Психофизиологическое взаимодействие означает что

психофизиологическое взаимодействие.

2) Психофизиологическая идентичность –полное отождествление психического с физиологическим. Примером такого подхода может служить метафора: “Мозг вырабатывает мысль, как печень – желчь”.

3) Психофизиологическое взаимодействие – идеалистический подход к психофизической проблеме, согласно которому сознание и его нервный (телесный) субстрат представляют собой два самостоятельных начала, оказывающих влияние друг на друга и взаимодействующие между собой. Дуализм этой концепции (восходящей к Р. Декарту) несовместим с научным объяснением психической регуляции поведения человека как целостного существа.

Эволюция представлений о рефлексе.Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое плодотворное развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизиологического параллелизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся русский физиолог И.М.Сеченов. Он обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.

В дальнейшем в исследованиях И.П.Павлова и его школы исследования рефлекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспериментальное развитие.

Вопрос № 3. Современные представления о соотношении психического и физиологического.

Несмотря на многие достижения психофизиологии особенно в последние десятилетия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Выдающиеся физиологи ХХ века Шеррингтон, Эдриан, Пенфилд, Эклс придерживались дуалистического решения психофизиологической проблемы. Согласно их мнению, при изучении нервной деятельности не надо принимать во внимание психические явления, а мозг нужно рассматривать как механизм, деятельность определенных частей которого параллельна разным формам психической деятельности. Целью психофизиологического исследования в таком случае должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Таким образом, экспериментально подтверждено влияние внешних физико-химических воздействий на психику. Более того, в последнее время все больше накапливается данных о том, что психологические состояния человека тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.

В целом, приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций психофизиологического параллелизма. Важно, однако, подчеркнуть и другое. Отношение психики к мозгу нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя – мозг. Таким образом, между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда в высшей степени необычные варианты решения. Например, такие выдающиеся физиологи, как Эклс и Барт, считают, что мозг не «продуцирует дух», а «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация “материализуется” в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, которые физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. При этом, однако, возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне мозга, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом человека внешний «дух» и т.д.

Вместе с такими «экстравагантными» решениями новые подходы к изучению соотношения физиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественной науки.

Таким образом, современные варианты решения психофизиологической проблемыможно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга.

В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, а только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности.

2. Психическое – это особый (высший класс) вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое – это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы “мозг-психика” произошли в результате внедрения в психофизиологию системного подхода.

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Аспект Пресс», 1998.

[2] Андреева Г.М. Социальная психология. М., «Аспект Пресс», 1998.

Источник

психофизическое взаимодействие

Смотреть что такое «психофизическое взаимодействие» в других словарях:

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — см. Психофизическая проблема … Большой Энциклопедический словарь

психофизическое взаимодействие — см. Психофизическая проблема. * * * ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, см. Психофизическая проблема (см. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА) … Энциклопедический словарь

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — один из способов решения психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое постоянно влияют друг на друга; в рамках концепции П. в. психическое и физическое рассматриваются, как правило, дуалистически. Философская Энциклопедия. В … Философская энциклопедия

Психофизическое взаимодействие — см. Психофизическая проблема … Большая советская энциклопедия

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — см. Психофизическая проблема … Естествознание. Энциклопедический словарь

взаимодействие психофизическое — с позиций материализма идеалистический подход к проблеме психофизической, согласно коему сознание и его нервный (телесный) субстрат два взаимно влияющих самостоятельных начала. Дуализм этой концепции, восходящей к Р. Декарту» несовместим с… … Большая психологическая энциклопедия

психофизическая проблема — в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии XVII в. возникли 2 варианта решения:… … Энциклопедический словарь

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА — в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе механистической философии 17 в. возникли два варианта решения:… … Большой Энциклопедический словарь

Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (См. Психика) (душевных проявлений) от… … Большая советская энциклопедия

философия сознания глазами ученых — ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ концепции физиков, математиков, нейробиологов, посвященные объяснению феномена сознания. Еще сравнительно недавно мало кто из них интересовался проблемой сознания (исключениями являются У. Пенфильд, Р.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Психофизиология Тест с ответами

1. Синапс — это:
• места функциональных контактов, образуемых нейронами

2. Научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека, — это:
• психофизиология

3. Система способов регуляции психической активности живых существ, связанная с речью, — это ____________________ сигнальная система.
• вторая

4. Частота пульса — это:
• число волн давления, распространяющихся вдоль периферических артерий за 1 минуту

5. Для измерения интенсивности (амплитуды и частоты) дыхания используют специальный прибор
• пневмограф

6. Разность потенциалов между участками кожной поверхности при воздействии различных раздражителей называется:
• кожно-гальванической реакцией

7. Начальную стадию каждого поведенческого акта, а следовательно, и начало работы функциональной системы составляет:
• афферентный синтез

8. Рецепторы, получающие информацию на расстоянии от источника раздражения, называются:
• дистантными

10. Метод регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности головного мозга называется:
• электроэнцефалографией

11. Места функциональных контактов, образуемых нейронами, называются:
• синапсами

12. Исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков — это:
• речь

14. Сон — это:
• специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности

15. Характеристика индивида со стороны его динамических особенностей поведения: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний — называется:
• темпераментом

16. Особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций, — это:
• стресс

17. Ритм сердца — это:
• частота сердечных сокращений

18. Относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма, устойчивость его основных физиологических реакций называется:
• гомеостазом

19. Раздел психофизиологии, который изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов, называется ____________________ психофизиологией.
• социальной

20. Процесс приспособления организма к изменениям окружающей среды, направленный на сохранение функций, обеспечивающих его существование, — это:
• адаптация

21. Процесс, при котором рецепторный потенциал трансформируется в импульсную активность или потенциал действия нейрона, называется:
• кодированием

22. Целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование, называется:
• поведением

23. Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с помощью
• сенсорных систем (анализаторов)

24. Нервные волокна, проводящие импульсы из центральной нервной системы к мышцам и внутренним органам, — это:
• эфферентные волокна

25. Процесс избирательного выделения сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение, называется:
• детектированием сигналов

26. Нарушения ритмичности сна, возникающие во время пассивной езды на транспорте, при выполнении монотонной работы, при управлении различными транспортными средствами, — это:
• непреодолимый сон (нарколепсия)

27. Совокупность нервных образований в организме человека и позвоночных животных называют:
• нервной системой

28. Интегративная характеристика состояний человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности называется:
• функциональным состоянием

29. Особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе, — это:
• память

30. Магнитоэнцефалограмму регистрируют с помощью сверхпроводящего квантового интерференционного устройства
• магнетометра

31. Наблюдение, оценка и прогноз состояния человека по психофизиологическим параметрам, оценка его индивидуальных психофизиологических характеристик называется:
• мониторингом

32. Принцип организации сенсорных систем человека, который сводится к наличию в каждой системе нескольких слоев нейронов, первый из которых связан с рецепторами, а последний — с нейронами моторных областей коры мозга, называется:
• многослойностью

33. В теории функциональной системы синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения называется:
• афферентным синтезом

35. Метод изучения зрачковых реакций — это:
• пупиллометрия

36. Биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия, называются:
• вызванными потенциалами

37. Суть основной проблемы психофизиологии — проблема соотношения
• мозга и психики, психического и физиологического

38. Психофизиологический параллелизм — это:
• противопоставление психики и мозга как существующих независимо друг от друга

39. Метод регистрации движения глаз, основанный на графической регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц, — это:
• электроокулография

40. Возрастная психофизиология изучает:
• онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека

41. Нейронная сеть — это:
• единица функциональной активности центральной нервной системы, объединение передающих и принимающих сигналы нервных клеток

42. Бесконтактный метод регистрации параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга, называется:
• магнитоэнцефалографией

43. Эфферентные волокна, — это:
• нервные волокна, проводящие импульсы из центральной нервной системы к мышцам и внутренним органам

44. Процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности — это:
• обратная афферентация

45. Метод регистрации сосудистых реакций организма, отражающий изменения в объеме конечности или органа, вызванные изменениями количества находящейся в них крови, — это:
• плетизмография

46. Результат регистрации с поверхности тела динамики разности биопотенциалов работающего сердца — это:
• электрокардиограмма (ЭКГ)

47. Электрокардиография — метод исследования функционального состояния
• сердечно-сосудистой системы

48. Афферентные волокна — это:
• нервные волокна, проводящие импульсы по направлению от периферии организма к головному мозгу

49. Минимальное различие между стимулами, которое сенсорная система может заметить, называется:
• дифференциальным порогом

50. В сенсорных органах происходит преобразование энергии внешнего стимула в нервный сигнал — этот процесс называется:
• рецепцией

51. Активное перемещение тела в пространстве на расстояния, значительно превышающие его размеры, называется:
• локомоцией

53. Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации — это:
• интеллект

54. Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается:
• рецепторами

55. Электрические процессы, регистрируемые при записи ЭЭГ, не связанные с активностью мозга, называются:
• артефактами

56. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, включающие корешки, спинномозговые и черепные нервы, их ветви, сплетения и узлы, лежащие в различных отделах тела человека, относят к:
• периферической нервной системе

58. Главное отличие нервной клетки от любой другой заключается в том, что она
• способна быстро изменять величину заряда

59. Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются:
• физиологические основы психической деятельности и поведения человека

60. Прибор, с помощью которого регистрируются биопотенциалы мышц, называется:
• электромиографом

61. Процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации при выполнении поставленных задач — это:
• внимание

62. Электромиография — метод исследования функционального состояния
• органов движения

63. Система условнорефлекторных образов, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды, — это ____________________ сигнальная система.
• первая

65. Электроэнцефалография — метод исследования функционального состояния
• головного мозга

66. Обеспечение контактов с внешним миром, интеграция внутренних органов в системы, регуляция их деятельности, организация целостного функционирования организма — основные функции системы
• нервной

67. Принцип организации сенсорных систем человека, который заключается в том, что в каждом нейронном слое имеется множество нервных клеток, связанных нервными волокнами со множеством клеток следующего слоя, называется:
• многоканальностью

68. След, оставляемый в мозге тем или иным событием (в частности, при научении), — это:
• энграмма

69. Плетизмография — метод регистрации
• сосудистых реакций организма

71. Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров количества и качества результатов работы называется:
• работоспособностью

72. Единственный отросток нейрона, по которому возникший при возбуждении нейрона импульс поступает к другим нейронам или мышечным волокнам, — это:
• аксон

73. Нервные волокна, проводящие импульсы по направлению от периферии организма к головному мозгу, — это:
• афферентные волокна

74. Сила сокращений сердца — это:
• сила, с которой сердце качает кровь

75. Отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины, физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга, — это:
• нейропсихология

76. Психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата, — это:
• акцептор результатов действия

77. Метод исследования функционального состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц, регистрация электрических процессов в мышцах, фактически запись потенциалов действия мышечных волокон, которые заставляют ее сокращаться, — это:
• электромиография

78. ЭЭГ суммарной БЭА ГМ регистрируют с помощью отводящих электродов, скоммутированных в единую цепь со специальной усилительной техникой, наложенных на кожную поверхность
• головы

79. Специализированные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды организма в специфическую активность нервной системы, — это:
• рецепторы

80. Центральный отдел нервной системы животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, — это:
• кора больших полушарий

81. Система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека, — это:
• индивидуальность

82. Процесс отнесения образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, называется:
• опознанием образа

83. Стимул, вызывающий стрессовую реакцию организма, называется:
• стрессором

84. Отрасль психологической науки, изучающая нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании условных рефлексов у человека и животных, — это:
• физиология ВНД

85. Основная структурная и функциональная единица нервной системы, которая принимает сигналы от рецепторов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передает к эффекторным нервным окончаниям, — это:
• нейрон

Источник

Психофизиологическое взаимодействие означает что

46. Процесс избирательного выделения сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение, называется:
детектированием сигналов

47. Процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах осуществляющейся деятельности — это:
обратная афферентация

48. Процесс отнесения образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, называется:
опознанием образа

49. Процесс приспособления организма к изменениям окружающей среды, направленный на сохранение функций, обеспечивающих его существование, — это:
адаптация

50. Процесс, при котором рецепторный потенциал трансформируется в импульсную активность или потенциал действия нейрона, называется:
кодированием

52. Психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата, — это:
акцептор результатов действия

53. Психофизиологический параллелизм — это:
противопоставление психики и мозга как существующих независимо друг от друга

55. Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом изучения которой являются:
физиологические основы психической деятельности и поведения человека

58. Раздел психофизиологии, который изучает поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов, называется ____________________ психофизиологией.
социальной

59. Разность потенциалов между участками кожной поверхности при воздействии различных раздражителей называется:
кожно-гальванической реакцией

60. Результат регистрации с поверхности тела динамики разности биопотенциалов работающего сердца — это:
электрокардиограмма (ЭКГ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *