Психологическое сопровождение ребенка в школе что это
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей
Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей.
Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей.
Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями.
Раздел 1
Основное понимание психологического сопровождения.
Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Школьный психолог:
Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.
Цель психологической программы:
Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи.
Задачи:
1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.
2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).
Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.
4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.
5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.
6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основные направления психологического сопровождения:
2. Психологическое консультирование;
3. Психологическая диагностика;
Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения.
Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:
1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;
3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;
5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;
6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.
Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.
Раздел 2
Содержание психологического сопровождения учащихся, учителей, родителей.
Так и ситуативными кризисами отношений.
Общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной педагогической поддержки.
О психологическом сопровождении учителей.
ПС учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. журнал “Педагогика”,№3,1996г.)
Одним из направлений ПС педагогов является консультирование и просвещение: В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
О психологическом сопровождении родителей.
В процессе непрерывного ПС родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях введения ФГОС в школе
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения развития учеников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка» – адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей учащихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог школы.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, педагога-психолога, другие педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи – развивающие дополнительные занятия с учащимися, проходящие, как правило, после уроков.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
Направления психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения:
Администрация образовательного учреждения.
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.
Зам. директора по УВР:
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:
5. Сохранение и укрепление психологического здоровья
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – действует в соответствии с утвержденным Положением.
В соответствии с приказом директора по школе непосредственное руководство психолого-медико-педагогическим консилиумом осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Медицинская служба МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка» представлена работающим в школе по договору с городской детской поликлиникой №3 фельдшером. В рамках своего функционала фельдшер:
Государственное образовательное учреждение «Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.
Психологическое сопровождение ребенка в школе что это
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно поэтому ребенок в этом возрасте нуждается в психологическом сопровождении.
Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Задачи психологического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
• развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ.
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.
В настоящей работе мы рассмотрим, как выражены младшем школьном возрасте познавательные процессы.Мы провели исследования на оценку внимания и мышления учащихся первого класса.
Для диагностики внимания мы применили субтест «Шифровка»и получили,что 48% детей имеют средний уровень внимания, 13% учащихся имеют хороший уровень внимания, 39% детей имеют уровень ниже среднего.
Для оценки уровня мышления мы применили методику «Матрица Равена» и получили,что 35% детей имеют хороший уровень мышления, 65% учащихся имеют средний уровень мышления.Низкий уровень мышления у учащихся отсутствовал.
В заключение хотелось бы отметить, что для младшего школьного возраста открыты большие возможности разностороннего развития ребенка. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является выявление реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика и организация наилучших условий для развития и обучения учащихся.
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
Александра Гришкина
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
В процессе обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
В начале изучения данной проблемы необходимо выделить основные компоненты «готовности к школе»:
1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе. Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Занимая эту позицию, я строю свою работу путем организации психологического сопровождения, смыл которого, заключается в содействии гармоничному психическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
В работе с будущими первоклассниками, особую роль я отвожу формированию положительного отношения к школе.Для достижения этой цели я использую сказкотерапию:
Коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа»;
Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников Белинской Е. В. ;
Терапевтические сказки и истории, придуманные известными сказкотерапевтами и практическими психологами.
В результате сказкотерапии ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей.
Так же при подготовке дошкольников к школьному обучению я использую методы кинезиологии.
У большинства дошкольников недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки,
невысокий уровень сформированности зрительно – пространственных представлений, поэтому очень важно в каждом возрастном периоде помогать
детям в формировании базисных функций устной и письменной речи.
Именно поэтому в работе с дошкольниками большую роль я отвожу развитию общей и мелкой моторики, точных действий руки. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Работа проводится индивидуально или с подгруппой по 6 человек.
— развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие памяти, внимания, речи;
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
В начале учебного года я провожу диагностику, позволяющую определить развитие психических процессов и выявить нарушение поведения у детей с помощью методик, разработанных Д. Б. Элькониным, А. Л. Венгером и др. («Графический диктант», «Беседа о школе» и др.). А также использую тестовые задания в занимательной форме (с помощью различных книг с цветными картинками, карточками с заданиями) для проверки развития памяти и мышления детей 5-7 лет. При подборе методов я соблюдала ряд важных условий. Методы короткие и простые. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование происходит на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий подобран так, чтобы ребёнок мог его выполнить.
Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 5—7 лет. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника.
Работая с детьми в группе, помимо развития необходимых познавательных процессов, я уделяю внимание формированию социально-психологической зрелости, развитию навыков общения и совместной деятельности. Все занятия имеют между собой смысловую связь и строятся на понятном детям материале. Для формирования положительного отношения к школе на занятиях я использую такие упражнения как «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления,воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает, не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения,направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Для развития детей умения конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения,на занятиях я использую следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».
— наблюдательности и коммуникативных способностей;
— зрительной, слухоречевой памяти;
— тонкой и грубой моторики;
— способности логически мыслить;
— способности адекватно оценивать свою работу.
В конце учебного года (апрель) я провожу мониторинг психологического здоровья детей подготовительных к школе групп. Моя диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними дальнейшей развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребёнок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Провожу консультации для педагогов и родителей на тему «Психологическая готовность детей к школе» (с учётом результатов мониторинга).
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольниковявляются следующие виды и формы:
в начале каждого учебного года я участвую в общем родительском собрании, на котором представляю материал по диагностики обследования высших психических функций детей;
провожу психологические консультации для родителей будущих первоклассников;
организую тематические уголки для родителей по темам: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку», «Советы родителям будущих первоклассников».
Так же с начала учебного года я предлагаю родителям методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области подготовки детей к школе.
Работа с педагогами детского сада проводиться в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:
подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития;
памятки для воспитателей;
участие в работе ПМПк;
взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада.
Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми и тесное взаимодействие психолога с родителями и воспитателями детского сада, обеспечивают высокую готовность детей к обучению в школе.
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.
Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.