пути повышения качества жизни в россии
Повышение уровня и качества жизни населения России
В данной статье рассматриваются конкретизация и обобщение такого понятия как «качество жизни населения». Приведены стандарты, благодаря которым можно поделить качество жизни населения на три уровня: высокое качество жизни, нормальное (базовое) и качество жизни на уровне выживания. Также проведен анализ уровня и качества жизни населения России, который показывает уровень неравенства качества жизни, что следует расслоению в обществе. В статье показан рейтинг регионов страны по уровню качества жизни населения. В работе сформулированы предложения направленные на улучшение качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни населения, реальные доходы, рейтинг регионов, социальная политика.
Качество жизни — это понятие, определяющее различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жизни) населения; состояние самого субъекта (демографические параметры, физическое, психическое и социальное здоровье); условия жизнедеятельности (материальный доход и условия, в которых протекают рабочая, жизненная и досуговая деятельность).
Вопрос улучшения качества жизни населения страны является стратегической задачей развития общества. Это обеспечение устойчивого социального и экономического развития, при котором последующее поколение будет жить в более комфортных условиях, чем предыдущее. Чтобы определить степень удовлетворения жизнью сравнивается фактический уровень удовлетворения с базовым: субъективная самооценка и внешняя объективная оценка.
Определение качества жизни, основанное на самооценке. Данное понятие наиболее известно по определению качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. В целом, это уровень удовлетворенности своей жизнью, определяемый ожиданиями каждого человека и принятые стандарты в социальной среде, к которой относится человек, его личной самооценке.
Определение качества жизни, основанное на внешней оценке. Это оценка по ряду объективных показателей другими людьми, имеющие полную и достоверную информацию состояния уровня жизни и обладающие необходимой квалификацией (коллектив экспертов).
Необходимо отметить, что в 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:
1 Демографические показатели, характеризующие население: смертность, рождаемость.
2 Условия жизни с точки зрения санитарии и гигиены.
3 Показатели, характеризующие потребление продовольственных товаров.
4 Характеристика жилищных условий.
5 Уровень развития образования и культуры.
6 Показатели, характеризующие условия труда и занятость населения.
7 Динамика роста доходов и расходов населения.
8 Уровень потребительских цен и стоимость жизни.
9 Количество транспортных средств.
10 Организация досуга и отдыха.
11 Социальное обеспечение.
12 Степень свободы человека и его права.
Качество жизни можно поделить на следующие критерии:
1) На уровне выживания. Удовлетворяются только самые необходимые физиологические потребности, получение минимальные социальные стандарты, услуги, гарантии.
2) Нормальное (базовое) качество жизни. Удовлетворение всех физиологических потребностей, а также обеспечение духовных и интеллектуальных запросов разных категорий населения.
3) Высокое качество жизни. Удовлетворение самых различных потребностей, высокое потребление материальных благ, творческое и духовное совершенствование.
Рейтинг качества жизни регионов России существенно не изменился. Первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В середине списка произошли некоторые изменения, однако ни один регион не передвинулся в рейтинге на 10 и более мест, а более чем на пять мест изменились позиции только 12 регионов, из которых у семи позиции улучшились, а у пяти — ухудшились.
Состав первой десятки регионов-лидеров в рейтинге остался прежним. Первые позиции, как и в прошлом году, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум — 1, возможный максимум — 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов.
Последние места занимают Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Тыва. Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70 место.
Основными направлениями повышения качества жизни населения являются:
1) Эффективная социальная защита населения: повышение размера социальных пособий, трудовых и социальных пенсий; адресная поддержка лиц, относящихся к категории бедных и льготных категорий населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; полный охват бедного населения государственными социальными программами; повышение эффективности государственной поддержки семьи.
Создание условий для развития предпринимательской деятельности за счёт улучшения условий доступа к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечение высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков.
Качество жизни как главная задача
При попытке осмыслить систему национальных целей развития России и нацпроектов, которые из этих целей вытекают, возникает чувство растерянности. В этом разнообразном и пестром хозяйстве не хватает логики и структуры, ориентации на решение единой задачи. Впрочем, общая задача верхнего уровня имеется, хотя и находится несколько в стороне. Президент и премьер сформулировали ее этим летом, и состоит она в повышении качества жизни россиян. Соответственно, на нее должны работать национальные цели развития России как сущности второго уровня, а также нацпроекты, находящиеся в этой иерархии этажом еще ниже. Остается малость: понять, что такое качество жизни, из чего оно складывается, как его померить и, самое главное, как достичь.
Если выпарить море слов, сказанных на эту тему, мы получим довольно простую истину: качество жизни – это степень удовлетворенности людей своей жизнью. Плюс объективные показатели благополучия, такие как продолжительность жизни, уровень дохода, образование и т. д. Сочетание субъективного благополучия с фактическими социально-экономическими данными дает более точную оценку качества жизни тогда, когда люди счастливы, при том что живут плохо, – что возможно, например, при изоляции социальных групп от мировых стандартов потребления. Если такой изоляции нет, а в России, безусловно, стандарты высокого качества жизни хорошо известны, на первое место в оценке качества жизни выходит удовлетворенность жизнью.
Но мы совсем не видим этой темы ни в национальных целях развития, ни в национальных проектах. А из этого следует, что вся эта система построена не оптимально и в нее заложено неэффективное распределение ресурсов. Для наибольшего возможного повышения качества жизни при ограниченных ресурсах акцент во всем наборе мероприятий должен быть сделан на те направления, которые приводят к большему эффекту на единицу вложений – обеспечивают максимум счастья на рубль инвестиций. Исследования показывают, что для счастья больше всего нашим соотечественникам необходимы достаточный уровень дохода, качественная медицина, здоровое и недорогое продовольствие, а также хорошее образование. Вот это главное, остальное второстепенно.
Прописанные в национальных целях развития снижение к 2030 г. бедности в 2 раза, рост ВВП темпами выше мирового и увеличение пенсий быстрее инфляции – вовсе не то же самое, что, например, устойчивый рост реальных доходов граждан выше 3% в год. И увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет – это не обеспечение высокого качества медицинского обслуживания, потому что далеко не все медицинские проблемы опасны для жизни. К тому же до 2030 г., когда мы доберемся до этого уровня долголетия, еще дожить надо.
Где задача обеспечения россиян дешевым и качественным продовольствием? Что будет толку нашим согражданам от вхождения российского школьного образования в десятку лучших в мире, если оно будет калечить психику детей? И от вузов – лидеров мировых научных рейтингов, если обучение в них будет не по карману?
А рост численности населения – это действительно такая важная задача? Как увеличение числа новорожденных будет способствовать росту качества жизни людей, включая самих младенцев? Так ли уж нам нужно увеличение жилищного строительства, если оно вырождается в появление уродливых 20-этажных человейников, впихнутых на любой клочок свободной земли?
То есть главная задача – это изменение приоритетов. От невнятных и неочевидных целевых показателей верхнего уровня надо перейти к повышению качества жизни как итоговой задаче по развитию страны. От непонятно как появившихся численных ориентиров необходимо перейти к конечным, значимым для людей показателям, отражающим уровень удовлетворенности тем, что они видят в школе, поликлинике или на улицах своего города. А от правительства нужны ясные гарантии того, что оно справится с задачей разгона экономики и это позволит собрать – без увеличения налоговой нагрузки – больше средств для пенсионеров и больных детей.
Что касается набора показателей для оценки нашего движения к светлой цели, тут есть одно предложение. В 2015 г. Россия приняла на себя обязательство следовать разработанным ООН глобальным Целям устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г. Там есть всё – и обеспеченность качественным продовольствием, и рост реальных доходов, и зарплаты врачей, и число жертв ДТП – полный, всеобъемлющий набор из нескольких сотен индикаторов, со всех сторон описывающих качество жизни людей. Нам так и так его выполнять, ибо Россия под ним подписалась. Так что давайте не будем заниматься самодеятельностью и положим ЦУР в основу нацпроектов. Заодно отберем у российских чиновников возможность самим себе ставить задачу полегче. А то мы знаем, как оно бывает. В итоге получим честную картину того, как мы живем, и ясное представление о том, на каких путях нас ждет счастье.
Повышение качества жизни населения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие качества жизни
Качество жизни – это эффективность жизнедеятельности человека, его уровень удовлетворенности материальными, интеллектуальными, социальными и духовными ценностями, культурная и физическая развитость.
Важным параметром качества жизни является ее безопасность. Этот термин означает такое состояние среды, окружающей человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, здоровье и развитие. Всемирная организация здравоохранения определяет качество жизни, как совокупность психологического, эмоционального, социального, физического здоровья человека. Качество жизни используется в качестве показателя для сопоставления уровня социально-экономического развития стран. Этот термин включает в себя оценку состояния:
Каждая страна обладает своей спецификой, поэтому показатели качества могут быть различными. В настоящее время существует множество методик оценки качества жизни, самыми распространенными из которых являются индексы качества жизни, статистические данные о социальных явлениях, опросы, интегральные показатели.
Индекс развития человеческого потенциала, разработанный ООН, включает в себя оценку трех параметров, а именно, уровня образования, величины валового продукта на душу населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Стоит отметить, что ВВП на душу населения является очень обобщенным показателем. Он скорее демонстрирует уровень производительности в стране, но не качество жизни. Этот показатель не учитывает расслоение общества по доходам.
Готовые работы на аналогичную тему
В 2017 году в шкалу оценки качества жизни были включены новые элементы. Среди них стоит отметить наличие профессиональных навыков, возможность пользоваться гражданскими правами, устанавливать социальные связи, а также текущее экологическое положение, уровень экономической и физической безопасности.
Критерии и показатели качества жизни населения
Уровень жизни человека определяется степенью развития его потребностей, условиями их развития, а также количеством и качеством доступных благ и услуг, которые используются для их удовлетворения. Экономическая наука выделяет следующие уровни жизни и определяющие их критерии:
Уровень жизни подвержен влиянию различных факторов. Сюда относят уровень доходов, объем потребления и его структуру, доступность жилья, качество общественных услуг, культуры, услуг социальной сферы. Так же уровень жизни оценивается с точки зрения наличия возможности отдыхать, иметь свободное время и другое. На исследуемую величины могут оказывать воздействие косвенные факторы. Например, условия труда, продолжительность рабочего дня, интенсивность труда, безопасность рабочего места и так далее. Помимо микроэкономических параметров на уровень жизни населения влияют макроэкономические факторы. Прежде всего, это темпы макроэкономического роста, характеризующие объем выпуска, скорость воспроизводства, общий экономический потенциал общества.
Для анализа уровня жизни используется совокупность синтетических и натуральных показателей, а также общеэкономические категории – занятость, продолжительность отдыха и так далее.
Методы повышения качества жизни населения
Вопрос качества жизни является важным для большинства стран мира. Обеспечение достойного существования граждан обеспечивает государство высокими доходами, создает стабильность существования страны, ее защищенность от влияния негативных факторов. Государственная власть использует общепринятые методы повышения качества жизни населения, к которым относят:
Большинство вышеперечисленных мер применяется на уровне предприятий, фирм и иных организаций с целью повышения доходов наемной рабочей силы. Рост доходов населения стимулирует к созданию форм бизнеса, востребованных обществом. Со стороны государства необходимо обеспечить такую экономическую политику, которая будет способствовать формированию стабильности национальной экономики, созданию условий для реализации потенциала человеческого капитала.
Качество жизни человека сказывается на макроэкономическом росте. Изменение качества жизни невозможно без финансового резерва, который инвестируется в общественные услуги, социально-экономические институты. Важно поддерживать единство макро- и микроэкономической политики в обществе. Эти два направления должны работать в совокупности, чтобы дать положительный результат в долгосрочной перспективе. В противном случае возникнут перекосы, и достижение цели по улучшению качества жизни станет не осуществимым.
Как параметр работы государственной власти, качество жизни определяет эффективность распределения финансовых доходов в стране. Оптимизация финансового распределения происходит в рамках налогово-бюджетного и кредитно-денежного регулирования. При этом работа вышеперечисленных институтов должна характеризоваться как справедливая, целостная и системная. Наличие негативных процессов коррупции, сокрытия информации, мошенничества ведет к снижению качества работы институтов, а значит, к проблемам в реализации социально-экономической политики в стране.
«Повышение качества жизни каждого человека»: Мишустин о главной цели правительства России
В среду, 22 июля, в Государственной думе с отчёт о деятельности правительства России в 2019 году выступил премьер-министр Михаил Мишустин. Основное внимание глава кабинета министров уделил необходимости улучшения благосостояния граждан РФ, результатам борьбы с пандемией COVID-19, развитию социальной и экономической сфер страны, а также реализации национальных проектов.
В начале своей речи Мишустин отметил, что ежегодным посланием президента Федеральному Собранию были определены ключевые задачи и ориентиры на ближайшую перспективу.
«На их основе мы сформулировали главную цель правительства. Это повышение качества жизни каждого человека в стране за счёт роста экономики и развития социальной сферы, а значит — достижения национальных целей, которые поставил президент», — сказал Мишустин.
Он назвал пять базовых ценностей работы правительства РФ — выстраивание всех сервисов государства вокруг потребностей людей, действовать открыто и вести диалог на основе взаимного уважения и доверия, подавать пример этичного поведения, работать совместно, невзирая на ведомственные границы, обеспечивать результат, который должен быть важнее формальных процедур и регламентов.
«Мы ведём работу, опираясь на эти ценности, и начинали её не с чистого листа», — добавил он.
Глава кабмина выразил благодарность правительству Дмитрия Медведева, которое ушло в отставку 15 января, за создание солидного резерва, который обеспечил стране «макроэкономическую и бюджетную стабильность».
По его словам, всё это создавало хорошие предпосылки для экономического рывка, но Россия, как и весь мир, столкнулась с мощнейшим вызовом — коронавирусной инфекцией COVID-19.
«Ситуация осложнилась и тем, что распространение вируса и действия отдельных стран по наращиванию добычи нефти привели к серьёзному дисбалансу на нефтяном рынке. Это вызвало обвальное снижение цен, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, произошёл отток капитала. Сочетание таких факторов существенно осложняло обстановку и требовало экстренных и масштабных мер», — пояснил премьер.
Противодействие пандемии COVID-19
Говоря о принятых мерах в борьбе с распространением коронавирусной инфекции Мишустин назвал их «продуманными и проактивными». По его словам, российские власти в борьбе с распространением COVID-19 действовали на опережение — когда в России ещё не было ни одного случая заболевания.
В частности, РФ с 30 января ограничила авиасообщение с Китаем, чтобы защитить своих граждан и «выиграть время» для подготовки системы здравоохранения. Кроме того, был проведён аудит коечного фонда, запасов средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования во всех регионах, после чего было выделено около 170 млрд рублей, был создан оперативный штаб и координационный совет.
«Объединяли усилия государства и общества для борьбы с этой опасной инфекцией. Это позволило избежать коллапса, который мы наблюдали за рубежом, такого как в Италии, Испании или Соединённых Штатах Америки», — заявил Мишустин.
Он отметил, что правительство работало в круглосуточном режиме, а все решения были направлены на «спасение жизни людей».
«Теперь можно уверенно сказать: Россия справляется с коронавирусной инфекцией лучше многих стран. Число заболевших на тысячу жителей в нашей стране в два раза меньше, чем в Соединённых Штатах Америки, Бразилии и ряде других стран», — добавил глава кабмина.
Он также сообщил, что на модернизацию систему здравоохранения в ближайшие пять лет будет дополнительно выделено почти 500 млрд рублей. Кроме того, власти займутся развитием санитарно-эпидемиологической и инфекционной служб.
Поддержка населения и бизнеса
Михаил Мишустин также указал, что правительство пошло на существенное смягчение бюджетной политика для запуска программ поддержки людей и экономики. По его словам, принимаемые в этом направлении меры были «беспрецедентны и по сумме выделенных средств, и по охвату отраслей». Так, различные формы поддержки на сумму около 600 млрд руб. получили семьи, в которых воспитываются более 26,5 млн детей.
Глава кабмина также отметил, что коронавирус сильно повлиял на рынок труда — с 1 апреля число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, выросло в 3,5 раза, достигнув 3 млн человек.
«Максимально помогли людям, которые потеряли работу после 1 марта, в том числе увеличив пособие по безработице. Это свыше миллиона человек. Все меры поддержки безработных правительство распространило и на более чем 13 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые были вынуждены закрыть своё дело после 1 марта. Всем им назначено максимальное пособие в размере МРОТ», — заметил Мишустин.
Премьер также рассказал об экстренных мерах поддержки наиболее пострадавших отраслей и прежде всего представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, работающих в них. Среди них — отсрочка по обязательным платежам для МСП, списание налогов и страховых взносов, программа льготного кредитования для системообразующих предприятий, мораторий на проведение проверок.
«Ещё раз подчеркну: все наши инициативы были направлены на то, чтобы максимально сократить издержки бизнеса и не допустить ухудшения финансового состояния», — добавил он.
Цифровизация власти
Ещё одной целью правительства является создание более эффективной, открытой и удобной системы государственного управления для граждан РФ и бизнес-сообщества. Об этом заявил Михаил Мишустин. По его словам, люди должны увидеть, что «государственные структуры — это надёжные и добросовестные помощники».
«Уверен, реализация этого запроса на практике поможет нам войти в число лидеров в глобальной экономике», — заметил он.
По словам премьер-министра, цифровизация важна, как на рынке труда, где нужно оперативно ввести в правовое поле все форматы дистанционной работы, так и в сфере образования, но это не будет означать отход от традиционного формата обучения. Кроме того, к 2024 году набор на IT-специальности должен увеличиться в 2,5 раза.
«Нам необходим технологический рывок. Нужно развивать новые направления, в том числе искусственный интеллект», — добавил Мишустин.
Экономика
Глава правительства также отметил, что для достижения национальных целей развития необходимо вернуться к росту как экономики, так и реальных доходов граждан. Для этого был составлен общенациональный план действий, в частности, включающий антикризисные меры, а также дальнейшие шаги по выходу из кризисного состояния.
Речь идёт о восстановлении роста промышленности, наращивании экспорта и импортозамещения. Также для улучшения экономических показателей экономики РФ необходимы инвестиции, которые создадут новые рабочие места и помогут внедрению перспективных технологий.
«Во-первых, это разработка комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях, в том числе — на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Во-вторых, создание стабильных и понятных правил для поэтапного улучшения делового климата. В-третьих, — институты развития», — добавил Мишустин.
Развитие субъектов РФ
По мнению Михаила Мишустина, власти России должны повысить инвестиционную привлекательность всех 85 субъектов РФ, «найти для каждой территории какие-то особые точки роста».
«В каждом регионе уровень и качество жизни должны соответствовать современным критериям», — подчеркнул российский премьер.
При этом для 10 регионов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией уже приняты индивидуальные программы развития — им до 2024 года будет выделено по 5 млрд рублей на запуск проектов по оживлению экономики, повышению уровня жизни и доходов людей.
«Уверен, что в результате принятых нами мер каждый регион России сможет в полной мере реализовать свой потенциал», — добавил он.
Национальные цели развития до 2030 года
Как отметил глава кабмина, для реализации задач, поставленных в этом документе, необходимо изменение национальных проектов и документов стратегического планирования. По словам Мишустина, работа в этом направлении должна быть завершена осенью.
«При реализации национальных проектов необходимо сосредоточиться на результатах, которые непосредственно влияют на улучшение жизни людей, через сохранение занятости и повышение доходов, защиту здоровья, создание благоприятных условий предпринимательской деятельности и поддержку ключевых отраслей экономики», — заметил премьер.
Он подчеркнул, что работать придётся в жёстких рамках, с новой системой управления, используя современные методики, находясь в постоянной обратной связи с людьми.
«Правительству предстоит большая работа. Перед нами стоят совершенно иные задачи, чем ещё полгода назад. Но базовые ценности, безусловные приоритеты остались неизменными. Их задал президент в своём послании Федеральному Собранию, и в соответствии с ними правительство продолжает свою работу — на тех принципах и ценностях, о которых я говорил в начале своего выступления: служить людям, работать командой, добиваться результата», — заключил Мишустин.
7 идей, как сделать жизнь в регионах комфортнее
Предложения читателей Т—Ж
Эксперты международного рейтингового агентства Moody’s предсказывают рост внутренней миграции в России.
Читатели Т—Ж неравнодушны к теме оттока населения из регионов и регулярно делятся предложениями по улучшению ситуации. Выбрали семь идей, которые помогут сделать жизнь вне столиц приятнее и комфортнее, — от хороших дорог до участия жителей в решении городских вопросов.
Дороги, транспорт, в том числе велосипед, рекреационные зоны — это важнейшие пункты для удержания от переезда. Нужно достаточное количество учреждений, которые обеспечивают комфортную жизнь горожан, — больниц, школ, садиков. Завершающий пункт — рабочие места и поддержка малого и среднего бизнеса.
Можно добавить, конечно, справедливые суды, полицию, увидев которую не пойдешь переходить улицу, адекватные налоговые режимы и так далее. Но начать хотя бы с дорог. Уверен, даже просто наличие нормальных дорог станет стимулом остаться в регионе.
Как минимум потому что в этом случае легко приедет скорая, вовремя привезут свежие продукты, а мысль поехать в соседний поселок на новый фильм будет казаться привлекательной.
Считаю, что в управленческий аппарат давно пора брать умных, амбициозных бизнесовых ребят с повышенной социальной ответственностью. Тогда и изменения начнутся положительные, и люди подтянутся и начнут помогать.
Нужно сделать адекватный уровень жизни и благоустроить сами города. Например, у меня с октября по май только серые краски, последние три-четыре года начал появляться смог, весной и осенью — пыль столбом. Как в степи живешь. Вода — отдельная тема, не то что пить, ей мыться нельзя. Парков нет, погулять можно только в центре. В городе всего два-три нормальных ресторана, которые не стыдно посоветовать.
При этом цены на еду московские, квартиры дорогие. Поехать куда-то трудно: в Москву и Петербург можно улететь два раза в неделю, хоть у нас и областная столица. Нормальной зарплатой люди считают 25—30 тысяч рублей. С этими деньгами можно только за квартиру заплатить и поесть купить, то есть люди особо и не думают о развлечениях и еде. Городская больница вообще ужас: лучше сразу в морг, там хоть ждать не надо, а может, и надо, но хотя бы уже все равно.
Людям нужны возможности для карьерного роста и профессионального развития. Если это все не исправить, то выход один — уезжать. Как минимум в Москву или Санкт-Петербург.
Многие беды малых городов проистекают из централизованной налоговой системы. И хотя пресловутое «Москва всех грабит» не соответствует действительности, но коренной пересмотр и децентрализация решили бы множество проблем на местах.
Текущая схема «собираем в кучу и потом распределяем» неэффективна. Хотя справедливости ради регионы и сами не могут освоить выделяемые центром средства — во многом из-за коррупции и кумовства, банальной невозможности погреть руки на этих потоках. Включается логика — не можем украсть, значит, ничего и не будем делать.
Чтобы народ не убегал, нужно ощутимое улучшение качества жизни и положительные перспективы — планку задает Москва. Для этого нужно развитие и деньги, которых в регионах нет.
Даже если перераспределить налоги в пользу регионов, большую часть разворуют, так как у местных чиновников тоже есть планка «уровня жизни чиновника», а местная финансовая база значительно меньше московской. Может, стоит отдать регионы олигархам в управление — вдруг получится, как у Абрамовича с Чукоткой.
Никто не видит простых вещей. Почему грязно на улице? Потому что никто не убирает. Почему никто не убирает? Потому что нет возможности малому и микробизнесу работать на госзаказчика в лице муниципалитета. А все потому, что есть маленькая прослойка чиновников на местах, которые за счет кривого законодательства проводят тендеры по своим правилам.
Сложившаяся система неэффективна. Нужна федеральная онлайн-система закупок. Не та, что позволяет каждый раз составлять техническое задание под конкретного исполнителя и по наименьшей цене, а та, в которой есть единые требования к выполнению работ и оказанию услуг.
Жизнь в России. Читатели — о том, как жить и выживать в российских городах
Только 5 пункт имеет значение.
Остальное вытекает из него
Александр, нельзя же так. Вертикаль власти сломается
Достаточно посчитать бюджеты провинциальных городов и столицы в пересчете на душу населения и сравнить, там разница в разы, если не на порядок. Ладно бы если это просто сказывалось на уровне жизни (а это, конечно, сказывается). На больших территориях ветшает инфраструктура, малые города пустеют, снижается связанность и целостность страны. А это вопрос безопасности и целостности государства.
Aleksandr, выше Антон Крутов считает северные надбавки неуместными, хотя это один из самых эффективных механизмов удержания населения и обеспечения этой самой связности.
Никого эта надбавка не держит, зарплата все равно подстраивается под рынок с учетом этих «надбавок».
Andrey, это по сути как человек у которого уже умер мозг но его жизнь поддерживают машины.
Andrey, например, одной из мер закрепить законодательно уплату налогов по месту нахождения производства, а не центрального офиса. Но с дотационными регионами это проблемы не решит.
Aleksandr, дело не только в головных офисах. НДС это федеральный налог, прибыль организации это региональный налог, похожая история с налогами и сборами с зарплаты. Конкретному городу перепадают крохи из всей налоговой базы, даже если головной офис расположен, скажем, в Тюмени.
Andrey, у нас есть Северная надбавка, народ все равно сливается.
Соглашусь с децентрализованной налоговой системой и добавлю, что нужно вернуть прямые выборы глав регионов.
Сейчас, когда все налоги и взносы собирает центр, а потом перераспределяет целевым финансированием, у регионов нет возможности и мотивации привлекать в город инвестиции и делать сам город привлекательнее.
Также глава региона избирается центром и перед жителями не особо и отвечает, что также не добавляет мотивации что-либо делать.
>> Сделать децентрализованную налоговую систему
Ничего конкретного не написано.
Что именно нужно вернуть в субъекты?
Конкретно: ст56 гл.8 бюджетного кодекса, что именно там нужно поменять? http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/864e59f04324c21269bc47af4d5c9d0c3b68207e/
>> 1. Платить достойные зарплаты
80% моих соседей не ценит труд людей, то есть даже совсем не вежливо разговаривает с дворниками, персоналом супермаркетов и сферы обслуживания. Что уж говорить про желание заплатить чуть побольше за более качественную услугу.
>> 3. Привлекать к управлению городом профессиональные кадры
>> 4. Развивать городскую инфраструктуру
Угу, все хотят нанимать амбициозных от ответственных, а потом тыкают что эти самые амбициозные и ответственные или уводят клиентов или иным способом красиво действуют к собственной выгоде.
Alexander, у нас привлекали, но все равно сделали так, как хотели изначально. Смысл был привлекать?
Децентрализованная налоговая система убьет дотационные регионы. А на минуточку, в нашей стране НЕ получают дотации только 13 субъектов. Поэтому п. 5 сформулирован не корректно. Необходимо налоговую систему в корне реформировать, строго ограничивая полномочия тратить дотационные средства на местах, но вводя санкции за бездействие или их не целевое использование. Потому что да, сам факт наличия денег, при текущем уровне управления регионами, вопроса не решит.
В регионах иной темп и иные притязательства у населения. Поэтому и чиновники часто расслабленнее и жирнее, поэтому для политической карьеры в большей степени важно родство с верхушкой, чем персональные заслуги. Собственных налогов все равно не хватит, на корку хлеба отсыпят «сверху», ну и зачем тогда напрягаться?