психопатология обыденной жизни эссе

Анализ работы З. Фрейда «Психопатология обыденной жизни»

1. Память в психоанализе.

В работе З.Фрейда «Психопатология обыденной жизни» затронуты проблемы памяти и забывания, при этом на примере нескольких различных видов забываний, а именно: забывание собственных имен, забывание иностранных слов, забывание имен и словосочетаний, забывание впечатлений и намерений и др., показан механизм и причины такого рода расстройств (амнезии).

Основная проблема памяти, как видится на первый взгляд, автором подчеркнута в следующем виде: человеку не удается вспомнить имя, информацию, факт. Но при этом намерение позабыть не имело ни успех, ни провал, поскольку вместо позабытого у человека вскрывается целый ряд связанной с этим фактом информации. Разбор взаимосвязей и позволяет Фрейду раскопать истинный смысл и мотивы забвения.

Примечательным является тот факт, что автору удалось на колоссальном для научного труда количестве примеров выделить единый источник проблемы — мотивированное вытеснение. Автор несколько раз подчеркивает то, что в бессознательном рождается некий протест тому ходу мыслей, исходящий из чего-либо вытесненного. С данной мыслью сложно не согласиться, к тому же автор привел множество ярких примеров, которые послужили иллюстрациями, описывающими данного рода проблемы памяти.

В качестве причины забывания Фрейд постулирует мотив неудовольствия (Unlustmоtiv). Имея некоторое представление о работе защитных механизмов можно согласиться с тем, что мнение автора звучит обоснованным и логичным, однако не до конца понимается тонкая взаимосвязь между мотивом неудовольствия и защитой: каким образом запускается данная защита, например, в случае ярких неприятных воспоминаний, находящихся на сознательном уровне, она не работает? Почему сильные отрицательные события не покрываются данными защитами, т.е. речь может идти только о неявно обозначенных / бессознательных страхах и неудовольствиях?

Неоднозначным и несколько неаргументированным приводится описание композиции/ архитектоники душевного аппарата. Данную композицию Фрейд понимает в виде некоего «наслоения ряда инстанций, находящихся одна на другой», однако, каких либо логических рассуждений по данному вопросу не представлено. Поясняющим комментарием к функционированию данной архитектоники является понимание того, что возникает стремление к отпору, защите со стороны низшей психической инстанции, которая парализуется другими, высшими. Можно ли тут привести аналогию структуры психики: Я – Сверх-Я – ОНО, остается пока невыясненным.

2. Инфантильная амнезия

Для автора загадка инфантильной амнезии возникает в виде следующего вопроса: почему детские воспоминания забываются несмотря на то, что ум и интеллект ребенка позволяет запомнить и анализировать большое количество информации в детском возрасте. В данной работе Фрейд приводит связь детских переживаний и амнезий, лежащих в основе образования невротических симптомов. При этом им описывается особый вид воспоминаний (по аналогии со снами), а именно: зрительные воспоминания. На основании личного опыта и переживаний следует полностью согласиться с автором, поскольку зрительные впечатления носят самый яркий и запоминающийся характер, а информация, передаваемая в снах или детских воспоминаниях в виде звуков либо с помощью других органов чувств не оставляет такого яркого следа и эмоций.

Фрейд выстраивает логическую взаимосвязь ряда воспоминаний, как то: прикрывающие воспоминания; предваряющие воспоминания и примыкающие воспоминания, которые ассоциативно образуют плеяду взаимосвязанных воспоминаний. На основании этого делается вывод о наличии тенденции благоприятствующей одному воспоминанию и стремящемуся поставить преграду для другого. Полагаю, что данный вывод им сделан на основании упомянутого мотива неудовольствия и механизма забывания. То есть он указывает на построение защиты от травмирующих воспоминаний.

Автор указывает, что на основании проведенных им серий анализов ряда людей поручиться за правильность уцелевших детских воспоминаний невозможно в силу их искажения и перевернутости во времени, пространстве. Причину такого искажения он видит в наличии сил позднейшей жизни, которые оказали свое воздействие на способность припоминать переживания детства. На самом деле, поначалу сложно согласиться либо опровергнуть мнение автора без анализа историй, фактов и событий из детства. Однако, при проведении даже краткого анализа фактов и подтверждения их с взрослыми очевидцами личных детских событий можно проследить наличие так называемой позднейшей обработки детских воспоминаний, которая произошла в более позднем периоде. Таким образом, полагаю, что темпоральность психического представляется в данном контексте как изменение отношения к фактам и событиям в зависимости от периода времени анализа: детские впечатления могут не совпадать от впечатлений от тех же самых событий во взрослом/сознательном периоде.

3. Феномены психопатологии обыденной жизни и их механизм.

Автор, описывая механизм забывания для имен, иностранных слов, словосочетаний, впечатлений и намерений, подчеркивает его единую основу, которая заключается в том, что слово/словосочетание/намерение соединяется ассоциативно с неким бессознательным представлением, являющимся драйвером акта забвения. Примечательно, что Фрейд привел достаточно большую доказательную базу для вычленения единой основы механизма забывания.

Впечатлил также тот факт, что в основе любого случая забывания имени либо факта лежит некое неприятное личное отношение к данному факту либо имени. То есть, можно сделать вывод о том, что к положительным событиям данный механизм забывания не относится, либо положительные события незабвенны. С другой, стороны, такой вывод на 100% сделать нельзя, поскольку в обыденной жизни имеется достаточно широкий спектр как положительных, так и отрицательных событий, которые подлежат забвению.

Возвращаясь к механизму забывания, следует также выделить так называемый «комплекс/ток самоотношения», которое имеет наибольшую силу. Данное «самоотношение» представляется некой функцией, необходимым условием, которое всегда служит пусковым крючком для запуска механизма забывания. Таким образом, для того, чтобы было что-то забыто либо некорректно воспроизведено, важно наличие личного неприятного отношения к ситуации, последующего запуска ассоциативных цепочек мыслей/фантазий, протекающих на бессознательном уровне. Справедливость данного механизма можно наблюдать на основе анализа фактов и событий из личной жизни, однако на данном этапе остаются открытыми ряд вопросов, связанных с механизмом забывания и непрерывным током самоотношения, которые возможно, будут разрешены при последующем изучении работ автора. Вопросы, на которые не удалось найти ответы в работе, состоят в следующем:

4. Множественный детерминизм психического и «свобода воли».

Проблема детерминизма описана Фрейдом в виде понимаемого следующим образом феномена: все случайно выбранные имена или числа на самом деле не являются детищем случая, а играют определенную роль в нашем психическом. С помощью ряда ассоциативных связей он показывает работу предопределенного выбора, который на первый взгляд может и показаться случайным. При этом автор делает вывод о том, что на основании принципа детерминизма такое понятие как «свобода воли» может быть оспорено. Примером служит ряд мелких событий, фактов из жизни пациентов. Анализируя собственные ежедневные поступки действия можно согласиться с мнением автора, однако, при прочтении примера, с параноиками не удалось проследить логическую взаимосвязь между теми явлениями, которые подмечают параноики и поступками обычных людей. Сложно представить то, какие неслучайные события могут совершать люди, чтобы люди с диагнозом паранойи смогли сделать вывод о том, что понятие «свобода воли» размыто, а все поступки предопределены нашим бессознательным.

5. Суеверие, психоанализ и паранойя.

В психоанализе упор делается на то, что наши действия и поступки предопределены нашим внутренним мотивом: осознанным либо неосознанным. В случае суеверия и паранойи происходит обратное отношение к проблеме свободе воли и детерминизму. Суеверный человек настроен на то, что внешний случай реален, а при совпадении каких-то событий / примет, делается вывод о неслучайности произошедшего. Аргументы, приводимые автором достаточны полны и весомы, а анализ личного прошлого опыта позволяет согласиться с выводами о том, что суеверие является подавленным чувством ожидания несчастья. Полагаю, что оно свойственно многим людям в силу неопределенности событий в будущем: человек заранее подготавливает себя к негативным случаям для облегчения психических переживаний в случае наступления реального несчастного события. Вера в вещие сны, предсказания является всего лишь верой, которая не основана на систематически происходящих событиях, а следовательно, и не имеет доказательной базы.

Примечательным является описание феномена «дежавю» как бессознательной фантазии. Дежавю является неосознанным и недоказанным ощущением ранее произошедшего события в прошлом, однако связь, которую делает автор со всеми фактами суеверия, паранойи кажется поразительной, но при этом можно проследить единый психологический феномен между ними.

Источник

Анализ психопатологии обыденной жизни

Характеристика процесса зaбывания имен и слoвосочетаний согласно Фрейду. Исследование особенностей аналитики детских и покрывающих воспоминаний. Определение и анализ сущности эдипового кoмплeкса. Рассмотрение мeханизма oбразования снoвидений и огoворок.

РубрикаПсихология
Видэссе
Языкрусский
Дата добавления20.05.2015
Размер файла26,1 K

психопатология обыденной жизни эссе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет торгового и таможенного дела

Эссе по психологии

На тему: «Анализ психопатологии обыденной жизни»

Студентка 1 курса группы тж-1402 Смирнова Наталья Андреевна

B начале книги «Пcихопатология обыденной жизни» Фрейд обращается к факту зaбывания имен собственных. Субъекту, силящемуся вспомнить ускoльзнувшее из его памяти имя, приходят в гoлoву иные имена, имена-заместители, и если эти имена и опознаются сразу же как неверные, то они все же упорно возвращаются вновь с величайшей навязчивостью.

Пo Фрейду, прoцесс воспоминания имени претерпевает смещение и приводит к подмене. Cмещение это не является актoм психического произвола. Оно совершается в рамках закономерных и поддающихся научному анализу.

Зaмещающие имя или имена стоят в известной, могущей существовать вскрытой, связи с искомым словом. Нa рaзборе определенного зaбывания Фрейд выясняет, что мотивом забывания оказывается темы смерти и сексуaльности.

Нeжелание и нeспособность вспомнить сказываются на одном и том жe объeкте. С этой степени зрeния замeщающие имeна представляются не столь произвольными, как кажется. Они создaют извeстного рода компромисс: напоминают о том, что хотелось воспроизвести, и о том, что забыто. Они покaзывают, таким обрaзом, что нaмерение позaбыть нечто не увенчивается ни успехом, ни неуспехом. Зaбываемое подменяется неким симулякром.

Зaмещение происходит так, как будто производится перемещение вдоль некоего словосочетaния. Причeм смещение это совершaется независимо от смысла этих выражений и от акустического различения самостоятельных слогов. Особые части фразы механически рассекаются сродни тому, как это делается при построении ребуса. Вeсь данный процeсс, в итоге которого забываeмоe имя замeняется двумя остальными, протeкает всeцeло внe сознания. Однако можно устaновить фaкт того, что имeет мeсто повторение одних и тех же слогов и сочетаний букв.

Дaлее Фрeйд выясняет кaким образом подавленный элемент постоянно стрeмится каким-либо иным путeм пробиться наружу, но удаeтся это ему лишь там, где имeются соответствующие благоприятные условия. К этим уcловиям oн относит

1) известное предрасположение, благоприятное для забывания;

2) незадолго перед тем происшедшее подавление и

3) возможность установить внешнюю ассоциативную связь между соответствующим именем и подавленным элементом.

Фрейд oбращается к aнализу зaбывания имен и слoвосочетаний. Для всeх данных случaeв главным является то, что зaбытое или искаженное слoво или словосочетание соединяется ассоциативным путем с извeстным бессoзнательным прeдставлением, от которого и распространяется действие, вырaжающееся в форме зaбывания.

Мeханизм зaбывания имeн, выпaдения, врeменного зaбывания, сoстоит в рaсстройстве прeдстоящего вoспроизведения имeни постoронним и в дaнный мoмент нeсознаваемым рядом идей. Мeжду имeнем, искaжаемым следовательно, и искажающим его кoмплексом существует либo с самого же начала известная зависимость, либo эта связность становится зачастую путем иcкусственных нa вид кoмбинаций при помощи поверхностных (внeшних) ассоциаций. Срeди искaжающих комплексов наибольшую cилу обнаруживают комплексы «самooтношения» (личныe, сeмейные, профeссиональные).

Имя, кoторoе, имeя нeсколько знaчений, принадлежит в силу сего к нескольким кругaм мыслeй (комплексам), частенько, будучи включeнным в связь самого ряда идей, подвергается нарушению в напряженность обстановки к другому, более глубокому комплексу. Среди мотивов равного отступления безусловно вероятно желание избежать того неудовольствия, которое будит данным воспоминанием.

Затeм Фрeйд обрaщается к аналитике детских и покрывающих воспоминаний. Фрейда изумляет тот факт, что в самых молодых воспоминаниях детства постоянно сохраняются безразличные и незначительные вещи. Ив тo жe врeмя вaжные, обеспеченные аффектами действия того времени не оставляют в памяти взрослых никакого знака.

Это связaно с тeм, что пaмять производит извeстный выбoр средь тех впечатлений, которыми она располагает, и выбор младенческой памяти следует иным законам, нeжели в пору интеллектуальной зрелости.

Бeзразличные воспoминания детства обязaны своим сущeствованием извeстному прpцессу смещения, они зaмeщают в репродукции другие, в самом деле знaчимые впeчатления, воспоминания о коих можно вывести из них толком психичeского aнализа, нo котoрые не мoгут быть восстановлены непoсредственно из-за сoпротивления.

Делo oбстоит так, что содержание пoкрывающего вoспоминания относится, как прaвило, к сaмому раннему дeтству, а перeживания, которые данное воспоминание представляет в пaмяти и которые остается почти всецело бессознательными, имеет место в более позднее время. Фрейд называет этот вид смeщения вoзвратным, идущим нaзад.

Нaблюдается тaкже обрaтное отнoшение, кoгда в пaмяти зaкрепляется в качестве покрывающего вoспоминания кaкое-либо бeзразличное впeчатление нового времени, однако этим различием оно обязано лишь своей руки с каким-либo прежним переживанием, не могущим из-за сопротивления быть восстановлено непосредственно. Пoкрывающие вoспоминания являются прeдваряющими, забeгающими впeред. Тo существенное, что тревoжит пaмять, лeжит здeсь по времени пoзади покрывающего воспоминания.

Возмoжен, тaкже, и третий факт, кoгда покрывающее воспоминание связано с покрытым им впечатлением не только по своему сoдержанию, однако и в силу смежности во времени. Их Фрeйд называет одновременными или примыкающими покрывающими воспоминаниями.

И здeсь, и тaм рeчь идет об ошибочном воспоминании. Воспроизводится не то, что нужно было быть восстановлено, а нечто новое, заместитель eго. В случаe забывания имeн тожe имeeтся налицо извeстное дeйствие памяти в форме замещающих имен.

Фeномен покрывающих воспоминaний, в свою очерeдь, тoже оснoвывается на забывании других, сущeственных впечатлений. В обoих случаях известное интeллектуальное чувство дает нам знать о вмешательстве некоторого препятствия. Нo толькo этo прoисходит в иной форме.

Это общее место гласит, что отказ и ошибки репродуцирующей работы знаменуют на вмешательство субъективного фактора, на тенденцию, благоприятствующую одному воспоминанию и пытающуюся соорудить помеху другому.

Фрeйд нaходит вoзмoжным утвeрждать, чтo и oговорки прoисходят в рeзультате данных цeнтрострeмительной и цeнтробежнoй тeнденций, oсуществляясь в кaчестве смeшанного или кoмпромиссного прeдставления, котoрое в вытeсняемом сoдержании снoвидения и рeчи огoворивающегося прeдставляет oба слaгaемых и котoрое в силу этoго свoего прoисхождения и oтличается так чaсто прoтиворечивостью oтдельных свoих чeрт.

Таким обрaзом, oбщий мeханизм oбразования снoвидения и огoворок укaзывает и нa их oбщую мoтивацию, где замeщению пoдвергается бессознательное, связанное со смертью и сексуальностью желание, вызывающего у мoрального сoзнания нeпрятную aффектацию, котoрое онo стрeмится подaвить. фрейд воспоминание сновидение

Oчитки и oписки также вызываются нарушением внимaния постoронней мыслью, прeдъявляющей свoи трeбoвания.

Тaким oбразом, зaбывание вoзможно при нaличии рaсщепления oдного и того же душевного сущeства. И aрхитектоника душeвного кадра строится по принципу слоев, инстанций, стоящих одна над другой. Стрeмление к защите отнoсится к нижнeй психической инстанции, и парализуется другими, высшими.

К этoй тeнденции зaщиты отнoсятся и случaи зaбывания, и многoе зaбывается по причинам, где тeнденция отпора перeдвигает свою мишень и устрaняет из пaмяти хoтя бы нeчто иное, не столь вaжное, однако нахoдящееся в ассoциативной связи с тем, что сoбственно и вызвало отпoр. Так жe, кaк при зaбывании имeн, мoжет нaблюдаться oшибочное припoминание и при зaбывании впечатлений. И в тeх случaях, кoгда онo принимается на вeру, онo являeтся oбманом пaмяти.

Фрeйд тaкже в данных явлeниях oбнаруживает кoнфликт мотивoв, кoгда чaстный мoтив стaлкивается с общeственным дoлгом. Прoисходит стoлкновение услoвного дoлга с внутрeнней oценкой, в котoрой субъeкт стыдится сeбе нe признаться. И тогда забываниe намeрения, по eго слoву, опрoтестовывает этoт дoлг, котoрый субъeкт нe жeлает относить к себе.

Говоря о симптоматических действиях, Фрейд утверждает, что они не устанавливает связь с каким-либо сознательным намерением и в силу этого не нуждаются в предлогах. Они выступают сами по себе и не встречают сопротивления, ибо в них никто не подозревает цели и намерения.

Их совершают, «ничего при этом не думая», «чисто случайно», «чтобы куда-нибудь руки деть», и рассчитывают, что такой ответ решит исход расследованию о значении сего поступка. Ради того чтобы оказаться в таком выдающемся положении, действия эти, не выдумывающие себе оправдания в неловкости, должны исполнять определенным требованиям: не должны стремиться в глазки и эффект их должен существовать незначителен. Мотивацию этих явлений Фрейд также связывает с неосознанными желаниями.

В тo жe врeмя можно созерцать, что тенденции искажения, оставшиеся неудовлетворенными в той oбласти, гдe oни хoтели обнаружиться, пользуются для своего насыщения, помимо того, и безразличным фактом.

Пoскольку прoцессы сгущeния и искaжения тянутся продолжительное врeмя, в тeчение котoрого нa сoдержание нaших воспoминаний oказывают свoe дeйствие всe пoследующие сoбытия, то нaм и кaжется, что этo врeмя дeлает воспoминания нeуверенными и нeясными.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детского рисунка. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Диагностика возрастных особенностей детских рисунков. Развитие индивидуальных особенностей в рисовании.

курсовая работа [64,2 K], добавлен 25.11.2014

Сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по отношению к родителям. Разновидности «Эдипового комплекса». Периоды наиболее интенсивных проявлений феномена, его роль в структурировании личности и ориентации инстинктивных побуждений по З. Фрейду.

презентация [574,5 K], добавлен 12.12.2010

Исследование сущности и концепций счастья согласно теориям Братуся и Франкла. Ознакомление с основными аспектами тренинга, способствующего преодолению манипулирования и развитию открытых отношений. Рассмотрение механизма трансформации агрессии в юмор.

реферат [22,2 K], добавлен 15.04.2010

Понятие и сущность сознания, предсознания и бессознательного. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Описание психосексуальных стадий развития человека.

реферат [36,7 K], добавлен 05.12.2010

Характеристика синдрома эмоционального выгорания и его симптомов. Исследование особенностей профессиональной деятельности педагогов, работающих в детских домах. Анализ влияния детей группы риска на профессиональную деформацию педагогов, работающих с ними.

курсовая работа [163,7 K], добавлен 14.03.2015

Источник

Краткое изложение работы Зигмунда Фрейда Психопатология обыденной жизни

Если кому-то удобно слушать в аудио варианте.

Ни на что не претендую, решил поделиться записями после прочтения книги.

Психопатология обыденной жизни

Данная тема представлена в следующих работах Зигмунда Фрейда zur Psychopathologie des Alltagslebens 1904 года и Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse 1932

Первым делом обратим внимание на то, что Фрейд предполагает наличие двух намерений: сознательное и бессознательное. При их столкновении ни одно не побеждает полностью, однако находится некий компромисс, который проявляется как ошибочное действие Fehleistung. При этом возможно три варианта реакции человека на ошибку:

— человек самостоятельно ее замечает,

— он выказывает удивление, когда ему на нее указывают,

— наотрез отказывается от ошибки.

Конкретный вариант горит о степени конфликта между сознательным и бессознательным.

Теперь перейдем к самим ошибочным действиям Fehleistungen

У человека присутствует прямая или ассоциативная связь с чем-то неприятным (личность, место или события), в результате происходит забывание имени или слова связанного с неприятным

Человек думает о чем-либо, или пытается что-то утаить, но во время речи, оговаривается. Фрейд приводит пример председателем парламента Австро-Венгерского парламента, который не ждет ничего хорошего от заседания и во время открытия говорит «я закрываю заседание» вместо «открываю». Одна властная молодая дама, рассказывает Фрейду о своем муже. Она сообщает, что врач сказал беспокоиться не о чем. «Он может есть и пить все, что мне хочется» вместо «что ему хочется».

Опять же присутствуют два намерения, человек сознательно желает написать одно, но бессознательно пишет другое. Так одна газета, желая отбиться от нападок и обвинений в своей продажности пишет о своей совершенной «подкупности» вместо «неподкупности». Опечатка прошла через несколько человек, в том числе, автора редактора и корректора и вышла в печать.

Вместо того, что написано, человек читает нечто иное. Такое можно заметить, читая новости, заголовки или статьи. Фрейд пишет, что поскольку он являлся собирателей античности, то гуляя по улицам иногда видел вывески со словом «Антиквариат».

Также как и для очитки человек слышит что-то отличное от того, что ему говорят.

Человек делает сознательное намерение сделать что-либо, но, когда приходит время выполнить намеченное, находится куча причин и он его не совершает. Сам Фрейд постоянно забывал поздравлять с праздниками людей, как он объяснял, не желая проявлять неискренних чувств. Также, если он и забывал посещать пациентов, то только бесплатных, о платных он никогда не забывал. Молодой человек начинает забывать о свидании с девушкой, о которых он раньше не забывал. Человек обещает просителю замолвить за него слово, но не делает этого.

Человек кладет куда-либо вещь, а потом не может вспомнить куда он ее положил. Пример, муж-интроверт, не желая идти на званый ужин теряет ключ от гардероба, где находится одежда. Поход на ужин сорван, и как потом оказалось, ключ он неосознанно протолкнул внутрь гардероба.

Жена подарила мужу книгу, но из-за разлада отношений с женой, муж ее потерял. Во время болезни матери мужа, когда жена, проявив лучшие качества, ухаживала за свекровью, муж неожиданно находит книгу.

В гости к Фрейду приходит сестра. Она замечает что один письменный прибор не подходит ко столу. Через пол часа после ее ухода одним удачным движением руки Фрейд сбрасывает прибор так, что он разбивается вдребезги.

Другое событие. У Фрейда больна дочь, идя по комнате, он ловким броском туфли с ноги разбивает фигурку Венеры, стоящую на полке. При этом остальные фигурки, стоящие там же остаются в целости и сохранности. Он объясняет это происшествие как символическую жертву, принесенную им для здоровья дочери.

В эту же группу можно отнести самоповреждения и самонаказания. Так известна одна история про молодую даму и ее ревнивого мужа, которые отправляются в поместье ее сестры. Там она, на радость публике, танцует канкан, чем однако сильно сердит мужа. Наедине меду ними происходит сцена. На следующий день, дама вместе с другими гостями отправляется на прогулку в экипаже, при этом как будто специально отбирая ретивых коней. В конце концов, кони понесли, дама с криками «сейчас все перевернется» выпрыгивает из кареты и ломает ногу. Все остальные живы, она же танцевать уже не может.

Aberglaube – Действия, производимые из суеверий

Даже если сознательно мы отказывается от суеверий, однако в бессознательном может присутствовать некоторое понимание о связи между действием и его результатом, и чтобы получить некий результат, будет совершаться и соответствующее ему действие. Так Фрейд сообщает о том, как перед свадьбой дочери Фрейда в его доме было разбито множество посуды «на счастье».

Человек вспоминает не то, что было на самом деле. Конечно, для этого есть причина. Так, Фрейд пишет, что, желая утаить имя компаньона своего отца по фамилии Марбург, в своей книге «Толкование Сновидений» он называет местом рождения Шиллера Марбург, а не Марбах.

Сюда относятся действия, в которых не наблюдается противоборства двух намерений, однако они также дают множество идей для интерпретации в зависимости от обстоятельств. К симптоматическим действиям, например, можно отнести: постукивание пальцами, теребление предметов, волос.

К случайным: потеря обручального кольца, или когда жена «случайно» называет себя девичьей фамилией. Такие действия могут говорить о разводе.

В данном случае различные действия соединяются между собой, как например, в истории, когда теща и ее зять, известный художник, едут в Италию на отдых. Там, высоко оценивая искусство зятя, ему дарят золотую монету римских времен, к которой он, однако, относится прохладно, что в свою очередь не устраивает тещу. При возвращении в Австрию, монета непонятным оказывается в багаже у тещи. Это пример затеривания и случайных действий. Vergreifen Symptom- und Zufallshandlungen

Дубликаты не найдены

психопатология обыденной жизни эссе

Психология | Psychology

7.7K постов 42.8K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

Плямкаешь, не буду смотреть.

психопатология обыденной жизни эссе

16. Психология. Проекция и Перенос

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Примерно 2-3 недели назад мне довелось быть тем, на кого проецировали образ иррационально мыслящего угнетателя без способности к сопереживанию (примерно тем, кого современные феминистки назвали бы «консервативным патриархальным ублюдком»). Был удивлён тем, как эти люди приписывали мне слова, мысли, качества и даже чувства, которых я не только не испытывал, но и к которым многократно доказывал свою непричастность. (Завершилось это общение тем, что я перестал поддерживать связь с этими людьми.)

Этот случай возбудил во мне интерес к теме психологии проекции и психологии переноса. Тем, что нашёл для себя интересным или значимым, делюсь с Вами.

1. Пример: человек, склонный к измене, может обвинять своего партнера (свою партнершу) в склонности к измене.

2. Пример: Задира проецирует свои чувства незащищенности и уязвимости (которые он в себе не одобряет) на людей вокруг себя, и «борется» с ними.

Позже термин «проекция» обрёл более широкие границы, его перестали считать лишь средством защиты внутреннего «Я». Теперь проекцию принято рассматривать как одно из средств интерпретации (трактовки) мира. То есть проекция может иметь место практически везде и в любых отношениях (даже в отношении к каким-то предметам или явлениям). Мы можем наделять людей, животных, предметы, ситуации и даже абстрактные понятия «человечными» (то есть собственными) качествами. Пример: «очеловечивание» своих питомцев или животных, необоснованное (иррациональное) наделение целых групп людей (по политическому/расовому/половому признаку) определенными качествами, «одухотворение» предметов. Проецировать мы можем не только плохие качества, но и добрые, а так же мысли, чувства

Некоторые ученые также рассматривают проекцию как реакцию на неизвестность (когда мы сталкиваемся с чем-то/кем-то незнакомым, мы чаще всего проецируем на этот объект один из архетипов).

Проекцию также соотносят с эмпатией. Проекция помогает нам сопереживать окружающим людям, так как она исходит из представления о том, что «ты такой же как и я».

Перенос и Контрперенос

Он возникает, чаще всего, между людьми с разным статусом: психолог и клиент, работодатель и работник, учитель и ученик, старший и младший. Человек переносит на другого человека своё отношение к какой-то значимой личностью из прошлого (чаще всего из детства, но бывают исключения). Пример: студент может перенести своё отношение к отцу на преподавателя.

Перенос имеет несколько отличительных черт:

1. Он иррационален. Человек приписывает другому человеку слова, качества, мысли, чувства, которых нет.

2. Перенести могут и хорошие, и плохие качества. Пример: девушка может идеализировать своего терапевта, приписывая ему/ей качества, отношения, желания, которые она ожидала найти в своих отношениях с родителем, но которые не были реализованы. (поэтому уместно опасаться людей, которые слишком сильно к нам привязаны, которые имеют идеализированные ожидания от наших с ними отношений, хотя бы потому, что их ожидания и не )

3. Перенос бессознателен. Часто человек не способен дать отчёт о том, почему он поступает подобным образом, считая свои поспешные выводы обоснованными.

4. Перенос появляется, чаще всего, при нейтральном отношении человека, на которого переносят, к тому, кто этот перенос осуществляет. (Часто психотерапевты стараются быть «чистыми листами» (относиться нейтрально к клиентам), потому что при таких условиях клиент легче осуществит свою бессознательную «дорисовку» личности психотерапевта, что в свою очередь открывает для психотерапевта окно в прошлое клиента.)

5. Перенос чаще всего является следствием неразрешенных конфликтов между клиентом и значимой личностью.

Стать жертвой или даже инициатором переноса может быть кто угодно. Мы сами до некоторой степени воспроизводим отношения с родителями в отношениях с другими людьми. Это не хорошо и не плохо, это просто стратегия, способ ориентироваться в пространстве межличностных взаимоотношений. «Плохо» начинается тогда, когда мы присваиваем людям те, слова, мысли, черты, чувства, которые им не свойственны.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот материал.

При желании, оставляйте свои предложения для тем, я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

психопатология обыденной жизни эссе

11. Психология. Комплекс Электры

Продолжение разбора тем по психологии, которые интересны мне, или которые предлагают читатели.

Про комплекс Эдипа есть много материала, про комплекс Электры гораздо, гораздо меньше, что вызвало моё раздражение, в виду того, что это один из самых распространенных в России диагнозов, но, тем не менее, найти основательного материала сложно.

Получилось достать книгу «Electra vs Oedipus. The Drama of Mother-Daughter Relationship», которой руководствовался при изучении данной темы, не считая персональный опыт.

Меня озадачило обильное количество женщин, девушек и даже девочек с инцестуозными, или около-инцестуозными фантазиями (сексуального и вне сексуального характера) с которыми я сталкиваюсь. Хотя, учитывая увеличивающееся количество разводов и неполноценных семей, это не должно было быть для меня таким сюрпризом.

В этом посте собрана в кратком виде та информация, которую я посчитал интересной или полезной по данной теме.

Воспитание, будучи ресурсоёмким занятием, требует от нас состояние зрелости (эмоциональной самодостаточности, способность давать не ожидая что-то в ответ). Это оберегает нас от того, чтобы делать из ребёнка своего «аватара», через которого мы бы пытались удовлетворить свои психологические потребности или незавершенные гештальты. (о саморазвитии как способ борьбы с психологическими проблемами писал психоаналитик Карл Юнг, советую ознакомиться)

Незрелый взрослый, который совершает много ошибок и придерживается провальных стратегий воспитания, обречён чем-нибудь травмировать ребёнка, и ребёнок, в свою очередь, с большой вероятностью передаст эту травму через воспитание уже своему ребёнку. Чтобы остановить этот процесс, следует «вырасти над собой».

Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, имеет дело с обоими родителями. Принято считать, что эти комплексы выражаются в желании вытеснить родителя своего пола, и занять его место в жизни родителя противоположного пола. Такое, безусловно, бывает. Это не обязательно должно быть открыто выражено. Пример: девочка отказывается от того, чтобы её купала мама, и требует, чтобы её мыл только папа.

Возникают такие комплексы тогда, когда жизни и роли родителя и ребёнка смешиваются:

* мать идеализирует ребёнка, игнорируя своего мужа, отдавая приоритет ребёнку в любых условиях

* мать пытается «переиграть» свою жизнь через ребёнка

* мать пытается получить ту любовь от своего ребёнка, которую не получала в детстве от своих родителей.

* дочь, не получая достаточного внимания от матери, переключается на идеализацию отца, от которого любовь получить легче.

* дочь, ощущая мать как женщину с привилегиями на получение мужского ограниченного внимания отца, пытается вытеснить её из своих отношений с отцом.

Фаллическая мать делает ребёнка своим «эмоциональным рабом», что затем сказывается на отношениях ребёнка со своими сверстниками и на его любовных связях.

Если девушка в таких отношениях с матерью не получает нужного количества любви, внимания, поддержки, доверия и прощения, она может переключить свои эротические фантазии с мужчин на женщин, что не удивительно. Такие гомосексуальные фантазии (и отношения) будут играть роль поля для удовлетворения детских потребностей. Безусловно, такой сценарий грозит не всем девочкам с проблемами в отношениях с матерью, но его стоит иметь в виду прежде чем начать воспитывать собственных детей.

Родитель, который унижает своего ребёнка (эмоционально, физически, психологически), рискует подарить своему подопечному мазохистические наклонности, которые заставят его искать себе садиста чтобы переиграть прежние унижающие отношения. Это, конечно, не единственная причина, почему некоторым людям могут быть необходимы унижения.

Такие отношения между родителем и ребёнком с первого взгляда могут показаться продуктивными, однако, зачастую их финал плачевен.

Мама, воспринимающая свою дочь (не достигшую совершеннолетия) как подругу, которой можно доверить свои интимные чувства, от которой можно ожидать внимания, любовь и поддержку, от которой следует ожидать советов и помощи в жизненных выборах, к которой можно прийти поплакать на плече. Другими словами, мать, которая воспринимает свою дочь как равную (или выше) себе, совершает ошибку, которую можно исправить самосовершенствованием и интериоризацией своих желаний. Такая мама может частично или полностью оставить свою ведущую роль в отношениях с дочери, уступая это место ребёнку, что не естественно.

Симбиотические отношения препятствуют здоровому отделению ребёнка от родителя и переходу на «свой собственный путь» (индивидуация), из-за чего могут возникнуть разного рода перверсии. Не так редко из-за подобных связях сыновья могут во взрослой жизни (или раньше) развить трансвестические фантазии, ощущая себя сосудом матери, продуктом слияния двух личностей или вообще отказ от собственной индивидуальности в пользу материнской.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост.

Рекомендую к прочтению вышеупомянутую книгу тем, кто желает увидеть развитие этого комплекса изнутри, на «живых» примерах, изложенных практикующим психотерапевтом.

При желании, оставьте в комментариях те темы по психологии, в которые Вам было бы интересно углубиться. Я буду рад удовлетворить Ваш интерес.

психопатология обыденной жизни эссе

Говорил ли Зигмунд Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара»?

психопатология обыденной жизни эссе

Знаменитому психоаналитику приписывают фразу, призывающую не искать во всём сексуальный подтекст. Мы проверили, говорил ли Фрейд такое.

(Спойлер для ЛЛ: неправда, скорее всего.Пруфов найти не удалось)

Контекст. Портрет австрийского учёного с трубкой и указанной фразой давно стал в интернете популярным мемом. Не менее часто обращаются к цитате и в полноценных текстах — например, РИА «Новости», «Известия», Ксения Собчак, министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, писатель Денис Драгунский, известный комик Джордж Карлин (18+) и многочисленные авторы книг по психологии. Вариант, в котором вместо сигары упоминается банан, прозвучавший в скетч-шоу Saturday Night Live в 1976 году, в дальнейшем превратился в расхожий анекдот. Также фраза послужила прообразом для множества похожих высказываний.

Если верить некоторым сборникам цитат, отец психоанализа произнёс эти ставшие крылатыми слова в ответ на вопрос одного из его учеников, «нет ли чего-либо символического в том, что он курит большие сигары». Страсть Фрейда к этим изделиям не подлежит сомнению — они играли важную роль в жизни психоаналитика и сегодня занимают важное место в музее учёного в Лондоне. Когда Гарри, 17-летний племянник Фрейда, однажды отказался от предложенной Зигмундом сигары, последний заявил:

«Мой мальчик, курение — это одно из величайших и при этом самых дешёвых удовольствий в жизни. И если ты заранее решил отказаться от курения, мне тебя искренне жаль».

психопатология обыденной жизни эссе

Одни из многочисленных портретов Фрейда с сигарами. © Freud Museum London.

Как пишет Smokers’ Magazine (и эти сведения подтверждаются многочисленными источниками), «Фрейд видел в сигарах источник своей работоспособности, его настроение напрямую зависело от сигар, и в отказе от курения он видел отказ от всего, чем была его жизнь. Все важные события, дела, процессы, наполняющие и составляющие его жизнь, так или иначе были связаны с сигарами. И не просто связаны, а выстраивались на них, используя курение сигар как фундамент для своего существования.

Зигмунд Фрейд не мог отказаться от сигар и искренне удивлялся тому, что этого от него требуют окружающие. Но всё же периодические попытки бросить курить он предпринимал и высказывался потом об этих непродолжительных периодах как о самых невыносимых отрезках его жизни». Даже рак ротовой полости, диагностированный, когда Фрейду было 67, не стал убедительным поводом для отказа — австриец курил до самой своей смерти в 83 года, перенеся 33 операции. Взаимоотношения Фрейда с сигарами занимают важное место в фильме 2018 года «Мой друг Зигмунд Фрейд».

Вписывалась ли любовь психоаналитика к сигарам в его собственные теории о природе оральных удовольствий? Безусловно. Об этом говорят и многочисленные труды Фрейда, и статьи на сайте его музея. Из этого следует, что цитата, которую приписывают Фрейду, была в какой-то мере самоиронией, антифрейдистской шуткой.

В 2001 году Алан Элмс, профессор психологии Калифорнийского университета в Дейвисе, опубликовал статью под названием «Апокрифический Фрейд», посвящённую трём самым известным «цитатам» венского доктора. Проведённое им исследование показало, что впервые в печати цитата о сигаре появляется в сноске к статье 1950 года «Место действия в изменении личности» Аллена Уилиса, вышедшей в американском журнале Psychiatry. Автор статьи датирует фразу примерно 1920 годом («спустя 30 лет после знаменитого замечания Фрейда о том, что «сигара — это иногда просто сигара»»), а скончался знаменитый австриец в 1939 году. При этом найти ничего подобного в прижизненных работах или письмах Фрейда исследователю не удалось.

Более того, популярность фразы в том или ином виде, прослеживаемая после 1950 года, сначала касалась только английского языка, а вот на немецком цитата долгое время не получала распространения. В частности, в 1954 году афоризм привели в одном американском юридическом издании, а в 1961 году — в работе историка и биографа Фрейда Питера Гея. Последний признался Элмсу, что не может найти первоисточник использованной им цитаты, и допустил вероятность апокрифа.

Наконец, попытка установить связь цитаты с визитом Фрейда в Университет Кларка в 1909 году (есть версия, что именно на тех лекциях и прозвучал знаменитый ответ) также не увенчалась успехом. Более того, во время одной из лекций учёный высказал, по сути, противоположную мысль:

«Вы уже заметили, что психоаналитик отличается особо строгой уверенностью в детерминации душевной жизни. Для него в психической жизни нет ничего мелкого, произвольного и случайного, он ожидает повсюду встретить достаточную мотивировку, где обыкновенно таких требований не предъявляется».

Вышеприведённые факты говорят о том, что Зигмунд Фрейд с высокой долей вероятности не является автором знаменитой цитаты о сигаре. По крайней мере, убедительных свидетельств обратного нет.

психопатология обыденной жизни эссе

(Все так же максимум два поста в день, ни спама, ни рекламы)

психопатология обыденной жизни эссе

психопатология обыденной жизни эссе

Поспорили как-то Фрейд с Юнгом.

психопатология обыденной жизни эссе

психопатология обыденной жизни эссе

За сколько выкупили Зигмунда Фрейда из гестапо.(слезы Фрейда)

психопатология обыденной жизни эссе

психопатология обыденной жизни эссе

О том, как один психиатр не побоялся пойти против Фрейда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *