Психология и психолого педагогическое образование в чем разница
Различия и сходства в профессиях педагога и психолога.
Мостовая Анжелика Сергеевна.
1. Различия и сходства в профессиях педагога и психолога.
Чем отличается педагог от психолога? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.
Педагог-это человек, со специальным образованием, занимающийся воспитанием и образованием детей и подростков.
Психолог-это специалист с профильным образованием, оказывающий психологическую помощь.
Видно сходство этих профессий, проявляющееся в том, что их работа связана с людьми. Но здесь же можно выделить и различие, которое состоит в том, что педагог все-таки чаще работает с определенной категорией людей (дети, подростки), а психолог взаимодействует с людьми любых возрастов.
Педагог относится, к определенной жизненной ступени человека, на которой он проходит обучение, то есть, это тот человек, через которого проходит каждый.
Психолог же человек, к которому обращаются за помощью.
Если говорить именно о деятельности, то тут можно отметить некоторую противоречивость. С одной стороны педагог –учит, а психолог- помогает, но с другой стороны, педагог также как психолог может оказывать обучающимся психологическую поддержку, помогать им с принятием каких-то решений. А психолог, например, может также человека научить, только предмет знаний будет отличаться.
Рассматривая личные качества человека той или иной профессии можно отметить, что здесь они будут схожими. Как педагог, так и психолог должны быть толерантными и гуманными, естественно, должны обладать специальным образованием, и что очень важно, люди этих профессий должны любить людей.
В целом педагог должен быть и психологом тоже, т.е. знать психологию детей, уметь понимать их, знать их психологические особенности, это поможет ему для более продуктивной работы.
1.Выбирайте правильное время для общения.
Если вам нужно, например, обсудить программу, график и условия вашей работы, убедитесь, что это происходит в тот момент, когда директор находится в приятном настроении и не слишком торопится.
2. Контролируйте язык вашего тела.
Держите свое тело расслабленным, сохраняя при этом зрительный контакт.
3. Контролируйте ваш разговор
Когда вы общаетесь с директором, не стоит проявлять слишком много эмоций. Если вы слышите, как ваш начальник делает заявления, которые вы находите осуждающими, слушайте и кивайте головой. Сохраняйте спокойствие. Когда он прервёт разговор, спокойно выскажите свою точку зрения. Не повышайте свой голос, и не прерывайте его, так как оба эти действия создают впечатление, что вы не контролируете свои эмоции.
4. Сосредоточьтесь на позитиве
Прежде всего, никогда не реагируйте на какие-либо заявления враждебным образом. Хотя вы, безусловно, имеете право на враждебные чувства, не позволяйте враждебности выходить во время разговора с директором.
5. Задавайте вопросы
Не думайте, что директор подумает, что вы неумны, если вам нужны разъяснения по какому-либо вопросу. Возможно, вам придется повторить инструкции, чтобы директор смог убедиться, что вы правильно поняли, что от вас хотят. Это отличный способ, чтобы избежать неловких ситуаций в будущем.
Общение с директором иногда может быть сложным, но если вы сохраняете спокойствие и следуете этим основным принципам общения на рабочем месте, то вы окажетесь наиболее эффективными, и успех непременно придёт к вам!
Высказывания людей, обратившихся за психологической помощью, в которых ответственность перекладывается на психолога:
• Мне так много хорошего о Вас говорят, что Вы всем помогаете.
• Я буду платить столько, сколько Вы скажете, только помогите.
• Вы последняя наша надежда.
• Мы уже были у психологов, но они ничем нам не помогли.
• С ней никто не может справиться.
• Как Вы считаете, если бы отец больше уделял внимания ребенку, то этого бы не произошло.
• Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит.
Задача психолога-помочь человеку что-то изменить, помочь разрешить проблему, а не найти виноватого. Он готов быть рядом, когда вам тяжело, готов выслушать, понять, поддержать, объяснить причины. А для решения самой проблемы потребуются собственное желание и стремление.
Подросток сообщает психологу-консультанту, что он распространяет наркотики в школе и получает за это деньги. Психолог обратился к директору школы и рассказал об этом случае. Информация, полученная педагогом-психологом в процессе работы с подростком на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Но в данном случае психолог не нарушил правило конфиденциальности, потому что распространение наркотиков является противоправным и опасным для окружающих действием, а сообщив об этом директору школы, педагог помог раскрыть преступную деятельность подростка.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Чем отличается психолог от педагога-психолога?
Есть педагог, а есть психолог, а есть и 2 профессии в одной. В чем отличие психолога от педагога-психолога, чем занимается первый и второй? Узнаем!
Сегодняшнее поколение считает, что психология является одной наукой для всего. Но это, конечно же не так.
Утверждение о том, что психолог и педагог-психолог — это единое целое в профессиях ложное.
Отличие психолога от педагога-психолога
Чем отличается психолог от педагога-психолога на самом деле? Обладатели обеих профессий призваны улучшать жизнь, помогать становиться лучше и раскрывать себя.
Но у первого специалиста акцент смещен на поиск причин внутренних и внешних конфликтов и их разрешение, а у второго на творческое и духовное развитие младшей возрастной категории.
Если выразиться еще точнее, то отличия психолога от педагога-психолога в том, что к первому специалисту чаще всего обращаются тогда, когда есть проблема.
Специалист по профессии психолог помогает детям найти общий язык с родителями, взрослым разобраться в себе, решить проблемы общения между поколениями, семейным парам восстановить прежние отношения.
Чем занимается педагог-психолог?
Специалист по профессии педагог-психолог – это сотрудник, который по умолчанию работает в детских учреждениях, школах и ведет своих подопечных по жизни, помогая им становиться личностями и выявляя не только проблемы, но и их отсутствие. Отличие педагога-психолога от психолога в данном случае очевидно.
Сегодня открыт вопрос о необходимости наличия данного специалиста не только в школах и детских садах, где он обязателен, но и колледжах, техникумах и вузах.
Сосредоточенность на педагогике и большой объем работы по ведению документации и отчетности по каждому подопечному – то, что отличает педагога-психолога от психолога общей категории.
В образовательных учреждениях он ведет дела и карточки на каждого ученика, учитывая множества факторов. К примеру, социальный статус, отношения в семье, темперамент, отношение со сверстниками и многое другое.
В детских садах его работа помогает выявить отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и речь не обязательно идет о серьезных нарушениях, скорее специалист подтягивает малыша до своей возрастной категории. То есть отличие педагога-психолога от психолога в том, что помогает ребенку раскрыть свои таланты.
Если же проблемы серьезные, то именно он сможет рекомендовать родителям необходимых специалистов и разрешить все проблемы, о которых спустя годы никто и не вспомнит. Профессия в садике эта нужная и важная.
А работая в школе, он сосредоточен на разрешении проблем пубертатного периода, на адаптации первоклашек, консультации подростков в самое сложное для них время, на выявлении причин проблем обучения.
Помочь понять детям младших классов, что хоть любимый детский сад и закончился, но впереди годы интересного обучения в школе – это как раз по его части.
В старших классах задача – помочь понять себя, психологически подготовиться к выпускным экзаменам, поступлению в колледж, вуз.
Чем еще существенно отличается педагог от педагога-психолога в школе – так это в том, что он работает не только с детьми, но и с учителями, родителями. Он постоянный участник педсоветов и родительских собраний.
К сожалению, иногда ему приходится подключать к процессу социальных педагогов, органы опеки и попечительства, сотрудничать с полицией и работать вне стен учебного заведения, встречаясь с родителями и обсуждая проблемы семьи и подрастающего поколения.
Но именно благодаря тому, чем занимается педагог-психолог, для каждого индивида существует возможность почувствовать себя автором и руководителем собственной жизни, а не жертвой данной системы.
Чем отличается психолог от педагога-психолога: итоги
Отличие психолога от педагога-психолога заключается в основной миссии их деятельности.
Психолог основывается на поиске причины в медицинской сфере, исходя из психических отклонений. К нему идут за советом, консультацией, нередко обращаются за помощью тогда, когда кажется, что больше не к кому.
А вот педагог-психолог изначально ищет не столько проблемы, сколько и их отсутствие и работает исключительно на развитие детей, имея не только психологическое, но и педагогическое образование. Его задача – вырастить личность из ребенка.
В целом же, хоть отличия педагога-психолога от педагога и существенны, оба специалиста стремятся показать, что жизнь – это бесценный подарок и истинное счастье, которое нужно ценить не взирая ни на что.
Клинический психолог, педагог-психолог и психотерапевт — в чем разница?
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
Чем клинический психолог отличается от психиатра
Медицинская психология либо клиническая психология являет собой отрасль психологии, граничащей с психиатрией, но имеющая четкие различия с последней. Данная разновидность психологии рассматривает явления психики в их взаимосвязи с недугами. Сфера данного ответвления включает диагностирование психического здоровья, проведение исследований, объясняющих психофизиологические проблемы, разработку, внедрение и оценивание психологической коррекции.
Деятельность психолога данной специализации сосредоточена на повышении ресурсов и целенаправленна на увеличение адаптационного потенциала индивидов, гармонизацию их психического созревания, охрану здоровья, одоление недугов, профилактические и реабилитационные мероприятия.
Можно выделить следующие инструменты клинической психологии: наблюдение, семейная психотерапия, беседа, консультирование, эмоционально-образная психотерапия, индивидуальная терапия, гештальт-терапия, различные разновидности поддержки индивидов, переживающих психологические проблемы, обусловленные нарушениями телесного здоровья.
Следовательно, рассматриваемая область науки являет собой деятельность широкого профиля, межотраслевого характера. Она изучает специфику психического функционирования у субъектов, страдающих различными недугами. То есть, данная отрасль анализирует психические отклонения, психические аспекты недугов соматического характера и включает исследование условий зарождения отклонений (этиологию), психотерапевтические методы, диагностику, эпидемиологию, профилактику, реабилитацию и оценку результатов.
Научные деятели дают разнообразные определения рассматриваемому направлению психологии. Их мнения при этом сходны, что клиническая психология охватывает область, граничащую с психологической наукой и медициной. Другими словами, рассматриваемое ответвление изучает с позиции психологии проблемы медицины.
Описываемое направление помогает индивидам преодолеть болезненные врачебные процедуры, справиться с утратой прежних способностей, боязнью смерти, обидой на собственную жизнь, подавленностью вследствие серьезного недуга, депрессией, тревожностью.
Клинический психолог практикует психокоррекционное воздействие, оказывает психотерапевтическую поддержку при состояниях, порожденных различными психосоматическими недугами и патопсихологическими отклонениями, помощь при пограничных и неврозоподобных состояниях, наркомании, алкогольной и иных зависимостях.
Деятельность психиатра, по преимуществу, направлена на обнаружение, предотвращение и врачевание недугов психики. Психиатрия изучает отягощенность психики пациентов патологией.
Медицинская психология изучает приближенность к норме состояние индивидов. Психиатрия, большей частью, направлена на излечение уже больных индивидов. Выздоровевший субъект представляет для данной отрасли медицины гораздо меньший интерес, нежели больной субъект. Рецидив недуга возвращает человека в спектр «интересов» психиатра.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
Чем отличается психоаналитик от психотерапевта?
В поле деятельности психиатра попадают тяжелобольные пациенты(маниакальные психозы, шизофрения и т.п.). В арсенале нет каких-либо психологических, или близких к ним, техник. Психиатру они попросту не нужны. Он работает с заболеваниями, которые поддаются медикаментозному лечению.
Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд. Упрощенно методы психоанализа сводятся к работе с личностью пациента через бессознательное. Особую роль в психоанализе уделяют сновидениям, сексуальным влечениям, ранним детским переживаниям. Несмотря на широкую популярность в массовой культуре, психоанализ до сих пор подвергается критике.
Невропатолог или невролог имеет дело с нервной системой(центральной и периферической). Испытываете судороги, плохо спите и переносите нагрузки? Вам к невропатологу. А вот если не можете справиться с эмоциями, то существует направление психотерапии горя и потерь.
Психоневролог работает на стыке психологии и неврологии, т.е. исследует как мозговые поражения пациента, так и расстройства нервной системы, в этом акценте на физических и физиологических основах нервной деятельности и есть его главное отличие от психотерапевта.
Клинический психолог имеет более широкий спектр знаний, касаясь, например, неврологии, но это по-прежнему не врач. Медикаментозного лечения он назначить не может.
У нас в клинике Лазарет вы найдете высококвалифицированных врачей-специалистов: принимают наши психотерапевты на Васильевском острове, но выезжают на дом и к нам удобно добираться жителям любых центральных и северных районов городе.
Человеческим душам также требуется врачеватель. Когда случается душевная травма либо иная проблема психосоциального характера требуется помощь целитель душ. Здесь и зарождается вопрос, к какому собственно специалисту надобно обратиться. Причем простому обывателю непонятно различие между психиатром и психоаналитиком. Психолог же для них лишь специалист, известный по школе, который сокращал им нудные уроки тестированием.
Психологом именуют специалиста, получившего психологическое образование, общетеоретические знания и частично практические представления о проистекающих в психике процессах. Его задачей является, преимущественно, решение личностных задач, межличностных проблем, возникающих в отношениях. Эти задачи могут решаться в коллективе либо индивидуально.
Психоаналитик призван решать более серьезные проблемы личностного характера, часто являющие собой легкие формы психических хворей: навязчивые состояния, страхи, первичные стадии шизофрении. Деятельность его связана, в основном, не с излечением, а направлена на поддержку индивидам в понимании собственной личности.
Следовательно, психологом является дипломированный специалист, посвятивший профессиональную деятельность постижению человеческой психики. Психоаналитик, прежде всего, является психотерапевтом, получившим специализацию по профилю психоанализ.
В профессиональной деятельности психолог может заниматься широким спектром вопросов, сконцентрировавшись в теоретических азах и практических мероприятиях. Практические психологи могут консультировать, проводить тренинги и тестирования. Важно, чтобы психолог перед собственной профессиональной деятельностью предварительно прошел сеансы личной психотерапии.
Это поможет лучше понять азы специальности и избавиться от персональных проблем, которые в моменты практики могут стать преградой при взаимодействии с клиентами. Для практикующего психолога при этом прохождение психотерапевтического курса является лишь желательной процедурой, тогда как для психоаналитика эта процедура обязательна.
Дабы стать психоаналитиком специалистам помимо прохождения обучения психоанализу, необходимо пройти учебный курс психоанализа с опытным аналитиком. Психоанализ являет собой сложную теорию постижения душевного устройства индивидов и инструментов его оздоровления. Психоанализ сегодня далеко ушел от первоначальной концепции, предложенной Фрейдом.
Поскольку психолог не является лекарем, он диагностировать недуги не может. Задача его заключается в консультировании здоровых лиц, имеющих ситуационные проблемы.
Психоаналитиками становятся специалисты, получившие медицинское либо психологическое образование, овладевшие навыками психоанализа, прошедшие продолжительный курс обучения психоаналитической теории. Чаще всего психоаналитик с клиентом работает в интенсивном режиме (сеансы проводятся минимум 4 раза за неделю).
Профессия психоаналитика для самого специалиста связана с огромным эмоциональным риском, поскольку ему приходится работать с весьма сильными волнениями клиентов.
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
Медицинские тесты
Кроме интеллектуальных тестов, врач-психиатр обязательно исследует внутреннее состояние человека. Об этом можно судить по результатам следующих процедур:
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
Плюсы и минусы профессии
Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.
Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.
Плюсы:
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
Проблемы душевного здоровья
Ускоренный за последние десятилетия ритм жизни, особенно в мегаполисах, приводит к тому, что жизнь человека протекает в почти непрекращающемся стрессе. Точнее, одна стрессовая ситуация сменяет другой, они повторяются часто изо дня в день. А иногда в этот поток непрерывного перенапряжения врывается поистине травмирующая ситуация.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.
Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.