Псг что это такое на выборах
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Содержание
Кто может быть назначен [ ]
Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса (ПСГ) может быть назначен любой гражданин России:
Нельзя также быть одновременно членом комиссии с правом решающего голоса на соответствующих выборах.
Подробнее см. отдельную статью Ограничения статусов участников наблюдения
Любые дополнительные требования регионального законодательства являются незаконными.
21.1. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах «а»—«е», «н» пункта 1 настоящей статьи, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Кто назначает [ ]
20. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов — по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Хотя используемое в законе понятие «избирательное объединение» позволяет при определенных условиях считать партию и ее территориальные отделения разными избирательными объединениями, практика, тем не менее, исходит из того, что от партийных организаций всех уровней в каждой комиссии может быть единственный член:
25) избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. [. ]
Важно! Следует обратить внимание на то, что право назначать членов постоянно действующих комиссий с правом совещательного голоса сохраняется за избранными кандидатами (и депутатами, и главами администраций) и партиями и избирательными объединениями, допущенными к распределению мандатов представительных органов всех уровней по единому (партийному) округу. Таким образом, для назначения членов комиссий с правом совещательного голоса во время конкретных выборов можно обращаться не только к тем кандидатам и партиям, которые в них участвуют, но и к депутатам (к партиям, к главам администраций) более высокого и даже более низкого уровня (например, депутаты сельсовета могут назначить членов комиссии с правом совещательного голоса в «свои» УИК в период проведения выборов районного или областного собрания депутатов).
Куда назначает [ ]
В приведенной ниже таблице указаны субъекты, обладающие правом назначения членов комиссий, и комиссии, в которые они могут осуществлять назначения. Информация, относящаяся к окружным избирательным комиссиям, применима лишь в период избирательной кампании к субъектам, указанным в самой правой колонке.
Независимо от участия в выборах | ЦИК | ИК СРФ | ТИК | ИКМО | УИК [т 1] | ОИК | В период избирательной кампании — после регистрации кандидата (списка) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
президент России | — | — | кандидаты на пост президента России | ||||
партии, представленные в Госдуме | — | партии, выдвинувшие список кандидатов в Госдуму | |||||
депутаты Госдумы, избранные по одномандатным округам | округ | — | округ | кандидаты в депутаты Госдумы по одномандатным округам | |||
— | партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты Госдумы по одномандатным округам | ||||||
губернатор (избранный) | кандидаты в губернаторы | ||||||
партии, допущенные к распределению мандатов по партийным спискам в региональном парламенте | партии, выдвинувшие список кандидатов в региональный парламент | ||||||
депутаты регионального парламента, избранные по одномандатным/многомандатным округам | округ | округ | кандидаты в депутаты регионального парламента по одномандатным/многомандатным округам | ||||
партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты регионального парламента по одномандатным/многомандатным округам [т 2] | |||||||
глава муниципального образования | кандидаты в главы муниципального образования | ||||||
партии, допущенные к распределению мандатов по партийным спискам в представительных органах МСУ | партии, выдвинувшие список кандидатов в представительные органы МСУ | ||||||
депутаты представительных органов МСУ, избранные по одномандатным/многомандатным округам | округ [т 4] | кандидаты в депутаты представительных органов МСУ по одномандатным/многомандатным округам | |||||
партии, выдвинувшие кандидатов в депутаты представительных органов МСУ по одномандатным/многомандатным округам [т 2] |
Примечания к таблице
Часть таблицы, относящаяся к муниципальным образованиям, применима как к муниципальным районам и городским округам, так и к входящим в состав района поселениям.
Как назначает [ ]
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит перечень документов, представляемых при назначении ПСГ, отсутствуют внятные требования и в большинстве законов о конкретных выборах. Четкий перечень есть в законе о выборах Президента (аналогичная норма содержалась и в прежней версии закона о выборах Государственной Думы):
Некоторые региональные избиркомы устанавливают собственные рекомендуемые формы документов. Хотя формально соблюдение этих рекомендаций не является обязательным, без особой нужды нет смысла от них отступать, поскольку доказывание правомерности ваших собственных форм может отнять существенное время и отвлечь от процесса наблюдения. Иногда требования к содержанию документов устанавливаются региональным законом [4] ; соблюдение таких требований представляется практически необходимым.
Ниже приводятся примерные формы документов, которые могут быть использованы при назначении членов комиссии с ПСГ (при отсутствии специальных указаний в законе о конкретных выборах). Заметим, что в них указан максимально широкий набор сведений о назначаемом члене комиссии, для некоторых регионов он может оказаться даже избыточным.
Решение о назначении [ ]
(наименование избирательного объединения) (наименование органа) РЕШЕНИЕ № _____ О назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
(город) | (дата) |
Полномочия ранее назначавшегося члена указанной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекратить с момента принятия настоящего решения.
Словарь избирателя: объясняем ТИКи, УИКи и одномандатные округа
Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.
Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.
Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.
В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.
Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.
Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.
Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.
Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.
Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.
Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.
В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.
Единый избирательный округ
Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.
На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.
Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.
Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.
Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.
Одномандатный избирательный округ
Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.
На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.
В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.
Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.
Документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту регистрации. На выборах 2021 года его фактически заменяет распечатываемая часть заявления об изменении избирательного участка, подать которое можно через сайт госуслуг (как это сделать, «Бумага» писала в инструкции).
Открепительные удостоверения нередко фигурируют в нарушениях на выборах. Среди типовых проект «Гражданин наблюдатель» называет использование одного и того же удостоверения на разных избирательных участках, принуждение получить открепительное и передачу его другому лицу.
Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.
Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.
Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.
Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.
Гражданин России, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата по одномандатному избирательному округу. Чтобы быть зарегистрированным на выборах, ему нужно собрать подписи не менее 3 % избирателей, зарегистрированных в выбранном округе.
Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.
Территориальная избирательная комиссия / ТИК
Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.
ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.
В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2020 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.
ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.
Участковая избирательная комиссия / УИК
Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.
УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.
УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.
Подробнее о работе Законодательного собрания и в целом об устройстве петербургской политики можно прочесть в этом материале «Бумаги». А здесь ищите словарь демократических понятий.
Схема округов действует до 2025 года
Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей
Подробнее о том, как менялась система ТИК в городе, можно узнать здесь.
Наблюдателям и ПРГ/ПСГ — о возможных ошибках КОИБов при подсчете голосов
Про фальсификацию, связанную с «ошибками» КОИБов. Я уже писал, но добавлю как ИТ-специалист. #КОИБ — система с закрытым проприетарным кодом. Никто, кроме аффилированных контрольных комиссий, этого кода не видел и гарантировать отсутствия в нем незадокументированных функций не может.
Checksum (контрольная сумма, которой проверяют целостность прошивки устройства) может спокойно сходиться, если дополнительные «секреты» (easter eggs) внесены в код до ее расчета, то есть в момент собственно компиляции кода, написанного также по заказу сами знаете кого.
Функцией может быть, в принципе, что угодно. От возможности поблагодарить лично Медведева и насвистеть ему American boy встроенной пищалкой, срабатывающей по щелчку, до генератора случайных чисел. В нашем случае, информация, подслушанная разными людьми в разных комиссиях, сходится в одном: вероятно, в утренние часы КОИБ вдруг посчитает больше избирателей, чем реально успело прийти на участок. Почему утром? Чтобы не возникло ошибки в общем количестве, если такое будет осуществлено вечером (допустим, явка большая).
Очевидно, за кого эти «мнимые» голоса «мертвых душ» будут отданы. Кстати, тема с восприятием ксерокопий бюллетеней тоже может быть верна — но стоять и кормить КОИБ ксероксом при бдительном внимании удивленных наблюдателей будет только полный отморозок. Однако не факт, что защита КОИБа от поддельных бюллетеней вообще существует (хотя ее можно было бы элементарно реализовать, например, сквозным оптическим датчиком).
А вот сбой в программе трудно отследить, еще труднее доказать. Причем, на самом деле, этот «сбой» очень легко вызвать с программной точки зрения — достаточно «скормить» аппарату в момент отладки и настройки нужный набор бюллетеней. Некоторые сотрудники с ПРГ (члены УИК с правом решающего голоса, прим. авт.) говорят, что на инструктаже по работе с КОИБ им сообщили, что во время отладки устройства до начала голосования аппарату необходимо задать для калибровки 5 (пять) бюллетеней с голосами именно за «основного» кандидата. Не исключено, что даже после сброса, в котором эти бюллетени будут погашены как тестовые, именно в пользу этого кандидата КОИБ будет запускать те или иные «доработки» результата. На вопрос, почему нельзя, например, использовать для калибровки 6 (шесть) бюллетеней, по одному на каждого кандидата, в глазах «инструкторов» возникает суеверный ужас — вдруг всё сломается?
Так вот, подобная «наладка» может теоретически привести к активации тех или иных механизмов, скрытых в коде. Механизм напоминает использования чит-кодов (cheat) в компьютерных играх — в определенный момент пользователь набирает некоторую секретную комбинацию, и попадает на скрытый уровень, в котором другие правила. И учитывая, что подобная незадокументированная функция может быть заложена еще при разработке, код ее активации тоже может меняться в зависимости от текущего бюллетеня.
На самом деле, избежать такой ошибки, связанной с «глюком» системы, можно только ручным пересчетом и его сопоставлением с данными системы. Но, разумеется, всем лень и хочется довериться «бездушной» машине. Однако хотя бы один зафиксированный факт сбоя поставит под сомнения весь результат выборов.
Чтобы такой ситуации не возникло, на каждом участке, где есть КОИБ, кто-нибудь из #наблюдателей обязательно должен непрерывно считать явку. Это можно сделать ручным счетчиком, можно приложением на телефон (для android, про iOS не знаю, увы, но точно видел в действии), можно хоть количеством звездочек, набранных в СМС. Или штрихов на бумаге. Хоть зарубками на приклад.
Считаем только тех, кто получил в руки бюллетень. Периодически озвучиваем комиссии результат подсчета, а также сверяем его с показаниями счетчиков на КОИБах. На фото видно, что он показывает количество бюллетеней постоянно. Если суммарные данные разнятся больше, чем статистическая погрешность (до 5%) — пишем жалобу и требуем ручного пересчета.
Кстати, вероятность того, что при таком спонтанном пересчете комиссия успеет спланировать и организовать вбросы или иные методы влияния на результат, довольно мала — все-таки для этого нужно слишком много дополнительных действий, которые не удастся легко скрыть.