Психолог что изучает в университете

Психолог что изучает в университете

Выпускники после выполнения учебного плана сдают государственный экзамен и защищают выпускную квалификационную работу.

Структура учебного плана специалитета

Из более 5 000 часов аудиторных занятий, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и практические занятия 60 % приходится на базовую часть (общеобразовательные дисциплины социально-гуманитарного цикла, общеобразовательные дисциплины естественно-научного и математического цикла, фундаментальные психологические дисциплины) и 40 % на вариативную часть (дисциплины специализации, элективные и факультативные курсы).

Естественнонаучные дисциплины включают два цикла: биологические и математические.

Занятия физической культурой проводятся в течение первых двух лет обучения по 4 часа в неделю на хорошо оборудованных спортивных базах университета. Наиболее физически подготовленные студенты могут заниматься в одной из 32 спортивных секций МГУ.

Зачисление студентов на военное обучение производится на добровольной основе при условии, что к моменту окончания университета студент не достигнет 27-летнего возраста. Программа подготовки предусматривает возможность военного обучения граждан женского пола. Военное обучение ведется на 2–4 курсах по специальности «военная психология» и состоит из теоретического и практического курсов обучения, а также учебного сбора (стажировки) в войсках или при факультете военного обучения. Изучение студентами специальных дисциплин проводится на базе знаний, получаемых ими на кафедрах факультета психологии. Студентам, проходящим военное обучение, выплачивается дополнительная стипендия.

Выпускникам факультета, прошедшим полный курс военного обучения и сдавшим выпускные экзамены по военному обучению, присваивается офицерское воинское звание «лейтенант» и квалификация «психолог полка».

В общем психологическом практикуме, выполняя задания по разделам: «Наблюдение и беседа в психологии», «Эксперимент», «Психодиагностика», «Измерение в психологии», студенты получают серьезные навыки психологического исследования.

В цикле дисциплин специализации студенты более основательно знакомятся с избранным направлением психологической науки и практики, а также профессионально овладевают методами исследования, диагностики и консультирования. Дисциплины специализации изучаются, начиная с 3-го курса.

К педагогической работе студенты готовятся, изучая курсы педагогики и методики преподавания психологии, проходя педагогическую практику в университетах, педагогических и медицинских колледжах.

Подготовка к практической работе осуществляется через систему практик: учебной и производственной. Студенты проходят профессиональные супервизии в стенах Университета и на местах будущей работы. Базовыми учреждениями для практики являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и школы, психологические лаборатории клиник и предприятий, психологические центры т.д.

Особое внимание уделяется на факультете вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу. Они широко привлекаются к исследованиям в лабораториях факультета и его базовых учреждений. За весь период обучения студенты выполняют пять курсовых работ. На факультете активно работает научное студенческое общество, ежегодно проводятся Всероссийские научные студенческие конференции и выездные научные психологические школы. Результаты студенческих исследований публикуются в отечественных и зарубежных научных изданиях. Рефераты исследований лауреатов ежегодного конкурса дипломных работ публикуются в журнале «Вестник Московского университета».

На факультете имеется библиотека с читальным залом и абонементом (более 70.000 единиц хранения), несколько компьютерных классов, несколько пунктов электронной почты, возможность пользоваться интернетом и библиографической базой данных PSYCHLIT, имеются хорошо оборудованные психологические лаборатории для проведения общего и специальных практикумов,

Факультет психологии тесно сотрудничает в подготовке студентов с Институтом психологии Российской академии наук, Психологическим Институтом Российской академии образования, Научным Центром Психического Здоровья Российской Академии Медицинских Наук и рядом других институтов психологического, педагогического и медицинского профиля, а так же с другими факультетами МГУ и многими вузами. На базах и в лабораториях этих институтов студенты проходят производственную практику, выполняют курсовые и дипломные работы; сотрудники этих учреждений читают курсы лекций и руководят практическими и исследовательскими работами студентов факультета психологии.

Образовательные программы факультета психологии обеспечиваются высококвалифицированными преподавателями многих факультетов Московского университета: механико-математического, физического, биологического, философского, юридического, факультета иностранных языков, Центра Социально-Гуманитарного образования МГУ.

Студенты-психологи имеют возможность бесплатно посещать и сдавать (факультативно) любые курсы интересующих их дисциплин, которые изучаются на других специализациях факультета, а также на других факультетах МГУ.

Для иностранных студентов имеется возможность обучения также по 6-ти летней образовательной программе подготовки бакалавра (4 года) и магистра психологии (2 года).

Учебные планы подготовки бакалавра и магистра соответствуют в основном учебным планам подготовки дипломированных специалистов. Программа подготовки магистра психологии дополняется некоторыми дисциплинами, которые традиционно осваивались аспирантами 1-го года обучения. Содержание дисциплин по специализации в подготовке дипломированных специалистов в целом соответствует содержанию специальных дисциплин магистерских программ.

Учебный год

Экзаменационные сессии: с 3 января по 25 января и с 1 июня по 25 июня.

Каникулы: с 25 июня по 31 августа и с 26 января по 6 февраля.

Занятия на очной форме обучения начинаются в 9.00.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский

Источник

Что изучают на психологическом факультете

Вы будете перенаправлены на Автор24

Базовое психологическое образование в странах мира

Длительность и структура изучаемых дисциплин в программах базового психологического образования в разных странах различается. Для европейских стран этот период обычно составляет 3-6 лет. Конкретно в Англии студенты обучаются 3 года, а в Германии и Франции – 5 лет.

Для завершения психологического образования во многих странах требуется времени значительно больше, что связано с возможностью самостоятельного регулирования учебной нагрузки и темпов изучения. В Германии, например, чтобы полностью выполнить программу студенту необходимо 4,5 года с условием интенсивной учебной нагрузки. Однако большая часть студентов получает базовое психологическое образование в течение 6-ти лет.

В США высшее психологическое образования является многоуровневым. Базовое образование первого уровня предполагает обучение в течение 4-х лет и направлено на получение степени бакалавра. На этом уровне отсутствует подготовка психологов и психологическая специализация. Студенты получают небольшую профессиональную подготовку и могут работать только в качестве вспомогательного персонала.

Второй и третий уровень высшего образования носят название послевузовского. Программы на этой стадии рассчитаны на два года обучения и ориентируют студентов к научной или практической профессиональной работе.

В России действует традиционная модель обучения, рассчитанная на пятилетний период, но и российское психологическое образование в соответствии с Болонскими реформами, тоже переходит на многоуровневую систему подготовки психологов.

Четырехлетняя программа первого уровня дает степень бакалавра и обеспечивает общее психологическое образование. Обучение на втором уровне продолжается два года и дает степень магистра психологии. Программы магистратуры – позволяют получить специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Программы базового психологического образования в разных странах имеют разную долю дисциплин по психологии, но всё-таки составляют большую часть учебных предметов.

Дополнительными могут быть дисциплины биологического или социального профиля. Для американских студентов-психологов специальные дисциплины составляют 1/3 часть от всех изучаемых предметов, 1/3 часть приходится на предметы общеобразовательного профиля и ещё 1/3 часть составляют дисциплины дополнительной специализации по выбору студента.

Российская программа базового психологического образования, в общем, сходна с американской, но профессиональные психологические дисциплины в российской программе составляют 2/3 от общего числа.

Отличительной особенностью российского базового психологического образования является то, что оно дает не только высшее образование, но ещё и профессиональную подготовку.

Российское базовое психологическое образование более длительное, потому что дает профессиональную подготовку студентам.

Студенты-психологи за время своего обучения изучают гуманитарные, социально-экономические, математические, естественно-научные, психологические дисциплины.

Содержание профессиональной подготовки психологов в России

Программа психологических факультетов в России разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности.

Студенты психологических факультетов изучают дисциплины:

Фундаментальная психология включает введение в психологию, зоопсихологию и сравнительную психологию, общую психологию, психологию личности, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, а также историю психологии.

Данные психологические дисциплины дают возможность получить общее психологическое образование, необходимое для профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.

Через методологию и методы психологических исследований осваивается введение в психологию, общая психология, психологический практикум, методы психологического исследования, экспериментальная психология, психодиагностика, математические методы в психологии.

Прикладная психология включает изучение таких дисциплин как клиническую психологию, педагогическую психологию, психологию труда, психологию управления.

Знания прикладной психологии способствуют повышению психологической эрудиции студентов-психологов, оказывают помощь для выбора будущей специализации в профессиональной деятельности.

К практической психологии относятся психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция, специальная психология, знание которых необходимо для практической деятельности.

К педагогическим дисциплинам, изучаемым на психологических факультетах, относятся история и философия образования, методика преподавания психологии, педагогика.

Все дисциплины являются предметными областями и изучаются студентами-психологами в обязательном порядке.

Вместе с обязательными дисциплинами кафедры психологии вузов предлагают студентам курсы по выбору.

За период обучения студенты выполняют курсовые и дипломные проекты, проходят практику. При выполнении курсовых и дипломных проектов студенты занимаются поиском информации, планированием, проведением эмпирического исследования, оформлением результатов.

Обучение в вузе заканчивается итоговой государственной аттестацией, которая включает выпускную квалификационную работу и госэкзамен, подтверждающих знания в области профессиональной подготовки, владение полученными умениями и навыками.

Учебная литература и учебные пособия по психологии

Вузовские учебники по психологии представляют собой научно ориентированную литературу с основными понятиями, примерами, научными фактами, а также методами исследований, полемикой и дискуссиями. Студентам приходится сталкиваться с тем, что ученые по многим проблемам имеют разные точки зрения, а это дает возможность избежать категоричности.

Учебники по предмету дополняются учебными пособиями, которые по отдельным темам расширяют и углубляют учебный материал.

К учебным пособиям относятся хрестоматии, словари, сборники упражнений и задач, справочники и др.

При написании учебников и учебных пособий используется научный язык, правда, более доступный по сравнению с научными монографиями и статьями. Авторы этих книг ставят перед собой задачу – систематизированное изложение той или иной области психологии.

В процессе обучения студентам необходимо овладеть умением читать научную литературу, а для углубления отдельных тем даются задания изучить научную литературу по конкретной проблеме.

К сожалению, не все учебники ещё написаны, например, по некоторым спецкурсам, поэтому студенты получают задания по изучению монографий, статей, научных журналов, сборников научных трудов.

Для начинающих студентов статьи и научные книги бывают не всегда доступны, потому что содержат развернутое содержание научных исследований и предназначены для профессиональных психологов.

Это предметно ориентированная литература в отличие от учебных пособий, и не рассчитана на учебные цели.

Исходя из структуры книги и количества авторов, выделяются такие типы психологических изданий – монографии, коллективные монографии, сборники научных трудов, написанные научным языком и представляющие данные по какой-либо психологической проблеме. При недостаточности знаний, студенты могут испытывать трудности при их чтении.

Результаты проведенных исследований ученые психологи сообщают в периодических изданиях, например, статьи в журналах, преимущество которых заключается в оперативности публикации. В статье цели, задачи, методики, результаты и выводы по проблеме, лаконично изложены.

Источник

Профессия: психолог

В чём разница между психологом и психотерапевтом, какие качества нужны практикующему психологу и как помочь подростку выбрать профессию

Психолог что изучает в университете

Психолог что изучает в университете

В шесть лет я уже знала, кем хочу быть: человеком, который помогает детям и родителям налаживать отношения. О существовании профессии «психолог» я узнала только в десятом классе и сразу же поняла, чем буду заниматься. Окончив школу, я поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на факультет «Психология образования».

Сейчас я практикующий психолог, гештальт-терапевт, наставник и тренер программ по профессиональному самоопределению подростков. Я занимаюсь именно тем, о чём мечтала в детстве: консультирую детей, подростков и их родителей, помогаю им найти общий язык и разрешить возникающие проблемы в отношениях.

Однако этим моя работа не исчерпывается: как тренер по самоопределению я помогаю подросткам понять себя, стать осознаннее, найти своё призвание и выбрать профессию. Ещё я играю в импровизационном театре и разрабатываю собственный обучающий курс по импровизационному театру для подростков.

Какие бывают психологи

Разница между психологом и психотерапевтом

Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом. Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента. В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.

Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.

В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.

Чем они занимаются

Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.

Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.

Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.

Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.

Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.

Куда пойти учиться

Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.

Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.

Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.

Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.

Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит. Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.

Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.

Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.

Кем и как работают психологи

Направления работы

Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.

По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.

Сколько зарабатывают

Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.

Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.

Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.

Моя работа: психологическое консультирование

Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.

Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.

Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.

Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.

На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.

Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.

Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.

Моя работа: помощь подросткам в профориентации

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.

Психолог что изучает в университете

Кому я помогаю

Как работает наставник по самоопределению

В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.

На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится. Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет. В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.

Как найти своё дело

1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.

2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.

3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.

4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».

5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.

6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные подробности о профессиях.

7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык». Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась. Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.

Психолог что изучает в университете

Психолог что изучает в университете

Какие качества нужны для работы психологом

Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.

Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.

Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.

Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *