Психологическое сопровождение детей в школе что это такое
Психологическое сопровождение детей в школе что это такое
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно поэтому ребенок в этом возрасте нуждается в психологическом сопровождении.
Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Задачи психологического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
• развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ.
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.
В настоящей работе мы рассмотрим, как выражены младшем школьном возрасте познавательные процессы.Мы провели исследования на оценку внимания и мышления учащихся первого класса.
Для диагностики внимания мы применили субтест «Шифровка»и получили,что 48% детей имеют средний уровень внимания, 13% учащихся имеют хороший уровень внимания, 39% детей имеют уровень ниже среднего.
Для оценки уровня мышления мы применили методику «Матрица Равена» и получили,что 35% детей имеют хороший уровень мышления, 65% учащихся имеют средний уровень мышления.Низкий уровень мышления у учащихся отсутствовал.
В заключение хотелось бы отметить, что для младшего школьного возраста открыты большие возможности разностороннего развития ребенка. Первостепенной задачей педагогов в занятиях с детьми младшего школьного возраста является выявление реализации потенциалов детей с учетом индивидуальности каждого ученика и организация наилучших условий для развития и обучения учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Школьная психологическая служба-программа психологического сопровождения учащихся, учителей и родителей
Анализ сложившейся ситуации в современной школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы учащихся и взрослых, являющихся участниками школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на обсуждение с психологом выдвигаются темы, значимые для учащихся, учителей, родителей.
Кроме того, проблемы, которые затрагиваются данными темами, встречаются в анкетах, опросниках учащихся, родителей, учителей.
Таким образом, если существуют сходные значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то, возможно, существуют и технологии, которые позволят психологу эффективно устанавливать контакт между учащимися, учителями и родителями.
Раздел 1
Основное понимание психологического сопровождения.
Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы сопровождения, необходимо отметить следующее:
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта cреда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная cреда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Школьный психолог:
Объект — обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
Психологическое сопровождение в средней школе №42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.
Цель психологической программы:
Способствовать образовательно-культурному развитию России; гуманизации школьных отношений; инновационной образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно-ориентированных технологий обучения; социализации и творческому развитию учащихся; выстраиванию гармоничных отношений между учащимися, педагогами и родителями в школьной ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.
Сопровождение рассматривается нами как процесс, в рамках которого могут быть выделены обязательные взаимосвязанные задачи.
Задачи:
1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у ребенка.
2. Учитывать безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
3. Создавать условия для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов. (Интеллектуальных, этических, эстетических).
Побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию на себя ответственности за собственную жизнь.
4. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.
5. Создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения.
6. Создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии обучении.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основные направления психологического сопровождения:
2. Психологическое консультирование;
3. Психологическая диагностика;
Требования к знаниям и умениям при реализации программы психологического сопровождения.
Психологу, социальному педагогу, классному руководителю, выбравшему в своей работе стратегию сопровождения необходимо иметь:
1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;
3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;
4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;
5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;
6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.
Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.
Раздел 2
Содержание психологического сопровождения учащихся, учителей, родителей.
Так и ситуативными кризисами отношений.
Общение родителей и детей является детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя родители не имеют не только родительского образования, но даже минимальной педагогической поддержки.
О психологическом сопровождении учителей.
ПС учителей позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции. К сожалению, большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на качестве их труда (см. журнал “Педагогика”,№3,1996г.)
Одним из направлений ПС педагогов является консультирование и просвещение: В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
О психологическом сопровождении родителей.
В процессе непрерывного ПС родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.
Статья «Психологическое сопровождение ребёнка в процессе его обучения»
Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования г. Хабаровска
«Дворец детского творчества «Маленький принц»
В повседневную жизнь уже внедряются варианты модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.
Цель психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе есть обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта существенно меняется роль участников образовательного процесса. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания . А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. Данная личность вырастет только при условии, если педагог буде знающим человеком, истинным профессионалом своего дела, что повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Следовательно, смещается приоритет в профессиональной деятельности психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, профессиональную и личностную поддержку педагогов с целью формирования мотивационной сферы педагога, развитие его креативности, готовности к инновационной деятельности.
Стандарт вводит категорию « педагогической ответственности ». Психолог в образовании будет всегда выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для его оптимального развития. Новые стандарты влияют на критерии качества деятельности и направления работы психолога, определяя при этом ряд новых.
Специалисты дополнительного образования не могут не учитывать этих изменений современности в общеобразовательной школе. Поэтому общеразвивающие программы педагогов УДОД должны быть наполнены занятиями и упражнениями, формирующими метапредметные знания и умения. Психолог же будет обязан скорректировать свою деятельность по профессиональному сопровождению образовательного процесса в формате развивающего пространства дополнительного образования.
Психолог образовательного учреждения УДОД призван содействовать созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса, психологической компетентности педагогов и родителей, развитию образовательного учреждения в целом. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение . С таким объемом работы, с такими задачами более эффективно справлялась бы система или служба психолого-педагогического сопровождения. Но ситуация складывается в образовании по-разному.
Психологическое сопровождение на этапе приёма и адаптации детей к школе
В последнее время становится всё больше детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Причин может быть много. Учёные склонны предполагать, что возможно существуют циклические процессы в развитии детской популяции. Был процесс акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в частности, увеличение роста. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился и даже пошёл вспять.
В школьном возрасте функциональные отклонения в психофизиологическом развитии несколько сглаживаются. Но школьное обучение может выявить и более глубокие нарушения в развитии детей, которые на начальном этапе маскировались инфантильными чертами характера ребёнка или неадекватными поведенческими реакциями.
Обучение в первом классе предъявляет к ребёнку много разнообразных требований. Он должен обладать определённым уровнем развития познавательных процессов. За год должен научиться строить свои взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Если обобщить эти требования, то речь идёт о готовности ребёнка к школе и степени его адаптируемости в новой для него среде.
Психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать проявлений дезадаптации к школе. Психологическая неготовность к обучению создаёт проблемы не только родителям, учителям, но и самому школьнику.
Систематически испытывая трудности в учёбе, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учёбе ведёт к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации. Поэтому важно как можно раньше заметить специфические проявления имеющихся у детей трудностей и оказать необходимую помощь. С целью оказания такой помощи нами использован метод психологического сопровождения.
Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком, тем эффективнее результат. Профилактику трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада в подготовительных группах. Именно поэтому мы свою работу в режиме психологического сопровождения начинаем именно с этого возрастного периода. В своей работе мы взяли за основу программу психолого-педагогического сопровождения на этапе приёма и адаптации в школе, разработанную авторским коллективом под руководством М. Р. Битяновой.
Вся работа делится на следующие основные этапы:
Поступление ребёнка в школу.
В рамках 1 этапа в детском саду осуществляются следующие направления работы:
1. Диагностика психологической готовности детей к школе.
2. Групповые и индивидуальные консультации родителей.
3. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
Коллектив детского сада определяет своей целью не только воспитание и обучение детей силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребёнка.
Специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Поэтому в рамках развивающей работы для родителей детей подготовительной группы был организован образовательно-игровой цикл. На первой встрече по результатам диагностики для родителей проводится групповая консультация. Родителям выдаются характеристики их детей и даются объяснения, как ими пользоваться: объясняется смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребёнка в зависимости от того, в какой графе стоит крестик, говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребёнок и что надо предпринять в том или ином случае. Таким образом, слушая психолога, родители могут сами оценить проблемы и возможности своего ребёнка. Для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования, проводятся индивидуальные консультации. В дальнейшем с родителями проводятся практические занятия, на которых они узнают о важной роли семьи в подготовке детей к школе, что только совместными усилиями с дошкольным учреждением можно получить желаемый результат. На занятиях взрослые узнают, как можно просто, без принуждения, с радостью для себя и для ребёнка развить его речь, мышление, память, внимание, воображение, подготовить руку к письму, как развить у ребёнка желание учиться. Родители не только с интересом слушают специалиста, но и активно включаются в игры, задают вопросы.
Одним из составных психолого-педагогического сопровождения является летняя площадка для поступающих в первый класс «Школа дошкольника», проводимая на базе школы. Цель данной площадки заключается в создании условий для успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Мы объединили усилия психолога и педагогов, которые встретят детей 1 сентября на пороге школы.
При планировании занятий мы учитываем результаты диагностики.
Задания и упражнения представляются преимущественно в игровой форме, что позволяет сгладить и сократить адаптационный период.
За время, проведённое на летней площадке у детей есть возможность почувствовать себя хозяевами школы, подружиться, лучше узнать друг друга. Было отмечено, что в течение этого времени дети постепенно приобретали уверенность в общении, у них снижалась тревожность, появлялась доброжелательность.
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Без преувеличения этот период можно назвать самым сложным для детей.
Для того чтобы сгладить негативные проявления данного периода, мы решили использовать опыт гомельских педагогов Светланы Гин и Ирины Прокопенко, которые практикуют в своей работе адаптационный курс «Первые дни в школе», рассчитанный на одну неделю.
Авторы предлагают первую учебную неделю отвести на первичное освоение таких навыков как: правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем.
Весь учебный материал даётся в виде диалогов, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Со второй учебной недели педагог-психолог начинает проводить занятия по программе «Введение в школьную жизнь». Такие занятия проводятся со всеми первоклассниками. Программа этого курса направлена на знакомство детей друг с другом, с правилами школьной жизни. Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. Занятия проходят в доступной и интересной форме.
Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в адаптации.
Для определения уровня адаптации первоклассников мы используем «Опросник дезадаптации» Л. М. Ковалёвой.
Учителя заполняют опросник дважды: в конце октября и в конце апреля. При анализе результатов данные опросника сопоставляются с результатами психодиагностики.
Применение «Опросника дезадаптации» помогает педагогу и педагогу-психологу получить полную и систематизированную картину проявления индивидуальных особенностей как отдельного ребёнка, так и класса в целом, выявить основные трудности каждого ребёнка и в соответствии с этим строить программу помощи.
На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации, т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.
В своей работе с группами развития за основу мы взяли программу Локаловой «Уроки психологического развития младших школьников». Занятия проводятся 1 раз в неделю, в кабинете психолога.
Помимо работы психолога, педагоги на уроках активно используют игры и упражнения, направленные на развитие оперативной памяти, слухового и зрительного восприятия, устойчивости и концентрации внимания.
В конце учебного года среди детей группы развития проводится итоговая диагностика. По решению ПМПк при положительной динамике учащиеся выводятся из состава групп. Если улучшений не наблюдается или они незначительны, из числа данных учащихся со следующего учебного года образуется внутриклассная группа компенсирующего обучения. Педагог-психолог продолжает работу с этими группами.