пустыня в жизни христианина

Дэвид Вилкерсон: «Тебе не нужно умирать в твоей пустыне» (Текстовые проповеди)

пустыня в жизни христианинаНедавно я решил написать книгу о страданиях Божьих святых. Я хотел ободрить христиан, говоря о верности Господа к Своему народу, находящемуся посреди испытаний. С того времени мне написали уже многие читатели, свидетельствуя о том, как Бог даровал им благодать во времена их страдания. Одна женщина так писала о перенесённом ею физическом страдании:

“Двенадцать лет назад, в связи с уходом на пенсию, мы с мужем оставили свою работу, и Бог послал нас в разные страны в качестве миссионеров-евангелистов. В течение этого времени мы побывали в более чем тридцати странах. Мы часто совершали служение в страшных обстоятельствах, но Господь всегда сохранял нас в добром здравии и наделял нас сверхъестественной силой.

Затем, в марте 1999 года, я заболела неизвестной болезнью, которая чрезвычайно опасна. Мы видели, как страдают от неё в отдалённых регионах многие люди, которым мы служили. Она вызывает мучительную боль и опухоли на руках. Точную причину болезненного опухания моих суставов не смог установить ни один из многих специалистов, у которых я обследовалась. Они просто смущённо чесали затылки.

Я взывала к Богу, но, казалось, небеса безмолвствовали. Всё это время я не ощущала Его близости. Девять месяцев я провела в одиночестве, в пустыне неопределённости и боли. К декабрю 1999-го года боль измотала меня физически и душевно. Я была истощена и едва могла спать, я теряла духовную почву под ногами. Это были одни из самых тёмных дней в моей жизни. Я не знала, доживу ли я до нового столетия.

Затем, однажды утром, я проснулась от яркого солнечного света, заливавшего мою спальню. Я поняла, что в первый раз я проспала всю ночь. Первой моей мыслью было: “Я не чувствую никакой боли”. Я боялась рассказывать об этом своему мужу, и ожидала, что боль возвратится, но она не вернулась.

Я осознала, что пока я спала, Бог действовал, и чувствовала, что Он сказал дьяволу: “Хватит!”. Вот уже минул год, и я всё также свободна от всякой боли. В истории болезни, которую вёл мой лечащий врач, записаны следующие слова: “таинственное чудо”. Я более крепка, чем когда-либо. Я вышла из своей пустыни, опираясь на руку моего возлюбленного Иисуса и уповая на Его Слово”.

Как вдохновляют нашу веру подобные этому свидетельства о том, как верующие выходят из своей пустыни испытания, радуясь Божьей верности! Они говорят об ужасной боли, испытаниях, бедствиях, трагедиях, тяжких бедах, которым, кажется, нет конца. Вначале они ещё имеют надежду, но затем она была разбита. Они испытывают внезапный прилив сверхъестественной силы, но потом их охватывает панический страх. Их ум атаковывают навязчивые мысли: “За что на меня пришло это бедствие? Неужели Бог судит меня за какой-то прошлый грех? Почему нет ответа на мою молитву? Я постился и молился, но ничего не услышал. Почему?”.

Они могут колебаться в своём испытании и изнемогать. Но на протяжении всего этого они сохранили свою веру. Как? Они позволили, чтобы их страдания повергли их на колени. В результате их уверенность в Господе только возросла. Они вышли из своей пустыни со свидетельством Божьей благости и избавляющей силы.

Скажу вам, что никогда я не слышал столь много о страданиях Божьего народа. Мы с моею женой Гвен удивляемся, читая полученные нами письма, и говорим друг другу: “Ты когда-нибудь читал что-либо подобное? Страдания этого человека невообразимы”.

Люди описывали, как их поражали страшные, смертельные болезни. Семьи находятся в смятении, в результате того, что мужья и жёны разводятся, дети восстают на родителей и обращаются к наркотикам. Другие пишут, что находятся в душевной и духовной пустыне. Они переживают депрессию, страх, всякого рода тревоги и беспокойство. Кто-то несёт тяжесть финансового бремени и накапливающихся долгов, и теперь давление жизни загнало их в пустыню отчаяния.

Один мужчина, потерявший близкого человека в результате трагического случая, пишет: “Я вздрагиваю всякий раз, когда слышу телефонный звонок. Я думаю: “Может быть, это снова плохие вести?” Всё, что требуется для этого – это один телефонный звонок”.

Одна благочестивая женщина пишет о том, как она получила такой звонок. Она говорит: “Мы являемся крепкой, библейски верующей семьёй, которая регулярно посещает церковь. Когда нас постигло это тяжкое испытание, нашим троим прекрасным мальчикам было 7 лет, 3 года и 14 месяцев. Этот ужасный телефонный звонок раздался 26 августа 1996 года. Мой муж упал с 12-метровой высоты дома, на котором он менял крышу.

Требовалась хирургическая операция по восстановлению раздробленного бедра и локтя. Последнее, что он сказал мне перед операцией, было: “Скажи мальчикам, что я люблю их, а утром я всех их увижу”. Но во время операции случилась беда, и утром мой муж был в состоянии комы.

Моя вера сказала мне, что он находится в покое, и что скоро он снова будет с нами. Но спустя тринадцать дней, после многих процедур, переезда в самую лучшую больницу и непрерывную молитву верующих всего штата, Господь забрал моего мужа домой.

Казалось, всё шло так хорошо для нас. Затем внезапно наш мир рухнул. Иисус никогда не говорил, что христианам никогда не придётся сталкиваться со скорбями, не так ли? Сейчас, когда я воспитываю одна троих ребят, это стало для меня реальностью.

Однако, благодаря случившемуся, у моих мальчиков есть великое стремление к небу, где их ожидает не только Бог Отец, но и их земной папочка, и это изменило их жизнь. Теперь мы славим Бога за то, что Он взял их спасённого папу на небо, которое является и нашей целью, и куда однажды придём и мы”.

Эта женщина также вышла из своей пустыни, опираясь на руку Иисуса. Однако, многие христиане, кажется, никогда не находят Божьего покоя, утешения и силы. Позвольте мне спросить: как вы встретили свои испытания в пустыне? Возможно, вы проходите через них прямо сейчас.

Может быть, ваша пустыня проходит долиною смертной тени. Вы слышали, как доктор сказал: “Это рак. Злокачественная опухоль”. Или обнаружили неизлечимую болезнь у кого-то из членов вашей семьи. Вы разделяете боль многих других, которые часами страдают в приёмном отделении больницы, молча взывая о чуде.

Возможно, вашей пустыней является глубокая депрессия. Утром вы не хотите просыпаться, потому что над вами постоянно висит тёмное облако. Вы постоянно взываете: “Господи, помоги мне. Я больше не могу так”. Когда вы идёте в церковь, вы изо всех сил стараетесь улыбаться, но глубоко внутри у вас ад. Вы постились, молились, искали Господа целые дни, недели, месяцы, но, похоже, Бог не отвечает на ваши молитвы.

По временам мы все оказываемся в пустыне. Я мог бы написать целую книгу о многих испытаниях, подобных пустыне, которые я перенёс за свою жизнь. Но некоторые христиане отказываются принимать тот факт, что эти пустыни неизбежно должны встречаться на пути каждого из нас. Они думают, что говорить так указывает на недостаток веры. Я знаю одного пастора, который сказал своей церкви: “Моя вера сделала меня неуязвимым для зла. Я именем Иисуса связал всякую боль и несчастье. Я просто отвергаю их все”.

Я никому не желаю зла, но для меня ясно, что этот человек направляется в пустыню. Его вера просто не соответствует Писанию. Давид пишет: “Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего” (Пс.68:2-4).

Библия ясно говорит: даже самые святые из нас испытывают глубочайшие испытания пустыни. Вопрос в том, какими мы выйдем из них? Мы можем не сомневаться в том, что переживания пустыни будут производить в нас изменения. В конце концов, только в пустыне наша вера проходит через огненное испытание. Итак, меняет ли испытание, через которое вы сейчас проходите, вас в лучшую или худшую сторону?

Вы свидетельствуете, что имеете веру, но как вы её получили?

Каково основание, на котором построена ваша вера? Писание говорит нам, что вера приходит от слышания, и что Слово Божье даёт нам “духовные уши”, делая нас способными слышать (см.Рим.10:17). Вот что говорит Библия о переживаниях пустыни в нашей жизни:

Послушайте свидетельство псалмопевца:

“Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! Избавь душу мою” (Пс. 114:1,3-4).

Мы находим эту тему на протяжении всей Библии. Божье Слово во всеуслышание заявляет, что путь к вере пролегает через воды и огонь:

“Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих” (Пс. 76:20).

“Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится. Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне” (Ис.43:19).

“Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдёшь ли чрез огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя” (Ис. 43:2).

“Ибо Я –Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: “не бойся, Я помогаю тебе” (Ис. 41:13).

В этом последнем стихе содержится важный ключ: во всяком переживании пустыни, которое встречается нам, наш Отец держит нас за руку. Но только те, кто проходят через пустыню, получают эту руку утешения. Он протягивает её к тем, кто захвачен бурными водами бедствий.

Одна наша читательница написала сильную книгу о страданиях. Её имя Эстер Хантер, а книга называется “Радость в страдании”. Недавно Эстер написала нам о перенесённом ею огненном испытании. Она с мужем прилетела из дому в Арканзасе в Манитобу, Канада, на похороны 90-летнего проповедника – отца Эстер. Все двенадцать детей этого святого человека приехали, чтобы проводить в последний путь своего отца.

Братья и сёстры Эстер со своими семьями, усевшись в пять автомобилей, ехали домой после похорон. Но по дороге разыгралась сильная метель, в результате чего резко ухудшилась видимость. Посреди бури головной автомобиль оторвался от остальных.

Эстер с мужем ехали во втором автомобиле. Вскоре они увидели впереди ужасную автокатастрофу – врезавшиеся друг в друга два автомобиля. Эстер по профессии медсестра, и её муж подъехал поближе, чтобы предложить помощь. Приблизившись к месту катастрофы, они, к своему ужасу, поняли, что одной из этих машин был головной автомобиль в их процессии. Встречный легковой автомобиль, пытаясь обогнать во время метели грузовик, врезался в автомобиль, где ехали родственники Эстер.

Маленький племянник Эстер уцелел в этой ужасной катастрофе. Но никто из этой семьи никогда не забудет эту неописуемую сцену на той холодной, пустой дороге. Только мать, страдавшая болезнью Альзгеймера, так ничего и не узнала об этой трагедии.

Два года Эстер брела по пустыне скорби и смятения. Её постоянно душили слёзы. Она несла недоумение, вину и ужасное бремя “а что, если бы. ”. Часами она стояла на коленях, молясь и исследуя Божье Слово. Она уже отчаялась найти хотя бы каплю утешения и исцеления от этой страшной трагедии.

Однажды, гуляя возле реки, Эстер подобрала камень. Она нацарапала на нём слова: “Я больше не могу нести эту тяжесть”. И вдруг она осознала: “Я больше не могу обвинять себя”. Затем она бросила камень в воду. В тот же момент Бог снял с неё её бремя.

Эстер вышла из своей ужасной пустыни, опираясь на руку Иисуса, имея мощное свидетельство: “Мой Отец всё делает хорошо. У моего любящего Отца не бывает никаких несчастных случаев”. Она обрела истинную радость в её скорби.

Некоторые христиане хотели бы вырвать книгу Иова из своей Библии.

Некоторые верующие не могут примириться с фактом, что Иов был праведным, святым, возлюбленным мужем Божьим, который перенёс ужасные бедствия. Я говорю таким христианам: мы никогда не сможем понять, что такое истинная вера, если не сможем прямо взглянуть на беды Иова и сказать: “Бог позволил всему этому случиться с Иовом для определённой цели”.

Да, Бог позволил забрать у Иова детей. Он позволил, чтобы Иов лишился здоровья, имения, репутации. Иов принял бесславие от рук своих так называемых друзей. Даже его собственная жена насмехалась над ним, и его тело терзали ужасные, мучительные язвы.

Этот человек жил с невыносимой болью и печалью сердца. Посмотрите на него, сидящего среди развалин своей жизни: он чувствует себя оставленным, раздавленным горем; небеса, кажется, отвергают его молитвы. Иов проводит мрачные, бессонные ночи и ужасные, мучительные дни. Его страдание было столь велико, что он просил Господа забрать у него жизнь. Однако, несмотря на всё это, Бог продолжал его любить. Действительно, никогда Иов не был более драгоценным в Божьих очах, чем находясь в гуще своих бедствий.

Именно в самый худший для Иова час Господь даровал ему откровение о Себе, которое навсегда изменяет жизнь человека. Он лично вывел Иова из его пустыни, и Иов вышел с неукротимой верой, свидетельствуя:

“Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться” (Иов. 13:15).

Напротив, некоторые верующие выходят из своей пустыни исполненными горечи и гнева. Их испытание сделало их сомневающимися, ожесточёнными, безутешными и презирающими Бога.

“А Сион говорил: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!” (Ис. 49:14).

Я видел, как страдающие христиане обращаются совершенно против Господа, Которого они некогда любили. Они обвиняют Бога в том, что Он оставил их во время нужды, и в отместку они совершенно перестают молиться. Они откладывают в сторону свои Библии и не ходят больше в церковь. Вместо этого они носят в сердце страшный гнев и обиду на Бога.

К прискорбию, некоторые верующие умирают в своей пустыне. Именно это произошло с Израилем. За исключением верных Иисуса Навина и Халева, всё поколение израильтян – народ, чудесным образом избавленный из египетского рабства – погиб в страшной, ужасной пустыне. Они умирали, исполненные сомнения, скорби, мучительного страдания и боли. Почему? Они отказались довериться клятвенному Божьему Слову, обещавшему хранить и поддерживать их во время испытаний.

“Не страшитесь и не бойтесь. Господь, Бог ваш, идёт перед вами; Он будет сражаться за вас. Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего. Который шёл перед вами путем – искать вам места. чтоб указывать вам дорогу, по которой идти” (Втор.1:29-33).

Прочитайте же, что произошло с этим сомневающимся, ожесточившимся поколением:

“Минуло тридцать восемь лет, и у нас перевёлся из среды стана весь род. Да и рука Господня была на них, чтоб истреблять их. пока не вымерли” (Втор.2:14-15).

Что послужило причиной смерти этого поколения в пустыне? Это были те же самые две причины, почему умирают в своей личной пустыне христиане:

1. Они никогда не приняли для себя Божью любовь.

На протяжении всех испытаний израильтян Бог вновь и вновь пытался передать им Свою великую к ним любовь, но они не желали принимать её. Они просто не верили, что их испытания происходили от Его любви. Вместо этого эти люди снова и снова твердили: “Если Бог нас любит, то зачем Он вывел нас сюда, в эту пустыню, чтобы умертвить нас? Зачем Он позволил, чтобы мы так страдали?”.

Здесь мы видим корень всякого неверия: нежелание веровать и покоиться в Божьей любви к Своим детям. Но вся причина, почему Бог избрал Израиль, чтобы они были Его народом, заключалась в Его любви:

“Так как Он возлюбил отцов твоих, и избрал вас, потомство их после них. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас. но потому что любит вас Господь” (Втор.4:37, 7:7-8).

Израилю было сказано: “Бог избрал тебя не потому, что нашёл в тебе что-то особенное. Он избрал тебя просто и единственно потому, что возлюбил тебя”. Посмотрите:

Как же реагировал этот народ на данную молву? Снова они возопили в страхе и неверии:

“Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас” (Числа 13:32).

В сущности, они заявляли: “Наши враги сильнее, чем Божья любовь к нам”. Они обвиняли Бога в том, что Он бросил их в тесное для них время и предоставил им самим выпутываться из создавшегося положения. Всю ночь напролёт они плакали, жаловались и взывали:

“Лучше бы мы умерли. Зачем Бог поставил нас в такую безнадёжную ситуацию?”.

Апостол Стефан сказал об этих людях:

“(Они) обратились сердцами своими к Египту” (Деян.7:39).

Снова и снова мы видим, что во всяком кризисе Бог заверяет Свой народ: “Я возлюбил вас вечною любовью”. Но каждый раз они позволяют своим обстоятельствам заслонять своё познание того, что Бог любит их.

Подумайте только: если мы верим в любовь нашего Небесного Отца, принимаем её и доверяемся ей, то чего нам бояться? Я, например, научился тому, что если я истинно пребываю в Божьей ко мне любви, я не должен бояться быть обманутым. Если я в самом деле принадлежу Ему – если я верю, что Он несёт меня на Своих любящих руках – то Он никогда не даст, чтобы дьявол или какой-нибудь чуждый голос ввёл меня в заблуждение.

Также не должен я бояться беды или падения, или перспективы неопределённого будущего. Мой любящий Отец не позволит, чтобы в моей жизни произошло что-либо помимо того, что Он уже заранее определил для меня и моих близких как наилучшее для нас. Не важно, какие у меня могут быть проблемы, Он распутает их и найдёт для меня выход. Бог любви может совершать для меня одно чудо за другим, если я только буду Ему доверяться.

Вы можете недоумевать: “Но разве мы не портим свою жизнь своими неправильными решениями? Разве мы не приносим беспорядок в свою жизнь из-за того, что выходим из Божьей воли? Как насчёт всех этих глупостей, совершаемых нами, которые запутывают нас?”. Уверяю вас: если вы просто доверитесь Божьей любви, покаетесь и прилепитесь к Нему, Он очистит вашу жизнь от всякого беспорядка, и даст вам украшение вместо пепла.

2. Они были слепы, не видя, что являются усладой для Бога.

Наш Бог не только любит Свой народ, но и находит для Себя отраду в каждом из нас. Мы являемся для Него великою утехою, и Он испытывает блаженство, сохраняя и избавляя нас.

Я вижу подобного рода родительское наслаждение в своей жене Гвен, когда нам звонит кто-нибудь из внуков. Гвен светится как рождественская ёлка, когда она слушает кого-то из наших дорогих малышей, говорящих по телефону. Ничто не может заставить её положить трубку. Даже если бы я сказал ей, что у нашей двери стоит президент, она просто шикнула бы на меня и продолжала разговаривать.

Как бы я мог когда-либо обвинять моего Небесного Отца в том, что Он находит во мне меньшую усладу, чем я – в своих детях и внуках? По временам мои дети подводили меня, поступая вопреки тому, чему я их учил. Но я никогда не переставал их любить или наслаждаться ими. Так что, если уж я обладаю такого рода стойкою любовью, будучи несовершенным отцом, насколько больше заботится о нас, Своих детях, наш Небесный Отец?

Вот почему мне так непонятна эта сцена с израильскими соглядатаями. Раз за разом Бог свидетельствовал о Своей любви к Своему народу, но при первой же возможности они отказывались её принимать. Наконец, Иисус Навин и Халев, встав посреди них, провозгласили:

“Если Господь милостив к нам, то введёт нас в землю сию и даст нам её” (Числа 14:8).

Какое простое, но сильное заявление! Они говорили: “Наш Господь любит нас и милостив к нам, и Он победит всех исполинов, потому что Он находит удовольствие в том, чтобы сделать это для нас. Поэтому мы не должны смотреть на свои трудности, а должны взирать на великую Господню любовь к нам”.

На протяжении всего Писания мы читаем, что Бог благоволит к нам:“Благоугодны Ему непорочные в пути” (Пр.11:20), “Молитва праведных благоугодна Ему” (Пр.15:8), “Избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня. Он вывел меня на пространное место и избавил меня; ибо Он благоволит ко мне” (Пс.17:18,20).

В этом последнем стихе мы открываем великую истину, которую упускал Израиль: “Он избавил меня; ибо Он благоволит ко мне”. Не имеет значения, насколько силен наш враг – насколько опустошительно наше огненное испытание или насколько безнадёжными кажутся обстоятельства – наш Бог избавит нас. Почему? Потому что Он благоволит к нам!

Бог сделал Свою любовь к Израилю абсолютно понятной. Вот почему Он мог вопрошать Свой народ:

“Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: “путь мой сокрыт от Господа и дело моё забыто у Бога моего”?” (Ис. 40:27).

Он говорит: “Как вы можете говорить, что Я не вижу вашего бедственного положения? Как вы могли когда-либо поверить, что Я не благоволю к вам? Я благоволил к Моему рабу Иову на всём протяжении его страшных переживаний, и Я благоволю к вам сейчас, в самое трудное для вас время”.

Абсолютно необходимо, чтобы мы уверовали – быстро, твёрдо, сегодня, – что Бог любит нас и благоволит к нам. Тогда мы будем способны принять каждое испытание в нашей жизни, как волю нашего любящего Отца для нас. Мы выйдем из своей пустыни, опираясь на любящую руку Иисуса, и Он обратит наше сетование в радость.

Дорогой святой, не смотри на твои накапливающиеся счета, и не пытайся вглядываться в неопределённое будущее. Твоя часть – уповать на заветные обетования твоего любящего Отца и опираться на Его великую к тебе любовь. Ты выйдешь победителем, потому что Он держит тебя в Своих любящих руках! Аминь.

Источник

Православная община
электронная версия журнала BETA

Итак, пустыня неизбежна для всякого выходящего из Египта. Можно сказать, что это место, где испытываются вера, верность, решимость и истинность духовного выбора человека. В этом смысле пустыня — область свободы, где избранный и призванный Богом человек или народ остается один на один с собой, со своим сердцем. Здесь должно дать ответ на призыв Божий, ответ однозначный и недвусмысленный. И тут, действительно, можно сказать лишь «да, да» или «нет, нет», причем сказать это может только сам испытуемый, и никому это сделать за него невозможно. В пустыне нет ничего и никого, кроме Бога, являющего в это время Свое присутствие совершенно беспрецедентным образом, и смертоносных гадов — змей, василисков и скорпионов.

Болезни пустыни

В пустыне новокрещеный также учится слушать голос Божий, узнавать его среди многих других голосов. Поэтому другой недуг — глухота — поражает тех, кто начинает прислушиваться к лукавому шепоту и напрягает свой слух, чтобы услышать слова соблазна.

Пустыня и Голгофа

Господь не скрывает от нас цену этой любви, и это очень дорогая цена. Без всякого пафоса мы можем сказать, что это цена крови.

Искушения пустыни

Наше время, богатое искушениями, дает обильную пищу для размышлений о том, как в наши дни сатана искушает Церковь Христову и как Церковь отвечает ему.

1. Искушение хлебом

Искушение хлебом заключается не только в том, что человеку нужно определить приоритет между Хлебом небесным и хлебом земным. Выбрав Хлеб небесный, человек должен понять отличие духовной трапезы от плотской и так вкушать Слово Божие, чтобы Оно стало его жизнью.

2. Искушение чудом

Господь говорит нам только об одном знамении, которое предшествует вере, — о знамении Ионы пророка. Это знамение является содержанием христианской проповеди. Все оглашение посвящено тому, чтобы человек утвердился в своей вере в Него. Сатана же хочет отвратить нововоцерковленных от реальной жизни во Христе, от жизни, в которой есть место и чудесам веры, и увлечь их в некие «виртуальные миры», населенные химерами. Эти химеры настолько завораживают человека, что он теряет всякую трезвенность. Это не что иное, как состояние «прелести», хорошо описанное святыми отцами. В рамках этого духовного недуга есть место лжепророчеству и визионерству, псевдохаризматизму и всевозможному целительству.

К великому несчастью, этот соблазн поражает многих. Действенность его, быть может, коренится в глубинном желании человека освободиться от рабства вещественным началам, стихиям мира сего. Человек ощущает свое высокое призвание, свою сообразность Богу и ищет этому подтверждения. Однако подтверждение здесь может быть только одно — Христос. Он — истинный Бог и истинный Человек, победивший стихии мира сего своей крестной Любовью. Поэтому находящийся в пустыне христианин должен отвергнуть все ложные знамения и миражи пустыни и верить только одному знамению, свидетельствующему о Христе.

3. Искушение властью

Источник

Православная миссия
и катехизация

Православная миссия
и катехизация

«Пустыня» в Священном писании

Сергей Озерский

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим 3:16). Какое же научение и наставление дает нам один из самых распространенных образов Писания как Ветхого, так и Нового Заветов, образ пустыни? Прежде всего, нам нужно ответить на вопрос: «Что такое пустыня?». Можно сказать, что пустыня находится между Египтом — домом рабства и Землей обетованной, а в христианском контексте — это время между Крещением и выходом на служение. В Священном писании, с одной стороны, говорится: «Он вывел тебя из Египта, из неволи, вел тебя по великой и страшной пустыне, меж ядовитых змей и скорпионов, по сухой и безводной земле» (Втор 8:14–15). С другой стороны, пребывание израильского народа в пустыне описывается так: «Ты, по великому милосердию Своему, не покинул их в пустыне: не исчезли ни облачный столп, днем указывавший им дорогу, ни огненный столп, ночью освещавший перед ними путь. Ты даровал им Свой благой Дух, который наставлял их; Ты непрестанно посылал им манну Твою, Ты давал им воду для утоления жажды. Сорок лет ты поддерживал их в пустыне, так что они ни в чем не нуждались; одежда не изнашивалась, и ноги не опухали» (Неем 9:19–21).

Итак, пустыня неизбежна для всякого выходящего из Египта. Это место, где испытываются вера, верность, решимость и истинность духовного выбора человека. В этом смысле пустыня — область свободы, где избранный и призванный Богом человек или народ остается один на один с собой, со своим сердцем. Здесь должно дать ответ на призыв Божий, ответ однозначный и недвусмысленный. И тут действительно можно сказать лишь «да, да» или «нет, нет», причем сказать это может только сам испытуемый, и никому другому это сделать за него невозможно. В пустыне нет ничего и никого, кроме Бога, являющего в это время Свое присутствие совершенно беспрецедентным образом, и смертоносных гадов — змей, василисков и скорпионов.

Человеку очень трудно быть в такой обнаженной до предела духовной ситуации. Бесконечно долго находиться между двух огней — огнем любви Божьей и адским пламенем пустыни, между жизнью и смертью — невозможно. Поэтому Господь определяет некоторое время, которое в Писании обозначено символическими числами — сорок дней или сорок лет, по истечении которого человек (или народ) должен дать ответ и выйти из пустыни. К концу установленного срока дух человека не может больше терпеть, не может вынести состояние неопределенности и должен дать ответ: «Проведя в посте сорок дней и сорок ночей, Он напоследок ощутил голод» (Мф 4:2). Безусловно, здесь говорится не только о физическом голоде, но и об алчбе духовной. Важно также сказать о том, что и церковь может определить для оглашаемых время пустыни, за которое новопросвещенные, получившие от Бога и Церкви духовные дары, должны сделать свой выбор и выдержать духовный «экзамен». Так, в огласительной практике Преображенского братства такая пустыня продолжается около 40 дней. Опыт показывает, что в течение этого времени новоначальным членам церкви вместе со своими катехизаторами полезно совершать паломничества. В этих паломничествах новоначальные имеют возможность увидеть жизнь церкви, «вложить свои персты в раны», которые Церковь, как Тело Христово, несет на себе. Этот опыт, если он правильно воспринят, может помочь им выйти на служение. Выражается это в обретении духа ревности о Доме Божием, желании поддержать «скинию Давидову падшую». Можно утверждать, что человек, этот дух ревности не обретший, не воцерковляется, а, в лучшем случае, прицерковляется.

Болезни пустыни

Мы упомянули о том, что избранный и призванный Богом человек не может миновать пустыню на пути в Землю обетованную. В новозаветное время Сам Дух Божий ведет туда Своего избранника, подобно тому, как Иисус после крещения «был уведен Духом в пустыню» (Лк 4:1). Крестившиеся во Христа Иисуса получают дар Духа («Вы же имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Ин 2:20)), не нуждаясь более в человеческом водительстве. В этом отличие Нового Израиля от Ветхого, когда «все в Моисея были крещены, в облаке и в море» (1 Кор 10:2). Как вышедший из Египта народ должен был следовать за Моисеем и быть послушным ему, так и новокрещеный член Христовой Церкви не должен «советоваться с плотью и кровью» (Гал 1:16), но следовать за Духом в ту пустыню, которую Он укажет. Поэтому поиск некоего духовного авторитета, которому можно было бы безоговорочно послушаться во время нахождения человека в пустыне, может быть свидетельством своеволия и отказа последовать Духу Божьему.

В пустыне христианин обретает опыт водительства Духом, когда исчезают все осязаемые ориентиры, сгущается тьма, и только вера может указать путь. «Я Свет, пришедший в мир, чтобы каждый верующий в меня во тьме не остался» (Ин 12:46). Кто не научится так ходить, тот путь из пустыни не найдет. Есть множество примеров людей, в слепоте своей принимающих за поводырей духов пустыни и отдающихся их водительству. Мы видим, как эти несчастные бродят по безводным местам, низвергаются в пропасти, не имея веры, чтобы, подобно иерихонскому слепцу, возопить о спасении. Слепота — вот первая из болезней, которые могут поразить идущего по пустыне.

В пустыне новокрещеный также учится слушать голос Божий, узнавать его среди многих других голосов. Поэтому другой недуг — глухота — поражает тех, кто начинает прислушиваться к лукавому шепоту и напрягает свой слух, чтобы услышать слова соблазна. Как вера возникает от слушания слова Божьего, так от слушания слов лукавых рождается неверие. Неверие же становится источником ропота на Бога: «Лучше бы нам умереть в Египте от руки Господа, — говорили сыны Израилевы. — Там мы сидели вокруг котлов с мясом, у нас было вдоволь хлеба. А вы привели нас в эту пустыню, чтобы уморить весь народ голодом!» (Исх 16:3).

Вот самый характерный пример такого ропота. Его движущая сила — страх. Страх делает человека безумным, и в своем безумии он восстает на Бога. Апостол Павел напоминает коринфянам о пагубности такого восстания: «И не ропщите, как некоторые из них возроптали, и гибли от Истребителя» (1 Кор 10:10). Не ропот, но благодарность должна рождаться в верующем сердце во времена искушения. Ведь через искушения достигается «венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак 1:12). Поэтому апостолы призывают не только не бояться искушений, но напротив, радоваться и благодарить: «Всякий раз, когда впадете в различные искушения, сочтите это для себя великой радостью, братья мои» (Иак 1:2). В послании Иакова человек, переносящий искушения, назван блаженным.

С точки зрения человека мира сего, подобные призывы нельзя расценить иначе как безумство. Ведь оказывается, что не комфортному и беспроблемному существованию должна радоваться душа человека, но «огненному искушению». Искушение дает возможность человеку сразиться со злом, с сатаной во исполнение обетов крещения, когда человек отрекается от сатаны и поклоняется Христу, как Царю и Богу. Сатана, согласно Евангелию, и является источником искушений. Он приступил ко Христу, но получив отпор, «отступил от Него до времени» (Лк 4:13). Апостол Иаков называет как причину искушений похоть: «Каждый подвергается искушению, увлекаемый и обольщаемый собственной похотью. Затем похоть, зачав, рождает грех, а грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак 1:14–15). Эти слова перекликаются и со словами Спасителя: «Изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7:21). Поэтому человек не может спастись от искушения, прячась и убегая от него.

Пустыня и Голгофа

Испытуемый в пустыне никуда не может скрыться от образа Креста. Из пустыни, оказывается, очень хорошо видна Голгофа, можно сказать, что между ними есть глубокая мистическая связь: в пустыне искушения начинаются, а на Голгофе Господь претерпевает последнее искушение. Нельзя не заметить, что формула этого искушения: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» — очень напоминает формулы искушений пустыни. Разница только в том, что в пустыне искуситель предлагает Христу ложные пути, на Голгофе же все пути уже пройдены и все свершилось. В пустыне испытуемому, по-видимому, дается каким-то образом приблизиться к Голгофе, духовно ее предощутить. В этом и заключается главный искус пустыни. Если человек испугается креста, он не примет ни крестоношение в своей жизни, ни Голгофу в ней. Такой человек предает себя сатане. Испытание пустыней есть испытание истинности любви человека к Богу. Видение креста и смерти не может разрушить настоящую любовь, ибо любовь сильнее смерти. Недаром единственный вопрос, который задал Господь Петру, был: «Любишь ли ты Меня?» Пример Петра учит нас не делать слишком поспешных выводов о том, выдержал ли тот или иной человек искушения пустыни. Это зависит только от того, как его сердце ответит на этот вопрос Господа. Здесь пытливость исследователя должна благоговейно отступить перед тайной любви, перед тайной свободы человека любить или не любить.

Господь не скрывает от нас цену этой любви, и это — очень высокая цена. Без всякого пафоса мы можем сказать, что это цена крови.

Искушения пустыни

В Священном писании мы неоднократно встречаемся с образом пустыни. Моисей сорок лет водил народ по пустыне, сорок дней и сорок ночей пророк Илия шел по пустыне к горе Божьей Хориву (3 Цар 19:4–8). Иоанн Креститель не только проповедовал в пустыне Иудейской, но, как говорит нам Писание, «был в местах пустынных пока не пришел ему день явить себя Израилю» (Лк 1:80). Сорок дней был искушаем в пустыне Господь наш Иисус Христос. И наконец, апостол Павел пишет о себе: «Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к тем, которые были раньше меня апостолами, но ушел в Аравию» (Гал 1:15–17). Мы видим, что в некоторых случаях Писание не говорит о конкретных искушениях, а ограничивается лишь упоминанием о пребывании в пустыне. Так, например, мы ничего не знаем о том, какие искушения претерпевали Иоанн Креститель и апостол Павел. Возможно, это объясняется тем, что вся типология искушения дана нам в евангельском повествовании об искушениях Христа и еще прежде этого — в рассказе о грехопадении прародителей. В сжатом виде мы находим в искушении ветхого Адама все то, что в развернутом виде содержится в искушениях Нового Адама — Христа. Предложение запретного плода «приятного для глаз и вожделенного» соответствует искушению хлебом, обещание, что чудесным образом «откроются глаза их» — искушению чудом. И, наконец, сама заданная цель: обрести знание и быть «как боги» — не что иное, как искушение властью. Эту связь открывает нам в своих посланиях апостол Павел: «Ибо как чрез непослушание одного человека грешными стали многие, так и чрез послушание Одного праведными станут многие» (Рим 5:19). Христос — Путь нашего оправдания, во Христе преодолевается всякое искушение, каким бы хитросплетенным оно ни было. Апостол, вспоминая об искушениях народа Израильского в пустыне, пишет: «И всё это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас, которых достиг конец веков» (1 Кор 10:11). Эти слова апостола мы можем, наверное, отнести ко всем рассматриваемым нами примерам. Ключ к любому искушению есть в Писании, однако необходимо помнить, что открывается он Духом Святым при его молитвенном чтении. Проблема актуализации Священного писания в нашей жизни, которая встает перед христианином еще во время оглашения, — одна из самых важных проблем. Пренебрежительное к ней отношение приводит к тому, что искушения пустыни оказываются нераспознанными.

Наше время, богатое искушениями, дает обильную пищу для размышлений о том, как сатана искушает Церковь Христову и как Церковь отвечает ему.

1. Искушение хлебом

Это искушение может иметь самый простой и банальный, но от этого не менее опасный вид. У человека, который только что завершил свое оглашение, стоившее ему больших духовных усилий, может начаться откат, когда появляется мысль о том, что он дело сделал, получил «диплом», а теперь нужно заняться работой, семьей, какими-то житейскими делами, которым не удавалось уделять достаточно времени на оглашении. Если человек это искушение не преодолеет, то последствия его могут быть очень тяжелыми, вплоть до полного расцерковления.

Искушение хлебом заключается не только в том, что человеку нужно определить приоритет между Хлебом небесным и хлебом земным. Выбрав Хлеб небесный, человек должен понять отличие духовной трапезы от плотской и так вкушать Слово Божие, чтобы Оно стало его жизнью. К сожалению, духовное состояние нашей церкви в настоящее время способствует рождению искушений, связанных с индивидуализмом и потребительством. Человек может продолжать ходить в храм, причащаться, но делать это совершенно индивидуалистически, не отдавая ничего взамен, не воспринимая дар Причастия, как тот талант, который дается человеку для умножения. Такой человек, скорее всего, не воспримет узкий путь служения Богу и Церкви в общине и братстве, а выберет путь широкий. Ведь на приходе чаще всего никто никого ни о чем не спрашивает, и человеку бывает удобно и комфортно позиционировать себя христианином и в то же время не брать на себя никакой ответственности за церковь. Мы видим порой формальные требования, предъявляемые для получения «пропуска» на евхаристию, или же отсутствие вообще каких-либо требований. Не спрашивается о главном: о вере и о покаянии. В результате может возникнуть магическое отношение к причастию, желание приобщаться силе и славе Христа, минуя крест. Здесь же необходимо, наверное, вспомнить восходящее к Священному писанию и забытое многими представление о церкви как о семье-общине. Пасхальный агнец дается семейству (Исх 12:3), Тайная вечеря совершается в небольшой общине учеников. Забвение всего этого для нововоцерковленного может означать потерю правильного пути и фактически постепенное расцерковление. Возникает несоответствие веры и жизни, приводящее к омертвению веры.

Исключение здесь может быть только для очень пожилых, больных и немощных людей, для которых дойти даже до церковного притвора — это уже достижение. Но и им, в свою меру, нужно думать о том, с чем они приходят пред лицо Божье, ведь в Писании есть совершенно определенные слова, запрещающие являться пред Господом с пустыми руками (Исх 23:15, Втор 16:16, Сир 35:4).

2. Искушение чудом

Начиная разговор об этом искушении, вспомним, что сказал Господь книжникам и фарисеям, требовавшим от него знамения: «Поколение злое и заблудшее требует знамения, но не будет ему знамения, кроме знамения пророка Ионы» (Мф 12:39). Этими словами Спаситель обличает людей, ставящих свою веру в зависимость от знамений и чудес. Если мы вспомним все евангельские чудеса, то увидим, что они были следствием веры в Сына Человеческого, но никак не наоборот. Опасаясь соблазна, Спаситель запрещал людям, исцеленным чудесным образом, говорить кому-либо об этом.

Господь говорит нам только об одном знамении, которое предшествует вере, — о знамении Ионы-пророка. Это знамение является содержанием христианской проповеди. Мы редко слышим в наше время, чтобы православные проповедовали на «кровлях» о Воскресении Христа. К сожалению, даже те проповеди, которые мы слышим с церковных амвонов, очень часто не несут в себе благовестия о Христе, распятом и воскресшем. Неудивительно, что и народ, не знающий силы Воскресения, ищет чудес. Можно только пожалеть людей, одержимых языческой «чудоманией» в «православном» варианте. Спрос, как известно, рождает предложение. И вместо проповеди Воскресения Христова звучит проповедь об иконах, которые мирроточат, плачут и обновляются, а также о других «православных чудесах». Все оглашение посвящено тому, чтобы человек утвердился в своей вере во Христа. Сатана же хочет отвратить нововоцерковленных от реальной жизни во Христе, от жизни, в которой есть место и чудесам веры, и увлечь их в некие «виртуальные миры», населенные химерами. Эти химеры настолько завораживают человека, что он теряет всякую трезвенность. Это не что иное, как состояние «прелести», хорошо описанное святыми отцами. В рамках этого духовного недуга есть место лжепророчеству и визионерству, псевдохаризматизму и всевозможному целительству.

Особенно склонными к этому искушению могут быть люди, имеющие в своем дохристианском опыте опыт различных языческих оккультных практик, экстрасенсорики и т. п. Если человек не отверг до конца все эти соблазны, они могут вернуться или трансформироваться, стать ложным путем. Это искушение могут провоцировать различные тяжелые жизненные обстоятельства, болезни. Если у человека оскудеет вера, если ему не хватит мужества, он может впасть в это искушение.

3. Искушение властью

В наше время остро стоит вопрос о границах компромисса, на который христианин может пойти, оставаясь при этом христианином. В связи с этим нужно твердо сказать, что вопрос, кому поклоняться: Богу или сатане? — не оставляет возможности компромиссного решения. Акт поклонения сатане — это признание его господином. Он не может быть просто формальностью, это всегда акт духовный, влекущий за собой порабощение поклонившегося врагу. Это хорошо понимали первые христиане, предпочитавшие умереть, но не поклониться кесарю как Богу, хотя мы знаем, что люди того времени видели в этом одну формальность. И мы должны задаться вопросом, кому же принадлежит власть в церкви и кому должно в церкви поклоняться? Ответ, казалось бы, очень простой: «Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4:10). Однако сатана не теряет надежды, облекшись в светлую ризу, встать на место Бога и насладиться властью и поклонением, которые ему не принадлежат. Мы видим страшный для церковного народа соблазн отождествления Бога с церковной институцией и со служителями церкви. Такое отождествление может инспирироваться недобросовестными людьми, занимающими высокое иерархическое положение, либо быть инициативой снизу, исходить от людей, привыкших к “умиротворению” и раболепству. Очень часто мы видим это искушение действующим в церкви. Согласно Писанию, дьявол есть лжец и отец всякой лжи. Поэтому когда от человека в церкви требуют смириться с неправдой, согласиться с тем, что противно его совести, у него, несомненно, требуют поклонения сатане. Существо же этого требования может быть самым разным: покаяться в том, что ты не совершал, отречься от учения «еретических» богословов и т. п. За всем этим стоит дух насилия, противящийся свободе человека во Христе. Этот дух сулит человеку в награду за послушание все блага мира сего. Противостать ему — значит навлечь на себя хулы и гонения, сораспяться Христу. Покориться ему — значит потерять и себя, и Бога. И каждый человек, приходящий в Церковь, должен сделать свой выбор.

В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что жена, «облеченная в солнце», «убежала в пустыню, где она имеет место, уготованное Богом» (Откр 12:6). Это означает, что не только нововоцерковленные братья и сестры проходят через искушения. Все земное существование Церкви в каком-то смысле есть странствие по пустыне, в котором испытывается ее верность Небесному Жениху. Каждый из нас когда-то проходит свою, личную пустыню, а все вместе мы составляем народ Божий, вышедший из Египта и идущий в «город святой, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный словно невеста, украшенная для мужа своего» (Откр 21:2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *