р оуэн выделял следующие принципы хозяйственной жизни кооперативов
История кооперации. Роберт Оуэн
Миражи и призрачные надежды кооперативных энтузиастов. Часть 1.
В медиапространстве витают идеи о том, что совместными усилиями, объединившись можно решить многие насущные проблемы. Действительно, объединившись, сообща можно сделать много, быстрее и легче. Хорошо если идейные сторонники кооперации оказываются безобидными просветителями, но очень часто носители таких идей организуют дело, в котором бесследно исчезают сбережения людей, увлекшихся подобными представлениями о кооперации. Где же грань, отделяющая настоящее дело от фантазий кооператоров-мечтателей?
Двести лет назад жил замечательный человек Роберт Оуэн, талантливый изобретатель и предприниматель. В отличие от многих капиталистов того времени, прожигавших свое состояние в бесчисленных кутежах, Оуэн потратил значительную часть своего состояния на различные социальные эксперименты. За это он остался известен в памяти потомков как английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Если бы идеи Ленина о кооперации получили дальнейшее развитие, то мы бы ходили с портретами Оуэна на праздничные демонстрации в советское время, как ходили с портретами Маркса и Энгельса.
Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун в Уэльсе в семье мелкого лавочника. Как у большинства детей того времени школьное образование Роберта было недолгим, вскоре начались «трудовые университеты» в виде службы учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфордa, Лондона и Манчестера. Накопив жизненного опыта, молодой человек решает завести свое дело. Сначала, взяв у брата взаймы деньги, Оуэн открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом он завёл собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими. Оуэн так же страстно увлекся химией и, найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка.
Манчестер был в это время центром промышленной революции, особенно бурно развивалось здесь хлопчатобумажное производство. Оуэн сошёлся со многими членами местного философского и литературного общества Манчестера, особенно он дружил с доктором Парсевалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве. Улучшение положения рабочих имело большое практическое значение, оно повышало отдачу с вложенного в дорогостоящее оборудование капитала, способствовало притоку более трудолюбивых работников из сельского хозяйства.
Энергичный молодой человек Роберт Оуэн познакомился с Каролиной Дейл, дочерью Дэвида Дейла богатого владельца текстильной фабрики в посёлке Нью-Ланарк близ Глазго, и вскоре молодые люди решают создать семейный союз.
В 1799 году Оуэн с семьей переселяется в Нью-Ланарк, где становиться совладельцем и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Он уже давно задумал провести свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.
На примере своей фабрики он хотел показать, что обязанность заботиться о наёмных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа.
В первое десятилетие XIX века во время социального эксперимента в Нью-Ланарке фабрика Оуэна привлекала к себе множество посетителей, удивлявшихся её коммерческому успеху и благосостоянию рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещён труд детей до 10 лет и сокращён рабочий день до 10 часов 45 минут. Хотя по современным меркам такие нормы рабочего времени являются безжалостной эксплуатацией, в начале 19 века это было неслыханным новшеством для своего времени, так как значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне с взрослыми по 14—16 часов в день.
Когда деятельность Оуэна стала нервировать благородное английское общество, он перебрался в Америку. В 1825 году купив 30 тысяч акров земли, социальный реформатор организовывает в штате Индиана, на реке Уобаш, коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах общего равенства. Оуэн, с особым выборным комитетом, ведёт все дела колонии, но попытка сразу изменить природу людей путём преобразования внешних условий оканчивается провалом.
Неудачи, тем не менее, не останавливают Оуэна. В 1832 году он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. Первоначально успех биржи был очень велик, в первую неделю сюда было доставлено более чем на 10 000 фунтов стерлингов товара, и трудовые билеты стали приниматься во многих магазинах как деньги, но скоро, начались затруднения. Купцы посылали на биржу свои залежавшиеся товары и торопливо разбирали с биржи всё наиболее ценное. Биржа была завалена товарами, не имеющими надежды на сбыт. Оценка товаров по часам труда и по шестипенсовой норме постоянно возбуждала недоразумения и споры. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа закончила свою деятельность банкротством.
Тем не менее, до конца жизни Оуэн продолжал много писать, издавал журналы, и неутомимо проповедовал свои взгляды. Роберта Оуэна заслуженно считают одним из идейных вдохновителей кооперативного движения, памятник Оуэну стоит перед центральным офисом кооперативного банка в Манчестере.
Оуэну простительны ошибки и заблуждения. Он был первопроходцем социальных изменений и кооперативным инноватором. Даже отрицательный результат экономического сотрудничества в то время мог дать мощный толчок кооперативному движению. Однако, несмотря на огромный накопленный положительный опыт деятельности кооперативов, постоянно появляются кооперативные энтузиасты, увлекающие людей кооперативными миражами и несбыточными надеждами.
Концепция социалистических общин Р.Оуэна
Существующее разделение города и деревни, промышленности и земледелия, должно исчезнуть. Община будущего должна соединять земледельческий труд с промышленным. Хозяйственные работы будут производиться сообща за счет общины, причем все выделываемые продукты будут принадлежать самой общине.
Таким образом, в ней не будет частной собственности не только на средства производства, но и на предметы потребления, которые будут переходить в распоряжение отдельного лица только во время их потребления. Что же касается предметов, потребляемых не сразу, как, например, жилые помещения или мебель, то они могут принадлежать отдельному лицу только на время пользования ими. Всякий выбирает работу в соответствии со своими наклонностями и вкусами и все работают сообща, причем община принимает всевозможные меры, чтобы сделать работы как можно более привлекательными и приятными. Работы неприятные, нездоровые или слишком тяжелые должны быть, по возможности, устранены широким применением машин.
С целью использовать все выгоды не только производства, но и потребления в крупных размерах, члены общины помещаются в центральном здании общины, представляющем собою роскошный дворец. В этом дворце каждая семья занимает свою особую квартиру, но дети с самого раннего возраста воспитываются сообща, причем воспитание должно иметь строго методический характер и преследовать цель выработки наиболее совершенного человеческого характера. Именно на разумное воспитание, которое должно совершенно преобразовать человека и сделать из него новое существо, лишенное пороков и слабостей нашей эпохи, Оуэн и возлагает свои главные надежды. Во всех его книгах и статьях, посвященных устройству будущего общества, вопросам воспитания отводится самое видное место.
Число членов такой кооперативной общины может изменяться в пределах от 500-3000. Управление общиной с более многочисленным составом членов было бы уже затруднительным, а община, имеющая менее 500 членов, была бы недостаточно крупной.
Каждая община должна располагать для своих целей известным участком земли, причем для начала ей требуется не более 1-2 акров надушу (т. е. около десятины). Впоследствии же, когда община повысит интенсивность земледелия до характера садовой культуры, ей будет достаточно 1/2 или даже 1/3 акра на душу. Общественная организация производства и потребления даст каждой общине такие выгоды, что общины обеспечат своим членам не только достаток, но и богатство, которым все будут пользоваться совершенно в равной мере.
Отдельные общины будут независимы друг от друга. Современные государства исчезнут и их место займут общины, которые будут заключать союзы друг с другом для исполнения работ, превышающих силы отдельной общины. Союзы эти будут совершенно свободны и лишены хотя бы в самой слабой степени принудительного характера.
Таким образом, все общины будут чувствовать себя внутренне обязанными и каждая, в то же время, будет своим единственным и верховным господином.
Организация производства и управления внутри каждой общины будет иметь следующий характер.
Все население будет делиться по возрастным группам. С двенадцати лет дети будут обучаемы хозяйственным работам; в двадцать лет теоретическое обучение будет заканчиваться. Хозяйственный труд будет лежать, главным образом, на молодых людях обоего пола в возрасте 20-25 лет. В возрасте 25-30 лет люди будут только 2 часа в сутки отдавать хозяйственному труду, а затем совсем освобождаться от него.
Таким образом, исчезает надобность в каком бы то ни было особо избираемом правительстве, и люди становятся равны друг другу не только в экономическом, но и в политическом отношении. Всякая власть одного человека над другим делается излишней и ненужной. Каждый знает, что, достигши известного возраста, он примет такое же участие в управлении делами своей общины, как и все остальные ее члены.
Кооперативные принципы социалистов-утопистов
Здравствуйте, читатели и друзья блога «Кооперативы против бедности»!
Непосредственное воздействие на практику кооперации, кооперативного движения первой половины XIX в. оказали кооперативные принципы, разработанные социалистами-утопистами Робертом Оуэном, Анри Сен-Симоном и Шарлем Фурье.
Великий социалист-утопист Роберт Оуэн, с детства проявивший незаурядные способности к учению, в конце XVIII в. увлекся проектами улучшения положения наемных рабочих.
К середине 1820-х годов Роберт Оуэн в целом разработал свою систему кооперативных принципов, позволивших ему в 1824 г. заняться организацией «земледельческих и мануфактурных поселений единства и взаимной кооперации» («кооперативных коммун»). Таким образом, Р. Оуэн первым употребил слово «кооперация» применительно к особой форме организации экономической и социальной деятельности.
В 1824 г. в США в штате Индиана Р. Оуэн приобретает большое имение и называет его «Новая Гармония». В марте 1825 г. на общем собрании коммуны «Новая Гармония» принимается Конституция, которая содержит главные кооперативные принципы оуэновской кооперации:
— все общинники принадлежат к одной семье и имеют право на одинаковую пищу, одежду, жилище и воспитание;
— все недвижимое имущество является общей собственностью;
— предметы потребления выдаются с общественных складов по уравнительному принципу;
— каждый член коммуны работает в соответствии с желанием, способностями и опытом;
— управление осуществляется всем коллективом коммуны и через уполномоченных. Время от времени состав органов управления меняется;
— хозяйственная практика заключается в производстве и потреблении всего лучшего;
— искренность, доброжелательность и порядок во всех делах;
— свобода слова и действий;
— вежливость в общении, сохранение здоровья и приобретение знаний;
— те, кто нарушают установленный порядок, не подчиняются руководителям, исключаются из общества.
Клод Анри Сен-Симон предлагал заменить существовавшую систему отношений собственности и рынка «новой промышленной системой», построенной на следующих принципах:
— главной ячейкой системы является производственная ассоциация, основанная на коллективной собственности;
— ассоциации создаются путем добровольной передачи имущества владельцами промышленных предприятий в распоряжение трудового коллектива;
— вознаграждение зависит от размера внесенного капитала, количества и качества личного труда;
— руководят ассоциациями бывшие владельцы промышленных предприятий, исповедуя честность и руководствуясь советами ученых.
Кооперативные принципы французского утописта Шарля Фурье
Французский утопический социалист Шарль Фурье на протяжении 20 лет ежедневно, ждал у себя дома мецената, который откликнется на его объявление в газетах и принесет ему миллион франков для организации первого фаланстера — производственно-потребительской коммуны, основанной на следующих кооперативных принципах:
— сфера деятельности — сельскохозяйственное и промышленное производство;
— фаланстер состоит из отдельных коллективов — фаланг;
— в фаланге не должен применяться наемный труд;
— для начала работ собираются взносы членов фаланги, для не имеющих средств, взносы заменяются трудовым участием;
— доход распределяется по труду, капиталу и таланту, причем доля распределения по труду должна постепенно увеличиваться за счет доли распределения по капиталу благодаря более высокой оплате «активных участников работ»;
— условия проживания, быта и получения образования выбираются свободно, возможны как совместное проживание и питание, так и жизнь в семьях.
В воплощении кооперативных принципов социалистов-утопистов были как недостатки теоретических разработок, так и общественно-политические и социально-экономические условия первой половины XIX в., к которым можно отнести:
— противодействие промышленных и крупных земельных собственников, особенно в Европе;
— общины не обеспечивали оптимального сочетания общественных и личных интересов, в них не выдерживался принцип материальной заинтересованности, не было стимулов для активного участия членов в хозяйственной деятельности;
— общины не могли составить серьезной конкуренции торговому и промышленному капиталу;
— изначально утопической была ключевая идея теоретиков и создателей кооперативных коммун о том, что большинство людей последуют их примеру и материальным стимулам предпочтут моральные, воспримут новые правила хозяйственной и общественной жизни.
Однако именно бурно развивавшийся капитализм, в основе которого было и остается стремление к высоким доходам, стал в XIX в. материальной основой общественного прогресса, в том числе и в развитии кооперативов.
Одна из первых удачных попыток приспособить кооперацию к условиям развивающегося капитализма была предпринята рабочими-ткачами английского города Рочдейла. В конце 1843 г. они решили потребовать увеличения заработной платы и объявили забастовку. Когда администрация отказалась удовлетворить требования рабочих, ткачи приняли решение использовать стачечный фонд для создания кооператива, который должен был в дальнейшем оказывать материальную поддержку рабочим, прежде всего во время забастовок.
Вашему вниманию предлагаю похожие статьи на сайте:
ГЛАВА X. КООПЕРАЦИЯ И ОБМЕН ТРУДА
ГЛАВА X. КООПЕРАЦИЯ И ОБМЕН ТРУДА
Первая идея кооперации. – Обращение к массам. – Основание журнала “Экономист”.– Потребительное общество наборщиков. – Лондонское кооперативное общество. – Учреждение других кооперативных журналов. – Митинг рабочих в Лидсе. – Распространение первых кооперативных товариществ. – Неудача первого кооперационного движения и ее причины. – Рочдэльские ткачи и новое движение. – Учреждение Банка обмена труда. – Принципы его работы. – Причины неудачи
Еще до своей поездки в Америку Роберт Оуэн был сильно занят идеей организации кооперативных товариществ, которую распространял между своими друзьями и приверженцами. Его обращение к высшим и богатым классам не имело успеха. Он не мог собрать тех капиталов, которые были нужны для осуществления дела в широких размерах. Попытки заинтересовать правительство, как уже было сказано ранее, не привели ни к чему; его проекты не имели успеха в Филантропическом обществе, несмотря на поддержку многих людей, пользовавшихся большим влиянием. В этот поворотный момент в его карьере ему предстояло на выбор: или удалиться от общественных дел и вести спокойную жизнь богатого, всеми уважаемого человека; или отдаться деятельной пропаганде своих идей среди масс, в надежде, что последние осознают наконец свою собственную пользу и сами примут участие в том деле, с которым были связаны их самые насущные интересы. Когда его спрашивали впоследствии, почему он предпочел мучительную, полную тревог и вражды борьбу с установившейся несправедливостью спокойной жизни частного человека, он отвечал, что какими бы она ни была полна благами, он не мог жить спокойно, сознавая все те бедствия, которые совершенно напрасно терпело большинство населения страны, и что для него было невозможно личное счастье вне деятельности, направленной на смягчение этих бедствий.
В 1821 году был основан в Лондоне кружком таких людей еженедельный журнал “Экономист”, имевший целью просвещение рабочих производительных и потребительных ассоциаций. Одновременно с этим группа лондонских наборщиков основала Кооперативное и экономическое общество, собиравшееся в помещении редакции журнала, где обсуждались планы Оуэна и возможность их применения. Члены общества предполагали устроить рабочую ассоциацию из 250 семей, которые должны были поселиться в одном общем или нескольких соседних зданиях с общими кухнями и столовыми. Из их еженедельных взносов должен был составиться капитал; вначале они предполагали продолжать заниматься каждый своим ремеслом, но потом рассчитывали соединиться в одно самостоятельное кооперативное предприятие, в котором каждый из членов ассоциации нашел бы себе заработок. Они не в состоянии были осуществить свой замысел полностью и по недостатку денежных средств и малому числу членов должны были ограничить свою программу только совместным заготовлением необходимых продуктов по оптовой цене, то есть реализацией идеи потребительных обществ. Но, тем не менее, в своем постановлении они говорят:
“Общество наше, помимо распространения тех принципов, которые соединили нас, должно преследовать как свою главную цель устройство такого производительного и потребительного учреждения, при котором могли бы быть осуществлены планы, развитые великим благодетелем человечества – м-ром Робертом Оуэном из Нью-Ланарка”.
Вслед за этим обществом возникло несколько других в разных частях Англии. В конце 1824 года в Лондоне появилось Кооперативное общество, имевшее по преимуществу литературный характер; оно издавало брошюры, памфлеты и путем периодических собраний, где читались лекции и обсуждались разные экономические вопросы, связанные с новой системой Оуэна, старалось распространять между публикой его идеи. Сам Роберт Оуэн часто принимал участие в этих собраниях, излагал свои теории и диспутировал с мальтузианцами. Наконец, в 1826 году Общество начало издавать журнал под названием “Cooperative Magazine” (“Кооперативный сборник”), который много способствовал распространению идей Оуэна о пользе ассоциаций в их разных видах. В первое время последователи его задавались очень широкими планами, как, например, создание земледельческих и промышленных общин, устройство которых требовало больших средств и во многом зависело от помощи состоятельных людей, что, конечно, задерживало их развитие. Но в 1827 году в “Кооперативном сборнике” появилась статья “Опирайтесь на самих себя”, и с тех пор старая истина, что “сила заключается в союзе”, сделалась основным принципом всех дальнейших попыток этого рода. Повсюду стали возникать маленькие общества из числа рабочих и последователей Оуэна; члены их вносили еженедельно по нескольку копеек, и накапливавшиеся таким образом суммы посылались в лондонскую ассоциацию Центрального кооперативного фонда, преследовавшего цель устройства самостоятельных земледельческих и промышленных колоний, в которых провинциальные вкладчики могли принимать участие пропорционально их взносам.
В 1828 году начал выходить “Cooperator”, периодически появлявшееся издание в виде газетного листка, касавшееся исключительно практической стороны вопроса, где помещались все сведения и цифровые данные о развитии нового движения. Это издание, душою которого был последователь Оуэна, известный д-р Кинг, широко расходилось по всей Англии и особенно между рабочими. В одном из первых номеров его описан митинг, проходивший в 1828 году в Лидсе, на котором бирмингемский рабочий Карсон сделал очень дельный доклад о действии кооперативной системы. Доклад этот дает очень хорошее представление о том, на каких основаниях устраивались первые кооперативные товарищества рабочих. Карсон в своей речи предлагал устроить такое товарищество из шестидесяти семей, при еженедельном взносе в один шиллинг. Начавшееся таким образом с шестидесяти семей потребительное общество в Лидсе разрослось к семидесятым годам до громадного предприятия, в котором участвовало более 20 тысяч рабочих.
К концу 1829 года в Англии существовало 133 кооперативных товарищества, а в 1830 году их насчитывалось уже примерно 300. Преобладали среди них потребительные склады; участники предприятия не пользовались дивидендом, как это принято в новейших обществах потребителей, так как он шел на увеличение капитала, предназначенного для осуществления конечной цели ассоциации, то есть для учреждения собственного промышленного предприятия, которое давало бы заработок всем членам товарищества. Но осуществление такой идеи казалось многим слишком отдаленным; немедленные выгоды, получаемые от подобных ассоциаций, не представлялись достаточно привлекательными для большинства, и первая волна кооперативного движения, достигшая высшего своего предела в 1832 году, когда число таких товариществ подошло к 700, стала постепенно ослабевать.
Большинство образовавшихся товариществ через несколько лет исчезли. Главную причину этого следует искать в недостаточной подготовке самих рабочих, к которым идея кооперации пришла извне; они были слишком подавлены, слишком рассчитывали на стороннюю помощь, они еще не привыкли действовать сообща и опираться на собственные силы, отстаивая свои интересы. Им предстояло пережить еще несколько лет жестокой нищеты, волнения рабочих союзов, чартистские восстания и политическую борьбу, вызванную биллем о реформе, прежде чем кооперативное движение вступило в новый фазис своего развития.
В начале сороковых годов товарищество ткачей в Рочдэле – так называемые рочдэльские пионеры, – пользуясь прежним опытом своих собратьев, устроило потребительное общество с первоначальным капиталом в 280 рублей, который в течение пятнадцати лет вырос до 1200 тысяч рублей, и положило начало новому движению, охватившему затем всю Европу. Ежегодный оборот кооперативных обществ в одной Великобритании превышал в восьмидесятых годах 250 миллионов рублей, причем прибыль, получаемая их членами, составляла около 30 миллионов рублей. Замечательно, что самые успешные из старинных кооперативных товариществ как в Англии, так и во Франции: товарищество рочдэльских ткачей и Лионский союз рабочих, – основаны в самое тяжелое время стачек и безработицы. Размеры настоящего очерка не позволяют входить хотя бы и в поверхностный обзор дальнейшей истории кооперативных товариществ в их разных формах, производительной и потребительной, а также земледельческих ассоциаций, однако несомненно, что дело, начало которому положил Роберт Оуэн, не только получило громадное развитие в современной жизни, но принципу кооперации предстоит играть важную роль и во всех будущих экономических движениях.
Роберт Оуэн почти с самого начала своей общественной деятельности никак не мог помириться с мыслью, что несмотря на колоссальные богатства Англии, сосредоточенные в немногих руках, значительная часть ее населения остается без работы и в состоянии, близком к голодной смерти. Его постоянно преследовала мысль: как занять праздные руки и как накормить голодные рты? В течение 60-ти лет, начиная с 1817 года, Англия пережила более тридцати коммерческих кризисов, угнетавших ее промышленность и приносивших страшные бедствия рабочему населению. Даже и в сравнительно хорошие годы далеко не все находили работу; поэтому Оуэн часто задавал себе вопрос: если труд порождает богатство, то отчего же большинство работников страны должно голодать в невольной праздности? Государственные люди и политики не давали ответа. Экономисты толковали о падении спроса, о переполнении рынков, забывая при этом, что если бы голодающие люди имели работу, то они сами влияли бы на рынок, поскольку естественно расширилась бы сфера их жизненных потребностей. Производитель был в то же время и потребителем, и Роберт Оуэн был убежден в необходимости общественных мер, направленных к тому, чтобы дать возможность праздному работнику производить хотя бы столько продуктов, сколько необходимо ему, чтобы поддержать свое существование.
Оуэновский план Банка обмена труда, оформившийся в начале 1830 года, имел главным образом в виду занять людей, лишенных работы. В основание его была положена мысль о том, что труд есть мерило ценности и источник богатства.
Трудно было придумать какой-нибудь другой план, который дал бы возможность занять миллионы работников, остававшихся в этот период угнетенного состояния промышленности вовсе без работы или только частью занятых, не внося опасных потрясений в существующие торгово-промышленные отношения. Проект Оуэна ничем не нарушал действующей системы. В нем предлагалось устроить центральное учреждение, где каждый работник в обмен на произведение своего труда получал бы его стоимость в виде кредитных знаков, выражавших его ценность не в деньгах, а в затраченном на него времени, в рабочих часах. За все, что приобреталось покупкою, уплачивалось бы такими же знаками, или банкнотами, по существующей рыночной цене, причем за единицу обмена принимался рабочий час, приравненный к 20 коп., которым, таким образом, заменялась ходячая монетная единица. Так, например, сапожник, представляя к обмену пару ботинок, материал для которых стоил, положим, 1 руб. 40 коп. и на которые было затрачено им семь рабочих часов, соответствовавших (по 20 коп. в час) также 1 руб. 40 коп., получал за свое изделие 14 часовых банкнот, равных по ценности 2 руб. 80 коп. На них он мог купить материал для продолжения своей работы и необходимые продукты для прокормления себя и своей семьи. В то время как он занимался своей работой, прочие работники изготавливали другие необходимые предметы, получали в обмен на них соответствующее число часовых знаков и таким же путем приобретали делаемые им сапоги. Учреждение это должно было охватывать все отрасли промышленности и ремесел, должно было, одним словом, иметь в наличии все предметы, необходимые для человека, и всякий работник в обмен на известные произведения своего труда непосредственно получал бы все необходимое для жизни, причем мерилом ценности являлись бы уже не деньги, а рабочий час.
При такой системе могли получить работу все незанятые работники, обмениваясь между собою своими произведениями; каждый из них, знавший какое-нибудь дело или ремесло, нашел бы применение своему труду и уменью и был бы по крайней мере обеспечен предметами первой необходимости; производящая сила рабочих рук не пропадала бы даром, и работники при этом естественно формировали бы тот рынок, тот спрос на известные предметы, отсутствие которого так гибельно при существующей системе. При таком порядке труд непосредственно обменивался бы на труд, и пока эти поневоле праздные и голодающие люди могли производить то, что было нужно для взаимного удовлетворения их потребностей, до тех пор они не знали бы нужды. Вот сущность идеи Оуэна, положенной им в основание Банка обмена труда.
Очевидно, что осуществление такого плана было связано с громадными трудностями, требовало значительного капитала и, вероятно, большей опытности, чем та, которою обладали его первые исполнители. Потребовалось большое помещение, приспособленное под склады для разных предметов, приносившихся на обмен, а также разнообразного сырого материала, необходимого для работы; приходилось нанять целый штат приказчиков и других служащих, хорошо знакомых с ценою произведений, представляемых для обмена. На первое время необходима была особая контора, где можно было бы обменивать на деньги выданные банкноты в том случае, если предъявитель их не находил в складах тех произведений, которые ему требовались, и, кроме того, в новом учреждении должен был существовать особый отдел для отпуска необходимых пищевых продуктов, чтобы участникам предприятия не приходилось обращаться к разным мелким торговцам по соседству, которые, принимая в уплату новые банкноты со значительной скидкой, могли спекулировать на этом и извлекать для себя значительные выгоды в ущерб предприятию. Конечно, многие произведения из числа представлявшихся к обмену могли быть сделаны дешевле фабричным способом, чем при господствовавшей здесь системе домашнего производства; но следует помнить, что учреждение это имело главным образом в виду лиц, нуждавшихся в работе, вызывая к деятельности те силы, которые иначе оставались бы непроизводительными и пропадали бы даром. Эти люди не работали здесь для конкурирующих между собою рынков, но для удовлетворения своих собственных ближайших потребностей и все равно оставались бы без дела, если бы не существовало такого способа обмена, устроенного к обоюдной выгоде производителя и потребителя. Если бы только подобная система могла укорениться, то, без сомнения, удовлетворяя действительно существующему требованию, она была бы вне всяких случайностей, происходящих от колебаний цен и спроса, спекуляции, кризисов, войн и так далее, которым постоянно подвергается фабричное производство.
Если бы Роберт Оуэн располагал достаточными денежными средствами, то благодаря его необыкновенным деловым способностям ему, вероятно, удалось бы с успехом осуществить этот первый опыт взаимного обмена труда, который составляет подкладку новейших экономических учений.
При самом начале дела Оуэну пришлось бороться с нетерпением своих товарищей, желавших начать предприятие в то время, когда еще далеко не все было готово. Он сдерживал их сколько мог, но в конце концов принужден был уступить. Центральный склад обмена труда начал свою деятельность в большом помещении, предоставленном хозяином в пользование учредителей безвозмездно. Но когда владелец увидел, что дело пошло хорошо и что оборот склада достигает уже 10 тысяч рублей в неделю, он неожиданно потребовал с учредителей несообразную наемную плату и, получив отказ, преспокойно выгнал их на улицу. Им пришлось переселяться в другое, менее удобное помещение, в более отдаленной части города, в то самое время, когда дело, после первых затруднений, происходивших от новизны предприятия и неопытности служащих, уже развернулось и получило известность между рабочими. Такой неожиданный поворот, помимо других неудобств, потребовал новых и непредвиденных затрат. Кроме того, одна из главных причин неудачи, постигшей новое предприятие, заключалась в том, что по недостатку средств в обменном складе были слабо организованы отделы снабжения работников необходимыми пищевыми продуктами и сырым материалом для производства, что, по существу, должно бы составлять здесь, пожалуй, самую важную отрасль; для удовлетворения спроса пришлось заключать особые соглашения с разными торговцами, совершенно чуждыми основной идеи предприятия и, конечно, преследовавшими одни цели личной наживы. Все это внесло путаницу в новое дело, лишило его цельности и подорвало его кредит. Банк обмена труда, основанный в 1832 году, под влиянием всех этих неблагоприятных обстоятельств и главным образом вследствие недостаточного оборотного капитала должен был прекратить свою деятельность в 1834 году.
Преследуя в своей жизни одну главную цель: утверждение начал справедливости при господствующем экономическом строе, – Роберт Оуэн не смущался неудачами, постигавшими его: он никогда не переставал верить в свою основную идею и с неослабевающей энергией принимался искать новые средства и испытывать новые способы к ее осуществлению.
Читайте также
Глава V Обмен секса на еду
Глава V Обмен секса на еду Если хочешь быть сухим В самом мокром месте, Покупай презерватив В «Главрезинотресте». Вл. Маяковский «Окна РОСТА» Потихонечку я изложил друзьям свою идею. «Ребята, посмотрите, с этими гулянками мы просто дошли. Денег нет, хорошего питания нет.
ОБМЕН
ОБМЕН Год назад скончался мой старинный приятель Леонид Ш.Леонид долго работал в кино, но не в этом была его сила. Сила была в его коллекции живописи. Сорок лет Леонид собирал картины, главным образом русский двадцатый век, и не знал себе равных в этом деле.Коллекция, как
Глава 8. Орудия труда
Глава 8. Орудия труда Каждый должен работать по законам, им самим над собой поставленным, но если человек не знает, как выполнить или улучшить работу другого, он неважный мастер в любом ремесле. Я наслушался среди садовников, землекопов, лесорубов столько критических
«Операция «Кооперация», или Женщины смутного времени
«Операция «Кооперация», или Женщины смутного времени В 1988 году Гайдай задумал снимать очередную эксцентрическую кинокомедию. В качестве сценариста он вновь выбрал своего давнего (еще с «12 стульев») соавтора Владлена Бахнова, который собирался написать современный
Глава 5 «ФОРМАТИВНЫЕ» ГОДЫ, ИЛИ «ЛЕТОПИСЬ ТЯЖЕЛОЮ ТРУДА И МАЛЫХ ДЕРЗАНИЙ»
Глава 5 «ФОРМАТИВНЫЕ» ГОДЫ, ИЛИ «ЛЕТОПИСЬ ТЯЖЕЛОЮ ТРУДА И МАЛЫХ ДЕРЗАНИЙ» Первая часть заглавия — буквальный перевод английского словосочетания «formative years» — «годы формирования личности». Вторая — цитата из романа Моэма «Луна и грош»[19]: так рассказчик, от чьего имени
Глава 13 Продолжительность труда и высота заработной платы
Глава 13 Продолжительность труда и высота заработной платы Мы принципиально стараемся избегать тяжелой работы и не возлагаем на человека то, что можно возложить на машину. Между напряженной работой и тяжелой работой существует большая разница. Напряженная работа
Н. Мещеряков ЛЕНИН И КООПЕРАЦИЯ[2]
Н. Мещеряков ЛЕНИН И КООПЕРАЦИЯ[2] Среди старых дореволюционных кооператоров было чрезвычайно широко распространено мнение, что кооперация представляет какую-то совершенно самостоятельную форму общественного движения, совершенно независимую от других его форм.
«Частный детектив, или Операция «Кооперация». 1990 год
«Частный детектив, или Операция «Кооперация». 1990 год
Глава 3. Вспоминая дни мирные, учебные Нас учит Валерий Чкалов. — Парад над Красной площадью. — «Чуть тронь ручку — в облака кинется…» — Вулкан гнева. — Позывные «Интернационала». — Добрые советы Сергея Черных. — Прощание с семьями. — «Кооперация» на волнах Балтики
Глава 3. Вспоминая дни мирные, учебные Нас учит Валерий Чкалов. — Парад над Красной площадью. — «Чуть тронь ручку — в облака кинется…» — Вулкан гнева. — Позывные «Интернационала». — Добрые советы Сергея Черных. — Прощание с семьями. — «Кооперация» на волнах
Глава 2 Обмен фамилиями
Глава 2 Обмен фамилиями 1957–1960 гг.Мир стал казаться слишком серым и безысходным. Когда все вокруг уверяют тебя в том, что ты посредственность, слишком велик соблазн поверить в это. Единственным талантом, который признавали в Катрин, была красота. Впрочем, холодная и
Глава III Обмен и побег
Глава II. «Обмен». 3 февраля 2000 г., «где-то между Шали и Аргуном»
Глава II. «Обмен». 3 февраля 2000 г., «где-то между Шали и Аргуном» Генеральная прокуратура «вызывает» Бабицкого на допросДиректор ФСБ: «Бабицкий жив, но где он находится, я не знаю…» Спецвыпуск «Общей газеты»Путин: «Бабицкий находится у мирных жителей в горных районах
Л. М. Хинчук ЛЕНИН И КООПЕРАЦИЯ
Л.М. Хинчук ЛЕНИН И КООПЕРАЦИЯ В.И. Ленин всегда проявлял глубокий и серьезный интерес к кооперации, придавая последней огромное значение.Не только в момент завоевания власти, в период Октябрьской революции в 1917 г., но целый год спустя, в конце 1918 г., В. И. Ленин, выступая на
Федерализм и кооперация.
Федерализм и кооперация. Возвращаясь в Россию, Кропоткин думал о том, по какому пути пойдет формирование ее нового государственного и общественного устройства. Собственно, у него уже давно сложились определенные представления об этом, и он их уже неоднократно