р моуди и не читала его жизнь после жизни
Заблуждение Р. Моуди в книге Жизнь после смерти
Главная заслуга Рэймонда Моуди, что он привлёк внимание общества к феномену, известному с незапамятных времен, описанному ещё в философских «Диалогах» Платона, жившего в Афинах за 400 лет до н.э. А заблуждение состоит в том, что так называемое «отделение души от тела» возможно только в случае клинической смерти.
То, что изложенное не является плодом бурной фантазии, косвенно подтверждает приведенная ниже цитата из всемирной электронной энциклопедии «Википедия»: «22 декабря 2006 года в официальном печатном органе российского государства — «Российской газете» http://rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html — было опубликовано интервью с генерал-майором Борисом Ратниковым, представленным как «куратор специального подразделения, которое занималось тайнами подсознания» в структуре Федеральной службы охраны (ФСО). В интервью он, среди прочего, говорит о том, что изучение т. н. высших планов ведется спецслужбами разных стран очень давно, но традиционно эта работа была сильно засекречена. По его словам, спецслужбы разных стран ещё «в первой половине прошлого века» активно пытались использовать оккультные знания в своих целях, в связи с чем «порой велись настоящие «астральные» битвы».
Возврат в тело всегда осуществляется автоматически и даже против воли экспериментатора, как правило, по истечении 1-5 минут. Но, в «астрале» совершенно другое восприятие времени и 5 минут могут восприниматься, как несколько часов. Мне довелось разговаривать с людьми, которые с детства обладают способностью во время сна осознанно попадать в «астрал» и с удовольствием используют эту способность для собственных нужд и развлечений. При этом, они единодушно отмечают, что до поры считали подобное состояние нормой и искренне удивлялись, когда окружающие не понимали о чём они говорят.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Жизнь после жизни
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела.
Мне была оказана привилегия прочесть книгу д-ра Моуди «Жизнь после жизни» еще до выхода ее в свет. Я восхищена тем, что этот молодой ученый имел смелость избрать подобное направление для своей работы и вместе с тем сделать эту область исследования доступной для широкой публики.
С тех пор, как я начала свою работу с безнадежно больными пациентами, продолжающуюся уже на протяжении 20 лет, меня все больше и больше занимает проблема феномена смерти. Мы довольно много знаем о процессах связанных с умиранием, однако имеется еще много неясного относительно того момента смерти и переживаний наших пациентов в то время, когда они считаются клинически мертвыми.
Исследования, подобные тем, о которых рассказывается в книге д-ра Моуди, дают нам возможность узнать много нового и подтверждают то, чему нас учили в течение двух тысячелетий — что есть жизнь после смерти. Несмотря на то, что сам автор не претендует на исследование собственно смерти, из его материалов очевидно, что умирающие пациенты продолжают отчетливо осознавать то, что происходит вокруг них и после того, как их считают клинически мертвыми. Все это в большой степени соответствует моим собственным исследованиям сообщений пациентов, которые умерли и затем были возвращены к жизни. Эти сообщения были совершенно неожиданными и часто приводили в изумление искушенных, известных и безусловно компетентных врачей.
Все эти пациенты пережили выход из своего физического тела, сопровождающийся ощущением необычайного мира и полноты. Многие из них свидетельствуют об общении с другими лицами, которые помогали им в переходе в другой план бытия. Большинство были встречены людьми, которые их когда-то любили и умерли ранее, или же религиозными персонажами, которым они придавали серьезное значение при жизни и которые, естественно, соответствовали их религиозным верованиям. Было весьма отрадно читать книгу д-ра Моуди как раз в то время, когда я сама готова опубликовать свои собственные изыскания.
Д-р Моуди должен быть готовым к большому числу критических высказываний, в основном с двух сторон. Во-первых, со стороны духовенства, которое конечно будет обеспокоено тем, что кто-то осмелился проводить исследования в области, которая считается табу. Некоторые представители ряда религиозных групп уже выражали свое критическое отношение к такого рода исследованиям. Один священник, например, охарактеризовал их как «погоню за дешевой славой». Многие считают, что вопрос о жизни после смерти должен оставаться предметом слепой веры и не должен кем-либо испытываться. Другая группа людей, со стороны которых д-р Моуди может ожидать реакцию на его книгу — ученые и медики, которые сочтут исследования такого рода ненаучными.
Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры. Мы должны иметь смелость открывать новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований. Я думаю, что эта книга откроет такие новые двери для людей с открытым сознанием и даст им уверенность и смелость в разработке новых проблем. Они увидят, что данная публикация д-ра Моуди вполне достоверна, так как написана искренним и честным исследователем. Полученные данные подтверждаются моими собственными исследованиями и изысканиями других вполне авторитетных ученых, исследователей и представителей духовенства, которые имеют смелость исследовать эту новую область в надежде помочь тем, кто хочет знать, а не просто верить.
Я рекомендую эту книгу всем людям с открытым сознанием и поздравляю д-ра Моуди с его смелым решением опубликовать результаты своих изысканий.
Элисабет Кюблер-Росс, д-р медицины. Флоссмур, Иллинойс.
Эта книга, по существу написанная о человеческом бытии, естественно отражает основные взгляды и убеждения ее автора. Несмотря на то, что я старался по возможности быть объективным и честным, некоторые факты обо мне по-видимому будут небесполезны для оценки некоторых необычных утверждений, которые встречаются в этой книге.
Прежде всего, я сам никогда не был при смерти, так что я не могу свидетельствовать о соответствующих переживаниях, исходя из собственного опыта, так сказать, из первых рук. В то же время я не могу на этом основании отстаивать свою полную объективность, поскольку мои собственные эмоции несомненно включились в общую структуру книги. Выслушивая так много людей, очарованных тем опытом, о котором рассказывается в этой книге, я чувствовал, что и сам как бы живу их жизнью. Я могу только надеятся, что такая позиция не скомпрометирует рациональность и уравновешенность моего подхода.
Во-вторых, я пишу как человек не изучавший основательно огромную литературу по парапсихологии и всевозможным оккультным явлениям. Я говорю это не с целью дискредитировать эту литературу, — напротив, я даже уверен, что более основательное знакомство с ней могло бы углубить понимание тех явлений, которые я наблюдал.
В-третьих, заслуживает упоминания моя религиозная принадлежность. Моя семья принадлежала к Пресвитерианской Церкви, однако, мои родители никогда не старались навязать свои религиозные верования и взгляды детям. В основном они старались по мере моего развития поощрять мои собственные интересы и создавать условия для благоприятного развития моих наклонностей. Таким образом, я рос, имея религию не как набор застывших доктрин, а скорее как область духовных и религиозных учений, взглядов, вопросов.
Я верю в то, что все великие религии человечества обращены к нам, чтобы сказать много правды, и я уверен, что ни один из нас не в состоянии осознать всей глубины истин, заключенных в каждой из них. В формальном отношении я принадлежу к Методистской Церкви.
В-четвертых, мое академическое и профессиональное образование довольно разнообразно, так что иные могли бы даже назвать его разрозненным. Я изучал философию в Университете в Вирджинии и получил докторскую степень по этому предмету в 1969 году. Область моих интересов в философии составляют этика, логика и философия языка. После трехлетнего преподавания философии в Калифорнийском Университете я решил поступить на медицинский факультет, после чего я предполагал стать психиатором и преподавать философию медицины на медицинском факультете. Все эти интересы и полученные знания в той или иной форме помогли мне в осуществлении настоящего исследования.
Я надеюсь, что эта книга привлечет внимание к явлению, которое является одновременно широко распространенным и в то же время весьма мало известным и поможет преодолеть предубеждение общественности в этом отношении. Ибо я твердо убежден, что данный феномен имеет огромное значение не только для теоретической и практической областей исследований, особенно для психологии, психиатрии, медицины, философии, богословия и пастырства, но так же и для нашего повседневного образа жизни.
Я позволю себе в начале сказать, то чему обстоятельные причины будут даны много позже, а именно, — я не стремлюсь «показать» что есть жизнь после смерти. И я вообще не думаю, что такое «доказательство» действительно возможно. Отчасти поэтому я избегал в приводимых рассказах идентифицирующих деталей, оставляя в то же время их содержание неизменным. Это было необходимо как для избежания огласки того, что касается отдельных лиц, так и для получения разрешения на публикацию рассказа о пережитом.
Думаю, что многие читатели найдут утверждения, которые даются в этой книге, невероятными, и первая реакция таких людей будет выкинуть все это из головы. Я не имею намерения кого-либо порицать за это. Несколько лет назад у меня должно быть была бы точно такая же реакция. Я не прошу о том, чтобы кто-либо поверил всему тому, что написано в этой книге и принял бы мою точку зрения из простого доверия ко мне как к автору. Действительно, как невозможности или неспособности возразить авторитетному
Раймонд Моуди — человек, изучавший реинкарнацию
Р аймонд Моуди — человек, сумевший полностью изменить давно сложившееся мнение о том, что человек — это прежде всего телесная оболочка. В традиционной медицине не принято обращать внимание на душу. Однако этому человеку удалось не только узнать, но и донести миру истории людей, которые имели пост- и околосмертный опыт. Раймонд Моуди собрал эти истории и взял их за основу своего научного исследования в данной области. С его подачи в обращении появилось выражение «Жизнь после смерти», он же начал говорить и об постсмертных переживаниях, с которыми сталкивается человеческое сознание в параллельном мире.
Раймонд Моуди (также встречаются записи Рэймонд Моуди или Реймонд Муди) посвятил свою жизнь медицине и психологии. Большую популярность ему принесли его труды по изучению околосмертных переживаний и жизни после смерти. Им были написаны несколько книг на эти темы.
Автор известных работ родился в штате Джорджия в городе Портердэйл 30 июня 1944 года. Поступив в университет Вирджинии, он занялся активным изучением философии. Там же им были получены научные степени бакалавра, после — магистра, и уже потом доктора философских наук. Несколько позже он получил звание профессора в области психологии и философии.
Ему также была интересна медицина. Поэтому он занялся и её изучением. В медицинском колледже Джорджии Раймонд Моуди получил степень доктора медицины, датировалось это событие 1976 годом.
Он работал в Университете Лас-Вегаса, Невады, где успешно проводил ряд исследований в 1998 году. После этого он работал в штате Джорджия в тюремной больнице особо строгого режима на должности судебного психиатра.
Моуди рассказывает, что в 1991 году он пытался покончить жизнь самоубийством и именно тогда он получил свой опыт в околосмертных переживаниях. Эту историю он поведал в своей книге. Также объясняется причина такого действия. Попытке суицида предшествовало недиагностируемое состояние щитовидной железы, в результате которого его психологическое состояние несколько пострадало. В 1993 году автор книг и психолог признался, что некоторое время он даже проходил стационарное лечение в специализированном заведении.
Это не помешало ему проводить исследования, писать научные работы, жить счастливой жизнью и создать семью. Он три раза был женат. На сегодняшний день живёт вместе со своей семьей — женой Шерил и детьми Кэролайн и Картером, которые являются ему приёмными, в Алабаме.
Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни»
Как говорит сам Раймонд Моуди, его интересовали тайны жизни и смерти, он всегда хотел узнать, что именно скрывается за известными нам границами. В 28 лет он начал своё обучение медицине и был крайне удивлён, когда преподаватели с энтузиазмом отреагировали на его исследования в неведомой ранее области.
За годы обучения он стал одним из самых популярных студентов университета. Ему было предложено вести лекции по своим научным работам. За годы учёбы и работы он сумел собрать огромную базу историй людей, которые столкнулись со случаями околосмертного опыта — NDE (Near Death Experience).
Так появилась знаменитая книга Раймонда Моуди — «Жизнь после жизни». Цель этой книги не в попытках растолковать всё увиденное людьми в параллельном мире, а как можно подробнее рассказать и описать сами эти истории. Так вопросы возникают сами собой. На самом ли деле эти люди умирали? С чем сталкивается человеческий мозг в подобной ситуации? Почему все услышанные и изложенные рассказы так удивительно схожи между собой? И, наверное, самый интересующий вопрос: даёт ли всё это основания для утверждения того, что после смерти физического тела человеческая душа продолжает жить?
Раймонд Моуди: «Жизнь после смерти»
Раймонд Моуди в своё время сумел привлечь внимание всего мира к давно известному, но не обсуждаемому феномену. В семидесятых годах автор трудов и психотерапевт издал научную книгу, которая мигом стала популярна среди населения. У нас это издание больше известно под названием Раймонд Моуди «Жизнь после смерти».
В этом произведении он старательно описывает истории, которые ему поведали пациенты, столкнувшиеся лицом к лицу со смертью. Главная идея этих его трудов заключается в том, чтобы донести читателю мысль, что после того, как физическая оболочка человека — тело — погибает, его душа продолжает дальше странствовать, она сталкивается с переживаниями и видениями, находясь в сознании.
Стоит отметить, что подобные учения уже проводились ранее людьми, кто был заинтересован в этой теме. Так называемый «выход из тела» — совсем не новый термин. Вот только применяли его несколько иначе. Под выходом из тела подразумевался обычный процесс — сон, с которым мы сталкиваемся каждую ночь. Вот только относительно клинической смерти и обычного сна выход происходит по-разному. Во сне это плавно и естественно, а в случае смерти выход резкий и неуправляемый.
Из историй людей видно, что при клинической смерти они изначально слышат гул, странный и необъяснимый, после выходят из телесной оболочки и далее направляются в тёмный туннель. Они осознают происходящее, сталкиваются со странным светом. Перед ними проплывает вся их жизнь, моментами, после чего они снова возвращаются в физическое тело.
Книга Раймонда Моуди «Жизнь после смерти» приоткрывает завесу и показывает читателю некоторые аспекты познания личности. Околосмертный опыт включает в себя несколько этапов. Стоит отметить, что их нельзя назвать постоянными, так как не все пережившие такой опыт проходят через все этапы. Моуди, ориентируясь на истории людей и анализируя их, сумел выделить девять ощущений:
Книги Раймонда Моуди
За всё время своей деятельности доктор, психолог и писатель издал несколько уникальных книг, каждая из которых — это целая жизнь, это новая и глубокая история, которая заставляет читателя задуматься о жизни, о смерти и о том, что происходит в разных мирах.
Самые известные книги автора:
Книги Раймонда Моуди — это особые труды, которые посвящают читателя в тайны жизни после смерти.
Раймонд Моуди “Жизнь после жизни” читать онлайн бесплатно
Раймонд Моуди
Жизнь после жизни
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Отзывы о книге “Жизнь после жизни”
Распространённые взгляды и отзывы о книге “Жизнь после жизни” Раймонда Моуди
Книга Р. Моуди “Жизнь после жизни” первая книга автора об исследованиях воспоминаний сознания человека, который побывал на грани, или за гранью жизни и смерти.
Сначала, мы приведём общие моменты отзывов на книгу Раймонда Моуди, и разберём – насколько данные отзывы имеют реальные обоснования.
Затем (ниже) мы приведём непосредственные отзывы (положительные и отрицательные) о книге тех людей, которые уже – прочитали, или ознакомились с книгой “Жизнь после жизни”.
Скептические отзывы.
Как и следует ожидать, самые скептические отзывы об исследованиях в области человеческого сознания, особенно о существовании сознания человека ПОСЛЕ момента смерти, исходят от врачей, и тех людей, которые считают себя профессионалами в области медицины. Это объясняется тем, что люди, имеющие высшее медицинское образование, склонны единолично и абсолютно присваивать себе знания о человеке. Они ревностно оберегают свои полученные в медицинском ВУЗе знания об организме человека от каких-либо вмешательств “извне”, кроме как научных исследований, относящихся непосредственно к самой медицине.
Но дело в том, что ВСЕ исследования, целью которых было ОБНАРУЖИТЬ сознание (или участок головного мозга, отвечающий за сознание человека), не принесли абсолютно никакого успеха. Более того, многие исследования, просто исключили тот факт, что сознание – вообще имеет отношение в головному мозгу.
Приведём лишь один пример подобного исследования. У подопытных мышей, каждая из которых знала сложный проход в лабиринте к кормушке с кормом, производили резекцию (отрезали) определённую часть головного мозга. Причём, у каждой мыши, производили иссечение своей определённой части мозга. Таким образом, в ходе эксперимента, у мышей (в общей сумме) были удалены – ВСЕ возможные части головного мозга. Это делалось для того, чтобы понять: какая часть головного мозга отвечает непосредственно за сознание животного. В конечном итоге, ВСЕ мыши, после резекции определённого участка мозга (которые в сумме составляли весь мозг), смогли без проблем вспомнить единственно верный проход в лабиринте, который вел их к кормушке.
Вывод данного эксперимента следующий: методом исключения было установлено, что взаимодействие сознания животного с памятью происходит независимо от клеточной структуры головного мозга животного.
Чтобы продолжать рассуждать о сознании, а точнее о природе сознания, необходимо иметь знания по физике и квантовой физике, как минимум. Медики имеют неплохое образование по химии и разбираются в биохимических процессах (судя по возрастающему количеству больных людей, тоже не идеально). Поэтому, когда речь заходит о существовании сознания человека ВНЕ организма (тела) человека, работники медицины начинают “многозначительно” улыбаться.
Но, как ни странно, после выхода книги “Жизнь после жизни” Раймонда Моуди, отрицательные отзывы были даже со стороны – некоторых священнослужителей! Казалось бы: человек изучает природу сознания. Его исследования подтверждают тот факт, что сознание (или душа человека) может существовать ВНЕ тела. То есть, имеет нематериальную природу (структуру). Это лишь – подтверждает, доказывает основные религиозные постулаты. Но дело в том, что многие представители религиозного культа (неважно какого религиозного направления), имеют – материалистическое сознание. И это их материалистическое сознание – “раздувает” в них статус – “абсолютного знатока” в делах нематериальных (духовных). И в этом случае, такие представители религиозного направления ревностно, также с негативом будут относиться к тем лицам, которые в своих исследованиях (как и Раймонд Моуди) претендуют на “их” духовные знания. В этом случае, в человеке говорит – гордыня из-за их “высокого” статуса, в котором он считает себя – абсолютным и единоправными знатоками нематериальных знаний.
Но давайте, теперь и мы попробуем скептически взглянуть на отзывы о книге Раймонда Моуди “Жизнь после жизни”, с его исследованиями, которые говорят о возможности существования сознания ВНЕ тела человека. А почему мы, собственно говоря должны верить всему написанному в книги Р. Моуди?
4. Существуют различные исследования, которые обязывают обратить на себя внимание людей, которые хотят больше узнать о том что собой представляет сознание человека, может ли оно жить вне тела, как продолжительно, и др. Более подробно, эти вопросы с приведёнными исследованиями вы можете прочитать в статье нашего смежного сайта: — ЧТО ТАКОЕ ДУША ЧЕЛОВЕКА —
Если же вы хотите узнать о законе реинкарнации души, о том, для чего душа воплощается в человеческом теле, об отличии материальных и трансцендентных вселенных, а также узнать ответы на все главные вопросы жизни, вы можете ознакомиться с древним священным писанием — “БХАГАВАД-ГИТА” (“Песнь Бога”) — (опубликована на нашем сайте), которая признаётся – квинтэссенцией всей ведической мудрости.
В книге Раймонда Моуди приводятся не только воспоминания людей в критической ситуации, но также проводится анализ и параллели с высказываниями из Библии, “Тибетской книги мёртвых”, с исследованиями известных всему миру философов и учёных.
Ну а своё суждение о книге Раймонда Моуде, вы можете высказать только после прочтения самой книги.
Раймонд Моуди “Жизнь после жизни” книга; читать
ЧИТАЕМ БЕЗ РЕКЛАМЫ. ТОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.
СОДЕРЖАНИЕ – ССЫЛКИ:
— СПОСОБНОСТЬ СЛЫШАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ;
— ОЩУЩЕНИЕ МИРА И ПОКОЯ;
— КАК РАССКАЗАТЬ О ПЕРЕЖИТОМ ДРУГИМ ЛЮДЯМ?
— НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ;
— ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ;
— ЕСТЕСТВЕННЫЕ (НАУЧНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ;
“Жизнь после жизни”
Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела.
Предисловие
Мне была оказана привилегия прочесть книгу д-ра Моуди «Жизнь после жизни» еще до выхода ее в свет. Я восхищена тем, что этот молодой ученый имел смелость избрать подобное направление для своей работы и вместе с тем сделать эту область исследования доступной для широкой публики.
С тех пор, как я начала свою работу с безнадежно больными пациентами, продолжающуюся уже на протяжении 20 лет, меня все больше и больше занимает проблема феномена смерти. Мы довольно много знаем о процессах связанных с умиранием, однако имеется еще много неясного относительно того момента смерти и переживаний наших пациентов в то время, когда они считаются клинически мертвыми.
Исследования, подобные тем, о которых рассказывается в книге д-ра Моуди, дают нам возможность узнать много нового и подтверждают то, чему нас учили в течение двух тысячелетий – что есть жизнь после смерти. Несмотря на то, что сам автор не претендует на исследование собственно смерти, из его материалов очевидно, что умирающие пациенты продолжают отчетливо осознавать то, что происходит вокруг них и после того, как их считают клинически мертвыми. Все это в большой степени соответствует моим собственным исследованиям сообщений пациентов, которые умерли и затем были возвращены к жизни. Эти сообщения были совершенно неожиданными и часто приводили в изумление искушенных, известных и безусловно компетентных врачей.
Все эти пациенты пережили выход из своего физического тела, сопровождающийся ощущением необычайного мира и полноты. Многие из них свидетельствуют об общении с другими лицами, которые помогали им в переходе в другой план бытия. Большинство были встречены людьми, которые их когда-то любили и умерли ранее, или же религиозными персонажами, которым они придавали серьезное значение при жизни и которые, естественно, соответствовали их религиозным верованиям. Было весьма отрадно читать книгу д-ра Моуди как раз в то время, когда я сама готова опубликовать свои собственные изыскания.
Д-р Моуди должен быть готовым к большому числу критических высказываний, в основном с двух сторон. Во-первых, со стороны духовенства, которое конечно будет обеспокоено тем, что кто-то осмелился проводить исследования в области, которая считается табу. Некоторые представители ряда религиозных групп уже выражали свое критическое отношение к такого рода исследованиям. Один священник, например, охарактеризовал их как «погоню за дешевой славой». Многие считают, что вопрос о жизни после смерти должен оставаться предметом слепой веры и не должен кем-либо испытываться. Другая группа людей, со стороны которых д-р Моуди может ожидать реакцию на его книгу – ученые и медики, которые сочтут исследования такого рода ненаучными.
Я думаю, что мы достигли некоторой переходной эры. Мы должны иметь смелость открывать новые двери и не исключать возможность того, что современные научные методы перестали соответствовать новым направлениям исследований. Я думаю, что эта книга откроет такие новые двери для людей с открытым сознанием и даст им уверенность и смелость в разработке новых проблем. Они увидят, что данная публикация д-ра Моуди вполне достоверна, так как написана искренним и честным исследователем. Полученные данные подтверждаются моими собственными исследованиями и изысканиями других вполне авторитетных ученых, исследователей и представителей духовенства, которые имеют смелость исследовать эту новую область в надежде помочь тем, кто хочет знать, а не просто верить.
Я рекомендую эту книгу всем людям с открытым сознанием и поздравляю д-ра Моуди с его смелым решением опубликовать результаты своих изысканий.
Элисабет Кюблер-Росс, д-р медицины. Флоссмур, Иллинойс.
Эта книга, по существу написанная о человеческом бытии, естественно отражает основные взгляды и убеждения ее автора. Несмотря на то, что я старался по возможности быть объективным и честным, некоторые факты обо мне по-видимому будут небесполезны для оценки некоторых необычных утверждений, которые встречаются в этой книге.
Прежде всего, я сам никогда не был при смерти, так что я не могу свидетельствовать о соответствующих переживаниях, исходя из собственного опыта, так сказать, из первых рук. В то же время я не могу на этом основании отстаивать свою полную объективность, поскольку мои собственные эмоции несомненно включились в общую структуру книги. Выслушивая так много людей, очарованных тем опытом, о котором рассказывается в этой книге, я чувствовал, что и сам как бы живу их жизнью. Я могу только надеяться, что такая позиция не скомпрометирует рациональность и уравновешенность моего подхода.
Во-вторых, я пишу как человек не изучавший основательно огромную литературу по парапсихологии и всевозможным оккультным явлениям. Я говорю это не с целью дискредитировать эту литературу, – напротив, я даже уверен, что более основательное знакомство с ней могло бы углубить понимание тех явлений, которые я наблюдал.
В-третьих, заслуживает упоминания моя религиозная принадлежность. Моя семья принадлежала к Пресвитерианской Церкви, однако, мои родители никогда не старались навязать свои религиозные верования и взгляды детям. В основном они старались по мере моего развития поощрять мои собственные интересы и создавать условия для благоприятного развития моих наклонностей. Таким образом, я рос, имея религию не как набор застывших доктрин, а скорее как область духовных и религиозных учений, взглядов, вопросов.
Я верю в то, что все великие религии человечества обращены к нам, чтобы сказать много правды, и я уверен, что ни один из нас не в состоянии осознать всей глубины истин, заключенных в каждой из них. В формальном отношении я принадлежу к Методистской Церкви.
В-четвертых, мое академическое и профессиональное образование довольно разнообразно, так что иные могли бы даже назвать его разрозненным. Я изучал философию в Университете в Вирджинии и получил докторскую степень по этому предмету в 1969 году. Область моих интересов в философии составляют этика, логика и философия языка. После трехлетнего преподавания философии в Калифорнийском Университете я решил поступить на медицинский факультет, после чего я предполагал стать психиатром и преподавать философию медицины на медицинском факультете. Все эти интересы и полученные знания в той или иной форме помогли мне в осуществлении настоящего исследования.
Я надеюсь, что эта книга привлечет внимание к явлению, которое является одновременно широко распространенным и в то же время весьма мало известным и поможет преодолеть предубеждение общественности в этом отношении. Ибо я твердо убежден, что данный феномен имеет огромное значение не только для теоретической и практической областей исследований, особенно для психологии, психиатрии, медицины, философии, богословия и пастырства, но так же и для нашего повседневного образа жизни.Я позволю себе в начале сказать, то чему обстоятельные причины будут даны много позже, а именно, – я не стремлюсь «показать» что есть жизнь после смерти. И я вообще не думаю, что такое «доказательство» действительно возможно. Отчасти поэтому я избегал в приводимых рассказах идентифицирующих деталей, оставляя в то же время их содержание неизменным. Это было необходимо как для избежания огласки того, что касается отдельных лиц, так и для получения разрешения на публикацию рассказа о пережитом.
Думаю, что многие читатели найдут утверждения, которые даются в этой книге, невероятными, и первая реакция таких людей будет выкинуть все это из головы. Я не имею намерения кого-либо порицать за это. Несколько лет назад у меня должно быть была бы точно такая же реакция. Я не прошу о том, чтобы кто-либо поверил всему тому, что написано в этой книге и принял бы мою точку зрения из простого доверия ко мне как к автору. Действительно, как невозможности или неспособности возразить авторитетному мнению, я особенно прошу не делать этого. Единственное, о чем я прошу тех, кто не поверит тому, что прочтет здесь, это просто немного оглядеться вокруг. Я уже не раз обращался к своим оппонентам с этим призывом. И среди тех, кто принимал его, было много людей, которые будучи вначале скептиками, со временем начинали вместе со мной всерьез задумываться над подобными событиями.
С другой стороны, я не сомневаюсь, что среди моих читателей будет много таких, которые, прочтя эту книгу получат большое облегчение, так как обнаружат, что они не одиноки в том, что им пришлось пережить. Для таких людей – особенно для тех, которые, как это и бывает в большинстве случаев, не рассказывали о пережитом никому, за исключением нескольких доверенных лиц, – я могу сказать одно: я надеюсь, что моя книга придаст вам смелости рассказать об этом несколько свободнее, т. к. это прольет больше света на наиболее загадочную сторону жизни человеческой души.
ФЕНОМЕН СМЕРТИ
Однако, несмотря на этот интерес, несомненно и то, что для большинства из нас очень трудно говорить о смерти. Это объясняется по крайней мере двумя причинами. Одна из них в основном психологического или культурного характера. Сама тема о смерти – табу. Мы чувствуем, по крайней мере подсознательно, что сталкиваясь со смертью в какой-либо форме, даже косвенно, мы неизбежно встаем перед перспективой нашей собственной смерти, картина нашей смерти как бы приближается к нам и делается более реальной и мыслимой. Например, многие студенты-медики, в том числе и я сам, помнят, что даже такая встреча со смертью, которую переживает каждый, кто в первый раз пересекает порог анатомической лаборатории медицинского факультета, вызывает весьма тревожное ощущение. Причина моих собственных неприятных переживаний мне теперь представляется совершенно очевидной. Как мне теперь вспоминается, мои переживания почти не относились к тем людям, останки которых я там видел, хотя, конечно, в какой-то мере я думал и о них тоже. Но то, что я видел на столе, было для меня главным образом символом моей собственной смерти. Так или иначе, возможно полусознательно, я должно быть подумал: «Это случится со мной».
Таким образом и разговор о смерти с психологической точки зрения может рассматриваться как косвенное приближение к смерти, только на другом уровне. Несомненно, что многие люди воспринимают любые разговоры о смерти как нечто такое, что в их сознании вызывает настолько реальный образ смерти, что они начинают ощущать близость собственной кончины. Чтобы уберечь себя от такой психологической травмы, они решают просто избегать таких разговоров, насколько это возможно.
Та же аналогия используется и в нашем современном языке. Я имею в виду выражение «усыпить». Если вы приносите к ветеринару собаку с просьбой усыпить ее, вы обычно имеете в виду нечто совсем иное, чем когда вы просите анестезиолога усыпить вашу жену или вашего мужа. Другие люди предпочитают другую, но сходную аналогию. Умирание, говорят они, похоже на забывание. Когда человек умирает, он забывает все свои горести, исчезают все мучительные и неприятные воспоминания.
За последние несколько лет я встретился с большим числом людей, которые претерпели то, что я буду называть «предсмертным опытом». Я находил их разными путями. Сначала это произошло случайно. В 1965 году, когда я был студентом – дипломником по курсу философии в университете штата Вирджиния, я встретил человека который был профессором психиатрии в Медицинской школе. Меня с самого начала поразили его доброжелательность, теплота и юмор. Я был очень удивлен, когда позднее узнал о нем интересные подробности, а именно, что он был мертв, и не один раз, а дважды, с интервалом в 10 минут, и что он рассказывал совершенно фантастические вещи о том, что с ним происходило в это время. Позже я слышал, как он рассказывал свою историю небольшой группе студентов. В то время это произвело на меня очень большое впечатление, но поскольку я не имел еще достаточного опыта, чтобы оценивать подобные случаи, я «отложил его подальше» как в своей памяти, так и в виде перепечатанного конспекта его рассказа.
Несколько лет спустя, после того, как я получил степень доктора философии, я преподавал в университете штата Северная Каролина. В ходе одного из курсов мои студенты должны были прочесть «Федон» Платона, труд, в котором в числе других вопросов обсуждается также проблема бессмертия. В своей лекции я сделал акцент на других положениях Платона, представленных в этой работе и не стал останавливаться на обсуждении вопроса жизни после смерти. В один из дней после занятий ко мне подошел студент и спросил нельзя ли ему обсудить со мной вопрос о бессмертии. Его интересовала эта проблема потому, что его бабушка «умирала» во время операции и рассказывала потом об очень интересных впечатлениях. Я попросил его рассказать об этом и, к моему величайшему изумлению, он описал те же самые события, о которых я слышал от нашего профессора психиатрии за несколько лет до этого.
С этого времени мои поиски подобных случаев стали более активными и я начал в моих курсах философии читать лекции по проблеме жизни человека после смерти. Однако, я соблюдал осторожность и осторожность и не упоминал эти два случая переживания опыта смерти в моих лекциях. Я решил подождать и посмотреть. Если такие рассказы не просто случайность, предположил я, то, возможно, я узнаю больше, если просто подниму в общей форме вопрос о бессмертии на философских семинарах, проявив сочувственное отношение к этой теме. К моему изумлению, я обнаружил, что почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати человек, по крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких людей или перенес сам.
С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом, меня поражало это огромное сходство ощущений, несмотря на то, что они были получены от людей, весьма различных по своим религиозным взглядам, социальному положению и образованию. К тому времени, как я поступил в медицинскую школу, я собрал уже значительное число таких случаев. Я стал упоминать о проводимом мной неофициальном исследовании в разговорах с некоторыми из моих знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей уговорил меня сделать доклад перед медицинской аудиторией. Затем последовали другие предложения публичных выступлений. И снова я обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко мне, чтобы рассказать об известном ему самому опыте такого рода.
По мере того, как о моих интересах становилось все более известно, врачи стали сообщать мне о больных, которых они реанимировали и которые рассказали мне о своих необычных ощущениях. После того, как появились газетные статьи о моих исследованиях, многие люди стали присылать мне письма с подробными рассказами о подобных случаях.
В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда эти явления имели место. Случаи, которые я изучил, могут быть разделены на три четкие категории:
1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы, 2. Опыт людей, которые в результате аварии либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти, 3. Ощущения людей, которые находились при смерти и рассказывали о них другим людям, находившимся рядом. Из большого количества фактического материала представленного этими 150 случаями, естественно был произведен отбор. С одной стороны, он был преднамеренным. Так, например, хотя рассказы, относящиеся к третьей категории дополняют и хорошо согласуются с рассказами двух первых категорий, я как правило не рассматривал их по двум причинам. Во-первых, это могло снизить число случаев до уровня, более пригодного для всестороннего анализа и, во-вторых позволило бы мне по возможности придерживаться лишь сообщений из первых уст. Таким образом, я опросил очень подробно 50 человек, опыт которых я могу использовать. Из них случаи первого типа (те, в которых имела место клиническая смерть) значительно более богаты событиями, чем случаи второго типа (в которых произошло лишь приближение к смерти).
Действительно, во время моих публичных лекций на эту тему, случаи «смерти» всегда вызвали значительно больший интерес. Некоторые сообщения, появившиеся в печати, были написаны таким образом, что можно было подумать, будто я имел дело лишь со случаями такого рода.
Однако, при подборе случаев, которые должны были быть представлены в этой книге, я избегал искушения останавливаться только лишь на тех случаях, в которых имела место «смерть», потому что, как будет видно дальше, случаи второго типа не отличаются; а скорее образуют единое целое со случаями первого типа. Кроме того, хотя предсмертный опыт сам по себе сходен, но в то же время, как обстоятельства, сопутствующие ему, так и люди, описывающие его, очень разнятся. В связи с этим, я попытался дать выборку случаев адекватно отражающих эту вариабильность. Опираясь на эти предпосылки, давайте теперь обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне удалось установить, могут происходить, когда человек умирает.