Психоделия что это значит
Психоделика
Психоделия (от греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — термин, в общем случае обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания и исследованиями устойчивости психики.
Содержание
Сфера употребления слова
Прежде всего слово связано с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз). [1]
«Психоделия по-советски»
Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в 1960—70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).
В частности, Данилин пишет:
Психоделия в культуре
Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве, породив понятия «психоделическая музыка», графика, литература, кино.
Пионерами современной психоделической музыки принято считать такие группы и исполнителей, как Jimi Hendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, частично The Beatles и другие коллективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. [6] От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс» (характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или Shpongle, Bluetech,
Психоделики
Понятие психоделик, психоделический ( англ. psychedelic ) произошло от греческого ψυχη (psyche — разум, сознание) и δηλειν (delein, «проявлять»). Дословно термин можно перевести как «проявляющий сознание» ( англ. mind manifesting ). Психоделики часто характеризуются как вещества, «расширяющие» сознание (имеется ввиду расширяющие границы привычного сознания).
Содержание
Происхождение термина [ ]
История [ ]
В настоящее время в некоторых странах возобновляются работы по изучению действия психоделиков на сознание. Спонсированием, освещением и проведением современных исследований в области психоделиков и вопросами изменения политики относительно запрещенных психоделических веществ в медицине и психотерапии занимается, в частности, Мультидисциплинарная Ассоциация Психоделических Исследований (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies, или MAPS) и Исследовательский институт Хеффтера ([1] Heffter Research Institute).
Вещества [ ]
Биохимия [ ]
Воздействие психоделиков на человека [ ]
Считается, что действие психоделиков заключается в выключении фильтров, отсеивающих сигналы, которые нормальное (привычное) состояние сознания считает ненужными. Эти сигналы могут исходить от различных функций мозга, включая чувства, эмоции, воспоминания, проявления бессознательного и подсознательного. [3] Возможность с некоторой долей сознательного контроля [4] «расширять сознание», «открывать двери восприятия», воспринимая вещи, практически недоступные для типичного, неизмененного состояния ума. [5]
Некоторые возможные эффекты психоделических веществ:
Интересующиеся изменением сознания люди могут увлекаться такими практиками (а также движением нью-эйдж ). Также трансперсональная психология (работы Станислава Грофа ) утверждает, что под воздействием психоделиков можно испытать повторное переживание собственного рождения, что является мостом между обычным и трансперсональным состояниями сознания.
Личности [ ]
См. также [ ]
Ссылки [ ]
Примечания [ ]
en:Psychedelic drug es:Droga psicodélica fa:روانگردان pl:Psychedeliki pt:droga psicodélica fi:Psykedeeli
Психоделия
Психоделия (от др.-греч. ψυχή — душа, δήλος — ясный) — термин, в общем случае обозначающий круг явлений, связанных с «изменением» и «расширением» сознания и исследованиями устойчивости психики.
Содержание
Сфера употребления слова
Прежде всего [источник не указан 347 дней] слово связано с отдельной категорией психоактивных веществ (наркотиков), которые часто так и называют — психоделики, хотя применяются также названия «галлюциногены» (вызывающие галлюцинации) и «психотомиметики» (имитирующие психоз). [1]
«Психоделия по-советски»
Советский российский психиатр-нарколог Александр Данилин в своей книге «LSD: галлюциногены, психоделия и феномен зависимости», уделяет специальное внимание «психоделии по-советски» и также отделяет термин «психоделия» от однозначной связи с употреблением наркотиков. Он рассказывает об «эзотерических исканиях» среди жителей СССР в 1960—70-х годах во времена расцвета наркотической «психоделической революции» на Западе (отдельное внимание уделяется роли КГБ в этом процессе).
В частности, Данилин пишет:
Психоделия в культуре
Психоделические опыты получили широкое отражение в современном искусстве, породив понятия «психоделическая музыка», графика, литература, кино.
Пионерами современной психоделической музыки принято считать таких исполнителей, как Jimi Hendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, Jefferson Airplane, The Grateful Dead, поздние The Beatles и другие музыканты эры хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным. [6] От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый «психоделический транс» (характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделическое даунтемпо» (или psybient, характерные представители — Shpongle, Bluetech, Shulman, Entheogenic) и другие.
В литературе напрямую с психоделией связаны такие работы, как, например, произведения Олдоса Хаксли и «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа:
Психоделия оказала влияние на творчество многих писателей более позднего (после окончания эпохи хиппи) периода — к примеру, Виктора Пелевина, Дмитрия Гайдука.
Примером современного психоделического творчества в России является сборник новелл Вячеслава Осинского под названием «Фиолетовое Вчера», а так же выполненные им иллюстрации. В его творчестве исходным стимулом для психоделического расширения сознания является патология, связанная с наркоманией. В целом можно отметить тесную связь психоделики с «наркоманской» литературой – иллюстрацией тому может служить творчество Ирвина Уэлша Такой «патологический» вариант психоделии является не единственным из существующих, хотя писатели чаще всего обращаются именно к нему.
Всё, что вы хотели знать о психоделике, но боялись
_____________ Всё, что вы хотели знать о психоделике, но боялись спросить _____________
_________________________ Составитель: Дмитрий Дёмкин _________________________
Поскольку в настоящий момент характеристика различных сторон психоделики как метода и как направления в современной поэзии разбросана по комментариям в различных семинарах, форумах и т. д., мне показалось, что будет целесообразным свести эти комментарии (или выдержки из них) в одну-две статьи.
Несколько слов о структуре этого сборника.
Сначала идут высказывания Чёрного Георга, которые предварены для удобства “вопросами” от составителя.
Потом следуют мнения оппонентов, которые отрицают существование направления “психоделика”.
Далее идут мнения авторов, так или иначе признающих существование психоделики, с их интерпретацией её сущности.
Эта статья непременно будет дополняться.
Буду благодарен за материалы, которые я пропустил.
Примечание.
Версия L++ изложена на её странице, здесь: http://www.stihi.ru/2008/10/20/1083 и в других статьях из книги Психоделика: http://www.stihi.ru/avtor/login185&book=13#13.
Статьи Нателлы Климановой о психоделике здесь: http://www.stihi.ru/avtor/natelka
Статья Наталии Веденеевой по данной теме: http://www.stihi.ru/2009/04/02/3876
.
.
.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПСИХОДЕЛИКА В ПОЭЗИИ? КАК ОНА СООТНОСИТСЯ С ТАКИМИ ПОНЯТИЯМИ, КАК МЕТОД, ЖАНР НАПРАВЛЕНИЕ? В ЧЁМ ЕЁ ОСОБОСТЬ, В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ ОТ СТИХОВ НЕПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ?
Психоделика была мной НЕ ВЫДУМАНА, а ОБНАРУЖЕНА, а затем ВЫДЕЛЕНА И ОСМЫСЛЕНА. Психоделика и без меня (и ДО меня) в мире существовала. Я лишь явился первооткрывателем того, что было создано самой мировой литературой, если угодно. Я первый это обнаружил, описал и классифицировал.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ МЕТОД? КАКАЯ У НЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ?
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИСУЩИ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИМ СТИХАМ?
КАК ПОНЯТИЕ “ПСИХОДЕЛИКА” СООТНОСИТСЯ С ПОНЯТИЕМ “ХОРОШИЕ СТИХИ”?))
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ?
И НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ, ЧТО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ ОППОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ВЫКЛАДКАМ ЧЁРНОГО ГЕОРГА.
Николай Бобёр 15.07.2008 12:49
на самом деле он говорит о приемах НЛП, изменяющих восприятие ЧИТАТЕЛЯ а не о измененном сознании творчующего.
Владимир Абрамович Пушкин 15.07.2008 20:39
Владимир Абрамович Пушкин 15.07.2008 19:39
находясь в здравом уме и твердой памяти, придерживаясь концепции развития культуры из прошлого в будущее и ее преемственности, не имея после этого эксперимента доказательств что стихи ФИЗИЧЕСКИ воздействуют на сознание и выводят его на новые уровни кораблей бороздящих космические океяны,
можно придерживаться такого
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ СТИХОВ:
— невизуальность текста, которая становится визуальностью во время транса;
— постепенное или скачкообразное усиление экспрессии
— перевод содержания текста на разные уровни смысла.
Протоирей Разбойников 22.11.2008 09:51
.
.
Gavs
Gavs 16.01.2009 20:39
.
.
Чёрная лиса
Ой, а можно я попробую сформулировать (в общих чертах), что есть Психоделика в понимании Георга?
Мои рассуждения будут основаны на нескольких предположениях.
Предопложение первое. Есть некое средство постижения мира разумным существом. Назовём это средство «разум». Или «ум».
Предположение второе. Разум включает в себя различные инструменты постижения, с помощью которых оное происходит.
Чёрная лиса 18.11.2008 14:48
.
.
Игорь Хаджи
Вы просили определение.
При этом, что такое психоделика как метод – не знаю. То есть не знаю рецепта создания «странных» текстов.
Игорь Хаджи 18.11.2008 14:10
.
.
.
ДАЛЕЕ ПРИВОДЯТСЯ МНЕНИЯ О ПСИХОДЕЛИКЕ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИЙ НА СЕМИНАРАХ И Т. П. ОБСУЖДЕНИЯХ
.
.
Анука
Анука 15.07.2008 21:22
Анука 16.07.2008 14:18
Анука 18.07.2008 14:58
Анука 18.11.2008 13:37
.
.
Михаил Микаэль
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Для такой сложности, как, скажем, стихи, никакая наука не является достаточной. Да, можно изучать среднестатистический стих, «поезд одинакового явления», но по отношению к уникальной сложности все это забава.
Так вот, все заметили определение психоделики, как способа нелинейно воздействовать на восприятие читателя.
Это нечто все же. Здесь есть некая плотность размышления.
А не только полемика и публицистика.
И это близко к одному из моментов, о котором мне доводилось размышлять и говорить иногда в среде понимающих людей. Речь шла о «плотности текста», также метатермине, который я понимал как «новую плотность», то есть такое устройство текста, когда, в частности, любое его изменение приведет к существенному изменению результата воздействия на с о в р е м е н н о г о читателя. Но это только один из атрибутов.
Михаил Микаэль 17.07.2008 04:31
В стихах принцип «голографичности», т.е. содержание целого в своей части, конечно же применим в полной мере. Однако, как мне представляется, здесь речь идет не столько о сюжетах, сколько об последовательностях ключевых слов, ритмов и эмоциональных узлов.
Именно этот принцип по отношению к стихам я сознательно продемонстрировал в статье «Холмы и Арарат», связанный с одним твоим стихотворением о паутине. Ты помнишь, что результатом был другой стих, как бы выползший из «внутренностей» исходного.
Михаил Микаэль 20.07.2008 16:43
Михаил Микаэль 12.01.2009 12:05
Таким образом возникает парадокс, и Георг прекрасно его видит. Именно поэтому он говорит о пси-тексте, как понятном только избранным, высокообразованным людям. То есть в плюс к поглощению добавляет «качество сложности» произведения.
На самом деле, я бы шел дальше. Я бы говорил о совместном пси-акте сочинителя и смотрящего (читающего). В том смысле, что вдохновенное состояние первого с «наибольшим КПД» передается второму. И поглощенность первого алхимией мастерства становится «очарованностью» второго.
Михаил Микаэль 15.01.2009 20:40
.
.
Смарагда
СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обозначающее — намек, внушение, подсказывание. [. ] Если образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое, то эти образы суггестивны. Разумеется, для каждого в зависимости от его умственного развития, личного опыта и способности умножать и считать вызванные образом ассоциации, степень суггестивности поэтического текста бывает различной. Н. Л. Бродский)
.
Последний мотив в силу того, что он находится на конце, получает большую вескость, и мы готовы его истолковать как метафорическое выражение чего-то недосказанного. Эта привычка наша к определенным лирическим связям дает возможность поэту путем разрушения обычных связей создавать впечатление возможного значения, которое бы примирило все несвязные моменты построения. На этом построена так называемая «суггестивная лирика», имеющая целью вызвать в нас представления, не называя их. (Б. Томашевский)
.
Возможно, именно этим и объясняется то, что тексты, «перепахивающие» одних читателей, оставляют других в недоумении или равнодушии.
Видимо, тексты, определяемые как психоделические, обладают повышенной суггестивностью.
Смарагда 15.07.2008 19:30
Смарагда 15.07.2008 21:55
Смарагда 15.07.2008 22:33
Смарагда 16.07.2008 10:01
В обсуждениях уже мелькала мысль о том, что для того, чтобы читатель смог «переселиться» в текст, последний должен быть цельным, без расщепления образности по разным семантическим пластам, то есть без излишней калейдоскопичности. Читатель не должен в нём блуждать, а в итоге приходить в никуда и застывать в недоумении перед тупиком.
Смарагда 19.07.2008 12:42
Смарагда 24.07.2008 00:14
Я бы не стала предъявлять к описанию явлений «поэтических» те же требования, что и к естественным наукам. Хотя бы потому, что в написании стихов не может быть готовых рецептов. Могу сказать немного и очень коротко о моём понимании психоделики, хотя и готова к дальнейшей дискуссии:
Как преобразовать свои мысли, впечатления ощущения в словесные образы, не расплескав по дороге, как, по словам Бориса Пастернака, «звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях»? Тут хочется вспомнить примеры, часто приводимые для объяснения восточной философии: музыкант, который обучается музыке не чтением по нотам, а тем, что слушает исполнение учителя. Сравнение центрального зрения, которое действует как направленный прожектор и периферийного, которое захватывает множество предметов одновременно.
Хорошо бы из целостного впечатления, которое мы пытаемся передать в стихах, не выхватывать отдельные фрагменты с помощью «центрально зрения» а сделать так, чтобы зазвучало одновременно как можно больше голосов, смыслов, ощущений, чтоб не растерять оттенки, раскладывая свет на цвета спектра (хотя слово «сделать» здесь и не верно, скорее речь идёт о том, чтобы максимально открыться и довериться жизни.) Здесь, в моём весьма несовершенном понимании, мы приближаемся к сущности «психоделической поэзии», отличительной чертой которой, как мне кажется, является максимальное доверие к жизни, максимальная экстравертность.
Марина Ратнер 20.04.2009 18:44
Марина Ратнер 20.04.2009 19:25
.
.
.
Составитель: Дмитрий Дёмкин
Психоделики
Психоде́лики; психеде́лики (от греч. ψυχή — «разум», «сознание» и греч. δήλος — «ясный», «очевидный») — класс психоактивных веществ, действие которых в первую очередь заключается в изменении привычного мышления и восприятия (создании изменённых состояний сознания).
По химической структуре психоделики, как правило, имеют сходство с нейротрансмиттерами, чем обуславливается их воздействие на мозг. Психоделики часто характеризуются — в частности, их «адептами» — как вещества, „расширяющие сознание“ (имеется в виду расширение границ привычного сознания).
Действие психоделиков уникально тем, что, в отличие от большинства других психоактивных веществ, например, опиатов или стимуляторов, они не гарантируют достижения заранее известного состояния психики, а дают возможность испытывать во многом неожиданные переживания, обычно недоступные в неизменённом, ординарном состоянии. Психоделический опыт заключается в переживании этих неординарных форм сознания, схожих с трансом, медитацией или сновидениями.
С фармакологической точки зрения многие психоделики чаще всего являются агонистами серотониновых 5-HT2A рецепторов, относящимися к двум основным группам: триптаминам либо фенилэтиламинам. Однако психоделическими свойствами могут обладать вещества практически любой структуры, оказывающие воздействие на широкий спектр нервных рецепторов.
Содержание
Происхождение термина
История
Психоделики имеют долгую историю традиционного использования в народной медицине и религиозных практиках. Их способность воздействия на восприятие использовалась для физического и духовного лечения. Психоделики использовались людьми в шаманских и религиозных ритуалах, начиная с доисторических времен. В настоящее время в религиозных целях самые различные психоактивные вещества используются, например, индейцами Южной Америки. Часто в данном контексте психоделики известны под названием энтеогены.
Первый интерес к психоделикам в западной науке возник в середине-конце XIX века с началом изучения мескалина. После Второй мировой войны психоделики начали использоваться как лекарственные препараты.
Некоторые психологи и спецслужбы использовали методы психотерапии, основанные на применении психоделиков.
В настоящее время в некоторых странах возобновляются работы по изучению действия психоделиков на сознание. Спонсированием, освещением и проведением современных исследований в области психоделиков и вопросами изменения политики относительно запрещённых психоделических веществ в медицине и психотерапии занимается, в частности, Мультидисциплинарная ассоциация психоделических исследований (Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies, или MAPS) и Исследовательский институт Хеффтера (Heffter Research Institute).
Вещества
К психоделикам относятся синтетические и полусинтетические вещества (LSD, DOB, 2C-B, DOM, DMT), содержащиеся в некоторых видах грибов псилоцибин и псилоцин, мескалин (активный компонент кактуса пейота), LSA и айяуаска (также айяваска от кечуа ayawaska ) — традиционный шаманский чай, сваренный из различных растений, содержащих DMT или 5-MeO-DMT и гармин или аналогичные бета-карболины).
Не следует относить к психоделикам диссоциативные вещества, такие как DXM, кетамин и PCP («ангельская пыль»), относящиеся к более обширному классу галлюциногенов. Тетрагидроканнабинол (активный компонент каннабиса) относится к так называемому классу «малых» психоделиков, способных вызвать психоделические переживания при больших дозах и лишь в некоторых случаях. [4] Некоторыми психоделическими свойствами обладают также и эмпатогены (MDMA, MDA). Также к психоделикам следует отнести и некоторые растительные энтеогены, например Salvia divinorum.
Биохимия
На молекулярном уровне психоделики, в основном — экзогенные агонисты серотониновых рецепторов. Эксперименты на мышах показали, что внутриклеточное действие психоделиков связано с активацией Gi/0-белка и синтезом мРНК генов EGR-1 и EGR-2. Мишенью психоделиков является кора полушарий, и в особенности пятый слой нейронов. [5]
Воздействие психоделиков на человека
Некоторые возможные эффекты психоделических веществ:
Некоторые исследователи полагают, что эффекты психоделиков имеют природу, близкую к религиозному чувству, а изменение восприятия и сознания под воздействием психоделиков аналогично подобным изменениям, практикуемым в йоге (наиболее близко психоделический опыт похож на странствия сознания после смерти физического тела, описанные в Тибетской Книге мёртвых) и переживаемыми в ходе духовных практик (медитаций, созерцания и др.) в ряде недуальных восточных учений и традиций. Такие состояния носят различные названия: самадхи — в индуизме, дхьяна — в буддизме, сатори — в дзэн и т. п.
Интересующиеся изменением сознания люди могут увлекаться такими практиками (а также движением нью-эйдж). Также трансперсональная психология (работы Станислава Грофа) утверждает, что под воздействием психоделиков можно испытать повторное переживание собственного рождения, что является мостом между обычным и трансперсональным состояниями сознания.