Психолог в школе чем занимается обязанности
Должностная инструкция педагога-психолога
Должностная инструкция педагога-психолога используется как документ, в котором подробно прописаны должностные обязанности специалиста, его права, требуемые от него знания и другие подобные моменты. Фактически эта инструкция является приложением к трудовому договору, раскрывая его параметры. Являясь юридически значимым документом, должностная инструкция требует от составителей внимания к её корректному составлению и оформлению.
Образец должностной инструкции педагога-психолога
1. Общий раздел
2. Обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие функции:
3. Ответственность
Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:
4. Права
Педагог-психолог владеет следующими правами:
Что нужно помнить при составлении инструкции
В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.
Стандартная форма инструкции:
Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.
Наиболее востребованные дополнительные части:
Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.
Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт 01.002, утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.
Общая часть
Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.
Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.
Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.
Обязанности
Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.
Права
В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.
Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.
Психолог в школе: зачем он нужен и чем занимается
В чем заключается важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога часто неочевидна, но именно она является тем инструментом, который может сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту-психологу.
Педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с обучающимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.
Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.
Психокоррекция – это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает обучающимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.
Психоконсультирование – это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Особенность этой работы в том, что она может оказаться очень полезной для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы.
Психопросвещение и психопрофилактикапредполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления, поднимать острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.
Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог – это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых: психологическая диагностика, групповая работа с учащимися разных классов, индивидуальное консультирование в кабинете, просветительская работа с родителями, работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.
В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т.д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.
Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами.
Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Педагог-психолог работает с самым сложным механизмом – с детскими и подростковыми умами, поэтому психолог в школе должен быть вдвойне чутким и внимательным.
В чем же заключаются основные особенности этой работы?
Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.
И в завершении стоит отметить, что поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.
Сегодня для школьного психолога существуют различные спциальные комплексы. В цифровом продукте для школьного психолога Эффектон Студио собраны более 100 методик для исследования и развития внимания, работы с восприятием, сенсомоторикой, памятью, мышлением и другими познавательными способностями.
Отдельные усилия разработчиков были посвящены диагностике и тренировке детей дошкольного возраста, развитию математических и лингвистических способностей.
Проверить работу методик в демоверсии и подобрать индивидуальную конфигурацию можно по ссылке.
Должностные обязанности педагога-психолога в школе
Сегодня трудно найти школу, в которой нет штатного психолога. Эта должность стала обязательной лет 10-15 назад, а ее появление сильно облегчило жизнь родителям и учителям. В данной статье мы разберем, что входит в должностные обязанности педагога-психолога в школе, чем он занимается на рабочем месте, кто может стать данным специалистом и сколько в среднем получают люди этой профессии.
Введение
Психолог в школе является штатной единицей, причем для работы с детьми необходимо специальное образование. Классический психолог хоть и может претендовать на должность, но руководство школы зачастую предпочтет взять человека с педагогическим образованием, тем более что современные ВУЗы начали обучать специалистов по этой специальности. Педагог-психолог в школе занимается несколькими вещами:
Основные обязанности
Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:
Внимание: психолог обязан работать как со взрослыми, так и с детьми, объясняя им причины их поведения, сложившейся ситуации и пути решения имеющихся проблем. Он должен установить доверительные отношения со школьниками, а они будут обращаться к нему по вопросам, связанным со взаимоотношениями с другими учениками, с противоположным полом, с родителями и учителями.
Дополнительные обязанности
Выше мы перечислили основные обязанности, которые ложатся на плечи школьного психолога, но по факту их значительно больше. Этот специалист должен пояснить учителям, что не бывает хороших или плохих детей, а бывают личности, которым необходимо помочь проявить себя. Этот специалист должен пояснить ученикам, как правильно вести себя в коллективе и реагировать на буллинг. Этот специалист должен помогать родителям справляться со своими чадами в момент полового созревания, когда характер человека меняется.
Кроме этого специалист также занимается диагностикой своих подопечных. Он проверяет, насколько гармонично и правильно развиваются дети, используя для этого тесты, наблюдения, разговоры и прочие методики. Диагностика психического здоровья проводится несколькими способами и по целому ряду направлений:
Внимание: после того как будет проведена первичная или вторичная диагностика, специалист составляет психологический диагноз. Он представляет собой заключение, в котором описываются особенности развития ученика и его личностные характеристики.
Планирование работы
В основные обязанности школьного психолога обязательно входит составление плана работы, как и у любого педагога. Соответственно, проведение профилактики, диагностики и просветительской работы проводится согласно плана. Сотрудник обязан:
Все эти мероприятия вносятся в план и реализуются сотрудником по мере прохождения учебного процесса. Основное внимание следует уделять ученикам средней и старшей школы, но нужна работа и с младшеклассниками, чтобы они гармонично развивались и направляли свою энергию в правильное русло.
Внимание: при составлении плана в него обязательно вносятся данные о проведении индивидуальных и групповых консультаций. Психолог должен проводить индивидуальные консультации и согласно плану, и по текучке, разбирая конфликтные ситуации.
Отметим, что при планировании необходимо учитывать проведение встреч и консультаций не только со школьниками, но и с родителями, директором учебного заведения, учителями и завучами. И если учителя часто относятся предвзято к подобным встречам, то родители с удовольствием ходят на консультации, получая необходимую информацию о том, как правильно воспитывать своего ребенка. Психолог учит их изучать предпочтения детей, их особенности, преимущества и недостатки. Он учит слушать и слышать ребенка, понимать, из-за чего у него возникают сложности с обучением, из-за чего появляется агрессия и апатия.
Нередко психолог работает не только в школе, но и в детском саду, занимаясь коррекцией поведения малышей и подготавливая их к переходу в новое учебное заведение. Если говорить о школе, то специалист помогает ученикам в самопознании и самоопределении, подсказывает, как воспитывать в себе силу воли и положительные качества, как правильно выстраивать отношения со своими одноклассниками, со старшими ребятами, с учителями и взрослыми. Большинство консультаций проводится в индивидуальном порядке: разбираются конкретные проблемы и ситуации. Групповые занятия проходят тогда, когда нужно донести информацию всему классу или потоку, а также во время выбора учениками профессии в старших классах.
Кто может стать психологом
На психолога в основном поступает две категории людей: которые действительно интересуются данной наукой и те, которые хотят получить хоть какое-то образование. Первая категория наверняка станет хорошими специалистами, а вот вторых допускать до работы с детьми никак нельзя, потому что такие люди могут покалечить ребенку всю жизнь. Обучение на психолога проводится практически во всех педагогических и политехнических ВУЗах России: проблем с этим факультетом нет ни в одном регионе страны. При этом если вы хотите получить действительно хорошее образование, то следует выбирать профильные ВУЗы, а не те, в которых факультет выделен ради набора дополнительных студентов. Нередко школьные психологи получают практику и опыт в учебных заведениях, а затем переходят на более серьезную и ответственную работу, а то и создают свои центры психологической помощи.
Если говорить по оплате, то профессия школьного психолога относится к малоприбыльной. Средний размер заработной платы в ДОУ составляет 10-15 тысяч рублей, в школах от 12 до 25 тысяч рублей. В мегаполисах специалисты могут получать 30-50 тысяч рублей.
Как работает школьный психолог: о непосильной нагрузке
Тесты, консультации, профориентация — чем занимается школьный психолог? Наш блогер Иванна делится цитатами школьников и выпускников об опыте обращения к школьным психологам и рассказывает, почему специалистам иногда лучше не доверять и как решить эту проблему.
А. И., 11-й класс: «У нас есть психолог. Приходит иногда, дает нам тестики, но не более того».
М., 11-й класс: «Честно говоря, у нас [психолог] не очень, но это лично для меня. Вообще я пошла к ней не по собственной воле».
К. Д., окончила школу в 2018 году: «У нас был психолог, который палил всё завучу, и та ходила к директору, жалуясь на детей. Мол, их нужно исключить, они проблемные. Даже если они хорошо учились, никому не мешали и просто искали совета».
Школьный психолог — очень часто слегка комичный персонаж: куча бесполезных тестов, советы уровня диванной психологии, вынужденные консультации, уроки, на которых ученики занимаются чем угодно, но не получением знаний. Всерьёз школьного психолога не воспринимают ни дети, ни взрослые. Его не уважают, не доверяют, причём зачастую совершенно справедливо. Школьные психологи должны взращивать в молодом поколении культуру внимательного отношения к психическому здоровью, а получается наоборот.
Каким должен быть школьный психолог?
В первую очередь он должен быть компетентным. У достойного специалиста есть профильное образование, сертификаты о пройденных практикумах и курсах, практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации.
Детский психолог должен быть вдвойне чутким, осторожным и внимательным. Школьники нередко попадают в его кабинет не по своей воле. Они заранее относятся ко взрослым с подозрением и недоверием, поэтому психологу крайне важно доказать, что он надёжен, ему можно доверять и информация останется конфиденциальной.
Ребёнка гораздо проще травмировать, чем взрослого. Последний, если и попадает к психологу, то целенаправленно и с полным осознанием того, что его ожидает
Специалист, работающий с детьми, должен проявлять тактичность, мягкость, последовательно объяснять, зачем он делает какие-то вещи, задаёт разные вопросы. В школе учатся дети от 6 до 18 лет, в этом возрасте возникает огромное количество разных проблем. Каждая из них требует индивидуального подхода и специфических знаний. Если браться за эти вопросы, будучи недостаточно подготовленным, в лучшем случае можно потерять время, а в худшем — навредить.
М. С., 8-й класс: «Ходила к школьному психологу, но после этого становилось лишь хуже. Были советы в духе „постарайся понравиться всем“ или „будь на позитиве“. Когда я пришла на профориентацию, психолог сказала, что мне нужно идти на переводчика, ибо „вот тут у тебя пять, а тут — четыре“. Меня это шокировало»
Аноним, выпускница 2017 года: «Говорила мне всякие хорошие вещи, якобы пыталась помочь, но на серьёзные проблемы отвечала, что все нормально: „Просто улыбнись, пройдёт“. Потом у меня выявили достаточно серьёзный диагноз. Маме советовала меня бить и ограничивать, говорила ей, что я ненормальная. Мама её, слава богу, не слушала».
Зарина, 10-й класс: «Обратилась к психологу из-за депрессии. Как я поняла, в своей сфере она не совсем разбирается и, что такое депрессия, понимает только в теории, но не обесценивает и пытается дать советы (хотя я уже находила их в интернете)».
Чем школьный психолог должен заниматься?
Основные задачи психолога — проводить психодиагностику, поддерживать благоприятную обстановку в школе, классе, проводить личные консультации по вопросам обучения, внутришкольных отношений, личных проблем (для учеников), налаживать диалог между родителями, детьми и педагогами.
Нередко педагоги-психологи ведут свои предметы, а некоторые — особые энтузиасты — даже устраивают тренинги, короткие курсы. Например, в моей школе проводились такие по эмоциональному интеллекту, переживанию стресса. Есть и специфические задачи в зависимости от возраста учеников: для начальной школы — помощь в адаптации, для средней — формирование жизненных, поведенческих, социальных навыков, для старшей — профориентация, психологическая поддержка на пути во взрослую жизнь.
Когда школьнику нужна (и обязательно поможет) консультация психолога
В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека. Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужно время, чтобы сосредоточиться на определённом круге людей. Едва ли он успеет выяснить что-то, кроме поверхностных сведений об учениках, если их счёт идёт на сотни и тысячи. Реальную помощь в таком случае удастся оказать очень и очень немногим. В моих мечтах об идеальной школе будущего количество психологов зависит от числа учеников, один специалист не работает одновременно с начальной и старшей школой.
Всё описанное выше хорошо, но на какие условия (личная заинтересованность и оплата труда) согласится специалист, соответствующий всем критериям? Психолог как равноправный член педагогического состава завален бумажной работой и составлением отчётов, характеристик и анализов. Это отнимает много времени и душевных сил, отвлекая от деятельности, которая должна быть основной. Высокие нагрузки в стрессовой обстановке и постоянном конфликте интересов детей, родителей и учителей должны хорошо оплачиваться. Помимо высокой зарплаты, не помешали бы и бонусы. Осуществимо ли это на данный момент? Разве что в частных школах, но там обучаются дети, которым редко нужна помощь школьного психолога: их семьи могут оплатить сеансы обычного.
Аноним: «Я меняла школу, и в обеих к психологу можно было в любой момент прийти и поговорить насчёт каких-то переживаний в плане учебы».
Аноним, 8-й класс: «У нас два психолога в школе. Они обе очень классные, в этом плане мне повезло. Сходила за всё время обучения раз пять, очень помогало».
М. Г., 9-й класс: «У нас очень хороший школьный психолог. Она действительно старается помочь. С ней можно поговорить когда угодно и о чём угодно».
Российские школы не обречены: преданные и влюбленные в своё дело специалисты продолжают работать, они действительно меняют ситуацию и учеников в лучшую сторону. Однако их мало, а помощь нужна всем.
Качество работы соответствует условиям и зарплате, которую получают школьные психологи. Имеем ли мы право требовать большего, не предоставляя ничего взамен?
Проблема затрагивает всю систему сразу, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что могут сделать обычные люди, как повлиять на ситуацию? Самый простой и честный ответ — не быть безразличными к себе и окружению, не бояться действовать и менять то, что вам под силу, помнить, что достигнуть лучшего реально.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (mspoint)
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Должностная инструкция педагога-психолога
1.5. Педагог-психолог подчиняется директору школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством руководителя психологической службы управления образования.
1.6. Педагог-психолог в своей работе соблюдает требования должностной инструкции психолога школы, сотрудничает с администрацией, учителями, классными руководителями, социальным педагогом школы, со специалистами ПМПК.
1.7. Во время отсутствия в школе педагога-психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет персональную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.8.
1.10. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.11. Психолог обязан соблюдать инструкцию по охране труда педагога-психолога школы, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации.
2. Функции педагога-психолога
2.1. Защита прав и свобод несовершеннолетних обучающихся.
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
2.3. Консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательной деятельности.
2.4. Психодиагностика.
2.5. Психопрофилактика.
2.6. Психологическое консультирование.
2.7. Психокоррекция и развитие.
3. Должностные обязанности педагога-психолога школы
3.1. Составляет перспективный план работы на год, осуществлять тематическое планирование, предоставляет анализ работы за год.
3.2. Проводит просветительную, коррекционную, консультационную, диагностическую, психопрофилактическую работу с учащимися, их родителями (законными представителями).
3.3. В полной мере обеспечивает психологическое сопровождение образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
3.4. В соответствии с планом или по запросам преподавателей, классных руководителей, администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности несовершеннолетних, интересы и склонности каждого ребенка.
3.5. Участвует в приеме детей в образовательное учреждение с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителями составляет программу индивидуальной работы с несовершеннолетними для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе.
3.6. Выполняет психологическое обследование несовершеннолетних при переходе из дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в начальную школу, из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней школы – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителями программу индивидуальной работы с учащимися с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе.
3.7. Проводит психологическую диагностику, используя передовые образовательные технологии, включая информационные, а также используя цифровые образовательные ресурсы.
3.8. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу с детьми, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также в сфере современных информационных технологий.
3.9. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива образовательного учреждения, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
3.10. Составляет заключения исходя из материалов диагностического обследования с целью ориентации педагогического коллектива и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития несовершеннолетних.
3.11. Анализирует достижение и подтверждение школьниками уровней развития и образования (образовательных цензов).
3.12. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогов и педагогического коллектива, учитывая при этом развитие личности учащихся, используя для обработки информации текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.13. Принимает обязательное участие в организации психолого-педагогических консилиумов с целью психолого-педагогического анализа поведения несовершеннолетних для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.
3.14. Самостоятельно разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии обучающихся.
3.15. Проводит индивидуальные и групповые консультации несовершеннолетних по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, профориентации, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, самовоспитания и т.п.
3.16. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в совещаниях при директоре, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных годовым планом работы школы, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.17. Проводит работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с несовершеннолетними (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует сотрудников школы по профессиональным и личным проблемам.
3.18. Систематически ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы согласно установленной форме.
3.19. Обеспечивает безопасное проведение психологической работы.
3.20. Неукоснительно соблюдает права и свободы школьников.
3.21. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.22. Соблюдает этические нормы психолога, этические нормы поведения в образовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах.
3.23. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета психолога оборудованием.
3.24. Вносит предложения по улучшению образовательной деятельности, доводит до сведения администрации о недостатках в обеспечении образовательной и воспитательной деятельности, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма детей, ухудшающих психологический климат в школе и указывает на формирование условий необходимых для полноценного личностного и интеллектуального развития несовершеннолетних.
3.25. Содействует охране прав личности детей в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.26. Способствует гармонизации социальной сферы общеобразовательного учреждения, осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.27. Способствует развитию у обучающихся готовности к ориентации в различных жизненных ситуациях жизненного и профессиональному самоопределению.
3.28. Определяет факторы, которые препятствуют развитию учащихся, принимает меры по оказанию психокоррекционной, реабилитационной и консультативной психологической помощи.
3.29. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.30. Участвует в планировании и разработке развивающихся и коррекционных программ образовательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности несовершеннолетних.
3.31. Осуществляет психологическую поддержку одаренных детей, всячески содействует их творческому развитию и поиску.
3.32. Систематически ведет профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете.
3.33. Определяет степень различного вида нарушений социального развития у обучающихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.34. Способствует формированию психологической культуры несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), педагогов школы, в том числе и культуру полового воспитания.
3.35. Формирует базу диагностических методик для обследования участников образовательной деятельности.
3.36. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.37. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права педагога-психолога школы
4.1. Участвовать в управлении школы в порядке, определяемом Уставом.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с проектами решений администрации школы, касающимися его деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. По вопросам, находящимся в компетенции педагога-психолога, вносить на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов и форм работы; замечания по деятельности сотрудников образовательного учреждения; предлагать свои варианты устранения имеющихся в деятельности школы недостатков.
4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.
4.6. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.7. Повышать свою квалификацию.
4.8. Проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
4.9. Самостоятельно определять конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы данной работы, определять очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в конкретный период.
4.10. Запрашивать лично или по поручению администрации от классных руководителей и учителей-предметников информацию и документацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.11. На создание администрацией школы условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4.12. Отказываться от выполнения приказов или распоряжений администрации школы в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога.
4.13. Иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
4.14. Приглашать педагогов, родителей, учащихся на индивидуальные беседы.
4.15. В случае необходимости рекомендовать родителям провести обследование ребёнка на ПМПК.
4.16. Давать консультации учителям, воспитателям, классным руководителям, родителям (законным представителям) по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних.
6. Взаимоотношения. Связи по должности психолога школы
6.1. С целью организации работы педагога-психолога создается психологический кабинет. Кабинет психолога размещается в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащается соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т.п.
6.2. Педагог-психолог работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. При составлении графика работы психолога учитывается необходимость выполнение работы по повышению квалификации.
6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы психолога на четверть утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности, проведенных мероприятиях объемом не более пяти машинописных страниц по окончании каждого учебного года.
6.5. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Получает от руководителя психологической службы управления образования, методического кабинета информацию организационно-методического характера.
6.7. Работает в тесном контакте с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), воспитателями, социальным педагогом школы, библиотекарем.
6.8. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.9. Передает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.10. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.11. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в компетенцию педагога-психолога с администрацией и педагогами школы.
Должностную инструкцию разработал:
«___»____________202__г. __________ /______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____________202__г. __________ /______________________/