раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Вопрос

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Город к..зался вым..ршим: пусты(н, нн)ые улицы зам..ло снегом холодные гр..мады домов з..яли ранами бе..жизне(н, нн)о повисли сорва(н, нн)ые провода троллейбусы (на́)мертво вмёрзли в сугробы.
Но ране(н, нн)ый измуче(н, нн)ый город прод..лжал жить творческой жизнью: в ос..ждё(н, нн)ом городе Шостакович написал свою знаменитую симфонию назва(н, нн)ую Ленинградской в подвалах Эрмитажа работали прославле(н, нн)ые художники архитекторы учёные отказавшиеся (не)смотря на пр..клонный возр..ст и гаснущее здоровье уехать из Ленинграда. Билибин замечательный художник(сказочник) до последнего своего дня он умер в феврале 1942 года работал над образами были(н, нн)ых русских б..гатырей. На все предложения уехать старый художник (не, ни)изме(н, нн)о отвечал Из ос..ждё(н, нн)ой крепост.. (не, ни)бегут а обор..няю(тся, ться).

(По И. Никифоровской)

2. Выразительно прочитайте текст. Укажите стиль речи, обоснуйте ответ.

3. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль. Какие типы речи сочетаются в тексте?

4. Расскажите, какие особенности построения текста делают его выразительным: определите смысловые отношения между абзацами, а во втором абзаце — между предложениями; найдите экспрессивные языковые средства.

6. Выполните лексический разбор выделенных в первом абзаце слов.

7. Сделайте словообразовательный разбор выделенных во втором абзаце слов.

9. Найдите предложение с составным именным сказуемым. Укажите, чем оно выражено.

10. Какие орфограммы представлены в корнях с пропущенными буквами?

11. Расскажите о написании не — ни на примерах данного текста.

12. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в данном тексте. Подтвердите ответ примерами.

Подсказка

Объясним правописание слов:

Источник

Повторение. ГДЗ по русскому языку за 8 класс

Упр. 400 (401). Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, площади, улицы, сады и парки.

Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания, перед которыми захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть. Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной и скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако, в отличие от других искусств, произведения архитектуры можно не только созерцать, но и использовать.
(«Что такое? Кто такой?»)

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Упр. 402 (403). Однажды в доме появился еще один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее, он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого к себе домой.

Дома доктор вымыл его теплой водой с мылом и накормил. По привычке пес вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил, давился. Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

«Ну, теперь ступай», — сказал доктор, когда пес наелся и подтолкнул его с террасы.

Пес уперся и задрожал.

«Гм. » — произнес доктор и сел в качалку. Наступал вечер, небо потемнело, но не гасло совсем. Загорелись самые крупные звезды. Гончий пес улегся на террасе и задремал.
(Ю. Казаков)

Спешил — спешка, наспех, спешно.

Качалка — качать, качели, покачнуться.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Упр. 404 (405). Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад, все было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми, молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна в тени, правая, мокрая, глянцевая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету, соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
(Л. Толстой)

Собиралась — соберусь, собиратель.

Блестела — блистать, блеснула.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

а) [расы́пъныь] — 5 слогов
[р] — согл., звонк., тв.
[a] — гласи., безуд.
[с] — согл., глух., тв.
[ы] — гласи., уд.
[п] — согл., глух., тв.
[ъ] — гласи., безуд.
[н] — согл., звонк., тв. [ы] — гласи., безуд.
[ь] — гласи., безуд.
9 звуков
Рассыпанные — 11 букв

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

в) 1. Рассыпанные — причастие. Ели (какие?) рассыпанные, признак предмета по действию.
2. Рассыпать.
3. Страд., невозвр., сов. вид, прош. вр.
4. Мн. ч., И. п.
5. Ели (какие?) раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Повеств., невоскл.. сложное:

1- я ч.: простое, двусост., нераспр., полное.
2- я ч.: простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Упр. 405 (406). Город казался вымершим, пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы.

Но раненый, измученный город продолжал жить творческой жизнью: в осужденном городе Шостакович написал свою знаменитую симфонию, названную «Ленинградской», в подвалах Эрмитажа работали прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся, несмотря на преклонный возраст и гаснущее здоровье, уехать из Ленинграда. Билибин, замечательный художник-сказочник, до последнего своего дня (он умер в феврале 1942 года) работал над образами былинных русских богатырей. На все предложения уехать старый художник неизменно отвечал: «Из осажденной крепости не бегут, а обороняются».
(По И. Никифоровской)

Источник

Раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Зима 1941/42 года в Ленинграде. Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады.

Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды.

В лютую первую блокадную зиму в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств жили и работали многие прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся, несмотря на преклонный возраст и гаснущее здоровье, эвакуироваться из Ленинграда.

Сдавать Ленинград нельзя. Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильное смерти. И потому город стоял насмерть. Рядом с солдатами насмерть стояли рабочие, ученые, поэты, музыканты, художники.

Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

В промерзлых комнатах дома № 38 по улице Герцена, где помещался Ленинградский Союз советских художников, шла своя особая, напряженная жизнь. Просторный старый дом с двумя высокими залами для выставок, с большими, некогда светлыми мастерскими стал неузнаваем. В комнатах на втором этаже были сооружены нары, топились печки-«буржуйки», горели тусклые коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью.

Руки художников понадобились и для другого очень важного дела. Шла срочная упаковка готовящихся к эвакуации сокровищ Эрмитажа и Русского музея.

Но среди всех бесчисленных и нужных дел, самоотверженно выполняемых художниками, самым ответственным и главным для них делом с первого дня войны стала массовая наглядно-изобразительная агитация.

Сколько разнообразных форм агитационного искусства пришлось освоить художникам Ленинграда в первые же месяцы войны! Они работали над листовками по агитации среди войск противника, создавали десятки, сотни рисунков для газет, выполняли художественные открытки, которые печатались большими тиражами. Тематика их была самой разнообразной: славное военное прошлое русского народа, боевые эпизоды Великой Отечественной войны, подвиги героев Ленинградского фронта и партизанского движения. Зачастую на открытках воспроизводились лучшие плакаты и листы «Боевого карандаша», репродуцировались известные картины русских и советских художников. Особой любовью пользовались на фронте и в тылу литографированные открытки А. Остроумовой-Лебедевой, неустанно прославлявшей немеркнущую красоту родного Ленинграда.

Источник

А музы не молчали

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

Зима 1941 года. Ленинград. Холодно, голодно. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады.

Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды. Как здесь можно Жить?!

В лютую первую блокадную зиму в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств жили и работали многие прославленные художники, архитекторы, ученые.

Искусство в блокадном Ленинграде

В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников.

1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей. Череда бесконечных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим. Пустынные улицы замело снегом, чернели промерзшие громады домов, безжизненно висели сорванные провода, троллейбусы и трамваи намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, тепла, воды. И все-таки Ленинград жил и героически боролся.

Улица Герцена, 38. В промерзлых комнатах этого дома ленинградского Союза художников шла в дни блокады особая, напряженная жизнь. Просторное помещение с двумя высокими залами, с большими, некогда светлыми мастерскими стало неузнаваемым. По углам стояли невесть откуда взявшиеся кровати, топились печи-«буржуйки», горели коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые, бледные лица. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной энергией, упорством, страстью.

Алексей Фёдорович Пахомов

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизньюВ 1941 году начал работать над большой серией автолитографий «Ленинград в дни блокады». Первые листы этой серии – «Везут в стационар», «За водой», «В очаге поражения» – потрясают ранящей душу правдой изображения быта города-героя. Всего им сделано более 30 художественных хроник ленинградской жизни, которые при всей предельной достоверности являются не просто зарисовками с натуры, а композициями, сделанными на основе размышлений и строгого отбора деталей.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

В минуты передышки, скупо дарованные войной, мастера изобразительного искусства рисовали, писали этюды, лепили, хотя по своей специфике труд скульптора нуждался и в материалах, и в условиях работы, обеспечить которыми в те тяжелые дни, казалось, было невозможно. К сожалению, далеко не все произведения, выполненные тогда в пластилине и воске, удавалось перевести в гипс. Многие работы погибли, иные «перевоплощались» из-за недостатка материала в другие вещи. Но скульпторы делали все возможное, чтобы сохранить свои произведения.

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

В. Пинчук в конце 1941 года создает скульптуру «Балтиец».

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизнью

В. Лишев «Проверка документов» 1941

Именно таким поэтом и была Ольга Берггольц, которая внушала изможденным людям волю к жизни и веру в победу. В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но муж ее, Николай Степанович Молчанов, умер, и Ольга Федоровна осталась в городе. Ольга была автором мало кому известных детских книжек и стихов, но в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость ленинградцев. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».

Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

он к женщинам семьи своей взывал,

Искал ее, обшаривая тьму.

И юная дружинница склонилась

И он в склоненной мать свою узнал.

Он зашептал, одолевая муку:

Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?

И снова наклоняется она,

исполненная правдой и любовью.

у твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

Ты веришь, воин. Отступая, бред

сменяется отрадою покоя.

Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

покуда сердце женское с тобою.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

раненый измученный блокадный ленинград продолжал жить творческой жизньюСвой вклад в укрепление духа наших людей внёс композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович своей легендарной 7-й симфонией («Ленинградской»), созданной им в основном в 1941 году в городе Ленинграде. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. «Художники осажденного города».- М., «Искусство»,1985

2. «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».- СПб: Palace Editions, 2003. /

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *