Птк дэк что такое на госуслугах

Обзор системы дистанционного электронного голосования ЦИК РФ

31 августа 2020 состоялся публичный тест системы дистанционного электронного голосования (далее ДЭГ) с применением технологии блокчейн, разрабатываемой по заказу ЦИК РФ.

Для знакомства с новой системой электронного голосования и понимания того, какую роль в ней играет технология блокчейн и какие еще компоненты используются, мы начинаем серию публикаций, посвященных основным техническим решениям, применяемым в системе. Начать предлагаем по порядку — с требований к системе и функциям участников процесса.

Основные требования, которые предъявляются к любой системе для голосования, в целом одинаковы и для традиционного очного голосования, и для дистанционного электронного голосования, и определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Итак, у нас три участника: избиратель, избирательная комиссия и наблюдатель, между которыми определен порядок взаимодействия. Еще можно выделить четвертого участника – органы, осуществляющие регистрационный учет граждан на территории (прежде всего, органы МВД, а также другие органы исполнительной власти), поскольку активное избирательное право связано с гражданством и местом регистрации.

Все эти участники взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим процесс голосования на традиционном участке, с урной и бумажными бюллетенями. В общем упрощенном виде он выглядит так: избиратель приходит на участок и предъявляет документ, удостоверяющий личность (паспорт). На участке работает участковая избирательная комиссия, член которой проверяет личность избирателя и наличие его в списке избирателей, который был составлен ранее. Если избиратель найден, член комиссии выдает избирателю бюллетень, а избиратель расписывается в получении бюллетеня. После этого избиратель отправляется в кабинку для голосования, заполняет бюллетень, и опускает его в урну. Чтобы все процедуры соблюдались строго по закону, за всем этим следят наблюдатели (представители кандидатов, общественных институтов наблюдения). После завершения голосования избирательная комиссия в присутствии наблюдателей производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования.

Необходимые для проведения голосования свойства в традиционной системе голосования обеспечиваются организационными мерами и установленным порядком взаимодействия участников: проверкой паспортов избирателей, личной росписью за бюллетени, использованием кабинок для голосования и опечатанных урн для бюллетеней, порядком подсчета голосов и т.д.

Для информационной системы, которой является система дистанционного электронного голосования, этот порядок взаимодействия называется протоколом. Поскольку все взаимодействие у нас становится цифровым, этот протокол может рассматриваться как алгоритм, который реализуют отдельные компоненты системы, и комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых пользователями.

Цифровое взаимодействие накладывает определенные требования к реализуемым алгоритмам. Давайте рассмотрим действия, выполняемые на традиционном участке, в терминах информационных систем и то, как это реализовано в рассматриваемой нами системе ДЭГ.

Сразу скажем – технология блокчейн не является здесь «серебряной пулей», которая решает все вопросы. Для создания подобной системы потребовалось разработать большое количество программных и аппаратных компонентов, отвечающих за разные задачи, и связать их единым процессом и протоколом. Но при этом все эти компоненты взаимодействуют с блокчейн-платформой.

С технической точки зрения система ДЭГ представляет из себя программно-технический комплекс (далее ПТК), объединяющий набор компонентов для обеспечения взаимодействия участников избирательного процесса в единой информационной среде.

Схема взаимодействия компонентов и участников системы ПТК ДЭГ приведена ниже на рисунке.

Теперь подробно рассмотрим процесс дистанционного электронного голосования и его реализацию компонентами ПТК ДЭГ.

Согласно Порядку дистанционного электронного голосования, для включения в список участников дистанционного электронного голосования избирателю необходимо подать заявление на портале Госуслуг. При этом подать такое заявление могут только те пользователи, которые имеют подтвержденную учетную запись и успешно сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума системы ГАС «Выборы». После получения заявления данные избирателя еще раз проходят проверку в ЦИК России и загружаются в компонент «Список избирателей» ПТК ДЭГ. Процесс загрузки сопровождается записью уникальных идентификаторов в блокчейн. Доступ к просмотру списка имеют члены избирательной комиссии и наблюдатели с помощью специального АРМ, размещенного в помещении избирательной комиссии.

При визите избирателя на участок происходит его аутентификация (сопоставление с данными паспорта) и идентификация в списке избирателей, а также проверка того, что этот избиратель ранее еще не получал бюллетень. Здесь важный момент – невозможно установить, опустил ли избиратель полученный бюллетень в урну или нет, только факт того, что бюллетень уже выдавался ранее. В случае ПТК ДЭГ визит избирателя представляет собой обращение пользователя на Портал ДЭГ – это сайт, расположенный по адресу vybory.gov.ru Как и на традиционном участке, на сайте размещены информационные материалы о проводимых избирательных кампаниях, сведения о кандидатах и другая информация. Для проведения идентификации и аутентификации используется ЕСИА Портала Госуслуг. Таким образом, сохраняется общая схема идентификации как при подаче заявления, так и при участии в голосовании.

После этого начинается процедура анонимизации – избирателю выдается бюллетень, который не содержит никаких идентификационных отметок: у него нет номера, он никак не связан с избирателем, которому он был выдан. Интересно рассмотреть вариант, когда участок оборудован комплексами электронного голосования – в этом случае анонимизация выполняется следующим образом: вместо бумажного бюллетеня избирателю предлагается выбрать из стопки любую карточку со штрих-кодом, с которой он подойдет к устройству для голосования. На карточке нет никаких данных об избирателе, только код, определяющий, какой бюллетень должен быть предоставлен устройством при предъявлении такой карточки. При полностью цифровом взаимодействии основная задача – реализовать такой алгоритм анонимизации, чтобы, с одной стороны, невозможно было установить никакие идентификационные данные пользователя, а с другой стороны – предоставить возможность голосования только тем пользователем, кто ранее был идентифицирован в списке. Для ее решения в ПТК ДЭГ применяется криптографический алгоритм, известный в профессиональной среде как «слепая электронная подпись». Мы подробно расскажем о нем в следующих публикациях, а также опубликуем исходный код, вы тоже можете собрать дополнительную информацию из публикаций в интернете по ключевым словам – «криптографические протоколы тайного голосования» или «слепая подпись».

Затем избиратель заполняет бюллетень в месте, где невозможно увидеть сделанный выбор (закрытая кабинка) – если в нашей информационной системе избиратель голосует дистанционно, то единственное такое место – это личное устройство пользователя. Для этого пользователь сначала переводится на другой домен – в анонимную зону. Перед переходом можно поднять VPN-соединение и сменить IP-адрес. На этом домене и происходит отображение бюллетеня и обработка выбора пользователя. Исходный код, который исполняется на устройстве пользователя, изначально открыт – его можно увидеть в браузере.

После того как выбор сделан, бюллетень зашифровывается на устройстве пользователя с применением специальной схемы шифрования, отправляется и записывается в компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов», построенный на базе блокчейн-платформы.

Одна из важнейших характеристик протокола – это невозможность узнать итоги голосования до его завершения. На традиционном участке это обеспечивается опечатыванием избирательной урны и контролем со стороны наблюдателей. В цифровом взаимодействии лучшим решением является шифрование выбора избирателя. Используемый алгоритм шифрования исключает возможность раскрытия результатов до завершения голосования. Для этого используется схема с двумя ключами: одним (открытым) ключом, который известен всем участникам, производится шифрование голоса. Расшифровать его этим же ключом нельзя, нужен второй (закрытый) ключ. Закрытый же ключ разделен между участниками избирательного процесса (членами избирательных комиссий, общественной палаты, операторами серверов подсчета, и так далее) таким образом, что каждая отдельная часть ключа бесполезна. Приступить к расшифровке можно только после того, как закрытый ключ будет собран. В рассматриваемой системе процедура разделения ключей включает в себя несколько этапов: разделение части ключа внутри системы, разделение ключа вне системы и формирование общего публичного ключа. Мы подробно покажем процесс шифрования и работы с криптографическими ключами в следующих публикациях.

После того как ключ собран и загружен, начинается подсчет итогов для их дальнейшей фиксации в блокчейне и последующего оглашения. Особенностью рассматриваемой системы является использование технологии гомоморфного шифрования. Мы подробно опишем этот алгоритм в следующих публикациях и расскажем о том, почему эта технология широко используется для создания систем голосования. А сейчас отметим ее основную особенность: записанные в систему учета зашифрованные бюллетени можно без расшифрования скомбинировать таким образом, что результатом расшифровки такого комбинированного шифротекста будет суммированное значение по каждому варианту выбора в бюллетенях. При этом в системе, конечно, реализованы математические доказательства корректности такого расчета, которые также записываются в систему учета и могут быть проверены наблюдателями.

Источник

Можно ли получить QR код при наличии антител: последние новости, как получить

Птк дэк что такое на госуслугах

Всё ещё действующая в мире пандемия Covid-19 заставляет вводить определённые ограничения и правила для стабилизации противоэпидемической ситуации. В этом году заговорили о специальных QR-кодах, необходимых к предъявлению при посещении отдельных публичных мест. Интересны последние новости о том, можно ли получить QR-код при наличии антител.

Что такое QR-код

QR-код представляет собой специальный штрихкод в форме квадрата. Он содержит необходимую информацию о том, как гражданин перенёс коронавирусное заболевание. Указывается дата, когда протекала болезнь и официально подтверждённый диагноз.

QR-коды точно выдаются:

QR-код необходим в следующих случаях:

Можно ли получит QR-код при наличии антител

Многие задаются вопросом, можно ли получить QR-код при наличии антител? На сегодняшний день справка о наличии антител не считается документом, подтверждающим перенесённое человеком заболевание коронавирусной инфекцией. Она не сможет гарантировать получение QR-кода гражданину, переболевшему Covid-19. Такое положение действует до окончания 2021 года.

Последние новости о получении QR-кода при наличии антител

К последним новостям на эту тему относится рассмотренный Госдумой 13 декабря 2021 года законопроект о QR-кодах с 01 января 2022 года. В заявлении вице-премьера РФ Татьяны Голиковой прозвучала информация о том, что российские граждане, перенесшие Covid-19, без обращения за медицинской помощью, смогут оформить получение QR-кода на Госуслугах. Для этого они должны выполнить определённые требования.

Официальных документов, подтверждающих её слова, пока нет. На текущий момент известно следующее.

Граждане, которые перенесли Covid-19 без обращения к врачу, получат сертификаты и QR-коды. Для этого сначала необходимо будет получить результат анализа на наличие антител. Достаточно иметь качественный тест. Количество антител определять не будут. Главное – их наличие.

Лица, переболевшие коронавирусом официально и имеющие положительный результат ПЦР-теста. Они убедились, что больны и далее к врачу обращаться не стали. Им можно будет получить QR-код, сроком действия 1 год. Только нужно, чтобы тест показал наличие антител.

Граждане, переболевшие бессимптомно и не делавшие никаких тестов, но подтвердившие наличие антител. Также могут получить QR-коды сроком на 6 месяцев.

Если не было обращения к врачу, не сдавался ПЦР-тест, а просто человек предполагает, что переболел коронавирусом, то QR-код переболевшего он получить не сможет.

Как получить QR-код на Госуслугах

Чтобы получить QR-код на Госуслугах, у гражданина должны быть все необходимые документы, о которых говорилось выше. Тогда в своём Личном кабинете он найдёт и сертификат о перенесённом заболевании Covid-19 и QR-код.

Для этого нужно обязательно подтвердить свой аккаунт на сайте Госуслуг.

Чтобы получить QR-код, нужно:

Появляется доступ к сертификату и к QR-коду.

С 1 января 2022 года появится возможность получать QR-код при наличии антител. Открытым пока остаётся вопрос о том, справки об антителах каких медицинских учреждений будут приняты к рассмотрению? Будут ли это лаборатории государственных медучреждений или коммерческих структур? Нужно следить за постоянно меняющейся информацией.

Источник

Как получить электронную подпись для портала госуслуг?

Птк дэк что такое на госуслугах

Нужна ли электронная цифровая подпись для портала госуслуг

Чтобы понять, нужна ли электронная подпись для портала госуслуг, необходимо вначале сформировать общее представление о назначении этой подписи.

Законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ установлено 3 типа ЭЦП, характеристика которых дана ниже в виде схемы:

Птк дэк что такое на госуслугах

Получается, что для госуслуг нужно оформлять ЭЦП:

Подробнее о квалифицированной подписи и ее применении читайте в нашем ознакомительном материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».

Таким образом, мы определились, для каких госуслуг нужна простая подпись, а для каких — квалифицированная. Теперь перейдем к разъяснениям о том, где и как получить ЭЦП для госуслуг и можно ли ее оформить бесплатно.

Создание простой электронной подписи для госуслуг

Для того чтобы создать простую ЭЦП, необходимо зайти на главную страницу портала госуслуг, найти в правой части окошко «Вход в госуслуги» и нажать на кнопку «Зарегистрироваться» (как показано на рисунке ниже). Далее вводим свою фамилию, имя, номер телефона (или почты) и регистрируемся. На указанный номер телефона (или на адрес почтового ящика) придет подтверждающий код (или ссылка). Вводим полученный код (или переходим по присланной ссылке) и нажимаем кнопку «Подтвердить». Указываем личный пароль, который будет применяться при дальнейшем входе на госуслуги.

Птк дэк что такое на госуслугах

Далее заполняем все стандартные сведения, устанавливающие личность (паспортные данные, ИНН, СНИЛС), и выбираем способ подтверждения введенных данных:

После того как внесенные в личном кабинете сведения будут подтверждены Центром обслуживания или «Почтой РФ», простая ЭЦП для портала госуслуг будет считаться созданной.

О мерах предосторожности, связанных с созданием простой подписи, читайте в нашей статье «Как сделать простую электронную подпись?».

Где взять квалифицированную электронную подпись для госуслуг

Квалифицированную ЭЦП так быстро и просто сделать не получится. Для ее оформления необходимо будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, представленных на сайте Минкомсвязи РФ. Там есть удобный сервис «Найдите ближайший удостоверяющий центр», который после ввода нужного адреса выдаст готовый перечень всех близлежащих центров. Далее необходимо выбрать наиболее подходящий и перейти к оформлению квалифицированной подписи.

Оформление квалифицированной электронной подписи для госуслуг физлицами

Для получения квалифицированной электронной подписи для госуслуг нужно будет совершить несколько последовательных действий, описанных ниже.

Как создать заявку и подготовить документы для получения электронной подписи для госуслуг

Перед подачей заявления на квалифицированную ЭЦП физлицу необходимо подготовить 3 документа:

Почти все удостоверяющие центры осуществляют прием заявок на получение ЭЦП в электронном виде. То есть для подачи первоначальной заявки на сайте аккредитованного центра заполняется бланк электронного заявления. В частности, нужно указать следующие данные:

Затем выбрать нужный вид заказываемой подписи и нажать кнопку «Отправить заявку».

Как заказать ЭЦП для госуслуг в удостоверяющем центре

После рассмотрения заявки менеджер аккредитованного центра созванивается с заказчиком и обговаривает порядок предоставления паспорта, СНИЛС и ИНН. Обычно заказчик по согласованию с менеджером направляет сканы этих документов на электронную почту удостоверяющего центра, а оригиналы подвозит уже по факту получения квалифицированной ЭЦП. Таким образом, ему не приходится посещать аккредитованный центр несколько раз.

Как получить носитель ключа электронной подписи для портала госуслуг в удостоверяющем центре

После отправки заявки, подтверждающих документов и согласования их данных с менеджером удостоверяющего центра заказчику высылается счет (квитанция) на плату за электронную подпись. Заказанная ЭЦП изготавливается в среднем 1–2 дня после того, как заказчик оплатит выставленный ему счет.

Получать готовую ЭЦП нужно по оригиналам подтверждающих документов (паспорт, СНИЛС) в офисе удостоверяющего центра. Некоторые центры практикуют доставку ЭЦП курьером по любому адресу, указанному заказчиком. В таком случае клиенту не нужно вообще посещать аккредитованный центр.

Получение квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) для госуслуг юридическими лицами

Порядок получения квалифицированной ЭЦП для госуслуг юридическими лицами аналогичен порядку, описанному выше. Но есть одно дополнение — помимо паспорта, СНИЛС и ИНН сотрудника, на которого оформляется квалифицированная подпись, нужны следующие документы:

Как бесплатно получить или сделать электронную подпись для госуслуг

Без осуществления денежных трат оформить получится только простую ЭЦП — по той причине, что она создается самим пользователем госуслуг. О том, как бесплатно создать электронную подпись для госуслуг, мы уже рассказывали во втором разделе нашей статьи. За квалифицированную электронную подпись для госуслуг как юридическим лицам, так и физлицам придется заплатить порядка 5 тыс. руб., так как ее изготовлением занимаются специализированные центры, работающие на коммерческой основе. Стоимость может отклоняться в большую или меньшую сторону от указанного выше усредненного ценника в зависимости от региона и ценовой политики аккредитованного удостоверяющего центра.

Итоги

Таким образом, для портала госуслуг понадобится либо простая ЭЦП (если планируется запрашивание справочной информации и использование различных сервисов госуслуг), либо квалифицированная подпись (если планируется обмен через госуслуги юридически важными документами). Для создания простой ЭЦП необходим сам портал госуслуг, где можно бесплатно получить электронную подпись для госуслуг, и ближайшее отделение МФЦ или «Почты России». Для оформления квалифицированной ЭЦП нужно будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, где получить электронную подпись для госуслуг можно будет только на платной основе.

Если ЭЦП нужна вам для других целей, то вы можете сделать ее самостоятельно. Как? Читайте материал «Как сделать самому электронную цифровую подпись?».

О подписи документов с использованием цифровой подписи читайте также в статье «Как подписать документ электронной цифровой подписью?».

Какую ЭЦП выбрать юридическому лицу, смотрите в статье «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».

Источник

Как получить сертификат переболевшего ко видом на Госуслугах

В начале ноября 2021 года в России вновь стали фиксироваться рекорды заболеваемости коронавирусом. Число новых заболевших уже перешагнуло планку в сорок тысяч человек и продолжает возрастать. Заразившись и официально перенеся коронавирусную болезнь, человек может получить сертификат переболевшего, позволяющий в течение полугода посещать ограниченные из-за пандемии мероприятия. Такой сертификат размещён на сайте Госуслуг, где его можно просмотреть и скачать. В нашем материале мы разберём, как на веб-сайте Госуслуг получить сертификат переболевшего ко видом, опишем, где размещён данный сертификат, и как скачать его на ПК или смартфон.

Что такое сертификат переболевшего?

Сертификат переболевшего – это медицинский документ, удостоверяющий официально перенесённую человеком коронавирусную болезнь. Он содержит базовые сведения о заболевшем, и информацию о перенесённом заболевании. Обязательным атрибутом данного сертификата является QR-код.

Переболевший ко видом человек может получить такой сертификат при выполнении следующих условий:

После завершения болезни переболевший может получить в своём приватном кабинете на Госуслугах электронный сертификат вакцинированного. Такой сертификат действует 6 месяцев и сопровождается специальным QR-кодом, за которым скрывается ссылка на данный сертификат на сайте Госуслуг.

Условия появления сертификата переболевшего на Госуслугах

Для получения сертификата переболевшего на сервисе Госуслуг необходимо:

Выполнение данных условий гарантирует появление сертификата переболевшего в вашем приватном кабинете на Госуслугах.

Когда появится сертификат переболевшего на Госуслугах

После того, как вы успешно перенесли коронавирусное заболевание, и завершение вашей болезни зафиксировано врачом, последний внесёт данные о перенесённой вами болезни в систему. После этого в срок от нескольких часов до 4-х дней в ваш кабинет на Госуслугах поступит сертификат вакцинированного. Задержки в его появлении могут быть связаны с нагрузкой на медицинских специалистов, занимающихся введением данных в базу. Обычно сертификат приходит в приватный кабинет переболевшего ко видом за нескольких часов.

Где и как найти сертификат переболевшего на Госуслугах

Найти сертификат переболевшего на веб-сайте Госуслуг можно следующими способами:

Обычно по переходу по данным ссылкам откроется раздел сведений о результатах исследований и иммунизации КОВИД-19. Справа от строки сведений о перенесённых заболеваниях нажмите на «Посмотреть».

Откроется сертификат заболевшего с QR-кодом. Нажав в самом низу на надпись «Скачать в PDF», вы сможете скачать ваш сертификат переболевшего на ПК или смартфон.

Как выглядит сертификат переболевшего от КОВИД-19

Сертификат официально перенёсшего болезнь КОВИД-19 имеет следующий вид:

Обязательным элементом данного сертификата является QR-код, а также надпись «Скачать в PDF». Позволяющая загрузить данный сертификат с QR-код к себе на смартфон. В дальнейшей данный код можно использовать для посещения различных учреждений и заведений, проход к которым ограничен из-за коронавирусных ограничений.

Почему сертификат переболевшего не пришёл на Госуслуги

При этом в некоторых случаях сертификат переболевшего может не поступить на веб-сайт Госуслуг. Это может быть связано со следующими факторами.

Для решения возникшей проблемы рекомендуем проверить корректность данных о вашей болезни, внесённых в систему врачом. Если всё верно, тогда оставьте обращение об отсутствии вашего сертификата переболевшего с помощью формы обратной связи на сервисе Госуслуг.

У меня есть справка на антитела – могу ли я получить сертификат переболевшего

В некоторых случаях люди делают тест на антитела к КОВИД-19, и обнаруживают у себя большое количество антител. Это может сигнализировать о перенесённом человеком заболевании коронавирусом.

Тем не менее, на текущий момент такой тест не является основанием для получения сертификата вакцинированного. Единственным юридическим основанием для получения такого сертификата является официально подтверждённый у человека диагноз в виде КОВИД-19, выполненный с помощью положительного результата ПЦР-теста, Данные об этом должны быть задокументированы ответственным врачом. Справка на антитела такой основой выступать не может.

Заключение

В вышеизложенном материале мы разобрали, каким образом получить на сервисе Госуслуг сертификат переболевшего ко видом, когда появляется такой сертификат и где его можно найти. Учтите, что для получения сертификата необходима подтверждённая учётная запись на Госуслугах, для чего понадобится пройти идентификацию вашей личности одним из описанных нами способов. После прохождения верификации личности вам станет доступен сертификат вакцинированного, который вы можете скачать на ваш смартфон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *