Психология предпринимательской деятельности что это

Психологические особенности предпринимательства

Предпринимательство как вид деятельности. Цели, направления, потребности и мотивы, побуждающие к деятельности. Психофизиологический подход к исследованию предпринимательской деятельности. Предпринимательство как социально-экономическое поведение.

1. Особенности психологии предпринимательства

2. Предпринимательство как деятельность

3. Психофизиологический подход к исследованию

4. Предпринимательство как поведение

Предпринимательство как социально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функций является повышение благосостояния общества.

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

1. Особенности психологии предпринимательства

Один из первых исследователей предпринимательства И.А. Шумптер предположил, что оно помогает развиваться обществу при переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Иными словами, предпринимательство несет функцию разрушения экономического равновесия в обществе.

Если И.А. Шумптер, Дж. Долан и Е. Лидсей считают основной функцией предпринимательства способствование развитию экономики с помощью разрушения экономического равновесия, то И. Керцнер и Р. Кантильон придерживаются обратной точки зрения, считая основной функцией предпринимательства поддержку движения экономики к равновесию. Предприниматель обладает «уравновешивающей силой». При этом в основе предпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в условиях неравновесного состояния экономической системы.

Вторая стадия предпринимательской деятельности наступает, когда новый товар необходим потребителю. Эта стадия связанна с чисто организационными моментами: расширением объема производства, приемом на работу новых людей и т.д.

Таким образом, основной функцией предпринимательской деятельности является развитие общественной экономики путем последовательного приведения ее из неравновесного в равновесное состояние и наоборот.

2. Предпринимательство как деятельность

В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.

Единицей деятельности является действие. Оно осуществляется такими средствами и способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.

Данное понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л.Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить или создать человек, и что является предвосхищаемым результатом.

Однако «средой» деятельности предпринимателя является, по выражению другого известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость окунаться в нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в начале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких ситуациях проявляется исключительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумптера, в том, что этот человек отождествляет себя с делом, а не с капиталом. Только предприниматель способен замечать и делать то, что не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.

Чем же обусловлена предпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структуры предпринимательской деятельности, который называется мотивами или внутренними побуждениями к деятельности.

Ни в одной вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для белорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В.С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.

Вот некоторые из них.

· Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.

· Умение давать взвешенные оценки.

· Умение находить нестандартные решения.

· Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.

· Умение оценивать перспективность новых идей.

· Знания, необходимые для создания нового дела.

· Умение оценить внешнюю ситуацию.

· Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.

· Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.

· Умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей.

Итак, прояснено еще одно понимание предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.

Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые сочные плоды экономического благосостояния.

По мнению А.И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов создания новых и роста существующих производств является новаторство.

Новаторство часто идет «рука об руку» с творчеством и изобретательством. Б. Карлоф считает, что предпринимательство имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании, состоит в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации.

Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью способностей разрушить стереотипы общественного мышления и претворить свою идею в жизнь.

Итак, отличительными чертами предпринимательства являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.

3. Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства

Каждый человек способен отождествлять себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет о своей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальной группе. Собственно предпринимательство можно трактовать как состояние, с помощью которого личность отождествляет себя с данной деятельностью, заявляет о свой индивидуальности и в то же время принадлежности к определенной социальной среде.

Попробуем взглянуть на предпринимательство с точки зрения некоторого специфического состояния человека, отождествляющего себя с этой деятельностью. Для этого вспомним, что его отличительной чертой является риск.

Существует около двух тысяч профессий, каждая из которых обладает определенной долей риска. Риск, подразумевающийся в различных профессиях, связан обычно с угрозой для здоровья и жизни. Сущность предпринимательского риска отличается спецификой.

Предпринимательская деятельность вполне удовлетворяет симпатотоников наличием большого количества напряженной работы с изобилием «пиковых ситуаций».

Известно, что необузданная радости и неадекватное «стремление свернуть горы на своем пути» не всегда приводят к благоприятному исходу. Необходимо испытывать чувство надежности, уверенности в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях которыми изобилует предпринимательская деятельность. Чувство надежности определяется нейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов, по действию сходных с морфием, в крови человека. Именно людям, испытывающим чувство надежности, дано стать хозяевами любой опасной ситуации, а следовательно и хозяевами своей судьбы, а не наоборот.

Экспериментально установлено, что эндорфины по действию конкурируют с морфием. Они позволяют испытать эйфорию, окрашивая жизнь положительными эмоциями и снимая тревогу. Эндорфины оказывают заметное влияние на поведение и мотивацию. Например, они подавляют рефлексы избегания опасности, активизируют память и психическую деятельности и повышают сопротивляемость к стрессам.

Итак, привычное для предпринимателей погружение в неопределенности приносит прибыль, а так же приятные ощущения, что вместе доставляет удовольствие. Однако большинству людей не дано испытать такого рода удовлетворение, если неожиданно они попадут в среду неопределенности, так как вместо радости испытают страх, чувство беспомощности и одиночества.

4. Предпринимательство как поведение

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.

Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и духовных ценностей.

Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличии потребности и удовлетворяющей ее ситуации.

Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих личность установок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.

Установки несовместимые с предпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.

На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, и инициативность.

Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Можно предположить, что предпринимательское поведении обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации, ее удовлетворяющей.

Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведению, дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок большое значение.

Список используемой литературы

Подобные документы

Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

реферат [111,6 K], добавлен 26.03.2013

Мотивационная сфера личности как предмет психологического анализа, психологические подходы к исследованию проблемы мотивации волонтерской деятельности в юношеском возрасте. Выбор и осуществление определенной линии поведения, определенной деятельности.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 09.10.2011

Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие. Потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к позитивному ценностному отношению к материнству. Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи.

курсовая работа [69,7 K], добавлен 30.09.2014

Основные параметры современного предпринимательства. Риск, культура, этика и ответственность в предпринимательстве. Самореализация личности в предпринимательской деятельности. Место в системе общественных связей и отношений.

реферат [16,6 K], добавлен 20.11.2006

Направленность как ведущая характеристика личности, особенности ее исследования различными учеными прошлого и настоящего. Формы направленности и их использования в процессе мотивации деятельности человека. Психологические теории мотивации, их содержание.

курсовая работа [31,4 K], добавлен 28.07.2012

Понятия предпринимательской активности и деятельности в отечественной и зарубежной психологии. Взаимосвязь высокой предпринимательской активности с высоким уровнем социального интеллекта, образованностью, материально-обеспеченной жизнью и самоконтролем.

дипломная работа [295,6 K], добавлен 25.04.2014

Общая характеристика деятельности профессионального психолога. Специфика подготовки практических психологов. Проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу в МВД. Направления деятельности психологов.

реферат [35,2 K], добавлен 19.04.2010

Компетентностный подход в образовании. Организация психодиагностического обследования. Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности. Эмпирическое изучение выраженности социально-личностных компетенций.

курсовая работа [63,7 K], добавлен 07.02.2010

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных, направления и социально-психологические аспекты ресоциализирующей деятельности. Деятельность психолога в исправительных учреждениях, психологическая диагностика личностных особенностей.

реферат [28,0 K], добавлен 20.04.2010

Сущность педагогической деятельности и обзор факторов, влияющих на ее организацию. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога, которая имеет такую структуру: мотивация, цели и задачи, предмет, средства и способы решения поставленных задач.

курсовая работа [32,5 K], добавлен 07.04.2011

Источник

Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Психология предпринимательской деятельности что это Психология предпринимательской деятельности что это Психология предпринимательской деятельности что это Психология предпринимательской деятельности что это

Психология предпринимательской деятельности что это

Психология предпринимательской деятельности что это

Общество «процветания» и высокого уровня жизни немыслимо без предпринимательских усилий.

1. Известно, что предпринимательская активность позитивно проявляется на волне экономического подъема при преодолении обществом упадка. Расцвет любого государства — США, Японии, Франции, Германии, России и других — не обходился и не обходится без экономических, социальных, психологических успехов в предпринимательской деятельности. В результате предпринимательства происходит следующее:

2. В материальной и духовной жизни общества воплощаются проекты новых технологий. Предприниматели используют новые возможности в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах. Идеи реализуются в конкретных предприятиях (П. Друкер).

3. Обеспечиваются условия непрерывного обновления производства и потребностей общества (И. Шумпетер). Появляются новые товары и услуги, новые профессии и рабочие места. Ученый-инженер и философ П. Г. Щедровицкий объясняет, что в результате предпринимательской деятельности проектируются «ниши», «пустоты» рынка, конструируются новые хозяйственные структуры и функции.

4. Появляется прибыль, и сберегаются ресурсы вследствие умелого комбинирования предпринимателями факторов производства (И. Шумпетер), а также особого стиля мышления предпринимателя, экономящего ресурс — время. П. Г. Щедровицкий образно сравнивает эффект предпринимательской деятельности с тем, как перед человеком, идущим по анфиладе комнат, кто-то незримый, невидимый открывает двери.

Черты характера людей — предпринимателей, секреты их умений и способностей интересны для исследования, так как они — сподвижники прогрессивного развития общества.

Привычно связывают понятия «предпринимательская деятельность и активность», «предпринимательские способности и предприимчивость», «психологические особенности предпринимателя», «предпринимательские структуры», «круги», «организации».

Предпринимательство — явление экономической жизни общества. Любое явление можно локализовать во времени и пространстве.

Экономика — искусство ведения хозяйства. С точки зрения психологии в экономическом пространстве люди удовлетворяют фундаментальные потребности — в еде, питье, тепле, репродукции жизни. Для обеспечения удовлетворения этих потребностей (и прочих, более сложных), человечество создало производства разного вида — фермерские хозяйства, заводы, фабрики и прочие учреждения. Необходимость в разнообразных благах породило систему разделения труда. Причем, виды старого производства и сейчас актуальны (кустарное производство, кувшины в Новгороде, например). Экономическое пространство жизни людей нуждается в обновлении или в воспроизводстве.

По мнению Д. Ю. Миропольского, профессора Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, все страны от древнего Египта до России, включая и высокоразвитые страны, — это страны одной эпохи, эпохи разделения труда. Они — взаимосвязаны, взаимодополняемы, взаимозависимы и между ними существует неравновесное равновесие.

Возможно, уровень развития культурно-региональных элементов мировой экономической системы не зависят от волеизъявления и интеллекта, населяющих эти пространства людей, а оговариваемое развитие подчинено мало управляемыми человеком силами. Так, в книге профессора Гарвардского университета русского ученого Питирима Сорокина «Человек. Цивилизация. Время» приводится гипотеза о «бесцельных исторических флюктуациях», а также концепция стратификации общества.

Общество дифференцированно по социальным, экономическим, политическим, профессиональным, мы бы добавили и индивидуальным, стратам и рангам.

П. Сорокин описывает два типа флуктуации в экономических стратах групп. Каждое общество имеет два важных экономических показателя: доходы на душу населения и благосостояние нации. Вид экономического развития имеет конусообразную кривую. Типы флуктуации возможны такие:

1. Падение или подъем групп по экономическому статусу.

2. Рост или сокращение экономической стратификации (высота слоя) внутри каждой группы.

Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальной группы в целом, второе в изменении экономического профиля, в уменьшении или увеличении крутизны профиля экономической пирамиды. В Советском обществе в 1917-м году насильственно снесли верхушку этого конуса и пытались прийти к однослойности. С 80-х годов идет процесс образования более менее естественного контура пирамиды. Это процесс, не противоречащий идее о бесцельных исторических флуктуациях.

Психология предпринимательской деятельности что это

Помимо этого социологи и экономисты выделяют малые и большие деловые циклы в жизни общества. Малые циклы: 3-5, 7-8, 10-12, 40-60 лет и большие: 120-150 лет. В большом цикле проходят процессы преобразования или смены общественных позиций, в цикле 500-600 лет общество качественно воспроизводится во всех ипостасях. Можно сказать, полностью меняется ментальность членов общества. В период 120-150 лет, по утверждению русского экономиста Н. Кондратьева, общество еще успевает стать лидером в мировой системе в политическом отношении.

Как и в каждой семье, доход колеблется то вверх, то вниз, так и общество в целом, то беднеет, то богатеет. Так же и отдельные семейства, например, Рокфеллеры, отдают свое экономическое лидерство другим группам.

П. Сорокин делает выводы:

1. Средний уровень благосостояния и доходов меняется от группы к группе и от общества к обществу.

2. Средний уровень благосостояния и доходов варьируется внутри общества или группы в разные периоды времени (доход России на душу населения от 1913 до 1917 года падал).

3. Постоянной тенденции нет, т. е. малые деловые циклы подчиняются более крупным.

4. Тенденция увеличения среднего уровня благосостояния и доходов во второй половине XIX века в Европе и Америке —часть крупного экономического цикла.

5. Теория бесконечного экономического прогресса ошибочна. В обществе действуют силы стратификации и выравнивания.

В связи с таким представлением о волнообразном развитии экономики в обществе интересно заметить, что существенный вклад в повышение благосостояния общества вносит предпринимательство.

Предпринимательство — это общественно-хозяйственный процесс. Это процесс создания нового, имеющего социальную, духовную, экономическую ценность. Этот процесс забирает силу и время, предполагает принятие на себя моральной, юридической, социальной и экономической ответственности. Это процесс, приносящий прибыль и удовлетворение достигнутым (Р. Хизрич, М. Питерс). Предпринимательская деятельность — составная часть этого процесса.

Предпринимательство появляется в обществе при сопутствующих условиях. Эффекты предпринимательства значительны, если в обществе складываются: 1. — условия для нововведений; 2. — формируются правовые основы свободной экономической деятельности; 3. — общественный разум осознает необходимость нововведений. Предпринимательство также зависит от: 1. — технологичности общества; 2. — от социально-политической ситуации в нем; 3. — от соотношения этих компонентов с уровнем мирового хозяйства и культуры.

В одной из интересных социально — экономической концепции о четырех типах организации хозяйственных культур человечества, в основу разделения положено два критерия: ведущая форма собственности и психологический принцип управления производством и обществом.

Первый тип — это хозяйство патриархальной культуры. Оно управляется принципом: делай по заветам предков, «как сказал папа»; форма собственности общинная, клановая, семейная, мафиозная.

Второй тип — это предпринимательская культура ведения хозяйства. Форма собственности — частная. Руководящий принцип — непременное получение прибыли.

Третий тип — бюрократическая культура. Господствует монополия государства на собственность. Принцип управления: «делай так, как сказал начальник».

Как следует из представленной концепции, предпринимательский тип организационно-хозяйственной культуры лишь этап в развитии истории экономики.

Любая предпринимательская структура — человек, фирма, общество — преследуют цели: извлечение прибыли, расширение дела, приобретение известности или завоевание ниши рынка, достижение стабильности. Эксперты считают, что особенностью российского предпринимательства явилась тесная связь с социальным действом, а именно с реформированием существующей экономической и политической системы. Современное предпринимательство в России пришлось на эпоху новых технологий, процветания корпоративной культуры в мировом хозяйстве.

Эффективность хозяйствования кооперативов оказывалась выше, чем организаций плановой социалистической экономики. Социолог Леглер приводит такие доказательства этому.

Старательные артели по добыче золота объединения «Амур-золото» производили продукт в 4 раза дешевле государственных. Месячная выработка была в 3,5 раза больше государственной, а общий объем добытого золота артелями составляло больше половины всей годовой добычи в стране. Рабочие этих государственных образований зарабатывали больше. Для них создавались комфортабельные условия жизни, быт был лучше, чем у работников социалистических плановых предприятий государственного сектора. Объединение «Печора» прокладывало дороги в Коми быстрее и качественнее, чем предприятия соответствующих государственных министерств и ведомств. Заинтересованным организациям выгоднее было обращаться к кооперативам.

В начале преобразований было много утверждений относительно маргинального характера экономики России. Маргинал — «стоящий на обочине», в стороне от основной ветви прогресса, эпифеномен, зашедший в тупик, пережиток. Но если принять позицию системного рассмотрения явлений и выше приводимые гипотезы о бесцельных исторических флуктуациях и волнах экономического развития, можно менее пессимистично оценивать положение России.

Английский социолог, венгр по происхождению, Теодор Шанин выделяет наряду с традиционными экономическими системами — плановой (социалистической) экономикой и рыночной (капиталистической) экономикой, формы хозяйства, которые стоят вне этих систем. Они существуют параллельно. Т. Шанин называет пять типов «эксполярных» экономик важными и весомыми для жизни людей. Эти типы следующие.

1. Семейное производство. В нем отсутствует или ограничен наемный труд. Осуществляется внутрисемейное потребление, долговременная безконтрактная взаимная поддержка. Отношения наследования лояльны (действительно, для большой системы безразлично, кто наследует и, иногда, и что).

2. Специализированное малое производство (монопольное) — гибкое на спрос (например, дачники покупают у молочницы продукцию в деревне).

3. Внутрисемейное воспроизводство труда и социальных субъектов. То есть, формы использование труда не денежного хозяйства. Результаты этого труда направлены на потребление, благополучие и социальное воспроизводство семей, и удовлетворение социальных потребностей. Эти функции особенно возросли сейчас в обществе и культуре. Сфера нерыночная. Например, транспортировка детей в балетную студию или музыкальную школу в разные концы города. Это процесс занимает столько же времени, как и общественно-необходимая работа.

4. «Вторая» экономика, по определению венгерского социолога, это работа в неполный рабочий день или работа по контракту вне государственного контроля, или в кооперативных организациях и предприятиях.

5. Теневая экономика (у венгров — это «третья» экономика) — это, в том числе и услуги вне легальных разрешенных форм деятельности, заказные убийства, сводничество, и всякое другое, ведущее к уголовной ответственности, но обеспечивающее для части людей средства к существованию.

Собственно, в России все эти типы «эксполярных» экономик присутствуют. Проблема заключается в том, чтобы умело считать эффекты от всех видов экономик и их вкладов в национальную экономику страны. Например, выгодно высветить теневую экономику, чтобы получать с нее налоги цивилизованным образом.

Хозяйственная организация — это система, построенная по принципу воспроизводства. Когда хозяйство теряет ресурсы к воспроизводству, наступает экономический кризис. Именно это постигло пространство бывшего Советского Союза как хозяйственную систему. Система перешла к реорганизации.

Согласно классику экономики и социологии австрийцу Йозефу Шумпетеру, экономическая деятельность — это такая система, целью которой выступает приобретение благ. Шумпетер рассматривает народное хозяйство, основанное на рыночных принципах, такое хозяйство, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Развитием следует считать лишь такие изменения хозяйственного кругооборота, которые случайны, и порождены самой экономикой. Форма и содержание развития определяются понятием «осуществление новых комбинаций».

Хозяйственные субъекты, осуществляющие новые комбинации и выступающие тем самым в качестве активных агентов развития, Шумпетер называет предпринимателями. Производить, значит комбинировать имеющиеся в среде вещи и силы.

Сущностные признаки процесса развития хозяйства или предпринимательского процесса таковы:

— Изготовление нового еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

— Внедрение нового, в данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит научное открытие и который может заключаться так же в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

— Освоение нового рынка сбыта, то есть, такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

— Получение нового источника сырья или полуфабриката, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или его просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

— Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста), или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Таким образом, предприниматели «двигают» развитие хозяйства. И. Шумпетер писал об это в книге «Теория экономического развития», которая вышла в свет в 1920 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *