Психологическая поддержка это что
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки
В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.
Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.
Психологическая поддержка может быть направлена:
• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;
• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;
• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.
Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.
1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.
Чаще всего отмечается частичная или полная утрата: способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование); способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей); способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком). Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.
2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.
3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.
Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию. Плач Признаки: • человек уже плачет или готов разрыдаться; • подрагивают губы; • наблюдается ощущение подавленности. Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Нужно дать этой реакции состояться.
Помощь при плаче:
– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек. – Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов. – Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах. – Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего. – Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Истероидная реакция (истерика)
Признаки: • чрезмерное возбуждение; • множество движений, театральные позы; • эмоционально насыщенная, быстрая речь; • крики, рыдания. Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.
Помощь при истероидной реакции:
Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности. Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций. Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам. Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи. Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему. Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться. Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.
В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:
У пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел; пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать. В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.
Страх
Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения. Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку. В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он: не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник); настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать. Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.
Помощь при страхе:
Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве. Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность). Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным). При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).
Апатия
Признаки: непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом; равнодушие к происходящему; отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений; заторможенность;
Помощь при апатии:
Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться). Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук. Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи. Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто. Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).
Методы оказания психологической помощи
Все мы рано или поздно нуждаемся в психологической поддержке, ведь жизненные трудности, с которыми не получается справиться самостоятельно, могут настигнуть нас в любой момент. Более того, сложные ситуации и наши реакции на них имеют свойство повторяться, и тогда следует раз и навсегда разобраться с первопричиной расстройств.
Давайте подробнее рассмотрим методы психологической помощи и подумаем, кому и когда она нужна.
Понятие психологической помощи: какой она бывает?
Психологическая помощь предполагает дать человеку информацию о его психоэмоциональном состоянии, выявить причины и механизмы возникновения определенных психологических реакций на основе диагноза и симптомов, а также активно воздействовать на психику с целью гармонизировать психику и здоровье и улучшить качество жизни.
Такую помощь оказывают профессиональные психотерапевты, владеющие определенными знаниями и личностными качествами.
Психологическая помощь зависит от конкретного случая и может быть:
Кому может помочь психолог?
Ученые психологи говорят о том, что симптомы кризисов зависят от тяжести пережитого события, но их природа идентична и подразумевает изменение психики человека вне зависимости от того, перенес ли он непоправимую катастрофу или потерял смысл жизни. В любом случае реабилитация начинается с понимания первопричины проблемы и стабилизации эмоционального состояния.
Психологическая помощь требуется людям с разными нервными, тревожными и психическими нарушениями и людям здоровым, которые в данный момент переживают сложные жизненные обстоятельства или находятся в кризисной, шоковой, стрессовой, конфликтной ситуации.
Как помочь себе самому?
Если вы чувствуете, что способны сами выбраться из сложной психологической ситуации, можно приложить некоторые усилия и помочь себе самому. Рассказываем, как это сделать.
При помощи литературы по психологии изучайте свою психику, выявляйте сильные и слабые стороны.
Не забывайте наблюдать за собой, контролируйте возникающие мысли и поведение на происходящие жизненные события, анализируйте свои реакции.
Помните, что прочитать несколько статей, чтобы научиться корректировать свой эмоциональный фон, недостаточно. Необходимо применять полученную информацию к своему случаю, только тогда вы достигнете результатов.
Наш обучающий курс даст реальный шанс не только самому справиться с кризисной ситуацией, но и возможность получить новую профессию и помогать другим людям в их сложностях, работая психологом-консультантом.
Путь исследования самого себя – увлекателен и интересен, заставляет увидеть свою личность в новом свете, учит лучше понимать как себя, так и других людей.
Доверьте себя профессионалам! Виды и методы психологической помощи
Профессиональная психологическая помощь проводится опытными психологами, психотерапевтами, консультантами, которые имеют образование в этой области, владеют специальными знаниями, проводят диагностику психологического состояния пациента, ставят цели, выбирают наиболее эффективные виды и методы воздействия.
Профессионалы оказывают действие на психику клиента при помощи:
Для оказания психологической помощи специалисты используют следующие методы:
воздействие на интеллект (основано на логическом мышлении, дает пациенту важную информацию для решения его проблем);
воздействие на эмоции (включает техники эмоциональной поддержки, такие как сочувствие, сопереживание, участие в проблеме, на этом этапе важным будет и физический контакт – обнять или взять за руку);
воздействие на поведение (обучение клиента другому мышлению, поведению и, соответственно, приобретение новых реакций на свои чувства и окружающие события).
В процессе консультации коррекционному специалисту необходимо соблюдать следующие правила:
Психологическая поддержка: особенности, направления, методы, цели
Общая характеристика психологической поддержки
Психологическая поддержка – это совокупность социально-психологических методов и способов, направленных на помощь в социально-профессиональном самоопределении человека в процессе развития его склонностей, самосознания и ценностных ориентаций, а также в процессе повышения конкурентоспособности человека на трудовом рынке и его адаптации к условиям осуществления собственных профессиональных обязанностей.
Психологическая поддержка реализуется средствами мобилизации способностей человека и оптимизации его психологических состояний, следствием чего является полное разрешение, либо снижение воздействия актуальных психологических затруднений, которые препятствуют профессиональной, трудовой и социальной реализации на каждом из жизненных этапов как отдельной личности, так и различных коллективов, малых групп, неформальных и формальных объединений.
В качестве основных направлений психологической поддержки принято выделять следующее:
Основными методами психологической поддержки являются:
Целями психологической поддержки являются:
Управление психологической поддержкой и профессиональной ориентацией населения в государственных организациях
В России, психологическая поддержка и профессиональная ориентация населения курируется действием соответствующих международных правовых актов, среди которых: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения об основных направлениях развития государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации населения в Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами.
В Российской Федерации, государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения – это система государственных органов, учреждений и организаций, работа которых связана с развитием системы воспитания, образования, занятости, профессиональной ориентации, социально-психологической защиты и здравоохранения населения.
Для того, чтобы достигать профориентационных и психологических целей, субъектам государственной системы: учреждениям и органам, профессиональными направлениями которых являются вопросы развития системы профессиональной ориентации, занятости, воспитания, образования, социально-психологической защиты и здравоохранения граждан.
Работа государственных органов направлена на достижение целей государственной политики в данной сфере и имеет направленность организации психологического и профориентационного обслуживания граждан на основании потребностей, профессиональных интересов, а также возможностей и состояния здоровья граждан. В данной работе также учитываются требования трудового рынка, а также актуальные социально-экономические условия.
Для того, чтобы осуществлять грамотную координацию работы в сфере психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан, а также содействие в развитии территориальных органов психологической и профориентационной сферы, в рамках решения соответствующиех органов исполнительной власти, на своих территориях, субъектами Российской Федерации могут создаваться комиссии по решению вопросов психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан.
Работа в области профессионального ориентирования, а также оказания населению психологической поддержки, совместно с координацией и обеспечением научно-методической и организационно-практической деятельности всех локальных организаций психологической поддержки и профессиональной ориентации населения реализуется специализированным всероссийским научно-практическим центром.
В рамки деятельности локальных (территориальных) центров психологической поддержки и профессиональной ориентации населения входит:
По просьбе административного ресурса, а также всех организационно-правовых ресурсов, по распоряжению руководителей, психологическая поддержка и профессиональное консультирование может проводиться с учащимися, с занятым и незанятым населением, а также с лицами, которые подлежат скорому освобождению от выполнения профессиональных обязанностей.
В рамках специализированной деятельности может также проводиться содействие в подборе и отборе лиц, которые будут зачислены в обучающие организации, а также приняты на рабочие места, а также реализовываться иная деятельность по предварительной договоренности.
В рамки деятельности центров занятости населения, региональных центров профессиональной ориентации незанятого населения и безработных лиц входит работа по предоставлению следующих обязательных бесплатных профориентационных услуг:
Осуществление психологической поддержки и профессиональной ориентации органами службы занятости необходимы для содействия эффективных форм занятости населения, совместно с формированием социально-психологических, правовых, организационных и экономических условий и гарантий достижения гражданами профессионального самоопределения.
В рамках образовательных (общего начального, общего основного, общего среднего (полного) образования), а также специальных (коррекционных) учреждений (направленных на обучение детей, имеющих отклонения в развитии), а также учреждений здравоохранения (с учетом местных условий и интересов учащихся), при основе на государственные стандарты и нормативы реализуется:
Благодаря совмещению профессиональной ориентации молодежи с ее подготовкой к труду и профессии в условиях актуальной рыночной экономики, благодаря развитии у растущего поколения необходимого уровня трудовой мотивации, совместно с тенденциями к осознанности в построении планов и выборе характера будущей трудовой деятельности, а также форм и характера занятости, в основе чего будут находиться личные интересы, возможности здоровья, индивидуальные особенности и склонности каждой личности.
При приложении этого к актуальным требованиям на профессиональном рынке и рынке труда, работа всей совокупности образовательных учреждений, а также педагогических коллективов и психологических служб, соответствующих органов управления образованием, и определенного круга организаций здравоохранения, совместно с органами их управления будет иметь высокий уровень эффективности.
В рамках деятельности психологических служб, которые реализуют профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, нормативными документами устанавливается работа по:
В образовательных учреждениях профессионального образования проводится подбор (отбор) абитуриентов на обучение, основой чего является учет показателей профессиональных достижений и прогноза в успешности усвоения знаний о специальности, профессии, совместно с повышением мотивации к выбранным профилям и адаптации к выбранной специальности.
Дошкольные образовательные учреждения, в ситуации реализации воспитательных программ направлены на:
Учреждения здравоохранения, в рамках собственной направленности реализуют деятельность по:
На базе организаций происходит помощь работникам в свободной смене, либо свободном выборе профессии, переподготовке, либо повышении квалификации, поиске места работы, основой чего являются профессиональные интересы работников, а также актуальные нужды работодателей и предприятий.
Общественное объединение профориентационной и психологической направленности, а также организация, оказывающая психологическую поддержку населению, называется Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населению.
Для реализации работы в области профессионального отбора, профессионального консультирования, психологической коррекции и психодиагностики подходят только те специалисты, которые имеют необходимый уровень профессионального образования и документ о прохождении аттестации в необходимом порядке.
В перечень гарантированного минимума бесплатных профориентационных и психологических услуг входят:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут, на основании местных возможностей и условий устанавливать дополнительный список психологических профориентационных услуг, которые предоставляются на льготных условиях, либо бесплатно.
Иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право пользования в полном объеме психологических профориентационных услуг.
Психологическая поддержка: особенности, направления, методы, цели
Психологическая поддержка – это совокупность социально-психологических методов и способов, направленных на помощь в социально-профессиональном самоопределении человека в процессе развития его склонностей, самосознания и ценностных ориентаций, а также в процессе повышения конкурентоспособности человека на трудовом рынке и его адаптации к условиям осуществления собственных профессиональных обязанностей.
Психологическая поддержка реализуется средствами мобилизации способностей человека и оптимизации его психологических состояний, следствием чего является полное разрешение, либо снижение воздействия актуальных психологических затруднений, которые препятствуют профессиональной, трудовой и социальной реализации на каждом из жизненных этапов как отдельной личности, так и различных коллективов, малых групп, неформальных и формальных объединений.
В качестве основных направлений психологической поддержки принято выделять следующее:
Основными методами психологической поддержки являются:
Целями психологической поддержки являются:
Управление психологической поддержкой и профессиональной ориентацией населения в государственных организациях
В России, психологическая поддержка и профессиональная ориентация населения курируется действием соответствующих международных правовых актов, среди которых: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения об основных направлениях развития государственной системы психологической поддержки и профессиональной ориентации населения в Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами.
В Российской Федерации, государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения – это система государственных органов, учреждений и организаций, работа которых связана с развитием системы воспитания, образования, занятости, профессиональной ориентации, социально-психологической защиты и здравоохранения населения.
Для того, чтобы достигать профориентационных и психологических целей, субъектам государственной системы: учреждениям и органам, профессиональными направлениями которых являются вопросы развития системы профессиональной ориентации, занятости, воспитания, образования, социально-психологической защиты и здравоохранения граждан.
Работа государственных органов направлена на достижение целей государственной политики в данной сфере и имеет направленность организации психологического и профориентационного обслуживания граждан на основании потребностей, профессиональных интересов, а также возможностей и состояния здоровья граждан. В данной работе также учитываются требования трудового рынка, а также актуальные социально-экономические условия.
Для того, чтобы осуществлять грамотную координацию работы в сфере психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан, а также содействие в развитии территориальных органов психологической и профориентационной сферы, в рамках решения соответствующиех органов исполнительной власти, на своих территориях, субъектами Российской Федерации могут создаваться комиссии по решению вопросов психологической поддержки и профессионального ориентирования граждан.
Работа в области профессионального ориентирования, а также оказания населению психологической поддержки, совместно с координацией и обеспечением научно-методической и организационно-практической деятельности всех локальных организаций психологической поддержки и профессиональной ориентации населения реализуется специализированным всероссийским научно-практическим центром.
В рамки деятельности локальных (территориальных) центров психологической поддержки и профессиональной ориентации населения входит:
По просьбе административного ресурса, а также всех организационно-правовых ресурсов, по распоряжению руководителей, психологическая поддержка и профессиональное консультирование может проводиться с учащимися, с занятым и незанятым населением, а также с лицами, которые подлежат скорому освобождению от выполнения профессиональных обязанностей.
В рамках специализированной деятельности может также проводиться содействие в подборе и отборе лиц, которые будут зачислены в обучающие организации, а также приняты на рабочие места, а также реализовываться иная деятельность по предварительной договоренности.
В рамки деятельности центров занятости населения, региональных центров профессиональной ориентации незанятого населения и безработных лиц входит работа по предоставлению следующих обязательных бесплатных профориентационных услуг:
Осуществление психологической поддержки и профессиональной ориентации органами службы занятости необходимы для содействия эффективных форм занятости населения, совместно с формированием социально-психологических, правовых, организационных и экономических условий и гарантий достижения гражданами профессионального самоопределения.
В рамках образовательных (общего начального, общего основного, общего среднего (полного) образования), а также специальных (коррекционных) учреждений (направленных на обучение детей, имеющих отклонения в развитии), а также учреждений здравоохранения (с учетом местных условий и интересов учащихся), при основе на государственные стандарты и нормативы реализуется:
Благодаря совмещению профессиональной ориентации молодежи с ее подготовкой к труду и профессии в условиях актуальной рыночной экономики, благодаря развитии у растущего поколения необходимого уровня трудовой мотивации, совместно с тенденциями к осознанности в построении планов и выборе характера будущей трудовой деятельности, а также форм и характера занятости, в основе чего будут находиться личные интересы, возможности здоровья, индивидуальные особенности и склонности каждой личности.
При приложении этого к актуальным требованиям на профессиональном рынке и рынке труда, работа всей совокупности образовательных учреждений, а также педагогических коллективов и психологических служб, соответствующих органов управления образованием, и определенного круга организаций здравоохранения, совместно с органами их управления будет иметь высокий уровень эффективности.
В рамках деятельности психологических служб, которые реализуют профессиональную деятельность на базе образовательных учреждений, нормативными документами устанавливается работа по:
В образовательных учреждениях профессионального образования проводится подбор (отбор) абитуриентов на обучение, основой чего является учет показателей профессиональных достижений и прогноза в успешности усвоения знаний о специальности, профессии, совместно с повышением мотивации к выбранным профилям и адаптации к выбранной специальности.
Дошкольные образовательные учреждения, в ситуации реализации воспитательных программ направлены на:
Учреждения здравоохранения, в рамках собственной направленности реализуют деятельность по:
На базе организаций происходит помощь работникам в свободной смене, либо свободном выборе профессии, переподготовке, либо повышении квалификации, поиске места работы, основой чего являются профессиональные интересы работников, а также актуальные нужды работодателей и предприятий.
Общественное объединение профориентационной и психологической направленности, а также организация, оказывающая психологическую поддержку населению, называется Всероссийским научно-практическим центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населению.
Для реализации работы в области профессионального отбора, профессионального консультирования, психологической коррекции и психодиагностики подходят только те специалисты, которые имеют необходимый уровень профессионального образования и документ о прохождении аттестации в необходимом порядке.
В перечень гарантированного минимума бесплатных профориентационных и психологических услуг входят:
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут, на основании местных возможностей и условий устанавливать дополнительный список психологических профориентационных услуг, которые предоставляются на льготных условиях, либо бесплатно.
Иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право пользования в полном объеме психологических профориентационных услуг.