Псп мчс что это

Псп мчс что это

Псп мчс что это

БЕЗВОДНЫЙ УЧАСТОК– участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров;

ГАРНИЗОН ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ– совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

КАРАУЛ– личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения;

ДЕЖУРСТВО– период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРА– организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

ЗОНА ГОРЕНИЯ– часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

ЗОНА ЗАДЫМЛЕНИЯ– часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами
с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

ЗОНА ТЕПЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ– часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОЖАРА– стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

ЛИНЕЙНАЯ СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГОРЕНИЯ– физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА– стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

НОМЕР (ранг) ПОЖАРА (условный признак сложности пожара)– условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.

Псп мчс что это

ОГНЕТУШАЩИЕ ВЕЩЕСТВА– вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА– факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА– совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЙОНА ВЫЕЗДА– совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ НА ПОЖАРЕ– временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ– спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

ОСНОВНАЯ ПОЗИЦИЯ– место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ– организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

ОЧАГ ПОЖАРА– место первоначального возникновения пожара.

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ НА ПОЖАРЕ– вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

ПЕРИМЕТР ПОЖАРА– общая длина внешней границы площади пожара.

ПЛАНЫ И КАРТОЧКИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ– документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

ПЛОЩАДЬ ПОЖАРА– площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

ПЛОЩАДЬ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА– часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

ПОЖАР– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ– комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА– совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Псп мчс что это

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА– технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

ПОЖАРНЫЙ РАСЧЕТ (отделение)– первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ;

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ– совокупность организационно–правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

РАЗВЕРТЫВАНИЕ– приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

РАЗВИТИЕ ПОЖАРА– увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

РАЙОН ВЫЕЗДА– территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

РАСПИСАНИЕ ВЫЕЗДА– оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

РЕШАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ– направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

РУКОВОДИТЕЛЬ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА– старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И АВАРИЙНО–СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ– органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

СТЕПЕНЬ ОГНЕСТОЙКОСТИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, СТРОЕНИЙ И ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ– классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ– способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

ТЫЛ НА ПОЖАРЕ– участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

УЧАСТОК ТУШЕНИЯ ПОЖАРА– часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

ФРОНТ ПОЖАРА– часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

ФЛАНГ ПОЖАРА– левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ– подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ– обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник

Основы пожарно-строевой подготовки

Пожарно-строевая подготовка (ПСП) — неотъемлемая часть обучения и поддержания навыков, а также физического и психологического состояния сотрудников пожарной охраны. Она проводится в виде различного рода занятий и осуществляется круглый год.

Цели и задачи

Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.

Псп мчс что этоВажный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.

В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.

Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.

Процесс и виды подготовки

Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.

Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде пожарно-тактических учений, которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.

Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.

Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.

Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.

Создание плана тренировок и ведение журнала

Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.

Рекомендуемая форма плана есть в методических рекомендациях по пожарно-строевой подготовке. При его составлении необходимо учесть время, отведенное для различных методов и форм обучения.

Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.

В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.

В журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.

Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.

Источник

Пожарно-строевая подготовка: нормативы, выполнение и методические рекомендации

В этой статье пойдет речь об основном предмете для изучения составом подразделений пожарной охраны. Это пожарно-строевая подготовка. Рассмотрим ее цели, содержание, разберем методические рекомендации по проведению обучения.

Что это?

Псп мчс что это

Пожарно-строевая подготовка, как мы уже отметили, это главный предмет обучения, разработанный для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Это обучение способам и приемам работы со всей пожарной техникой.

Программа обучения направлена на следующее:

Псп мчс что это Вам будет интересно: Класс Жгутиковые: общая характеристика

Цели и задачи пожарно-строевой и тактико-строевой подготовки определяются целым рядом документов:

Все вышесказанное формулируется в тематических и учебных программах и планах.

Псп мчс что это

Методическое пособие

Псп мчс что это Вам будет интересно: Испано-американская война 1898 года: причины, ход событий, командующие, итоги и последствия

Данные рекомендации разработаны для следующих адресатов:

Псп мчс что это

Обязанности руководителей

Руководители подразделений пожарной охраны, их органов управления, пожарно-технических образовательных организаций наделяются рядом обязанностей по пожарно-строевой и тактико-строевой подготовке. Это следующее:

Псп мчс что это

Формы обучения

Учебные пособия по пожарно-строевой подготовке предполагают наличие трех главных ее форм:

Основные методы подготовки

Псп мчс что это Вам будет интересно: Момент инерции диска. Явление инерции

Псп мчс что это

Последовательность обучения

Каждый из этапов мы далее разберем подробно.

При выполнении нормативов по пожарно-строевой подготовке личным составом руководитель занятий должен обращать особое внимание на следующее:

Псп мчс что это

Первый этап обучения

Занятия по пожарно-строевой подготовке начинаются с создания предварительного представления о новом приеме, методике действий. Для этого руководитель занятий предпринимает следующее:

Псп мчс что это

Второй этап обучения

Третий этап обучения

Псп мчс что это Вам будет интересно: Особенности и отличия австралийского английского языка от британского

Разработка нормативов по пожарно-строевой подготовке обязательно включает в себя разработку занятий по стабилизации способов и приемов выполнения упражнения. Важно тут добиться его доступности при выполнении личным составом конкретных действий по тушению пожара.

Здесь под стабилизацией способов и приемов выступает выработанное умение выполнять упражнение каждый раз или одинаково, или в границах допустимых отклонений.

Первым делом выполнение двигательной задачи должно быть освоено при стандартных условиях. Затем важно перейти уже к совершенствованию навыков. Упражнение повторяют при проведении тренировок, включают в него дополнительные комбинации навыков. Задача выполняется уже в необычных, непривычных условиях, на снарядах, учебных объектах с различными характеристиками. При этом оценивается качество исполнения упражнения, временные затраты на действие.

Псп мчс что это

План занятия

Руководитель занятий всегда системного подготавливается к каждому новому уроку. Существенное место в этом занимает составление развернутого плана:

Псп мчс что это

Структура отдельного занятия

Разобрав систему освоения нового навыка, техники действий, двигательной задачи, перейдем теперь к построению структуры каждого занятия по пожарно-строевой подготовке. По своей сути это урок, учебное занятие, которое носит тренировочный характер. Выступает основным средством организации обучения личного состава, в рамках которого реализуются все вышеописанные формы, методы и средства обучения.

Каждое учебное занятие по пожарно-строевой подготовке состоит из четырех составляющих:

Псп мчс что это

Источник

Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1

Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, её место в системе профессиональной подготовки.

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.

Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.

Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:

Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:

Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.

Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.

После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.

Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.

Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:

вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *