Психософия что это такое
Психософия что это такое
Человек рождается с определенным психотипом и с ним же умирает. Достаточно рано, годам к трем, т.е. еще до того, как всерьез можно говорить о воздействии воспитания, практически весь порядок функций ребенка обнаруживает себя вполне отчетливо.
К сожалению, нынешние системы воспитания и педагогические концепции, вопреки личному и мировому опыту, указывающему на врожденность психических реакций человека, врожденность характера и т.д., с маниакальным упорством продолжают навязывать представление о ребенке, как о глине, из которой можно лепить все, что угодно.
Особого разговора заслуживает так называемая «половая психология», а точнее, определенные психологические претензии к полу. Согласно им, «настоящий» мужчина должен как минимум обладать высокостоящей Волей и низкостоящей Эмоцией, а «настоящая» женщина, наоборот, высокостоящей Эмоцией и низкостоящей Волей. До сих пор у волевых хладнокровных мужчин и у покорных чувствительных женщин больше шансов вступить в брак, нежели у людей с иным порядком функций.
Основы психософии или 4 сферы Бытия
Введение
Психософия – типология, созданная А.Ю. Афанасьевым в середине 80-х годов. В ней имеется четыре аспекта: Воля, Логика, Эмоция, Физика, которые можно условно сопоставить соответственно с четыремя сферами Бытия: Духом, Разумом, Душой и Телом. Все аспекты располагаются в психической структуре личности определенным образом. Любой из аспектов может стоять на первом месте в списке приоритетов (или иначе занимать первую функцию), на втором (занимать вторую функцию), на третьем или на четвертом (занимать третью или четвертую функцию), но при этом ни один аспект не может занимать два места одновременно у одного человека. То, на какую позицию попадет аспект, определяет, как он будет у человека проявляться, как человек будет относиться ко всему, что с ним связано, насколько субъективно ценным будет для него сфера этого аспекта.
Всего возможно 24 варианта расстановки аспектов, и, соответственно 24 типа личности. Тип личности обозначается первыми буквами названий аспектов, перечисленными от первого (самого значимого) до четвертого. Кроме того, так же, как и в соционике, есть псевдонимы типов, но предпочтительным является все же буквенное обозначение. Например, тип с порядком функций Воля, Логика, Эмоция, Физика обозначается ВЛЭФ и имеет псевдоним «Сократ».
Аспекты психософии
Функции в психософии
Все функции можно разделить по трем признакам:
Полный список всех типов и их псевдонимы представлены в таблице ниже:
Психософия
Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.
Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.
Содержание
Введение
Таблица типов
Название | 1 | 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|---|
Толстой | Воля | Эмоция | Физика | Логика |
Сократ | Воля | Логика | Эмоция | Физика |
Ахматова | Воля | Эмоция | Логика | Физика |
Твардовский | Воля | Физика | Эмоция | Логика |
Наполеон | Воля | Физика | Логика | Эмоция |
Ленин | Воля | Логика | Физика | Эмоция |
Аристипп | Физика | Логика | Воля | Эмоция |
Чехов | Физика | Воля | Эмоция | Логика |
Дюма | Физика | Эмоция | Воля | Логика |
Эпикур | Физика | Логика | Эмоция | Воля |
Борджиа | Физика | Эмоция | Логика | Воля |
Гёте | Физика | Воля | Логика | Эмоция |
Бухарин | Эмоция | Физика | Логика | Воля |
Андерсен | Эмоция | Логика | Воля | Физика |
Газали | Эмоция | Воля | Логика | Физика |
Пастернак | Эмоция | Воля | Физика | Логика |
Руссо | Эмоция | Логика | Физика | Воля |
Пушкин | Эмоция | Физика | Воля | Логика |
Бертье | Логика | Физика | Эмоция | Воля |
Паскаль | Логика | Эмоция | Воля | Физика |
Платон | Логика | Физика | Воля | Эмоция |
Эйнштейн | Логика | Воля | Эмоция | Физика |
Августин | Логика | Эмоция | Физика | Воля |
Лао-цзы | Логика | Воля | Физика | Эмоция |
Обозначения
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
в этих обозначениях
Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.
Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Основное явление, изучаемое в современной психософии
Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.
Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:
При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.
Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что
Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием
( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),
а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием
( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
Описание основ психософии
Структура психософии (или «психе-йоги», сокращённо ПЙ) была впервые рассмотрена автором типологии Александром Афанасьевым в книге “Синтаксис любви”. Основополагающим базисом в психософии является четырёхэлементная модель, представленная набором функций, задаваемых уникальными комбинациями свойств их работы. Функции в модели Афанасьева принято называть по их порядковому номеру: Первая, Вторая, Третья и Четвёртая.
Задача функции – обрабатывать один из четырёх психософских аспектов таких как “Эмоция”, “Логика”, “Воля” и “Физика”. Каждый аспект может обрабатываться только одной функцией. Таким образом, четыре аспекта распределяются по всем позициям модели. Всего уникальных комбинаций распределения аспектов по функциям – двадцать четыре, каждая из которых представляет свой уникальный “психософский тип” (или “ПЙ-тип”).
Например, существует тип “Эйнштейн” (записывается как “ЛВЭФ”) – у него: Первая Логика, Вторая Воля, Третья Эмоция и Четвёртая Физика. И, если переставить местами любые два аспекта с одной функции на другую, получится новый тип.
Помимо психософии модель Афанасьева также применима в отношении других типологий, разработанных в последнее время: темпористики и аматорики (подробнее о которых Вы можете узнать на оригинальных авторских сайтах: temporistics.ru и amatorica.com ). Далее перейдём к тому, с какими аспектами работает ПЙ-тип:
Аспекты в психософии
Как уже было сказано, в психософии рассматривается четыре аспекта: “Э моция ” (Э), “Л огика ” (Л), “В оля ” (В) и “Ф изика ” (Ф). По словам Афанасьева, они описывают соответствующие состояния “души”, “ума”, духа” и “тела” человека. Увы, но данных терминов явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть наполнение аспектов, к тому же они скорее вносят дополнительное искажение смысла, нежели наводят на правильное понимание.
Психософия (как психологическая типология) изучает процесс взаимодействия людей друг с другом путём передачи своих аспектных состояний. Характер такого взаимодействия определяется свойствами функций модели ПЙ-типа, а его наполнение – свойствами воспринимаемого функцией аспектного состояния. Так, с помощью “эмоции” мы обмениваемся эмоциями и чувствами, с помощью “логики” – мнениями и представлениями, с помощью “воли” – желаниями и целями, и с помощью “физики” – реализацией физических потребностей.
Поскольку предметной области каждого аспекта соответствует своя собственная плоскость, не пересекающейся с другими аспектами, в поведении людей (их взаимодействии) можно по отдельности выделить явные проявления каждого аспекта. Помимо этого могут существовать и полиаспектные ситуации, которые затрагивают сферы разных взаимодействий. Так, например, занятие танцами можно рассмотреть одновременно как физическое взаимодействие (потребность в движении), так и как эмоциональное взаимодействие (обмен эмоциями с партнёром и зрителями).
Рассмотрим подробнее, что относится к каждому из аспектов:
К восприятию аспекта “эмоция” относятся такие взаимодействия как обмен эмоциями с собеседником, подстраивание или игнорирование чужих чувств, умение делиться своими переживаниями с другими, актёрское мастерство и естественность самовыражения, зависимость или независимость от собственных переживаний, способность к эмпатии. Положение эмоции влияет на отношение человека к стихам и изобразительному искусству, на предпочтения в кино и музыке, на умение чувствовать аудиторию и зрителей.
К восприятию аспекта “логика” относятся процессы, связанные с формированием и обменом мнениями и знаниями. Положение психософской “логики” влияет на наше умение спорить и вести дискуссии, на самостоятельность в формировании своей точки зрения, на умение понимать позицию собеседника, на способность менять своё мнение по мере появления новых фактов и сведений. Также, например, одним “логикам” свойственно больше ориентироваться как на их собственные умозаключения, тогда как другим – на мнение авторитетных источников.
К восприятию аспекта “воля” относятся качества и процессы, затрагивающие сферу нашего намерения, которое мы реализуем при постановке и достижении желаний и целей. Носители разных “воль” отличаются друг от друга различающимися подходами к реализации своих намерений. В зависимости от положения этого аспекта в модели ПЙ-типа, человек может помогать другим или ждать помощи от них, быть нацеленным на разделение ответственности и компромиссы или на индивидуальную реализацию своих желаний и целей (“каждый сам за себя”). Также аспект “воли” влияет на то, как человек принимает решения – делает ли он это самостоятельно или полагается на советы.
К восприятию аспекта “физики“ относятся качества и процессы, связанные с удовлетворением потребностей нашего тела, грубо говоря – со всем тем, чему сопутствует физическое взаимодействие человека с окружающей средой. Положение “физики” в модели ПЙ-типа выражается в образе жизни человека, в его вкусовых предпочтениях, в наличии или отсутствии интереса к спорту и физической активности, в отношении человека к питанию и кулинарии, гигиене, к своему здоровью. Также “физика” определяет жадность или щедрость человека, его отношение к собственности и деньгам, поведение в интимной сфере, косвенно влияет на телосложение и внешность человека.
Свойства функций в психософии
Как уже говорилось ранее, модель психософского типа представляет собой набор из четырёх функций. Каждая из этих функций задаётся комбинацией из трёх свойств, характеризующих определённые качества её работы. Так, функция может быть высокой или низкой, процессионной или результативной, а также принципиальной или непринципиальной.
Рассмотрим данные свойства:
Высокая функция формирует свое состояние самостоятельно и не слишком поддается влиянию со стороны других людей в своей аспектной сфере. Помимо этого, высокая функция сама стремится влиять на чужое состояние по данному аспекту. В свою очередь низкая функция поддается чужому влиянию в своей аспектной сфере, даже если ей того бы не хотелось, при этом она не имеет достаточной способности влиять на других людей по данному аспекту.
Принципиальная функция определяет важность для человека данного аспектного состояния и интерес к его изменению/поддержанию в себе, а не в других людях. В свою очередь непринципиальная функция определяет интерес человека к чужому аспектному состоянию и нацеленность на изменение/поддержку аспектного состояния в другом человеке.
Функции в психософии
Таким образом, комбинациями данных свойств задаются функции модели Афанасьева. Рассмотрим их основные качества работы:
Первая функция – высокая, результативная и принципиальная. Для данной функции приоритетным является собственное аспектное состояние (хотя носитель типа и не осознаёт его в достаточной мере, поскольку оно вытеснено из сферы его внимания). Избегая частых изменений (чтобы лишний раз на них не концентрироваться), каждый человек стремится поддерживать стабильность аспектного состояния по своей первой функции. Помимо этого данное состояние слабо поддается влиянию окружающих людей – его изменение происходит обычно тогда, когда человек сам того пожелает. При этом первой функции свойственно стремление (прежде всего в своих интересах) влиять с помощью своего аспекта на других людей.
Вторая функция – высокая, процессионная и непринципиальная. Эта функция определяет повышенный интерес носителя типа к аспектному состоянию других людей и стремление влиять на него. Аспект, находящийся на позиции второй функции, осознается в полной мере и постоянно находится в сфере внимания человека. В связи с этим вторая функция стремится провоцировать изменения в аспектном состоянии (прежде всего чужом), чтобы заполнить им свое внимание. При этом сам носитель типа слабо поддается чужому влиянию, будучи самостоятельным в формировании своего аспектного состояния по второй функции. Таким образом, двойка определяет зону свободного творчества человека: ее процессионность дает много энергии для реализации себя по данному аспекту, а непринципиальность делает ее неуязвимой для критики.
Третья функция – низкая, процессионная и принципиальная. Данная функция, как и вторая, определяет осознаваемость носителем типа своего аспекта и постоянную концентрацию на нём. В связи с этим человек нуждается в постоянном изменении своего аспектного состояния для заполнения им своего внимания. При этом для тройки приоритетно своё собственное аспектное состояние, поэтому её внимание больше направлено на изменения в самой себе. Также данная функция заметно поддается влиянию со стороны (даже если она того не желает). По этой причине носителям типа свойственно концентрироваться на том, чтобы минимизировать нежелательные и максимизировать желательные влияния на себя. Важно подметить, что третья функция содержит в себе максимальный потенциал развития человека: ее принципиальность определяет наличие амбиций в своей сфере, а процессионность дает достаточное количество энергии на их реализацию.
Четвёртая функция – низкая, результативная и непринципиальная. Данная функция обладает минимальной потребностью во взаимодействии по своему аспектному состоянию и при этом (будучи низкой) она склонна поддаваться влиянию со стороны других людей. В результате, не обладая высокими требования к себе, она ориентируется на запросы по аспектному состоянию, поступающие от других людей.
Зачем нужны подтипы, если есть психософия?
Cоционический тип – это модель, через которую человек воспринимает информацию. Психософский тип за это не отвечает. Соционика и психософия описывают личность человека, и в таком случае можно говорить, что различия между разными типами людей объясняются разными психософскими типами. Но и в той же степени эти различия объясняются различными соционическими типами.
То есть речь идёт о степени вложенности. Есть личность, а уже потом на одном уровне (более низком) находится и соционика, и психософия (и темпористика с аматорикой). Наша личность – это набор констант, которыми выступают наши типы. Это независимые постоянные и между ними нельзя нарисовать зависимость. Психософия описывает различия между разными типами людей, но не социотипами. Надеюсь, Вы поняли мою мысль.
Различия же между соционическими типами можно описать с помощью различных аспектов, находящихся в различных ячейках функций модели А, потому что эти аспекты и функции являются элементом, вложенным в соционический тип. По отношению к психософии нельзя о таком говорить. Существует лишь наложение различных типов друг на друга, что даёт нам тип личности человека.
Чтобы описать различия между соционическими типами, необходимо использовать понятия, входящие в рамки теории о соционических типах. Для этого были придуманы подтипы. Подтипы описывают то, как мы проявляем различные аспекты информации, которые принимают участие в информационном метаболизме. Психософия же оперирует своими аспектами, которые не относятся к соционике.
Например, Штирлиц ЛВФЭ НЕ отличается от Штирлица ВЛФЭ тем, что у него другой психотип. “Штирлиц” – это модель восприятия информации человеком, но это не человек. Человек – это всего лишь представитель типа “Штирлиц”. Правильно говорить, что это человек с типом ИМ “Штирлиц” отличается от другого человека с типом ИМ “Штирлиц” тем, что у него другой психософский тип. Н о при этом доминантный Штирлиц отличается от креативного Штирилца тем, что они проявляют различные соционические функции/аспекты в своём поведении.
Большая проблема соционики в том, что большинство стереотипных представлений о типах построены на типичных представителях социотипов. Все интертипные отношения описывают отношения между представителями типичных подтипов. То есть дуальность – это отношения доминантного ЛСЭ и нормирующего ЭИИ, а конфликт – отношения креативного СЛЭ и нормирующего ЭИИ. Если же учитывать подтипы, это совсем не так. Да, это правильно для типичных типов, но неправильно для нетипичных.
Если Вы поймёте, как это проявляется на практике, что теория подтипов работает, Вы поймёте, что теория подтипов очень многое объясняет, чего не объясняет “каноническая” соционика. И тогда Вы сможете понять то, о чём я сейчас говорю. Вы увидите тождов с разными подтипами и поймёте, что различий между ними так много, что приплетать сюда психософию будет пока что лишним. Только тогда, когда Вы поймёте различия между этими тождами, Вы сможете прибавить туда различия их психотипов. И в таком случае Вы получите различные характеры человека (но не типы).
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.