рафаэль художник эпохи возрождения биография

Рафаэль

Рафаэль Санти (1483-1520) – итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из самых выдающихся представителей эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала 16-го столетия.

За свою недолгую биографию Рафаэль стал одним из самых знаменитых и богатых художников Италии. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную троицу великих мастеров того периода. Его картина «Сикстинская Мадонна» относится к числу наиболее узнаваемых в истории.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

В биографии Рафаэля есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Рафаэля Санти.

Биография Рафаэля

Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.

Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.

Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.

Живопись

Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.

С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».

Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.

За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.

По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.

В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.

Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.

Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.

Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.

рафаэль художник эпохи возрождения биография «Сикстинская мадонна»

Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».

Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.

Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.

Личная жизнь

Добившись большой славы и богатства, Рафаэль стал завидным женихом. Многие высокопоставленные религиозные и политические деятели мечтали выдать за него своих дочерей. Кардинал Биббиена добился того, чтобы его племянница обручилась с живописцем, но тот в последний момент отверг девушку.

В возрасте 30 лет у Рафаэля появилась возлюбленная и натурщица, которая была дочерью булочника. Маэстро прозвал ее «Форнариной» (булочка, пышка). С Маргаритой Лути, которой едва исполнилось 17 лет, он познакомился во время работы в саду.

Мужчина заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь стала его натурщицей. Он настолько сильно увлекся юной девушкой, что выкупил ее у отца за 3 000 монет. На протяжении 6 лет Форнарина была музой Рафаэля. После его смерти она, получив в наследство роскошный особняк и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь.

Смерть

Врачи пытались сбить температуру посредством кровопускания, что является довольно опасным делом при заболеваниях такого типа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Его тело было похоронено в Пантеоне.

Источник

Чем прославился Рафаэль Санти: биография и интересные факты

Кто такой Рафаэль Санти и чем он прославился? Сегодня расскажу вам о великом художнике эпохи Возрождения — где он родился, как жил, чем занимался и что написал Рафаэль Санти. Все самые интересные факты из его биографии читайте в новой статье!

Знаменитый на весь мир художник, в отличие от других своих коллег по живописи, прожил не так много – всего 37 лет. Но даже за это время, Рафаэль Санти успел прославиться, успел сделать так много для мира искусства, что его имя вошло в историю.

Творчество Рафаэля многогранно, его работы можно анализировать годами, также, как и изучать подробности его биографии. Великий живописец, даже после стольких веков продолжает будоражить новые поколения художников, влюблять нас в свою живопись.

В этой статье я хочу рассказать вам о жизненном пути великого гения, а также, показать вам некоторые из его самых известных работ, и рассказать, почему же они стали такими известными, а сам художник – великим и вечным.

Биография Рафаэля Санти

Где родился художник и в какой семье вырос

Как вы, наверное, уже успели догадаться, Рафаэль Санти, как и многие известные мастера и художники эпохи Возрождения, родился в 1483 году, в солнечной Италии, стране по истине богатой на творческих и одаренных людей. Конечно, место, где родился Рафаэль Санти, безусловно, сыграло значимую роль в его судьбе.

Художник родился в восточной части Италии, в небольшом городке Урбино. Надо отметить, что его семья была не такой уж бедной, и ему в детстве не приходилось иметь лишения. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником герцога Урбинского, который считался покровителем искусства.

Находясь рядом с отцом, который в прочем не имел репутацию выдающегося художника, но был умен и образован, Рафаэль с ранних лет постигал культуру и искусство, а также приобщался к нравам высокого света и дворцовым правилам.

Это, несомненно, сыграло большую роль для него в будущем, когда он сталкивался с богатыми и знаменитыми заказчиками. Ведь помимо таланта художника, тогда, как в прочем и сейчас, нужно было иметь хорошие способности к дипломатии и вести светскую жизнь. Рафаэль Санти благодаря своему опыту отлично с этим справлялся.

К сожалению, его детство с родителями было омрачено их ранней смертью. Сначала не стало матери. Маджиа Чарлы умерла в 1491 году. Через три года после этого, умер его отец, Джованни Санти, оставив Рафаэля на попечение дяде Бартоломео.

Так, в 11 лет будущий художник переехал жить к дяде-священнику. Вскоре дядя, увидев, как мальчик тянется к живописи и какой талант в нем кроется, отдал его в ученики к Пьетро Ваннуччи, по прозвищу Перуджино. Так для Рафаэля Санти началась новая глава в его жизни – творческая и более интересная.

В каких школах учился Рафаэль Санти

Первый учитель Рафаэля – Пьетро Ваннуччи, или Перуджино, как его называли в обществе, был выдающимся мастером и художником эпохи Возрождения. Стоит отметить, что он участвовал в декорировании Сикстинской капеллы, по приглашению самого папы римского.

Некоторые историки полагают, что Рафаэль познакомился с Перуджино уже в более сознательном возрасте, когда работал самостоятельно над своими произведениями. Мнения во многом расходятся, но то что художники были знакомы и даже работали вместе – это неоспоримый факт.

А то, что Перуджино был старше Рафаэля и на тот момент имел большой вес в мире искусства, говорит о том, что, скорее всего, Рафаэль многому у него научился.

После нескольких лет, проведенных в Перудже рядом с известным художником, Рафаэль, в 1504 году переезжает во Флоренцию. На тот момент ему был 21 год, и он познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело, а также другими известными художниками Италии.

Так, в карьере художника Рафаэля Санти, начинается новый период – флорентийский.

Здесь он начинает изучать техники известных мастеров, чтобы научиться писать еще лучше, чем он может сейчас. Именно во Флоренции ему поступают первые заказы. Один из таких – портреты Аньоло Дони и его супруги. Портрет жены был написан под влиянием известной нам всем «Джоконды» да Винчи.

Помимо портретов Рафаэлю поступают заказы на образы святых, так, например, в этот период он написал «Мадонну с безбородым Иосифом» и «Святую Екатерину Александрийскую».

Флорентийская школа помогла раскрыть талант живописца в Рафаэле, а также показать нам его, как истинного мастера, который писал Мадонн. В тот период художник написал около 20 Мадонн.

Этот образ был очень близок Рафаэлю возможно еще и потому, что его матери не стало, когда он был еще ребенком. Обычно он изображал Мадонну с младенцем на руках, либо ребенок был рядом с ней. Несмотря на схожесть основного сюжета, каждая картина получалась непохожей на другую и имела свои особенности.

Где жил Рафаэль Санти

Пройдя флорентийскую школу живописи, Рафаэль отправляется жить в Рим, который станет его домом до самой смерти.

Не имея собственного дома во Флоренции, Рафаэль с радостью принимает приглашение папы римского и переезжает работать в Рим в начале 1509 года. Ранее он познакомился с Донато Браманте, который был известным и одним из крупнейших архитекторов эпохи Возрождения.

Рафаэлю было уже 26 лет, он был довольно известным и узнаваемым художником, но все еще не до конца раскрывшим свой талант и гений. Работа в Ватика и заказы от самого папы Юлия II, помогли ему прославиться и по-настоящему войти в историю мировой живописи, подобно тем художникам, у которых он учился во Флоренции.

В этот период Рафаэль расписывает фресками Станцу делла Сеньятура. По замыслу он должен был изобразить виды интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, философию и поэзию. До этого Рафаэль не работал с фресками, но за эту работу взялся с энтузиазмом, понимая, что такой шанс выпадает не каждому художнику и им надо воспользоваться.

В итоге он создает четыре фрески: «Диспут», 1508-1509; «Мудрость, Умеренность и Сила», 1511; «Парнас», 1509-1510; «Афинская школа», 1510-1511.

Закончив с фресками Рафаэль, опять же, по заказу папы, приступает к реконструкции собора Святого Петра. В этой работе раскрывается его талант архитектора. Кроме работы над собором, художник создает проекты церкви и Палаццо, по которым их строят.

Несмотря на свою довольно короткую жизнь, Рафаэль очень много сделал для Рима, как для города.

Живопись Рафаэля Санти

Теперь, когда вы знаете как начинал свой творческий путь художник, давайте подробнее остановимся на его живописи и картинах, чтобы понять, чем же он все-таки прославился среди своих современников.

Что сделал Рафаэль Санти за 37 лет своей жизни и какике картины написал? Во-первых, его работы были в духе своего времени, своей эпохи – эпохи Возрождения. Но, несмотря на хорактерные черты этого времени, в картинах сложно не заметить авторскую манеру и стиль художника.

Эмоции на лицах изображенных им людей и святых, динамичность, мягкие формы и свет, рассеянный по фигурам – все это характеризует творчество Рафаэля Санти, отличает его от других живописцев того же периода. Его стиль очень хорошо узнаваем. Поэтому, если вы когда-нибудь окажетесь в музее, где есть его работы, то, наверняка, сразу поймете, картина чьей кисти перед вами.

Также, на живопись Рафаэля оказали значительное влияние люди, у которых он учился, за работами которых наблюдал в разные годы жизни. Так, у своего первого учителя Перуджино, он научился композиционным особенностям. Многому он научился и у Леонардо да Винчи, беря за основу его методы рисования. К ним можно отнести анатомию, динамику персонажей, а также ритмичность композиции, которая не дает зрителю так быстро отвести взгляд, заставляя рассматривать произведение часами.

Кроме картин, как вы помните из краткой биографии Рафаэля выше, художник также работал и над фресками, которые помогли ему стать самым известным художником Рима. Он создавал фрески для католической церкви, но интересны они будут прежде всего совей художественной особенностью и сюжетом не только католикоам, но и вообще всем, кто интеерсуется историей искусств.

Так, например, фреска «Адам и Ева», выполненная по библейским мотивам, соседствовала с другой фреской художника – «Победой Аполлона над Марсием». Раньше это было бы невозможно, так как в Средние века нельзя было смешивать Библию и языческих богов, но в эпоху Возрождения это стало возможным и Рафаэль блестяще совместил и то, и другое.

Рафаэль Санти был яркой и значимой фигурой не только для Рима и всей Италии, но и для всего мира в будущем. Он оставил значительный след в истории искусства, и даже смог своим творчеством раделить саму эпоху Возрожжения на «прерафаэлитовскую» и «пострафаэлитовскую».

Личная жизнь художника

Как мы уже знаем, Рафаэль рано лишился своих родителей, а своей семьи у него так и не появилось. Как вы могли заметить, почти все свое время он посвящал работе, иначе учпел бы он столько всего сделать за 30 с небольшим лет?

Но одна страсть, помимо рисования, у него все-таки была. И эта страсть – женщины. По одним данным, дошедшим до нас, Рафаэль все-таки хотел жениться на дочери кардинала, но что-то пошло не так и художник так и остался холостым.

Была еще одна женщина, связь с которой приписывают Рафаэлю. Это куртизанка Форнарина, портрет которой написал художник. Некоторые также сомневаются в реальности ее существования, считая, что это просто собирательный образ всех женщин, с которым у Санти были отношения.

Причина смерти Рафаэля Санти

Во многом, причина смерти знаменитого художника кроется в том, что в его время были врачи, которые не знали, как лечить и ставили ложные диагнозы.

Беспорядочные половые связи погубно сказывались на здоровье молодого художника, доведя его до лихорадки. Врачи не смогли толком разобраться, что с ним происходило, и вместо того, чтобы дать лекарство, просто применили кровопускание. Так, в 1520 году, художник скончался и его похоронили в Риме.

Чем прославился Рафаэль Санти

В какой интересной и богатой на таланты стране жил художник Рафаэль Санти! Годы жизни Рафаэля, пусть и не такие долгие, отмечены богатым периодом его творчества.

Основные его идеи заключались в том, что существует прекрасный и совершенный человек, который живет в гармонии с собой и с внешним миром.

Набравшись опыта у мировых мастеров живописи, он старался проявлять и воплощать в жизнь свои идеи через портреты и религиозную живопись, а также фрески, рисунки, архитектурные сооружения, и даже стихи!

К его достижениям можно отнести создание знаменитого цикла картин – флорентийских Мадонн, как их позже прозвали, работу над фресками в Ватикане, а также реконструкции собора Святого Петра.

Картина «Сикстинская мадонна» была написана для алтаря церкви по заказу папы римского Юлия II. Интересный факт об этой картине: художник использовал для работы над ней холст, а не доску, как это было положено. Возможно это было сделано потому, что картину хотели в дальнейшем использовать как хоругвь, а возможно и из-за достаточно большого объема полотна – 265х196 см. также эта картина служила заменой недостающему окну в церкви.

Вообще, эта картина была малоизвестна вплоть до XVIII века. Ее выкупили германские агенты и увезли в Дрезден, где она находится и по сей день в Галерее старых мастеров. В России эта картина прославилась благодаря тому, что русские путешественники начинали свой путь именно с этого места и видели работу Рафаэля самой первой, воспевая ей восторженные отзывы.

Заключение

Теперь вы знаете, кто такой Рафаэль Санти, чем он жил, как творил, и как прославился благодаря своим работам. Надеюсь, по фото, приведенным в статье, вы сможете проследить его основные идеи и характерные черты, присущие его живописи. А если будете в Петербурге, обязательно посмотрите на его картину в Эрмитаже!

В следующей статье я постараюсь наиболее подробно рассказать вам о его работах, а пока, вы можете написать в комментариях, какие у вас любимые работы у этого художника. Нравится ли вам вообще творчество Рафаэля Санти и эпоха Возрождения, или вам ближе какой-то другой период и художники?

Источник

Рафаэль Санти

рафаэль художник эпохи возрождения биография

Хронология жизни

Родился 6 апреля в Урбино, в Центральной Италии, в семье придворного художника и поэта Джованни Санти

Смерть матери. Вскоре отец Рафаэля вступает во второй брак

Смерть отца. Рафаэля берёт на воспитание его дядя, священник Бартоломео

Рафаэль начинает работу как уже сложившийся художник и именуется в официальных документах «магистром», или мастером

Переезжает во Флоренцию, чтобы учиться мастерству у выдающихся художников того времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело

Уезжает из Флоренции в Перуджу, где работает по заказам клиентов

Переезжает в Рим, где получает заказ от папы Юлия II на оформеление папских покоев в Ватиканском дворце

Первая запись об уплате Рафаэлю вознаграждения за выполненную в Ватикане работу. Начало работы над фреской «Афинская школа»

Начата работа над усыпальницей Агостино Киджи в церкви Санта-Мария Дель Пополо

Папа Лев Х назначает Рафаэля ответственным за сохранность и перепись античных мраморных изваяний

Рафаэль утверждён в должности главного хранителя античных памятников. Составляется план сохранения и восстановления римских монументов

Умирает от лихорадки в день своего 37-летия, в страстную пятницу, после сделанного ему кровопускания. После отпевания с участием папы и высшего духовенства художника погребают в римском Пантеоне

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Отец Рафаэля, Джованни Санти, тоже был художником и служил при дворе герцога Урбинского, где царила высокая культура, терпимость и утончённость. Джованни Санти не считался даровитым художником, однако был умным и образованным человеком, не только живописцем, но и поэтом, и благодаря отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинсва художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

В 1491 году умерла мать Рафаэля, Маджиа. Его отец вскоре вновь женился. От этого брака родилась дочь Элизабетта, но вскоре, 1 августа 1494 года, умер и сам Джованни Санти. Рафаэль, которому едва испольнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя Бартоломео, священник.

К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что ещё мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». К сожалению, мы точно не знаем ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему отцу, ни о том, как и где он учился основам мастерства. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, не сохранилось, и мы вынуждены ограничиваться одними догадками.

ОБУЧЕНИЕ

Вполне резонно было бы согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, однако наиболее сильное влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Он описывает, как Джованни Санти отвёз сына в Перуджу, невзирая на « слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля». Если это правда, то Рафаэлю тогда было не более восьми лет, потому что он лишился матери именно в этом возрасте.

Действительно, обучение художников иногда начинается с детства, однако у нас нет других свидетельств тому, что Рафаэль, в самом деле, был учеником Перуджино. Многие современные исследователи склоняются к тому, что Вазари в этом эпизоде допустил поэтическую вольность, а на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло лишь на рубеже столетий. К этому времени Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в документе, датированном 1500 годом, он назван «магистром» (мастером).

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

Но если это так, то совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, а не союзом мастера и подмастерья.

Первой достоверно документированной работой Рафаэля был запрестольный образ для церкви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, городке, расположенном между Урбино и Перуджей.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

Этот образ, посвящённый святому Николаю Толентинскому, был заказан художнику в декабре 1500 года и завершен им в сентябре 1501. (Во время землятрясения 1789 года этот образ сильно пострадал и до наших дней сохранились лишь его отдельные фрагменты.) На протяжении нескольких последующих лет Рафаэль выполняет ещё ряд заказов от церквей в Чита-ди-Кастелло и Перудже, включая несколько больших запрестольных образов.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний.

ФЛОРЕНЦИЯ

Во Флоренции Рафаэль проводит более четырёх лет, и это время в биографии художника часто называют «флорентийским периодом». Впрочем, у Рафаэля, по всей видимости, так и не появилось постоянного дома в этом городе, и он продолжает выезжать из Флоренции на работу, которую ему предлагают в различных уголках Центральной Италии. Документально подтверждено, что Рафаэль посещал Перуджу в 1505 и 1507, и Урбино в 1506 и 1507 годах. Вполне вероятно, что в те же годы он посещал Рим, хотя убедительные доказательства этого отсутствуют.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

На протяжении «флорентийского периода» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна – запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти.)

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Рафаэль успевал не только поражать заказчиков изысканностью своего искусства, но и завязывать новые знакомства с местными художниками. В их числе был и фра Бартоломео, ставший ведущим флорентийским художником после того, как в 1506 году город одновременно покинули Микеланджело, уехавший в Рим, и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. Именно под влиянием Бартоломео прежний лёгкий и изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным.

ПЕРЕЕЗД В РИМ И РАБОТА В ВАТИКАНЕ

Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как полагают, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника, и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II – первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года.

Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля. До этого в свои 25 лет Рафаэль оставался художником, подающим большие надежды, известным, но ещё не достигшим истинных высот. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, и с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия II и сменившего его Льва Х. Работы, выполненные по их заказу, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою « Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.

Почти всю роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Правда, при работе над последующими тремя комнатами он в целях экономии времени уже достаточно широко привлекал помощников, осуществлявших замысел мастера. Рафаэль очень умело руководил работой своей мастерской, и в этом отразился не только талант художника, но и его открытая, щедрая душа. Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников, и поэтому Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Мы знаем, что Визари порой был склонен к преувеличениям, однако то, что Рафаэль, в самом деле, обладал чудесным характером, за который все любили его, отмечено и в других источниках.

В 1514 году Рафаэля приглашают в качестве архитектора на реконструкцию самого большого в мире христианского храма Святого Петра, который начали перестраивать при Юлии II. Это приглашение поступило после смерти Браманте, под руководством которого храм обновлялся, начиная с 1506 года.

Несмотря на то, что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции храма были пересмотрены, он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, и получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор Рима. К сожалению, большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, поэтому сейчас мы не имеем возможности составить представление о его достижениях в этой сфере искусства.

Ещё интенсивнее Рафаэль начал трудиться с 1515 года, когда папа Лев Х возложил на художника ответственность за сохранение и перепись античных мраморных изваяний. На документе имеется любопытная приписка, из которой следует, что в то время зачастую использовали античные римские изваяния как строительный материал при постройке новых зданий. Спустя два года Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей и в этом качестве разрабатывает план по детальной переписи всех античных памятников. С этого времени Рафаэль становится самым тесным способом связанным со всеми предприятиями, проводимыми по инициативе папы римского, но при этом успевает выполнять ещё и частные заказы богатых клиентов. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства. Леонардо да Винчи и Микеланджело были не менее, а может быть и более талантливы, чем Рафаэль, однако Леонардо часто оставлял свои работы незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером. Рафаэль же был мечтой любого заказчика – исполнительным гением с ангельским характером.

СТРАСТЬ К ЖЕНЩИНАМ

Вазари отмечает ещё одну черту Рафаэля – его страсть к женщинам. Он никогда не был женат, хотя в 1514 году намеревался вступить в брак с племянницей кардинала Биббьены, Марией, однако невеста неожиданно умерла. Другая женщина, с именем которой часто связывают имя Рафаэля, была куртизанкой, известной как Форнарина («Дочь пекаря»). Её считали возлюбленной Рафаэля, но нет никаких доказательств, что Форнарина существовала на самом деле. Сохранились два портрета работы Рафаэля, на которых, как считают, изображена Форнарина, однако это, скорее всего, портреты двух разных женщин.

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

рафаэль художник эпохи возрождения биография

НЕОЖИДАННАЯ КОНЧИНА

По мнению Вазари, сексуальная невоздержанность Рафаэля послужила причиной его ранней смерти. После очередной бурной ночи художник впал в лихорадочное состояние, и приглашённые врачи стали лечить его так, как было принято в те времена – с помощью обильного кровопускания, вместо того чтобы дать укрепляющее. Но, как бы там ни было, Рафаэль умер 6 апреля 1520 года, в свой 37 день рождения, и был похоронен в римском Пантеоне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *