рафаэль санти личная жизнь
Биография Рафаэля Санти
Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.
Детские и юношеские годы
Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.
Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.
Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.
Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:
Обучение в Перудже
В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.
С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.
К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:
Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.
В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.
К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:
Флорентийский период жизни
В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.
В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.
В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».
Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.
Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.
Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:
Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.
Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.
Ватикан
В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.
Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.
Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.
В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.
В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.
В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».
Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:
Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».
Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.
Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:
Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».
Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».
У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.
Другие таланты Рафаэля
Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.
Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).
Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.
Личная жизнь
Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.
Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.
Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.
До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.
Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».
Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.
Смерть художника
Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.
История любви. Рафаэль и Форнарина
Рафаэль Автопортрет 1504-1506 г. Мюнхен, Пинакотека.
Рафаэль.
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим.
Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а прозвище было вызвано профессией её отца.
Впервые Рафаэль повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца «Фарнезино». Вскоре стены галереи украсились знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея». Следующим должно было быть изображение «Амура и Психеи». Однако Рафаэль медлил. Он никакие мог найти подходящей модели для изображения Психеи.
Однажды, прогуливаясь по аллеям роскошного парка Чиги, художник очутился на берегу Тибра, где увидел прелестную девушку, наружность которой заставила учащенно забиться его сердце. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, на вид было лет 17-18. Это была дочь пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере
(где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины» (Via Santa Dorotea 20).
Вскоре после первого свидания Рафаэль, околдованный чарами прекрасной Форнарины, отправился к отцу своей возлюбленной и выкупил ее за три тысячи золотых. Как выяснилось, отец не отличался строгостью нравов и был безумно рад удачной сделке.
Рафаэль получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов с его дочери. Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера.
Рафаэль снял для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий (как утверждают, на Via di Porta Settimiana), одел развратницу с ног до головы и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. Словом, дочь хлебопека стала жить как знатная дама.
В течение года любовники не расставались ни на один час. Рафаэль никого не хотел видеть, пренебрегал работой и занятиями с учениками. Агостино Чиги начал раздражаться по поводу того, что работа над его галереей приостановлена. Чтобы возобновить ее, банкир предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную в «Фарнезино» и жить вместе с ней в одном из помещений дворца.Так Рафаэль и Форнарина поселились в доме Агостино Чиги.
Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться — равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.
В то время Рафаэль частенько бывал, занят, и Маргарита, это «невинное дитя с ангельским личиком», была вынуждена искать утешения на стороне. К великому мастеру со всей Италии съезжались молодые художники с просьбой принять их в число учеников. Она без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала им себя. Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы.
Великий Рафаэль скончался в Великую Пятницу, 6 апреля 1520 года, в день своего рождения в возрасте 37 лет. Когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.
ВАЗАРИ. «Когда Рафаэль почувствовал приближение смерти,он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил, и флорентийцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником.
Далее он распорядился, чтобы на его средства в церкви Санта Мариа Ротонда (Пантеоне) был восстановлен древний каменный табернакль [табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр), в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, чаще всего богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Иногда называют также характерную преимущественно для готического церковного зодчества башнеобразную открытую пристройку (или архитектурно оформленную нишу), предназначенную для размещения статуи, чтобы там был сооружен алтарь со статуей Богоматери, под которой он выбрал место для погребения и упокоения своего праха после смерти. А все свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. А засим после исповеди и покаяния он завершил свои жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду. Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную.
Джорджо Вазари. Жизнеописание Рафаэля из Урбино, живописца и архитектора.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 г. Могила Рафаэля в Пантеоне.
Над гробницей находится статуя Madonna del Sasso (Мадонна на скале), названной так, потому что одной ногой Богоматерь опирается на камень. Рафаэлем завещал выполнить эту статую Lorenzo Lotti по прозвищу Лоренцетто, помощником которого был Рафаэлло да Монтелупо, в 1524.Лоренцетто автор статуи Мальчик и дельфин.
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Искусствовед Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где умерла примерно в конце 1520-х, хотя она могла уйти в монастырь и сама, туда ее привели тоска и боль по утраченной любви.
Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы близ Рима, где она обозначила себя, как вдову Рафаэля.
В ЭТОЙ ИСТОРИИ ЕЩЁ ОДИН НЮАНС.
Однако в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. А делал он это не без уважительной причины. Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев Х был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу (кардинальскую), поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. В ожидании чего Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам.
Статьи
Рафаэль — величайший художник эпохи возрождения. Даже спустя века нас переполняет чувство прекрасного, глядя на его работы. Он искал идеала во всем, в том числе и в личной жизни. Его не останавливали ни социальные рамки, ни общественное мнение, любовью всей его жизни стала булочница, или по-итальянски Форнарина — Fornarina (forno — пекарня).
Рафаэль и Форнарина. Жан Огюст Доминик Энгр. 1814 г.
Отцом ее был пекарь, звали ее Маргарита Лутти, происходила она из простой семьи, но, однажды, сам Рафаэль, прогуливаясь вдоль Тибра, увидев ее, был так восхищен ее красотой, что с этого момента он становится ей одержим. По словам Вазари, художник застал Форнарину, обнаженной при купании в реке и поражен был, прежде всего, красотой ее тела, но стала и страстью, и любовью, и музой Рафаэля.
В это время он работал над созданием фрески Галатея в загородной вилле самого богатого в Италии банкира Августина Киджи, но никак не мог ее закончить, ни одна из натурщиц ему не подходила. И увидев именно в Форнарине идеал женской красоты, художник приглашает именно ее для написания этой величайшей фрески.Ему пришлось даже расторгнуть ее помолвку, он, фактически, выкупил ее у отца за 3000 золотых, заполучив в качестве натурщицы.
Форнарина. Рафаэль. 1518 г.
Августину Киджи же он угрожал выкинуть все краски и оставить фреску не законченной, если бы он не привел Форнарину для написания Галатеи. Банкиру пришлось пойти на поводу у Рафаэля и он даже разрешил Маргарите жить в своей вилле, дабы Рафаэль не отвлекался от работы. Это было началом великой любви.
Дама с вуалью. Рафаэль. 1515 г.
Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе.
Ну а вот два портрета и самой Форнарины. В одном она предстает перед нами в виде простолюдинки со скандально обнаженной грудью, а во втором как образец чистоты и скромности. Это и страсть, и душевная привязанность величайшего художника.
Интересно, что связь их была тайной: он — богатый красавец, признанный гений, один из самых известных художников своего времени, она — простолюдинка, опороченная внебрачной связью. Общество такого принять не могло. Но, согласно легенде, они даже тайно венчались. И действительно, взглянув на эти два портрета, можно заметить одно и то же украшение и вуаль. Вуаль — прерогатива дам замужних, а вот украшение с такими камнями использовалось невестами: жемчуг — символ невинности, изумруд — богатства, а рубин — страсти. В подтверждение этой легенде еще 100 лет назад была найдена запись в Монастыре Святой Апполинарии в Риме, о том, что к ним поступила вдова Маргаритта Лутти, значит она лишилась мужа, а было это всего лишь через 4 месяца после смерти Рафаэля!
Мадонна дель Сассо. Лоренцо Лотти. 1521 г.
Могила Рафаэля в Пантеоне
Возможно именно поэтому Рафаэль переносил вновь и вновь венчание с официальной невестой Марией Биббиеной, на свадьбе с которой настаивал ее дядя кардинал Медичи Биббиена, покровитель художника. Но когда дата свадьбы уже была утверждена, невеста скоропостижно скончалась. Память о ней запечатлена на надгробной плите рядом с могилой Рафаэля.
Но и возлюбленную Рафаэль не забыл перед смертью, хоть и прогнал ее из дома, дабы избавить от страданий созерцания художника на смертном одре. Он завещал своему другу Лоренцо Лотти воздвигнуть над своей могилой скульптуру Девы Марии с лицом самой Маргариты! По сей день мы, глядя на надгробие Рафаэля в Пантеоне, вспоминаем историю их безумной любви, и даже голуби у саркофага художника напоминают эту пару: один падает вниз, а другой с ним прощается. Любовь всей жизни художника, даже после его смерти, рядом с ним, хоть и в образе Мадонны!
Мадонна делла Седья. Рафаэль. 1514 г.
Сикстинская Мадонна. Рафаэль. 1514 г.
Но лик Маргариты прошел сквозь века, не только благодаря Рафаэлю, но его ученикам, они снова и снова обращались к ее чертам в поисках идеала женской красоты. Правда, поговаривали, что любовью она одаривала не только своего возлюбленного, но и его учеников, да и вообще вела распущенный образ жизни. Есть даже легенда о том, как однажды ночью, Рафаэль проснулся и не увидев радом с собой Форнарину, отправился на ее поиски и застал в постели с одним из своих учеников, разряенный он увлек ее обратно в свою спальню, но гнев вскоре сме нился яркой страстью, которая и погубила Рафаэля: на утро он скончался. Это, конечно, легенда, но к огда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…». Может быть поэтому ученики великого живописца так чтили память о красоте его любовницы? Ее можно узнать на многих картинах 16 века, в частности в работах Джулио Романо. Она стала символом и идеалом красоты эп охи Возрождения!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История любви =МАРГАРИТА ЛУТИ — РАФАЭЛЬ САНТИ
История любви =МАРГАРИТА ЛУТИ — РАФАЭЛЬ САНТИ=
На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти (1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Мать его умерла ещё раньше, и мальчик остался на попечении своих дядюшек — Бартоломео и Симона Чиарла. Ещё пять лет Рафаэль учился под присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити, который передал ему все традиции умбрийской школы живописи. Затем в 1500 году юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино. Ранний период творчества Рафаэля так и называется — «перуджинский». В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества. Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется вот уже которое столетие.
В 1504 году молодой человек перебрался во Флоренцию, куда годом раньше переехала вся мастерская Перуджино. Здесь он создал ряд восхитительных живописных полотен с «Мадоннами». Под впечатлением этих шедевров в 1508 г. папа римский Юлий II (правил в 1503–1513 годах) пригласил художника в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце.
Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля — этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, а с другой — преклонение перед искусством. Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершённых папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей развращённости, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.
После кончины развратного старика Юлия II папский трон занял ещё более развратный Лев X (правил в 1513–1521 годах). Одновременно он прекрасно разбирался в искусстве и являлся одним из самых прославленных в истории покровителей поэтов, художников и артистов. Особо благоволил папа доставшемуся ему по наследству от предшественника Рафаэлю, который расписывал здания и дворцы, писал восхитительные картины.
В это же время в Вечном городе жил знатный и богатый человек — Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного дворца Фарнезино в Риме. Следуя традициям папского двора, где было принято всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены центральной галереи дворца Фарнезино. Вскоре художник создал здесь великолепные фрески «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль никак не мог найти натурщицу.
Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех. Очарованный её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец — хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её Маргаритой Лути.
Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.
Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку — десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.
Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.
Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не мог не понравиться пылкой девушке. Художнику было за тридцать, но он по-прежнему был очень красив. Им восхищались римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал девушку художник, заставила трепетать его сердце.
Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении картины встреч девушки с её женихом — пастухом Томазо. Наконец, художник не выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Художник выполнял все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое желание юной красавицы. А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали преимущественно деньги неожиданного покровителя. Она постоянно изматывала художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего. Юному созданию было мало ласк и восхищения. Она требовала не только новых богатств, но и хотела, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался любовным усладам только в её обществе. И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы.
Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги обещал предоставить влюблённой паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита могла бы скрываться от знакомых.
Влюблённые вынуждены были вернуться. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить. Опасаясь, что угрозы его — не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала ему об угрозах бывшего жениха. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино всё, что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги.
Вскоре стало известно о другом любовном романе прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера. Ученики Рафаэля посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был поражён ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови. Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у неё опять появился юный любовник.
Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя. Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам, и ему поставили диагноз — резкое истощение организма. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.
Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она разбила сердце великого человека.
Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим женихом Томазо, который по её милости пять лет провёл в монастырском заточении. Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед пастухом свои пышные плечи. Тот, схватив горсть земли, бросил её в лицо бывшей невесте и ушёл, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.
Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти неизвестна.
Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи. Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины, изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии — той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.
Впрочем, в литературе встречается и иная версия описанных событий. Рафаэль с самого начала влюбился в развратную римскую девицу, отлично знал ей цену, но в безнравственной атмосфере двора пап-меценатов не смущался использовать её в качестве модели при написании ликов Божьей Матери. К ранней же смерти художника Маргарита Лути не имела никакого отношения.