рабочая программа по биологии 10 класс пасечник 1 час в неделю фгос линия жизни просвещение

Рабочая программа по биологии 10 класс В.В. Пасечник (Линия жизни), издательство Просвещение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России И.В.Ткаченко

города Тынды Амурской области

Протокол № ___ от «__»

Заместитель директора по УВР

Директор МОБУ СОШ №7 Г. ТЫНДЫ

Приказ № ___ от «__»____2019 г.

по учебному курсу (или внеурочной деятельности) «БИОЛОГИИ»

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников

БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочую учебную программу составила Сидоренко Тамара Константиновна, учитель высшей квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «___» августа 2019 г.

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1) Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 9;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко города Тынды Амурской области;

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта. Предметная линия учебников

БИОЛОГИЯ. 10 и 11 классы, «Линия жизни». Базовый уровень. Автор В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. – М.: Просвещение, 2017.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом:

Рабочая программа 10, 11 классы построена из расчета 35 часов в год 10 класс и 34 часа в год в 11 классе, 1 час в неделю.

Учебно-методический комплекс образовательного процесса 10, 11 классов по биологии

Предлагаемый учебник — основной элемент информационно-образовательной среды УМК по биологии «Линия жизни» для 10 класса (базовый уровень). Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов по биологии в соответствии с требованиями ФГОС СПОО. Разнообразие заданий, деятельностный блок «Моя лаборатория» позволяют отрабатывать широкий спектр необходимых умений и компетенций.

Обучение по данному учебнику поможет ученикам:

• узнать о роли биологии в формировании современной научной картины мира и её влияние на развитие технологий;

• получить целостное представление о таких уровнях организации жизни, как организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный;

• определить свои интересы и склонности в области биологии;

• применить полученные теоретические знания по биологии на практике;

• попробовать себя в исследовательской и проектной деятельности;

• получить информацию о связанных с современной биологией профессиях и их месте на рынке труда;

• задуматься об экологических последствиях антропогенной деятельности и о том, каким образом возможно предотвращения её негативного влияния на популяции, экосистемы и биосферу.

2. Содержание учебного курса

Общие цели и задачи учебного предмета для уровня обучения.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитий современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание курса 10 класс:

Раздел 1. Введение (5 часов)

Раздел 2.Молекулярный уровень (12 часов)

Раздел 3. Клеточный уровень (16 часов)

Резерв – 2 часа
Содержание курса 11 класс:

Раздел 1.Организменный уровень (10 часов)

Раздел 2. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Раздел 3.Экосистемный уровень (8 часов)

Раздел 4.Биосферный уровень (9 часов)

3. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (базовый уровень):

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по

сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

7) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

8) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

9) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

10) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

11) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущности биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности ;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать разные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных тестах, справочниках, научно- популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Название раздела, темы

Количество часов по примерной образовательной программе

Количество часов по рабочей программе

Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу:

Обоснование целесообразности внесённых изменений

Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа

Основные виды учебной деятельности

Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)» Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»

Определение основополагающих понятий: научное мировоззрение, научная картина мира. Практическое значение биологических знаний, профессий. Использование ИКТ для создания презентаций. Овладение методами научного познания используемых при биологических исследованиях, лабораторных работах.

Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». Лабораторная работа № 4 « Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа № 5 « Обнаружение белков с помощью качественной реакции».

Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»

Обобщающий урок № 1

Обобщающий урок № 2

Овладение методов научного познания, используемых при биологических исследованиях. Определение основополагающих понятий: углеводы, сахароза, моносахариды, ферменты, катализаторы и т.д. Развивать умения самостоятельного поиска знаний и навыков работы с учебной литературой; вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе

Определение основополагающих понятий: вакцина, вирусы.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

Увеличен 1 час на тему «Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез», т.к. материал по фотосинтезу сложно усваивается школьниками.

Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования», Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»

Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Лабораторная работа № 10

«Приготовление и рассматривание клеток растений»

Лабораторная работа № 11

«Движение цитоплазмы в клетках элодеи»

Обобщающий урок № 3.

Обобщающий урок № 4, 5

Определение основополагающих понятий: цитология, клеточная теория. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах.

Учить сравнивать, развивать внимание, наблюдательность, составлять таблицу; раскрывать основные положения клеточной теории Учить работать с микропрепаратами; выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки Развивать наблюдательность, внимательность, правила личной гигиены

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Название раздела, темы

Количество часов по примерной образовательной программе

Количество часов по рабочей программе

Информация об изменениях, внесенных в авторскую программу:

Обоснование целесообразности внесённых изменений

Формы деятельности (проектная, исследовательская деятельность, контрольная работа, лабораторная работа, практическая работа

Основные виды учебной деятельности

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач по моногибридному скрещиванию»

Практическая работа № 2 «Решение генетических задач по дигибридному скрещиванию»

Обобщающий урок № 1

Определение основополагающих понятий: оплодотворение, зигота, гаметы, онтогенез, генотип, фенотип и др.

Уметь обобщать и систематизировать полученные и имеющиеся знания, составлять таблицы; умения делать вывод о материальном единстве живой природы, работать с генетической символикой.

Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов.

Лабораторная работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида» Обобщающий урок № 2

Определение основополагающих понятий:

систематика, идиоадаптация, дегенерация, ароморфоз и др.

Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах.

Лабораторная работа № 2 «Изучение экологической ниши у разных растений»

Практическая работа № 3 «Решение экологических задач» Лабораторная работа №3 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах» Обобщающий урок № 3

Определение основополагающих понятий:

среда обитания, экосистема, экологическая пирамида и др.Биоценоз, биогеоценоз.

Информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации

Уменьшаю на 1 час, так как в 11 классе 34 недели.

Обобщающий урок № 4

Обобщающий урок – конференция № 5

Определение основополагающих понятий:

Биосфера, косное, биокосное вещество. Самостоятельная информационно – познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах информации и ее методах. Обобщить, систематизировать знания о важнейших биологических закономерностях, проявляющихся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях

Дата проведения урока (планируемая)

Дата проведения урока (фактическая)

Раздел № 1.Введение (5 часов)

Биология в системе наук

Объект изучения биологии

Методы научного познания в биологии. Лабораторная работа № 1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов ( на примере растений)»

Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 2 «Механизмы регуляции»

Раздел № 2. Молекулярный уровень (13 часов)

Молекулярный уровень: общая характеристика

Неорганические вещества: вода и минеральные соли

Липиды, их строение и функции . Лабораторная работа № 3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции».

Углеводы, их строение и функции. Лабораторная работа № 4 « Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».

Белки, их строение и функции

Строение структуры белков. Лабораторная работа № 5 « Обнаружение белков с помощью качественной реакции».

Белки, функции белков

Ферменты – биологические катализаторы. Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины.

Вирусы – неклеточная форма жизни.

Раздел № 3. Клеточный уровень (17 часов)

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Лабораторная работа №7 «Техника микроскопирования». Лабораторная работа №8 «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»

Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Лабораторная работа № 9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть.

Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Лабораторная работа № 10

«Приготовление и рассматривание клеток растений»

Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Клеточные включения. Лабораторная работа № 11 «Движение цитоплазмы в клетках элодеи»

Особенности строения клеток прокариот, эукариот. «Сравнение клеток растений, животных, бактерий и грибов под микроскопом, используя готовые микропрепараты и их описание»

Обмен веществ и энергии в клетке

Энергетический обмен в клетке.

Типы клеточного питания.

Фотосинтез и хемосинтез.

Пластический обмен в клетке: биосинтез белков.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетках и организме

Деление клетки. Митоз

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки.

Обобщающий урок – конференция по итогам исследовательской и проектной деятельности.

Источник

Рабочая программа по биологии 10 класс под редакцией В.В. Пасечника

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

Протокол №5 от 29.05.2021

Заместитель директора по УВР

Приказ № _____от _______2021 года.

Рабочая программа по предмету «Биология»

учитель биологии высшей квалификационной категории О.В. Нижальская

Исходные документы для составления рабочей программы:

ü Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;

ü Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;

ü Образовательная программа Средней школы №5;

ü Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

ü Письмо Минобразования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015г. N 08- 1786

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 10 класса составлена в соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; на основе авторской программы В.В, Пасечника. Предметная линия учебников «Линия жизни» 10-11классы, базовый/ В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. — М.: Просвещение, 2017. — 96 с. Программа опирается на учебник Биология. 10 класс под редакцией профессора В. В. Пасечника М.: Просвещение, 2020 г.

Изучение курса «Биология» в 10 классе направленно на решение следующих задач:

— формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

— развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

— выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

— развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

— выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития ― ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными для решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу либо общность ― носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Место курса биологии в учебном плане

Учебный план Средней школы №5 отводит на изучение биологии на базовом уровне в 10 классе 1 час в неделю (34 часа в год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

— уважения к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим;

— принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

— чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

— мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

— развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

— готовности к самообразованию и самовоспитанию;

— умений оценивать разные жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— самостоятельно выделять познавательную цель;

— определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

— составлять план; прогнозировать результат и осуществлять контроль в форме сравнения, выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, оценивая все возможные риски;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее цель выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

Познавательные универсальные учебные действия:

— искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться :

спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

— применять и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

— развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Обучающийся получит возможность научиться:

— находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и отстаивания интересов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

— выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;

— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

На базовом уровне обучающийся научится:

§ пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

§ проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;

§ описывать биологические объекты, процессы и явления;

§ ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;

§ оперировать системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

§ приемам оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха;

§ выращиванию и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

§ правилам работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

На базовом уровне обучающийся получит возможность научиться:

§ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

§ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

§ ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

§ создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Биология как комплекс наук о живой природе

На базовом уровне о бучающийся научится:

· раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

· понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;

· устанавливать взаимосвязь природных явлений;

· понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

· оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;

· формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

· сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

На базовом уровне обучающийся получит возможность научиться:

· характеризовать современные направления в развитии биологии;

· описывать их возможное использование в практической деятельности ;

На базовом уровне обучающийся научится:

· обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

· приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

На базовом уровне о бучающийся получит возможность научиться:

· решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК ;

На базовом уровне обучающийся научится:

· распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях;

· устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток.

На базовом уровне о бучающийся получит возможность научиться:

· сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз) ;

· решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных).

Содержание учебного предмета

Введение. Биология как комплекс наук о живой природе – 5 ч.

Биология в системе наук. Объект изучения биологии. Методы научного познания в биологии. Биологические системы и их свойства. Основные виды деятельности учащихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание рефератов и докладов.

Молекулярный уровень: общая характеристика. Неорганические вещества: вода, соли. Липиды, их строение и функции. Углеводы, их строение и функции. Белки. Состав и структура белков. Белки. Функции белков. Ферменты — биологические катализаторы. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Организм (Клеточный уровень) – 16 ч.

Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет. Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. Клеточные включения. Энергетический обмен в клетке. Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез. Пластический обмен: биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Деление клетки. Митоз. Мейоз. Половые клетки.

Лабораторная работа№3:«Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах».

Основные виды деятельности учащихся: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, анализ графиков, таблиц, схем, объяснение наблюдаемых явлений, выполнение фронтальных лабораторных работ, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *