пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

ВВЕДЕНИЕ.

«Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…»

Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Добрый и умный спутник, напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

Для своего реферата я выбрала тему «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина». Выбрала я её не случайно, ведь когда я прочитала название реферата, у меня сразу возникло несколько вопросов, на которые мне захотелось найти ответы. Я считаю, что каждый уважающий себя ученик, почитатель творчества А.С.Пушкина должен знать:

Ш Как пребывание в Царскосельском Лицее отразилось на творчестве А.С. Пушкина?

Ш Что представлял собой молодой Пушкин-лицеист?

И, поэтому, выбрав эту тему, я постараюсь раскрыть тот глубокий смысл, заложенный в названии темы моего реферата: «Лицейские годы и их отражение в творчестве Пушкина».

А.С.Пушкин.

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата, Льва, который писал, впоследствии, о детских годах Александра: «Только до одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме».

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.scuolarussa-levtolstoj.com

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

4 Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух…там Русью пахнет!» Добрый и умный спутник, напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

6 Первыми учителями родного языка Были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, иняня Арина Родионовна, сказочница и певунья. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их маленькому Саше. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

7 12 августа Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Программа была строго обдуманная и широкая. Число воспитанников было ограничено.

9 «…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта.» «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»

10 В лицее из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к Но и после окончания учебы в Царскосельском лицее А.С. Пушкин продолжал помнить и любить 19-е ноября.

11 Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой, Я с трепетом на лоно дружбы новой, Устав, приник ласкающей главой. С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет. И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил.

12 Тема любви Я помню чудное мгновенье… Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Я вас любил… Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

13 Наталья Гончарова поразила сердце и воображение знаменитого поэта с первого взгляда и на всю жизнь!

14 Тема дружбы К Чаадаеву Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

15 Тема свободы Арион Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я беспечной веры полн, Пловцам я пел. Ода «Вольность» Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица? Приди, сорви с меня венок, Разбей изнеженную лиру… Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.

16 Тема природы Осенняя пора Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

17 Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел. Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: «…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…» Государь: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки.» Погиб Поэт! невольник чести Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа Поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде. и убит!

18 Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом- художником России».

19 Ф. М. Достоевский отмечал, что «в Онегине, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения».

20 Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не заростет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца.

Источник

Слово о Пушкине (Фазиль Искандер)

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

Пушкин! С самим именем Пушкина у нас невольно связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей!

Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами, можно сказать, утеплил ее климат. У веселого пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря о ее истории.

И мы уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячи лет не будет. Почему? Потому что после Пушкина у нас были величайшие гении — Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей гениальности никто из них не достигал никогда пушкинской гармоничности и теплоты.

Два ярких, счастливых впечатления детства у меня связаны с именем Пушкина. Напомню конспективно, потому что я о них уже писал.

Александра Ивановна, наша старая учительница первых классов, читает нам «Капитанскую дочку». Как уютно было ее слушать, с какой невероятной радостью я ожидал появления Савельича, как хохотал над его вечно бунтующей преданностью. Преданность Савельича бунтовала за право быть еще преданней. Его преданность доходила до того, что с невероятной комичностью оттесняла сам объект преданности, и барин Петруша ничего с этим не мог поделать, потому что это был бунт любви, бунт наоборот. «Капитанская дочка» — это два бунта: бунт ненависти и бунт любви, чего еще, кажется, не заметила критика. И все главные герои осуществляют эти два бунта.

Цветаева, делясь своими детскими дореволюционными воспоминаниями о чтении «Капитанской дочки», говорила, что у нее дух захватывало от восторга каждый раз, когда появлялся Пугачев. Только ли дело в том, что она сама была замечательным романтическим поэтом? Не было ли заложено в крови россиян ожидание великого разбойника, который каким-то своим таинственным путем установит таинственную справедливость? И дождались.

Но я-то читал этот роман, когда малые и большие Пугачевы правили страной, и хотя сознательно, конечно, этого не понимал, но бессознательно, поэтически был равнодушен к Пугачеву и любил Савельича.

Другое впечатление связано с моим детским, случайным чтением на обложке тетради «Песни о Вещем Олеге».

Мне повезло, в комнате никого не было, и мне не стыдно было плакать сладостными слезами над судьбой Вещего Олега. Мне было безумно жаль его, и я плакал, но отчего же слезы были сладостны? Видимо, от музыки стихов, от правильности правды случившегося, оттого, что сам конь, живой конь все-таки не виноват в гибели Олега. Опять преданность оказалась незапятнанной. И еще, видимо, — от впервые понятого детским сознанием, что от судьбы не уйдешь. Тогда я в первый раз столкнулся с веществом поэзии в чистом виде и на всю жизнь был потрясен этим.

Пушкин не только навсегда остался лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох.

Знаменитое изречение Достоевского относительно слезинки ребенка и всемирного счастья разве не восходит к «Медному всаднику», к несчастной судьбе обезумевшего Евгения? Пушкин молча выставил труп бедного Евгения на пути цивилизации и молча сказал:

— Перешагните, если можете. Я не могу.

Сознательно или бессознательно настоящий художник создает вторую действительность, помогающую нам выжить в первой. Я думаю, более всего это удавалось Пушкину. По-моему, «Мороз и солнце — день чудесный…» — не только прекрасные стихи, но и средство от простуды, и, что еще важней, средство от депрессии. Все творчество Пушкина — средство от депрессии.

И хотя сам Пушкин в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина, и это не будет преувеличением. Точнее, большим преувеличением. И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки. Думаю, при прочих равных условиях чтение Пушкина способствует долголетию, как альпийский воздух. У меня такое впечатление, что пушкинисты долго живут. Надо проверить. Но сделать это надо тактично.

Знаменитая пушкинская отзывчивость. Можно сказать: ничего себе отзывчивость — брал у всех! Что делать, для гения все плохо лежит. Он берет чужое, чтобы придать интересным замыслам большую устойчивость. Интересно, но плохо лежит. Так и мы бокал, стоящий у краешка стола, бессознательно передвигаем к середине. При этом отпив из него, если он не пустой.

Да, брал у всех, но всегда делал лучше, чем те, у кого брал. Так что смело можно посоветовать современным поэтам: и вы берите у Пушкина! Например, сюжет «Медного всадника». Остается самая малость — написать лучше.

Щедрость художника — источник его обаяния. Человек, который на просьбу дать яблоко сует нам полдюжины яблок, делается приятен как бы независимо от яблок. Обаятельный человек, большой оригинал.

Необычайная особенность пушкинской поэтической щедрости состоит в том, что он своей безумной щедрости придавал видимость трезвой нормы. Некоторые послепушкинские поэты замечали эту видимость трезвой нормы, но стоящую за ней безумную щедрость не воспринимали. Бедняги, никак не могли понять, чем они хуже Пушкина.

Пушкин гениален не только в том, что он написал, но даже в том, чего не написал. Он гениален в том, что сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ» отдал именно Гоголю. Скажем прямо — так Пушкин об этом не мог бы написать, здесь Гоголь был сильнее. И Пушкин это понял. Но какая интуиция, какая общенациональная литературная стратегия! И сам Гоголь ничего лучшего не написал, чем эти вещи. Такое впечатление, что Гоголь, обожествлявший Пушкина, сделал все, чтобы доказать Пушкину, что он был достоин его доверия.

Мне думается, трагедия Гоголя со второй частью «Мертвых душ» связана с тем, что Пушкина уже не было. Только великий авторитет Пушкина мог спасти Гоголя. Пушкин мог бы ему сказать:

— Я тебе не давал замысел на второй том «Мертвых душ». Ты все прекрасно написал, и больше этого не надо касаться. Иначе можно сойти с ума.

Но, увы, Пушкина уже не было, а Гоголь сам не догадался, что замысел исчерпан. Его занесло на птице-тройке и уже чуть-чуть в первой части заносило.

Еще при жизни Пушкина Гоголь писал, что Пушкин — это русский человек в полном развитии, каким он явится на свет через двести лет. Ждать осталось недолго. Как раз к новым выборам нового президента. Надо бы этого русского человека в полном развитии, и выбрать в президенты по рекомендации Гоголя. Но что-то его не видно. Или погорячился Гоголь, или со свойственной ему чертовщинкой подсунет нам нового Чичикова, который окончательно приватизирует новые мертвые души. Но шутки в сторону.

При всем том, что Пушкин не явился на голом месте, величайший скачок поэзии с появлением Пушкина есть необъяснимое чудо. При необыкновенном богатстве русской поэзии это чудо больше не повторилось. И нет ли в творениях Пушкина высшего знака для нас?

Есть. Но есть и загадочность Пушкина как великого Национального поэта. Тяжелая глыба империи — легкий, подвижный Пушкин. Темная, запутанная история России — ясный, четкий Пушкин. Тупость огромного бюрократического аппарата — ненатужная мудрость Пушкина. Бедность умственной жизни — Пушкин-гейзер, брызжущий оригинальными мыслями. Народ все почесывается да почесывается, а Пушкин действует и действует. Холодный, пасмурный климат и Пушкин — очаровательная средиземноморская теплота даже в описаниях суровой зимы.

Не правда ли, странный национальный гений? Но так и должно быть. Национальный гений, я думаю, бессознательно лечит нацию и культивирует в ней свойства, которые ей необходимы, но находятся в зачаточном состоянии. Однако, читая Пушкина, мы невольно восклицаем вместе с ним:

Это прежде всего его изумительный русский язык. Такое впечатление, что он пропустил его через грандиозный самогонный аппарат, возле которого дежурила Арина Родионовна, уже слегка принявшая и от этого преувеличенно бдительная. И хотя Пушкин создал русский литературный язык для всех будущих поколений писателей, но первач, уж извините, выпил он сам. Так, незаметно, за сказками Арины Родионовны. И оставшегося хватило на великую литературу, но первач неповторим.

Пушкинская улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость, его обузданная вольность, даже плодоносная грусть — не вооружают ли они нас мужеством и надеждой, что в печальную историю нашей страны в конце концов прольется пушкинская гармония? Можно ли поверить, что явление Пушкина — случайная игра генов, некий коктейль природы из горячей Африки и холодной России?

Такое скопление великих талантов в одном человеке не может быть случайным, а может быть только путеводной звездой, как не может быть случайностью разумность человека вообще и разумность Пушкина в особенности.

Источник

Урок по русской литературе на тему «Свет Пушкина»

учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №5»

Оформление: портрет АС. Пушкина; книжная выставка; на журнальном столике – свечи, перо, чернильница, рукопись; звукозаписи ( Г. Свиридов
« Метель», Чайковский «Времена года», Моцарт «Реквием»).

Ведущий 1 Добрый вечер, дорогое друзья!

Путь к вершинам духа- самый сложный, самый тернистый и трудный путь. Но здесь у нас есть ориентиры: Гомер, Шекспир, Пушкин. Благодаря им мы знаем куда, в кюаком направлении двигаться- нам легче, но им было труднее- они шли первыми. Гоголь так сказал: «Я догадался: Пушкин- это русский человек, каким он будет через 200 лет».П ушкин- это священная тайна, это явление природы. Нам еще предстоит познать и постичь его. Но гордость за то, что русский человек вознесся к вершинам совершенства, что нет на планете Земля уголка, где бы не знали и не чтили нашего соотечественника,- эта гордость всегда с нами.

Сегодняшнюю литературную гостиную мы посвящаем светлой памяти гения и человека, имя которому Александр Сергеевич Пушкин.

Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского

Чтец: ( стихотворение Н Брауна « Свет Пушкина» )

В слове «Пушкин»- все вместе: имя
И фамилия- все в одном.
Сплошь нетленными,
Золотыми
Все шесть букв его стали в нем.

Светит имя его певучее.

О, как мы этот свет храним!

Свет стиха его- цвета молнии. Ливни звездные в стекла рам. Струи Сороти, полдня полные. Вспышки острые эпиграмм.

То, что « чудным» он окрестил,

Свет- как светоч среди светил

Бессарабии степи вольные..

Не сносить ему головы!

Пламя жизни- как пламя свечки-

Черный выстрел на Черной речке.

На коленях стоит Россия

У крамольных его дверей.

Скорей
Прах опасный убрать.

И кони
Бьют, храпя, в передок саней, Снежный крутень поземка гонит
В морды взмыленные коней.

Мчатся кони из века- в вечность,
И пылает живей живых
Вечный, пушкинский, человечный,.
Не подкошенный пулей стих.

Скачут кони по снежным рытвинам,

Спит Россия мертвецким сном.

Но где- то встает, жарка,

Под гусиным пером поручика

Мчится горестное известие.

Хлещет вьюга, как мел, бела.

Слышишь, как бьет поэзия

В золотые колокола?

Видишь? Близок рассвет. Певучее
Имя « Пушкин» идет к живым. Шестибуквие,

Шестизвучие.
О, как мы этот свет храним!

Ведущий 2 Александр Сергеевич Пушкин. что значит это имя для каждого из нас? Пытаться ответить на этот вопрос- все равно, что пытаться объяснить, что значит для человека мать или родина

Кажется даже- не будь Пушкина- не было бы и нас.

Чем дальше от нас те тридцать семь лет, восемь месяцев и три дня, что были отмерены поэту, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в ней? Почему хотим знать все мельчайшие подробности? Однозначно на эти вопросы не ответить.

Светлый гений Александра Сергеевича сопровождает каждого из нас всю жизнь- от первого до последнего д Он всеобъемлющ и поэтому необходим нам в любую минуту, при любом случае- как доверительный советчик, как учитель и утешитель, как пример верности и мужества

Пушкин- это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота,. верность в дружбе и бескрайность в любви.

Ведущий 1 Уходили одни поколения, приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым, необходимым народу, к его поэзии обращались в дни торжеств и в дни тяжких испытаний. Его имя стало символом борьбы и надежд, светочем на самых трудных поворотах. Его стихи облагораживают нашу душу, помогают находить ответы на трудные вопросы бытия.

Пушкин однажды заметил, что произведения истинных поэтов « вечно юны» Вечно юны для нас и пушкинские творения. Поэт учит нас Верности и Благородству, Нежности и Любви.

Юноша и девушка читают стихи А.С. Пушкина (звучит «Январь» П.И. Чайковского).

2. « Я думал, сердце позабыло. »

4. « Что в имени тебе моем?»

5. « Не спрашивай, зачем унылой думой. »

6. « Храни меня, мой талисман»

7. « Элегия» ( «Безумных лет угасшее веселье. ») Чтец : стихотворение Л. Хаустова «Дорога»

И снова дорога, и снова Глухие удары копыт,
И шум перелесков сосновых,
И грусть одиноких ракит.

Что галки, черны деревушки, Ребят босоногих гурьба.
О чем ты задумался, Пушкин, С горячей ладонью у лба? Какая на сердце тревога- Поэзия,

друзья?
А может быть, просто дорога-
Большая Россия твоя?

Ведущий 2 Пушкин- смятение. Пушкин- предчувствие. Он умел видеть невысказанное, далеко заглядывать в будущее, задумываться и беспокоиться о том, что еще никого не волновало.

Друг Александра Сергеевича Владимир Иванович Даль писал в своих воспоминаниях:

« Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали… уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать».

Приметы Пушкин принимал очень близко к сердцу.

Чтец Однажды, еще в юные годы, в присутствии друзей вдохновенная гадалка выбрала Пушкина для своих предсказаний. Он вначале отказывался, потому что в этот день проиграл в карты последние деньги и заплатить за гадание ему было нечем. Но гадалку это не убедило, «Призайми у товарищей,- оказала она,- деньги ты вот- вот получишь. И неожиданно. А еще получишь ты такое же неожиданное предложение на новую службу. »

Она гадала на картах, а потом долго разглядывала его руку с совершенно необычными линиями, покачивала головой, недоуменно пожимая плечами, думала о чем-то, а потом сказала: « Ты прославишься на все Отечество. Будешь любим народом даже после смерти». Затем, помолчав, снова вглядываясь в линии руки Пушкина, продолжала: « Два раза ожидает тебя вынужденное одиночество, вроде бы как заключение, но не тюрьма А жить будешь долго, если на тридцать седьмом году не погибнешь от белой лошади или от руки блондина высокого роста Их особенно должно тебе опасаться».

Чтец : стихотворение Ирины Маляровой «Пушкин у камина» То ли с бала, то ль с пирушки,
В зимний вечер, в поздний час,
У камина замер Пушкин

И с него не сводит глаз.

В пестрых огненных узорах,
В этом сполохе борьбы
Вдруг на миг предстанут взору Очертания судьбы

Что там в угольном сердечке Замерцало издали?
То ли отблеск Черной речки,
То ли слезы Натали?

Но внезапное прозренье Скроет пламени поток. То ли чудное Мгновенье, То ли розы лепесток.

То ли с бала, то ль с пирушки,
В зимний вечер, в поздний час,
У камина замер Пушкин
И с него не сводит глаз.

Ведущий 2 16 февраля,за два дня до своей свадьбы, Пушкин в доме у Павла Войновича Нащёкина встретился с молодой цыганочкой Таней, певицей славного московского цыганского хора Ильи Соколова Много лет спустя она рассказала об этом вечере, о том, как, тяжело задумавшись, сидел Пушкин в уголке дивана, как просил ее спеть.

Девушка (в цыганском платке с гитарой).

— Спой мне, говорит, Таня, что-нибудь на счастье; слыхала, может быть, я женюсь?

-Только на сердце у меня невесело было в ту пору. И, думаючи об этом, запела я Пушкину песню (поет):

— Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня-матушка, что во поле пыльно?

— Дитятко, милое, кони разыгралися.

— Матушка, матушка на двор гости едут.

Сударыня-матушка, на двор гости едут.

— Дитятко, милое, не бойсь, не пугайся.

-А только не годилось мне ее теперича петь, потому что она, будто, сказывают, не к добру (поет):

— Матушка, матушка, в нову горницу идут.

Сударыня-матушка, в нову горницу идут.

— Дитятко, милое, я тебя не выдам.

Пою я эту песню, а самой-то грустнехонько, чувствую, и голосом то же передаю (поет):

— Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня-матушка, за столы садятся.

— Дитятко, милое, я тебя не выдам.

— Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня-матушка, меня благославляют.

— Дитятко, милое, Господь с тобою.

-Как вдруг слышу, громко зарыдал Пушкин. Подняла я глаза, а он рукой за голову схватился, как ребенок плачет. Кинулся к нему Павел Войнович: « Что с тобой, что с тобой, Пушкин!»

Ведущий 1 18 февраля 1831 года Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова обвенчались в Москве. День стоял ясный, не по-зимнему теплый. Вдруг священник схватился за сердце. Он выронил кольца, предназначенные для Пушкина и его невесты, и едва не упал сам. Ропот прошел по церкви. Кое-как обряд был завершен. Осадок же у Пушкина остался: песня цыганки, падение колец.

Было счастье любви, были радости творчества, были разочарования и потери.

И был поединок. Поединок за свою честь и честь своей жены, той единственной, за которую он отвечал перед самим Богом.

Выстрел Дантеса отбросил Пушкина, как это бывает в шторм, на скользкую мокрую палубу. Разве он опять на корабле? Отчего такая темень? Боже мой, живот!

Руку обливало чем- то густым. Он пытался зажать это густое, все глубже увязая подбородком.

Он видел, что верхняя губа Дантеса прыгала.

Звучит «Метель» Г. Свиридова.

Ведущий 2 Затем был его кабинет и книги до потолка. Кровь, которую не удавалось зажать на снегу, внутри все горело и рушилось.

Ему сказали, что жена в соседней комнате.

« Не впускайте!- попросил Пушкин по слогам- Сначала умыться».

Его привели в порядок,. но в порядок нельзя привести боль. Время для Пушкина растекалось кругами.

Когда подошел священник, стало чуть легче, и он услышал, как будто со стороны, свою исповедь. Поцеловал крест. И сам попытался перекрестить жену и детей.

Приподнял правую руку в направлении высоких томов на полках и прошептал: « Прощайте, друзья. »

Быстро- быстро замелькал туннель с ярким светлым пятном вдали. Казалось, что Пушкин спит.

Звучит «Реквием» Моцарта.

Ведущий 1 Кажется, 6удто все это случилось не когда-то; а вчера. Но еще острее кажется: худшее можно было поправить.

Черная речка. Вода в ней густая, волокнистая. Плывут колоски совершенно черного, даже угольного цвета. Может быть, поэтому река называется Черной?

Ведущий 2 Место дуэли. Высокий обелиск. Он стоит в лесопарке среди старых почерневших деревьев, вобравших в себя прошлое.

Где- то здесь, на снегу, была разостлана шинель Данзаса, на которой лежал и сделал свой дуэльный выстрел тяжело раненный Пушкин. Лежал, опершись на руку, уже умирающий и никогда уже больше не умерший.

Ведущий 1 Жизнь сжала этот трепещущий островок, не тронула и не трогает. Запечатала его.

Пулю, от которой погиб Пушкин, сохранили. Кто? Неизвестно. Оправили в золото, чтобы она была вечным кровавым мигом.

В 1899 году в « Санкт- Петербургских новостях» было опубликовано: « На вид это маленький, темный шарик, изящно отделанный в золото в виде брелока, но без содрогания на него смотреть невозможно!»

Где пуля теперь? Тоже неизвестно. И не надо известий о ней! Не надо! Красные рябины. Черная вода в Черной речке. Здесь лежал сын человеческий, уже умирающий и никогда больше не умерший.
Чтец: стихотворение Н. Каткова « И все, как было. »

На опушке
Голодных галок болтовня,
И сходятся Дантес и Пушкин
На первой линии огня.
Убить, чтоб угодить короне

И хвастаться среди друзей…

Дантесу многим Обязан лживый светский двор.
Как жаль,.

Что в каменном восторге Ошибся местью командор. Убийца — царь

Убийц не судит,
И черный гроб

Плывет в метель.
Вы плачете?

Не надо, люди! Еще не кончилась дуэль.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

пушкин это имя сопровождает нас всю жизнь

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Гоголь так сказал: «Я догадался: Пушкин- это русский человек, каким он будет через 200 лет».

Чтец: стихотворение Л. Хаустова «Дорога»

Тяжело задумавшись, сидел Пушкин в уголке дивана, как просил ее спеть. Вдруг священник схватился за сердце. Ропот прошел по церкви. Кое-как обряд был завершен. Осадок же у Пушкина остался: песня цыганки, падение колец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *