Рафаэль Артемович Котанджян (Rafael Artem Kotanjyan; Ռաֆայել Քոթանջյան). Родился 9 сентября 1942 года в Тбилиси. Советский и армянский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог. Народный артист Республики Армения (2003).
Рафаэль Котанджян родился 9 сентября 1942 года в Тбилиси.
Его отец был был партийным работником.
Вырос в Ереване. С ранних лет мать водила его в театры и другие культурные учреждения. Окончил образцово показательную школу имени Маяковского. Один из педагогов имевший опыт театральной работы, безошибочно определил в нем огромный актерский потенциал, и Рафаэлю было поручено организовать театральный кружок. И Рафаэль создал самый настоящий любительский театр, на сцене которого исполнил свои первые роли.
В 1964 году окончил актерский факультет Ереванского художественно-театрального института.
В 1970 году окончил Высшие режиссёрские курсы телевидения в Москве.
В 1966-1968 годах работал в первом молодёжном театре «Аршалуйс» в Ереване.
Среди его театральных работ: «Чертова мельница»; «Великое молчание»; «Забыть Герострата»; «Голый король».
Рафаэль Котанджян в кино
Сниматься начал с 1968 года, дебютировав в эпизоде знаменитой комедии «Бриллиантовая рука».
Рафаэль Котанджян в фильме «Бриллиантовая рука»
Широкая известность к нему пришла в 1990-е годы. В 1992-м исполнил главные роли в приключенческой ленте «Сердца трёх» (сеньор Альварес Торрес) и детективе «Убийство в Саншайн-Менор» (Роберт Гастингс).
Рафаэль Котанджян в фильме «Сердца трёх»
Рафаэль Котанджян в фильме «Убийство в Саншайн-Менор»
Заметными стали работы в картинах «Империя пиратов» (д’Аргуа), «Весёленькая поездка» (Серж) и «Графиня де Монсоро» (герцог Майеннский).
Рафаэль Котанджян в сериале «Графиня де Монсоро»
Рафаэль Котанджян в сериале «Роксолана, пленница султана»
Совмещает игру в театре с преподавательской деятельностью. Много путешествует и работает за границей.
Занимается режиссёрской деятельностью на телевидении.
Почётный гражданин Еревана (2016).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени (15.09.2017).
Личная жизнь Рафаэля Котанджяна:
Женат. Имеет детей и внуков.
Сын работал вместе с ним в Малом зале филармонии имени Арно Бабаджаняна, отвечая за музыкальное сопровождение номеров отца.
Рафаэл Артемович Котанджян. Родился в Тбилиси. В 1964 году окончил актерский факультет Ереванского художественно-театрального института (мастерская Саркиса Кочаряна).
В 1964-1966 гг. – актер и режиссер Зангезурского драматического театра им. Александра Ширванзаде. В 1966-68 гг. – актер первого молодежного театра «Аршалуйс» в Ереване. В 1968-1970 гг. учился на Высших режиссерских курсах в Москве. С 1970 года – актер Ереванского драматического театра имени Рачия Капланяна, занимается также режиссерской деятельностью на телевидении.
Снимался в армянских фильмах, а также в фильмах производства киностудий Москвы и Украины. Он действительно похож на Мефистофеля – бородка, улыбка. И в этом «демоническом» образе – обаяние, юмор, интеллигентность. Он – это Рафаэл Котанджян, актер театра и кино, узнаваемый и любимый.
Котанджян страшно занят – спектакли, репетиции, съемки, поездки по областям Армении в рамках фестиваля «Сохраним нашу культуру». Любое выступление Рафаэла Котанджяна принимается на «бис» – люди в провинции лишены возможности видеть любимых актеров, разве что по телевизору…Бытует какое-то обывательское мнение, что если актер много снимается и все время на виду – плохо. Но ведь так и должно быть – если актер не играет, он уже не актер.
Наша беседа с Рафаэлом Артемовичем началась, конечно же, с театра.
– Состояние армянского театра в последнее время просто ужасное. Мы потеряли нашего зрителя – кто уехал, кому просто не до театра. Все заняты выживанием. Ереванский драматический театр имел своего зрителя, сейчас его нет. Вот, к примеру, у Вардана Петросяна есть свой зритель – он его воспитал, он выстраивает под него спектакль. А нынешнюю молодежь волнует совершенно другое. Она не ходит в театры – ей неинтересно, а может, она даже не знает, что это такое.
Есть еще одна проблема – быть в репертуаре театра для меня лично очень сложно – кино отнимает почти все. Не сниматься невозможно – это деньги. Вот все говорят – ах, сериалы, кому они нужны! Нужны – спрос рождает предложение. Потом сериалы очень выгодны с коммерческой точки зрения – реклама в одной серии покрывает все расходы. Естественно, выгоднее снимать сериал, нежели 2-часовой фильм.
Только за последние несколько лет он сыграл более чем в 30 фильмах. Недавно завершилась работа над 35-серийным фильмом «Роксолана-2», который скоро будет показан по телеканалу НТВ. К сожалению, здесь его можно посмотреть только по спутнику, а жаль.
– Сейчас мы снимаем «Наш двор-3». Два первых фильма пользуются огромным успехом, особенно в диаспоре – нет армянской семьи, где не было бы кассеты с фильмом. А в театре – новый спектакль «Тигран Мец». Это жестокая, страшная сатира, бьющая по нервам людей, где я играю одновременно 7 персонажей. Все они – ипостась одного и того же образа: это и сегодняшний делец, и руководитель партии, и гомосексуалист, и мама Роза, и хитрый еврей. Словом – Мефистофель в разных обличьях, стремящийся «завербовать» интеллигента.
Но по большому счету у нас нет сатиры и юмора. На весь Союз писателей один-два юмориста. Есть Григор Ханджян – но он один. А их должно быть хотя бы 10 – чтобы было из чего выбирать. Что у нас нет юмора – очень хорошо видно по новогодним передачам, которые из года в год становятся все хуже и хуже.
Мы все стали «играть КВН», ничего другого уже делать не можем. Для меня идеалом юмористической передачи на ТВ является «Городок» – там все на уровне. К сожалению, в Армении я не вижу людей, способных сделать такое же. Хотя я строгий критик, но с удовольствием смотрю работы коллег и искренне радуюсь, когда у них хорошо получается.
Он ходит по улицам Еревана, останавливаясь почти на каждом шагу: с кем-то просто поздоровается, а с кем-то и перекинется словечком. Пока мы сидели и разговаривали, к нашему столику в кафе у Драматического театра все время подходили, здоровались, в основном ровесники Рафаэла Артемовича.
– В тяжелые годы ко мне многие подходили и благодарили за то, что я остался, не уехал. Ничего героического в этом не было, я просто так воспитан – это мой город, и я ни минуты не задумывался о том, что можно куда-то уехать. От себя-то не уедешь. Сейчас я смотрю вот на этих людей и думаю – этой молодежи Ереван не нужен, это не их город. Они вроде бы приехали погостить, все для них здесь чужое.
Добрый Мефистофель торопился на очередную съемку. А вечером, несмотря на то, сколько в зале зрителей, он играет на сцене родного театра. И еще Котанджян с любовью и уважением вспоминает всех своих учителей – а их было немало.
Смотреть что такое «Рафаэль Котанджян» в других словарях:
Котанджян, Рафаэль Артёмович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆայել Քոթանջյան) Род деятельности: актёр театра и кино Дата рождения: 9 сентября 1942( … Википедия
Котанджян, Рафаэль — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян, Рафаэль Артемович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Рафаэль Артемович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Рафаэль Артёмович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Рафаэль Артемович Котанджян — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Рафаэль Артёмович Котанджян — (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Р. — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Р. А. — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян — фамилия. Известные носители: Котанджян, Рафаэль Артёмович (род. 1942) советский и армянский актёр театра и кино. Заслуженный артист Республики Армения. Котанджян, Тигран Корюнович (род. 1981) армянский шахматист, гроссмейстер (2006) … Википедия
Три соблазна Льва Карахана – Клавдия, Вера, Марина
«Дело Башаратьяна»: невыученные уроки наших правоохранителей
«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой»
Рыбное изобилие маловодной страны
Ее Величество Зара
Генерал Арутюнов: Геноцид армян в Сумгаите готовился в Азербайджане с 1987 года
Аркадий Тер-Тадевосян: Россия осознала необходимость укрепления своих южных рубежей
Неоплаканная боль Акрама Айлисли
Он был королем ринга
Элен Сегара – Риццо
Имя Рафаэля Котанджяна давно уже стало брендом. В свое время он умудрялся за какие-то шесть-семь месяцев – сняться в десятках фильмов, заработав себе репутацию самого покупаемого актера. Котанджян сыграл в 50 спектаклях, снялся в 30 художественных фильмах и более чем в 25 телевизионных спектаклях. При этом он прекрасно разбирается в режиссерских воззрениях Станиславского и Аджемяна, Брехта и Брука, часто сопоставляя и сталкивая их концепции. В беседе актер умеет говорить с обычной для него шутливой серьезностью, оснащая речь добрым юмором человека, способного рассмешить, оставаясь серьезным.
– Несмотря на характерную сатиричность образов, присущих Вашим героям, в них порой улавливается откровенная ироничность. Чем это можно объяснить? Может быть, чертами Вашего характера?
– Характер тут ни при чем. Скорее всего, это идет от моей приверженности театру Брехта: речь идет об известном «эффекте отчуждения», благодаря которому образ несколько отстраняется, «психологизируется», апеллируя к аналитической, критической позиции по отношению к изображаемым событиям.
Что же касается сатиры, то я всерьез скучаю по той, что была прежде, по той образности, которая превращала юмор в антитезу зла. Хорошо по этому поводу высказался Аркадий Райкин: «Юмор – когда все смеются. Сатира – когда все смеются, а один молчит». Так вот, у нас в Армении и на телевидении, и на радио все осложнилось тогда, когда исчез институт редакторов. Если в советское время мы вынуждены были говорить завуалированно, метафорично, и в этом была своя стилистика, которая требовала от актера особого профессионализма, то теперь все говорится прямым текстом. Прямолинейность современного юмора делает его плоским и скучным.
– Еще в 1997 году, создавая образ турецкого визиря Ибрагима-паши в 26-серийной украинско-российской «Роксолане», Вы, надо полагать, шли от известных параллелей?
– Да, это был образ очень емкий, много говорящий о вероломстве турецкой политики. Главный визирь – это действительно государственный чиновник, через которого проходят все заговоры Османской империи. И, тем не менее, 20 лет он остается у руля власти, что говорит само за себя: такой человек им нужен – тот, кто с легкостью может перечеркнуть сегодня все, что с назойливой убедительностью говорилось вчера.. Сюжет повторяется во времени, и все то, что делали и продолжают делать сегодняшние политики, происходило и тысячу лет назад. Да, параллель с Алиевым была не случайна. Он, будучи советским руководителем, восхваляющим коммунизм и партию, ныне становится демократическим руководителем, с той же восторженностью теперь уже поющий дифирамбы своему народу, Корану и меджлису… Кстати, сейчас в Турции идет многосерийный фильм (уже 80-я серия!) на тот же сюжет. После того как Украина сняла фильм «Роксолана», турецкие режиссеры не на шутку всполошились и поняли, что теряют очень интересную тему. И сняли ее, разумеется, по-своему проставив акценты.
– Вы совмещаете игру в Сундукяновском театре с преподавательской деятельностью, имеете также диплом режиссера. Не появлялось ли у Вас желание создать свой театр?
– Для того чтобы создать свой театральный коллектив, необходимо набрать свою труппу – свой курс в институте, которому предстоит еще поучиться как минимум 5–6 лет, чтобы набраться определенных актерских навыков и всех тех знаний, которые могли определить сущность эрудированного человека. Это принципиальные для меня соображения: в вопросах обучения я весьма консервативен. Все это требует определенного времени, которое мною уже отчасти потеряно. …Мне порой бывает жаль незаполненных минут, часов-пустот, создающих ненужную паузу, расхолаживающих личность. Я стараюсь всегда быть в форме, быть в процессе – это внутренне очень организует, ведет.
– Что Вас сегодня беспокоит более всего?
– Тотальная лживость и агрессивная зависть, которые имеют свойство расползаться и заражать. Во всем – в политике, в отношениях между людьми.
С этим трудно бороться, с этим и невозможно сосуществовать.
Но более всего меня беспокоит состояние наших театров, театральная среда. Уровень посетителей театров становится все ниже и ниже. Более того, им не нужны именно театральные постановки. Им нужно шоу. А большинство театральных режиссеров идет по легкому пути – намеренно ставят некачественные спектакли для того, чтобы угодить массе, а истинные любители театра просто не желают посещать их. Так они потихоньку стареют, их становится все меньше и меньше. Не удивляйтесь поэтому, что нынче не прекращается отток творческих людей из Армении. О какой культурной или театральной среде в Армении мы можем говорить, когда происходит такое? А происходит это потому, что культура у нас не востребована – наш народ культурно зомбирован. Кучка интеллигентов мало что может решить. И потому армянская интеллигенция себя легче находит за рубежом, и особенно в России, где сильна еще духовность. Наше культурное пространство не взращено. Вот и уезжают, кто куда может.
– Вы много путешествуете, работаете за границей, но всегда возвращаетесь на родину. А ведь за «бугром» Вам жилось бы куда радостнее…
– У Бенджамина Спока, всю свою жизнь посвятившего детскому психоанализу, постоянно менялось отношение к вопросу воспитания. Сначала он ратовал за мягкость и терпеливость, затем – за твердость и некоторую суровость в воспитании, но в конце жизни пришел к единственному выводу – воспитывать надо собственным примером. Точно так же актер, равно как и художник или кто-то другой, на кого равняется молодая поросль, должен своим примером, своим отношением к реалиям сегодняшней жизни подавать пример. Иначе никак нельзя.
– Какое самое бесовское искушение в Вашей жизни?
– Не знаю, черт меня попутал или снизошла на меня благодать, но я задумал осуществить один проект, основанный на «игре одного актера». Это будет очень сложная и интересная работа. Трудно найти режиссера, который согласился бы реализовать эту задумку – их пугает объемность работы. Представьте, в рамках одного произведения будут сплетены пьесы разных драматургов. Они будут перетекать одна в другую, дополняя и актуализируя общую фабулу. Из известных соображений я не стану называть героев выбранных пьес, но скажу, что мне всегда интересно показать те недосягаемые глубины, где души человеческие мучаются и страдают…
– Вот и Поприщева по Гоголю Вы сыграли так, что до сих пор мороз по коже… Но при этом Вас совсем не видать в сериалах, столь популярных нынче на телевидении.
– Недавно я получил предложение сняться в сериале, однако не принял его, так как почувствовал всю его несостоятельность и невнятность. Отрицательным качеством армянских сериалов является то, что сценарист не знает, что будет, скажем, в третьей серии. А такое расхолаживает. И, несмотря на то, что найти финансирование для сериала сегодня легче, чем для фильма, я принял принципиальное решение: снимусь в сериале только в том случае, если он будет внятным и близким к реальности. Пока же в большинстве своем сериалы, мягко выражаясь, не внушают доверия.
К тому же они создают неверное мнение об Армении. У меня много друзей за рубежом, которые не позволяют своим детям приезжать в Армению, так как у них создалось впечатление, что в Армении детей крадут и требуют за них выкуп…
Актера сегодня может спасти только та работа, которая заполнит его чем-то духовно и художественно аутентичным, чтобы избежать полной опустошенности. Я следую этому принципу и приобщаю к нему своих студентов.
Смотреть что такое «Котанджян Рафаэль Артёмович» в других словарях:
Котанджян, Рафаэль Артёмович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆայել Քոթանջյան) Род деятельности: актёр театра и кино Дата рождения: 9 сентября 1942( … Википедия
Рафаэль Артёмович Котанджян — (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Ваганян, Рафаэль Артёмович — Рафаэль Ваганян Ռաֆայել Վահանյան … Википедия
Котанджян, Рафаэль — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян, Рафаэль Артемович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Рафаэль Артемович — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян — фамилия. Известные носители: Котанджян, Рафаэль Артёмович (род. 1942) советский и армянский актёр театра и кино. Заслуженный артист Республики Армения. Котанджян, Тигран Корюнович (род. 1981) армянский шахматист, гроссмейстер (2006) … Википедия
Рафаэль Артемович Котанджян — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Рафаэль Котанджян — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия
Котанджян Р. — Рафаэль Артёмович Котанджян (арм. Ռաֆաել Քոթանջյան) Актёр театра и кино Дата рождения … Википедия