Птица тройка что означает
Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
Образ птицы-тройки в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя появляется в самом конце первого тома, но её идейно—композиционная и смысловая роль велика. Тройка в произведении появляется несколько раз, и только в концовке поэмы писатель назвал её «птицей», придавая ей более широкий, неоднозначный смысл. Она олицетворяет Россию, которая стремительно несётся, как надеется Гоголь, в светлое будущее.
Авторское определение жанра «Мёртвых душ» – поэма. Многочисленные лирические отступления делают произведение очень поэтичным, но это не единственная и не основная их функция. Эти отрывки раскрывают главную тему – тему России, мысли автора о ней, переживания за её судьбу. Самым известным и художественно выразительным стало лирическое отступление, которое появилось в одиннадцатой главе первого тома. Это и есть размышления писателя о птице-тройке, которая символизирует матушку-Русь.
Николай Васильевич Гоголь любил дальнюю дорогу. Путешествия и новые впечатления помогали ему снять напряжение, они прогоняли плохое настроение и дарили покой. В дороге у Гоголя появлялось вдохновение, так у него в голове родилось много «чудных замыслов». Многие страницы своих бессмертных произведений писатель впервые набросал во время этих поездок по стране. Гоголь вспоминал, что много раз дорога спасала его от жизненных невзгод, удерживала на плаву и выносила на твёрдый берег. Не удивительно, что тема дороги так часто встречается в его сочинениях. Герои путешествуют, попадают в интересные приключения и раскрываются с разных сторон.
Главный герой поэмы в прозе «Мёртвые души» не стал исключением. Автор отправляет его в странствие по городам и деревням России, где герой знакомится с новыми персонажами и раскрывает читателю самого себя. Образу дороги в «Мёртвых душах» придаётся многогранное значение: это и сама поездка Чичикова, и его жизненный путь, и будущее всей страны. При этом переносное значение у этого понятия появляется чаще всего в лирических отступлениях.
Чичиков не просто так разъезжает на тройке, а преследует конкретную цель. Приехав в незнакомый город, всем своим новым знакомым Павел Иванович предлагает неслыханную, а потому сомнительную и странную сделку. Он хочет скупить все мёртвые души в округе. Герой придумал хитрую аферу, но его компаньоны тоже пытаются не упустить выгоду. Чичиков показывает свою изнанку: он не отрицательный и не положительный герой. Павел Иванович представляет новый тип людей – хитрых и расчётливых дельцов, предпринимателей, главная цель которых – материальная выгода. Авантюрист всё хорошо продумал, нравственная сторона вопроса его нисколько не волнует.
Желая провернуть задуманное дело, Чичиков посещает нескольких помещиков, которые, по его мнению, могли бы ему помочь обогатиться. Каждый из его новых знакомых, по замыслу автора, олицетворяет определённые человеческие пороки. Слащавый и никчёмный Манилов, проводящий жизнь в пустой болтовне и несбыточных грёзах. «Дубинноголовая» торговка Коробочка, по своей жадности до прибыли превосходящая самого Чичикова. Безнравственный игрок Ноздрёв, интересующийся собаками больше, чем собственными детьми. Чёрствый и бездушный Собакевич, который в людях видит только плохое. И наконец шедевр Гоголя – Плюшкин как напоминание о будущей судьбе все вышеперечисленных героев. Ведь этот Кащей, чахнущий над грудой мусора, тоже был когда-то таким же помещиком и даже хорошим семьянином. Его душевное опустошение началось с обычной бережливости и не имело в начале таких масштабов.
У созданных Гоголем помещичьих образов самые настоящие мёртвые души. Пороки уничтожили всё человеческое в их облике. Писатель понимает, что происходит беда. Господствующее сословие – дворянство – вырождается, его представители ограничены и безнравственны. Культурный уровень у самых популярных членов общества на нуле. Процветают порочность и алчность. Что происходит с Россией? Что с ней будет?
С помощью своего излюбленного композиционного приёма – лирического отступления – Гоголь обозначил свою главную мысль, свою тревогу и боль: что будет с его страной дальше? Писатель воплотил устремлённую вперёд Русь в образе птицы-тройки. Это художественное сравнение выразило всю его любовь к родине, веру в её достойное будущее и стремительное развитие.
Образ птицы-тройки объединил восхищение Гоголя тысячелетней историей своей Руси-матушки и уважение к народу, который эту историю создавал своими руками: птица-тройка создана с помощью нехитрого инвентаря «ярославским расторопным мужиком». Такая «необгонимая» тройка, летящая подобно птице, могла быть создана только в России. Она легко подхватывает седока на крыло и мчится вдаль.
Писатель любит свою страну, переживает за неё и гордится ею. Он уверен, Россию ожидает великое будущее, другие государства почтительно расступаются перед ней, и несётся она вдаль, «вдохновенная Богом», не зная никаких преград. Русь, куда ж несёшься ты?
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Помощь новичкам
—Музыка
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Тройка-птица. История и современность
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
отрывок из книги “Мёртвые души”
История русской тройки
Русская тройка недалеко от Юзовки
Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.
Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.
С 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной Выставке. Коренником был рождённый в Хреновском конном заводе орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза, а пристяжными были верховые стрелецкие лошади. Картина, на которой запечатлена та легендарная тройка, находится сейчас в музее коневодства Тимирязевской академии в Москве. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков, выглядела такая тройка настолько шикарно, что даже дарилась в США официальными лицами. В 1982 году на международную конскую выставку-ярмарку «Эквитану» в Германии снова привезли русскую тройку светло-серых коней. Коренник — орловский рысак Пёстрый Палас, пристяжные — лошади терской породы — потомки стрелецких лошадей. Тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны». В 1989 году советские конники привезли на «Эквитану» новую тройку — коренник орловец Вальс, пристяжные — терские лошади Цегель и Циэмир. Зрители аплодировали стоя этой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали в манеже круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки осталось так же мало, как мало осталось и орловских рысаков.
Однако вовремя взявшиеся за дело энтузиасты и члены Российской ассоциации «Содружество», созданной в середине 1990-х годов во главе с А.М. Ползуновой спасли национальной достояние России. По инициативе «Содружества» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве.
Благодаря участию «Ассоциации» к спасению русских троек была привлечена даже Французская рысистая ассоциация во главе с графом Домиником д‘Беллегом. В 2000 году впервые в рамках «Дней Франции» на московском ипподроме, учреждённых на деньги французской стороны, был проведён дорогостоящий приз «Венсеннского ипподрома» для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре 2000 года русские тройки впервые продемонстрировали французской публике свою уникальную красоту и стремительный бег на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.
С тех пор «Дни России» во Франции и «Дни Франции» в России стали постоянным событием на Московском и Венсеннском ипподромах, а тройки — постоянными участниками этих мероприятий. Так, в розыгрыше приза «Венсеннского ипподрома» в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек, которых пришлось разделить на два заезда, так как все семь троек (21 лошадь) не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.
Тройка — старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.
Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.
Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.
Соревнования русских троек
Соревнования русских троек сегодня приобретают всё большую популярность. Они проходят в два этапа. В первый день нарядные, украшенные бубенцами и лентами лошади с нарядно одетыми наездниками и их помощниками выезжают соревноваться в фигурной езде, где наездник сам управляет всеми тремя лошадьми, показывая своё мастерство, а лошади должны выполнить различные фигуры — «вольты», «восьмёрки» и т. д.
Судьи оценивают не только чистоту выполнения всех элементов, но и общее впечатление от тройки: съезженность лошадей, их реакцию на происходящее вокруг них. Украшения в едином стиле у лошадей, наездника и помощников и одна масть всех трёх лошадей оценивается выше. Во второй день соревнований проводится соревнование на резвость. В этом случае лошадям одевают беговую упряжь, защитные приспособления от травм, наездник и помощники одевают простую спортивную форму со шлемами. Здесь помощники активно помогают наезднику в управлении: в то время, как наездник управляет идущим резвой рысью коренником, помощники держат под контролем скачущих галопом пристяжных.
Лучших троек сегодня можно увидеть в Москве на ипподроме. Приезжают сюда и тройки из Костромы, Ярославля, Саратова, Калуги, Владимира, Вологды и других старых русских городов.
Самой знаменитой тройкой последних лет стала тройка светло-серых лошадей Московского конного завода с коренником породы русский рысак Александритом (Рагби’с Стар — Ассамблея 1992), пристяжные — орловские рысаки Приз и Виток. Именно эта тройка снята в заставке к программе «Вести» на канале «РТР».
В этой рубрике вы найдете практически полную информацию про лошадей: от мифов и легенд до реальной истории и современности, а также список фильмов и мультфильмов про лошадей.
Птица-тройка
Птица-тройка
Из поэмы (т. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809—1852): «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, — в той земле, что не любит шутить, а ров-нем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».
Употребляется: применительно к известному типу упряжи (коренник и две пристяжные лошади). Используется также как поэтический образ России.
Смотреть что такое «Птица-тройка» в других словарях:
птица-тройка — сущ., кол во синонимов: 1 • тройка (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
птица-тройка — птица тройка, птицы тройки … Орфографический словарь-справочник
птица-тройка — пт ица тр ойка, пт ицы тр ойки … Русский орфографический словарь
птица-тройка — (1 ж 1 ж), Р. пти/цы тро/йки … Орфографический словарь русского языка
птица-тройка — пти/ца тро/йка, пти/цы тро/йки … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Эх, тройка, птица-тройка! кто тебя вьщумал? — См. Птица тройка. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
тройка — См … Словарь синонимов
птица — ы; ж. 1. Покрытое пухом и перьями позвоночное животное с крыльями, двумя ногами и клювом. Перелётные, зимующие птицы. Водоплавающие, певчие птицы. Как п. небесная жить (ни о чём не заботясь). Синяя п. (символ неуловимого счастья). 2. Такие… … Энциклопедический словарь
птица — ы; ж. см. тж. птичка, птичий, птицей 1) Покрытое пухом и перьями позвоночное животное с крыльями, двумя ногами и клювом. Перелётные, зимующие птицы. Водоплавающие, певчие птицы. Как пти/ца небесная жить (ни о чём не заботясь) … Словарь многих выражений
Тройка — Тип блюда: Категория: Продукты: Рецепт приготовления: В текущей категории (Рецепты коктейлей): | | | | | | | | | | | | | … Энциклопедия кулинарных рецептов
Сочинение: Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
«Кто тебя выдумал?» (Н. Гоголь)
Само понятие «тройка» окончательно сложилось к XVIII веку. До этого времени существовали повозки одноконные и «одвуконь», «о двух конях», могла быть и тройка, но без специальной упряжи. Каждому сословию — свой вариант, были специальные предписания для разного люда.
Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит — и скроется… И долго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в тишине
Красоту тройки сразу оценили. Оценили и функциональность нелинейного расположения лошадей. В Европе предпочитали одиночное или парное расположение лошадей. Когда лошади идут голова к голове, и усилия между ними распределяются равномерно. Тройка — неординарный экипаж. Усилия распределяются неравномерно, но это только придает экипажу скорости.
Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. (Н. Некрасов, «Тройка»)
К ведущей лошади (коренной), которая бежала рысью, припрягали пристяжных лошадей, скакавших галопом, изогнув головы «на отлет». Казалось бы — в сторону от оси движения, казалось бы — должно мешать набору скорости.
Но тройка — весьма скоростной экипаж. Уверенная, мощная, спокойная коренная — и резвые нервные, но быстрые пристяжные: эта комбинация давала преимущество русской тройке. Она могла развивать до 50 километров в час. И это единственная в мире
подобная комбинация. Можно сколь угодно сочинять премудрые выводы о способности «сотрудничества разных индивидуальностей», но ведь факт остается фактом. Не было больше нигде таких экипажей — еще и с разным «ходом» лошадей. Аналогов русской тройки в других странах никогда не было.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…
(А. Пушкин, «Зимняя дорога»)
Тройка была одновременно и городским, и деревенским экипажем — но в любом случае народным. В кареты тройку не запрягали. Как у Грибоедова: «На золоте едал, сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом
». Цугом — это голова в хвост, совсем другое дело, совсем другая техника и психология (если хотите) езды.
Особым шиком считалось подобрать тройку под масть. Тройки бывали богато украшены. Европейский почтовый рожок на Руси не прижился, а миниатюрные копии церковных колоколов — «дары Валдая» — были обязательной принадлежностью русской тройки. Валдай — знаменитое место в Новгородской области, где делались такие колокольчики. Очень старательно «наряжали» тройку для свадеб и других торжественных случаев.
Тройка мчится, тройка скачет, Вьётся пыль из-под копыт, Колокольчик, заливаясь, Упоительно звенит. Едет, едет, едет к ней, Ах, едет к любушке своей
(Романс Булахова на стихи Вяземского).
Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, да и музыкантов. Во «Временах года» Чайковского месяц ноябрь — «На тройке». Сложился и народный танец под названием «Тройка». Но самым расхожим этот образ был у поэтов:
Тройка плетется, Никак не найдет колеи, А сердце… бубенчиком бьется Так тихо у потной шлеи
Но уже в XIX веке тройка могла рассматриваться не только как нечто радостное, «бубенчиковое», несущееся, но и как трагический образ. Многие могут вспомнить картину В. Перова «Тройка
», где дети везут огромную бочку с водой.
А уж что касается знаменитого образа Птицы-тройки
, то здесь любой школьник, даже разбуженный посреди ночи, процитирует:
Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, — в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи
. (Н. Гоголь, «Мертвые души»).
И «куда несешься ты», и про образ России все расскажут. Так и остается тройка до сих пор востребованным символом. Кто-то умудряется делать из нее и торговый бренд.
К XX веку образ тройки приобретает еще более сложную смысловую нагрузку:
Снежная замять крутит бойко, По полю мчится чужая тройка. Мчится на тройке чужая младость. Где мое счастье? Где моя радость? Все укатилось под вихрем бойким Вот на такой же бешеной тройке
Реальности против грез
Экспозиция изображает крестьянку. Девушка стоит на дороге и чего-то ждет. Вдруг из-за угла появляется тройка. Этот красивый экипаж – символ прекрасной, светлой, лишенной проблем жизни. Героиня изо всех сил старается угнаться за тройкой. Здесь читатель слышит голос автора. На самом деле, самый громкий крик – это молчание, поэтому писатель берет паузу.
Пользуясь временным затишьем повествования, Некрасов дает читателю портрет девушки.
Вторая строфа – это антитеза к первой части произведения. Именно здесь читатель сталкивается с болезненным противопоставлением реальности и фантазии, мечты и реальной судьбы героини. Некрасов, будто намеренно, подчеркивает незавидность этой судьбы. Что же ждет девушку? Замужество за неряшливым мужем, пьющим и бьющим свою жену. Ко всему этому прибавится ненависть свекрови. Истощение беременностью, родами, трудом выбьют из этой веселой девушки остатки радости – наступит вечное безразличие ко всему. В начале жизни – цветущая красавица, в конце – преждевременно состарившаяся и утратившая вкус к жизни старуха. А там недалеко и до могилы.
Чтобы уменьшить боль от безысходности и неминуемого разочарования, автор делает своей героине предостережение. Не стоит мечтать, не стоит слишком далеко заходить в мир грез. Желания девушки обречены на несбыточность. Тройка – символ неведомого счастья – унесется вдаль. Тройку невозможно догнать. Что остается героине? Только смирение перед судьбой. Экипаж – это не только образ красоты жизни, невозможного счастья, но также и символ возможностей, которые упущены навсегда. Основные приемы в произведении – это контраст и антитеза.
О жанре и средствах выразительности «Тройки»
Некрасов – в большей степени – писал гражданскую лирику. Поэтому не удивительно, что и «Тройка» – образец такого жанра. В написании этого произведения писатель использовал трехстопный анапест. Это приближает «Тройку» по мелодичности к русским песням, в которых тоже фигурирует анапест. И не случайно стих напоминает песню: в результате, произведение положили на музыку, сделав из «Тройки» известный романс.
В этом некрасовском шедевре переплетаются мужские рифмы с женскими, и это создает впечатление целостности, единства текста. Рифмовка в тексте – перекрестная, однако последняя строфа вдруг удивляет смежной рифмовкой.
Некрасов также не скупится на украшения: произведение изобилует разнообразными художественными средствами. С помощью богатой палитры тропов и фигур, автор передает эмоциональные настроения текста. Читатель, таким образом, найдет здесь множество эпитетов («веселые подруги», «проезжий корнет», «алая лента», «смуглая щека», «полукруглая бровь», «легкий пушок», «чернобровая дикарка», «непробудный сон», «вечный испуг»), метафор («забило сердечко тревогу», «лицо вспыхнуло», «лента вьется игриво», «чары, зажигающие кровь», «взгляд разорит на подарки», «свекровь в три погибели гнуть», «отцветешь от работы»), а также сравнений («черные, как ночь»).
Безусловно, ключевым мотивом для этого некрасовского творения является изображение боли и страданий простых русских людей. Народ всегда интересовал Некрасова, привлекал зоркий писательский глаз. Представляя народные беды, автор одновременно раскрывал и собственную душу, собственную боль. В «Тройке» в литературный объектив попадает женщина. Некрасов предвидит будущее крестьянки, которого девушка не избежит. Автор рисует два варианта этого будущего:
Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика……
Поэт отвергает возможность счастливой, радостной жизни для крестьянской женщины, простолюдинки. Если у аристократки (несмотря на многочисленные ограничения) судьба все же допускает некую вольность, самореализацию, выбор (пусть и не полный), то у крестьянки судьба предрешена изначально. Поэтому долой бесплодные мечты, да здравствует жестокая реальность! Именно так размышляет Некрасов, утверждая более правдоподобный сценарий будущего героини.
Век XX, прошедший
Русизм «тройка» вошел в словари других языков и в своих новых, часто жутковатых смыслах. То есть, как только появилось первое новое значение — недоброй памяти политическое судилище, так новая «trojka» заняла свое место и в европейских словарях — уже как политический термин из реалий первых десятилетий СССР. Методы тогдашнего судопроизводства известны, и не дай Бог когда-нибудь к ним вернуться.
Следующий русизм «trojka» вошел в иностранные средства массовой информации после речи Хрущева, касающейся ООН. В эту тройку, по мнению бывшего лидера СССР, должны были входить восточные коммунистические, западные и неприсоединившиеся страны. Благодаря этой речи европейские газеты вновь запестрели словами the Troika, la Troika. Смысл опять качнулся в сторону сотрудничества. Но и эта «тройка» тоже изжила себя в силу сильно изменившейся геополитической ситуации. Хотя умудрилась здесь выйти из публицистики и перейти в рекламные слоганы других стран.
Образ «Тройки» в разных, порой прямо противоположных вариантах не мог не пройти мимо юмористических обыгрываний.
Тройка троицу любит
. (А. и Б. Стругацкие, «Сказка о Тройке»)
Но именно потому, что «троицу любит» (что само по себе в конце 60-х годов звучало метафорически), в романе фантастов Тройка состояла из четырех человек. Здесь уже смысловая нагрузка — из XX века.
В приемной послышались шаги, голоса, кашель, дверь распахнулась, движимая властной рукой, и в комнате появилась Тройка в полном составе — все четверо — плюс научный консультант профессор Выбегалло
LiveInternetLiveInternet
Поколебавшись, женщина согласилась, и Перов сразу же принялся за работу. Пока художник писал, тетушка Марья рассказывала о житье-бытье. Мужа и детей похоронила, остался у нее только сын Вася, и любила она его безмерно. Волей-неволей вспомнишь «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (поэма, к слову, была написана позднее картины): Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого.
Через 4 года после того, как картина была закончена, представлена публике и куплена Третьяковым для своей коллекции, вновь встретился Перов с тетушкой Марьей. «…она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник. Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила», — писал Перов. Художник отвел Марью к Третьякову — показать картину. Женщина проревела несколько часов, стоя на коленях перед полотном, как перед иконой. Перов написал для крестьянки портрет Васеньки, который та повесила к образам.
Судьба художника
За недолгую жизнь — Василий Григорьевич скончался от чахотки, когда ему не было и 50 лет, — художник успел совершить своего рода революцию. Он принес в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе.
Мать натурщика для «Тройки» верила, что писать портреты людей — грех
Сам Перов, хотя и был незаконнорождённым сыном губернского прокурора, жил скромно. Прав на имя и титул отца он не имел. Фамилию Перов получил как прозвище от дьяка, у которого брал первые уроки грамоты: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым». Вася решил стать художником довольно рано. Дело было вот как. У барона была солидная псарня, а в кабинете на самом видном месте висел портрет родителя вместе с любимым псом. После смерти собаки барон пригласил художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершее животное и изобразить на его месте новое. Маленький Василий был так впечатлен произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски.
Век нынешний
Образ тройки уходит и из повседневной речи, и из современного образного ряда. Но первичное значение — Тройка как конный экипаж — настолько глубоко укоренилось в сознании российского человека, что навсегда останется синонимом удали, размаха и простора.
На периферии сознания — и символом трагичности отечественной истории. А уж куда несется та тройка — вопрос так и остается открытым…
Теги: лошади, Русь, русские, традиции, интересный факт, транспорт, поездки
Расширение сферы употребления слова «тройка»
Искусство лаковой миниатюры известно в России несколько веков. На шкатулках изображены пейзажи, герои сказок и, конечно, тройка лихих коней. Без резвой тройки раньше нельзя было представить себе ни один праздник.
Русские художники тоже изображали на своих полотнах тройку. Например, В. Г. Перов назвал одну из своих картин «Тройка» (1866г.)
Мы привыкли к песням о резвой тройке, а на этой картине изображена тройка измученных детей. Сколько боли и горечи в этом названии! Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продул насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок. В музыкальных произведениях также создан образ тройки. П. И. Чайковский назвал одну из своих миниатюр из цикла «Времена года» «Ноябрь. На тройке». Во многих миниатюрах цикла можно уловить звон колокольчиков удаляющейся тройки. Это помогает композитору раскрыть перед слушателями правдиво и поэтично нарисованные картины природы и народного быта. Композитор охватил круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил это с мудрой и гениальной простотой в своих миниатюрах. В песнях русская тройка занимает далеко не последнее место. С ней были связаны важные события в жизни людей: сватовство, свадьба, масленица и др. В них выражена широкая русская душа: щедрая, богатая, неуёмная, страдающая и т.д. Ехали на тройке с бубенцами….(«Дорогой длинною, сл. К.Подревского»).
Использование слова «тройка» в качестве политического термина
В русском языке 20-х годов ХХ в. появилось новое употребление слова, мотивированное социально-политическими событиями. В формирующейся советской армии с середины 1918г. стали создаваться военно-судебные структуры: полевые суды, чрезвычайные тройки, военно-полевые сессии (по аналогии с реалиями и терминологией Великой французской революции 1789г., на которую ориентировались большевики).
Идея троек, применённая и апробированная в армии, нашла реализацию и в оперативном управлении экономикой в кризисные моменты. Например, в августе 1918г. была сформирована так называемая «диктаторская тройка» для управления лесным хозяйством. Она не была стеснена никакими законными нормами, правилами; полагали, что достаточно наделить одну центральную инстанцию широкими полномочиями, и она будет в силах привести лесное хозяйство в порядок. Такие же единицы появились и в других отраслях народного хозяйства. Тройки зачастую выполняли те функции, которые были свойственны судам. Существовала даже иерархия применения санкций к простым гражданам и к партийным работникам.
Однако в таком употреблении значение не отложилось в качестве самостоятельного, независимого, абсолютивного, так как всегда требовалось уточнение-существительное в форме родительного падежа: тройка студентов, тройка мальчишек и т.п. В словаре В.И. Даля употребление слова «тройка» также не отмечено. Значит, пушкинский пример еще нельзя признать общераспространенным.
Отмеченного ранее социально-политического значения у слова «тройка» не наблюдалось и во время Февральской революции. Как партийно-жаргонное оно появилось несколько позже, после Октябрьской революции. Эквивалентом слова «тройка» в политическом лексиконе можно считать слово «триумвират». Идея триумвирата также не нова. Это понятие сложилось еще в античности: 1-й триумвират (союз трёх мужей) был заключен между Крассом, Помпеем и Цезарем как частное соглашение, однако уже 2-й триумвират (Антоний, Лепид, Октивиан) был законодательно оформлен. Мысль о триумвирате после падения Римской империи не умерла, а спустя длительное время возродилась в эпоху Французской буржуазной революции, поэтому и идея триумвирата буквально витала в воздухе и сразу же всплыла, когда власть фактически сосредоточилась в руках «трёх». Однако вместо книжного и мало понятного большинству слова «триумвират» сначала в партийных кругах как жаргонное обозначение, а затем и в общем употреблении стал популярным и ясным по внутренней форме термин «тройка».
Тройки как один из важнейших инструментов управления фактически всеми сферами жизни в России стали быстро известны и на Западе. В 1921г. в Париже вышла книга «Русский апокалипсис», где впервые упоминается слово «тройка» в новом, трансформированном, политическом значении «группа из трёх ведущих политиков-революционеров».