рафаэль котанджян биография личная жизнь
Рафаэл Котанджян — Добрый Мефистофель
Рафаэл Артемович Котанджян. Родился в Тбилиси. В 1964 году окончил актерский факультет Ереванского художественно-театрального института (мастерская Саркиса Кочаряна).
В 1964-1966 гг. – актер и режиссер Зангезурского драматического театра им. Александра Ширванзаде. В 1966-68 гг. – актер первого молодежного театра «Аршалуйс» в Ереване. В 1968-1970 гг. учился на Высших режиссерских курсах в Москве. С 1970 года – актер Ереванского драматического театра имени Рачия Капланяна, занимается также режиссерской деятельностью на телевидении.
Снимался в армянских фильмах, а также в фильмах производства киностудий Москвы и Украины.
Он действительно похож на Мефистофеля – бородка, улыбка. И в этом «демоническом» образе – обаяние, юмор, интеллигентность. Он – это Рафаэл Котанджян, актер театра и кино, узнаваемый и любимый.
Котанджян страшно занят – спектакли, репетиции, съемки, поездки по областям Армении в рамках фестиваля «Сохраним нашу культуру». Любое выступление Рафаэла Котанджяна принимается на «бис» – люди в провинции лишены возможности видеть любимых актеров, разве что по телевизору…Бытует какое-то обывательское мнение, что если актер много снимается и все время на виду – плохо. Но ведь так и должно быть – если актер не играет, он уже не актер.
Наша беседа с Рафаэлом Артемовичем началась, конечно же, с театра.
– Состояние армянского театра в последнее время просто ужасное. Мы потеряли нашего зрителя – кто уехал, кому просто не до театра. Все заняты выживанием. Ереванский драматический театр имел своего зрителя, сейчас его нет. Вот, к примеру, у Вардана Петросяна есть свой зритель – он его воспитал, он выстраивает под него спектакль. А нынешнюю молодежь волнует совершенно другое. Она не ходит в театры – ей неинтересно, а может, она даже не знает, что это такое.
Есть еще одна проблема – быть в репертуаре театра для меня лично очень сложно – кино отнимает почти все. Не сниматься невозможно – это деньги. Вот все говорят – ах, сериалы, кому они нужны! Нужны – спрос рождает предложение. Потом сериалы очень выгодны с коммерческой точки зрения – реклама в одной серии покрывает все расходы. Естественно, выгоднее снимать сериал, нежели 2-часовой фильм.
Только за последние несколько лет он сыграл более чем в 30 фильмах. Недавно завершилась работа над 35-серийным фильмом «Роксолана-2», который скоро будет показан по телеканалу НТВ. К сожалению, здесь его можно посмотреть только по спутнику, а жаль.
– Сейчас мы снимаем «Наш двор-3». Два первых фильма пользуются огромным успехом, особенно в диаспоре – нет армянской семьи, где не было бы кассеты с фильмом. А в театре – новый спектакль «Тигран Мец». Это жестокая, страшная сатира, бьющая по нервам людей, где я играю одновременно 7 персонажей. Все они – ипостась одного и того же образа: это и сегодняшний делец, и руководитель партии, и гомосексуалист, и мама Роза, и хитрый еврей. Словом – Мефистофель в разных обличьях, стремящийся «завербовать» интеллигента.
Но по большому счету у нас нет сатиры и юмора. На весь Союз писателей один-два юмориста. Есть Григор Ханджян – но он один. А их должно быть хотя бы 10 – чтобы было из чего выбирать. Что у нас нет юмора – очень хорошо видно по новогодним передачам, которые из года в год становятся все хуже и хуже.
Мы все стали «играть КВН», ничего другого уже делать не можем. Для меня идеалом юмористической передачи на ТВ является «Городок» – там все на уровне. К сожалению, в Армении я не вижу людей, способных сделать такое же. Хотя я строгий критик, но с удовольствием смотрю работы коллег и искренне радуюсь, когда у них хорошо получается.
Он ходит по улицам Еревана, останавливаясь почти на каждом шагу: с кем-то просто поздоровается, а с кем-то и перекинется словечком. Пока мы сидели и разговаривали, к нашему столику в кафе у Драматического театра все время подходили, здоровались, в основном ровесники Рафаэла Артемовича.
– В тяжелые годы ко мне многие подходили и благодарили за то, что я остался, не уехал. Ничего героического в этом не было, я просто так воспитан – это мой город, и я ни минуты не задумывался о том, что можно куда-то уехать. От себя-то не уедешь. Сейчас я смотрю вот на этих людей и думаю – этой молодежи Ереван не нужен, это не их город. Они вроде бы приехали погостить, все для них здесь чужое.
Добрый Мефистофель торопился на очередную съемку. А вечером, несмотря на то, сколько в зале зрителей, он играет на сцене родного театра. И еще Котанджян с любовью и уважением вспоминает всех своих учителей – а их было немало.
Սատանայի ջրաղացը. leninakan.com
Рафаэль Котанджян
Рафаэль Артемович Котанджян (Rafael Artem Kotanjyan; Ռաֆայել Քոթանջյան). Родился 9 сентября 1942 года в Тбилиси. Советский и армянский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог. Народный артист Республики Армения (2003).
Рафаэль Котанджян родился 9 сентября 1942 года в Тбилиси.
Его отец был был партийным работником.
Вырос в Ереване. С ранних лет мать водила его в театры и другие культурные учреждения. Окончил образцово показательную школу имени Маяковского. Один из педагогов имевший опыт театральной работы, безошибочно определил в нем огромный актерский потенциал, и Рафаэлю было поручено организовать театральный кружок. И Рафаэль создал самый настоящий любительский театр, на сцене которого исполнил свои первые роли.
В 1964 году окончил актерский факультет Ереванского художественно-театрального института.
В 1970 году окончил Высшие режиссёрские курсы телевидения в Москве.
В 1966-1968 годах работал в первом молодёжном театре «Аршалуйс» в Ереване.
Среди его театральных работ: «Чертова мельница»; «Великое молчание»; «Забыть Герострата»; «Голый король».
Рафаэль Котанджян в кино
Сниматься начал с 1968 года, дебютировав в эпизоде знаменитой комедии «Бриллиантовая рука».
Рафаэль Котанджян в фильме «Бриллиантовая рука»
Широкая известность к нему пришла в 1990-е годы. В 1992-м исполнил главные роли в приключенческой ленте «Сердца трёх» (сеньор Альварес Торрес) и детективе «Убийство в Саншайн-Менор» (Роберт Гастингс).
Рафаэль Котанджян в фильме «Сердца трёх»
Рафаэль Котанджян в фильме «Убийство в Саншайн-Менор»
Заметными стали работы в картинах «Империя пиратов» (д’Аргуа), «Весёленькая поездка» (Серж) и «Графиня де Монсоро» (герцог Майеннский).
Рафаэль Котанджян в сериале «Графиня де Монсоро»
Рафаэль Котанджян в сериале «Роксолана, пленница султана»
Совмещает игру в театре с преподавательской деятельностью. Много путешествует и работает за границей.
Занимается режиссёрской деятельностью на телевидении.
Почётный гражданин Еревана (2016).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени (15.09.2017).
Личная жизнь Рафаэля Котанджяна:
Женат. Имеет детей и внуков.
Сын работал вместе с ним в Малом зале филармонии имени Арно Бабаджаняна, отвечая за музыкальное сопровождение номеров отца.
Фильмография Рафаэля Котанджяна:
Озвучивание Рафаэля Котанджяна:
последнее обновление информации: 04.12.2020
Человек, умеющий рассмешить, оставаясь серьезным
Кари Амирханян
Три соблазна Льва Карахана – Клавдия, Вера, Марина
«Дело Башаратьяна»: невыученные уроки наших правоохранителей
«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой»
Рыбное изобилие маловодной страны
Ее Величество Зара
Генерал Арутюнов: Геноцид армян в Сумгаите готовился в Азербайджане с 1987 года
Аркадий Тер-Тадевосян: Россия осознала необходимость укрепления своих южных рубежей
Неоплаканная боль Акрама Айлисли
Он был королем ринга
Элен Сегара – Риццо
Имя Рафаэля Котанджяна давно уже стало брендом. В свое время он умудрялся за какие-то шесть-семь месяцев – сняться в десятках фильмов, заработав себе репутацию самого покупаемого актера. Котанджян сыграл в 50 спектаклях, снялся в 30 художественных фильмах и более чем в 25 телевизионных спектаклях. При этом он прекрасно разбирается в режиссерских воззрениях Станиславского и Аджемяна, Брехта и Брука, часто сопоставляя и сталкивая их концепции. В беседе актер умеет говорить с обычной для него шутливой серьезностью, оснащая речь добрым юмором человека, способного рассмешить, оставаясь серьезным.
– Несмотря на характерную сатиричность образов, присущих Вашим героям, в них порой улавливается откровенная ироничность. Чем это можно объяснить? Может быть, чертами Вашего характера?
– Характер тут ни при чем. Скорее всего, это идет от моей приверженности театру Брехта: речь идет об известном «эффекте отчуждения», благодаря которому образ несколько отстраняется, «психологизируется», апеллируя к аналитической, критической позиции по отношению к изображаемым событиям.
Что же касается сатиры, то я всерьез скучаю по той, что была прежде, по той образности, которая превращала юмор в антитезу зла. Хорошо по этому поводу высказался Аркадий Райкин: «Юмор – когда все смеются. Сатира – когда все смеются, а один молчит». Так вот, у нас в Армении и на телевидении, и на радио все осложнилось тогда, когда исчез институт редакторов. Если в советское время мы вынуждены были говорить завуалированно, метафорично, и в этом была своя стилистика, которая требовала от актера особого профессионализма, то теперь все говорится прямым текстом. Прямолинейность современного юмора делает его плоским и скучным.
– Еще в 1997 году, создавая образ турецкого визиря Ибрагима-паши в 26-серийной украинско-российской «Роксолане», Вы, надо полагать, шли от известных параллелей?
– Да, это был образ очень емкий, много говорящий о вероломстве турецкой политики. Главный визирь – это действительно государственный чиновник, через которого проходят все заговоры Османской империи. И, тем не менее, 20 лет он остается у руля власти, что говорит само за себя: такой человек им нужен – тот, кто с легкостью может перечеркнуть сегодня все, что с назойливой убедительностью говорилось вчера.. Сюжет повторяется во времени, и все то, что делали и продолжают делать сегодняшние политики, происходило и тысячу лет назад. Да, параллель с Алиевым была не случайна. Он, будучи советским руководителем, восхваляющим коммунизм и партию, ныне становится демократическим руководителем, с той же восторженностью теперь уже поющий дифирамбы своему народу, Корану и меджлису… Кстати, сейчас в Турции идет многосерийный фильм (уже 80-я серия!) на тот же сюжет. После того как Украина сняла фильм «Роксолана», турецкие режиссеры не на шутку всполошились и поняли, что теряют очень интересную тему. И сняли ее, разумеется, по-своему проставив акценты.
– Вы совмещаете игру в Сундукяновском театре с преподавательской деятельностью, имеете также диплом режиссера. Не появлялось ли у Вас желание создать свой театр?
– Для того чтобы создать свой театральный коллектив, необходимо набрать свою труппу – свой курс в институте, которому предстоит еще поучиться как минимум 5–6 лет, чтобы набраться определенных актерских навыков и всех тех знаний, которые могли определить сущность эрудированного человека. Это принципиальные для меня соображения: в вопросах обучения я весьма консервативен. Все это требует определенного времени, которое мною уже отчасти потеряно. …Мне порой бывает жаль незаполненных минут, часов-пустот, создающих ненужную паузу, расхолаживающих личность. Я стараюсь всегда быть в форме, быть в процессе – это внутренне очень организует, ведет.
– Что Вас сегодня беспокоит более всего?
– Тотальная лживость и агрессивная зависть, которые имеют свойство расползаться и заражать. Во всем – в политике, в отношениях между людьми.
С этим трудно бороться, с этим и невозможно сосуществовать.
Но более всего меня беспокоит состояние наших театров, театральная среда. Уровень посетителей театров становится все ниже и ниже. Более того, им не нужны именно театральные постановки. Им нужно шоу. А большинство театральных режиссеров идет по легкому пути – намеренно ставят некачественные спектакли для того, чтобы угодить массе, а истинные любители театра просто не желают посещать их. Так они потихоньку стареют, их становится все меньше и меньше. Не удивляйтесь поэтому, что нынче не прекращается отток творческих людей из Армении. О какой культурной или театральной среде в Армении мы можем говорить, когда происходит такое? А происходит это потому, что культура у нас не востребована – наш народ культурно зомбирован. Кучка интеллигентов мало что может решить. И потому армянская интеллигенция себя легче находит за рубежом, и особенно в России, где сильна еще духовность. Наше культурное пространство не взращено. Вот и уезжают, кто куда может.
– Вы много путешествуете, работаете за границей, но всегда возвращаетесь на родину. А ведь за «бугром» Вам жилось бы куда радостнее…
– У Бенджамина Спока, всю свою жизнь посвятившего детскому психоанализу, постоянно менялось отношение к вопросу воспитания. Сначала он ратовал за мягкость и терпеливость, затем – за твердость и некоторую суровость в воспитании, но в конце жизни пришел к единственному выводу – воспитывать надо собственным примером. Точно так же актер, равно как и художник или кто-то другой, на кого равняется молодая поросль, должен своим примером, своим отношением к реалиям сегодняшней жизни подавать пример. Иначе никак нельзя.
– Какое самое бесовское искушение в Вашей жизни?
– Не знаю, черт меня попутал или снизошла на меня благодать, но я задумал осуществить один проект, основанный на «игре одного актера». Это будет очень сложная и интересная работа. Трудно найти режиссера, который согласился бы реализовать эту задумку – их пугает объемность работы. Представьте, в рамках одного произведения будут сплетены пьесы разных драматургов. Они будут перетекать одна в другую, дополняя и актуализируя общую фабулу. Из известных соображений я не стану называть героев выбранных пьес, но скажу, что мне всегда интересно показать те недосягаемые глубины, где души человеческие мучаются и страдают…
– Вот и Поприщева по Гоголю Вы сыграли так, что до сих пор мороз по коже… Но при этом Вас совсем не видать в сериалах, столь популярных нынче на телевидении.
– Недавно я получил предложение сняться в сериале, однако не принял его, так как почувствовал всю его несостоятельность и невнятность. Отрицательным качеством армянских сериалов является то, что сценарист не знает, что будет, скажем, в третьей серии. А такое расхолаживает. И, несмотря на то, что найти финансирование для сериала сегодня легче, чем для фильма, я принял принципиальное решение: снимусь в сериале только в том случае, если он будет внятным и близким к реальности. Пока же в большинстве своем сериалы, мягко выражаясь, не внушают доверия.
К тому же они создают неверное мнение об Армении. У меня много друзей за рубежом, которые не позволяют своим детям приезжать в Армению, так как у них создалось впечатление, что в Армении детей крадут и требуют за них выкуп…
Актера сегодня может спасти только та работа, которая заполнит его чем-то духовно и художественно аутентичным, чтобы избежать полной опустошенности. Я следую этому принципу и приобщаю к нему своих студентов.
Пирет Мянгел: биография, личная жизнь, как актриса живет сейчас
Есть множество актрис и актеров, которые один-единственный раз блеснули своими талантами в кино, а потом исчезли в никуда из киноиндустрии. Одни сделали это сознательно, не желая связывать свою жизнь с жестоким миром борьбы за славу, других на это вынудили обстоятельства – иногда радостные, порой неприятные. Одна из таких артисток, которая появилась в советских картинах всего два раза – эстонка Пирет Мянгел.
Ее участие в фильме «Сердца трех» до сих пор будоражит воображение поклонников хорошего кино и великолепной актерской игры – почему она не продолжила свою карьеру, хотя на это были все предпосылки? Женщина с мистической и яркой красотой, как марсианка, она «высадилась» на несколько мгновений на территорию мира киноиндустрии и так же таинственно пропала.
Остальные актеры, снимавшиеся в «Сердцах трех», как исполнявшие главные роли, так и «эпизодники», ее прекрасно помнят, и с жаром рассказывают про Пирет интересные подробности, которые у них отложились в памяти. Только вот подробностей этих до обидного мало – девушка держалась особняком весь период работы над картиной, плюс у нее были проблемы со знанием русского языка. А вопросов о ней до сих пор возникает больше, чем ответов, которые могут дать те, кто с ней тогда общался.
Почему девушка так резко пропала после того, как работа над картиной «Сердца трех» завершилась? Правда ли, что ее участие в съемках мистическим образом повлияло на судьбу еще одного актера – Владимира Шевелькова? Он покинул тогда на много лет киноиндустрию, вернувшись в нее только спустя десять лет как режиссер. Самый главный вопрос, на который по сегодняшний день ищут ответ ее фанаты: где госпожа Мянгел сейчас, чем занимается?
Официальные данные биографии
Что о ней точно известно
Это прежде всего – дата ее рождения. Про Пирет написано множество статей, и все они начинаются с указания ее года, месяца и точного числа рождения. Удивительно, но при всей таинственности персоны актрисы Мянгел эти сведения оказались в свободном доступе! На самом деле удивительного ничего нет. В Советском Союзе, при существовании которого девушка отметилась участием в киносъемках, все строго документировалось, точно записывались анкетные данные, вплоть до даты рождения. Ей же заплатили гонорар за участие в «Сердцах трех», значит – ее данные указывались в бухгалтерских документах тех лет, все просто.
Буквально пару слов теперь о фильме, где Пирет обратила на себя пристальное внимание. Джек Лондон, оказывается, писал изначально свой последний роман не как произведение для чтива, а в качестве сценария к фильму. Почему Голливуд отверг это произведение, и по какой причине фильм не был снят американцами – сейчас выяснить не представляется возможным. А вот Владимир Михайлович Попков, советский, украинский и российский режиссер, сразу почувствовал, что «Сердца трех» – настоящая «золотая жила» в плане завоевания внимания зрителей. Правда, ему не сразу удалось добиться позволения начать работу с материалом Джека Лондона: его друзья и родственники рассказывали, что он два или три года ходил по кабинетам, добиваясь разрешения.
Вопрос, который много раз поднимался при упоминании фильма, и ответ на него периодически ищут и сейчас: откуда Владимир Попков взял деньги на завершение работы? Ведь съемочная группа основное время провела в Индии (там происходили основные съемки), а по возвращению Владимир Михайлович обнаружил, что финансирование прекращено. Это правда: работа над картиной пришлась на самый острый период развала Советского Союза, и на самом деле в разгар работы над картиной деньги закончились, а в новом государстве никто не собирался выделять средства на продолжение. Периодически возникают «мутные» слухи, что таинственным образом на счет съемочного коллектива поступили средства из Латинской Америки – якобы этому поспособствовала как раз Пирет Мянгел. Это явно чья-то остроумная шутка, не более – что она обратилась к потомкам своего дедушки-нациста (про это будет подробнее позднее).
Ее появление в коллективе актеров тоже постоянно пытаются представить каким-то таинственным, мистическим происшествием. Якобы кто-то из окружения режиссера отдыхал перед началом съемок в Крыму и заметил девушку неземной красоты – как раз такую, какой хотел видеть ее Владимир Попков. Изумительной незнакомке предложили приехать на пробы, и будто бы она милостливо согласилась. Это чистая выдумка, тоже кем-то придуманная и выпущенная в интернет. Ольга Алексеева, второй режиссер фильма, совершенно четко дает ответ на это в программе «Тайны нашего кино». Она говорит в интервью в серии, посвященной «Сердцам трех»: «Предложили посмотреть несколько студенток из прибалтийских театральных школ, и на Пирет Мянгел мы сразу обратили внимание – ее красота была просто нереальной, и как раз такой типаж, который мы искали».
Участие в картине «Сердца трех»
Итак, эстонка Пирет Мянгел была сразу утверждена на роль Акатавы – «Той, которая грезит». Жрица Солнца из племени Затерянных душ должна была по сценарию внушать своей оглушительной красотой одновременно всепоглощающую страсть и подсознательный ужас. Так и вышло: «марсианка» Пирет с одной стороны, до сих пор получает восхищенные отзывы о своей работе в этой картине, с другой – вокруг нее постоянно муссируются слухи, часто мрачные и таинственные. Почему она держалась особняком все время, ни с кем практически не общалась, кроме одного актера (это Рафаэль Котанджян)? Объяснить это тоже можно очень просто. Банальное незнание русского языка в том объеме, который нужен для свободного общения – вот главная причина. Эстонка-красавица просто не могла участвовать в разговорах, потому и не стремилась это делать.
Вторая причина, по которой актриса Мянгел избегала остальных актеров – ее невольно объяснила Алена Хмельницкая. Остроумные и изрыгающие из себя веселье «гардемарины» (Жигунов и Харатьян) всю дорогу подшучивали над коллегами, а то и пытались разыграть. Например, Алена вспоминала, как Жигунов с Харатьяном откровенно над ней смеялись, когда нужно было по ходу фильма ехать верхом. Они-то после «Гардемаринов» мастерски сидели в седле, а вот для молоденькой студентки Хмельницкой это была очень трудная задача – прокатиться на лошади. Есть воспоминания Алены, что Пирет высказывалась с неудовольствием про Жигунова и Харатьяна – «эти несносные русские мальчишки». Они наверняка и ее пробовали «подколоть», потому и заслужили с ее стороны неприятие и это резкое высказывание.
Еще один факт, который известен из личного выступления одного из актеров фильма – о ее родстве с нацистским преступником Йозефом Менгеле, прозванном жертвами его чудовищных опытов «Ангелом смерти из Освенцима». Вот он, «хвост» придуманной истории о том, что якобы фильм «Сердца трех» снимался на кровавые деньги, которые доктор Менгеле вывез в Бразилию после окончания Великой Отечественной! А «голова» из этой сказки звучит так. Актер Рафаэль Котанджян, игравший в картине главного злодея, сказал: «Я упомянул при разговоре с Пирет, что очень уж ее фамилия похожа на «Менгеле», а она мне ответила, что этот человек – ее двоюродный дедушка». Высказывание Рафаэля Артемовича зафиксировано в передаче «Тайны нашего кино», и стопроцентно кто-то это услышал и сам придумал интересную историю о деньгах, на которые закончили работу.
Немного разоблачений, ибо нужно обязательно это сделать, чтобы доказать несуразность подобных слухов. Вполне возможно, что Пирет Мянгел правда это сказала Котаджяну, но это не стопроцентная истина: он просто озвучил диалог, или тоже решил придумать «острый» момент – это знает только он. «Доктор Смерть» погиб в Бразилии в 1979-м, спустя шесть лет было доказано, что утонувший после сердечного приступа немец – именно Йозеф Менгеле. Если и правда у него были огромные деньги, вывезенные из Германии, и у него сохранились способы связи с внучатой племянницей – неужели она бы стала актрисой-эпизодницей, прозябала бы в советской Эстонии? Это кажется еще более маловероятным, если вспомнить год, когда снимали «Сердца трех» – 1992-й. В тот период хаоса и полной неразберихи не составляло труда выехать за рубеж и скрыться. При условии, что у Мянгел был богатый дедушка, более чем странно знать, что она осталась в разваливающемся государстве, а не уехала.
Главным доказательством, что Пирет не имеет никакого отношения к финансированию, служат заявления самого Попкова и свидетельства актеров. Это правда, что они оказались абсолютно без денег, и фильм было снимать дальше не на что. Но в тот период пышным цветом в уже российском государстве расцвели частные банки, которые давали кредиты направо и налево всем желающим (как они потом добивались выплаты – отдельный и не очень приятный разговор). Попков обратился в один из таких банков, взял кредит в миллион долларов, и на эти деньги закончил работу. Потом эта баснословная сумма была благополучно «отбита», кредит вернули – фильм «Сердца четырех» с таким успехом шел в прокате, что это не удивительно.
Свидетельства очевидцев
О рассказах Алены Хмельницкой про Пирет и ее обособленность от остального коллектива уже упоминалось. Наша актриса Алена (это очень заметно), упоминая Мянгел, почти не старается скрывать свою неприязнь к эстонке – что есть, то есть, это отлично видно в программе «Тайны нашего кино». Это и неудивительно: «марсианка» Пирет собственно в фильме и не играла никого, она изображала саму себя, скрытную и заносчивую иностранку. Очень характерна сцена, где Акатава (Пирет) подходит к Леонсии (Алене) при первой встрече и буквально сквозь зубы пренебрежительно цедит: «А ты красивая…» Наверно, только Котаджян вызывал у нее слабую симпатию – он не принадлежал к «противным русским», как и сама Пирет.
Таинственные слухи о том, что будто бы эстонка-«марсианка» чуть ли не навела порчу на Шевелькова, потому он перестал сниматься – откровенный вымысел. Да, Владимир исчез с экрана после «Сердец трех» – его участие в двух иностранных фильмах не в счет. Но неприятие кинобизнеса у него началось задолго до этой картины. История началась, когда он случайно вошел в актерский состав «Гардемаринов»: его взяли на роль вместо сына режиссера Светланы Дружининой. По непонятным обстоятельствам ее сын не смог сниматься, а тут натурально «подвернулся» Шевельков. «Мне чуть ли не в лицо впоследствии долго тыкали, что я занял чужое место, и славу получил тоже благодаря этому», – говорил потом сам Шевельков. «А потом я понял: мне это не надо. Пресытился я этой якобы «чужой» славой», – тоже его слова. Артист абсолютно счастлив в семье, построил с нуля собственный бизнес, и не жалеет о «потерянной» актерской карьере.
Далее будет рассказ того, кто тоже, по словам этого человека, принимал участие в съемках – он снимался в эпизодической роли. К сожалению, имени этого человека выяснить не представляется возможным – он отписался как «аноним» на одном из кино-форумов. Вот что он рассказывал про общение с Пирет: «Меня переодели в коричневую хламиду – я должен был стоять в толпе «туземцев»-актеров массовки. Она сидела на камне и читала книгу «Степной волк» Гессе, и когда я подошел, подняла на меня глубокие синие глаза, казавшиеся почти черными из-за густых ресниц. Разговаривала Пирет с сильным прибалтийским акцентом: я спросил ее, чем так интересна книга, которую многие не могут даже дочитать до конца? Ведь это надо быть совершенно безумным, сказал я, чтобы узнать в степном волке себя. Она ответила пренебрежительно, что не всем дано это понять».
Еще из того, что написал этот актер на форуме: «Я пытался по ее глазам судить, как она ко мне относится, но не смог. Было такое чувство при наблюдении за этой удивительной женщиной, что ей невыносимо больно находиться в обществе совершенно чужих для нее людей. И одновременно в ее бездонных синих глазах можно было прочитать надменность по отношению к тем, кто крутится у нее под ногами, мешая созерцать саму себя, такую великолепную». Этот анонимный пользователь форума еще отметил, что в сцене встречи с Акатавой актерам не приходилось играть: «Они, увидев ее в богатом убранстве жрицы, смотрели на нее как зачарованные. Даже Торрес перекрестился вполне натурально и дрожащим голосом стал читать «Деву Марию» искренне, а не потому, что так было надо по ходу фильма».
Что произошло с Пирет Мянгел после фильма «Сердца трех»
Она исчезла, как призрак, как только закончилась работа над картиной. Ни с кем не завязала даже дружеских отношений, не оставила номер телефона или адрес. У второго режиссера «Сердец трех» наверняка были способы связаться с ней – ведь Ольга Алексеева проводила собеседование с эстонками-претендентками на роль Акатавы. Но в 1992-м, по окончанию работы над фильмом, у подавляющего большинства работников кино не было ни времени, ни желания разыскивать никому не известных ранее актеров – а такой и была, по сути, Пирет. Все кинулись снимать «бандитские» сериалы или мыльные оперы российского разлива, а актеров было нуждающихся навалом и своих. Так что даже если Ольга Алексеева и имела какие-то контактные данные актрисы Мянгел, они были безвозвратно утеряны.
Огромное количество ее поклонников до сих пор пытаются узнать, куда подевалась таинственная эстонка. То, что она больше нигде не снималась, даже за рубежом – бесспорный факт. Упоминалось, что она якобы вышла замуж, уехала в Италию, там окончила университет, факультет архитектуры. Косвенное подтверждение этому есть на сайте «Celeste Network», где регистрируются профессиональные деятели культуры для переписки и принятия заказов на работы. Там в 2015-м появился новый пользователь – Piret Mangel, уроженка Таллинна, живущая в Милане и ведущая переписку на итальянском. Это женщина-фотограф, на сайте есть много ее работ, очень профессионально выполненных, а также большое количество отзывов – почти все на итальянском.
На ресурсе facebook удалось найти аккаунт этой таинственной эстонки, проживающей сейчас в Италии. Аккаунт закрыт полностью от посторонних посетителей – даже невозможно поставить лайк. Под многочисленными профессиональными фотографиями – комментарии Piret на итальянском или на эстонском. Вообще доказательств, что Пирет Мянгел живет именно в Италии, найти можно много. Например, в списке участников рабочей группы итальянской комедии «Imprevisti» есть и ее имя. Подтверждение факта ее учебы и работы в Италии – пост на одном из форумов о том, что ее якобы видели в Архитектурном совете в Милане. Кстати, в данных аккаунта у Piret Mangel указано, что она училась в Университете искусств в Турине.
В 2011-м году на волне нового всплеска интереса к личности Пирет вдруг объявился свидетель, который якобы лично ее в этом году видел, даже встречался с ней близко. Неизвестный мужчина утверждает, что он повстречался с Пирет в Париже: «Я не знал, что это актриса, но сразу был сражен ее красотой. Потом я понял, что это она – та, что играла жрицу в «Сердцах трех». Мы встречались три дня, посещали чудесный джаз-бар на бульваре Сен-Мишель. Потом я помог ей получить транзитную финскую визу, чтобы она могла без проблем возвратиться в Таллинн. После этого мы не виделись, но она оставила мне свой телефон и адрес». Проверить эти сведения невозможно, но выглядит все очень убедительно, особенно когда мужчина утверждает: «Это точно не та женщина, которая работает в больнице в Тарту – она сама мне сказала».
Про Тарту и женщине, которая там работает со своим отцом по имени Ain Heinaru. Да, такая личность есть, это профессор генетики, который живет и здравствует в городе Тарту, и у него – две дочери: Пирет и Марис. Пирет и правда работает вместе со своим отцом в клинике, но вот незадача – родственница «настоящей» Мянгел утверждает, что это совсем другая женщина. Вот цитата из ее поста на одном из форумов, где обсуждалась жизнь «марсианки» из советского фильма: «Пирет Мянгел, актриса – моя близкая родственница. Она не имеет никакого отношения к госпоже Мянгел, которая работает вместе с отцом в университете Тарту – это просто однофамилец».
Еще цитата из переписки с родственницей (если она и правда имеет отношение к актрисе): «Уже много лет Пирет живет и работает в Италии, сначала она там была моделью, потом окончила университет и стала заниматься архитектурой. Таллинн она посещает очень редко, но ее родители там до сих пор живут. Как я ее помню – она всегда была очень загадочной и необыкновенной не только по красоте, но и по характеру. В фильм она попала тоже таинственно – даже ее родители не знали, что она там хочет сниматься». Аноним-женщина указывает, что если кто-то хочет найти актрису, то нужно искать Piret Jaanus Mängele – это ее полные данные по имени и фамилии. Так же написавшая этот пост упоминает, что ее отец и папа Пирет – братья.
Странные дела творятся с теми, кто пытается поглубже «копнуть» и отыскать о таинственной эстонке что-то конкретное. Один из гениев-хакеров писал, что к нему даже наведывались «дяденьки в черных костюмах» и грозно помахали перед ним особистскими «корочками». Они очень культурно, но жестко порекомендовали молодому человеку не копаться там, где не следует. Но скорее всего, визит специальных служб к юноше не был связан с именем Пирет Мянгел – он, по всей видимости, до поиска информации про актрису успел и правда наследить там, где не следовало. Кстати, на фейсбуке предполагаемая актриса Мянгел иногда дает «добро» и заносит некоторых посетителей ее страницы в друзья, но общаться про предполагаемое кино-прошлое категорически отказывается.
Вопрос: почему она так таинственно исчезла и по какой причине категорически скрывает свое местонахождение? Но возникает встречный интерес: она разве обязана была сниматься после успешной работы в «Сердцах трех»? Она сейчас обязана отчитываться о своем месте проживания и о том, чем занимается? Да, интерес к ней – нешуточный до сих пор, но учитывая ее непростой характер, с которым познакомились наши актеры, можно предположить, что с возрастом эта черта характера (скрытность и необщительность) только усилилась. Ну не хочет человек, чтобы его донимала вниманием пресса! Пирет имеет полное право не афишировать свое актерское прошлое, не встречаться с журналистами, и уж тем более она имеет право не озвучивать детали своей теперешней жизни.