быте народа, так и о политической ситуации в стране.