Психосоциальное анкетирование что это

Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?

Что собой представляет психосоциальное анкетирование обучающихся?

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Мысль о том, чтобы ввести тестирование учащихся на употребление ими наркотиков в Беларуси впервые была озвучена в 2013 году. В ноябре 2014г. Министерство здравоохранения и Министерство образования Беларуси заявили, что разработан Порядок проведения психосоциального анкетирования учащихся и студентов на предмет употребления ими алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов.

Психосоциальное тестирование позволяет своевременно выявить среди учащихся лиц, предрасположенных к аддиктивному (зависимость) поведению.

Решено, что в Брестской области психосоциальное тестирование будет проводиться не менее одного раза в год среди учащихся, достигших 11-летнего возраста.

Тесты составлены так, что по ответам можно увидеть характерологический портрет ребенка и определить склонность к аддиктивному поведению.

Тестирование проводится на добровольной основе. Дети с 11 до 14 лет могут его проходить лишь с согласия одного из родителей или законных представителей. Заявление будет храниться год. С 14 лет право выбора остается уже за самими обучающимися.

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования

Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

А как у них…

США. В школах и колледжах организуются рандомные рейды полицейских с собаками, которые без всяких вопросов могут проверять шкафчики студентов и все их личные вещи для поиска алкоголя и наркотиков. Студента, у которого найдут наркотики, арестовывают. Такие «погромы» позволяют выявить наркоторговцев, а у обычных учащихся отбивается охота покупать наркотики и приносить их в школу. Подростка, пойманного на употреблении или распространении психоактивных веществ, ставят на учет, после чего он должен периодически сдавать биологический тест на наркотики и алкоголь (день предугадать нельзя).

Бангладеш. Помимо отдела по борьбе с наркотиками, есть много общественных организаций, помогающих бороться с распространением среди молодежи наркотиков и алкоголя. Во многих колледжах к наркозависимым студентам относятся с презрением. Если молодого человека поймали после приема психоактивных веществ, ему запрещается посещать занятия.

Великобритания. Если юные нарушители были замечены за употреблением наркотиков и алкоголя, их отправляют на принудительное лечение. Полиция вправе потребовать сдать биологический тест даже без предъявления обвинений. В начале 2005 года британские государственные школы ввели практику проверять учеников с помощью рандомных тестов. Каждую неделю компьютер выбирает 20 фамилий учащихся, которые должны пройти тест (на основе анализа слюны) на наличие в организме наркотических веществ. Если ребенок отказывается проходить тест, его никто не заставляет. В том случае, если результат проверки окажется положительным, учащегося не исключают из учебного заведения, но берут на учет. Исключают тех, кто продает наркотики.

АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков

Источник

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Уважаемые родители!

На основании Приложение № 3 «Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов в 2016/2017 учебном году» к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» в государственном учреждении образования «Средняя школа №28 г.Бобруйска» ежегодно в сентябре-октябре будет проводиться психосоциальное анкетирование учащихся 5-11-х классов.

Учащимся будут предложены анкеты для проведения диагностики. Для учащихся, не достигших 14-летнего возраста необходимо согласие родителей для проведения анкетирования.

С вопросами анкет Вы также можете ознакомиться на сайте Министерства образования республики Беларусь.

Изучите внимательно предложенную информацию по данному вопросу:

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы стремитесь быть успешными родителями.

Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

ПОМНИТЕ!

Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

НУЖНО ЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

Что делать, если вы заподозрили неладное?

Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени! Предлагаем анкету для раннего выявления родителями зависимости у подростков.

АНКЕТА для раннего выявления родителями зависимости у подростков

Из материалов Приложение № 3 «Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов в 2016/2017 учебном году» к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году»

Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери):

Источник

СПС. Психосоциальное анкетирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.

С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.

Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях(видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.

Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.

Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.

Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:

психологический фактор риска:

ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);

образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий).

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования

Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.

Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:

Процедура психосоциального анкетирования

Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения –начало учебного года (до 1 ноября).

Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.

В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.

Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:

Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте (для получения более достоверных ответов обучающихся целесообразно личные данные указывать в виде кода/шифра. Например, номер группы, номер по списку в учебном журнале и др.)

Диагностический инструментарий психосоциального анкетирования обучающихся 11-18 лет на предмет употребления ПАВ включает:

Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.

Необходимо обеспечить конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании). При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.

Для изучения мнения родителей обучающихся можно рекомендовать опросник, который позволяет самостоятельно изучить проблему употребления ПАВ (Приложение 5).

С целью получения более достоверных результатов диагностики специалист СППС может ознакомиться с мнением любого из педагогических работников относительно обучающегося, используя опросник (Приложение 5).

Правила проведения психосоциального анкетирования

Условия проведения психосоциального анкетирования

Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря

Источник

Психосоциальное анкетирование в 2021году

Наиболее эффективным способом предупреждения и прекращения употребления обучающимися подросткового и юношеского возраста ПАВ является системная первичная и вторичная профилактическая работа.

Следует осуществить переход от культурно-воспитательной абсолютно трезвеннической стратегии, основанной на приоритете пропаганды здорового образа жизни, на стратегию формирования безопасных моделей отношения к ПАВ.

Психологические и социальные факторы риска:

психологический фактор риска:

— поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);

— мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);

— эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);

— характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);

— когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);

— Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);

— в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);

— в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная, или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);

Аддиктивное поведение при регулярном потреблении ПАВ может трансформироваться в зависимость – синдром, сочетающий в себе комплекс поведенческих, когнитивных и физиологических явлений, при которых употребление ПАВ занимает в системе ценностей ведущее место и включает: сильное желание принять ПАВ; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления ПАВ в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления; состояние абстиненции. Синдром зависимости может быть по отношению к определенному веществу, классу веществ или к широкому ряду фармакологически различных ПАВ.

В 2015-2016 годах Министерством образования Республики Беларусь была разработана методика проведения обязательного психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов. Следующим шагом в направлении решения проблемы зависимого поведения, согласно п. 49 Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, становится «формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения в целом и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ в частности» в режиме «постоянно». Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления психоактивных веществ организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

В учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в целях профилактики зависимости, развития культуры здорового образа жизни обучающихся, формирования позитивных жизненных навыков и компетенций, выработки защитных барьеров к употреблению ПАВ необходимо на постоянной основе:

— осуществлять проведение психосоциального анкетирования обучающихся подросткового и юношеского возраста с целью выявления группы риска формирования химической зависимости (ежегодно, сентябрь- октябрь);

— осуществлять систематическую первичную профилактическую работу с обучающимися подросткового и юношеского возраста (в течение года);

— осуществлять вторичную профилактическую работу с обучающимися группы риска химической зависимости (по необходимости);

— осуществлять психологическое просвещение законных представителей обучающихся, направленное на повышение уровня их компетентности в области воспитания и своевременного выявления риска химической зависимости (в течение года);

— осуществлять психологическое просвещение педагогических работников, направленное на повышение уровня их компетентности в области своевременного выявления риска химической зависимости (в течение года);

— обновлять информационные стенды и рубрики сайта учреждения образования актуальными научно обоснованными медицинскими, психологическими, педагогическими и правовыми рекомендациями профилактического характера (в течение года).

Психосоциальное анкетирование планируется в рамках осуществления профилактической деятельности в учреждении образования, вносится в план воспитательной работы учреждения образования, проводится ежегодно, состоит из двух этапов.

Первичный этап психосоциального анкетирования.

На первичном этапе проведение психосоциального анкетирования рекомендуется в соответствии с использованием методик:

Анкета «Факторы риска» (для подростков 11-13 лет),

Анкета «Факторы риска» (для подростков 14-15 лет),

Анкета «Факторы риска» (для подростков 16-18 лет).

Анкетирование обучающихся на первичном этапе осуществляется педагогами, работающими в средней и старшей школе (классным руководителем, учителем-предметником). Анкетирование должно содержать личные данные обучающегося (фамилия, имя, возраст, класс/группа). Анкеты и опросники, разработанные с учетом возрастных категорий обучающихся, сопровождаются инструкциями по применению, выполнение которых должно неукоснительно соблюдаться специалистом, проводящим анкетирование.

Целесообразно обратить внимание обучающихся на инструкции к каждому вопросу: количество возможных вариантов ответа; правила ответа на табличные вопросы. Проинформировать обучающихся о том, что они могут изменить свое решение, зачеркнув отмеченный номер и указав другой.

Второй этап психосоциального анкетирования.

Второй этап психосоциального анкетирования представляет собой этап дополнительной диагностики и проводится с обучающимися, отнесенными на первичном этапе к группе риска формирования химической зависимости.

Проведение дополнительной диагностики в соответствии с использованием методик:

«Методика диагностики аддиктивной идентичности» (для подростков 14-13 лет),

методика «Группа риска наркозависимости» (для подростков 14-18 лет),

тест-опросник «Аддиктивная склонность» (для подростков 16-18 лет),

опросник «Риск химической зависимости» (для 16-18 лет).

Анкетирование должно содержать личные данные обучающегося (фамилия, имя, возраст, класс/группа).

Анкетирование и тестирование, их последующая обработка и анализ результатов на этапе дополнительной диагностики осуществляется педагогом- психологом или педагогом социальным.

В случае перевода обучающегося в иное учреждение образования данные психосоциального анкетирования обучающегося, попавшего в группу риска, передаются руководителем учреждения другому руководителю с соблюдением принципа конфиденциальности.

При психосоциальном анкетировании должны быть соблюдены необходимые организационно-методические условия:

Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей) (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Информацию за подписью руководителя учреждения образования о результатах проведенного психосоциального анкетирования необходимо направлять в управления (отделы) образования ежегодно не позднее 1 ноября (Приложение 1).

Для организации профилактической работы с обучающимися и их законными представителями рекомендуется использовать пособия, получившие гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. В целях методической поддержки специалистов предлагается использовать издания УО РИПО, УО РИВШ, ГУО АПО.

АНКЕТА «ФАКТОРЫ РИСКА»

(для подростков 11-13 лет) (автор В.А. Хриптович)

Анкета включает 30 вопросов закрытого типа.

Семейный фактор риска выявляет отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; снижение функции социального контроля; стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания, отсутствие доверия и сотрудничества; низкий авторитет родителей в глазах подростка (№ вопросов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 17, 18, 19).

Фактор ближайшего окружения определяет наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками (№ вопросов: 9, 17, 22).

Школьный фактор выявляет хроническую академическую неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частую смену учреждений образования; частые прогулы, пропуски занятий (№ вопросов: 17, 25, 26, 27, 28, 29, 30).

Психологический фактор риска выявляет наличие свободного времени и способ его проведения, импульсивность, субъективное ощущение одиночества, беспомощности; наличие трудноразрешимых жизненных ситуаций, потребность в острых ощущениях, уровень эмоциональной зрелости, наличие непреложных авторитетов, отношение к употреблению ПАВ и личный опыт проб ПАВ (№ вопросов: 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16,20,21,23,24).

Инструкция: Уважаемые обучающиеся! Данное анкетирование проводится с целью изучения Вашего отношения к проблеме употребления психоактивных веществ. Внимательно прочитайте каждый вопрос и все предложенные варианты ответов к нему. Выберите ответ, соответствующий Вашему мнению, и отметьте значком » соответствующую ему графу или обведите кружком номер ответа. В табличных вопросах необходимо отметить один ответ в каждой строке.

Фамилия, имя (код/шифр)________________________________________________

Возраст __________ Класс/ группа ________________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *