рабби шнеур залман краткая биография

Шнеур Залман из Ляд

Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Алтер Ребе, идиш אלטער רבי — Старый учитель) (1745, Лиозно, Речь Посполита — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, Российская империя) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад.

Содержание

Биография

Родился в хасидской семье Баруха и Ривки Познеров, получив благословение лично от Бешта. Обучался Торе в Любавичах, где обратил на себя внимание как способный ученик. В 1760 году 15-летний Шнеур-Залман женится на дочери витебского богача Йеуды-Лейба Сегаля. Полученные в качестве приданного деньги (5 тыс. золотых) он направил на закупку инвентаря для еврейских сельскохозяйственных артелей в окрестностях Витебска. В 18 лет, живя в доме тестя, он полностью изучил Талмуд и приступил к Каббале. Для завершения образования 20-летний Шнеур-Залман отправился к Магиду из Межереча, после чего вернулся в 1767 году в Лиозно уже как магид-проповедник. По совету наставника в 1770 году Шнеур-Заламан приступил к написанию книги Шулхан Арух Рава, в которой простым языком изъяснил галаху.

В 1772 году Магид из Межерича послал Шнеура-Залмана в составе хасидской делегации на переговоры с Виленским гаоном в Вильно, чтобы уладить разногласия в иудейской среде, однако переговоры не состоялись, поскольку «перед их носом дважды захлопывались двери». Хасидам был объявлен великий херем. Шнеур-Залман поселился в Могилеве, а затем в 1777 году попытался вместе с группой хасидов эмигрировать в Палестину, однако на границе Османской империи его отговорил Менахем Мендль из Витебска, благословив его быть пастырем руководителя российских хасидов. Шнеур-Залман возвратился в Лиозно. В 1797 году он пишет книгу Тания, в которой излагает основы Хабада.

Учение

Особенность философии Алтер Ребе заключается прежде всего в привнесении интеллектуального начала в традиционную хасидскую мистику Каббалы. Поэтому в название своего учения он поставил категории мудрости (ивр. חכמה ‎, хохма), понимания (ивр. בינה ‎, бина) и знания (ивр. דעת ‎, даат). Алтер Ребе рассматривает свои сочинения как руководство для богопознания. Особое место он уделяет не только понятиям любовь (ивр. אהב ‎, ахава) и страх (ивр. יראה ‎, йира), но и размышлениям (хитбоненут). Вместе с тем, Алтер Ребе был далёк от европейского понимания Просвещения, утверждая, что обычные науки (хохмот хицониот) не способствуют просвещению ума. Интеллектуальное постижение Бога возможно только посредством Торы, когда божественные сехель и миддот соединяются, образуя Знание (даат).

Душа еврея воспринимается им как божественная искра (нефеш ха-элокит), которая стремится воссоединиться с Богом. Эта искра не является сотворенной, но представляет собой прямую эманацию Божественной мудрости (хохма илаа). Средствами на этом пути с одной стороны выступают Тора и ритуалы согласно ей, посредством которого верующий достигает состояния биттул (иступление, преодоление эго), а с другой — хасага (интеллектуального понимания природы Бога). Приближение к Богу реализуется в достижении троицы нравственных качеств: доброта (ивр. חסד ‎, хесед — однокоренное слову хасид), сдержанность (ивр. גבורה ‎, гвура) и умеренность (ивр. תפארת ‎, тиферет)

В человеке также помимо божественной искры есть и животная душа (нефеш ха-бахамит), которой свойственно стремление ко злу (ецер ха-ра). В отличие от античной философии, Алтер Ребе не противопоставляет божественный разум низким эмоциям. Он полагает, что свой разум (сехель) и чувство (миддот) есть и у божественной искры и у её темного двойника (ивр. סטרא אחרא ‎, ситра ахра: обратная сторона) животной души. Отсюда у человека два разума и два чувства. Провозглашая идеалом человека цадика, Алтер Ребе много внимания уделяет бенони, то есть среднестатистическому человеку, обывателю. Бенони не зол и не добр, но мечется между двух этих начал.

10 сфирот — суть не что иное как проявление Бога. Присутствуют они и в человеке, поскольку человек является микрокосмом. Три высших сфирот выражают интеллектуальное начало в человеке, а семь низших — эмоциональное. Все зло мира является результатом обособленности (клипот)

Источник

Альтер ребе — раби Шнеур Залман из Ляд, Бааль-аТания

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Юный вундеркинд [↑]

Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505—5573 / 1745—1813/ гг. ) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД.

Родился 18 элула 5505 /1745/ года в городке Лиозно, южнее Витебска.

Его отец, цадик нистар (скрытый праведник) р. Барух и мать Ривка получили благословение на рождение ребёнка от рабби Исраэля Бааль-Шем-Това. Шнеур-Залман родился в тот же день года, что и сам Бешт.

Ребёнок начал связно разговаривать в возрасте одного года. В три года его привезли к Бешту, и основатель хасидизма совершил обряд халаке, когда мальчика стригут в первый раз.

Учился в городке Любавичи, прославился как вундеркинд под именем «илуй из Лиозно».

В пятнадцать лет он женился на дочери витебского богача р. Йеуды-Лейба Сегаля. Стремясь получить юного илуя в зятья, р. Сегаль дал своей дочери баснословное приданое в пять тысяч золотых монет. Вскоре после свадьбы на эти деньги раби Шнеур-Залман построил возле Витебска несколько поселений для еврейских сельскохозяйственных артелей, а также закупил на них необходимый земледельческий инвентарь и скот — чтобы поселенцы смогли кормиться трудом своих рук.

Молодая семья поселилась в доме тестя, взявшего на себя заботу о её пропитании. Раби Шнеур-Залман погрузился в изучение Торы, ведя самый аскетический образ жизни. В восемнадцать лет он закончил изучение Талмуда со всеми комментариями, а затем приступил к углублённому постижению Каббалы.

В учениках Магида [↑]

В двадцатилетнем возрасте он вступил в круг учеников раби Дова-Бера (Магида из Межерича). Раби Шнеур-Залман обучался в паре с сыном наставника, р. Авраамом Малахом, который обучал его тайнам Каббалы.

Спустя два года р. Шнеур-Залман стал магидом (общественным проповедником) в Лиозно. Но и в этот период он не прерывал связей с Магидом из Межерича, приезжая к нему на все праздники года.

В праздник Суккот 5527 /1767/ года он стал свидетелем того, как наставник разговаривал с душой Бешта, воплотившейся в праздничном шалаше. Впоследствии раби Шнеур-Залман вспоминал: «Когда мы бывали у нашего наставника в Межериче, мы черпали святой дух целыми вёдрами, а чудеса валялись там на полу, и никто даже не думал их подбирать».

Шулхан Арух а-Рав [↑]

В возрасте двадцати пяти лет, следуя настоятельному совету Магида из Межерича, раби Шнеур-Залман начал работать над составлением галахического кодекса, предназначенного для тех, «кто из-за дефицита времени и загруженности работой не в состоянии углублённо исследовать талмудическую и законодательную литературу и самостоятельно определять галаху». В своём кодексе раби Шнеур-Залман стремился учесть мнения большинства авторитетных законоучителей, действовавших после составления Шулхан Аруха. Его кодекс охватывал широкий спектр законов, связанных с повседневной жизнью и праздниками. В заключение краткого обзора основных мнений по каждому вопросу, автор, как правило, предлагал ясное и однозначное галахическое решение.

Книга, получившая название Шулхан Арух а-Рав (Шулхан Арух Рава), принесла раби Шнеуру-Залману известность в еврейском мире. В последующих поколениях она выдержала множество изданий и стала основным галахическим кодексом хасидов ХАБАДа.

Хасиды и «литовцы» [↑]

Зимой 5532 /1772/ года, когда в Литве и Белоруссии поднялась первая волна гонений против хасидов, Магид из Межерича направил двух своих учеников — раби Менахема-Мендла из Витебска и раби Шнеура-Залмана на переговоры с Виленским Гаоном, возглавлявшим лагерь миснагдим (противников хасидизма). Посланники Магида должны были разъяснить Гаону подлинную позицию хасидизма, однако он наотрез отказался их принимать.

Раби Шнеур-Залман вспоминал, что Гаон «дважды захлопывал перед ними двери», а когда они «начали чересчур настаивать» на встрече, «уехал из города» (Игрот Бааль а-Тания у-внэй доро, с. 95—98).

Из Вильно раби Шнеур-Залман отправился в Шклов, главный бастион противников хасидизма в Белоруссии, — там он принял участие в диспуте, организованном последователями Виленского Гаона. Но и в ходе этого диспута хасидам, по признанию раби Шнеура-Залмана, «не удалось отстоять свою правоту», ведь как только миснагдим «видели, что им нечего возразить на наши слова, они переходили на язык силы, прикрываясь великим авторитетом праведного Гаона» (там же). Далее он писал: «Подобного Гаону нет во всём поколении, но если он и единственный, то всё-таки он один, а мнение одного не может перевешивать мнение многих, стоящих на нашей стороне».

Весной 5532 /1772/ года в Вильно был объявлен «великий херем» — все последователи хасидизма отлучались от еврейской общины. В Литве и Белоруссии начались жестокие преследования: закрывали молитвенные дома хасидов, а их самих изгоняли.

Вскоре после смерти Магида, последовавшей в месяце кислев 5533 /1772/ года, раби Шнеур-Залман поселился в Могилёве. Несмотря на все испытания, он не прерывал серьёзных занятий.

К тридцати годам он шестнадцать раз углублённо изучил Талмуд со всеми комментариями, каждый раз достигая всё более высокого уровня понимания.

Весной 5537 /1777/ года большая группа белорусских и литовских хасидов, спасаясь от гонений, отправилась в Землю Израиля. Первоначально раби Шнеур-Залман входил в эту группу, но, достигнув границы Турции, повернул назад. По мнению ряда историков, р. Менахем-Мендл из Витебска, возглавлявший переселенцев, уговорил раби Шнеура-Залмана принять на себя руководство хасидами, оставшимися в Белоруссии, — чтобы «не были они, как овцы без пастыря» (Праким бэ-толдот Исраэль, ч. 2).

Тания и учение ХаБаД [↑]

Обосновавшись в своём родном городке Лиозно, раби Шнеур-Залман сумел не только сохранить и сплотить оставшиеся общины, но и значительно расширить движение. Вместе с тем он принял на себя все заботы о материальном обеспечении хасидов, обосновавшихся на Святой Земле, — сначала в Цфате, а затем в Твери. Он организовал сбор средств — не только по всей Белоруссии, но даже в Литве, — а также регулярную доставку денег с помощью специальных курьеров.

В этот период р. Шнеур-Залман начал работу над книгой, в которой изложил основу хасидского миропонимания. В течение ряда лет она распространялась в многочисленных рукописных копиях. В 5557 /1797/ году, когда автору исполнилось пятьдесят два года, в типографии г. Славуты вышло в свет её первое печатное издание, получившее название Ликутэй Амарим («Собрание бесед»). Эту книгу принято называть также Тания по первому её слову. Книга составлена из нескольких самостоятельных трактатов. Последнее прижизненное издание Таниисодержит три трактата. Четвёртый, Игерет а-Кодэш, был включён в состав книги сыновьями автора уже после его кончины.

Первый трактат, Сефер шель бейноним («Книга средних»), является систематическим изложением внутренних аспектов устройства мира, цели его творения и служения человека Б-гу. В трактатах Шаар а-ихуд вэ-эмуна («Врата единства и веры», Игерет а-Тшува («Послание о раскаянии») и Игерет а-Кодэш некоторые центральные идеи «Книги средних» получили более подробное разъяснение.

Книга Тания столь всеохватна и, вместе с тем, столь лаконична, что её с почтением называют «Письменной Торой хасидизма ХАБАД». ХАБАД — аббревиатура слов, обозначающих три высшие функции разума: хохма (мудрость), бина (понимание) и даат (познание). В своём учении раби Шнеур-Залман стремился соединить достоинства хасидизма с преимуществами литовской школы глубинного изучения Торы. По оценкам историков, к моменту выхода книги в свет у автора Тании были уже десятки тысяч последователей.

Аресты [↑]

Осенью 5558 /1797/ года борьба между хасидами и их противниками вновь обострилась — в пылу сражения обе стороны вышли далеко за пределы этических норм. Девятнадцатого тишрея, в день, когда скончался Виленский Гаон, хасиды наняли музыкантов и допоздна плясали, предвкушая скорую победу над обезглавленным лагерем миснагдим. В ответ последователи Гаона под звуки шофара объявили во всех виленских синагогах, что хасиды не только «отлучаются и отвергаются от еврейской общины, но и вовсе не признаются сыновьями Израиля». Некоторые литовские раввины, чувствуя, что не могут собственными силами справиться с влиянием раби Шнеура-Залмана, попытались устранить его с помощью российских властей. В Петербург был направлен донос, в котором сообщалось о «вредных для государства поступках руководителя каролинской секты Залмана Боруховича».

Осенью 5559 /1798/ года, год спустя после смерти Виленского Гаона, раби Шнеур-Залман был арестован — вместе с двадцатью двумя своими «сообщниками». Заковав в кандалы, «под крепким караулом» его отвезли из Лиозно в Витебск, а оттуда на почтовой карете отправили в Петербург. На время следствия его поместили в каземат Петропавловской крепости. Допросы проходили в Тайной канцелярии, на них присутствовали сенаторы и другие сановники высокого ранга. Раби Шнеура-Залмана обвиняли в нелегальном переправлении денег в Турцию — ведь Эрец-Исраэль была частью Османской империи, находящейся во враждебных отношениях с Россией. Его также подозревали в шпионаже в пользу Наполеона.

Тем временем хасидам удалось собрать крупную сумму денег — около шестидесяти тысяч рублей. С этой суммой их ходатаи поспешили в Петербург. Вскоре следствие было свёрнуто, император Павел I повелел освободить раби Шнеура-Залмана и других арестованных хасидов, сохранив за ними, однако, «строгое наблюдение».

Девятнадцатого кислева — дату освобождения Алтер Ребе из Петропавловской крепости — последователи ХАБАДа до сих пор ежегодно празднуют, называя этот день «хасидским новым годом».

Два года спустя, в месяце кислев 5561 /1801/ года, вследствие нового доноса, поступившего от противников хасидизма, раби Шнеур-Залман был вторично арестован и привезён в Петербург — на допросы в Тайную канцелярию.

В письменном ответе следователям он заявил: «Помощь мне может прийти только от государя… он поймёт, что я невиновен, и освободит меня из темницы». И действительно, весной 5561 /1801/ года произошёл государственный переворот — новый император Александр I упразднил Тайную канцелярию, все её дела были пересмотрены, и раби Шнеур-Залман окончательно освобождён.

В Лядах [↑]

Возвратившись после второго ареста, раби Шнеур-Залман поселился в местечке Ляды, около Могилёва. Тысячи хасидов приезжали к Алтер Ребе (Старому Наставнику), чтобы слушать слова Торы из его уст. Его беседы, посвящённые толкованию недельных глав Пятикнижия, собраны в две книги: Тора Ор и Ликутэй Тора(«Тора — свет» и «Собрание бесед по Торе»). Эти толкования были записаны его сыном раби Довом-Бером из Любавичей (Миттлер Ребе) и внуком раби Менахемом-Мендлом из Любавичей (Цемах Цедеком), однако Алтер Ребе сам просматривал их записи и вносил в них поправки.

Многие его уроки, законспектированные учениками, включены в сборник Маамарэй Адмор а-Закен («Изречения Старого Наставника»).

В среде хасидов ХАБАДа сохранились мелодии, которые напевал раби Шнеур-Залман в их кругу. Особенной известностью пользуется проникновенная мелодия, называемая Дем Ребе нигун («Напев Ребе»).

Бегство от Наполеона [↑]

Летом 5572 /1812/ года, когда армии Наполеона переправились через Неман и без боя вошли в Вильно, раби Шнеур-Залман решительно высказался за победу России: «Если победит Бонапарт, — писал он, — положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Б-га».

Раби Шнеур-Залман убеждал своих последователей помогать российской армии и жертвовать на нужды войны. Он сам рассылал разведчиков для сбора сведений. А когда французы подошли к Лядам, шестидесятилетний Алтер Ребе отправился со своей семьёй вслед за отступающей русской армией.

«Мы претерпели много страданий от холода и недостатка провизии, — вспоминал его сын раби Дов-Бер. — В сёлах нас всюду встречали насмешками и бранью… Испытания и горести изнурили отца… Проболев пять дней, он скончался на исходе шабата, в двадцать четвёртый день месяца тевет. Его останки мы отвезли в город Гадяч Полтавской губернии и там предали земле».

Влияние Алтер Ребе [↑]

Раби Шнеур-Залман из Ляд, Алтер Ребе, умер после пятимесячных скитаний по России двадцать четвёртого тевета 5573 /1813/ года.

Во главе движения ХАБАД встал его сын раби Дов-Бер из Любавичей.

Книга Тания выдержала множество изданий и была переведена на идиш, а также на английский, французский, итальянский, русский и арабский языки.

Источник

Алтер Ребе — рабби Шнеур-Залман из Ляд

Рабби Шнеур-Залман родился в 1745 г. в местечке Лиозно в Белоруссии. Умер в местечке Пены, недалеко от Курска, в 1813 г. Похоронен в Гадяче близ Полтавы.

Рабби Шнеур-Залман является основоположником ХАБАДа. (ХАБАД — аббревиатура слов «Хохма», «Бина», «Даaт» («Мудрость», «Понимание», «Знание») — три главных аспекта интеллектуального направления в хасидизме).

Рабби Шнеур-Залман родился в 1745 г. в местечке Лиозно в Белоруссии. Умер в местечке Пены, недалеко от Курска, в 1813 г. Похоронен в Гадяче близ Полтавы. Уже в юности рабби Шнеур-Залман приобрел славу гения и во время празднования его Бар-мицвы (в 13 лет) величайшие раввины того времени присвоили ему титул «Рав».

В возрасте 20 лет рабби Шнеур-Залман отправился в Межирич (ныне в Ровенской обл., на Украине), где проживал известный цадик рабби Дов-Бер, последователь и продолжатель учения Баал-Шем-Това, основоположника хасидизма.

Рабби Дов-Бер, который был известен как Магид («проповедник») из Межирич, отнесся к молодому Шнеур-Залману с большой любовью. Он объявил его будущим «светочем Израиля» и поручил задание исторической важности: переписать Кодекс Еврейского Закона («Шулхан Арух») с тем, чтобы включить в него позднейшие решения раввинов. Кодекс рабби Шнеур-Залмана был высоко оценен в ученых кругах, как среди хасидов, так и оппонентов хасидизма.

После смерти Магида его ученики разъехались распространять учение хасидизма — каждый в предназначенном ему краю. Рабби Шнеур-Залману на долю досталась Литва, которая в те времена была оплотом талмудической учености. Вовлечь талмудистов в новооткрытое учение хасидизма было задачей куда более трудной, чем приобщение широкой массы. Выработанная рабби Шнеур-Залманом система интеллектуального хасидизма, ставшая известной под именем «ХАБАД», апеллировала именно к тем, кто жаждал духовной пищи. Однако, по мере того, хасидское учение распространялось, проникая во все сферы еврейской жизни, росла и оппозиция к нему со стороны «миснагдим» («оппонентов»), которые видели в новых обычаях хасидов ересь и раскольничество. Религиозная нетерпимость, перешедшая затем в личную неприязнь, привела к клеветническому доносу властям, и в 1798 г. рабби Шнеур-Залман был арестован и доставлен в Петербург по обвинению в измене и содействии врагу. (Перевод денежных средств бедным в Святой Земле истолковывался в доносе как содействие вражеской Турции, владевшей в то время Палестиной).

В Петропавловской крепости, где рабби Шнеур-Залман находился в заключении его посетил инкогнито царь Павел I, которому было интересно познакомиться с «еврейским мудрецом, покушавшимся на его власть». Вразумительные ответы рабби Шнеур-Залмана на вопросы следственной комиссии убедили всех в его полной невиновности, и он был освобожден экстренным указом царя. День Освобождения — 19 Кислева — стал большим праздником хасидов. После освобождения рабби Шнеур-Залмана хасидизм стал распространяться с еще большей силой, а день 19 Кислева считается у хасидов «днем рождения ХАБАДа» и «Новым годом хасидизма».

Рабби Шнеур-Запман не был «кабинетным ученым», равнодушным к нуждам своих единоверцев. Уже в возрасте 15-ти лет, видя их тяжелое экономическое положение, он начал широкую кампанию по расселению евреев на земле и их занятию земледелием. Когда в 1808 г. был издан декрет об изгнании евреев с земель, он лично предпринял продолжительную поездку по России с целью сбора средств для спасения обездоленных и их благоустройства.

Во время нашествия Наполеона рабби Шнеур-Залман оказывал активную поддержку русскому правительству, считая, что для сохранения еврейства либерализм Наполеона более опасен, чем антисемитизм русского самодержавия. В этом его взгляды расходились со взглядами некоторых других раввинов того времени, которые, живя под властью Наполеона, считали, что следует молиться за успехи последнего.

Рабби Шнеур Залман является автором многих книг по хасидизму и по талмудическому закону.

Источник

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

Рабби Шнеур-Залман из Ляд, известный как Алтер Ребе, родился 18 Элула 5505 (1745) г. в Лиозно. Его родителями были рабби Барух и Ривка. Он является прямым потомком знаменитого Маараля из Праги, род которого восходит к потомкам дома Короля Давида.

Рабби Шнеур-Залман из Ляд, известный как Алтер (Старый) Ребе, родился 18 Элула 5505 (1745) г. в Лиозно Могилевской губернии. Его родителями были рабби Барух и Ривка. Он является прямым потомком знаменитого МААРАЛа из Праги, род которого восходит к потомкам дома Короля Давида.

Очень рано обнаружив удивительные способности, рабби Шнеур-Залман был отдан своим отцом в школу местного талмудиста рабби Иссахар-Бера, но тот отказался быть преподавателем юного Шнеур-Залмана, превосходившего его своими познаниями. Слава о нем распространилась вскоре далеко за пределы его родины.

Уже на праздновании Бар-Мицвы молодой рабби Шнеур-Залман был провозглашен великим знатоком и толкователем Талмуда. В 1760 году, пятнадцати лет от роду, он женился на Стерне — дочери р. Йеуда-Лейб Сегала, человека большого богатства и учености, который хотел, чтобы молодой гений стал его зятем. Рабби Шнеур-Залман переселился в Витебск, где продолжал изучать Талмуд и талмудическую литературу. В восемнадцать лет он закончил Талмуд и углубился в изучение Каббалы, ведя аскетический образ жизни. Эта эпоха в жизни р. Шнеур-Залмана совпала с распространением хасидизма в Литве и Белоруссии.

рабби шнеур залман краткая биография

В 1764 году Алтер Ребе отправился в Межеричи и стал ближайшим, хотя и самым молодым, учеником великого Магида, рабби Дов-Бера — последователя Баал-Шем-Това, основателя хасидского движения. По просьбе своего учителя, Алтер Ребе подготовил и составил свой знаменитый Свод еврейского Закона — Шулхан Арух а-Рав.

После ухода из этого мира Межиричского Магида, его сын рабби Авраам отказался продолжать династию и принять титул Ребе. Он продолжал исполнять свои обязанности как раввин Волыни. Три наиболее выдающихся ученика Магида — р. Менахем-Мендель из Витебска, р. Авраам из Калиски и р. Шнеур-Залман из Ляд разъехались по разным местам, обещав друг другу распространять учение хасидизма, где только возможно. Рабби Шнеур-Залман принял на себя задачу внедрить хасидизм в Литве и смежных странах, — вотчине противников хасидизма — «митнагдим». Это был нелегкий путь.

Однажды р. Шнеур-Залман был приглашен на алахический диспут с самой отборной группой раввинов-митнагдим. Велико было разочарование противников, когда р. Шнеур-Залман поразил всех присутствующих своей удивительной эрудицией в Талмуде. Один из присутствовавших заметил в письме, сохранившемся с тех дней, что после выступления р. Шнеура-Залмана 400 самых выдающихся знатоков Торы присоединились к хасидам и многие из них последовали за ним в Лиозно.

Затем он начал разрабатывать систему философии ХаБаДа — синтез интеллектуальных и эмоциональных аспектов хасидизма. Эта философия в итоге была воплощена в его широко известном труде «Тания», над которым он работал в течение 20 лет. Алтер Ребе основал в Лиозно академию для избранных им учеников, а впоследствии переехал в Ляды.

В 1797 г. была впервые напечатана главная книга Алтер Ребе — «Тания». Рукописные версии ее разошлись в сотнях копий по всем еврейским городам и местечкам Российской империи. Чем больше их переписывали, тем больше накапливалось ошибок и неточностей и, в конце концов, Ребе счел нужным ее напечатать. Книга в основе своей представляла обработку ответов, данных Ребе на личных встречах со многими хасидами.

Книга «Тания» соединяет воедино «нигле» — «открытую» часть Торы, основанную в основном на Талмуде, со «скрытой» частью Торы («сод»), основанную на Каббале, на книге «Зоар», на учении Аризаля, р. Моше Кордоверо и других каббалистов и, конечно же, в первую очередь — на учении р. Исраэля Баал-Шем-Това.

Книга «Тания» написана для ищущих и жаждущих знания. Однако Алтер Ребе не имел в виду тех заблудших и запутавшихся в тенетах философии и неверия, для которых Рамбам за шесть веков до того написал свою знаменитую книгу «Морэ невухим» («Путеводитель для заблудших»). Изучающими «Танию» должны были стать и действительно стали ищущие прямодушные, для которых вера — основа жизни, но которые жаждут новых и лучших путей служения Творцу.

Книга «Тания» (название — по первому слову текста) или «Ликутей амарим» (Сборник речений) — фундамент учения ХаБаД. Само слово ХаБаД («разум-понимание-знание») подчеркивает необходимость стремления понять Всевышнего и все сотворенное Им силою разума, рационалистически. Вместе с тем, в этом учении постоянно подчеркивается как ограниченность разума и невозможность понять Творца, так и бессилие осмыслить процесс Творения материального мира из чистой духовности. Также подчеркивается, что служению Б-гу на основе страха и любви может и должно предшествовать рационалистическое осознание принципа перманентного Творения: «Б-г беспрерывно воссоздает, поддерживает существование каждого предмета и каждого живого существа» (Баал-Шем-Тов) и принципа неограниченного Божественного Провидения. Это осознание приводит еврея к страху перед Б-гом и к любви к Б-гу, по крайней мере — к первой, быть может, самой низкой ступени страха и любви. И все это вовсе не умаляет справедливости концепции абсолютной непознаваемости Б-га.

В плане нравственном, в отношении исполнения заповедей, основополагающим является опять разум («разум должен властвовать над сердцем»).

Огромная важность подробно обсуждаемого тезиса о том, что у каждого еврея есть две души — Божественная душа («нефеш элокит»), частица Б-га свыше в буквальном смысле и душа животная («нефеш беэмит»). Первая, естественно, стремится только к добру, к свету, к Божественному. Вторая, также обладающая и разумом и чувствами, может стремиться ко всему положительному, как и Божественная, но может жаждать и всего телесного, может обладать и низменными наклонностями и жаждать низких наслаждений. Эти две души находятся в постоянном противоборстве, в которое Всевышний, соответственно идее свободы выбора, не вмешивается, но, конечно же, хочет, чтобы победила душа Божественная и чтобы цель «нисхождения» Божественной души была достигнута.

Люди делятся на «цадиким» (праведников), подавивших животную душу полностью или даже обративших ее в добро, и «решаим» (злодеев), которыми от случая к случаю управляет душа животная. Между этими крайними категориями — «бейнони» (средние), к которым, в общем, обращена вся книга, которые никогда в своей жизни не нарушали заповедь действием, но стремления к запретному в себе отнюдь не побороли. От рядового человека не требуют, чтобы он стал цадиком, но бейнони он может и должен стать. Отсюда призыв вернуться к истокам, к своему назначению, призыв — совершить тшуву («возвращение»). Коллективная тшува должна привести к приходу Мошиаха, к достижению конечной цели Творения, к установлению королевства света, добра, правды, в котором Божественное присутствие будет зримо.

Алтер Ребе в книге «Тания» удивительно соединил учение Талмуда с учением Каббалы, которое он представил в форме, доступной каждому, даже самому простому еврею.

Необыкновенная популярность Алтер Ребе только подлила масла в огонь зависти и вражды. Через два года после выхода в свет книги «Тания» его арестовали по доносу в измене русскому царю. Предлогом для доноса послужило то, что Ребе посылал денежную помощь своим хасидам и другим евреям, поселившимся в Стране Израиля, которая находилась в то время под властью Турции. Турция же уже много лет была в состоянии войны с Россией. Получалось, что Ребе посылает деньги врагу России, врагу царя. Алтер Ребе арестовали и заточили в Петропавловскую крепость.

Расследование и допросы в Петропавловской крепости длились нескончаемые часы. Однако никаких доказательств вины Ребе найти не удавалось. Чем дольше длилось следствие, тем больше поражались следователи необыкновенностью личности Ребе, его гениальностью, его неисчерпаемыми познаниями в любой области. В его камеру зачастили высокопоставленные министры и вели с ним длительные беседы о вере, о мировоззрении. Рассказывают, что и сам царь посетил Ребе. Он пришел в простой одежде и старался ничем не выдать себя. Хотя Ребе никогда не видел царя, а фотографий, как известно, тогда не существовало, он сразу же почувствовал, кто этот посетитель, и проявил по отношению к нему все почтение, которое предписывается Торой. Царь был впечатлен этим необычайным узником не меньше своих подчиненных.

Через полтора месяца после ареста его оправдали и освободили. Торжество хасидов было так велико, что захлестнуло многих евреев, которые до тех пор не имели никакого соприкосновения с хасидизмом и с Ребе. Многие из тех, кто до сих пор еще не признали величие Ребе и его учения, увидели в его избавлении перст Божий. Таким образом, низкие планы доносчиков не только не увенчались успехом, но, наоборот, положение Ребе и хасидизма укрепилось неимоверно и число приверженцев увеличивалось с каждым днем.

День освобождения Алтер Ребе — 19 день месяца Кислев — стал праздником хасидов ХаБаДа и стал называться «новым годом хасидизма» или «Праздником освобождения».

Однако мытарства Ребе этим все же не закончились. Спустя два года он снова был арестован по новому ложному доносу. Ему снова пришлось защищать себя в царском суде. На сей раз, ему разрешили вступить в словесное единоборство с его обвинителем — одним из раввинов Пинска. Спор между ними велся на идише и продолжался долгие часы. Судьи, разумеется, не поняли ни слова. Затем судьи потребовали, чтобы Ребе и его противник подытожили свои доводы в письменном виде и на русском языке. Тем временем произошло покушение на царя Павла, и на престол взошел Александр I. Новый царь старался снискать любовь своих подданных, в том числе евреев. Через несколько недель после коронования нового царя Ребе освободили.

В это время Ребе оставил Лиозно и переехал в Ляды с намерением создать новый центр хасидизма. Последующие десять лет он прожил в этом местечке. В эти годы он прилагал огромные усилия для улучшения условий жизни евреев по всей России. Для этой цели он создал специальный фонд для нуждающихся. Одной из первоочередных целей этого фонда была помощь беженцам, оставшимся без всяких средств к существованию в результате гонений 1804 года, когда евреев изгоняли из их домов по обвинению в продаже водки крестьянам, в результате чего последние переставали работать.

В 1812 году, когда армия Наполеона вторглась в Россию, многие из еврейских руководителей молились за его победу. Алтер Ребе занял прямо противоположную позицию. Дело в том, что многих евреев завлекали обещания Наполеона о равенстве и свободе. И в самом деле. Наполеон намеревался дать евреям все права и свободу, о которой они так мечтали. Однако Ребе видел дальше других и предупреждал, что это свобода приведет к потере еврейской самобытности и ассимиляции. Он говорил, что если победит Наполеон, то евреям будет хорошо с материальной точки зрения, но в духовном плане это будет катастрофа. Если же победит царь, то евреям будет тяжело материально, но дух еврейский будет процветать. Неудивительно поэтому, что Ребе выступал в поддержку царя и делал все возможное для поражения Наполеона.

Пять месяцев провели Ребе и его семья на дорогах, уходя от французской армии, которая продвигалась в самые глубины России. Так они прибыли в маленькую деревню Пена Сумского уезда Курской губернии. Поля военных действий остались позади. Но странствия были тяжелыми и изнурительными, а зима 1813 года была холодной и жестокой. Алтер Ребе ушел из этого мира 24-го числа месяца Тевет и был похоронен в городке Гадяч. Но еще задолго до этого он объявил своим близким, что в молитве на Рош а-Шана он ясно видел окончательное падение Наполеона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Алтер Ребе
Шнеур Залман из Ляд
рабби шнеур залман краткая биография
Ребе хасидского движения «Хабад»
Имя при рождении: