Психологическая установка состоящая в признании безусловного существования и истинности чего либо
Социальная философия: Учебное пособие (19 стр.)
Вера в реальность Бога оказывается основополагающим догматом христианской религии, органично связанным с другими его догматами (особое значение здесь имеет догмат о бессмертии человеческой души).
Таковы основные виды веры: вера-достоверность, вера-доверие, моральная вера и религиозная вера. Их взаимопереплетение, частично отмеченное выше, не исключает того, что они способны выступать и нередко выступают автономно.
Любой вид веры имеет модальности: глубокая (вера), слабая (вера), неустойчивая (вера) и т. п.
Во всех случаях, имеем ли мы дело с видом веры или ее модальностью, вера неразрывно связана с знанием, не исключает его. Представление о взаимоисключаемости веры и познания возникает в результате исключения из религии всех видов веры, кроме собственно религиозной и из-за излишне упрощенного толкования существа религиозной веры: эмоциональный ее компонент абсолютизируется. Такое понимание веры в религии было присуще французским философам XIX века, вульгарному материализму и атеизму XIX–XX столетий. В немалой степени в формировании этого мнения повинны сами представители церкви, о чем уже говорилось. Вера-достоверность в естествознании всячески подавлялась Церковью в течение многих столетий (вплоть до начала XIX века). Одним из следствий такого положения и явилось укоренение в сознании ученых, да и не только их, представление о несовместимости веры и знания.
В заключение определим понятие веры, которое могло бы охватить собой все виды веры. «Вера – состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью и твердостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям»[55].
Одним из важнейших феноменов религиозного сознания является сердце. Это не физиологическое всем известное сердце, а «сердце», близкое к понятию «душа». Через него и благодаря ему проявляется духовный мир верующего человека, осуществляется связь с другими людьми, с обществом, природой, Богом. Понятие «сердце», отмечал русский философ Б. П. Вышеславцев, занимает центральное место в мистике, в религии и в поэзии всех народов. В Библии понятие «сердце» и понятие «душа» иногда заменяют друг друга, точно так же понятие «сердце» и понятие «духа». Библия, пишет далее Б. П. Вышеславцев, приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести; больше того, сердце является центром жизни вообще – физической, духовной и душевной. Оно есть центр прежде всего, центр во всех смыслах. Сердце означает некоторый скрытый центр, скрытую глубину. Посредством сердца мы созерцаем Божество и Христа. Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только умопостигаемого, но и непостижимого. Оно есть источник любви, хотя оно же – источник ненависти. Когда оно противится Богу и его Слову, тогда оно «ожесточается», «каменеет». Сердце больше, чем интеллектуальное познание. Сердце есть тоже орган постижения, оно постигает многое, что недоступно интеллекту, постигает святость, красоту, ценность. Сердце есть центр свободы. Единство постижения и свободы, знания и любви всего полнее выражает сущность сердца, которое есть узел человеческих и богочеловеческих тайн. Начало религии, по Б. П. Вышеславцеву, есть чувство тайны, трепет таинственного, благоговения перед таинственным. В этом смысле атеизм есть столько же безрелигиозное, как и нефилософское мировоззрение: он ничему не удивляется и ни перед чем не благоговеет. Необходимо признать сердце основным органом религиозных переживаний. Безрелигиозность есть в конце концов бессердечность[56].
Вышеизложенное о религиозном знании (о религиозной вере, о роли сердца в религии и др.) показывает, что имеющиеся в философской литературе исходные определения религии нуждаются в корректировке. Известный специалист по религиозному сознанию Л. Н. Митрохин указывает: «Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих». Приведенное определение, как справедливо отмечает Л. Н. Митрохин, «во многом остается формальным, не передающим ту многообразную роль, которую религия играла и играет в жизни как ее последователей, так и общества в целом. Можно даже констатировать, что адекватное формально-логическое определение религии дать вообще невозможно; ее сущность постигается лишь в результате выявления ее конкретных многообразных форм и существенных характеристик»[57].
С некоторыми ее существенными характеристиками мы здесь и познакомились. Следует в заключение указать еще на важные моменты, связанные сущностью религиозного сознания. Различаются обыденное религиозное сознание – сознание верующих и теоретическое религиозное сознание теологические изыскания. Разграничиваются также уровни религиозной психологии (I) и религиозной идеологии (II). I – это совокупность религиозных чувств, представлений, которые формируются стихийно под влиянием окружающих условий жизни. Ее творцом является масса верующих. II – система соответствующих идей, выступающая в форме различных концепций. Ее создают и пропагандируют профессиональные служители культа. В рамках религиозного сознания выделяются также общественное, групповое и индивидуальное сознание. Некоторые исследователи религии выделяют ряд элементов (или аспектов) религиозного сознания: идеологический, ментальный, архетипический, рациональный, эмоциональный, а также волевой элемент, религиозную веру, нормы, символы, ориентации, ценности (см.: Философский словарь. М., 2001. С. 490).
Функции религии. Прежде всего это компенсаторная функция. Религия дает человеку силы противостоять злу и несправедливости, дает надежду на спасение в «иной жизни» как воздаяние за поведение в этой жизни. Отсюда проистекает и другая функция – нравственно-социальная: религия призвана сеять в душах людей покой, мир, любовь, она регулирует формы поведения и общения. Учитывая, что религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, определенные объяснения природы, общества, человека, мира в целом следует выделить и мировоззренческую функцию. Религия интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует в известной степени сохранению и развитию культуры. Наконец (хотя, возможно, этим перечнем не исчерпываются функции религиозного сознания), религия способствует единению, общению людей в любви и добре.
В атмосферу религиозного мира оказывается вовлеченным весь индивид со всеми своими духовными потребностями. И в заключение – трудно оспариваемый, на наш взгляд, тезис: никто не доказал, что Бог существует, но никому не удавалось и не удастся, видимо, доказать обратное – что Бог не существует.
Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т. е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно – в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. В. И. Вернадский отмечал: «Философия всегда основана на разуме»; «Размышление и углубленное проникновение в аппарат размышления – разум неизбежно входит в философскую работу. Для философии разум есть верховный судья; законы разума определяют ее суждения»[58]. Одно из определений философии таково: философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи[59]. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности (между прочим, автор этой формулировки считает философию определенной системой верознания, в которой нерасторжимо соединены в самой различной пропорции компоненты веры и знания).
Приведем еще одно определение философии. Философия есть «особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни»[60].
Психологическая установка состоящая в признании безусловного существования и истинности чего либо
Полезное
Смотреть что такое «вера» в других словарях:
ВЕРА — глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. В. позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и… … Философская энциклопедия
ВЕРА — жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; … Толковый словарь Даля
Вера — ы, жен. Ст. русск.Производные: Верка; Вераня; Вераха; Вераша; Веруля; Веруня; Веруся; Руся; Веруха; Веруша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. pistis вера.)Именины: 30 сент., 14 окт. Словарь личных… … Словарь личных имен
ВЕРА — Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Лев Толстой Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе. Томас Харди Вера состоит в том, что мы… … Сводная энциклопедия афоризмов
ВЕРА — ВЕРА, веры, жен. 1. Состояние сознания верующего, религия (книжн.). «Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье.» Пушкин. Вера в бога. || То или иное религиозное учение, верование. Христианская вера. Человек иной веры.… … Толковый словарь Ушакова
Вера — Вера ♦ Foi Убеждение, не подкрепленное никакими доказательствами и, как всякая вера, легко обходящееся без них, заменяющее их волей, доверием или благодатью. Весьма двусмысленное, чтобы не сказать подозрительное преимущество. Верить значит… … Философский словарь Спонвиля
ВЕРА — состояние предельной заинтересованности, психол. установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего либо с такой решительностью и твердостью, к рые превышают … Энциклопедия культурологии
вера — Вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. Веры: христианство, иудейство (Моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство,… … Словарь синонимов
вера — безмерная (Блок); безмятежная (Мережковский); благодатная (Некрасов); большая (Ольнем); глубокая (Ольнем, Фруг); горячая (К.Р.); живительная (Голен. Кутузов); крепкая (Скиталец); непоколебимая (Ольнем); пламенная (Бунин); пылающая (Лебедев);… … Словарь эпитетов
ВЕРА — ВЕРА, 1) в теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение). Вера включает в себя решимость исполнять волю Бога вопреки всем сомнениям ( искушениям ), верность Богу (во всех языках, с… … Современная энциклопедия
Тест с ответами по теме: “Познание”
1. И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения
2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
а) носят объективный характер
б) могут передаваться из поколения в поколение +
в) предполагают доказательства
3. Правильны ли следующие суждения о развитии науки:
1. развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников
2. научные революции опровергают все ранее существовавшие теории
а) только 2
б) оба правильны
в) только 1
4. Понятие – это форма мысли, которая:
а) выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) формирует наглядный образ предмета
в) фиксирует различные комбинации ощущений человека
5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает:
а) социология
б) экономика
в) политология +
6. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог
7. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) психолог
б) гилозоист
в) экстраверт +
8. Одной из форм чувственного познания является:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция
9. Одной из форм чувственного познания является:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие +
10. Одной из форм чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение
11. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное
12. Наряду с научным познанием, можно выделить:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное
13. К познавательной способности человека относится:
а) восприятие +
б) раздражимость
в) виртуальность
14. К познавательной способности человека относится:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление +
15. Одной из форм рационального познания является:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение
16. Одной из форм рационального познания является:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение
17. Одной из форм рационального познания является:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +
18. Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для такого познания:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного
19. Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется:
а) фаллибилизмом
б) номинализмом
в) эмпиризмом +
20. Сознание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для такого познания:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного
21. Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется:
а) обыденным +
б) теоретическим
в) религиозным
22. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, есть:
а) онтология
б) наука +
в) мифология
23. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +
24. Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть:
а) рефлексия
б) вера +
в) воображение
25. Понятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +
26. Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение
27. Процесс постижения смысла и значения знаковых систем называется:
а) пониманием +
б) объективацией
в) объяснением
28. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется:
а) фантазией
б) логикой
в) представлением +
29. Восприятие представляет собой форму отражения действительности на такой ступени познания:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной
30. Мышление не осуществляется в виде:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений
Что такое вера и религия
Что такое вера и религия
Вера является неотъемлемым свойством человеческого сознания. Без веры невозможна жизнь, невозможна никакая (в том числе и политическая, и художественная) деятельность людей. Вера всегда сопровождает общественное развитие и жизнь социума.
Нередко мы можем слышать: «Я верю в этого человека», «Я верю в ее любовь», «Я верю в себя». Много объектов веры в сфере науки: теория относительности А. Эйнштейна, концепция занесения жизни на Землю из других звездных миров, гипотеза движения материков на Земле, факты телепатии и т. п. Говорят о вере в те или иные приметы, о вере в астрологию, в карточные гадания, о вере в существование ведьм, «злых духов». Существует вера в Бога, вера в индивидуальное бессмертие человека и т. п. «Вера», как видим, многообразна, разнолика.
Ученые выделяют следующие виды веры: 1) вера как достоверность; 2) вера как преклонение перед авторитетом («вера-доверие»); 3) моральная, или нравственная, вера; 4) религиозная вера.
Вера-достоверность, как на то указывает само ее название, связана с достоверным, чаще всего научным, знанием, основное содержание которого признается таковым.
Вера-доверие основана на признании и подчинении авторитету, будь то научный авторитет типа Н. Макиавелли или Ч. Дарвина либо авторитет руководителя той или иной политической партии, авторитет знакомого лица или родственника.
Моральная вера есть вера в нравственные принципы (в их осуществимость), следование нравственным нормам.
«Вера – состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью и твердостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям» (определение философов и ).
Ядром религиозного знания выступает религиозная вера. Что это за вера? Это психологическая установка, принимающая существование Бога на основе общения с ним души человека (иначе говоря, на основе религиозного опыта). Один из глубоких исследователей религиозного опыта Уильям Джемс писал: «Единственно, что непоколебимо устанавливает религиозный опыт, – это возможность переживать единение с чем-то более широким, чем наша личность, и находить в этом единении глубокий душевный покой… Для религиозного опыта и для практических потребностей религии совершенно достаточно веры в то, что позади личности каждого человека, как ее непосредственное продолжение, существует некая высшая сила, благоволящая к нему и его идеалам».
Специфика религиозной веры заключается в восприятии особой реальности (реальности Бога) на основе непосредственного с ней контакта. Это есть духовное отношение между человеком и Богом. Существо этой веры заключается в религиозном опыте. Она есть переплетение разума и душевных переживаний.
По объяснению апостола Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
Вера – «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (св. Максим Исповедник).
Святой Кирилл Иерусалимский так объясняет необходимость веры: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря».
А так рассуждает о вере русский историк : «Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находим народа, совершенно лишенного понятия о Божестве».
Каждый человек обладает определенным мировоззрением – совокупностью взглядов на мир и место в нем человека. Ученые чаще всего к основным формам мировоззрения относят мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное и философское мировоззрения.
До сих пор существует мнение, особенно распространившееся в 30-50-х гг. 20 века, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Религиозное знание отличается от других видов знания (прежде всего научного), во-первых, своим основным содержанием, во-вторых, формой, средствами постижения этого содержания.
В отличие от научного знания, имеющего своим объектом природу, общество и человека, религиозное знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религиозной картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира (например, ангелов) и оказывается также Творцом мира естественного.
Немецкий философ Гегель отмечал: «В религиях народы, несомненно, выразили свои представления о сущности Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо является здесь для их сознания предметом, и, как таковой, он сначала представляет собою для них другое, потустороннее, близкое или далекое, дружественное или страшное и враждебное. В благоговейном преклонении и в культе человек снимает эту противоположность и возвышается до сознания своего единства с абсолютным существом… Это существо есть вообще в себе и для себя сущий разум, всеобщая конкретная субстанция, дух. Это, следовательно, представление, в котором есть не только разумность вообще, но и всеобщая, безконечная разумность. Мы должны поэтому главным образом постигать, т. е. познавать и признавать разумными как философию, так и религию…».
«Религию так же, как и искусство, – писал Б. Раушенбах, – будем относить к той сфере сознания, которую Гектор [в поэме Гомера «Илиада»] назвал «сердцем», – условимся называть ее внелогическим знанием. Оно не опирается на рационально построенные цепочки рассуждений, а возникает сразу. В качестве примера внелогического знания можно привести чувство красоты. Увидев красивый пейзаж, человек з н а е т, что пейзаж этот красив. Это именно знание, ведь оно определяет поведение. Человек, например, откажется возводить здесь какие-либо сооружения, если считает, что они испортят пейзаж».
Тест с ответами на тему: “Познание”
1. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) понятие +
б) спиритуализм
в) ощущение
2. Что из представленного ниже, является одной из форм рационального познания:
а) вера
б) суждение +
в) ощущение
3. Укажите одну из форм рационального познания:
а) спиритуализм
б) ощущение
в) умозаключение +
4. Для какого познания характерна вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей:
а) мифологического
б) религиозного +
в) художественного
5. Какое название получило направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания:
а) фаллибилизм
б) номинализм
в) эмпиризм +
6. Для какого познание характерно сознание мира через произведения искусства и литературные ценности:
а) обыденного
б) художественного +
в) общественного
7. Как называется познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой:
а) обыденное +
б) теоретическое
в) религиозное
8. Как называется особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире:
а) онтология
б) наука +
в) мифология
9. Какое название носит способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся:
а) ощущение
б) суждение
в) воображение +
10. Психологической установкой, состоящей в признании безусловного существования и истинности чего-либо, называется:
а) рефлексия
б) вера +
в) воображение
11. На какой ступени познания понятие представляет собой форму отражения действительности:
а) чувственной
б) искусственной
в) рациональной +
12. Что из представленного ниже, является высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека:
а) субстрат
б) мышление +
в) мировоззрение
13. Какое название носит процесс постижения смысла и значения знаковых систем:
а) понимание +
б) объективация
в) объяснение
14. Как называется чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств:
а) фантазией
б) логикой
в) представлением +
15. На какой ступени познания восприятие представляет собой форму отражения действительности:
а) чувственной +
б) методологической
в) абстрактной
16. В виде чего не осуществляется мышление:
а) умозаключений
б) эмоций +
в) суждений
17. Что делает и рациональное, и чувственное познание:
а) формирует знания и представления о предмете +
б) дает наглядный образ предмета
в) использует логические умозаключения
18. Научному и религиозному знанию о мире свойственно то:
а) что они носят объективный характер
б) что они могут передаваться из поколения в поколение +
в) что они предполагают доказательства
19. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
20. Понятием является форма мысли:
а) которая выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений +
б) которая формирует наглядный образ предмета
в) которая фиксирует различные комбинации ощущений человека
21. Функции и формы государственной власти изучает данная наука:
а) социология
б) экономика
в) политология +
22. Одним из основных психологических типов людей, согласно идеям Юнга, является:
а) гилозоист
б) интроверт +
в) психолог
23. Одним из основных психологических типов людей, согласно идеям Юнга, является:
а) психолог
б) гилозоист
в) экстраверт +
24. Что из представленного ниже является одной из форм чувственного познания:
а) представление +
б) суждение
в) дедукция
25. Что из представленного ниже является одной из форм чувственного познания:
а) суждение
б) дедукция
в) восприятие +
26. Формой чувственного познания является:
а) верификация
б) ощущение +
в) суждение
27. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) обыденное +
б) бессознательное
в) абсолютное
28. Какое познание можно выделить наряду с научным познанием:
а) абсолютное
б) религиозное +
в) бессознательное
29. Что из представленного ниже относится к познавательной способности человека:
а) восприятие +
б) раздражимость
в) виртуальность
30. Что из представленного ниже относится к познавательной способности человека:
а) раздражимость
б) виртуальность
в) осмысление +