психо актеры и роли 1960

Игра на зрителях, как на органе: почему фильм Хичкока «Психо» стал культовым

Шестьдесят лет назад, 16 июня 1960 года, в США прошла премьера культового детективного триллера Альфреда Хичкока «Психо». Картина стала экранизацией одноимённого романа Роберта Блоха (в основу книги, в свою очередь, легла история американского маньяка и некрофила Эда Гина). Роли в ленте исполнили Энтони Перкинс, Джон Гэвин, Вера Майлз и Джанет Ли.

По сюжету героиня Джанет Ли, Мэрион, похищает крупную сумму денег и уезжает из города в надежде начать новую жизнь. После долгой дороги она останавливается в мотеле Нормана Бейтса (Энтони Перкинс). Мужчине нравится постоялица, однако его, как утверждает сам герой, нездоровая мать настроена против этих отношений. Вечером она приходит в номер Мэрион и убивает её. Расследованием преступления займутся частный детектив, а также возлюбленный и сестра погибшей.

Книга, фильм и хитрости Хичкока

Главный герой фильма визуально заметно отличается от персонажа книги. Роберт Блох описывает Нормана как страдающего от лишнего веса непривлекательного мужчину средних лет. У Хичкока же он — молодой и симпатичный. Режиссёр был уверен, что финал картины произведёт более яркое впечатление, если сделать главного героя простым парнем, которого изначально сложно заподозрить в чём-то ужасном.

К слову, в фильме не показаны многие детали убийств: они слишком отвратительны для изображения на экране. Хичкок отмечал, что в таких случаях следует оставлять свободу воображению.

Хичкок подогревал интерес к фильму, постоянно распространяя слухи о том, кто сыграет мать Нормана — миссис Бейтс. В числе кандидаток на эту роль якобы были Джудит Андерсон («Ребекка») и Хелен Хейс («Аэропорт»). Многие пожилые актрисы писали режиссёру письма с просьбой выбрать их.

Также Хичкок настаивал, чтобы в кинозал никого не пускали после начала сеанса (в те годы зрители могли приехать в кинотеатр в любой момент и начать просмотр фильма с середины, а потом остаться на следующий сеанс и увидеть, что пропустили). Режиссёр не хотел, чтобы вошедшие во второй половине сеанса зрители задавались вопросом, где же Джанет Ли, ведь она была самой известной из актёрского состава.

Естественно, заигрывание Хичкока со зрителями не ограничилось лишь организационными моментами. Фильм «Психо» построен по очень интересной схеме, которая сперва помогает настроить аудиторию на определённые ожидания, а затем — полностью их разрушить. Режиссёр отмечал, что он направлял зрителей, играл на них, как на органе, и эта игра была очень захватывающей.

Сироп вместо крови

Хотя «Психо» снимался, когда технические возможности позволяли работать с цветом, Альфред Хичкок решил сделать фильм чёрно-белым. Во-первых, режиссёр полагал, что в цвете картина получится слишком кровавой. Во-вторых, он хотел сделать качественную и недорогую картину.

Помимо низкой стоимости, чёрно-белая съёмка оказалась более удобной, потому что в качестве крови Хичкок смог использовать шоколадный сироп.

Внимание режиссёра к неочевидным деталям можно отметить во многих сценах. Так, в одном из эпизодов Норман понимает, что произошло убийство, и истерически кричит на мать. Чтобы герой казался ещё моложе и невиннее, Хичкок именно в этой сцене заставил звукорежиссёров убрать басы из голоса Энтони Перкинса, чтобы тот кричал, как испуганный подросток.

Сцена с Джанет Ли в душе стала одной из самых знаковых и запоминающихся не только в «Психо», но и во всей истории кино. Работая над этим эпизодом, создатели столкнулись с целым рядом трудностей. К примеру, наготу Джанет Ли нужно было показать так, чтобы не разгневать комитет по цензуре.

На съёмки сцены продолжительностью 45 секунд ушло семь дней, запись велась с 70 камер одновременно. В итоге эпизод получился крайне убедительным и страшным. И, что примечательно, не только для зрителя: сама Джанет Ли после этого боялась принимать душ.

«Я перестала принимать душ — теперь я принимаю только ванну. А если я останавливаюсь где-то, где есть только душевая, я проверяю, чтобы окна и двери были заперты. Ещё я оставляю открытыми дверь в ванную комнату и шторку. Я всё время слежу за дверью — независимо от того, куда направлен душ», — цитирует актрису интернет-портал Woman’s World.

Говоря о «Психо», нельзя не упомянуть музыкальное сопровождение. Композитор Бернард Херрманн отдал предпочтение струнной музыке, и Хичкок был очень доволен результатом. Режиссёр признал, что своим успехом фильм на треть обязан именно композитору.

Съёмки «Психо» в основном проходили в Калифорнии в стенах Revue Studios, известной сегодня как Universal Television. Там компания Paramount Pictures арендовала участок для производства картины Хичкока.

Сегодня знаменитый особняк Нормана Бейтса можно увидеть в тематическом парке Universal Studios Hollywood. Здание построено в стиле так называемой калифорнийской готики, распространённой на севере штата, где и разворачиваются события картины. А открывающую фильм сцену снимали в Финиксе, Аризона.

«Картина в духе театра «Гран-Гиньоль»

Первая реакция на «Психо» в 1960 году была неоднозначной. Некоторые критики называли приёмы Хичкока несерьёзными, а фильм — жалким.

«Столь медленное нагнетание Хичкоком тревоги до внезапного потрясения — это старомодный мелодраматизм, который, впрочем, действует наверняка, но лишь до тех пор, пока пару человек зверски не зарежут и не будет раскрыта тайна дома со страшным обитателем», — писал Босли Краузер для New York Times.

«Хуже, чем самый жалкий стриптиз, который я когда-либо видел», — возмущался Джимпсон Хармон из Evening Standard.

Сам Хичкок полагал, что его картину неправильно поняли, поскольку он задумывал её как комедию.

«Предполагалось, что на «Психо» люди будут кричать, визжать и так далее. Но не больше, чем на американских горках. Так что главное — не переусердствовать, ведь надо, чтобы они выходили, хихикая от удовольствия», — подчеркнул режиссёр.

Как бы то ни было, со временем мнения рецензентов изменились в лучшую сторону.

«Несомненно, не нуждается в представлении лучший фильм Хичкока — прекрасно исполненная картина в духе театра «Гран-Гиньоль» (театр ужасов в Париже, закрылся в 1963 году. — RT). Псевдофрейдистская разгадка в конце фильма — полная чушь, но реальные признаки раздвоения личности переданы эффектными и сложными визуальными образами. Настоящий шедевр, как ни крути», — писал Джефф Эндрю для Time Out Film Guide.

«Вероятно, это самый зрелищный и кинематографичный его фильм», — отмечал режиссёр, сценарист и кинокритик Питер Богданович.

Картина «Психо» была удостоена ряда наград. В их числе «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана (Джанет Ли), премия Эдгара Аллана По, премия Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Также лента была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, режиссуру, работу оператора и художника.

Невозможно переоценить вклад, который фильм Альфреда Хичкока «Психо» внёс в киноискусство. Как писал обозреватель Village Voice Эндрю Саррис, любой проницательный кинозритель должен посмотреть «Психо» как минимум трижды: впервые — чтобы ощутить все те эмоции, которые пытался донести Хичкок; во второй раз — чтобы насладиться мрачной комедией; в третий — рассмотреть все скрытые символы.

В «Психо» Хичкок не только демонстрировал на тот момент новаторские приёмы, помогающие манипулировать зрителем, и показывал вещи, которые до него режиссёры старались обходить стороной, но и одним из первых стал говорить о психологии, тем самым полностью изменив представление зрителей о триллерах и фильмах ужасов. Теперь Хичкока считают мастером саспенса, а практически любой психологический триллер называют хичкоковским.

Режиссёр вывел жанр на принципиально новый уровень: он продемонстрировал на экране не только сложные сюжеты и тонкий чёрный юмор, но и качественную постановку, возможную благодаря сложным техническим решениям, живописным локациям и участию звёзд.

Старый особняк Бейтса сегодня — популярная достопримечательность Голливуда. В магазинах после выхода картины появились канцелярские товары, футболки, шторы для душа с изображением силуэта убийцы и другие сувениры с отсылками к фильму. Лента получила несколько сиквелов, ремейков и спин-оффов, а некоторые современные режиссёры и по сей день вдохновляются творчеством режиссёра и делают оммажи Хичкоку. Эпизод в душе, к примеру, был воссоздан в одной из серий анимационного сериала «Симпсоны». Эту сцену нередко называют одной из наиболее страшных за всю историю кино, а сам «Психо» регулярно попадает в рейтинги лучших фильмов по версии различных изданий.

Источник

Фильм «Психо»: 13 пугающих фактов (6 фото + 1 видео)

Камео под заказ

психо актеры и роли 1960

Удивительные удобства

психо актеры и роли 1960

Хичкок финансировал кинофильм

психо актеры и роли 1960

Идея нового проекта, попросту говоря, напугала руководителей студии «Парамаунт», так что Хичкоку ничего не оставалось, как полностью профинансировать «Психо». Ему пришлось отказаться от довольно значительного режиссерского гонорара в обмен на 60% прав на киноленту. В киностудии «Парамаунт», вероятно, не раз пожалели о таком решении, ведь фильм собрал 32 миллиона долларов в прокате, что по теперешним меркам равно около 270 миллионов, учитывая инфляцию.

Хичкок купил права на экранизацию романа Роберта Блоха за девять тысяч долларов. Свое решение он принял, основываясь лишь на позитивной рецензии в газете «Нью-Йорк таймс». Торги происходили анонимно, чтобы сохранить съемки фильма в секрете как можно дольше

Осторожно, спойлеры!

психо актеры и роли 1960

Многие сюжетные ходы «Психо» стали известны еще за несколько месяцев до выхода картины в свет. Режиссер старательно засекречивал все подробности, однако журналу «Variety» удалось узнать многие пикантные детали. Скажем так, в век социальных медиа вы бы узнали какая концовка у «Психо» еще до просмотра.

Сначала на Мэрион белый лифчик, потому что она чиста и невинна. Однако, после того как героиня украла деньги, на ней уже черный бюстгальтер, чтобы подчеркнуть пробуждение ее темной сущности. Искусный ход, вам так не кажется?

Кинолента стала самым успешным детищем Хичкока

Психологический хоррор собрал 32 миллиона долларов в прокате. Еще одним большим успехом стал его детективный кинофильм «Окно во двор» (1954), который собрал приблизительно 27,5 миллиона. Нельзя обойти вниманием и его шпионский триллер «Дурная слава» (1946), который собрал лишь на 3 миллиона меньше.

«Психо» стал последней лентой, за которую Хичкока номинировали на «Оскар» как лучшего режиссера. Поразительно, но один из величайших режиссеров своего времени (впрочем, насчет этого утверждения и по сей день не утихают споры), никогда не выигрывал «Оскар» за режиссуру. Да, в это даже сложно поверить.

психо актеры и роли 1960

Джанет Ли на взводе

Альфред Хичкок на протяжении всех съемок держал Джанет Ли на грани истерики. Злокозненный режиссер зашел так далеко, что прятал страшненькие копии куклы «Мама» в ее гардеробе. Он даже специально пугал ее во время перерывов в съемках.

3-х минутная сцена, которую можно описать как самую известную в истории кинематографа, снималась неправдоподобно долго. Весь процесс занял аж семь дней, камера снимала с 77 углов, и было сделано 50 дублей того, как вода вытекала в сливное отверстие.

психо актеры и роли 1960

Первоначально задумывалось, что сцена в ванной комнате будет без музыкального сопровождения, но композитор Бернард Херрманн настоял, чтобы Хичкок послушал его произведение. Режиссеру так понравился ставший впоследствии известным скрежет, что он незамедлительно добавил его в сцену и повысил зарплату Херрманна.

Убийство в душе стало классической сценой монтажа, которую изучают чаще всего.

Хичкок снял «Психо» из-за сцены в душе

Режиссера впечатлила сцена в душе. Когда его спросили, почему он решил снять фильм «Психо», режиссер Альфред Хичкок ответил: «Я думаю из-за убийства в ванной, когда этого никто не ожидает, я хотел рассказать об этом». Весь остальной роман он, скорее всего, счел довольно скучным.

Источник

РежиссерАльфред ХичкокСценарий отДжозеф СтефаноНа основеPsycho
от Роберта БлохаПроизведеноАльфред ХичкокВ главной роли109 минутСтранаСоединенные ШтатыЯзыканглийскийБюджет806 947 долл. СШАТеатральная касса50 миллионов долларов

СОДЕРЖАНИЕ

участок

Марион останавливается на ночлег в мотеле Bates, расположенном рядом с главной автомагистралью. Владелец Норман Бейтс спускается из большого дома на вершине холма с видом на мотель, регистрирует Мэрион под вымышленным именем, которое она использует, и приглашает ее пообедать с ним. Вернувшись в свой дом, Норман спорит со своей матерью, подслушанную Марион, о присутствии Мэрион. Норман возвращается с легким ужином и приносит свои извинения за всплески матери. Норман обсуждает свое хобби в качестве таксидермиста, «болезнь» своей матери и то, что у людей есть «личная ловушка», из которой они хотят сбежать. Сожалея о своем преступлении, Мэрион решает утром вернуться в Феникс и вернуть украденные деньги, спрятанные в газете. Когда Марион принимает душ, появляется темная фигура, закалывает ее и уходит. Вскоре после этого из дома доносится мучительный голос Нормана, кричащий: «Мать! О, Боже, Мать! Кровь! Кровь!» Норман убирает место убийства, кладет тело Марион, ее вещи и спрятанные деньги в ее машину и топит в болоте возле мотеля.

Сестра Марион, Лила, прибывает в Фэйрвейл неделю спустя, рассказывает Сэму о краже и требует знать ее местонахождение. Он отрицает, что знает что-либо о ее исчезновении. К ним подходит частный детектив по имени Арбогаст и сообщает, что его наняли для получения денег. Арбогаст узнает, что Мэрион ночевала в мотеле Бейтса. Он спрашивает Нормана, чья нервозность и непоследовательность вызывают подозрения Арбогаста. Когда Норман подразумевает, что Мэрион говорила с его матерью, Арбогаст просит поговорить с ней, но Норман отказывается. Арбогаст сообщает Сэму и Лиле о своих выводах и обещает снова позвонить через час. Когда он входит в дом Бейтсов в поисках матери Нормана, фигура, напоминающая пожилую женщину, выходит из спальни и закалывает его до смерти.

Бросать

психо актеры и роли 1960

Производство

Разработка

психо актеры и роли 1960

Сценарий

Подготовка к производству

Благодаря своей репутации, Хичкок нанял Ли за четверть ее обычного гонорара, заплатив всего 25000 долларов (в книге Хичкока / Трюффо 1967 года Хичкок сказал, что Ли задолжала Paramount один последний фильм по ее семилетнему контракту, который она подписала. 1953). Его первый выбор, Ли согласился после того, как только прочитал роман и не спросил о ее зарплате. Ее партнер по фильму Энтони Перкинс согласился на 40 000 долларов. Обе звезды были опытными и проверенными кассовыми розыгрышами.

Съемки фильма

По словам Хичкока, серия кадров, в которых Арбогаст поднимается по лестнице в доме Бейтсов до того, как его зарезают, была сделана помощником режиссера Хилтоном А. Грин, работающим с рисунками художника-раскадровщика Сола Басса только в то время, когда Хичкок был выведен из строя из-за простуды. Однако, просмотрев ежедневные кадры, Хичкок был вынужден отказаться от них. Он утверждал, что они «бесполезны», потому что изображают не «невинного человека, а зловещего человека, поднимающегося по этой лестнице». Позже Хичкок переснял сцену, хотя небольшая часть отснятого материала попала в фильм. Съемка убийства Арбогаста оказалась проблематичной из-за угла наклона камеры, необходимого для того, чтобы скрыть поворот фильма. Дорожку для камеры, построенную на шкивах рядом с лестницей, вместе с устройством в виде кресла необходимо было сконструировать и тщательно протестировать в течение нескольких недель.

Сцена в душе

психо актеры и роли 1960

Чтобы сделать снимок душевой лейки прямо, камера должна была быть оснащена длинным объективом. Внутренние отверстия на насадке для душа были заблокированы, и камера была размещена на достаточном расстоянии, чтобы вода, хотя и была направлена ​​прямо на линзу, на самом деле текла вокруг и мимо нее.

Как известно, нельзя было взять камеру и просто показать обнаженную женщину, это нужно было делать импрессионистически. Итак, это было сделано с помощью маленьких кусочков пленки, головы, ног, руки и т. Д. В этой сцене было 78 фрагментов пленки примерно за 45 секунд.

Комментаторы, такие как Стивен Ребелло и Билл Крон, выступали за вклад Басса в сцену в качестве визуального консультанта и художника по раскадровке. Наряду с оформлением начальных титров, Басс в титрах назван «Консультантом по рисованию». Во время интервью Хичкока в 1967 году Франсуа Трюффо спросил о степени вклада Басса, на что Хичкок ответил, что в дополнение к названиям, Басс предоставил раскадровки для убийства Арбогаста (которое, как он утверждал, отклонил), но не упомянул об этом. Bass предоставляет раскадровки для сцены душа.

Перед постановкой Ли и Хичкок полностью обсудили, что означает эта сцена:

Марион решила вернуться в Феникс, очиститься и взять на себя последствия, поэтому, когда она ступила в ванну, казалось, будто она ступила в воды крещения. Брызги, обрушившиеся на нее, очищали скверну из ее разума, изгоняли зло из ее души. Она снова была подобна девственнице, умиротворенной и умиротворенной.

Саундтрек

Ходили слухи, что Херрманн использовал электронные средства, в том числе усиленный крик птиц, чтобы добиться шокирующего эффекта музыки в сцене душа. Эффект был достигнут, однако, только скрипками в «пронзительном, пронзительном звуке необычайной жестокости». Единственное использованное электронное усиление заключалось в размещении микрофонов рядом с инструментами, чтобы получить более резкий звук. Помимо эмоционального воздействия, реплика сцены душа связывает саундтрек с птицами. Ассоциация музыки сцены душа с птицами также телеграфирует аудитории, что это Норман, коллекционер чучел птиц, является убийцей, а не его матерью.

В честь пятидесятой годовщины Psycho в июле 2010 года Симфонический оркестр Сан-Франциско получил копию фильма с удаленным саундтреком и спроецировал его на большой экран в Симфоническом зале Дэвиса, в то время как оркестр исполнял музыку вживую. Ранее он также был смонтирован Сиэтлским симфоническим оркестром в октябре 2009 года, выступая в Benaroya Hall два вечера подряд.

Записи

Выпущено несколько компакт-дисков с музыкой к фильму, в том числе:

Цензура и табу

психо актеры и роли 1960

Еще одна причина для беспокойства цензоров заключалась в том, что Мэрион была показана спускающей воду в унитазе, и его содержимое (разорванная бумага для заметок) было полностью видно. В то время в американских фильмах и на телевидении не появлялось никаких сливных туалетов.

Выпускать

Фильм был выпущен 16 июня 1960 года в театрах DeMille и Baronet Theater в Нью-Йорке. Это был первый фильм, проданный в США на том основании, что никто не будет допущен в кинотеатр после того, как фильм начнется.

Политика Хичкока о недопустимости позднего поступления в фильм была необычной для того времени. Это не было полностью оригинальной рекламной стратегией, поскольку Крузо сделал то же самое во Франции для Les Diabolique (1955). Хичкок считал, что люди, которые опаздывают в театр и поэтому никогда не видели звездную актрису Джанет Ли, будут чувствовать себя обманутыми. Поначалу владельцы театра воспротивились этой идее, думая, что потеряют бизнес. Однако после первого дня владельцы наслаждались длинными очередями в ожидании фильма. Незадолго до выхода « Психо» Хичкок пообещал снять фильм в « дьявольской манере».

Продвижение

Хичкок продвигал сам, запрещая Ли и Перкинсу давать обычные интервью на телевидении, радио и в печати, опасаясь, что они раскроют заговор. Даже критикам не давали закрытых показов, им приходилось смотреть фильм с широкой публикой, что могло повлиять на их отзывы.

психо актеры и роли 1960

Рейтинг

Переиздание

В 1969 году фильм получил очередное успешное театральное переиздание.

Фильм был повторно выпущен в кинотеатры 20 и 23 сентября 2015 года в рамках серии «TCM Presents», созданной Turner Classic Movies и Fathom Events.

Телевидение

Вскоре после этого Paramount включила фильм в свой первый синдицированный пакет фильмов после 1950 года «Портфолио I». WABC-TV в Нью-Йорке была первой станцией в стране, которая транслировала Psycho (некоторые сцены были значительно отредактированы) в ночном сериале фильмов The Best of Broadway 24 июня 1967 года.

В 1970 году фильм, наконец, попал в широкую телетрансляцию в одном из синдицированных программных пакетов Universal для местных станций. В этом формате Psycho транслировался в течение 20 лет, затем был сдан в аренду на два года, прежде чем вернуться в синдикацию как часть «Списка». пакета «Lifetime».

Домашние СМИ

Для выпуска DVD Лоран Бузеро снял документальный фильм о производстве и приеме фильма. 9 августа 2010 года Universal выпустила юбилейное издание на Blu-ray в Великобритании, а Австралия выпустила такое же издание (с другой обложкой) 1 сентября 2010 года. В ознаменование 50-летия фильма был выпущен диск Blu-ray. in the US был выпущен 19 октября 2010 года с еще одной кавер-версией. Фильм также включен в два разных бокс-сета Альфреда Хичкока Blu-ray от Universal.

8 сентября 2020 года фильм был выпущен на 4K UHD Blu-Ray как часть Коллекции классических фильмов Альфреда Хичкока вместе с отдельным выпуском Blu-Ray «60-летия». Этот релиз включает расширенные кадры из немецкого релиза, благодаря чему эти сцены впервые были представлены американской публике, как задумал Хичкок.

Прием

психо актеры и роли 1960

Что делает «Психо» бессмертным, когда так много фильмов уже полузабыто, когда мы покидаем театр, так это то, что он напрямую связан с нашими страхами: нашими страхами, что мы можем импульсивно совершить преступление, нашими страхами перед полицией, нашими страхами перед стать жертвой сумасшедшего, и, конечно же, наши страхи разочаровать наших матерей.

Темы и стиль

Подрыв романтики через иронию

Мотивы

В фильме часто присутствуют тени, зеркала, окна и, в меньшей степени, вода. Тени присутствуют в первой сцене, где жалюзи создают препятствия на Мэрион и Сэме, когда они выглядывают из окна. Тени чучел птиц нависают над Марион, пока она ест, а мать Нормана до самого конца остается в тени. Более тонко, подсветка превращает грабли в хозяйственном магазине в когти над головой Лилы.

В зеркалах отражается Марион, когда она собирает вещи, ее глаза, когда она проверяет зеркало заднего вида, ее лицо в солнцезащитных очках полицейского и ее руки, когда она считает деньги в туалете автосалона. Окно мотеля служит зеркалом, отражая Мэрион и Нормана вместе. Хичкок стреляет через лобовое стекло Марион и телефонную будку, когда Арбогаст звонит Сэму и Лиле. Сильный ливень можно рассматривать как предвестник ливня, а его прекращение можно рассматривать как символ того, что Марион решила вернуться в Феникс.

Психоаналитическая интерпретация

Похвалы

В 2012 году Гильдия киноредакторов назвала этот фильм двенадцатым по количеству наиболее редактируемым фильмом всех времен на основе опроса ее членов. «Психо» занял 8-е место в списке 100 величайших американских фильмов BBC за 2015 год.

Наследие

Влияние

«Психо » стал одним из самых узнаваемых фильмов в истории кино и, возможно, самым известным фильмом Хичкока. В своем романе Блох использовал необычную структуру сюжета: он неоднократно вводил симпатичных героев, а затем убивал их. Это сыграло на ожиданиях его читателя от традиционных сюжетов, оставив их неуверенными и тревожными. Хичкок осознал, какое влияние этот подход может оказать на зрителей, и использовал его в своей адаптации, убив персонажа Ли в конце первого акта. Этот дерзкий сюжетный ход в сочетании с тем фактом, что персонаж был сыгран с крупнейшей кассовой звездой в фильме, стал шокирующим поворотом событий в 1960 году.

Сиквелы и римейк

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *