Псалтырь по усопшим что это

Псалтирь по усопшим — для чего, когда и как читается

Что такое Псалтирь?

Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.

Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета.

В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.

Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.

Структура Псалтири

Православная Псалтирь состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет в тексте на евреейском. 151-й псалом на славянский язык был переведен с греческого. Все псалмы для удобства их использования собраны в 20 разделов, которые называются кафизмами (глава, раздел) (от греческого слова «кафизо » — «сижу»). При их чтении, согласно Церковному Уставу, разрешается сидеть.

Псалмы учат восхвалять Господа в любых жизненных ситуациях. Свою актуальность эти тексты не теряют и в современном мире. Во многих псалмах прослеживается пророческий характер. Это «Откровение внутри Откровения».

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

«Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Псалтирь, 21:8-9).

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

«Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого».

Духовная польза Псалтири

Еще с ветхозаветных времен Святые Отцы относились к Псалтири как к руководству в прославлении Господа. Поэтому псалмы всегда широко и активно употреблялись в церковном богослужении. Из них состоит бо́льшая часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы, полностью или отдельные стихи из них, читаются во время Божественной Литургии, на молебнах.

Апостол Павел в своих Посланиях советовал христианам петь псалмы (Послание к Ефесянам, 5:19, Послание к Колоссянам, 3:16). Он считал это особенно полезным для вразумления. Пение псалмов в раннехристианские времена воодушевляло верующих во время гонений на Церковь. Также псалмы читали во время различных трудов и занятий, как назидание во время отдыха.

Блаженный Иероним (4-5 век) писал:

«Земледелец, идя за плугом, поет аллилуйя; покрытый потом жнец развлекается псалмами, и виноградарь, срезывая кривым ножом виноградные ветви, поет что-нибудь из Давида».

В любое время и в любых обстоятельствах чтение Псалтири считалось приятным и полезным занятием.

Псалтирь по усопшим — для чего читают

После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).

Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.

Начать читать Псалтирь по усопшим дома желательно сразу после «Последования по исходе души». Эти тексты можно найти в полном православном молитвослове.

Заупокойный псалом

Самым длинным псалмом из всей Псалтири является псалом 118. Он один составляет 17 кафизму. В Православии именно его считают заупокойным, используют как особое моление Господу о душе умершего.

Каждый стих псалма 118 проникнут мыслью, что единственное спасение можно найти только у Бога. Для этого необходимо исполнять Святую Его волю, беседовать с Ним, прося просветить, вразумить, укрепить, избавить от различных неприятностей, восстановить при падении, избавить от врагов. Здесь заключено все упование человека на Божие милосердие.

В Православии 118 псалом входит в состав погребальной и заупокойной службы. Исполнение его с припевами «Аллилуия» после каждого стиха свидетельствует об уверенности в победе над смертью, которую верующие получили через искупительную жертву и Воскресение Спасителя.

Как читается Псалтирь по усопшим

В православных богослужебных книгах нет определенных указаний, каков должен быть порядок чтения Псалтири по усопшем. Но так называемая Следованная Псалтирь содержит в себе объединенные в кафизмы псалмы. Каждая кафизма поделена на славословия без всяких добавлений. Обычно в конце этой Псалтири размещены особые тропари и молитвы, которые читаются после окончания кафизмы. Определенного порядка поминания усопших при чтении Псалтири нет. На практике употребляются различные молитвы. Читать Псалтирь по усопшим может любой верующий.

После прочтения начальных молитв следует читать первую кафизму. При отметке «Слава» нужно произнести:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! (трижды). Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имя усопшего православного христианина в родительном падеже).

В начале следующей части кафизмы, произносится:

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

Затем — очередная часть кафизмы. При следующей «Славе» идет повторение молитв об усопшем.

При чтении Псалтири за упокой в конце кафизмы после «Отче наш» покаянные тропари необходимо заменить на тропари по усопшим: «Со духи праведных… В покоище Твоем Господи…Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…» Текст этих тропарей можно найти в конце Псалтири в «Последовании по исходе души от тела». Затем следует прочесть «Господи помилуй» (40 раз) и молитву по кафизме.

«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»

И читается очередная кафизма.

По окончании кафизмы или всей Псалтири нужно прочесть молитвы “После прочтения…”.

Источник

Почему принято читать Псалтирь по усопшим родственникам.

Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим?

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.

Псалтырь по усопшим что это

Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.

С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.

Подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.

В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.

Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.

Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.

Почему во время чтения кафизм можно сидеть?

Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.

Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?

Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.

В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?

Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.

Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.

Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.

Источник

О чтении Псалтири по усопшим

В Пра­во­слав­ной Церк­ви издрев­ле суще­ству­ет бла­го­че­сти­вый обы­чай чте­ния Псал­ти­ри над телом умер­ше­го миря­ни­на, мона­ха и диа­ко­на. (Над умер­шим архи­ере­ем и свя­щен­ни­ком чита­ют не Псал­тирь, а Еван­ге­лие). Псал­мы чита­ют­ся непре­рыв­но (кро­ме вре­ме­ни, когда совер­ша­ют­ся на гро­бе пани­хи­ды или литии) до погре­бе­ния усоп­ше­го и в память его после погре­бе­ния. Чте­ние Псал­ти­ри совер­ша­ет­ся cра­зу же после совер­ше­ния пер­вой панихиды.

Совер­шать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим может вся­кий бла­го­че­сти­вый миря­нин. Чте­ние Псал­ти­ри, явля­ясь молит­вою за усоп­ше­го, одно­вре­мен­но име­ет целью дать уте­ше­ние и нази­да­ние живым, уте­ша­ет скор­бя­щих о почив­шем и обра­ща­ет их молит­вы о нем к Богу. Чте­ние Псал­ти­ри долж­но совер­шать­ся бла­го­го­вей­но, неспеш­но, со уми­ле­ни­ем и сокру­ше­ни­ем сер­деч­ным, не торо­пясь, со вни­ма­ни­ем, вни­кая в читаемое.

В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ни­ях запо­ве­да­но совер­шать псал­мо­пе­ния, чте­ния и молит­вы по усоп­шим в день тре­тий, девя­тый и соро­ко­вой. Но пре­иму­ще­ствен­но уста­но­ви­лось обык­но­ве­ние читать псал­мы по усоп­шим три дня или сорок дней, вклю­чая день кончины.

В наших бого­слу­жеб­ных кни­гах нет опре­де­лен­ных ука­за­ний о поряд­ке чте­ния Псал­ти­ри по усоп­шим. Соглас­но ста­рин­ной прак­ти­ке, чте­ние Псал­ти­ри за упо­кой пред­ва­ря­ет­ся чте­ни­ем кано­на за умер­ших мно­гих или за еди­но­умер­ше­го, после кото­ро­го начи­на­ет­ся чте­ние Псал­ти­ри. По про­чте­нии всех псал­мов опять про­чи­ты­ва­ет­ся заупо­кой­ный канон, после кото­ро­го сно­ва начи­на­ет­ся чте­ние с пер­вой кафизмы.

В совре­мен­ной прак­ти­ке реко­мен­ду­ют начи­нать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим с пред­на­чи­на­тель­ных молитв и тро­па­ря “Глу­би­ною муд­ро­сти…”. По окон­ча­нии Псал­ти­ри чита­ют Канон о усоп­шем. При этом каж­дая кафиз­ма начи­на­ет­ся молит­во­сло­ви­ем “При­и­ди­те, покло­ним­ся..”, а закан­чи­ва­ет­ся тро­па­ря­ми покой­ны­ми и молит­вой, поло­жен­ной после каж­дой кафиз­мы. На каж­дой Сла­ве чита­ет­ся молит­ва “Помя­ни, Гос­по­ди Боже наш…”.

Источник

Заупокойная Псалтирь

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молит­ва­ми свя­тых отец наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Царю Небес­ный, Уте­ши­те­лю, Душе исти­ны, Иже вез­де сый и вся испол­ня­яй, Сокро­ви­ще бла­гих и жиз­ни Пода­те­лю, при­и­ди и все­ли­ся в ны, и очи­сти ны от вся­кия сквер­ны, и спа­си, Бла­же, души наша.

Святый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Чита­ет­ся три­жды, с крест­ным зна­ме­ни­ем и пояс­ным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Пресвя­тая Тро­и­це, поми­луй нас, Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша, Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша, Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Госпо­ди, поми­луй. (Три­жды.)

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небе­сех! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь, и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лука­ва­го.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прии­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)
Прии­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)
Прии­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (Поклон)
Пса­лом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся.
Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от сло­ве­се́ мяте́жна, плещ­ма́ Свои́ма осени́т тя, и под кри­ле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́.
Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре­лы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго.
Паде́т от стра­ны́ тво­ея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́.
Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится теле­си́ тво­е­му́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
Я́ко на Мя упо­ва́, и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
Воззове́т ко Мне, и услы́шу eго́, с ним есмь в ско́рби, изму́ eго́ и просла́влю eго́, долгото́ю дний испо́лню eго́ и явлю́ eму́ спасе́ние Мое́.

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

Аллилу́иа, глас 8:
При­пев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 1: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
При­пев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 2: Па́мять его́ в род и род.
При­пев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 3: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.
При­пев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.

Тро­парь, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Гос­по­ди, ду́шу раба Тво­е­го: на Тя́ бо упова́ние воз­ло­жи́, Твор­ца́ и Зижди́теля и Бога на́шего.
Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.
Тебе и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тну к Богу, Его́же роди­ла́ еси, Бого­ро­ди­це Безневе́стная, ве́рных спа­се­ние.
Прии­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (поклон)
Прии­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (поклон)
Прии­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (поклон)

Кафизма 1

Псалтирь

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.
Алли­лу­ия, алли­лу­ия, алли­лу­ия. Слава Тебе, Боже. (три­жды)
Госпо­ди поми­луй (три­жды)
Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Помя­ни, Гос­по­ди, Боже наш, в вере и надеж­ди живо­та веч­на­го пре­став­ль­ших­ся раб Тво­их, бра­тий и сестер наших (имя­рек) и яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец отпу­ща­яй гре­хи и потреб­ля­яй неправ­ды, осла­би, оста­ви и про­сти вся воль­ная их согре­ше­ния и неволь­ная, изба­ви их веч­ная муки и огня геен­ска­го и даруй им при­ча­стие и насла­жде­ние веч­ных Тво­их бла­гих, уго­то­ван­ных любя­щим Тя: аще бо и согре­ши­ша, но не отсту­пи­ша от Тебе, и несум­нен­но во Отца и Сына и Свя­та­го Духа, Бога Тя в Тро­и­це сла­ви­ма­го веро­ва­ша, и Еди́ницу в Тро­и­це и Тро­и­цу во Един­стве, пра­во­слав­но даже до послед­ня­го сво­е­го изды­ха­ния исповедаша.
Темже мило­стив тем буди, и веру, яже в Тя вме­сто дел вме­ни, и со свя­ты­ми Тво­и­ми, яко Щедр, упо­кой: несть бо чело­ве­ка, иже пожи­вет и не согре­шит.
Но Ты Един еси кро­ме вся­ка­го гре­ха, и прав­да Твоя, прав­да во веки, и Ты еси Един Бог мило­стей и щед­рот, и чело­ве­ко­лю­бия, и Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Псалтирь

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.
Алли­лу­ия, алли­лу­ия, алли­лу­ия. Слава Тебе, Боже. (три­жды)
Госпо­ди поми­луй (три­жды)
Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Помя­ни, Гос­по­ди, Боже наш, в вере и надеж­ди живо­та веч­на­го пре­став­ль­ших­ся раб Тво­их, бра­тий и сестер наших (имя­рек) и яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец отпу­ща­яй гре­хи и потреб­ля­яй неправ­ды, осла­би, оста­ви и про­сти вся воль­ная их согре­ше­ния и неволь­ная, изба­ви их веч­ная муки и огня геен­ска­го и даруй им при­ча­стие и насла­жде­ние веч­ных Тво­их бла­гих, уго­то­ван­ных любя­щим Тя: аще бо и согре­ши­ша, но не отсту­пи­ша от Тебе, и несум­нен­но во Отца и Сына и Свя­та­го Духа, Бога Тя в Тро­и­це сла­ви­ма­го веро­ва­ша, и Еди́ницу в Тро­и­це и Тро­и­цу во Един­стве, пра­во­слав­но даже до послед­ня­го сво­е­го изды­ха­ния исповедаша.
Темже мило­стив тем буди, и веру, яже в Тя вме­сто дел вме­ни, и со свя­ты­ми Тво­и­ми, яко Щедр, упо­кой: несть бо чело­ве­ка, иже пожи­вет и не согре­шит.
Но Ты Един еси кро­ме вся­ка­го гре­ха, и прав­да Твоя, прав­да во веки, и Ты еси Един Бог мило­стей и щед­рот, и чело­ве­ко­лю­бия, и Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Псалтирь

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.
Алли­лу­ия, алли­лу­ия, алли­лу­ия. Слава Тебе, Боже. (три­жды)
Госпо­ди поми­луй (три­жды)
Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Помя­ни, Гос­по­ди, Боже наш, в вере и надеж­ди живо­та веч­на­го пре­став­ль­ших­ся раб Тво­их, бра­тий и сестер наших (имя­рек) и яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец отпу­ща­яй гре­хи и потреб­ля­яй неправ­ды, осла­би, оста­ви и про­сти вся воль­ная их согре­ше­ния и неволь­ная, изба­ви их веч­ная муки и огня геен­ска­го и даруй им при­ча­стие и насла­жде­ние веч­ных Тво­их бла­гих, уго­то­ван­ных любя­щим Тя: аще бо и согре­ши­ша, но не отсту­пи­ша от Тебе, и несум­нен­но во Отца и Сына и Свя­та­го Духа, Бога Тя в Тро­и­це сла­ви­ма­го веро­ва­ша, и Еди́ницу в Тро­и­це и Тро­и­цу во Един­стве, пра­во­слав­но даже до послед­ня­го сво­е­го изды­ха­ния исповедаша.
Темже мило­стив тем буди, и веру, яже в Тя вме­сто дел вме­ни, и со свя­ты­ми Тво­и­ми, яко Щедр, упо­кой: несть бо чело­ве­ка, иже пожи­вет и не согре­шит.
Но Ты Един еси кро­ме вся­ка­го гре­ха, и прав­да Твоя, прав­да во веки, и Ты еси Един Бог мило­стей и щед­рот, и чело­ве­ко­лю­бия, и Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Чита­ет­ся три­жды, с крест­ным зна­ме­ни­ем и пояс­ным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Пресвя­тая Тро­и­це, поми­луй нас, Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша, Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша, Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Госпо­ди, поми­луй. (Три­жды.)

Слава Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небе­сех! Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь, и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лука­ва­го.

Тро­па­ри покойные: Со духи пра­вед­ных скон­чав­ших­ся душу раба Тво­е­го, Спа­се, упо­кой, сохра­няя ю во бла­жен­ной жиз­ни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В поко­и­щи Тво­ем, Гос­по­ди: иде­же вси свя­тии Твои упо­ко­е­ва­ют­ся, упо­кой и душу раба Тво­е­го, яко Един еси Человеколюбец.
Сла­ва: Ты еси Бог, соше­дый во ад и узы око­ван­ных раз­ре­ши­вый, Сам и душу раба Тво­е­го упокой.
И ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Едина Чистая и Непо­роч­ная Дево, Бога без семене рожд­шая, моли спа­сти­ся души его.

Госпо­ди, поми­луй. (40 раз) и молит­ва:

Влады­ко Все­дер­жи­те­лю, Непо­сти­жи­ме, нача­ло све­та и пре­ум­ная сило, иже Ипо­стас­но­го Сло­ва Отец и еди­но­силь­на­го Тво­е­го Духа испу­сти­тель: мило­серд­ныя ради мило­сти и неиз­ре­чен­ныя бла­го­сти не пре­зре­вый чело­ве­че­ско­го есте­ства, тмою гре­ха содер­жи­мо­го, но Боже­ствен­ны­ми све­ты свя­щен­ных Тво­их уче­ний, зако­ном и про­ро­ки све­ти­вый миру, после­ди же нам того еди­но­род­но­го Тво­е­го Сына бла­го­во­ли­вый пло­тию воз­си­я­ти и ко оси­я­нию нас Тво­е­го про­све­ще­ния наста­ви­ти: да будут уши Твои внем­лю­ще гла­су моле­ния наше­го, и даруй нам, Боже, во бден­ном и трез­вен­ном серд­це, всю насто­я­ще­го жития нощь прейти, ожи­да­ю­щым при­ше­ствия Сына Тво­е­го и Бога наше­го, судии всех, да не воз­ле­жа­ще и спя­ще, но бодр­ству­ю­ще и воз­дви­же­ни в дела­ние запо­ве­дей Тво­их обря­щем­ся и в радость Его сов­ни­дем, иде­же праз­ну­ю­щих глас непре­стан­ный, и неиз­ре­чен­ная сла­дость зря­щих Тво­е­го лица доб­ро­ту неиз­гла­го­лан­ную.
Яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец Бог еси, и Тебе сла­ву воз­сы­ла­ем, Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу, ныне и прис­но, и во веки веков, аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *