Расчет скидок для дебиторов

Дебиторская задолженность: когда и как давать отсрочку по платежам

Нельзя упускать не единой детали, в том числе обратить внимание на процесс эффективной работы с дебиторской задолженностью.

Она составляет внушительную часть валюты баланса организации. Структурно размер задолженности варьируется от 20% для предприятий производственной деятельности до 90% для торговых компаний.

Соответственно, затягивание погашения задолженности может серьезно повлиять на стабильность функционирования предприятия. Корректно составленная кредитная политика даст возможность оптимизировать поток денег и оценить риск, который берет на себя предприятие, что в итоге увеличит его стоимость и благосостояние собственников. Значит, разумно создать кредитную политику, которая будет направлена на решение таких вопросов: кому выдавать товарный кредит, на какой период и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров стоит определить:

Давать или не давать отсрочку?

Решение о предоставлении отсрочки следует принимать после проведения объективного анализа работы контрагента на основе его финансового состояния и качества отношений между партнерами. Анализ следует проводить постоянно по каждому из контрагентов. По его результатам всем присваивается категория качества.

Таблица 1. Категории качества контрагента Расчет скидок для дебиторов

Пятая категория присваивается безнадежным контрагентам. В связи с этим стоит принять меры по возврату дебиторской задолженности.

Период отсрочки платежа и размер скидки

Решения о периоде отсрочки платежа и размере скидки следует принимать на базе расчета экономической эффективности (рост или падение объема торговых отношений с контрагентом). В итоге сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы. Если ожидается приростная прибыль, то выносится решение об изменении кредитной политики.

Определение приростной прибыли

Приростная прибыль — это разность выручки, которая была получена с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.

Эффективность деятельности организации можно оценивать по такому популярному показателю, как EBITDAR (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации). Таким образом, рост выручки следует рассчитывать, учитывая эффективность по данному показателю: (V1 — V0) * R — положительная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде замораживания средств — это размер предоставленной задолженности дебиторов, которая умножается на цену привлечения заемного капитала — средневзвешенной годовой ставки (в %) привлечения кредитов/займов: Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — отрицательная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде предоставления скидки — это произведение размера скидки на объем продаж в ходе изменения кредитной политики: СК * V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

В результате формула будет выглядеть следующим образом:

(V1 — V0) * R — Kd * (ДЗ1 — ДЗ0) — СК * V1 > 0.

В ходе преобразования получаем следующую формулу:

Кроме принципов классификации контрагентов в зависимости от категории качества и формулы расчета целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки, также следует помнить о простых правилах при работе с задолженностью дебиторов. В идеале эти рекомендации следует прописать во внутренних документах организации, упоминать на корпоративном обучении и учитывать при финансовом стимулировании работников.

Учитывая данные по классификации контрагентов, расчету экономической целесообразности, а также рекомендации по работе с дебиторами, можно разработать разумную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и моментально среагировать на условия изменяющегося положения на рынке.

Источник

Опыт эффективной работы с дебиторской задолженностью

В последнее время все чаще высказывается предположение, что Россию ожидает очередной кризис в связи с низкими темпами роста ВВП, снижением официальных прогнозов экономического развития, волатильностью курса иностранных валют. «Стоит ли опасаться второй волны кризиса?» — задаются вопросом финансовые службы компаний. Опасения обоснованы, поэтому компаниям, нацеленным на успешное развитие, необходимо разрабатывать собственные антикризисные стратегии, в частности, стратегии по работе с дебиторской задолженностью.

На практике дебиторская задолженность составляет значительную часть валюты баланса компании. Структурно ее размер в зависимости от вида деятельности колеблется в широком диапазоне: от 20 % для компаний производственной деятельности до 90 % для торговых компаний.

В связи со значительностью данной суммы риск неплатежей по обязательствам может существенно отразиться на стабильности работы компании. Грамотно разработанная кредитная политика позволит оптимизировать денежный поток и оценить риск, принимаемый на себя компанией, что в конечном счете повысит ее стоимость и благосостояние собственников. Следовательно, целесообразно разработать кредитную политику, направленную на решение вопросов о том, кому предоставлять товарный кредит, на какой срок и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров необходимо определить:

Предоставлять или не предоставлять отсрочку платежа?

Решение о предоставлении отсрочки платежа должно выноситься по результатам объективного анализа деятельности контрагента на основании его финансового положения и качества партнерских отношений. Анализ проводится по каждому контрагенту на постоянной основе. По результатам анализа каждому контрагенту присваивается категория качества обслуживания дебиторской задолженности (с 1-ой по 5-ую (табл. 1)).

Таблица 1. Классификация категории качества контрагента

Финансовое положение/партнерские отношенияХорошееСреднееПлохое
ХорошееПерспективный
(1-я категория качества)
Надежный
(2-я категория качества)
Сомнительный
(3-я категория качества)
СреднееНадежный
(2-я категория качества)
Сомнительный
(3-я категория качества)
Проблемный
(4-я категория качества)
ПлохоеСомнительный
(3-я категория качества)
Проблемный
(4-я категория качества)
Безнадежный
(5-я категория качества)

Финансовое положение оценивается по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть определено как:

Партнерские отношения оцениваются на дату проведения анализа и могут быть определены как:

В соответствии с финансовым положением и состоянием партнерских отношений контрагенту присваивается категория качества (см. табл. 1):

Пример 1

В качестве примера рассмотрим ОАО «ВСМПО-Ависма» (далее — контрагент). Данная компания является публичной, в связи с чем финансовая отчетность находится в открытом доступе. С целью определения категории качества выпишем интересующие нас показатели во вспомогательную табл. 2.

Таблица 2. Основные финансовые показатели ОАО «ВСМПО-Ависма»

Прибыль за II полугодие 2013 г.
(стр. 2400)*
Валюта баланса на 30.06.2013
(стр. 1700)
Заемный капитал на 30.06.2013
(стр. 1400 + стр. 1500)
Кредиты и займы на 30.06.2013
(стр. 1410 + стр. 1510)
3 752 26583 295 62944 554 80631 041 792

*Номера строк в бухгалтерском балансе.

Согласно табл. 2 по состоянию на последнюю отчетную дату можно сделать выводы о финансовом положении контрагента. Размер заемных средств составляет 53 % валюты баланса, что не превышает нормативный показатель, равный 60 %. Кредиты и займы составили 37 %, что превышает нормативный показатель 30 %. Согласно рассматриваемой методике на основании отчетности за II полугодие 2013 г. финансовое состояние контрагента можно определить как среднее. Если в процессе деятельности отсутствовали факты просрочки и по условиям имеющихся договоров отсрочка платежа составляет менее 30 дней, контрагенту присваивается 2-я категория качества. Следовательно, необходим анализ на предмет увеличения отсрочки платежа и/или предоставления скидки.

Время отсрочки платежа и размер предоставляемой скидки

Решение о времени отсрочки платежа и размере предоставляемой скидки должно выноситься на основе расчета экономической эффективности (увеличение/уменьшение объема торговых отношений с контрагентом). В результате сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания приростной прибыли принимается решение в сторону изменения кредитной политики.

Расчет формулы определения приростной прибыли

Приростная прибыль рассчитывается как разность выручки, полученной с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.

В рамках существующей финансовой политики эффективность деятельности компании оценивается по аналитическому показателю EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации, аренды, лизинга), в связи с чем увеличение выручки необходимо рассчитывать с учетом рентабельности по данному показателю: (V1V0) x R — положительная составляющая изменения кредитной политики.

Затраты в виде замораживания средств рассчитываются как размер предоставленной дебиторской задолженности, умноженной на стоимость привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой процентной ставки привлечения кредитов/займов: Kd x (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

Затраты в виде предоставления скидки рассчитываются как произведение размера скидки на объем реализации в результате изменения кредитной политики: СК x V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

В результате формула будет выглядеть следующим образом:

Преобразуем ее. Сначала делим на V0:

выделим множитель Kр:

выделим неизвестный коэффициент Kр:

получаем искомую формулу.

где Kр = V1 / V0 — минимально необходимое увеличение объема реализации;

V0 — годовой объем реализации до применения кредитной политики;

V1 — годовой объем реализации в результате изменения кредитной политики;

ДЗ0 — дебиторская задолженность до применения кредитной политики;

ДЗ1 — дебиторская задолженность в результате изменения кредитной политики;

R = EBITDAR / Выручка – Рентабельность;

Kd — средневзвешенная ставка по заемному капиталу;

Рассмотрим пример расчета отсрочки платежа и размера предоставляемой скидки. Сначала необходимо определить собственные финансовые показатели, такие как рентабельность продаж по EBITDAR (прибыль до уплаты налогов, процентов, амортизации, арендных и лизинговых платежей) и средневзвешенная ставка по заемному капиталу.

ОАО «ВСМПО-Ависма» (см. пример 1) по результатам финансово-хозяйственной деятельности за I полугодие 2013 г. были достигнуты следующие показатели:

Рассмотрим на примерах порядок расчетов, позволяющих определить целесообразность предоставления скидки.

Пример 2

Контрагент просит об изменении условий контракта в виде увеличения срока отсрочки платежа с 30 до 60 дней. Следовательно, коэффициент ДЗ0 / V0 увеличится с 30 / 365 = 0,0822 до 60 / 365 = 0,1644. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для покрытия вновь образовавшейся дебиторской задолженности:

Как показывают расчеты, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 6,1%.

Пример 3

Контрагент просит об изменении условий контракта в виде получения скидки в размере 2 %. Рассчитаем минимальное увеличение взаимного торгового оборота для компенсации потери прибыли:

Таким образом, изменение условий контракта должно сопровождаться увеличением торгового оборота с контрагентом не менее чем на 19,2 %.

Помимо описанного выше правила ранжирования контрагентов по категориям качества и приведенной формулы расчета экономической целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки также необходимо следовать простым правилам работы с дебиторской задолженностью. В идеале данные правила должны быть прописаны во внутренних документах компании, упоминаться на корпоративных тренингах и учитываться при материальном стимулировании сотрудников.

Основные правила работы с дебиторской задолженностью:

Таким образом, совокупный анализ дебиторской задолженности, включающий правила ранжирования контрагентов, расчет экономической целесообразности, а также правила работы с дебиторами, позволит предприятию выработать рациональную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и оперативно среагировать на условия быстро меняющейся конъюнктуры рынка.

Источник

Дебиторская задолженность: когда и как давать отсрочку по платежам

Всем компаниям, которые ставят своей целью успешное развитие, требуется создавать антикризисные планы действий, чтобы быть готовыми к разным внеплановым ситуациям. Нельзя упускать не единой детали, в том числе обратить внимание на процесс эффективной работы с дебиторской задолженностью.

Она составляет внушительную часть валюты баланса организации. Структурно размер задолженности варьируется от 20% для предприятий производственной деятельности до 90% для торговых компаний.

Соответственно, затягивание погашения задолженности может серьезно повлиять на стабильность функционирования предприятия. Корректно составленная кредитная политика даст возможность оптимизировать поток денег и оценить риск, который берет на себя предприятие, что в итоге увеличит его стоимость и благосостояние собственников. Значит, разумно создать кредитную политику, которая будет направлена на решение таких вопросов: кому выдавать товарный кредит, на какой период и на каких условиях. В рамках заключаемых с контрагентами договоров стоит определить:

Давать или не давать отсрочку?

Решение о предоставлении отсрочки следует принимать после проведения объективного анализа работы контрагента на основе его финансового состояния и качества отношений между партнерами. Анализ следует проводить постоянно по каждому из контрагентов. По его результатам всем присваивается категория качества.

Таблица 1. Категории качества контрагента

Финансовое состояние/отношения между партнерами

Финансовое состояние определяется по отчетности на последнюю отчетную дату и может быть оценено следующим образом:

Отношения между компаниями-партнерами оцениваются на момент проведения анализа и могут быть определены следующим образом:

С учетом финансового положения и оценки отношения между компаниями-партнерами контрагенту присваивается та или иная категория качества:

Пятая категория присваивается безнадежным контрагентам. В связи с этим стоит принять меры по возврату дебиторской задолженности.

Период отсрочки платежа и размер скидки

Решения о периоде отсрочки платежа и размере скидки следует принимать на базе расчета экономической эффективности (рост или падение объема торговых отношений с контрагентом). В итоге сравниваются дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы. Если ожидается приростная прибыль, то выносится решение об изменении кредитной политики.

Определение приростной прибыли

Приростная прибыль – это разность выручки, которая была получена с дополнительного объема, и затрат в виде замораживания средств в дебиторской задолженности, а также предоставления скидки на дополнительный объем.

Эффективность деятельности организации можно оценивать по такому популярному показателю, как EBITDAR (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации). Таким образом, рост выручки следует рассчитывать, учитывая эффективность по данному показателю: (V1 – V0) * R — положительная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде замораживания средств – это размер предоставленной задолженности дебиторов, которая умножается на цену привлечения заемного капитала – средневзвешенной годовой ставки (в %) привлечения кредитов/займов: Kd * (ДЗ1 – ДЗ0) — отрицательная составляющая корректировки кредитной политики.

Затраты в виде предоставления скидки – это произведение размера скидки на объем продаж в ходе изменения кредитной политики: СК * V1 — отрицательная составляющая изменения кредитной политики.

В результате формула будет выглядеть следующим образом:

(V1 – V0) * R – Kd * (ДЗ1 – ДЗ0) – СК * V1 > 0.

В ходе преобразования получаем следующую формулу:

Kр > (R – Kd * ДЗ0 / V0) / (R – Kd * ДЗ1 / V1 – СК),

Кроме принципов классификации контрагентов в зависимости от категории качества и формулы расчета целесообразности предоставления отсрочки и/или скидки, также следует помнить о простых правилах при работе с задолженностью дебиторов. В идеале эти рекомендации следует прописать во внутренних документах организации, упоминать на корпоративном обучении и учитывать при финансовом стимулировании работников.

К ним можно отнести:

Учитывая данные по классификации контрагентов, расчету экономической целесообразности, а также рекомендации по работе с дебиторами, можно разработать разумную стратегию, которая при необходимости позволит учесть и моментально среагировать на меняющиеся условия рынка.

Источник

Расчет скидок для дебиторов

Для чего нужен расчет дебиторской задолженности?

Расчет дебиторской задолженности (ДЗ) — процедура, знакомая составляющим бухгалтерский баланс специалистам. Проводится она при составлении бухгалтерской отчетности, а также при необходимости получения информации о ДЗ для управленческих и (или) иных целей.

Для того чтобы в балансе по строке 1230 «Дебиторская задолженность» появились данные, требуется:

Алгоритм проведения инвентаризации ДЗ см. в материале «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

КонсультантПлюс предупреждает:
Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). При этом сомнительной может быть признана не только задолженность с наступившим сроком погашения, но и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, если. Подробности смотрите в К+, получив пробный демо-доступ к системе бесплатно.

Для чего нужна расшифровка ДЗ и как ее оформить, см. в материале «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности — образец».

По какой формуле провести расчеты ДЗ, расскажем в следующем разделе.

Как рассчитать дебиторскую задолженность?

Универсальной формулы для расчета ДЗ не существует. В каждой фирме структура дебиторки может быть различной, а потому состав формулы корректируется.

В общем случае используется следующая формула:

ДЗ = дебетовое сальдо (сч. 60 + сч. 62 + сч. 68 + сч. 69 + сч. 70 + сч. 71 + сч. 73 + сч. 76) – сч. 63,

сч. 60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по предоплате, связанной с поставкой МПЗ, выполнением работ и др.;

сч. 62 — «Расчеты с покупателями и заказчиками» по отгруженной продукции, выполненным работам, оказанным услугам;

сч. 68 — «Расчеты по налогам и сборам» в части имеющихся налоговых переплат;

сч. 69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по уплаченным в ФСС и ПФР излишним суммам;

сч. 70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда» при наличии зарплатной переплаты;

сч. 71 — «Расчеты с подотчетными лицами» по денежным средствам, выплаченным сотрудникам под отчет;

сч. 73 — «Расчеты с персоналом по прочим операциям» по суммам предоставленных сотрудникам займов или по иным операциям;

сч. 75 — «Расчеты с учредителями» по долгам учредителей по вкладам в уставный капитал фирмы;

сч. 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в связи с начисленными доходами от совместной деятельности, санкциями, признанными должниками за невыполнение договорных условий и др.;

сч. 63 — «Резервы по сомнительным долгам» по сумме сформированного резерва.

Разъяснения от КонсультантПлюс:
При отражении в отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов (дебетовым и кредитовым остатками по счетам 62, 60, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76). Подробнее читайте в К+. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Общий вид формулы по расчету ДЗ корректируется в зависимости от наличия или отсутствия:

Например, у фирмы нет сомнительных дебиторов, переплат по налогам и взносам во внебюджетные фонды, под отчет деньги не выдаются и прочие денежные операции по расчетам с сотрудниками в отчетном периоде отсутствуют, а уставный капитал полностью оплачен учредителями. В таком случае скорректированная формула для расчета ДЗ будет иметь вид:

ДЗ = дебетовое сальдо (сч. 60 + сч. 62 + сч. 76).

Посмотреть пример заполнения строки 1230 «Дебиторская задолженность» и фрагмент заполнения бухгалтерского баланса вы можете в КонсультантПлюс. Пробный демо-доступ к системе можно получить бесплатно.

Когда показатель ДЗ используется в других формулах, читайте далее.

В каких формулах участвует показатель дебиторской задолженности?

Показатель ДЗ используется при расчете разнообразных финансовых коэффициентов, например:

Алгоритм расчета финансовой устойчивости см. в материале «Проведение анализа коэффициентов финансовой устойчивости».

Как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторки, расскажет материал «Оборачиваемость дебиторской задолженности (формула)».

Итоги

Расчет дебиторской задолженности необходим для отчетных и управленческих целей. На основе рассчитанной суммы дебиторки проводится расчет финансовых коэффициентов и оценивается деятельность фирмы.

Источник

Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам

Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».

Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.

Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.

Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.

Расчет скидок для дебиторов

В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.

Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.

Как образуется задолженность

Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.

Со стороны контрагентов:

Со стороны госструктур:

Со стороны сотрудников и участников предприятия:

Как посчитать ликвидность

Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.

1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5

2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:

Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.

Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.

Оценка качества задолженности

Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.

По отношению к сроку погашения:

Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.

Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

По вероятности возврата:

По величине срока погашения:

Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:

Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.

По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)

Как анализировать

Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:

Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.

Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).

Как повысить качество и ликвидность

В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.

Действовать можно по нескольким фронтам:

Как можно работать с рисками

1.Прописать в договоре

2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;

Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги

Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.

Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;

Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *