рамт лысая певица актеры

«Лысая певица», которую никто не видел

рамт лысая певица актерыПо большому счёту, Российский академический молодёжный театр готовился представить зрителю «Лысую певицу», абсурдистскую пьесу Эжена Ионеско, ещё в прошлом сезоне, тогда же состоялась и генеральная репетиция, но всем планам было суждено разбиться о преждевременное закрытие театров по эпидемиологическим соображениям в середине марта. Буквально на днях в Чёрной комнате возобновились прогоны спектакля, и уже 15 октября долгожданная постановка режиссёра Екатерины Половцевой пополнила репертуар РАМТа.

«Лысая певица», таким образом, стала первой официальной премьерой театра в новом, юбилейном сезоне, поскольку запланированный ещё на 11 сентября премьерный показ «Сына» Юрия Бутусова по одноимённой пьесе Флориана Зеллера вынужденно был перенесён на 28 октября.

«Комедия абсурда – это комедия ежедневных узнаваемых каждым ситуаций, – говорит Екатерина Половцева. – И возможность на время отстраниться от этой повседневной абсурдности, признать ее беспощадность, бессмысленность и иллюзорность». Собственно, само рождение театра абсурда как нового направления в искусстве связывают как раз с именем Эжена Ионеско, чья дебютная «Лысая певица», наряду с пьесами Сэмюэля Беккета, считается классическим произведением абсурдного течения.

рамт лысая певица актерыЛюбопытна сама история создания пьесы, или как говорят в контексте театра абсурда – «антипьесы». Изучая английский язык по руководству Альфонса Шереля и механически заучивая предлагаемые пособием конструкции, Ионеско вместе с тем будто заново постигал, казалось бы, такие неопровержимые истины, как то, что в неделе ровно семь дней, ни больше ни меньше, или что потолок находится вверху, а пол, соответственно – внизу. Из руководства он позаимствовал и безликие фамилии героев своей будущей пьесы.

Действующих лиц у Ионеско всего-ничего:

– супруги мистер и миссис Смит;
– их служанка Мэри;
– супружеская пара Мартинов, мистер и миссис;
– начальник пожарной команды.

И ни слова про ту самую лысую певицу, которая фигурирует в названии спектакля. Всё дело в том, что первоначально Ионеско хотел назвать свою пьесу «Английский без труда», ссылаясь на заглавие злополучного самоучителя Шереля, однако на одной из репетиций актёр, игравший роль начальника пожарной команды, оговорился и в своём длинном, крайне запутанном монологе вместо «учительницы блондинки» («institutrice blonde») выдал «лысую певицу» («cantatrice chauve»). Это так понравилось Ионеско, что им было принято решение изменить название, а оговорку закрепить в конечном варианте пьесы.

рамт лысая певица актерыУникальность Чёрной комнаты – в её метаморфозах. На этот раз театральное пространство трансформируется в гостиную загородного дома Смитов, скромно обставленную, с чёрно-белым настенным телевизором, графином на каминной полке и огромным зеркалом, из которого за хозяевами то и дело наблюдает служанка Мэри (Татьяна Шатилова). Сначала в комнату воровато просачивается мистер Смит (Алексей Бобров), он удобно устраивается в своём кресле с газетой в одной руке и сигарой – в другой. Впрочем, его идиллия вскоре нарушается появлением миниатюрной миссис Смит (Анна Ковалёва), за чьей опрятной наружностью скрывается энергичный, вспыльчивый темперамент скучающей замужней женщины. Бьют часы, бьют не абы сколько, а целых семнадцать раз. Впрочем, из-за духа противоречия часы в этом доме бьют столько, сколько им вздумается и, со слов хозяев, вечно показывают прямо противоположное время. Развлечения ради миссис Смит начинает увлечённо болтать о том, как по вкусу ей пришёлся сегодняшний ужин. Она не сообщает мужу ничего существенного, ничего такого, чего бы он не знал, поэтому мистер Смит до поры позволяет себе сводить своё участие в разговоре до физического присутствия: уткнувшись в номер «Таймс», мужчина курит и отстранённо пощёлкивает языком. Престранная коммуникация, лишённая здоровых причинно-следственных связей и которую язык не повернётся назвать полноценным общением.

Появляются Мартины – интеллигентная с виду пара, – припозднившиеся к ужину. Оба в совершенном смущении: им кажется, что они где-то встречались, но никак не вспомнят, где именно. В попытках разобраться, кем же в действительности приходятся друг другу, незадачливые супруги распаляются всё больше и доходят до крайней степени возбуждения. Однако внешнее спокойствие возвращается к ним так же быстро, как и было утрачено, оживлённую дискуссию можно считать исчерпанной: мистер Мартин (Виталий Тимашков) снова обретает свою жену, а миссис Мартин (Людмила Пивоварова) – мужа.

рамт лысая певица актерыМежду соседями завязывается тривиальная беседа ни о чём, мистер и миссис Смит между делом обмениваются едкими замечаниями. Большого труда стоит мистеру Смиту скрывать неприязнь к собственной жене, и постепенно его интерес переключается на хорошенькую миссис Мартин, которая, впрочем, на знаки внимания отвечает взаимностью.

Кстати или некстати в гости к Смитам заглядывает начальник пожарной команды (Александр Пахомов), его печальная, стеснённая рабочей одеждой фигура выглядит сиротливо и неуместно в кругу столь светского общества. Под видом правдивых историй он рассказывает собравшимся полнейшие небылицы, остальные же создают видимость заинтересованности. Даже Мэри изъявляет желание участвовать в разговоре, её появление оказывает сильнейшее впечатление на капитана пожарной команды, однако Смиты категорически против её присутствия.

Действие развивается стремительно после ухода капитана. В гнетущем полумраке гостиной наружу вырывается тёмная сущность, которая сталкивает лбами прежде миролюбиво настроенных мистеров и миссис: охваченные приступом коллективного безумия, они механически произносят вырванные из контекста реплики, стараются перекричать друг друга, пока наконец в эпицентре откровенной шизофрении отдельные фразы распадаются на бессмысленную какофонию звуков, не способных отражать окружающую действительность. Окончательная деградация языка вымотала героев до предела, сведя на нет всяческие попытки пробить стену непонимания и отчуждения.

рамт лысая певица актерыКогда в комнате снова зажигается свет, на том самом месте, где некогда сидели мистер и миссис Смит, ровно таким же манером расположились мистер и миссис Мартин – спектакль оказался закольцован. Очевидной становится взаимозаменяемость главных героев: Смиты – это те же Мартины, а Мартины – всё равно, что Смиты. Это люди штампованного сознания, живущие в примитивном мире догм и пустопорожних разговоров о банальностях, в котором негде взойти ростку здравого смысла и негде вспыхнуть даже самой маленькой искорке, которую безуспешно ищет капитан пожарной команды: здесь нет подлинной жизни, нет любви – только иллюзия оных, жалкая пародия, доведённая до абсурда.

Милена Негребецкая специально для Musecube
Фотографии Екатерины Апциаури можно увидеть здесь

Источник

О силе мысли и абсурде жизни: в РАМТе премьера спектакля «Лысая певица»

рамт лысая певица актеры

«Забудем все, чего не было между нами…»

Стены из картона, склеенные скотчем, электронный камин, «живые» таинственные часы, черно-белый телевизор и электроприборы, управляемые силой мысли… Привет то ли из будущего, то ли из прошлого. В Российском Академическом Молодежном театре премьера спектакля «Лысая певица» по пьесе Эжена Ионеско.

«Жизнь – абсурд, – говорит режиссер Екатерина Половцева. – Пора признать эту банальность и дать волю абсурду на сцене. Нам хотелось уйти от абсурдистских штампов: от погружения зрителя в философские подтексты, от глубокомысленности и многозначительности».

Абсурд здесь повсюду: начиная с картонных стен, которые запросто можно пробить кулаком, и заканчивая часами за зеркалом над камином – невероятные, живые, абсурдные. Сначала они бьют семь часов, потом три, а затем и вовсе их вешают на стену, потому что они смолкают – мир окончательно вывернулся наизнанку и перестал быть реальным.

Здесь каждый говорит друг с другом, но на самом деле – сам с собой, потому что люди часто не интересны друг другу, особенно если долго живут вместе, то перестают ценить общение. Так и миссис Смит (Анна Ковалева) говорит про еду, обращаясь к мужу – мистеру Смиту (Алексей Бобров), а тот лишь читает газету и не слышит ее. А за зеркалом над камином периодически возникает силуэт служанки (народная артистка России Татьяна Шатилова), которая, как мы поймем чуть позже, настоящий Шерлок Холмс – она подглядывает за Смитами, подслушивает, о чем они говорят с друзьями…

рамт лысая певица актеры

А господа тем временем задаются вопросом при чтении газеты:

— Почему указывается возраст усопших, а возраст новорожденных нет?

И поначалу кажется, что абсурдно тут абсолютно все. Но оказывается, и здесь есть своя логика. По словам режиссера, если в нее вникнуть, то можно увидеть интересный смысловой узор.

«Комедия абсурда – это комедия ежедневных узнаваемых каждым ситуаций. И возможность на время отстраниться от этой повседневной абсурдности, признать ее беспомощность, бессмысленность и иллюзорность», – отмечает Екатерина Половцева.

В этом спектакле вообще главное – действие, а не слова, которые зачастую не имеют смысла, потому что они не выражают реальных мыслей человека. Нередко за ними прячут то, что кроется в уме на самом деле. Достаточно вспомнить миссис Мартин (Людмила Пивоварова), которая, кажется, никогда не перестает улыбаться. Она делает это в любой ситуации и при любых обстоятельствах, даже, когда ее мужа ударяет током.

рамт лысая певица актеры

Стоит отметить, что образ каждого персонажа тут тоже доведен до абсурда. Служанка, например, ест мух и смотрит «Санта-Барбару». И невольно возникает мысль, что вся наша жизнь и есть одна сплошная «Санта-Барбара». Она проносится перед нами будто сцены из немого кино. И то, что мы видим, гораздо красноречивее реплик героев. Всего в одной сцене разговора перед зрителем предстает вся жизнь действующих лиц и история их отношений.

«В нашем спектакле главное – это игра, совокупность игр. Игра как способ выжить», – подчеркивает режиссер спектакля.

рамт лысая певица актеры

И накал этих эмоций в какой-то момент достигает такого апогея, что появляется Пожарный (Александр Пахомов). «У меня приказ тушить все пожары в городе», – говорит он. Да тут и вправду только что был пожар – пожар чувств от небывалого накала эмоций! А потом они ползают по полу, рвут картон на стенах и среди этих сумасшедших абсолютно невозмутимая Служанка спокойно говорит нам: «Не обращайте внимания. Они не так плохи, как кажутся».

Но в конце концов загорается все. И что может потушить этот пожар? Да и может ли. «Свобода!» – кричат действующие лица. Свобода от чего? От привычки жить по правилам, от притворства или друг от друга? Люди-марионетки. Они словно все не принадлежат сами себе. Короткое замыкание и эти нервнобольные люди трясутся, что-то кричат, и по обрывкам фраз – игре слов – в очередной раз становится понятно, что тут никто никого не слышит, даже если внимательно слушает:

А потом все начинается сначала: те же мизансцены, те же беседы, только на месте Смитов – Мартины. И это еще раз доказывает главную мысль, что все люди в этом мире живут по одному сценарию.

В этой постановке важна каждая мелочь и любая деталь. Даже в финале актеры кланяются спинами в зал, потому что только что показали нам мир наизнанку, в котором жизнь – это абсурд, а абсурд – это жизнь.

Источник

В РАМТе поселилась «Лысая певица»

Черная комната театра стала обителью черного юмора Эжена Ионеско

В репертуаре Российского молодежного театра (РАМТ) появилось новое название – «Лысая певица» Эжена Ионеско. Если эти четыре слова вам ни о чем не говорят, то увиденное точно не оставит равнодушным. Хотя может и повергнуть в шок с непривычки. Ведь речь не о буквальной трагичной истории облысевшей исполнительницы с привычными драматическими элементами, а о театре абсурда глазами отца основателя жанра драматурга Эжена Ионеско. Корреспондент «МК» побывал на предпремьерном показе и узнал у молодого режиссёра Екатерины Половцевой (мастерская Сергея Женовача), в чем секрет осмысленного абсурда.

рамт лысая певица актеры

Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

Одним черным-черным вечером, в одной черной-черной комнате шесть артистов очень по-черному шутили. Звучит, как детская страшилка. Но в РАМТе действительно есть Черная комната для спектаклей малой формы. И вечерами шесть артистов под руководством молодого режиссера будут вовлекать зрителей в осмысленный абсурд.

Еще в далеком 1948 году французский драматург Эжен Ионеско написал первую пьесу «Лысая певица». Легенда гласит, что замысел возник в голове у драматурга, когда тот учил английский язык. Перечитывая предложения, он почувствовал, что не учит язык, а скорее открывает прописные житейские истины. Вроде того, что в неделе семь дней, потолок — наверху, а пол — внизу. Нередко английские учебники используют условных персонажей для диалогов. Ими стали супруги Смит, которые в дальнейшем появились уже в пьесе Ионеско.

рамт лысая певица актеры

Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

Драматурга поразило, как миссис Смит методично сообщает мужу, что у них несколько детей, живут они в окрестностях Лондона, что их фамилия Смит, сам господин Смит — служащий. А еще у них есть служанка Мэри, которая, как и они, англичанка. Этот, казалось бы, обыденный опыт стал основой одной из самых абсурдных, но вовсе не глупых пьес. А название изначально никакого отношение к певице не имело. И звучало просто – «Английский без труда».

– Сейчас мы расскажем вам трагичную историю одной певицы. Она облысела, как вы понимаете из названия. Спектакль длится часов 7… – говорит Екатерина Половцева перед началом.

На самом деле действие идет всего 1,5 часа без антракта. За это время зритель знакомится с двумя супружескими парами Смитами (Алексей Бобров и Анна Ковалева) и Мартинами (Виталий Тимашков и Людмила Пивоварова), а также служанкой Мэри (Татьяна Шатилова) и пожарным (Александр Пахомов). Пожалуй, на этот логичное построение заканчивается.

рамт лысая певица актеры

Пожарный — Александр Пахомов, миссис Смит — Анна Ковалева. Фото: Мария Моисеева.

В бумажном доме, где то и дело включается телевизор со старыми американскими рекламными роликами, происходит полная неразбериха. Герои обмениваются бессмысленными фразами, улыбаются друг другу, домовито ухаживают друг pа другом как порядочные супруги. А затем резко шагают в альтер-эго, открывая зрителю другую правду о себе – сюрреалистично, неожиданно и очень смешно.

В то же время, супруги Мартины вообще пытаются минут 20 друг с другом познакомиться – флиртуют, заигрывают… Стоп. Они же женаты уйму лет! У них даже общая дочка есть с разными глазами. А что делает пожарный за дверью? И почему служанка то и дело возникает со своим здравомыслием? Что вообще происходит?! Но прямого смысла лучше не искать. Позвольте абсурду проникнуть в ваш разум, и все встанет на свои места.

После спектакля разговариваем с режиссером Екатериной Половцевой.

– Чем вас привлекла эта пьеса?

– Мне захотелось сделать осмысленный абсурд. То есть не странность ради странности, а найти мотив для того, чтобы люди рождали этот странный текст из себя. Ведь это так похоже на нашу жизнь: подслушанные куски телефонных разговоров в маршрутке или диалоги за соседним столиком в кафе, выкрики соседей в разгар семейных ссор, обрывки политических передач по телевизору. И все эти люди живут своей жизнью, у них есть семьи, дети, мечты, цели, разочарования и ожидания. Это не просто картонные странные фигурки. Вот и захотелось придумать людей из этой пьесы, расшифровать их мотивы и постичь структуру их мышления. Что оказалось гораздо труднее, чем при разборе психологических пьес. Но тем и интереснее.

рамт лысая певица актеры

Миссис Смит — Анна Ковалева, мистер Смит — Алексей Бобров. Фото: Мария Моисеева.

– Почему обсуждать насущные проблемы через абсурд и гротеск лучше, чем традиционным драматическим методом?

– Абсурд даёт возможность взглянуть на самые неразрешимые, страшные проблемы под углом фарса, саркастической сатиры и от души посмеяться над тем, что в обычной жизни может причинять сильную душевную боль. Ведь ситуация в пьесе страшная – люди живут вместе, внешне у них все замечательно: дети, уютный дом в хорошем районе, идеально устроенный быт, но при этом полное отсутствие чувств и интереса друг к другу, пустота и ненависть. Нелюбовь. Йонеско доводит до абсурда эту ситуацию. Муж и жена не узнают друг друга и полчаса пытаются познакомиться. Только в процессе диалога выясняют, что у них много общего, в том числе ребёнок (с разноцветными глазами). Только тогда они понимают, что женаты. Йонеско удаётся совершить акт психотерапии. Ведь когда у тебя появляется возможность увидеть смешное в страшном, происходит освобождение, облегчение.

рамт лысая певица актеры

Сцена из спектакля. Фото: Мария Моисеева.

– Так при чем здесь все-таки «Лысая певица»?

– В этом юмор абсурда. Можно долго искать аналогии с происходящим или искать глубокий смысл в тексте, и самое интересное, что найдётся несколько вариантов. Название у пьесы появилось случайно – актёр оговорился на репетиции, и эта оговорка стала во главе пьесы. Мне хотелось подчеркнуть факт того, что случайные вещи часто становятся главными, но по сути ничего не значат.

Источник

Как поживает лысая певица?

Пьеса Эжена Ионеско «Лысая певица» – признанная классика театра абсурда. Почему именно сейчас в РАМТе обратились к этому жанру? Абсурд в искусстве становится особенно актуален, когда в реальной жизни происходят вещи, которые не укладываются в привычные рамки. Пандемия разрушила наш обычный мир. Мы не можем, путешествовать, строить планы, понятия не имеем, что нас ждет впереди. Все наработанные схемы, которые мы считали надежными и незыблемыми, перестали работать. Старые рамки восприятия стали тесны, и если не расширить их, то может разрушиться жизнь. Абсурд в театре призван вытащить героя, а вместе с ним и зрителя, из границ привычной логики.

рамт лысая певица актеры

Перед началом спектакля режиссер рассказывает нам историю облысения певицы, ее мытарств, связанных с этим обстоятельством ее жизни. И весь спектакль мы ждем ее появления. Вместо этого на сцене появляется семейство Смиттов. Их история — обычная драма человеческих отношений. В ней нет ничего абсурдного. Они ведут странные диалоги ни о чем, сохраняют внешние приличия. Изначально автор назвал свою пьесу «Английский без труда» и вложил набор стандартных фраз из учебника английского в уста реальных людей. Получилась говорящая улыбающаяся оболочка, в высшей степени учтивая и приветливая. Но где же сам человек, его мысли, чувства, страсти? Они изредка прорываются в виде коротких реплик из преисподней и составляют непримиримый контраст с благопристойной реальностью. Маска оказывается роднее и прирастает настолько, что человек начинает полностью отождествлять себя с ней. Отношения давно перестали приносить героям радость. Они чувствуют, что зашли в тупик, но продолжают играть, так как не видят другого выхода.

рамт лысая певица актеры

В гости к Смиттам приходят Мартины. Эти двое вдруг перестали узнавать друг друга. Что это — игра или психическое расстройство, причем сразу у обоих? А ведь любой человек боится, что его сочтут сумасшедшим. И этот страх также толкает их надеть маску, чтобы соответствовать привычному образу. И вот, путем сложных логических рассуждений они выясняют, что живут в одной квартире, спят в одной постели, и у них есть общая дочь с разными глазами. То есть, они действительно супруги Мартин.

рамт лысая певица актеры

Интереснейший персонаж в пьесе – Мэри. Она хоть и служанка, но не подчиняется никому. Она может ворваться в любой момент и эпатировать наших героев демонстрацией нового ночного горшка или 4 часа продержать гостей за дверью. Мэри символизирует неумолимое и безжалостное время. Его роль в театре абсурда — срывать маски, расставляя все по своим местам. Время невозможно уговорить подождать. Тем временем, внутри каждого из героев нарастает конфликт, который уже начинает «искрить». А из искры, как известно, может разгореться пламя! Поэтому на всякий случай появляется пожарник, профессия которого тушить необычные пожары, возникающие из вырывающихся наружу искр подавленных эмоций. С Мэри-временем их связывает давняя дружба. Дальше было огненное стихотворение Мэри, нудные и бессмысленные анекдоты пожарника, собственно метафизический пожар, ради которого он и приехал. Пожарник и Мэри персонажи из параллельной вселенной, их задача – встряхнуть наших героев, оживить, выдернуть из механического неживого состояния. Но несмотря на их усилия, в конце пьесы Мартины оказываются в гостиной Смиттов, сидят в их креслах и слово в слово повторяют их бессмысленные учтивые диалоги. Они даже не заметили, как превратились в Смиттов.

рамт лысая певица актеры

В героях нам легко узнать себя – внешне тишь да гладь, внутри – буря. Их история как в зеркале отражает жизнь многих семейных пар, когда после долгой совместной жизни им оказывается не о чем поговорить. Или приходит понимание, что рядом чужой человек, с которым они совершенно незнакомы. Что же должно произойти, чтобы мы стряхнули с себя все оболочки и стали сами собой? Вот что думает об этом режиссер Екатерина Половцева: «Отсутствие любви в браке это драма. Эти люди несчастны, и им из этого никак не выбраться. Когда ты всерьез живёшь в этом, конечно тебе очень тяжело. Иногда полезно чуть-чуть отстраниться и посмотреть на свою драму со стороны. И когда понимаешь, что ты сейчас в этой своей драме ужасно смешной, ужасно трагикомичный, то как-будто освобождаешься от этой тяжести, и это дает безумную свободу и радость».

рамт лысая певица актеры

Мир абсурда требует соответствующих декораций. Интерьер на сцене создан в основном из картона. Такой картонный ненастоящий мир. При этом герои в этом очень условном мире существуют максимально достоверно. В момент столкновения внешней и внутренней ипостаси благообразная картинка исчезает, появляется контрастный свет и по картонным стенам скользят зловещие тени. Вместо милых безобидных диалогов звучат истинные, порой даже кровожадные мысли героев.

рамт лысая певица актеры

Вот как о двойственной природе персонажей говорит актер Алексей Бобров: «Есть внешняя оболочка обстоятельств, в которой они находятся, а есть персонаж внутри. Выплески, которые происходят – это борьба двух состояний человека. Первый, который вынужден приспосабливаться, и второй, открытый свободный человек, который хочет вырваться из своей оболочки, разрушить ее, чтобы улететь, стать свободным». Перед актерами стояла задача сыграть эту двойственность, быть одновременно и внутри, и снаружи. И с этой задачей актеры прекрасно справились. Екатерина Половцева назвала актеров «просто фантастическими» и поделилась своим впечатлением от общей работы: «У нас создалось безумно вдохновляющая компания, свой язык, своя атмосфера. Мы абсолютно счастливы». По словам актрисы Анны Ковалевой, «это те репетиции, на которые бежишь, где происходит какой-то праздник, феерия поиска и смеха».
Спектакль на мой взгляд стал очень удачной постановкой сложнейшего материала. Режиссеру и актерам удалось воплотить в жизнь лозунг «абсурд без труда». Зрителей ждет много юмора, прекрасная игра актеров, и ответ на вопрос: как все-таки поживает лысая певица? Если вы готовы расстаться с шаблонным восприятием, любите необычные подходы, и вас не смущает отсутствие логики, то «Лысая певица» для вас. Режиссер Екатерина Половцева надеется, что спектакль поможет вам «посмотреть на трагические моменты своей жизни через сарказм, посмеяться над своими обидами, освободиться от ощущения жизненного тупика».

рамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актерырамт лысая певица актеры

Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *