Психологический параллелизм что это в литературе

Психологический параллелизм

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ — один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, «природная» часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, «человеч.» части: лебедушка — невеста; сокол, ястреб — молодец, жених; утушка — замужняя женщина; кукушка — вдова, тоскующая женщина; переправа через реку — брак; плавание птиц по реке — встреча молодых; отлет — разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма — ритмич., муз., звук.

Смотреть что такое «Психологический параллелизм» в других словарях:

психологический параллелизм — См. параллелизм (2) … Словарь литературоведческих терминов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту… … Философский словарь

психологический параллелизм — ед. В лексической стилистике: стилистический прием народнопоэтической речи, выражающийся в сопоставлении с природой событий человеческой жизни или состояний человека. Отломилась веточка От садовой яблоньки, Откатилось яблочко; Отъезжает сын … Учебный словарь стилистических терминов

Параллелизм — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что… … Литературная энциклопедия

Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

Параллелизм (стиль) — Параллелизм ( gr. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными … Википедия

параллелизм — (от греч. parallelos идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин; Желтый… … Словарь литературоведческих терминов

психофизический параллелизм — (от греч. parallelos рядом идущий) одно из истолкований психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не… … Большая психологическая энциклопедия

Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия

Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

Источник

психологический параллелизм

Смотреть что такое «психологический параллелизм» в других словарях:

психологический параллелизм — См. параллелизм (2) … Словарь литературоведческих терминов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту… … Философский словарь

Психологический параллелизм — один из устойчивых принципов орг ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Параллелизм — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что… … Литературная энциклопедия

Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

Параллелизм (стиль) — Параллелизм ( gr. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными … Википедия

параллелизм — (от греч. parallelos идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин; Желтый… … Словарь литературоведческих терминов

психофизический параллелизм — (от греч. parallelos рядом идущий) одно из истолкований психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не… … Большая психологическая энциклопедия

Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия

Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

Источник

Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или предложений.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной литературе.

Параллелизм — это…

Понятие «парал­ле­лизм» было извест­но древним гре­кам, кото­рые исполь­зо­ва­ли эту фигу­ру речи в рито­ри­ке, где она обо­зна­ча­ла при­ем повто­ре­ния или сопо­став­ле­ния сход­ных эле­мен­тов речи.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во parallelos бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом». Этот тер­мин зна­ком мно­гим есте­ствен­ным нау­кам. Его исполь­зу­ют мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­ги. В лите­ра­ту­ре им обо­зна­ча­ют один из при­е­мов поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в сопо­став­ле­нии двух явле­ний путем парал­лель­но­го изоб­ра­же­ния. Такое сопо­став­ле­ние под­чер­ки­ва­ет сход­ство или раз­ли­чие реа­лий дей­стви­тель­но­сти и в то же вре­мя сооб­ща­ет поэ­ти­че­ской речи осо­бен­ную выра­зи­тель­ность, кото­рая воз­дей­ству­ет на чита­те­ля соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста про­из­ве­де­ния эта фигу­ра речи име­ет самое раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние, назна­че­ние и смысл.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Психологический параллелизм что это в литературе

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части предложений.

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные странники!
Степью лазур­ною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнанники
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов предложения:

Психологический параллелизм что это в литературе

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных компонентов:

В лоб цело­вать — забо­ту стереть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, например:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветерка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая слива
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го листка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тревога,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на земле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей струной,
Я был вам цве­ту­щей весной,
Но вы не хоте­ли цветов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем командиру,
Не рас­ска­жем никому.

М. А. Светлов. В разведке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо матери.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных видений,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жизни:

Как све­тил да све­тил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый молодец
Без вер­ной дружины…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

Психологический параллелизм что это в литературе

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов слеталась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка собиралась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули ветры,
Не напрас­но шла гроза.
Кто-то тай­ным тихим светом
Напоил мои глаза.

Источник

Параллелизм психологический в литературе: примеры

В этой статье мы рассмотрим такое литературное понятие, как параллелизм психологический. Часто этот термин вызывает некоторые проблемы с интерпретацией его значения и функций. В этой статье мы постараемся как можно доступнее объяснить, что это за понятие, как его применять в художественном анализе текста и на что стоит при этом обращать особое внимание.

Определение

Психологический параллелизм что это в литературе

Психологический параллелизм в литературе – это один из стилистических приемов. Суть его заключается в том, что сюжет произведения строится на последовательном сопоставлении мотивов, картин природы, отношений, ситуаций, поступков. Обычно используется в поэтических народных текстах.

Как правило, состоит из 2 частей. В первой изображается картина природы, условная и метафоричная, создающая эмоционально-психологический фон. А во второй уже появляется образ героя, состояние которого сопоставляется с природным. Например: сокол – молодец, лебедушка – невеста, кукушка – тоскующая женщина или вдова.

История

Однако необходимо немного углубиться в прошлое, чтобы до конца понять, что такое психологический параллелизм. Определение в литературе, кстати, обычно и начинается с небольшой исторической справки.

Итак, если этот прием пришел в литературу из фольклора, значит он имеет довольно глубокие корни. Почему же людям пришло в голову сравнивать самих себя с животными, растениями или явлениями природы? В основе этого явления лежат наивные синкретические представления о том, что окружающий мир имеет свою волю. Подтверждением этому являются языческие верования, наделявшие все жизненные явления сознанием. Например, солнце – глаз, то есть солнце предстает деятельным живым существом.

Такие параллели складывались из:

То есть изначально психологический параллелизм строился на субъективном представлении человека о мире.

Психологический параллелизм что это в литературе

Параллелизм двучленный

Он характеризуется следующим способом построения. Вначале идет изображение картины природы, затем описание схожего эпизода из жизни человека. Эти два эпизода словно вторят друг другу, хотя и различаются по объектному содержанию. Понять, что в них есть нечто общее, можно по определенным созвучиям, мотивам. Эта черта является отличительным признаком психологических параллелей от простых повторений.

Например: «Когда хотят сорвать розы, надо подождать до весны, когда хотят любить девушек, надо, чтобы им стало шестнадцать лет» (народная испанская песня).

Стоит однако отметить, что фольклорный параллелизм, который чаще всего и бывает двучленным, строится в основном на категории действия. Если же ее убрать, то все остальные элементы стилистической фигуры утратят свое значение. Устойчивость такой конструкции обеспечивается 2 факторами:

Если оба этих момента будут соблюдены, то параллелизм превратится в символ и приобретет нарицательность. Однако такая участь ожидает далеко не все двучленные параллелизмы, даже построенные по всем правилам.

Формальный параллелизм

Психологический параллелизм что это в литературе

Бывают случаи, когда параллелизм психологический сразу не понятен и для его осмысления необходимо услышать весь текст. Например: одна из народных песен начинается такой строкой «Течет речка, не всколыхнется», затем идет описание невесты, к которой на свадьбу пришло много гостей, но никто не может ее благословить, так как она сирота; таким образом, прослеживается сходство – речка не всколыхнется, а невеста сидит невеселая, молчаливая.

Здесь можно говорить об умолчании, а не об отсутствии сходства. Стилистический прием усложняется, затрудняется понимание самого произведения, зато структура приобретает большую красоту и поэтичность.

Многочленный параллелизм

Понятие «психологический параллелизм», несмотря на кажущуюся сложность, довольно простое. Другое дело, когда мы говорим о разновидностях этого стилистического приема. Хотя что касается именно многочленного параллелизма, то обычно с его обнаружением проблем не возникает.

Этот подвид характеризуется односторонним накоплением нескольких параллелей, которые исходят одновременно из нескольких объектов. То есть берется один персонаж и сравнивается сразу с рядом образов. Например: «Не ластися, голубь, со голубкой, не свивайся, трава, со былинкой, не свыкайся, молодец, с девицей». То есть перед читателем уже три объекта для сравнения.

Психологический параллелизм что это в литературе

Подобное одностороннее увеличение образов говорит о том, что параллелизм постепенно эволюционировал, что дало поэту большую свободу сочинительства и возможность проявить свои аналитические способности.

Именно поэтому многочленный параллелизм называют относительно поздним явлением народной поэтической стилистики.

Одночленный параллелизм

Одночленный параллелизм психологический направлен на развитие образности и усилении ее роли в произведении. Выглядит этот прием следующим образом. Представьте себе обычную двучленную конструкцию, где в первой части говорится о звездах и месяце, а во второй они сравниваются с невестой и женихом. Теперь уберем вторую часть, оставив только образы звезд и месяца. По содержанию произведения читатель догадается, что речь идет о девушке и юноше, но в самом тексте их упоминания не будет.

Такое умалчивание похоже на формальный параллелизм, но в отличие от него здесь не будет упоминаться о персонажах-людях, которые имеются в виду. Поэтому здесь мы можем говорить о появлении символа. За века в фольклоре появились устоявшие аллегорические образы, которые отождествляются только с одним значением. Такие-то образы и используются в одночленном параллелизме.

Психологический параллелизм что это в литературе

Например, сокол отождествляется с юношей, женихом. И часто в произведениях описывается, как сокол сражается с другой птицей, как его похищают, как он ведет под венец соколицу. Здесь нет никаких упоминаний о людях, но нам понятно, что речь идет о человеческих отношениях между юношей и девушкой.

Параллелизм отрицательный

Приступим к описанию последнего вида, которым может выступать психологический параллелизм (примеры приведены в статье). Отрицательные конструкции нашего стилистического приема обычно используются для создания загадок. Например: «Ревет, а не бык, крепок, а не скала».

В славянском фольклоре этот прием пользовался особой популярностью и любовью. Поэтому его можно встретить не только в загадках, но и в песнях, сказках и пр. Позднее он перекочевал и в авторскую литературу, используясь главным образом в сказках и стилистических попытках воссоздать народную поэзию.

С понятийной точки зрения отрицательный параллелизм как бы искажает саму формулу параллелизма, который создавался для сближения образов, а не для их разделения.

Из фольклора в авторскую литературу

Когда же параллелизм психологический из народной поэзии перекочевал в классическую литературу?

Психологический параллелизм что это в литературе

Так, в 12-м веке постепенно начали сплетаться народно-песенные приемы с классической традицией.

Какова функция сравнений, эпитетов и метафор психологического параллелизма

Для начала стоит сказать, что без метафор и эпитетов не было бы и самого параллелизма, так как этот прием полностью на них опирается.

Оба этих тропа служат для того, чтобы переносить признак одного предмета на другой. Собственно, уже в этой их функции видно, что без них невозможно сравнение природы с человеком. Метафорический язык – главный инструмент писателя при создании параллелизмов. И если мы говорим о функции этих тропов, то она как раз и состоит в переносе признаков.

Основные понятия (психологический параллелизм) связаны с описаниями, поэтому не удивительно, что главное место среди них занимают метафоры и эпитеты. Например, возьмем эпитет «солнце закатилось» и сделаем из него параллелизм. У нас получится: как солнце закатилось, так и закатилась жизнь ясна сокола. То есть угасание солнца сравнивается с угасанием жизни юноши.

Психологический параллелизм в «Слове о полку Игореве»

Психологический параллелизм что это в литературе

Затем можно вспомнить образ самого рассказчика. Его персты, легшие на струны, сравниваются с десятью соколами, напустившимися на голубей.

И еще один пример: отступление галичей к Дону описывается как «не буря соколы занесе через поля широкие». Здесь мы видим образец отрицательного параллелизма.

Источник

Параллелизм в литературе. Примеры

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или пред­ло­же­ний.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре.

Параллелизм — это…

Понятие «парал­ле­лизм» было извест­но древним гре­кам, кото­рые исполь­зо­ва­ли эту фигу­ру речи в рито­ри­ке, где она обо­зна­ча­ла при­ем повто­ре­ния или сопо­став­ле­ния сход­ных эле­мен­тов речи.

В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка сло­во parallelos бук­валь­но зна­чит «иду­щий рядом». Этот тер­мин зна­ком мно­гим есте­ствен­ным нау­кам. Его исполь­зу­ют мате­ма­ти­ки, физи­ки, био­ло­ги. В лите­ра­ту­ре им обо­зна­ча­ют один из при­е­мов поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в сопо­став­ле­нии двух явле­ний путем парал­лель­но­го изоб­ра­же­ния. Такое сопо­став­ле­ние под­чер­ки­ва­ет сход­ство или раз­ли­чие реа­лий дей­стви­тель­но­сти и в то же вре­мя сооб­ща­ет поэ­ти­че­ской речи осо­бен­ную выра­зи­тель­ность, кото­рая воз­дей­ству­ет на чита­те­ля соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста про­из­ве­де­ния эта фигу­ра речи име­ет самое раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние, назна­че­ние и смысл.

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Параллелизм — рито­ри­че­ская фигу­ра, пред­став­ля­ю­щая собой рас­по­ло­же­ние тож­де­ствен­ных или сход­ных по грам­ма­ти­че­ской и семан­ти­че­ской струк­ту­ре эле­мен­тов речи в смеж­ных частях речи, созда­ю­щих еди­ный поэ­ти­че­ский образ.

Психологический параллелизм что это в литературе

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части пред­ло­же­ний.

Параллелизм тематический

В лите­ра­ту­ре наи­бо­лее рас­про­стра­нен парал­ле­лизм тема­ти­че­ский, в осно­ве кото­ро­го лежит прин­цип сопо­став­ле­ния двух явле­ний, близ­ких по сво­е­му содер­жа­нию. Например, пона­блю­да­ем, как мастер­ски его исполь­зу­ет поэт М.Ю. Лермонтов в сти­хо­тво­ре­нии «Тучи»:

Тучки небес­ные, веч­ные стран­ни­ки!
Степью лазур­ною, цепью жем­чуж­ною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнан­ни­ки
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

В этом худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии автор про­во­дит образ­ную парал­лель «туч­ки небес­ные — стран­ни­ки» и изгнан­ник, странник-поэт.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов пред­ло­же­ния:

Совсем ско­ро сой­дет вода, пока­жет­ся мок­рая зем­ля. Засияет солн­це. Расцветут цве­ты. Распустятся моло­дые листи­ки (Г. Ветрова).

Психологический параллелизм что это в литературе

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных ком­по­нен­тов:

В лоб цело­вать — забо­ту сте­реть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, напри­мер:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветер­ка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая сли­ва
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го лист­ка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на зем­ле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей стру­ной,
Я был вам цве­ту­щей вес­ной,
Но вы не хоте­ли цве­тов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем коман­ди­ру,
Не рас­ска­жем нико­му.

М. А. Светлов. В раз­вед­ке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отра­да,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо мате­ри.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных виде­ний,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жиз­ни:

Как све­тил да све­тил месяц по полу­но­чи,
Светил в поло­ви­ну,
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый моло­дец
Без вер­ной дру­жи­ны…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ретиво моё сер­деч­ко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

Наряду с пря­мым парал­ле­лиз­мом в сво­ем твор­че­стве поэты исполь­зу­ют парал­ле­лизм отри­ца­тель­ный, вос­при­няв этот при­ем из народ­ной пес­ни. Отрицательный парал­ле­лизм стро­ит­ся так, что пер­вый ряд в поэ­ти­че­ском срав­не­нии начи­на­ет­ся с части­цы «не».

Психологический параллелизм что это в литературе

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов сле­та­лась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка соби­ра­лась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозо­ром
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули вет­ры,
Не напрас­но шла гро­за.
Кто-то тай­ным тихим све­том
Напоил мои гла­за.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *