психо хичкок актеры и роли
«Psycho» Альфреда Хичкока
«Я твердо убежден, что атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами» Альфред Хичкок.
Фильм рассказывает о молодой девушке Мэрион Крейн (ее играет Джанет Ли), работающей секретарем в агентстве недвижимости. Она недовольна своими отношениями с разведенным мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами. И вот однажды, совершенно спонтанно, она похищает 40 тысяч долларов, доверенные ей начальником, и уезжает из города на своей машине, чтобы начать новую жизнь. Уставшая и измученная долгой поездкой, она сворачивает с дороги и останавливается в отдаленном мотеле Motel Bates, хозяином которого является молодой человек по имени Норман Бейтс (его играет Энтони Перкинс). В этом мотеле Мэрион оказывается единственным постояльцем. Здесь её поджидает страшное наказание.
Исполнители главных ролей: Энтони Перкинс и Джанет Ли
Мы не хотим чтобы вы обманули сами себя. Вы должны смотреть ПСИХО с самого начала. Поэтому не рассчитывайте попасть в зал после начала фильма. Ни для кого не будет сделано исключения: ни для брата управляющего кинотеатром, ни для Президента США, ни для Королевы Англии (Благослови её Господь!).
Владельцы кинозалов по-началу были против этой идеи, опасаясь финансовых потерь. Но Хичкок настаивал на своём. И оказался прав. Длинные очереди собирались у входов в кинотеатры. «Психо» получил признание критиков и коммерческий успех, что позволило в 1965 году произвести его повторный релиз.
Очереди в кинотеатр во время показа картины
Реакция зрителей на премьере фильма в 1960 года
Студия Хичкока Paramount Pictures была не в восторге от этого проекта и отказалась выделять бюджет на него. В 1960 году Хичкок мог снять фильм на цветную пленку, но он выбрал черно-белую, посчитав, что фильм и так получился достаточно кровавым. Плюс ко всему Хичкок хотел сэкономить на съемках, истратив на картину не более 1 миллиона долларов. В итоге бюджет триллера составил 800 тысяч долларов, а сборы от фильма около 40 миллионов долларов. Интересно, что в целях экономии, Хичкок пригласил на съемки «Психо» рабочую команду со своего сериала «Альфред Хичкок представляет», выходившем на телевидении с 1955 года.
Энтони Перкинс, Альфред Хичкок и Джанет Ли на съемочной площадке
Самыми дорогими в фильмы были декорации дома Бейтса, которые обошлись в 15 тысяч долларов и стали наиболее затратной частью реквизита для фильма, а так же знаменитая сцена убийства в дУше, на которой Хичкок решил не экономить и не прогадал! Изначально режиссер намеревался сделать сцену немой, но после того, как он прослушал музыкальную тему Бернарда Херрманна, он переменил свое решение. Для имитации крови на съемках использовали шоколадный сироп. Сама сцена длится всего 45 секунд, но для ее съемок использовалось почти 80 разных планов камеры и около 90 монтажных склеек. Съемки этой сцены длились целую неделю. Любопытно, что Энтони Перкинс, сыгравший роль Бейтса, в то время отсутствовал на съемочной площадке.
Дом Бейтса и мотель. Съемочный процесс
После выхода фильма из-за этой сцены разразился настоящий скандал. Многие критики умудрились разглядеть в ней обнаженную грудь актрисы Джанет Ли и подали протест в студию Paramount. Фильм был тщательно изучен и допущен к прокату. Позже в коллекционном издании фильма, актриса рассказала, что в сцене в душе в некоторых моментах и вовсе использовалась специальная кукла. По словам Джанет Ли, в других кадрах она даже не была обнажена, снимаясь в специальном костюме.
«Психо» стал последним фильмом Хичкока, поставленным для студии кинокомпании Paramount, в дальнейшем режиссер снимал фильмы на киностудии Universal.
Съемки картины заняли 36 дней с декабря 1959 по январь 1960 года. В это время Хичкок заболел и некоторое время не мог присутствовать на площадке. Без режиссера съемочная группа сняла эпизод, в которой детектив Арбогаст поднимается по лестнице в доме Бейтса. Когда Хичкок вернулся и увидел материал, он вежливо поблагодарил группу, и заявил, что материал придется переснимать.
Кадры из фильма
Кадр из рекламного ролика
Кадры из фильма
Энтони Перкинс и Альфред Хичкок на съемках
Актриса Джанет Ли за роль Мэрион Крейн получила премию «Золотой глобус» как лучшая актриса второго плана, и номинировалась на премию «Оскар». После фильма «Психо» Джанет снялась всего в 5 фильмах. Знаменитая Голливудская актриса Джейми Ли Кёртис является ее дочерью.
К одной их несправедливостей «Оскара» я бы отнесла тот факт, что Хичкоку так ни разу и не достался «Оскар» (хотя он был номинирован 5 раз как лучший режиссер за фильмы «Ребекка», «Спасательная шлюпка», «Завороженный», «Окно во двор», «Психо»), лишь в 1968 году он был награжден призом Ирвинга Талберга, присуждаемым продюсерам.
По воспоминаниям французского кинематографиста Франсуа Трюффо, Хичкок не был доволен ни одним фильмом, снятым после «Психо».
Фильму Альфреда Хичкока «Психо» исполнилось 60: как его снимали и что он значит для кинематографа
Ровно 60 лет назад в Лос-Анджелесе состоялся показ фильма «Психо». Это была насмешка Альфреда Хичкока над Голливудом, и в то же время глубоко авторский, новаторский проект, который изменил жанр хорроров и самих американцев. После «Психо» никто не чувствовал себя в безопасности в собственном доме! Но что удивительно, фильм хорошо сохранился даже сегодня — несмотря на более чем полувековую выдержку и жесткую экономию при съемках. И юбилей великой картины — хороший повод поговорить о ее значимости и вспомнить как же ее снимали.
Фильм снят по мотивам романа Роберта Блоха — убийца Норман Бейтс в ней был другим.
Одноименный роман, в первом русском переводе названный «Психопат», вышел в 1959 году. Хичкок узнал о нем из восторженных рецензий и немедленно купил права на экранизацию — анонимно и всего за девять тысяч долларов. Над сценарием фильма работал Джозеф Стефано, но он почти не тронул первоисточник. Позже Блох, не без восхищения, признает, что фильм соответствует его книге на девяносто процентов — а это, по его словам, большая редкость для Голливуда.
Главное отличие картины от первоисточника — внешность и поведение маньяка Нормана Бейтса. В книге ему за сорок, он толст и некрасив, а его маниакальные наклонности легко заметить в повседневной жизни. Неприятный тип, от которого хочется держаться подальше, на экране такой бы не сработал. В кино же Бейтс красив и молод — ему всего 25 лет, он застенчивый, но приятный собеседник, который почти не выдает свою гнилую натуру. Все это делает «голливудский» вариант Нормана еще более устрашающим, реалистичным, что тоже признал и сам Роберт Блох.
Роберт Блох написал два продолжения «Психо» — «Психо 2» и «Дом психопата», но их так и не экранизировали.
Образ Нормана Бейтса навеян реальным убийцей — Эдом Гином, но вышло это почти случайно.
Автор «Психо» Роберт Блох жилотносительно недалеко от фермы Эда Гина — примерно в шестидесяти километрах. Арест убийцы, разумеется, всколыхнул местную общественность и вдохновил Блоха на создание своего книжного маньяка — живущего по соседству затаившегося монстра. Однако подробностей по делу Гина Блох не знал и подробности биографии Нормана Бейтса, в том числе и его отношения с матерью, придумал сам. Позже, когда детали дела начали всплывать в газетах, и сам Блох удивлялся, насколько его Норман Бейтс оказался похож на Эда Гина.
Для хичкока «Психоз» был артхаусным экспериментом и денег на фильм почти не было.
Финансировала фильм Paramount, но особого энтузиазма по поводу «Психоза» боссы студии не испытывали. Для них происходящее больше походило на шутку (и правильно), ведь буквально только что, в 1959 году, Хичкок выпустил успешный, красивый, приключенческий фильм «К северу через северо-запад». А теперь взялся за какой-то мутный эксперимент.
«Я как-то снял фильм, очень провокационный — называется “Психо”. Этот фильм был шуткой, я ужаснулся, когда узнал, что некоторые воспринимают его всерьез. Я хотел, чтобы от этого фильма люди кричали, чтобы они почувствовали себя как на американских горках».
Для съемок «Психо» Хичкоку пришлось привлечь телевизионную команду с шоу «Альфред Хичкок представляет», потому что большее в рамки бюджета не влезало.
Вокруг «Психо» изначально сформировалась какая-то тоскливая атмосфера. Боссы Paramount были уверены в провале картины. С цензорами тоже пришлось побороться, были шансы, что фильм завернут из-за обнаженки и жестокости — фильм даже снимали так, чтобы при монтаже, в крайнем случае, можно было бы вырезать жестокие сцены. А потом «Психо» раскатали критики, называя фильм скучной поделкой, не достойной гения Хичкока. Однако в прокате он собрал 32 миллиона — это около трехсот миллионов по современному курсу. И уже через пару лет лента заслужила звание живой классики.
Сам же Хичкок хоть и называл «Психо» шуткой и провокацией, фильмом все же гордился и старался снять его как артхаусное кино — пробуя новые режиссерские приемы и поднимая уровень вовлеченности зрителя. Он очень волновался за возможные спойлеры, а потому скупал книги «Психо», чтобы как можно меньше людей знало повороты истории, и вырезал из копий сценария для актеров спойлерные моменты. Когда фильм вышел, Хичкок распорядился, чтобы кинотеатры не пускали опоздавших зрителей на сеанс. Он считал, что «Психо» можно смотреть только целиком — упустишь момент и магия уже не сработает.
«Психо» сняли всего за 36 дней — при этом неделя съемок ушла на то, чтобы как следует запечатлеть центральную сцену убийства.
Это была кульминация не только фильма, но и мастерства Хичкока как режиссера. Будучи в узких рамках цензуры, бюджета и технических ограничений, он хотел показать максимально реалистичную, по-настоящему пугающую сцену убийства. Хотел «сыграть на чувствах зрителя, как органе» — и ему это удалось. Но почему же это сцена так врезается в память?
Монохром позволил сохранить приемлемый уровень насилия при жутком реализме — в цвете этой сцены могло бы и не быть. А еще благодаря черно-белой пленке Хичкок смог сэкономить на спецэффектах и в качестве крови использовал шоколадный сироп.
«Психо» — это великое кино, которое став музейным экспонатом не перестало быть острым, все еще работающим развлечением. Фильм хорошо изучен и разобран по винтикам — эти подробные разборы не только с головой окунают в Голливуд 60-х, но и учат лучше понимать кино. Подробнее о фильме можно узнать из книги Alfred Hitchcock and the Making of Psycho, из байопика «Хичкок» 2012 года (его стоит смотреть хотя бы ради переснятой сцены в душе со Скарлетт Йоханссон), снятого по той же книге, и из документального фильма «78/52». Последний особенно интересен — документалка не только в деталях рассказывает о съемках «Психо», но и дает слово современным режиссерам и актерам, связанным с триллерами и хоррорами.
Если говорить о «Психо», как о голливудском продукте, то и тут все хорошо. Фильм получил телевизионный спин-офф и три неплохих продолжения (по крайней мере, это может сказать о второй части), пусть и не таких значимых, как оригинал. Снимал их, разумеется, уже не Хичкок. А в 2013 был запущен сериал «Мотель Бейтс», приквел «Психо», растянувшийся на пять сезонов.
«Психо». История создания и при чем тут птицы
Вот уже прошло целых 60 лет с момента выхода бессмертной классики – экранизации романа американского писателя Роберта Блоха «Психо» от культового Мастера ужасов – Альфреда Хичкока. Более того, на радость российским зрителям и поклонникам творчества Хичкока в частности, совсем недавно, 20 августа 2020 года, картина вышла впервые на российские экраны (по крайней мере, в тех регионах, где уже открыты кинотеатры в связи с ослаблением или отменой режима самоизоляции). И по такому случаю, мы предлагаем вам ознакомиться с историей создания легендарного триллера. Шурик, запускай свою машину времени!
Итак, для начала стоит уделить немного внимания самому маэстро Хичкоку. Режиссер, который снимал не просто триллеры. Практически все его картины пропитаны глубоким психологизмом и нестандартными техническими подходами в области кинопроизводства, чем он и привлёк постепенно к себе внимание многих влиятельных продюсеров и актеров того времени. Именно Сэр Альфред Джозеф Хичкок в первую очередь является объектом для подражания для таких современных мастеров киноискусства, как Брайан Де Пальма, Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Стивен Спилберг и других режиссеров. Многие кинопризведения этих постановщиков были вдохновлены творчеством колоритного британца, и они никогда этого не скрывали.
Ну а теперь перейдем, наконец, к началу производства ленты. Альфред Хичкок анонимно купил права на экранизацию книги у ее автора за девять тысяч долларов. Причем постановщик постарался выкупить все экземляры, чтобы как можно меньше зрителей узнали про концовку романа ранее, чем выйдет его экранизация. В основе сюжета этого психологического романа лежит реальная история известного маньяка Эда Гина, многие элементы которой были в точности описаны автором, особенно, взаимоотношения главного героя с матерью.
Решение сэра Хичкока снимать «Психо» на черно-белую пленку выглядело со стороны странным. Ведь режиссер к тому времени мог спокойно без всяких проблем позволить себе съемки и в цветном формате. Причин для этого было несколько: это и желание сэкономить на бюджете, который составил в итоге почти 807 тысяч долларов; это и нежелание постановщика делать фильм слишком кровавым; это и усталость Хичкока от съемок масштабных проектов со звездами в главных ролях; и, как позже он объяснил исполнителю главной роли Энтони Перкинсу, ему нравился фильм Анри-Жоржа Клузо «Дъяволицы». Кроме того, приняв во внимание, какую неплохую по тем временам кассу собирали черно-белые ленты категории «Б», Альфреду было интересно узнать, как много денег в прокате соберет его черно-белая лента, но уже категории «А».
Во время съемок и постпродакшена Хичкок прибегал к разным техническим ухищрениям. Самым характерным из них является сверхкороткий монтаж крупных и сверхкрупных планов, позволяющий лучше передать страх жертвы во время нападения.
На создание, казалось бы, простенькой, но знаменитой сцены убийства в душе ушел, оказывается, не один день, а целая неделя, а точнее, проходили они с 17 по 23 декабря 1959 года. Причем, сам Энтони Перкинс в съемках этой сцены даже не участвовал, т.к. он находился в то время в Нью-Йорке. Звук ножа, разрывающего человеческую плоть, воссоздали, разрезая дыню. А в качестве крови использовался… шоколадный сироп. Да, не томатный сок, не краска, а шоколадный сироп! Одна из прелестей съемок на черно-белую пленку в том, что можно позволить себе использовать вместо крови простой шоколадный сироп, и никто из зрителей об этом не догадается, если специально об этом не рассказать. А вишенкой на торте можно считать пронзительный звук скрипок, по которым резко водят смычками. Они не менее ярко, чем исполнительница главной роли Джанет Ли, подчеркивают ужас жертвы перед неминуемой и мучительной смертью. Всего же у этой сцены было около 90 склеек при монтаже.
Кстати, эта же сцена самым неожиданным образом оказала немаловажное влияние на всю дальнейшую фильмографию режиссера. После премьеры картины офтальмологи обратили внимание Хичкока на допущенную им ошибку – суженные зрачки покойницы. На самом же деле зрачки человека после смерти расширяются. Врачи посоветовали постановщику капать в глаза своим «будущим жертвам» раствор белладонны для нужного эффекта. Хичкок этим совету неизменно пользовался вплоть до своей смерти.
Говоря о музыке к фильму, написанной Бернардом Херрманом, который до этого уже сотрудничал с Хичкоком, она состоит исключительно из струнных партий. Режиссер был уверен, что именно эти музыкальные инструменты могут лучше всех передать ощущение постоянной тревоги и ожидания чего-то ужасного. Хичкок был настолько впечатлен работой композитора, что распорядился удвоить ему гонорар. Позже Хичкок скажет, что «33 процента эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке». Вполне справедливое замечание.
Альфред Хичкок был известен тем, что он традиционно принимал участие в своих картинах и в качестве актера. «Психо» также не стал исключением. Постановщика можно увидеть в ковбойской шляпе перед офисом Мэрион на седьмой минуте.
После выхода фильма многие эксперты и исследователи Хичкока обращали внимание на странный символизм, связанный с птицами. Это и начальная сцена, показанная с высоты птичьего полета, после чего мы видим название этого – Финикс, что отсылает нас к мифологической птице, возрождающейся из пепла после смерти. Фамилия главной героини Крейн переводится как «журавль». Главный герой Норман Бейтс увлекается таксидермией, однако набивает он опилками исключительно птиц. Весь его кабинет в мотеле завешен чучелами птиц, что приводит Мэрион в замешательство. Сам же Норман также сравнивает беглянку с птицей, как и свою мать. Его среднее имя Фрэнсис, переводится, как «покровитель птиц».
В фильме также есть, казалось бы, непримечательная, но важная деталь: когда Мэрион сперва носит белый бюстгальтер, а после кражи денег облачается в черный. Эта деталь подчеркивает, что за ангело-подобной внешностью Крейн скрывается хищная натура, пожелавшая сделать свою обыденную и скучную жизнь лучше, украв чужие 40 тысяч долларов. Кстати, такую же сумму в качестве гонорара Энтони Перкинс получил за свое участие в фильме. А картина, изображающая изнасилование, которую снимает Норман, lчтобы понаблюдать за раздевающейся Мэрион в номере мотеля. Вы же не думаете, что Хичкок просто использовал первую попавшуюся? Как можно было убедиться ранее, невозмутимый сэр Альфред никогда не оставлял что-то в своих произведениях просто так.
Когда съемки «Психо» подошли к концу, в стенах студии Paramount принялись монтировать первый трейлер, который должен был пробудить в потенциальном зрителе интерес к проекту. И они это сделали. Правда, это был совсем не простой трейлер. Не со стандартным набором интересных сцен, сведенных в 2-3 минуты. В нем мы видим… самого Альфреда Хичкока, который проводит для зрителей экскурс по мотелю и дому Бейстов и невозмутимо пересказывает, пусть и не весь сюжет, но очень важные детали, то есть, говоря современным языком, допускает «спойлеры». Хичкок как будто «троллит» зрителя, специально делает все так, чтобы оттолкнуть зрителя от просмотра его новой работы или испортить ему впечатления. И делает он это аж целых шесть минут!
Казалось бы, после такой «антирекламы», желание смотреть его новое кино должно пропасть бесследно, но результат оказывается иным. Любой зритель, кто еще по каким-то причинам не смотрел фильм, но увидел этот кажущийся на первый взгляд «пример того, как нельзя делать трейлер к фильму», подсознательно все равно захочет ознакомиться с самой картиной. Это настолько неправильно и в то же время настолько гениально, что только Хичкок мог себе позволить провернуть такую авантюру. Как бы выразился кинорежиссер Якин: «Замечательно! Поразительно! Гениально!»
Не пользовавшиеся таким же успехом у критиков и зрителей сиквелы не имели ничего общего с книжным продолжением Роберта Блоха, где автор в открытую высмеивает Голливуд и всю американскую киноиндустрию, что вполне естественно не понравилось руководству Paramount, посему уже во время производства второго фильма, который уже на раннем этапе не имел ничего общего со второй книгой, сотрудничество с писателем было прекращено. В 2013 году состоялась премьера сериала «Мотель Бейтсов», в котом снимались Вера Фармига и Фредди Хаймор. К слову, вполне достойный внимания приквел перенесенный в наши дни. Также, как и четвертый фильм, он представляет предысторию Нормана и его матери, только благодаря формату сериала делает это более развернуто и подробно. Всего вышло пять сезонов.
На этом наше путешествие подошло к концу. Надеемся, что вам понравился экскурс в прошлое и вы узнали об этой без преувеличения культовой классике хоррора много нового. Если у вас имеется возможность посмотреть «Психо» в кинотеатре вашего города, обязательно это сделайте. А иначе Норман зайдет к вам в душ, в женском платье и с ножом в руке.
Психо (1960)
Оглавление
участок
Марион борется с собой перед сном и подумывает вернуть украденные деньги. Кажется, что она находится в мире с собой, когда принимает душ. Там ее зверски зарезал фигура в женской одежде. Норман обнаруживает тело и встревожен поступком, очевидно совершенным его властной матерью. Он аккуратно удаляет все следы, укладывает труп и багаж Марион, включая украденные деньги, о которых он ничего не знает, в ее машину и сбрасывает их в болото за мотелем.
Подготовка к производству
сценарий
Также в фильме нет романа между Лилой Крейн и Сэмом Лумисом. Главная героиня книги Мэри Крейн была переименована в Мэрион Крейн после того, как было обнаружено, что в Фениксе действительно была Мэри Крейн. В целом, фильм Хичкока тесно связан с романом; вот самые важные отклонения:
В романе | В фильме |
---|---|
Первую жертву убийства зовут Мэри Крейн. | преобразован в «Мэрион Крэйн» |
«Норман Бейтс» описан как толстый и не очень красивый. | Представление Энтони Перкинса незаметным, но привлекательным |
Лила и Мэри так похожи, что их часто путают | только небольшое сходство с сестрами |
Роман начинает с спора между Норманом и его матерью. | Фильм начинается с ссоры между Сэмом и его невестой. |
Мэри несколько раз меняет транспорт, но в пути ее не трогают. | Марион проверяет полицейский; автомобиль меняется только один раз |
Норман ведет Мэри к себе домой на ужин | Норман ведет Мэрион к себе в офис на ужин. |
Мэри регистрируется под полностью вымышленным именем «Джейн Уилсон». | Марион создает свою фамилию после имени своего жениха. |
Норман дает Мэри комнату 6 | Норман дает Марион комнату 1 |
Мэри обезглавливают в душе | Марион ранена в душе |
«Милтон Арбогаст» убит бритвой у двери | Арбогаст умер от ножа мясника после падения с лестницы |
Лила находит серьгу Мэри в номере 6 мотеля. | Лила находит записку с почерком Марион в комнате 1 мотеля. |
Наполовину пьяный Норман признается Сэму, что эксгумировал и воскресил свою мать. | Это часть заключительных заявлений психиатра. |
Сэм берет интервью у психиатра, а затем объясняет Лиле (и читателю) предысторию болезни Нормана. | Психиатр объясняет Сэму, Лиле и полиции (и зрителю) предысторию болезни Нормана. |
Персонал и подготовка
За несколько недель до начала съемок помощник режиссера Хилтон Грин поехала в Аризону и сфотографировала несколько квартир и офисов недвижимости, которые позже должны были быть реконструированы в студии. Всего он посетил около 140 таких мест. В дизайне костюма Хелен Колвиг взяла за основу одежду молодой женщины из Феникса, которая была похожа на Джанет Ли. Большинство костюмов шили не по меркам. Оба должны способствовать подлинности фильма.
Общая оплата экипажа составила 62 тысячи долларов, что составляет около семи процентов бюджета.
оккупация
В отличие от более ранних проектов, Хичкок обошелся без громких имен, таких как Джеймс Стюарт или Грейс Келли, и вместо этого полагался на довольно малоизвестных актеров.
производство
Стрельба
В первый день съемок всей съемочной группе пришлось поклясться не говорить ни слова о конце фильма и никому об этом не говорить.
Другая съемочная группа в это же время повернула на шоссе 99 между Фресно и Бейкерсфилдом ( Калифорния ), где Мэрион бежала из Феникса. Ее встреча с полицейским была первой завершенной сценой в фильме.
Хичкок позволял своим актерам Ли и Перкинсу импровизировать при условии, что положение камеры не нужно было менять. Так, например, появилась привычка Нормана Бейтса жевать тыквенные семечки.
Во время съемок режиссер уже спрятал в гардеробе Джанет Ли несколько версий куклы-матери, чтобы проверить их реакцию. В конце концов он остановился на модели, которая издала самый громкий крик. Сам Ли также подозревал, что режиссер хотел использовать эти случайные потрясения, чтобы повысить качество и достоверность их изображения.
Съемки завершились 1 февраля 1960 года.
Сцена в душе
За прошедшие годы вокруг легендарной сцены сформировалось множество мифов и анекдотов, которые оказались ложными. Например, давно утверждалось, что Хичкок внезапно пролил ледяную воду на душ, чтобы крик Джанет Ли звучал как можно более реалистично. Еще один слух гласит, что Ли не знал ничего о ходе сцены до конца и был совершенно не готов.
В 1973 году Сол Басс утверждал, что он был единоличным ответственным за планирование сцены душа и даже руководил ею. Это заявление было отвергнуто несколькими членами экипажа, в том числе Хилтон Грин. Джанет Ли сказала: «Я была в душе семь дней, и вы можете мне поверить, что Альфред Хичкок был за камерой на каждом из двадцати дублей».
цензура
В США цензоров особенно обидел открытый туалет. Психо был первым американским фильмом, в котором можно было увидеть и услышать слив в туалете. Единственная причина, по которой сцена не была вырезана, состоит в том, что это важная часть сюжета (Лила и Сэм находят записку Мэрион в туалете). Использование слова трансвестит было разрешено только после того, как Джозеф Стефано доказал, что это медицинско-психологический термин.
С 8 октября 2020 года Psycho доступен в «неразрезанной» версии на DVD и Blu-ray на немецком языке.
Реклама
Большинство рекламных выступлений было сделано самим Хичкоком. Он даже запретил своим актерам давать интервью, опасаясь, что они раскроют конец фильма. Пробных показов не было, и критики увидели « Психо» только тогда, когда он официально открылся в кинотеатрах.
Чтобы зрители не пропустили начало фильма, многие кинотеатры через равные промежутки времени проводили в фойе своего рода обратный отсчет времени, который указывал на скорое начало представления. Плакат, на котором Хичкок указывает на свои часы, гласил:
«Необходимо, чтобы вы смотрели« Психо »с самого начала. Директору этого театра дано указание, рискуя своей жизнью, не допускать в театр никого после начала картины. Любые ложные попытки проникнуть через боковые двери, пожарные лестницы или вентиляционные шахты будут пресечены силой. Вся цель этой экстраординарной политики, конечно, состоит в том, чтобы помочь вам больше наслаждаться «Психом» ».
«Необходимо с самого начала посмотреть на« Психо ». Директору этого театра было приказано, угрожая его жизни, не допускать никого в зал после начала фильма. Несанкционированные попытки проникнуть через боковые двери, противопожарные двери или вентиляционные шахты будут преследоваться с применением насилия. Вся суть этих необычных указаний, конечно же, состоит в том, чтобы помочь вам получить больше удовольствия от «Психо» ».
Успех и влияние
«Психо» вышел в прокат в американских кинотеатрах 16 июня 1960 года, немецкая премьера состоялась 7 октября 1960 года. Критики изначально разделились. Многие смотрели на фильм негативно, осуждали его жестокость или оспаривали суждение Хичкока. Несколько представителей католической церкви призвали запретить фильм, а некоторые психиатры предостерегли от посещения кино. New York Daily News, с другой стороны, подчеркнул достижения Джанет Ли и Энтони Перкинс и описал его выступление лучшим в его карьере. Газета Village Voice также отдала должное фильму и поставила его в один ряд с крупнейшими европейскими постановками того времени.
Вслед за « Психом» Хичкок хотел снять фильм («Слепой»), в котором ключевые сцены происходят в Диснейленде. Однако Уолт Дисней отказался дать согласие на это, так как он нашел психо отталкивающим и неприятным. По этой же причине фильм так и не появился.
Ссылки в поп-культуре
Многие мотивы, цитаты и персонажи фильма, такие как « Психо- дом», имя Нормана Бейтса и, конечно же, сцена в душе, стали общеизвестными и хорошо известны многим людям.
Психо вдохновляло на многочисленные подражания; многие режиссеры отдали должное работе в собственных фильмах. Убийство в душе часто цитируется и пародируется по сей день.
Следующий список представляет собой небольшую подборку фильмов и музыкальных произведений, посвященных Психо :
Стилистические приемы и символы
Центральные мотивы включают тени (угрозы), зеркала (раздвоение личности, самосознание) и цвета. В первой сцене бюстгальтер и сумочка Марион белые, что выражает ее чистоту, невинность и «ангельский характер» (Хичкок). После кражи денег своего босса бюстгальтер и сумка черные.
Кажется, что все участники фильма что-то скрывают, скрывают или скрывают: отношения (Мэрион и Сэм), обезболивающие (коллега Марион по работе), виски (босс Мэрион), деньги (Мэрион) или его мать (Норман Бейтс).
Важным аспектом фильма является вуайеризм как зрителей, так и персонажей. Психо начинает с того, что смотрит в окно спальни. Норман Бейтс позже наблюдает за Марион через скрытый глазок в стене. После убийства в душе камера бесцельно скользит по комнате, как будто это человеческий глаз, и в конце концов застревает на свертке с деньгами на прикроватной тумбочке. Но показано не все: не показано содержание безымянной книги, на которую с тревогой смотрит Лила Крейн.
Камея
Хичкок счел особенно необходимым в « Психе» поставить свою камео в самом начале фильма, так как аудиторию не следует отвлекать от фактического сюжета. К тому же Хичкок проявил себя в не особо значимой сцене, что тоже ценил. Вы можете увидеть его стоящим перед офисом Мэрион Крейн примерно через семь минут после начала фильма, в ковбойской шляпе и спиной к камере.
Обзоры и комментарии
Награды
Джанет Ли была удостоена Золотого глобуса за лучшую женскую роль второго плана.
Альфред Хичкок получил номинацию Гильдии режиссеров Америки за лучшую режиссуру. Писатель Джозеф Стефано был номинирован Гильдией писателей Америки за лучший сценарий.
Психо выиграл премию Эдгара Аллана По за лучший фильм.
Он фигурирует в следующих списках Американского института кино :
В 2007 году пользователи The Internet Movie Database также признали « Психо» лучшим фильмом ужасов всех времен.
Сиквелы, сериалы и римейки
У фильма было три продолжения, ни одно из которых не соответствовало популярности и качеству оригинала: