пускают ли в туалет в ресторане без qr кода
Как кафе в Москве принимать посетителей по QR-кодам
Этот код подтверждает, что человек вакцинировался, переболел ковидом в последние полгода или не заразен, то есть у него отрицательный ПЦР-тест не старше трех дней.
Посетители без кода могут заказать еду навынос в окне или расположиться на веранде заведения, если она есть. При этом помыть руки и в туалет зайти можно — в маске и перчатках.
Разберем подробнее, что нужно сделать общепиту в Москве, чтобы продолжать работу.
У кого должен быть QR-код для посещения ресторанов и кафе
QR-код должен предъявить каждый посетитель, который хочет войти в кафе или ресторан, чтобы поесть и посидеть внутри.
Действующий QR-код есть у всех москвичей, кто:
Получить QR-код можно:
QR-код у туристов и гостей столицы появится в приложении «Госуслуги СТОП Коронавирус».
Как победить выгорание
Кого можно впускать без QR-кода
Некоторых посетителей можно пропускать без запрашивания QR-кодов :
Если ребенок пришел в кафе без родителей, то у него должен быть QR-код с отрицательным ПЦР-тестом или подтверждением перенесенного коронавируса. Прививки от коронавируса несовершеннолетним пока не делают.
Общепиту нужно подать заявку на включение в реестр
Владельцы кафе, ресторанов и других заведений общественного питания, которые выполнили все санитарные меры, должны подать заявку на включение в реестр заведений, которые работают с ограничениями.
В заявке нужно указать:
Если заведение проверят и найдут несоответствие требованиям, его исключат из реестра. Новую заявку можно подать через месяц и только после проведения выездной проверки Департаментом торговли и услуг города Москвы.
Как заведению проверять QR-коды
Чтобы убедиться, что человека можно пустить в заведение, кафе или ресторану нужно проверять дату действия QR-кода каждого посетителя.
Поставьте пункт контроля у входа в заведение, назначьте одного из сотрудников ответственным за проверку QR-кодов. На тротуар у входа нанесите разметку в 1,5 метра — она позволит людям в очереди соблюдать социальную дистанцию.
Сотруднику следует обращать внимание на домены сайтов, которые подтверждают действительность QR-кода — это должны быть gosuslugi.ru или mos.ru. Все остальные сайты — не настоящие.
По результатам анализа крови, показывающим наличие антител к коронавирусу, тоже пропускать нельзя.
Сам QR-код может быть предъявлен как в электронном виде с экрана мобильного устройства, так и распечатанным на бумаге. Если у человека нет смартфона, интернета или он не умеет пользоваться сервисами, он может попросить в МФЦ или регистратуре поликлиники распечатанный QR-код или получить распечатку в инфомате поликлиники.
На экране отобразится:
На смартфоне можно также установить приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус» и сканировать коды через него. Приложение покажет, есть ли у посетителя сертификат о вакцинации. Отрицательный результат ПЦР-теста или перенесенную болезнь приложение не покажет.
Если в базе данных не окажется сведений о вакцинации, перенесенном заболевании или сданном ПЦР-тесте, предложите посетителю обратиться в специально созданную «группу разбора». Он может сделать это через личный кабинет на портале mos.ru.
Без QR-кода можно попасть внутрь заведения, чтобы помыть руки или посетить туалет — при этом обязательно нужно надеть маску и перчатки.
Что будет, если не проверять у посетителей QR-коды
За невыполнение требования о проверке QR-кодов бизнес могут оштрафовать:
Вместо штрафа ИП или организацию могут закрыть на срок до девяноста суток.
Нужно ли проверять QR-коды летним верандам
Проверять QR-коды не должны заведения, которые работают только на доставку или навынос. Еще до 11 июля 2021 года включительно QR-коды могут не проверять у посетителей летних веранд.
Если в вашем заведении есть летняя веранда, следите за изменениями московского законодательства — власти могут продлить этот срок или ввести те же требования, что и для кафе с помещениями.
«Вы первый с кодом за сегодня». Как московские рестораны работают по новым правилам
В Москве рестораны и кафе в этот понедельник начали работать по новой системе: сесть за столик внутри помещения могут теперь только люди со специальными QR-кодами. Получить их могут те, кто был полностью привит или переболел Covid-19, официально встав на учет, менее чем полгода назад. Те, кто не входит в эти группы, могут занять столик на веранде или взять еду на вынос. Как в реальности работает новая система?
Это восточное кафе жестко соблюдало новые правила: войти в него можно было только по QR-коду на электронном сертификате о вакцинации. Но официантка в дверях не предлагала этот вариант гостям, так как сертификатов почти ни у кого не было.
К трем часам дня внутрь ресторана, по словам официантки, смогли попасть всего пять человек. Обычно к этому времени в будний день ресторан посещают около 300 гостей, уверяет девушка.
У кафе большие окна, которые наполовину открыты. В них видна достаточно большая группа посетителей: чайхана обслуживает граждан без QR-кода только на вынос. Для этого в здании установлена большая витрина. Для большинства кафе это сейчас единственная возможность обслуживать посетителей. Правда, в очереди на улице людей в правильно надетых масках почти не было.
Вход на Даниловский рынок. Охранник проверяет только температуру
Соседнее кафе торговало пирожками, беляшами и пиццей. Оно состояло из прилавка и нескольких столиков. В этом кафе об антиковидных ограничениях не слышали: войти и сесть за столик здесь можно без кода, маски и перчаток.
С 28 июня посещение московских ресторанов, кафе и фудкортов доступно только тем, кто сделал прививку от коронавируса, кто переболел и имеет антитела или может предъявить справку об отрицательном ПЦР-тесте со сроком действия не больше трех суток.
Эта информация должна содержаться в специальном QR-коде, который будет необходимо получить на одном из государственных сайтов и предъявлять сотруднику ресторана при входе вместе с паспортом.
Справка без штрих-кода, которую выдают после вакцинации, не дает права войти в кафе.
Некоторые сертификаты о вакцинации не имеют QR-кода. С ними попасть в кафе нельзя
В большинстве ресторанов, которые посетили корреспонденты Би-би-си, новые ограничения все же соблюдали.
По паспорту в пустой ресторан
При этом защищала она совершенно пустой ресторан. По ее словам, в этот день пришло около 10% от обычного числа посетителей, хотя «Грабли», устроенные по принципу шведского стола, очень популярны своими сравнительно низкими ценами.
Кафе «Грабли» на Пятницкой было пустым
Некоторые кафе, торговавшие в основном на вынос не испытывают больших трудностей, хотя им и пришлось перекрыть зоны со столиками.
Другой корреспондент Би-би-си пришел в небольшую чайхану возле станции метро «Павелецкая» в районе двух часов дня. В зале на 15 мест никого не было. Официант строго попросил QR-код, просканировал его, но не знал, что делать дальше.
На посетителей там явно не рассчитывали: стулья были сдвинуты к столам, а официанты сидели кружком, включив погромче телевизор, из которого раздавалась мусульманская проповедь о помощи малоимущим.
Макдоналдс обещает открыть несколько своих закусочных для обладателей QR-кодов, но большинство из них утром в понедельник работали только на вынос
Но в некоторых кафе все же правила не соблюдались. На одном из заведений сети «Братья Караваевы» в центре Москвы новые правила пока никак не сказались. Как убедился корреспондент Би-би-си, там продолжили в понедельник обслуживать и клиентов, покупающих еду на вынос, и тех, кто оставался внутри.
От посетителей по-прежнему просили быть в маске, пока они заказывают еду и оплачивают ее на кассе, но проверять у людей QR-коды никто не пытался. Когда корреспондент Би-би-си заглянул в кафе, внутри спокойно ужинали около десяти человек.
Русская служба Би-би-си направила запрос в сеть «Братья Караваевы» и ожидает ответа.
В обычно забитом под завязку «Торро гриль» на Белой площади в 8 вечера заняты были только столы на веранде. По словам администратора Евгении, зал практически пустовал и в обеденное время. Обычно во время бизнес-ланча ресторана обслуживает от 300 человек, но к этот раз войти в помещение удалось только 25 гостям. У остальных не было документов с QR-кодами, который строго проверяет персонал.
Из-за отсутствия QR-кодов официанты на глазах корреспондента Би-би-си не смогли пустить в зал трёх нарядно одетых подруг, которые приехали поужинать в центр.
Одна из них, Анастасия, сказала корреспонденту, что прививаться она не готова: «Пока нет. Пока мало данных. Странно, но если бы была зарубежная вакцина, я бы решилась».
Садиться на открытую веранду девушки не захотели, опасаясь дождя, и отправились ужинать в соседнюю «Кофеманию» под навес. Через огромные окна видно, что и в этом ресторане в зале никого нет.
Администратор Евгения тем временем проверяла QR-коды двух сестёр, Лилии и Ларисы. Лилия живет в Берлине, но привилась в России «Спутником», а вот Лариса получила дозу «Пфайзера» в Эстонии. У неё с собой был и одобреный ЕС QR-код, вот только в России их не принимают.
Ужинать Лариса и Лилия отправились на забитую веранду.
Такой простой приносит огромные убытки, пояснил Би-би-си сотрудник ресторана: «Одна надежда на веранду. Это если погода будет хорошая, а если нет? Без веранды нам конец».
Еда на верандах и на вынос
На Даниловском рынке непривычно безлюдно
На входе на Центральный рынок раздают бесплатные маски и меряют температуру, но QR-коды не проверяют. Кафе внутри рынка работают на вынос, а снаружи стоят столики. Все они заняты, людей в масках тут почти нет.
В одном из ресторанов рядом с Центральным рынком температуру на входе не меряют. Но за QR-кодами жестко следят: у ресторана большая веранда, которая практически полностью заполнена, нет ни одного свободного столика, заказывать стол здесь надо заранее.
В Москве вступил в силу запрет на посещение кафе и ресторанов без QR-кода
Посещать кафе и рестораны в Москве теперь можно только при предъявлении специального QR-кода, соответствующий указ подписал 22 июня мэр Москвы Сергей Собянин. Код могут получить те, кто завершил полный курс вакцинации от коронавируса, в течение полугода до момента визита в кафе перенес COVID-19 (факт заболевания должен быть зафиксирован медиками), либо не позднее трех суток до этого получил отрицательный результат ПЦР-теста.
Прошедшие проверку посетители могут находиться внутри кафе и ресторанов без масок и перчаток, однако сотрудники заведения обязаны носить эти средства индивидуальной защиты. Для получения заказа навынос и по доставке QR-код не требуется. Без QR-кода до 12 июля можно будет находиться на летних верандах столичных ресторанов.
Получить QR-код можно с 25 июня в регистратуре московской поликлиники либо с помощью нескольких городских цифровых сервисов:
Дети и туристы должны сдать ПЦР-тест для посещения кафе, говорил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Такая же мера предусмотрена для тех, кто успел получить только первую дозу вакцины. ПЦР-тест необходимо сделать в одной из лабораторий Москвы, подключенной к системе ЕМИАС.
О решении закрыть заведения общепита для тех, кто не переболел и не получила прививку, мэр столицы объявил 22 июня. Спустя два дня он подписал указ, которым временно, до 12 июля, разрешил посещать летние кафе и уличные веранды заведений без QR-кода. Кроме того, код до этого срока не будут требовать при посещении гостями отелей или хостелов раположенных при них кафе. Учащиеся и работники предприятий также смогут без проверок посещать буфеты и столовые при своих организациях. Рабочие столовые при этом не должны обслуживать посторонних людей.
16 июня главный санитарный врач Москвы Елена Андреева ввела в столице обязательную вакцинацию некоторых категорий граждан. В первую очередь сделать прививку обязаны не менее 60% работников сфер услуг, транспорта, торговли, общепита, образования и других. Таким образом, сделать прививку обязаны чуть более 2 млн человек, всего в указанных сферах заняты 3,5–4 млн человек, оценивала ранее вице-мэр по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
В Москве с начала июня фиксируется резкий всплеск заболеваний COVID-19. Если 10 июня в столице выявили 5245 заразившихся за сутки, то уже 18 июня сообщалось о 9045 заболевших. Собянин говорил, что рост заболеваемости связан с распространением в Москве индийского штамма коронавируса. По его словам, из-за нового варианта вируса COVID-19 стали выявлять даже у привитых и переболевших.
«В прививках есть логика, остальное — ликвидация малого бизнеса»: рестораторы о QR-кодах
Как рестораны адаптируются и иногда бойкотируют новые ограничения
С 28 июня кафе и рестораны Москвы обязали принимать посетителей только по QR-коду. Его можно получить, если человек вакцинировался, переболел в последние полгода или у него есть отрицательный ПЦР-тест не старше трех дней.
Некоторые рестораны новым правилам не подчинились: пускают в зал и привитых, и непривитых — и пишут об этом в социальных сетях. Кофейня «Правильное пространство» сделала пост в инстаграме, что в заведение будут пускать всех.
После того как вегетарианский ресторан «Джаганнат» создал петицию, чтобы не делить гостей на привитых и непривитых, закрылось старейшее заведение сети на Кузнецком Мосту. В официальном заявлении говорится, что ресторан не смог договориться с арендодателем по поводу режима работы. От комментариев ресторан отказался.
Пивной бар: «Я в этом бизнесе 15 лет, но так тяжело не было даже во время локдауна»
Эта неделя прошла тяжело, в первый день работы по QR-кодам многое было непонятно. Например, будет ли нормально работать система считывания кодов.
Мы отстраивали технические решения, чтобы принимать заказы и пробивать их на кассе. Барное меню у нас написано только на меловой стене внутри, гостям со входа его не видно. Мы стали срочно делать макет барного меню, но возникла загвоздка: наш ассортимент пива на кранах постоянно меняется, и каждый раз при замене сорта нужно перепечатывать все листовки с меню — а это новые траты.
Очень сложный вопрос был про туалет. Вроде нельзя заходить, а вроде можно. Опирались на ответ от управ, что в масках и перчатках гости могут зайти.
Мы организовали пункт контроля кодов на входе у двери и там же принимали заказы у гостей с веранды и навынос. За весь первый день в бар по кодам вошло 10 человек. Если сравнить с обычным понедельником, это меньше человек на 150.
Негатива от людей не было, но у некоторых гостей коды не работали — возможно, это глюк системы, а может быть, коды были покупные. В таких случаях мы отказывали в посещении бара внутри. К концу недели количество гостей в день с QR-кодами достигало 50 человек. Это говорит о том, что увеличение потока гостей будет, но очень медленное.
Самое тяжелое в истории с кодами — для работы требуется на 1—2 сотрудников больше, чем раньше.
В прошлом году в июле выручка была больше — на 35% у Beermood и на 55% у Stoy.
После введения этого постановления началась путаница. В нем убрали ограничение работы общепита до 23:00, но до бизнеса донести это забыли. В среду в 23:20 к бару на Чистопрудном подъехали сотрудники полиции и пытались ограничить нашу работу, потому что им не приходил указ о разрешении нашей деятельности.
После 10 минут разговора с полицейскими мы многое прояснили. Я показал новое постановление правительства, и мы вместе разбирались с ограничительными мерами. Еще показали переписку из чата с управой Басманного района, в котором сотрудник управы четко указал, как и в каком режиме мы можем работать. Полицейские поблагодарили нас и уехали. Больше вопросов по работе после 23:00 мы не получали.
Из хорошего за эту неделю мне запомнилась поддержка близких гостей и друзей бара. Это самое ценное. А если говорить про риски, то они очень большие и угрожающие. Не исключаем, что можем не пережить эти ограничительные меры. Возможно, придется закрывать оба бара.
На неделе планируем встречи с собственниками помещений, будем просить скидки или отсрочки. Все зависит только от наших действий, так как от города поддержки нет. Точнее, есть, но это отдельный цирк в получении кредитов или субсидий.
Очень обидно видеть закрывающиеся бары и рестораны, проработавшие 10—20 и более лет.
Я в этом бизнесе 15 лет, но так тяжело не было даже во время локдауна. Ждем 12 июля и новые ограничения. Хочется надеяться, что все может стать лучше.
«Беспокоит отсутствие четких правил игры»: в ТЦ не знают, можно ли им пускать без QR-кода уборщиц
«Мы допускали ужесточение мер! Но предполагали, что порядок действий будет обратным: сначала — требования по процентам вакцинированных сотрудников, потом — ужесточение допуска посетителей», — до сих не могут оправиться от шока арендаторы и владельцы ТЦ. Российский совет торговых центров готовит обращение на имя президента РТ с просьбой отсрочить введение пропусков или сделать процесс поэтапным, тем более что от работы магазинов зависят десятки тысяч работников и их семьи. О том, какой разброд и шатание породила «куаризация», — в материале «БИЗНЕС Online».
В первый же день после введения QR-кодов трафик ряда моллов просел на 60–70%. Не говоря уже о том, что буквально за три дня пришлось перестраивать бизнес-процессы, обучить персонал, отработать различные сценарии, подготовить коммуникацию с посетителями
Моллы застигнуты врасплох
«Мы допускали ужесточение мер, но предполагали, что порядок действий будет обратным. Сначала — требования по процентам вакцинированных сотрудников, потом — ужесточение допуска посетителей, — рассказала „БИЗНЕС Online“ управляющий ТЦ „Казанский ЦУМ“ (УК Lynks Property Management) Оксана Мысова. — Мы встретили ограничения в крайне сложном положении. С одной стороны, нам пришлось в очень короткий срок произвести организационные изменения. Начиная от смартфонов для считывания кодов для постов охраны и организации новых схем движения на входах и выходах до срочного уведомления арендаторов и посетителей. С другой стороны, нам пришлось действовать в ситуации неопределенности. Постановление обрисовало только общие требования, а для их исполнения понадобилось выяснить массу технических деталей».
До сих пор у бизнеса вызывает сомнения способ поверки QR-кодов. Чтобы убедиться, что код принадлежит человеку, который его предъявляет, необходимо сверить данные госуслуг с удостоверением личности. Однако такими полномочиями ни сотрудники торговых центров, ни сотрудники ЧОПов не обладают. К тому же до последнего дня было непонятно, какие нормы действуют в отношении персонала магазинов. С одной стороны, они не посетители ТЦ. С другой — пусть и до открытия для посетителей, но они перемещаются по торговому центру. Так что пока здесь опираются на разъяснения, данные в ходе пресс-конференции Роспотребнадзора, о том, что персонал пока может ориентироваться на сроки обязательной вакцинации, то есть в запасе есть почти месяц.
«Текущие меры по внедрению QR-кодов и обязательной вакцинации могут привести к убыткам, потере рабочих мест и даже банкротству предприятий торговли»
«Арендаторы не смогут платить за аренду, торговые центры будут вынуждены урезать бюджеты»
На некоторые вопросы в плане работы торговых центров в новых условиях до сих пор нет четких ответов, рассказала «БИЗНЕС Online» полномочный представитель российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова. К примеру, должен ли быть QR-код у тех, кто непосредственно проверяет их наличие?
«Постановлением кабинета министров на владельцев ТЦ возложена обязанность по проверке у посетителей QR-кодов. Из этого вроде бы следует, что все сотрудники арендаторов (продавцы, складские работники), сотрудники ЧОП и клининга, а также собственный персонал владельцев ТЦ должен быть вакцинирован или иметь справку о перенесенном заболевании. Общая статистика вакцинированных по России — 30 процентов, кажется. На подготовку нам дали трое суток. Значит ли это, что, например, сотрудников службы клининга мы тоже не должны пускать на объекты и не обрабатывать объект?» — приводит собеседница пример.
Второй вопрос — если в составе ТЦ есть продовольственный магазин или аптека, могут ли они работать без проверки кодов при наличии отдельного входа? А если его нет? «Как специалиста, управляющего крупным портфелем коммерческой недвижимости, меня больше беспокоит отсутствие четких правил игры и откровенно слабая проработка документов, по которым приходится жить целым индустриям бизнеса, — говорит Стрюкова. — Мы хотим соблюдать введенные ограничения и осознаем всю ответственность. Но есть масса вопросов, на которые у нас нет ответов. И наши устные и письменные обращения в ответственные органы власти, к сожалению, не получают своевременных ответов». В представительстве гильдии постарались обобщить все вопросы и направили запрос в Роспотребнадзор.
По данным «БИЗНЕС Online», российский совет торговых центров готовит обращение на имя президента Татарстана об отсрочке введения QR-кодов или поэтапном их введении. Решение казанские предприниматели называют катастрофичным — силы бизнесов и так подорваны прошлогодним локдауном.
« В борьбе с COVID-19 моллы были брошены на передовую, — рассказала нашему изданию директор по организации управления Lynks Property Management (управляет ТРЦ „Южный“ и ТЦ „Фили Град“, город Москва) Елена Соловьева. — В результате принятого решения деятельность торговых центров может быть полностью или частично парализована. После ограничений и мер 2020 года многие предприятия торговли и услуг закрылись или не восстановились полностью. Текущие меры по внедрению QR-кодов и обязательной вакцинации могут привести к убыткам, потере рабочих мест и даже банкротству предприятий торговли. Кроме того, проверка QR-кодов на входах в крупные ТЦ и гипермаркетах может вызвать столпотворение у входных групп, что приведет к нежелательным последствиям».
«Вычитаем из трафика торговых центров процент невакцинированного населения — настолько меньше людей сможет прийти в течение 20–30 дней»
Не понимает она и причин ущемления именно крупных объектов торговли (торговым залам до 400 кв. м по-прежнему можно работать без QR-кодов). « Современный ТРЦ, который имеет большое пространство, качественную вентиляцию и соблюдает противоэпидемиологические меры, является более безопасным, чем небольшие помещения. Однако ограничения коснулись именно крупных ТРЦ, где находиться безопаснее», — считает Соловьева.
Если не отсрочить введение QR-кодов, прежде всего пострадают арендаторы торговых центров. «А далее — цепная реакция. Арендаторы не смогут платить за аренду. Торговые центры будут вынуждены урезать бюджеты на развитие и эксплуатацию. Ретейлеры начнут сокращать персонал», — говорит один из собеседников, представляющий ТЦ.
Даже если вакцинация пойдет быстрыми темпами, коммерчески месяц потерян для магазинов и торговых центров. Здесь перечисляют те категории людей, которые не смогли или не смогут попасть в ТЦ из-за новых правил. «Вычитаем из трафика торговых центров процент невакцинированного населения — настолько меньше людей сможет прийти в течение 20–30 дней (с учетом очереди на прививки и интервала между двумя вакцинами). Еще отнимаем тех, кто вакцинирован, но не имеет QR-кодов, например пожилые люди. Минус все, кто по каким-то причинам не смог скачать свои коды, войти на госуслуги. Минус те, кто получил первый компонент вакцины (у них нет еще кодов). Минус недавно переболевшие с отрицательными результатами ПЦР-тестов», — прогнозирует Мысова.