Психоделическая музыка что это такое
Психоделическая музыка
психоделический рок, психоделический фолк, психоделический поп, психоделический эмбиент, психоделическое техно, психоделический транс, психоделический соул, психоделический рэп
Психоделическая музыка — общее название музыки, имеющей непосредственное отношение к психоделии.
Пионерами современной психоделической музыки принято считать такие группы и исполнителей, как Jimi Hendrix, Pink Floyd, The Doors, The Who, частично The Beatles и другие коллективы, связанные с субкультурой хиппи. Подобные проекты принято относить к жанру психоделический рок, а с распространением электронной музыки жанр стал куда более многообразным.От стержневой культуры гоа-транса в середине 1990-х отпочковался так называемый психоделический транс (характерные представители — израильские проекты Infected Mushroom, Astrix), возник жанр «психоделический эмбиент» (или psybient, характерные представители — Shpongle, Bluetech, Shulman, Entheogenic) и другие.
Часто под термином психоделическая музыка подразумевается только психоделический рок.
Психоделической музыкой считаются, в частности:
Полезное
Смотреть что такое «Психоделическая музыка» в других словарях:
Психоделическая музыка (ПМ) — (психо лат delirium – бред, безумие) – громкая, ритмическая, однообразная, без определённого мелодического, как бы осмысленного рисунка музыка, способная повлечь развитие или обострение психического расстройства, по своим проявлениям аналогичного … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Музыка конца XX — начала XXI века — Списки персоналий По имени По верованиям По национальности По роду деятельности По должности По достижениям Список музыкантов и музыкальных коллективов: Содержание 1 По жанрам 1.1 … Википедия
Музыка — (греч. musike – искусство муз) – 1. искусство, отражающее отношение человека к действительности в звуковых художественных образах; 2. произведение или совокупность произведений этого искусства. Свойство музыки оказывать непосредственное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Рок-музыка — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Рок (музыка) — Запрос «Рок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Рокер» перенаправляется сюда. О мотоциклистах см. Байкеры. Рок музыка (англ. Rock music) обобщающее название многих направлений музыки. Слово «rock» качать в данном случае… … Википедия
Соединенных Штатов Америки музыка — Особенности формирования муз. культуры США, начавшегося в кон. 17 в., во многом определялись колониальным типом развития страны. Перенесённые на амер. почву муз. традиции Европы, Африки, позднее Азии усваивались и, взаимодействуя,… … Музыкальная энциклопедия
Космическая музыка — (англ. Space music или англ. Spacemusic) общий термин, используемый для обозначения музыки, которая вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения «планетарных образов», «галактических пейзажей» и т. д., а… … Википедия
Медитационная музыка — (англ. Meditation music) музыка, которая предназначена для использования в различных медитационных практиках как сугубо религиозного, так и внеконфессионального характера. Медитационной (или «медитативной») принято называть также… … Википедия
Датская музыка — относится к числу древнейших в Европе.[1] Дo XII века музыка Дании ограничивалась народными жанрами, позже начала развиваться светская и духовная музыка. Начиная с XVI века в Дании развивается классическая музыка. Известный композитор Карл… … Википедия
Как перестать волноваться и начать слушать психоделику новой волны
Если вас не покидает ощущение, что сегодня из музыки в мире не осталось ничего кроме сотни подвидов рэпа, то пора с этим что-то делать. Отличным вариантом для ваших голодных до прекрасного ушей может стать психоделика, прямо сейчас переживающая ренессанс.
Однако спасение пришло в форме неопсиходелии — жанра, родившегося на костях классических шестидесятых благодаря парням типа Echo and the Bunnymen, вышедшим из пост-панка и начавшим внедрять психоделические мотивы в свою музыку.
Потом было еще много крутых коллективов, собравшихся за пару десятилетий и оставивших свой кислотный след в жанре. О них вы легко прочитаете в той же Википедии, а я лучше расскажу вам о том, как дела обстоят сейчас.
Сегодня можно наблюдать за расцветом неопсиходелии. За последние несколько лет на сцене появилось множество разношерстных коллективов, имеющих свой фирменный звук. Пройдемся по самым ярким из них: можете выбрать любую группу из этого списка, и она вас не разочарует.
Tame Impala
Боже, храни Австралию, ведь начало новой волне положил простой парень из Сиднея Кевин Паркер со своим проектом Tame Impala. До «Импалы» Паркер делал музыку в группе The Dee Dee Dums, очень похожую по звучанию (как инструментов, так и вокала) на каких-нибудь там Wolfmother. Со временем Паркер решил кардинально изменить стиль исполнения, переименовал группу и выпустил первый EP в 2008 году на лейбле Modular Records, ставшем сейчас прибежищем многих психоделических групп.
Первый альбом Tame Impala, Innerspeaker, в 2010 году порвал всех. Мастерски используя колоритный звук прямиком из шестидесятых, Паркер смог создать цельное произведение, не оставившее равнодушным ни одного музыкального критика. Осыпанный наградами, Кевин не думал останавливаться, и уже в 2012-м мир услышал второй лонгплей «Импалы» — пластинку под названием Lonerism.
Благодаря сотрудничеству Паркера со множеством художников, Tame Impala стала еще и группой с потрясающим визуальным сопровождением. Клипы с Lonerism перевернули видео-составляющую психоделической музыки с ног на голову. Эти работы невозможно описать, лучше посмотрите их сами — вы не пожалеете.
Третий альбом сместил Tame Impala к более электронному звучанию, и нынешний стиль группы сформировался окончательно. Пластинка Currents подняла планку на новый, недостижимый уровень.
В этом году Паркер уже выпустил два новых сингла, а значит, скоро нас ждет очередной лонгплей. Именно поэтому сейчас лучшее время для знакомства с Tame Impala.
С какого альбома начать?
Зависит от того, что вам больше по нраву: хотите классику психоделической гитары — слушайте Innerspeaker; желаете раствориться в плотных басовых битах и электронных мотивах — начинайте с Currents.
Pond
Первая мысль, возникающая после прослушивания всех альбомов Tame Impala, примерно такая: «боже, дайте мне еще подобной музыки!». Многим кажется, что ничего настолько же крутого уже не найти, однако это небольшое заблуждение легко развеять.
Дело в том, что к Tame Impala причастны несколько крутейших австралийских парней, играющих в лайв-составе группы. Эти самые ребята просто не могли не создать свои собственные сайд-проекты. А кто, как вы думаете, эти проекты продюсирует? Правильно, наш любимый Кевин Паркер. Среди фанатов Кевина бытует мнение, что любая музыка, к которой он прикасается, в ту же секунду превращается в золото.
Pond не стали исключением. На их счету уже 5 альбомов, и последний из них вышел в 2019 году. Николас Олбрук, лидер коллектива, куда более эпатажная личность, чем Паркер. Это легко проследить в клипах Pond — не таких дорогостоящих и выверенных, как работы Impala, но по-своему крутых и гипнотизирующих.
С какого альбома начать?
The Weather. Неописуемо мощная работа, под покровом разрывающего психоделического звука поднимающая довольно важные темы.
GUM
Джей Уотсон, барабанщик и клавишник Tame Impala и Pond, также не удержался от сольного проекта, и за это мы говорим ему огромное спасибо. Ведь GUM — это еще одно прибежище фанов «Импалы», несущее в себе отголоски того же фирменного звука. Видимо, у этих австралийских ребят он в крови.
Джей без дела не сидел — выпустил уже 4 альбома и снял несколько крутых музыкальных видео. В своем звуке и общей стилизации Уотсон отдает дань восьмидесятым, а потому любители диско тоже найдут в GUM что-то для себя.
С какого альбома начать?
С самого свежего релиза — The Underdog. По качеству и концентрации потрясного звука эта пластинка точно не уступает работам Pond.
King Gizzard & The Lizard Wizard
Австралия не щадит. Коллектив из Мельбурна, образованный в 2010-м году, отличается своей невероятной плодовитостью: за девять лет существования парни выпустили 14 (четырнадцать) лонгплеев и 2 EP.
Много ли это? Бесспорно, да. И неудивительно, что за годы такой яростной работы над релизами группа много раз успела трансформировать свое звучание, двигаясь по извилистым дорогам между поколениями музыкальных экспериментов. А еще эти ребята запомнились лично мне непрерывным часовым выступлением на Пикнике Афиши в 2018-м, выдавая под проливным дождем ну просто что-то неописуемое.
С какого альбома начать?
Да просто выберите любое случайное число от 1 до 14 и включайте соответствующую пластинку.
Temples
Фух, наконец отходим в сторону от австралийского безумия. Temples — это роскошная, легкая и ненавязчивая британская психоделика. Ребята заслужили немалую долю респекта от многих музыкантов уровня Ноэля Галлахера и совсем не зря.
Парни сколотили два альбома, и оба они прекрасны. Их музыка сплетает все те же модные электронные биты, неизменное вокальное эхо и традиционные гитары. Однако, несмотря на простой рецепт, Temples умудряются делать по-настоящему хитовые, цепляющие песни, которые вам захочется слушать еще, и еще, и еще, и еще.
А в сентябре этого года выходит еще и новый лонгплей.
С какого альбома начать?
Посоветую самый свежий — Volcano, но только потому, что по моему субъективному мнению он более цельный и хитовый.
Melody’s Echo Chamber
Вы меня извините, но нам опять придется вернуться к Паркеру. Просто так вышло, что однажды он познакомился с француженкой по имени Мелоди (довольно символическое событие для Кевина, надо полагать) и решил помочь ей записать дебютный альбом.
Увлекшись, Паркер записал для Мелоди партии бас-гитары и барабанов, а также исполнил свое фирменное соло на одном треке. Не стану уточнять, на каком именно — послушайте сами и попробуйте понять, так интереснее.
Естественно, альбом автоматически превратился в Tame Impala с женским вокалом, и для кого-то это определение может звучать как мечта. Что ж, вышло действительно великолепно. А недавно еще и состоялся релиз второй пластинки Мелоди.
С какого альбома начать?
С одноименного, конечно же.
Stone Submarines
Московский проект (неожиданно?), созданный по стопам все тех же австралийских и британских психоделических гигантов. Следовать канонам психоделики у ребят получается отлично — звук мощный и многослойный.
Я до последнего момента не знал, что парни из России — послушав на репите одну из крутейших песен, She Said, с их дебютного альбома, я был уверен, что это тоже какие-то офигенные британцы. Выбравшись из недр Apple Music и загуглив название коллектива, я был ошарашен. Вот уж где чувствуешь национальную гордость!
С какого альбома начать?
У них пока только одна пластинка, одноименная. Ее и слушайте.
Yeasayer
Наверное, самая этнически разнообразная по звучанию группа в этом списке. Yeasayer активно используют в исполнении народные инструменты, присущие индийской и африканской культуре. Благодаря необычному вокалу и добротной электронике в аранжировке, порой ребятам удается создать цепляющие хиты.
По моему мнению, Yeasayer — очень необычная и неопределенная во многих смыслах группа. Наверняка не каждый их альбом вам понравится (последний, кстати, вышел совсем недавно), однако работа 2016 года заслуживает отдельного упоминания в этой статье.
С какого альбома начать?
Amen & Goodbye — великолепный альбом, способный надолго засесть в голове. Разнообразная, неординарная и дико красивая во всех отношениях пластинка.
Glue Trip
Как насчет бразильской психоделики? Glue Trip отлично подойдет для ленивого летнего вечера благодаря расслабляющим мотивам. В основном электронный звук обволакивает и уносит куда-то далеко, а значит выполняет свое предназначение на сто процентов.
Незаслуженно малоизвестный квартет записал два альбома, существенно продвинувшись в качестве и разнообразии звука на втором диске. Посвящается всем мечтателям.
С какого альбома начать?
Sea at Night — выверенная, ненавязчивая и приятная пластинка.
KAUF
Немного зайдем на территорию целиком электронной музыки. Под псевдонимом KAUF скрывается Рон Кауфман из Лос-Анджелеса, не имеющий широкой популярности, однако сумевший собрать определенную базу поклонников благодаря попаданию в саундтрек Grand Theft Auto V.
Полноценного альбома от KAUF пришлось ждать долго, и это неудивительно из-за его малой известности. Звучит проект потрясающе: он, опять же, очень расслабляющий и медитативный. Завораживающее эхо синтезаторов, волнами накрывающее тебя с головой.
С какого альбома начать?
У KAUF есть EP As Much Again и лонгплей Regrowth. Советую просто включить EP и сразу за ним переключиться на альбом, потому что треки у них не пересекаются.
Crumb
Еще одно потрясающее открытие из Нью-Йорка. То, что ребята вытворяют со своим звуком и визуалами — каноничная «кислота» в самом прямом смысле. Женский вокал, расплавленные гитарные примочки и цепляющие ударные.
На счету у Crumb один EP и несколько ошеломительных клипов, а дебютный лонгплей выйдет через пару недель.
С какого альбома начать?
Послушайте EP Locket.
Superorganism
Официально в группе аж восемь участников из разных стран — Англии, Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии и Австралии, причем познакомилось большинство из них друг с другом на интернет-форумах.
Оправдав свое название и собравшись в суперорганизм, вся эта ватага выпустила в прошлом году дебютный альбом, «кислотность» которого превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Вы только посмотрите на их клипы, и все сразу станет понятно.
С какого альбома начать?
Он у них всего один, одноименный. И очень крутой.
Unknown Mortal Orchestra
Новозеландцы из UMO делают во многом отстраненную музыку, которая на первый непросвещенный взгляд может показаться обычным инди. На самом же деле нужно копнуть глубже, чтобы проникнуться их гипнотическими мотивами.
UMO выдают свой фирменный звук благодаря уникальной манере пения и необычным мелодиям, словно проникающим в каждую щель комнаты, в которой они звучат.
С какого альбома начать?
Стартуйте с Multi-Love, их самого известного лонгплея.
Black Mountain
Канадский подход к психоделике выразился в тяжелых риффах и вокале прямиком из семидесятых, зачастую ломаных ритмах и протяжном синтезаторном звуке из восьмидесятых.
Коктейль получился огненный: Black Mountain без проблем могут отправить вас в полет с закрытыми глазами, да и головой покачать можно под них с удовольствием.
С какого альбома начать?
Советую выбрать из двух работ: IV и Destroyer. Последняя вышла в этом году и доказывает, что группа сейчас на подъеме — пластинка крутая.
Созвездие отрезок
И еще один российский проект в этом тексте. Открытие «нашей» психоделики — это всегда какой-то праздник, потому что ловишь себя на мысли, что не мог представить такой стиль и звучание от кого-то из России.
У «Созвездия» совершенно неповторимый звук, который претендует на то, чтобы стать фирменным и выделяться везде и всегда. Они поют на русском, а их тексты полны абстрактного юмора и аллегорий. Точно стоит заценить.
С какого альбома начать?
«Приход» — их дебютная работа.
Tool
Да, я знаю, что Tool серьезно выбиваются из этого списка, но я просто не могу и не имею права их пропустить. Многие справедливо называют группу «тяжелыми Pink Floyd», и на то есть веские причины. Из всех коллективов, упомянутых сегодня, Tool определенно обладают сильнейшим гипнотическим эффектом.
Их музыка неописуемо великолепна. Поднимая острые темы, передаваемые через потрясающий вокал Мэйнарда Джеймса Кинана и поддерживаемые монументальным, тяжелым гитарным звуком, Tool словно пишут саундтрек к жизни всего человечества. Есть мнение, что каждый должен открыть творчество Tool для себя сам, постепенно погружаясь в лабиринты своего сознания.
Но я не могу удержаться и не посоветовать их вам, ведь уже этим летом выходит новый альбом, который фанаты ждали без малого 13 (тринадцать) лет.
С какого альбома начать?
Lateralus. Полный экспериментов, уникальных подходов, неописуемого звука, высокого смысла и красоты альбом.
Мир психоделической музыки непрерывно растет, и исполнителями из этого списка он не ограничивается. Я лишь собрал некий «стартер-пак» для новичка, который позволит вам оттолкнуться от земли и несколько месяцев погружаться в новую музыку. Надеюсь, он будет полезен кому-то из вас.
Ну а опытные любители психодела в любом случае поделятся своими любимыми группами в комментариях к этой статье.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Статистика
что такое психделическая музыка?
Психоделическая музыка — общее название музыки, имеющей непосредственное отношение к психоделии. Включает в себя как музыку, созданную под воздействием психоделиков, так и ту, к которой предрасположены слушатели под их воздействием. В последнем случае, часто слушается как для усиления эффекта психоделиков.
Часто под термином Психоделическая музыка подразумевается только Психоделический рок.
Психоделической музыкой считаются, в частности:
Психоделический рок
Краут-рок
Транс
Гоа-транс
Психоделический транс
Психоделический фолк
Психоделический поп
Психоделический соул
Волосы (мюзикл)
Психоделический рок (англ. Psychedelic Rock) — музыкальный жанр, возникший в середине 60-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены).
Психоделический рок — сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.
Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов.
Краут-рок — направление экспериментальной и психоделической рок-музыки, возникшее в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Германии.
Транс (музыкальный жанр)
Транс (англ. trance) — это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е. Отличительными чертами стиля являются: темп от 130 до 160 ударов в минуту (bpm), наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.
Вероятно, стиль произошел от слияния техно и хауса. ‘Транс’ получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося, баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.
Визитной карточкой стиля стало смешение рок-музыки, исполняемой на стандартных инструментах рок-группы (электрогитара, бас-гитара, ударные) со структурами электронной музыки, а также электронной обработкой звука. Среди прочего, в музыке нередко присутствует пульсирующий ритм, т.н. моторик (нем. Motorik), яркими примерами которого являются композиция Autobahn группы Kraftwerk и альбомы группы Neu!. Таким образом, краут-рок дал импульс для развития электронной музыки и эмбиента. Помимо этого, в краут-роке делается упор на инструментальную музыку, импровизации и экспериментализм. Корни краут-рока уходят частично в немецкий электронный авангард 1950-х годов и творчество композитора Карлхайнца Штокхаузена (у которого учился музыке Holger Czukay из группы Can).
Многие из групп краут-рока пытались заполнить культурный вакуум, образовавшийся в Германии после второй мировой войны, и создать на основе англо-американской поп- и рок-культуры свою собственную, более радикальную и экспериментальную, новую немецкую культуру. В то же время, под влиянием политической и социальной обстановки в мире, в других странах возникли также такие не чуждые краут-року явления, как психоделическая музыка и культура хиппи.
Типичными представителями краут-рока являются немецкие группы начала 1970-х годов: Tangerine Dream, Faust, Can, Neu!, ранние Kraftwerk, Клаус Шульце и многие другие.
Важную роль в развитии стиля сыграли кёльнские продюсеры Дитер Диркс (нем. Dieter Dierks) и Конни Планк (нем. Conny Plank).
В эпоху построка и очередной волны повышенного интереса к электронной музыке в конце 1990-х — начале 2000-х годов, обнаружилось, что немецкий краут-рок оказал большое влияние на музыкантов нового поколения. Такие группы, как Radiohead, Stereolab, Laika, Boredoms, Mouse on Mars и Tortoise называют краут-рок-группы в числе наиболее повлиявших на них.
Группы Can и Neu! считаются одними из самых значительных групп в истории альтернативной музыки — среди их почитателей Sonic Youth, Einstürzende Neubauten, Red Hot Chili Peppers, и многие другие.
В 2000-х годах композиции краут-рок-групп неожиданно встречаются в разных музыкальных программах, например на концертах Radiohead (исполняли живьём кавер-версию композиции Can «The Thief») или в саундтреке к фильму «Убить Билла» Квентина Тарантино (композиция «Super16» группы Neu!)
Возможно, что термин «краут-рок» был введён британской прессой, и образован от сленгового слова «краут» (нем. Kraut), означающего «немец» и произошедшего от Зауэркраут (нем. Sauerkraut) — названия национального немецкого блюда из квашеной капусты. Изначально этот термин был для некоторых слегка оскорбительным, но после того, как музыка в стиле краут-рок стала известной и приобрела множество почитателей, этот термин стал носить однозначно позитивный характер.
Слово Kraut в немецком языке также означает «трава», что иногда вызывает у людей, немного владеющих немецким, ассоциации с марихуаной. Но аналогом русского слова «травка» в немецком сленге явлется «Gras».
Стиль транс, возможно, является наиболее неоднозначным жанром электронной танцевальной музыки. Кратко он может быть определен как мелодичный более или менее свободный стиль музыки, на формирование и развитие которого оказали важнейшее влияние такие направления музыки как индастриал (new wave), электронное техно-диско из Детройта и психоделическая музыка семидесятых. Из-за огромного разнообразия направлений, выделившихся внутри данного стиля музыки, достаточно сложно выделить общие черты жанра. Однако следует заметить, что трэки в этом стиле обычно характеризуются гипнотическими элементами (отсюда название — «транс») и качествами гимна. Исходя из этого, типичный трансовый трэк может быть описан как состоящий из особой (часто цикличной) мелодической партии, расположенной над несложной бас-линией, простой ударной партии и нескольких дополнительных звуковых элементов для образования структуры и ускорения.
Первые психоделик-транс трэки появились из сочетания раннего Acid-хауса, самой странной и авангардной музыки со всего мира (особенно индастриала) и классической индийской музыки (особенно в ее тональном и мелодическом устройстве). В этой связи важно заметить, что гоа-транс не является прямым потомком стиля транс, хотя их взаимное влияние и очевидно. Можно определить несколько общих моментов характерных огромному количеству психеделик-транс трэков. Однако только одних этих черт еще не достаточно, чтобы идентифицировать музыкальное произведение как psytrance-трэк.
Гоа-транс — направление в современной электронной музыке, зародившееся в конце 80-x годов в провинции Гоа, Индия.
Штат Гоа с населением чуть больше одного миллиона человек находится практически посередине западного побережья Индии. Португальские колонисты высадились на его берегах в 1510 году. Штат был португальской колонией вплоть до 1961 года. 450 лет европейского присутствия не прошли бесследно. Колонизация во многом сформировала культурную жизнь Гоа, вследствие чего этот штат стал не похож на другие штаты Индии. Этот факт способствовал появлению в тех местах первых хиппи в середине 60-х годов. Они выглядели как новые колонисты, к которым гоанцы оказались столь же терпимы, как и к португальцам. В большей степени Гоа привлек первых прибывших туда хиппи красотой своей природы, дружелюбностью жителей, низкими ценами, мягкой зимой и индийскими вероучениями, нежели местным гашишем, который оставался там легальным до середины 70-х годов. Первым из хиппи, прибывших в Гоа в середине 60-х, был Eight-Finger Eddie, который вместе со своими друзьями начал устраивать первые «Гоа-Парти «, главными атрибутами которых были костер на пляже, акустические гитары и танцы под воздействием галлюциногенных веществ. В Рождество Гоа становился точкой сбора всех хиппи, путешествовавших по Востоку. Они встречались на пляжах Анжуны, Вагатора, Калангута, чтобы рассказать друг другу об их увлекательных путешествиях. Поначалу они просто арендовали домики на месяц или два, но вскоре те из них, кто почувствовал себя на берегах Гоа как дома, начали селиться там на неопределённые сроки.
На протяжении семидесятых годов главным репертуаром первых Ди-Джеев в Гоа была рок-музыка таких групп как Led Zeppelin, The Who (обе эти группы приезжали в Гоа), The Grateful Dead, The Doors, Neil Young, The Eagles, Pink Floyd а также Боб Марли, Parliament и др.
Достаточно интересен тот факт, что сходный процесс имел место и в США, в Детройте. Новая музыка развивалась на радио WGRP, благодаря Чарльзу Джонсону, известному также как Electrifying Mojo, и в Чикаго, в клубе Warehouse, благодаря DJ Frankie Knuckles. Семена Psychedelic Trance, Techno и House были посажены одновременно. В Гоа это новое звучание поначалу было принято хиппи с опаской, — многое из того, что Френк Диско представлял своим слушателям, казалось им слишком странным. В отличие от него, Laurent представлял менее эксцентричный стиль, благодаря чему «кислотники» начали предпочитать эти «звуки будущего» творчеству Джимми Хендрикса. И, наконец, под этот тип музыки было намного легче танцевать.
Цуоки Судзуки (Prana):
«Моя жизнь изменилась. Я полностью выпал из общества. В Японии каждый человек должен принадлежать к какой-нибудь компании, — этому нас учили наши родители. Поэтому, окончив университет, я стал работать. Съездив в Гоа, я перестал».
Марк Аллен (Quirk):
«Я осознал, что работать, пытаясь получить как можно больше денег, было не тем, чего я хочу от своей жизни. Мой оптимистический взгляд таков, что нет ничего более оживляющего, чем понимание того, что у тебя нет рабочего дня с девяти до пяти. Это фактически то, что собирает людей вместе, чтобы праздновать жизнь, вдохновляет их уходить, путешествовать, становиться творческими. Очень много людей живут лишь своей работой, постоянно недовольные, постоянно о чем-то мечтая».
Джеймс Манро (Technossomy):
«Я открыл себя для религии, увидев, каким можно быть счастливым без материализма. Мои юношеские амбиции, относительно получения гор денег разом улетучились».
Goa Gil:
«Дух Гоа — это больше, чем танцы под кокосовыми пальмами. На самом деле Ди-Джей предстает перед людьми в роли современного шамана, превращающего стол для вертушек в алтарь (с индуистскими символами, к примеру) и берущего участников таинства в духовное путешествие сквозь ночь, переписывая историю человечества: треки, легкие и медленные в начале, сменяются все более и более цикличными и тяжелыми. На рассвете музыка достигает апогея, после которого переходит в более счастливое и мелодичное звучание, чтобы встретить восход солнца. Эта эволюция музыкального сета символически представляет собой разрушение эго перед тем, как созданная пустота заполнится светом».
Сезон вечеринок длился с ноября по апрель. Три самых известных места их проведения — «Hill Top» в Вагаторе, «Bamboo Forest» в Анжуне и «Disco Valley» в Вагаторе. Громкая музыка после десяти вечера была запрещена, поэтому каждая вечеринка, по сути, была незаконна. До 1990 года небольшой взятки из карманов самих трансеров или нескольких бутылок пива от держателей баров на вечеринках хватало, чтобы держать полицию на расстоянии. Из-за секретности проведения, чтобы найти вечеринку людям приходилось полагаться на слухи, собранные в течение дня, или расспрашивать водителей такси. В сумерках люди приходили в их любимый бар на пляже (Shore Bar на юге Анжуны, или Nine Bar в Вагаторе). В полночь музыка начинала играть очень громко. Кроме танцпола, на территории вечеринок имелась зона чиллаута с керосиновыми лампами и циновками, разложенными местными женщинами, продающими там чай, фрукты, бутерброды и сигареты. Между тремя и пятью часами вечеринка достигала своего пика. Музыка обычно стихала около полудня, но большие вечеринки могли продолжаться до нескольких дней.
В 1990 году власти окончательно вмешались, и многие вечеринки стали закрываться. Но уже в 1991 г. это давление немного ослабло. Тем временем, молодёжь Израиля и Японии услышала о Гоа. Такие Ди-Джеи, как Fred Disco и Ray Castle, с 1987 году начали делать Гоа-Транс-Парти и в других странах. Огромное количество людей устремилось на пляжи Гоа. До этого времени обычное количество людей на вечеринке не превышало 200 человек, но в 1991—1992 гг. эта цифра возросла до 1500. С 1997 года число туристов превысило число гоанцев. В 2000 году «Экстази» стал наркотиком номер один в Гоа. Гоа стал постепенно превращаться в новую Ибицу : молодые западные клаберы пытаясь подражать хиппи, на деле вели себя высокомерно по отношению к местным жителям, меньше всего заботясь об индийской культуре и духовности, и загрязняли окружающую среду. Так это событие комментировал Гоа-Гил: «Мы приехали сюда так давно! К концу пыльной дороги и пустынному пляжу. Это было похоже на край света. А теперь весь свет у нас на пороге».
Распространение по миру
В начале 90-х побывавшие в Гоа музыканты вернулись в Европу, Японию, Австралию и т. д. и начали заниматься созданием музыки для Гоа-вечеринок. Название Гоа-транс появилось приблизительно в 1994 году, а в 1996 было заменено термином Психоделик-транс. К 1996—1997 году транс-движение достигло пика своего развития (множество звукозаписывающих лейблов, дистрибьюторов, фестивалей). Массовая информация осознала появление этого феномена, — появились первые Ди-Джеи-звезды.
Эволюция Гоа-транса в Европе следовала направлением противоположным Израильскому. В 1998—2002 годах, после пяти лет мелодичного звучания, транс-музыка Европы претерпела перемены: она избавилась от многоуровневых мелодий и стала более жесткой, тяжелой и цикличной, сосредоточенной на ритме. В 1998 году с выпуском альбома группы X-dream — Radio, родилось новое направление, названное Minimal или Технотранс. Ключевыми фигурами этого направления стали S-range и Son-Kite.
Под влияние перемен попала и скандинавская транс-музыка. Одним из первых, пошедших по этому пути музыкантов стал Томас Балицки, известный более как Atmos. После чего люди заговорили о «Финском саунде», отличавшимся на тот момент темной атмосферой и очень тяжелым звучанием. В 2002 году в моду опять вернулись мелодичные звуки, но, все же, они уже были избавлены от «музыкальной суеты» 94-96 годов. Это направление получило название Full-on, сейчас оно является одним из наиболее популярных.
В случае с написанием транс-музыки, особое достижение было связано с началом использования цифровых носителей звукозаписи, ДАТ-лент и Мини-дисков, а также низкими ценами на цифровое студийное оборудование и разрешающей способностью мощных домашних компьютеров. Поскольку Транс музыка была на 99 % электронной, можно было создавать песни (или треки, как их принято называть) без тяжелого и дорогого аналогового аудио оборудования. Всю работу можно было сделать дома, на своем компьютере, оснащенным хорошим сэмплирующим программным обеспечением, имея пару синтезаторов и секвенсер, чтобы контролировать их работу, а потом записывать свои работы на ДАТы или мини-диски. Благодаря этому создание транс-музыки являлось (и является) доступным почти для каждого желающего и не требует вложения огромных сумм денег или поисков спонсорства больших звукозаписывающих компаний. Этот факт сделал транс действительно андерграундным музыкальным стилем. Это повлияло и на стоимость входных билетов на транс-вечеринки, что сделало транс доступным практически для любых социальных слоев. Начиная с 90-х годов, транс-движение стало ещё более андерграундным, что связано с действиями правоохранительных органов, основанных на связи музыки и стиля жизни транс-молодёжи с употреблением наркотических веществ. Периодически вечеринки сопровождаются рейдами представителей закона направленными на обнаружение наркотиков. Это часто сопровождается избиением людей, конфискацией оборудования, арестами организаторов и диджеев, отменой фестивалей и большими финансовыми потерями их организаторов. Однако это делает транс музыку только ещё более популярной и притягивает всё больше и больше фанатов GOA Trance музыки.
Отличительные черты стиля
Стиль транс, возможно, является наиболее неоднозначным жанром электронной музыки. Кратко он может быть определен как мелодичный более или менее свободный стиль музыки, на формирование и развитие которого оказали важнейшее влияние такие направления музыки как индастриал (newwave), электронное техно-диско из Детройта и психоделическая музыка семидесятых. Из-за огромного разнообразия направлений, выделившихся внутри данного стиля музыки, достаточно сложно выделить общие черты жанра. Однако следует заметить, что треки в этом стиле обычно характеризуются гипнотическими элементами (отсюда название — «транс») и качествами гимна. Исходя из этого, типичный трансовый трек может быть описан как состоящий из особой (часто цикличной) мелодической партии, расположенной над несложной бас-линией, простой ударной партии и, нескольких дополнительных звуковых элементов для образования структуры и ускорения.
Первые психоделик-транс треки появились из сочетания раннего Acid-хауса, самой странной и авангардной музыки со всего мира (особенно Индастриала) и классической индийской музыки (особенно в её тональном и мелодическом устройстве). В этой связи важно заметить, что Гоа-транс не является прямым потомком стиля транс, хотя их взаимное влияние и очевидно.
Можно определить несколько общих моментов характерных огромному количеству психеделик-транс треков. Однако только одних этих черт ещё не достаточно, чтобы идентифицировать музыкальное произведение как psytrance-трек.
Структура
Звуковое путешествие
Структура psytrance трека обычно отражает идею путешествия. Трек начинается легкими волнами звука, медленно нарастающими, с постоянным тембральным развитием и усилением. Периодически в этом потоке происходят перерывы, характеризующиеся минимальным количеством звуков и отсутствием бита, и нередко содержащие таинственные текстовые семплы (авторами, которых являются, к примеру, Тимоти Лири, Теренс Маккена, Карлос Кастанеда и др.) или звуковые вставки из фильмов (Звёздные Войны, Матрица, Стар-Трек, Страх и ненависть в Лас-Вегасе и т. п.). Продолжительность треков колеблется от 7 до 12 минут. На пятой или шестой минуте трек достигает кульминационного момента, и с этой точки «путешествия» начинается движение к концу, в обратном порядке отображающее развитие трека до момента кульминации.
Специфические психоделик-звуки
Ударный барабан TR 909
Как и во многих других стилях электронной танцевальной музыки, главным элементом является ударный (барабан). В Психеделик-трансе он является доминирующим. Используемые в этом отношении звуки главным образом создаются при помощи драм-машины Roland TR 909. Эта машина, выпущенная в 1984 году была последней драм-машиной фирмы Roland, соединяющей аналого-синтезированные звуки барабана. С её помощью было возможно синтезировать звук, используя ротационные кнопки, регулирующие различные параметры. Поскольку сейчас эти машины очень трудно приобрести, большинство транс-музыкантов используют в работе семплы (сохраненные готовые образцы), созданные на TR 909 или подобных старинных драм-машинах.
Acid-звуки : TB-303
Широко используемый на протяжении многих лет в хаусе и другой коммерческой танцевальной музыке, синтезатор Roland TB-303 имеет самое прямое отношение к созданию звуков-сигналов, сирен, хлюпаний и скрежетов, присущих современному психеделик-трансу. Сегодня эти звуки чаще всего получаются благодаря использованию засемплированных ресурсов, над которыми производятся манипуляции с помощью фильтров синтезатора. Таким образом, влияние TB-303 звучания до сих пор может быть услышано во многих Гоа-транс треках и композициях
Обработка звука
Для достижения психоделических характеристик, звуки подвергаются видоизменениям во всевозможных направлениях, даже более, чем в остальных жанрах электронной танцевальной музыки. Они подвергаются искажениям, фильтрации, гармонической фильтрационной чистке, хаотическим гармоническим чередованиям, отражению, созданию эха, различным эффектам замедления и др. Этот список можно продолжать очень долго, особенно в связи с появлением различных специальных компьютерных программ, предназначенных для работы в этой области.
Тональное и мелодическое устройство
Тональность
Высотная организация Гоа-транса является сосредоточенной вокруг одного тона. Эта идея соотносится (возможно, случайно) с модальной направленностью индийской классической музыки. Тем не менее, иногда встречается и понижение тональности.
Мелодика
В трансовых треках часто встречаются быстрые арпеджио из 16-32 нот. Мелодическое устройство часто принимает форму коротких повторяющихся фрагментов, со временем изменяющихся тембрально с помощью фильтра, например, для достижения более тихого или более высокочастотного звучания данного фрагмента.
Музыкальные инструменты
Инструменты, используемые гоа-транс музыкантами схожи с теми, которые используются музыкантами в других стилях электронной танцевальной музыки. Однако, некоторые из них являются особо признанными.
Среди синтезаторов наибольшее предпочтение отдается аналоговым (Roland TB-303, Syntechno TB-303, TBS-303, Roland SH-101) и виртуальным, поскольку они позволяют осуществлять включение фрагментов в реальном времени. Виртуальные синтезаторы — продукт компьютерной эры (один из наиболее популярных — Reactor).
Наиболее часто используемые секвенсеры являются компьютерными программами. Самыми распространенными из них являются Cubase (Steinberg), Cakewalk — для Windows и Logic (Emagic) — для Macintosh.
Кроме того, существуют программы, являющиеся по сути виртуальными студиями звукозаписи: Fruity Loops или Reason (Propellerheads), хотя они и признаются достаточно ограниченными для написания профессиональных Psytrance треков.
Комментарий музыканта. Алексей Ковалев (проект Transdriver, г. Москва): «На протяжении многих веков классическая музыка строилась на привязанности к нотам, она была тональной, всё было построено на мелодии, на изменении нот и сочетании различных инструментов. С появлением электронной музыки и синтезирования звука возникло совсем другое направление в творчестве, то есть появилась не только, скажем так, тональная музыка, но и, в большей степени, тембральная, музыка, построенная на изменении звучания самого инструмента. Это можно считать самым важным, что было достигнуто человечеством во второй половине XX века, если говорить о развитии музыкальной культуры в целом. Вероятно, в будущем сочетание нотной тональной музыки и тембральной будет прослеживаться и в классической музыке, но сейчас это используется только в электронном саунде. На мой взгляд, музыка транс очень технологична. Она идёт в ногу со временем, развиваясь с развитием техники. Здесь используются самые современные синтезаторы, самые современные аппараты для обработки звука. Звуки в сочетании со строго структурированным ритмом очень сильно воздействуют на психику человека, а настроение в музыке меняется за счёт изменения тембра.
Я считаю, что нельзя строго разделить транс-музыку и „нетранс-музыку“, скорее транс — это часть электронного техно, имеющая свои корни и пути развития. Она достаточно мелодична и не закована в строго-определённые рамки. Это открывает практически неограниченные творческие возможности, и, видимо, именно поэтому я и выбрал транс как поле своей деятельности».
Клубы и другие места сбора трансеров
Основным поводом встречи транс-молодёжи является, несомненно, музыка. Учитывая явную гетерогенность тусовки, можно смело заявить, что именно она объединяет всех этих людей вместе. Вследствие этого трансеры чаще всего собираются вместе именно на транс-вечеринках в клубах или на опенэирах. Но, здесь важно отметить то, что именно транс-вечеринки, а не клубы являются местом встречи транс-тусовки, так как очень часто мероприятия не привязаны к одному месту проведения, и трансеры «кочуют» из одного клуба в другой, следя за анонсами транс-парти, которые могут проводиться в совершенно не знакомом до этого клубе. Такая ситуация особенно преобладает в настоящем, в связи с отсутствием на сегодняшний день у тусовщиков своего транс-клуба.
С того момента, как музыка транс появилась в Москве, как это уже было освещено, различными промо-группами открываются транс-клубы, отличающиеся особым дизайном, главной идеей которого является создание «сказочно-таинственной» атмосферы мероприятий. Для реализации этих идей дизайнерами используются различные материалы, обладающие способностью светиться в свете ультрафиолетовых ламп.
Стены клубов, к примеру, сначала красились в чёрный цвет, а затем, флуоресцентными красками на них наносились красочные рисунки и узоры. Эти рисунки могли иметь разную тематику в зависимости от клубного помещения: при входе — одну, на танцполе — другую, в чиллауте — третью.
Росписи стен в стиле транс существовали до тех пор, пока существовали транс-клубы. Последним транс-клубом в Москве с таким декором стен был клуб Proton, находившийся по адресу ул. Академика Королева 13, рядом с телецентром и закончившим свою работу в середине 2001 года. В настоящее время вечеринки проводятся в совершенно разнообразных местах, из-за чего к каждой вечеринке готовится особый дизайн, который используется всего в течение одной ночи, а утром убирается, и клубу возвращается его постоянный вид.
Дизайн помещений для проведения транс-вечеринок является, пожалуй, наиболее изощренным и разнообразным. Если для проведения мероприятий в стиле других направлений электронной танцевальной музыки дизайн может не понадобиться вообще (для них достаточно дизайна самого клуба), то при проведении качественной транс-вечеринки без дополнительного декорирования пространства обойтись никак нельзя.
Это дополнительное декорирование производится группами psychedelic-дизайнеров, которые специально нанимаются системами-организаторами мероприятий за некоторые деньги. Для создания специальных fluoro-дизайнов они используют такие материалы как нитки-пряжи, материи, поролоны, пенопласты и др. Все эти материалы либо уже флуоресцентных цветов, либо красятся в них по ходу работы.
Дизайнерами создаются так называемые «фракталы»: сначала делается металлический каркас с дырочками, на который потом натягиваются флуоресцентные нитки, в результате чего «фрактал» приобретает форму, например, звезды, впоследствии ярко светящейся в ультрафиолете. Кроме металлических каркасов, нитки также натягивают на различные крючки, планки и т. п. вещи в интерьере самого клуба, за которые можно их зацепить, так, что пространство под потолком иллюзорно приобретает вид рассеченного пучками лазерных лучей разных цветов.
Кроме фракталов при дизайне транс-мероприятий на стены вешаются флуоресцентные полотна с фантастической тематикой и т. п. вещи и атрибуты, имеющие отношение к космосу, Индии и психеделик-культуре.
Кроме клубов, транс-вечерики, часто проводятся на свежем воздухе, чаще всего за городом, когда танцполом для трансеров становится какая-нибудь поляна в лесу. Естественно, это происходит исключительно в теплое время года. Дизайном для таких open air вечеринок является, прежде всего, сама природа, а именно таинственный ночной лес, в полнолуние, например, и разожженные в разных местах костры. Это придает вечеринке особую колдовскую атмосферу. Однако, такие мероприятия также не лишены флуоресцентных ламп, полотен и фракталов.
Все эти немыслимые декорации и фантастические дизайны, несомненно, не являются простым украшением вечеринок с целью придания им эстетического образа. Главной функциональной особенностью psychedelic-дизайна является его свойство принимать невероятно причудливые визуальные формы, для человека, находящегося под воздействием психеделических (галлюциногенных) веществ и, таким образом, в соединении с громкой транс-музыкой, воздействовать на психическое состояние человека.
Конечно, было бы странно, если бы трансеры встречались и общались только на вечеринках с громкой музыкой. Из-за особой добродушности и контактности многие трансеры на протяжении лет собираются в особые локальные группы, чаще всего не имеющие ярко выраженного лидера. Эти группы образуются прежде всего из-за общих интересов (например музыкальных, творческих или каких-либо иных), и не зависимо от вечеринок, собираются вместе в свободное время либо для творчества и реализации общих интересов, либо просто для отдыха и прослушивания музыки. Местом их встреч, прежде всего, конечно, являются собственно их квартиры. В летнее же время такие тусовки могут собираться и где-нибудь в городе. В Москве существует пара мест, где можно встретить целые группы транс-молодёжи, собирающиеся по вечерам, обменивающиеся своими впечатлениями, например о последней прошедшей вечеринке, и обсуждающие свои «проблемы». Одним из таких мест является так называемая «Театралка» — а именно небольшая территория около выхода из метро Площадь Революции, где ещё с очень давнего времени по вечерам собираются трансеры. Раньше «Театралка» была очень популярным местом сбора трансеров, которые собирались там каждый день независимо от времени года, теперь же их можно там встретить лишь летом, однако прежней регулярности этих встреч больше не наблюдается.
Другим местом, где до сих пор можно очень часто повстречать транс-молодёжь является м. Кузнецкий Мост, но, в отличие от «Театралки», молодёжь там никогда не собиралась и не собирается. Это просто место, достаточно часто посещаемое трансерами, видимо в связи с разнообразием различных этнических магазинов, вегетарианских ресторанов, и, прежде всего, с местонахождением там магазина транс-музыки, носящего название «Техно-павильон». Виртуальное общение происходит на нескольких форумах: aeroboard.ru, InTrance.ru, psytribe.ru, newmusic.ru, psytrance.ru, trance.myural.ru.
Наиболее распространенными темами транс-дизайнов являются: космические темы (например, изображения астероидов, летящих сквозь космос или планет с кратерами и фантастическими пейзажами), особое место также отводится теме фантастических и инопланетных существ, которые часто изображаются в связи с различными галлюциногенными растениями, чаще всего мухоморами (например, alien, спящий на мухоморе, или alien теперь уже съедающий мухомор, и даже мухомор, верхняя часть ножки которого представляет собой голову alien’a со светящимися флуоресцентно-зелеными глазами). Как ни странно, несмотря на всё обилие изображений мухомора в дизайнах транс-вечеринок, очень редко можно встретить трансера, вообще когда-либо употреблявшего этот гриб в качестве галлюциногенного средства.
Кроме космических тем, в дизайнах можно встретить также фантастические изображения природы (особенно растений) — очень популярна тема леса, все с теми же мухоморами, или пейзажи с изображениями псилоцибиновых грибов, цветов и луны.
Кроме того, немаловажное значение в трансовом дизайне играют восточные темы: индийская религия и мифология и китайская философия.
Особенно часто в художественных изображениях на транс вечеринках, в квартирах трансеров, в их одежде, на полотнах и т. п. можно встретить фигуру индуистского божества Шивы-Натараджи (Танцующий Шива). Скорее всего, транс-культура отдает предпочтение именно этому индийскому божеству в связи с тем, что мифически он исполняет космический танец созидания и разрушения, что как нельзя лучше перекликается идеологической и даже внешней стороной самой транс-культуры. Наверное, не будет преувеличением назвать Шиву-Натараджу одним из главных, если не самым главным символом транс-культуры. Изображение танцующего Шивы, служило, например, логотипом первой трансовой саунд системы — Aerodance Corporation, а слово Aerodance практически буквально означает «космический танец».
На втором месте по популярности среди транс-изображений из индийской мифологии находится образ Ганеши — сына Шивы, божества с человеческим телом и головой слона.
Кроме Шивы и Ганеши, встречаются изображения и других божеств индуистского пантеона — Вишну, Кали, Ханумана. Из Китайской философии трансерами позаимствовано изображение знака Инь-Ян, так же часто используемое в разного рода дизайнерских работах. Вторым главным символом-изображением, наряду с Шивой, является изображение индуистского символа-звука Аум (или Ом). Этот символ можно встретить не только в профессиональных дизайнерских проектах, но и в среде простых тусовщиков, которые могут изображать этот знак везде, где только возможно, начиная уличными стенами, заканчивая тыльной стороной компакт-дисков с транс-музыкой.
Также часто встречающимся среди трансовой атрибутики является знак Свастики, расцениваемый, безусловно, вне отношений данного древнего знака с фашистской символикой.
Кроме что-либо обозначающих дизайнов, особое место в декоративной атрибутике занимают векторные орнаментоподобные изображения. Все вышеописанные темы дизайнов используются не просто в качестве декоративных элементов. Все эти знаки, фигуры и изображения непосредственно являются главными атрибутами транс-культуры и используются трансерами во многих направлениях. Например, в обстановке их квартир часто встречаются индийские полотна с изображениями Ома, Шивы, Ганеши и т. п., статуэтки Шивы, Будды и др.
Другим часто встречающимся предметом их одежды является «кенгуруха» — теплая кофта на молнии с капюшоном, которая,является предметом одежды унисекс.
Кроме того, очень широко распространены различные кофты и майки с изображениями на них индийских божеств, и остальных перечисленных в предыдущем разделе атрибутов.
Нередко встречается различная этническая одежда и другая атрибутика, особенно украшения. В качестве нашейных украшений часто используются кулоны, например, в виде Ома, различные деревянные, чаще всего сандаловые-индийские или металлические-африканские, бусы. Также транс-молодёжь носит разного рода «феньки» и браслеты, и, опять же, в данном случае предпочтение отдается сделанным из дерева.
Одежда для вечеринок представляет собой тоже своеобразный элемент дизайна. Очень часто встречается одежда, выполненная в стиле psychedelic, и отличающаяся все теми же яркими флуоресцентными цветами рисунков, специальными геометрическими дизайнами для термопереноса, способными не только светиться в свете ультрафиолетовых ламп, но и отражать обычный свет, и другими декоративно-психоделическими атрибутами.
В мире существует немало профессиональных лейблов, занимающихся созданием транс-одежды. Известными российскими лейблами, работающими в данной области являются уже упоминавшаяся дизайн-группа Chill Out Planet и CHEELCUT fluro fashion dimension.
Кроме профессиональных, существует также немало других лейблов, занимающихся созданием психоделической одежды и работающих в домашних условиях. Одни из них, создают компьютерные дизайны, которые потом переносят на одежду в виде термопленки, другие шьют, а затем разрисовывают одежду, создавая эксклюзивные ручные работы.
В Москве также имеются магазины, занимающиеся продажей трансовой одежды и атрибутов. Наиболее известным и узкоспециализированным из них является магазин Uneroid, уже не менее 6 лет находящийся неподалеку от станции метро Сокол.
Если время окончания вечеринки может варьироваться в зависимости от многих факторов, время начала, все же всегда остается достаточно стабильным и приходится приблизительно на 23-24 часа. Несмотря на это, редко кто приходит на вечеринку к самому её началу — большинство людей предпочитает приходить в промежутке между 1:00 и 2:00 часами. Диджеями и музыкантами это время считается не самым лучшим для выступления, поэтому организаторам приходится четко планировать последовательность сетов: в начало вечеринки обычно ставятся менее популярные или начинающие диджеи и музыканты. К двум часам ночи, когда клуб чаще всего уже заполнен эстафета выступлений постепенно переходит к все более и более известным и профессиональным музыкантам. Список участников вечеринки называется «состав» («Line up»), а расписание выступлений по времени — «Time line».
На вечеринке одновременно могут работать от одного до трех танцполов и один чиллаут с медленной музыкой в стиле psychedelic ambient.
В отличие от многих других стилей танцевальной музыки, на транс-мероприятих «диджейка» всегда находится в центре одной из сторон танцпола, так что диджей всегда оказывается перед танцующими людьми на чём-то, вроде трибуны. И, как это ни странно, все люди танцуют, находясь при этом лицом к диджею (практически невозможно встретить человека, танцевавшего бы боком или, тем более, спиной к диджею), что говорит об особом, уважительном отношении к нему.
Кроме танцевальных и огненных шоу, на транс-вечеринках можно встретить и музыкальные выступления, связанные с игрой на живых инструментах, например барабанах. Как правило такие выступления происходят не на главной сцене, а в чиллауте. В дополнение к дизайну вечеринок, для придания дополнительного антуража, организаторами устанавливаются дым-машины, прожекторы, лазерные установки и другое оборудование. В упоминавшемся ранее клубе Proton, например, имелась машина, создающая искусственный снег, который потом кружил над танцполом.
Напоследок можно упомянуть здесь и запахи индийских благовоний, которые неизменно сопутствуют всем транс-мероприятим, да и всей транс-культуре в целом.
Искусство в рамках культуры
Как уже было замечено ранее, в рамках транс-культуры существует немало творческих сообществ, творящих для неё и зарабатывающих этим себе на жизнь. Чаще всего, люди начинают заниматься искусством, осознав, свою обособленность от остального общества, не желая работать так, как это делает большинство людей в мире. Эту, достаточно распространенную точку зрения трансеров уже можно было проследить в первой главе, где приведены цитаты транс-музыкантов относительно того, как изменилась их жизнь после того, как они оказались в культуре. Транс-культура становится для этих людей чем-то вроде второго дома, она же вдохновляет их в делах, она же кормит их. Так, творческая сторона оказывается одной из самых развитых в культуре.
Самыми распространенными видами искусства в транс-среде, несомненно, являются музыка, шоу и различные виды изобразительного искусства. Так как о музыке было уже немало сказано выше, следует подробнее остановиться на изобразительном искусстве.
Роспись по ткани — самый часто встречающийся тип. Художники рисуют так называемые «флюро-полотна» на различные темы, также уже описанные выше — в главе «Атрибутика транс-культуры». Готовые работы либо продаются частным лицам или промо-системам, либо сдаются их владельцами организаторам мероприятий на время их проведения. Кроме флюро-полотен эти люди могут также заниматься росписью помещений или рисовать картины в стиле psychedelic-арт. Другой тип изобразительного искусства связан с векторной компьютерной графикой. В транс-культуре существует немало web-дизайнеров или просто графиков, занимающихся созданием интернет-сайтов или других графических объектов. Этот вид деятельности немаловажен для организаторов вечеринок, которые в целях анонсирования своего мероприятия нанимают таких людей для создания «флаеров» — небольших карточек рекламного типа из достаточно плотной бумаги и имеющих декоративное оформление, на фоне которого размещается вся необходимая информация о предстоящем мероприятии.
Множество людей, отказавшись от карьеры в рамках общества, начинают заниматься искусством в рамках транс-культуры. Таким образом, культура сама себя кормит. Деньги, зарабатываемые таким путём, редко бывают большими, но те, кто именно так зарабатывает на жизнь, чаще всего достаточно спокойно относятся к деньгам. Таким образом, по их словам, они занимаются тем, чем им хотелось бы, при этом, не боясь умереть с голоду.
Все вышеописанное, особенно, касательно идеологической стороны, является в какой-то степени идеальной моделью и в реальности имеет достаточно много отклонений. Прежде всего, это связано с изменением культуры во времени, с появлением все новых людей, а с ними новых взглядов и идей. Идеальная модель в большей степени соответствует состоянию транс-культуры в недалеком прошлом, а истоками её и временем существования в чистом виде являются все те же 95-97 года.
Такую идеальную модель в настоящее время в чистом виде (в России) наблюдать невозможно, однако вышеописанная культура, все же продолжает жить во многих отдельных людях, поэтому считать её мертвой совершенно неверно. В последнее время наблюдается тенденция к разделению людей внутри транс-движения и к обособлению тех, кто в своем мировоззрении находится ближе к изначальной культуре от тех, кому по сути не важно, что транс имеет под собой более глубокие и высокие идеалы, чем просто танцы под наркотическим опьянением. Это обособление не является чем-то искусственно направленным, а происходит совершенно без какого-либо вмешательства извне. Сам процесс заключается в том, что с течением времени одна часть людей в основном оказывается на одних мероприятиях, а вторая — на других. Люди приходят, но, благодаря им культура не стоит на месте, она меняется. Изначальная культура преобразовывается, впитывая в себя новые, более актуальные элементы, избавляясь от устаревших и малопрактичных.
Психоделический транс, он же «пситранс», он же «псай-транс», он же «психоделик-транс» («сайкиделик-»), он же «псай» («сай-»), он же «пси», (англ. psychedelic trance, psytrance) — направление в электронной музыке, отделившееся от гоа-транса в середине 1990-х годов
Психодели́ческий фолк или псих-фолк — музыкальный жанр, сложившийся в 1960-е на стыке фолк-музыки и психоделического рока.
К психоделическому фолку относятся ранние работы Incredible String Band, T. Rex, Донована, Fairport Convention, Islaja, BOTOS