Псалом 143 для чего читают
Псалом 143
В греческой и латинской Библиях сравнительно с еврейским надписанием к имени Давида еще добавлено «против Голиафа», чем указывается на повод написания псалма. В содержании псалма нет ничего, что бы могло стоять в противоречии с этим указанием надписания, а потому его можно считать молитвой пред единоборством с Филистимским богатырем, написанной только уже по одержании победы.
В псалме много мест, которые встречались нам ранее в других псалмах, напр., в 8, 17, 37, 101 и др.
Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1–2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3–4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5–8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9–11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия (12–15).
Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву.
Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ» ( Пс.143:2 ).
Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.
Господь всемогущ: ему подчиняются и пред Ним трепещут горы, Он сыплет молнии. Окажи и мне защиту в борьбе со врагом, пошли с неба чудесную помощь мне ( «простри с высоты руку Твою» ).
Характеристика филистимлян. Евреи вели с ними частые войны и для полного обезопашения своих пределов от их нападений недостаточно было одной победы Давида над Голиафом, но нужно было полное рассеяние всего этого народа. Давид и молит Господа помочь ему рассеять врагов, столь враждебных для евреев и коварных в отношении к ним.
Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
О чем верующие просят читая молитву псалом 143
В отличие от еврейской, латинская и православная Библии перед текстом 143 псалма содержат надписание, позволяющее судить о времени его сочинения: «Против Голиафа». Сам текст не содержит ни подтверждения, ни отрицания этого факта, поэтому исследователи остановились на версии, что он написан уже после победы царя Давида над филистимским великаном и силачом.
Толкование псалма содержит пояснение, что стих «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, ‑ и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой» (Пс. 143, 2) свидетельствует о том, что песнь написана пророком Давидом уже во времена его царствования, то есть в воспоминание о его битве с Голиафом.
Христианский псалом 143: молитва во время народных волнений
Текст 143 псалма – хвалебная молитва Давида, в которой он прославляет Бога, позволившего ему прославить имя Свое. По древней традиции, Бог победившего считался более сильным, чем Бог побежденного, а, поскольку извечные враги иудеев филистимляне были язычниками, то вынуждены были признать силу Иеговы, который помог щуплому юноше победить известного силача. В конце псалма сто сорок три автор просит Господа благословить еврейский народ: даровать ему здоровое и красивое потомство, хороший урожай и общее благоденствие. Читать и слушать онлайн православный псалом 143 принято в случаях народных восстаний, чтобы Бог усмирил бунтовщиков.
Слушать на видео молитву псалом 143 на русском языке
Читать текст церковной молитвы псалом 143 на русском языке
Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой. Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень. Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча. Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Православный Псалтырь, текст псалом 143 на церковно славянском языке
Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополченiе, персты моя на брань. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах; повинуяй люди моя под мя. Господи, что eсть человек, яко познался eси eму? или сын человечь, яко вменяеши eго? Человек суете уподобися; днiе eго яко сень преходят. Господи, преклони небеса, и сниди; коснися горам, и воздымятся; блесни молнiю, и разженеши я; посли стрелы твоя, и смятеши я. Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе; дающему спасенiе царeм, избавляющему Давида раба своего от меча люта. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды; ихже сынове их яко новосаждeнiя водружeная в юности своей, дщeри их удобрeны, преукрашeны яко подобiе храма; хранилища их исполнeна, отрыгающая от сего в сiе; oвцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих; волове их толсти; несть паденiя оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сiя суть; блажени людiе, имже Господь Бог их.
Псалтирь | псалом 143
По-видимому, четыре предыдущих псалма были записаны Давидом до восхождения на престол, во время преследования псалмопевца Саулом. Данный псалом, похоже, был записан позже – и опять Давид в беде (ибо никоим образом сильные мира сего не застрахованы от напастей). Царю досаждают соседние народы, принося много беспокойств; в особенности это касается филистимлян (2Цар 5:17). В данном псалме (I) очень торжественно и с большой благодарностью Давид признает, какую великую благость проявил Господь, когда приблизил время его правления (ст. 1-4).
(II) Псалмопевец молит Господа о помощи в борьбе с угрожающими ему врагами (ст. 5-8 и 11).
(III) Давид радуется, ибо уверен в победе над ними (ст. 9,10).
(IV) Он молится о процветании своего царства и находит радость в надежде на это (ст. 12-15). При пении данного псалма мы воздаем Господу славу за наши духовные преимущества и прогресс, просим Всевышнего о помощи в борьбе с духовными врагами. Мы можем молиться о благополучии собственной души, семьи и страны. И, по мнению некоторых иудейских богословов, данный псалом имеет отношение к Мессии и Его Псалом Давида.
Стихи 1-8. В этих стихах:
I. Давид признает свою зависимость от Бога и свои обязательства перед Всевышним (ст. 1-2). Молитвенное прошение о милости в будущем, как и подобает, начинается с благодарения за милости, ниспосланные Господом в прошлом. И когда мы ждем благословения от Бога, нам следует побеспокоиться о том, чтобы самим благословить Его. Псалмопевец воздает Всевышнему славу:
(1. За то, чем Господь стал для Давида: благословен Господь, твердыня моя (ст. 1) …милость моя и ограждение мое (ст. 2). Заключая завет, Господь взял на Себя обязательство быть твердыней, милостью и ограждением и, в соответствии с этим, призывал нас полагаться на Него. Все святые, верою принявшие Господа, убедились, что Всевышний не только отвечает всем их ожиданиям, но и превосходит их. Здесь Давид говорит о данных качествах Бога как об основании для доверия Ему, ибо они облегчили участь псалмопевца, равно как и об основании для торжества в Господе, ибо они стали причиной его радости и в них он прославился. Обратите внимание, какое разнообразие слов использует Давид, чтобы поведать об удовлетворении своих интересов в Господе.
(1) «Господь – твердыня моя, на которой я стою и в которой я черпаю силы для работы и брани; Господь – скала, на которой я буду строить и в которой найду кров». Даже будучи немощными, мы укрепляемся Господом и могуществом силы Его.
(3) «…Ограждение мое, прибежище мое, которое, подобно замку или крепости, надежно защитит любого правителя». Ранее Давид укрывался в безопасных местах Ен-Гадди (1Цар 24:1), служивших, по-видимому, естественным укреплением. В дальнейшем он стал хозяином искусно укрепленной крепости Сион и поселился в ней (2Цар 5:7,9). Однако псалмопевец уповает отнюдь не на эти твердыни. «Господи, – говорит он, – Ты – ограждение мое и прибежище мое». Божьи атрибуты и обетования – вот твердыни для верующего, они безмерно превосходят созданные руками человека крепости и естественные укрепления.
(4) Избавитель мой – и если быть ближе к тексту первоисточника, на котором данная фраза звучит очень выразительно, – мой избавитель для меня, «не просто избавитель, в котором я заинтересован, но тот, кто всегда находится рядом и по-настоящему обращает всякое мое избавление мне на пользу».
(5) «…Щит мой для защиты от смертоносных стрел, нацеленных на меня врагами. Господь – не только мое ограждение, когда я дома, но и мой щит, когда я отправляюсь на поле брани». Куда бы ни пошел верующий, его защита всегда при нем. Не бойся, Аврам; Я твой щит.
(2) Господь сделал Давида верховным правителем, научил его держать царский жезл не хуже, чем владеть мечом, управлять так же искусно, как и воевать, что было миссией более сложной и благородной: Он подчиняет мне народ мой. В подчинении народов правителям, а также в поддержании порядка и разных общественных благ следует видеть Божье провидение. Господь позаботился о том, чтобы народ Израиля захотел подчиниться Давиду, что соответствовало обетованию, данному Богом псалмопевцу, и это стало прообразом великого деяния Божьей благодати, благодаря которому души охотно подчинились Господу Иисусу в день явления Его силы.
2. Давид просит Господа выступить против врагов и сражаться с ними с небес, как Он бывало поступал и раньше, – молниями – стрелами Всевышнего (Его огненными стрелами, от которых не защитит самая прочная броня, ибо они проникают с силой молнии);
просит, дабы Господь, который, как известно, не промахнется, но всегда попадет в цель, Сам пускал эти стрелы. 3. Просит, чтобы Господь выступил на его стороне (ст. 7). Давид умоляет Всевышнего уничтожить врагов ради избавления его самого и для спокойствия народа: «…простри руку Твою, силу Твою с высоты, ибо именно ввысь мы смотрим в ожидании помощи; избавь меня и спаси меня от вод многих, готовых меня поглотить». Божье время для оказания помощи народу наступает тогда, когда он тонет и уже никто другой не может спасти.
Стихи 9-15. Во второй части псалма автор использует тот же прием, что и в первой: сначала он воздает Господу славу и лишь затем просит Его о милости.
I. Давид славит Господа за то, что на собственном опыте вкусил благость Господа, и с воодушевлением ожидает от Него новых милостей (ст. 9,10). Среди сетований псалмопевца на силу и вероломство врагов возносится восторженное восклицание к Господу: «Боже! новую песнь воспою Тебе, песнь хвалы за новые милости, за утешение, которое обновляется каждое утро». Новые милости побуждают к новому благодарению. Более того, мы должны благодарить Господа за милости, на которые уповаем по обетованию, так же усердно, как и за милости, полученные по Его провидению (2Пар 20:20,21). Давид будет исполнять песнь хвалы под музыку, дабы наилучшим образом выразить и усилить свою святую радость в Господе. Он восхвалит Всевышнего на деся-тиструнной псалтири как нельзя лучше, ибо нет такого исполнения, чтобы в достаточной степени воздать Богу хвалу. Давид говорит нам, о чем будет песнь (ст. 10): «…дарующему спасение царям. », что подразумевает:
(1) великие цари без Господа сами себя спасти не могут. У царей есть телохранители, войска в подчинении и всевозможные средства безопасности, но в конечном счете только Бог дает им спасение, обеспечивая безопасность упомянутыми средствами, хотя при случае может обойтись и без таковых (Пс 32:16). Цари призваны защищать свой народ, но их защитник – Господь. О, как же они должны служить изо всех сил Тому, кто дарует им всякое спасение!
(2) Благочестивые цари, служащие Господу на благо своих народов, обретут от Всевышнего защиту и спасение. Бог взял на себя обязательство даровать спасение покорившимся Ему царям, правящим во имя Его. Свидетельством тому служат великие дела, сотворенные Господом рабу Своему Давиду, которого Он неоднократно избавлял от лютого меча, часто нависавшего над псалмопевцем из-за злобы Саула и его собственного ревностного желания служить своей стране. То же можно сказать и Христе, Сыне Давидовом, и тогда эта песнь действительно новая – новозаветная. Господь избавил Давида от лютого меча, поддержал его как Своего раба и дал ему превозмочь все силы тьмы (Ис 42:1; 49:8). Всевышний даровал Давиду спасение не только для него самого, но и для нас – поставил его рогом спасения.
II. Давид молится о постоянстве Божьей благосклонности.
1. Дабы ему избавиться от врагов государства (ст. 11). Давид повторяет свою молитву и обоснование к ней (ст. 7,8). Гонители Давида по сути своей не изменились, но остались такими же лживыми и вероломными в своем стремлении добраться до честного человека и сделать его жизнь невыносимой: «Поэтому, Господи, избавь меня от них, они странные люди».
2. Дабы ему увидеть в своей стране мир и благополучие: «Господи, даруй нам победу, чтобы мы обрели покой, которого не будем иметь до тех пор, пока наши враги в силах причинить нам зло». Давид, будучи царем, выражает искреннее желание видеть свой народ процветающим, выступая при этом прообразом Христа, который активно заботится о благе Своих избранных. Здесь приводятся:
(1) Конкретные примеры того, какого именно процветания Давид желает своему народу.
[2] Материального изобилия. Многочисленная семья скорее становится предметом для беспокойства, а не утешения, если средств для ее поддержания недостаточно, поэтому Давид молится, чтобы с увеличением семьи рос и ее достаток. Во-первых, чтобы закрома были полны зерна и других плодов земли: да будут житницы наши полны, как у рачительного хозяина, который выносит из них старое и новое (у него есть и то, что наиболее полезно свежим, и то, что наиболее пригодно после хранения), чтобы житницы были обильны всяким хлебом как для нас, так и для наших друзей, дабы, живя в достатке, мы не стремились к роскоши, ибо тогда злоупотребляем своим изобилием, но радовались и распоряжались своим имением благоразумно, благодарили Бога, были щедры по отношению к друзьям и благотворили бедным, иначе – какой прок от полных амбаров (Иак 5:3)? Во-вторых, чтобы увеличивались стада: да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших. В стране Давида благосостояние зависело от численности отар (Прит 27:26), впрочем, как и в других странах, иначе шерсть не была бы одним из главных продуктов на рынке. Увеличение поголовья скота – благословение, за которое мы должны быть признательны Господу. В-третьих, чтобы скот, предназначенный для помощи по хозяйству, был пригоден для этого: да будут волы наши тучны, дабы тянуть плуг с огромною силою. Никто из нас не был сотворен для праздности, и поэтому мы должны молиться о здравии тела не для того, чтобы предаваться наслаждениям, но чтобы иметь силы трудиться, исполнять работу на своем месте и в свое время, иначе мы будем хуже скота, ибо ему силы даются для труда.
[3] Постоянного мира. Во-первых, чтобы не было войны, чтобы не было расхищения со стороны захватчиков и не было пропаж в лице дезертиров. «Да не нападут на нас враги наши; пусть никому из нас не придется выступить против них». Война несет с собой много горя, независимо от того, наступательная она или оборонительная. Во-вторых, чтобы не было угнетения и распрей – ни воплей на улицах наших, дабы у людей не было повода жаловаться на власти или друг на друга, и чтобы народ не был сварливым и не сетовал без причины. Как желанно жить в спокойных обителях!
(2) Мнение Давида относительно данного описания благополучия народа, которого он так сильно желал (ст. 15): блажен народ, у которого это есть (но такое случается нечасто и никогда не длится долго), блажен народ, у которого Господь есть Бог. Автор говорит здесь об отношении народа к Господу, как к своему Богу, по одной из двух причин:
[1] Господь – источник, в котором берут начало все упомянутые благословения. Блаженны израильтяне, если они верно прилепились к Господу как к своему Богу, ибо они вправе ожидать блаженства в таком случае. Как правило, благочестие народа приводит к процветанию. Государства, в которых живут такие народы, способны награждать и карать только в этой жизни.
[2] Отношения с Господом безмерно предпочтительнее всех перечисленных благ. Псалмопевец начинает со слов: «Блажен народ, у которого это есть, блаженны процветающие в мире». Но тотчас же поправляет себя: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», народ, пользующийся любовью, расположением и благодатью Всевышнего, согласно завету, даже если народ этот не обладает благами мира сего в изобилии. Ибо все на свете блага не сделают нас счастливыми, если наш Бог – не Господь, и напротив, когда Господь – наш Бог, недостаток или потеря благ и даже их отсутствие не сделают нас несчастными.
Псалом 143 для чего читают
Начало показывает чрезвычайную радость.
«Руками» называет дела, совершаемые по богочестию, которыми побораем сатану.
Каждый из людей уподобился миру сему.
Молниею называет евангельскую проповедь.
Избавь от помыслов, окруживших нас по злоумышлению демонов. Или, водами называет народ иудейский, окруживший Апостолов, чтобы их задержать и погубить. Эти-то иудеи и были сыны чуждые и глаголющие суетное. В чем же состояло это суетное? не в том ли, чтобы сказать Христу: как Ты, «человек сый, твориши Себе Бога» ( Ин. 10, 33 )?
очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида.
«Псалтирь десятиструнная» есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность.
– святым Апостолам, которых Христос поставил их князьями.
Ради заветов с ними покажи всю о нас попечительность. «Мечем лютым» пророк назвал неистовство и зверство нападающих. Их же самих, как нечестивых, именует чуждыми.
Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: «аще и внешний наш человек тлеет, оба́че внутренний обновляется» ( 2Кор. 4, 16 ).
Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа.
Собирали они богатство не небесное, но земное.
Скоты их тучны и многоприплодны.
Наслаждались они великим благоденствием, но оно не продолжится у них до конца. Ибо это показал и в Другом псалме, сказав: «низложил еси я, внегда разгордешася» ( Пс. 72, 18 ).
Кто судит неправо и столько важным представляет себе плотское, тот почитает блаженным наслаждаться этим много. Но блаженно не этим наслаждаться, а призывать Господа Бога своего.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 143
Псалом Давиду, к Голиафу.
В некоторых списках не имеется прибавления: «к Голиафу», впрочем, ничто не мешает быть оному в надписи; потому что сей псалом написан Давидом по одержании им многих других побед, за которые и благодарит Бога. А мысленный Голиаф есть общий враг всех людей – диавол. (1)
Да будет, так начинает, хвалим и прославляем Бог, который в чувственной брани против врагов моих дал рукам и перстам моим благоуспешность и силу мне победить врагов и воздвигнуть такие знаки торжества над ними. Притом и в мысленной брани с демонами и страстями бывают благоуспешны и счастливы те руки, которые простираются на добродетель и воздеваются в молитве к Богу. Можно и иначе сказать, что Давид, по наставлению от Господа, простирал руки свои на ополчение и персты на брань, и таким образом телесными своими членами поражал и побеждал чувственных врагов, а мысленными поборал и низлагал мысленных бесов и страсти. (1) А мы, христиане, будучи научаемы Христом, движем руки наши на ополчение, когда возносим их в молитве к Богу, персты же движем на брань, когда ударяем ими, делая знамение честного Креста, и таким образом поражаем и побеждаем страсти и диавола.
(1) Евсевий говорит, что Давид, употребляя руки и персты вместо бряцала (инструмент) бойцов, отгонял невидимых бесов, беспокоивших Саула. Если же сии слова относишь ко всякому праведнику, то можешь сказать, что все действия боголюбивого человека, относящегося к богопочтению, разрушают противные силы и таковому протяжению рук учит Бог; а под перстами праведника можешь понимать действия его, не исключая и самых малых, которыми он поражает диавола. И Моисей протяжением рук обращал в бегство Амалика. Златоуст: Что ты говоришь? Бог есть учитель в бранях и сражении и ополчении? Так; не погрешит тот, кто припишет Ему победу и в них. Ибо сие-то значат слова: научающий руки мои, т. е. Он содействует в окружении неприятеля, в преодолении его и восторжествовании над ним. Ибо во время низложения Голиафа, Он был виновник сей победы. Впрочем есть и другая брань, которая опаснее сей и в которой особенно имеем нужду в помощи свыше, когда мы ополчаемся против враждебных сил. Феодорит: Сказанное может относиться и к нам. Ибо освободясь от жестокости диавола, мы научены Богом поражать его, производя руками правду, а перстами полагая на челах печать креста.
Бог, продолжает, есть милость и прибежище мое, Он помощник мой и избавитель и защитник мой; почему я и уповал на Него всецело. (1) Он-то подчиняет мне народ мой: ибо мы имеем нужду в помощи Божией, не только в покорении себе противных народов и врагов наших, но, по словам Златоуста, и в подчинении собственного народа моего; и как победа над врагами моими происходит из помощи Божией, так, по словам того же Златословесного, равным образом и добровольная подчиненность людей моих зависит от нея же. (2)
(1) Слова Феодорита: Дает наименования от самых событий: ибо Ты, говорит, милость моя и прибежище мое и научает другому еще, что означает великое любомудрие; я, говорит, не был достоин и самой милости Его. Если бы Он не презрел, ибо Он милость моя, то я не имел бы ее на самом деле: потому что хотя Он и милость, но не всем подается безразлично: кого миловать, говорит, помилую. Итак, если хочем получить милость, мы должны подавать случай к такому милосердию от себя. Притом Он говорит, что и то самое, что я милую, я имею от Него. Видишь ли каково сокрушенное сердце? Я от тебя получил источники милости; Ты прибежище мое; ибо к Тебе прибегая я спасся. Ты заступник мой; ибо получив твою помощь, я стал выше врагов. Ты избавитель мой и защитник мой; Ты оградил меня во время брани, и избавил, когда осаждали меня. Итак, я, на Тебя возложу твердую надежду
(2) Многие, по словам Златоуста, часто становились победителями на брани, а во время мира были поражаемы, по незнанию, как править подчиненными. Посему подчиненность войск не зависит от силы царства, а от помощи Божией.
Подобные слова сказал и в 8-м псалме: что такое человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Почему можешь найти изъяснение сего там. Что за великая вещь, восклицает, есть человек, Господи, что Ты позволил ему, не только познавать бытие Твое, Боже, но и наоборот, что Ты, Боже, Сам открываешь человеку бытие свое, и подлежишь познанию и помышлениям его? Ибо по истине это великое дело и превосходит ничтожность человеческой природы.(1)
Человек, по словам его, уподобился суете, т. е. по смертному своему телу; и потому что ничто человеческое не постоянно и не твердо, но все временно. Суета и малозначительность и ничтожность, бесполезная тщательность, как сказал Соломон: суета сует, все суета ( Екк. 1:2 ). И не только человек суета, но и дни жизни его скоро проходят и исчезают, как тень, которая, являясь за короткое время, представляется чем-то, и потом редеет и исчезает. (1)
(1) Григорий Богослов: Что же такое – уподобился суете? я (уподобился) ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего постоянного, твердого, ровного, достаточного и до конца одинакового, но все проходит и минует и одно только непостоянство и изменение во всем имеет постоянство. Ибо все легко приходит, проходит и заменяется другим, так что более можно доверять ветрам и тени (писанию) на воде, нежели человеческому благоденствию. И Златоуст: Все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день бывает судим другими, кто горд в управлении, тот часто переходит в другую жизнь от рук палача, богатый становится бедным, неизвестный часто овладевает всем; и часты перемены, не ровны переходы.
Как Бог сходит долу, когда Он вездесущ и все исполняющ? Ответствуем, что Давид так говорит приспособительно к людям, то есть как прилично говорить грубым людям, чтобы ужасными сими словами устрашить гордых и высокоумных и смирить высокомерных, не помышляющих о ничтожности своей природы, чтобы смирить себя: так как то, что от одного прикосновения Божия горы дымятся, как будто явление Бога есть огонь, по словам Златоуста, хотя и есть вещь и зрелище страшное, но гораздо ниже естественного совершенства и величия Божия. Потому что Бог по одной воле своей может произвесть таковые горы. Итак, Давид говорит: сойди, Господи, и коснись горам для наказания тех, которые сами собою не рассуждают о малости и ничтожности человеческой природы, но напротив того надмеваются и гордятся: сойди, потому что и в древности такое же страшное зрелище было на Синайской горе когда Бог сошел на нее, и вся гора сия казалась дымящеюся, как бы от пещи горящей. И все это было для той цели, чтобы в сердцах смотревших на сие евреев произвесть великий страх, а чрез сие более вразумить и смирить их. Потому-то и Моисей сказал к убоявшимся Иудеям по причине схождения Божия на Синай: не бойтесь; ибо для искушения вас Бог пришел к вам, чтобы был страх его в вас, чтобы вы не грешили ( Исх. 20:20 ). (1)
(1) Евсевия; В высшем значении пророк молился о том, что Бог-Слово сошел с высоты своей, приклонив примечаемые в Нем силы свои, и сошел для истребления врагов, потому что человек не в состоянии выдержать столь сильное ополчение их. Ибо какая крепость в смертном и уподобившемся суете! Посему да удостоится он Твоего посещения тогда, когда ты, приклонив небеса, сойдешь, коснешься (поразишь) злых демонов и погасишь пламень их, ибо сие значит глагол – воздымятся. Феодорита: Употребил человеческий образ выражения, зная впрочем, что естество Божие не описывается небом и призывая помощника для наказания врагов.
Молниею и стрелами Давид называет здесь посылаемые от Бога наказания, каковы: глады, моровые язвы, несчастья и подобные им, чтобы сими страшными и всеми известными бедствиями привести в сотрясение и пробудить нерадивых и презрителей заповедей Божиих. А все сие и выше сказанное должно разуметь о первом пришествий Христовом; потому что почти то же самое написано и в 17м псалме о первом пришествии Христовом, именно, что преклонил небеса и сошел, что основания, гор пришли в смятение, что взошел дым от гнева Его, и что послал стрелы, и разгнал, молнии умножил, и смутил их; каковых слов изъяснение можешь прочитать там. Впрочем не будет противно цели, если разуметь сии слова и о будущем втором пришествии Христовом. (1)
(1) Слова Евсевия: В высшем значении молниею называет евангельскую проповедь, которою рассыпаны полчища злых демоном; а стрелами – святых апостолов, посредством которых вонзил стрелы в мысленных врагов. Феодорита: Сим словам дал вид желания, а предсказывает ими будущее, что предвозвещал Бог чрез пророка Иезекииля. Ибо Он таким образом истребил всех их, т. е. восстававших на Иудеев, по возвращении их из Вавилона, как мы сказали и начале псалма.
Посли, прибавляет, Господи, с неба заступающую силу Твою и непреодолимую помощь Твою,(1) и избавь меня от вод многих, то есть от врагов, которые, на подобие вод многих, устремляются на меня бесчинно и сильно и великим порывом своим увлекают, по Златоусту, все попадающееся им на пути. Или водами многими называет множество скорбей и искушений, причиняемых видимыми и невидимыми врагами, как мы сказали, при изъяснении слов 68-го псалма: спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей. Далее продолжает: избавь меня, Господи и от людей, чужих для меня, или отчуждившихся от Тебя, Боже, по причине беззаконий своих, (2) ибо уста их говорили ложь и бесполезные слова, или лучше вредные. А как слова их вредны, так и десница их, т. е. дела их злы и неправедны. (3)
(1) Евсевий, рукою, посылаемою называет Единородного.
(2) Златоуста: Сынами чужими называет не иноплеменных, но устранившихся от истины и нечестивых. Ибо как верующих мы почитаем своими и братьями, так неверных чужими и по сему признаку мы преимущественно узнаем, кто свой и кто чужой. Как же, скажет кто-либо, Христос назвал ближним Самарянина? Хотя великое было различие, но не по отношению к природе. Итак, в рассуждении обязанности благотворения всякий человек пусть будет твой ближний; а когда должно открывать истину, то различай своего от чужого. А по словам Афанасия и Евсевия, сынами чужими, называет обрезанных, которых вопли против Спасителя и баснословные предания суетны и которые, потеряв право иметь Бога Отцом своим, стали чужими сынами, по той причине, что сделались порождениями ехидниными или диавола. Так и Феодорит понимал чужих, разумея не иноплеменников, но нечестивых; а равно и водами многими назвал народ нечестивый и язычников. Ориген сынами чужими называет разномыслящих, коих уста говорят суету, учение лукавое, а десница их есть десница неправды по причине злых дел, почему и диавол стоит одесную их, как около Иуды.
Я, прибавляет, воспою Тебе, Господи, песнь и хвалу новую и благодарную; потому что, как царь от нищего, которому благодетельствует, ничего другого не ищет, кроме благодарности и доброго слова: так и Бог ничего другого не требует от человека нищего и незначительного по природе за оказываемые ему многие и великие благодеяния свои, кроме благодарения и славословия. Впрочем, царь требует признательности и похвалы от нищего и сею похвалою его получает большую знаменитость; а Бог требует от человека благодарности и прославления, чтобы сделать его самого более знаменитым и оказать ему новые благодеяния свои. (1)
(1) По словам Афанасия и Eвceвия, новою песнью означается новый, или евангельский завет; ибо словами нового уничтожил, говорит, древний, как сделавшийся ветхим.
Во псалтири десятоструннем пою Тебе
древности подзаконной псалмы петы были при употреблении десятиструнной псалтири, а ныне в новой евангельской благодати десятиструнную псалтирь составляет человек из самого себя, как имеющий пять чувств телесных и пять сил душевных. Итак, когда глаз смотрит верно, правильно и беспристрастно, слух устремляется к духовным словам, словом каждое телесное чувство и каждая душевная сила производит свои действия бесстрастно, чисто и богоугодно. Тогда, по словам Златоуста, человек поет, благодарит и приносит Богу славословие, как бы бряцая на десяти струнах. (1)
(1) Другой говорит: Христос составил великую псалтирь по всей вселенной из народа составляющего Церковь Его: она т. е. десятиструнная псалтирь, т. е. совершенная, посредством которой бряцает своему Отцу новую песнь.
Я, продолжает, буду петь Тебе, Господи, благодарную песнь, как дающему царям спасение, так как не войска и не другие силы спасают царей, по словам Златоуста, но сила и помощь Божия. И Ты избавляешь меня – раба своего от всякой бедственной войны, и от всякой горькой смерти.
Тоже самое сказал и выше; а повторяет сие для того, чтоб усилить свою молитву. (1)
(1) Феодорита: Не напрасно сие повторение: имея говорит о благоденствии их, он порицает их в лукавстве, чтобы приклонить Бога на помощь. Те, говорит, которые столько злословят Тебя и живут в неправде и лукавстве, плывут при благоприятных ветрах и, получая от Тебя изобилие благ, обращают благополучие свое в средство к неправде.
Сими словами Давид изображает благополучие и богатство нечестивых и беззаконных людей: сыны таковых, сказывает, нежны и здоровы в юности своей, как нежны молодые масличные деревья. И дщери их столько украшены и убраны, что представляются, по своему убранству и красоте, подобными красивому и изукрашенному храму.(1)
(1) Слова Феодорита: Они, говорит, получили много чад, и окружены сынами, как молодыми и красивыми растениями или лучше, как говорит Никита, новоутвержденными и совершенными; ибо писание водруженным в юности называет то, что пришло в больший возраст разумея, т. е. то, что имеет, по возрасту, больше благоразумия; а дщерей не только украшает природа, но и великое украшение и искусственное, по которому они уподобляются храмам, украшенным, в честь идолов, каково украшение румянами, или блудническое.
Сокровищницы, прибавляет, и беззаконных и нечестивых столь полны богатством, что не вмещая множества сокровищ, выпоражниваются из одного хранилища в другое, или кладовые с пшеницею, вином и елеем их опоражниваются из меньших в большие, по причине, как полагает Феодорит, великого изобилия плодов, как делал и безумный богач, сказывая: сломаю житницы мои и построю просторнее ( Лук. 12:18 ).
Овцы, продолжает описание, у нечестивых многоплодны, т. е. или многорождающие по два и по три вдруг всякий раз, или каждый год по два раза, вследствие чего выходя на пажить они бывают уже многочисленны. Ибо исходами называет или рождения овец, или выходы их на пажить. И волы их также тучны, каковы, по словам Оригена, в изобильном Египте (2)
(1) В других списках, также у Златоуста и Феодорита, написано с острым ударением на предпоследнем слове: πολυτον (многопдодны) и означает действие в отношении к рождающим овцам, Ибо πολυτονα есть страдательное и употребляется не в отношении к рождающим, а к рождаемым (во множестве рождающиеся).
(2) У древних, по словам Златословесного, все богатство состояло в коровьих и овечьих стадах и плодах их до изобретения нынешней беспечной жизни. Тоже, по словам Никиты, и Иов говорит о нечестивых: Почему нечестивые живут и состарились в богатстве? Посевы у них благополучны и дети у них пред глазами; их домы изобильны, и страха нет нигде. Наказание от Господа не посылается на них. Коровы у них не выкидывают; чревоносящая сберегается, плода не теряет. И они как вечные овцы. Дети их играют друг с другом: взяв псалтирь и гусли в руки, увеселяются пением песней (псалма); и оканчивают жизнь свою среди благ ( Иов. 21:7–13 ). Впрочем, несколько ниже говорит о них: светильник нечестивых угаснет; и постигнет их истребление; болезни придут на них от гнева. И Давид, сказав так в 72-м псалме: Я поревновал беззаконным, видя мир грешников, далее говорит: как они пришли в запустение, внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. Иносказательно же, по словам того же Никиты, сии слова можно понимать так: сыны прежнего иудейского народа благоцветущи, а плоть праведника и верного христианина слаба и мудрование умерщвлено. Ибо они говорят: хотя внешний наш человек и тлеет, но внутренний со дня на день обновляется. Дщери Сионские у необрезанных ходят с выпрямленною шеею и мигают глазами; почему они и не были храмом Божиим, как святые души верующих, но подобием храма, в котором живет дух злой. И у Иудеев, или язычников сокровища излишни и преизливаются, потому что они собирали сокровища на земле; а у верных сокровища на небеси. У первых овцы многоплодны и волы тучны, каковы и на богатых пажитях Египта; а стадо праведника составляет души нетленные и благие и словесные овцы. Сверх того и мысли неправославных суть сыны их и сравниваются с новосаждениями, коих крепость не в совершенстве, а в юности; дщери же их суть речи слишком украшенные словосочинением и свойственным песням выражением; почему и составляют не храм, а подобие его, поелику не имеют в себе божественной мысли подобно словам Священного Писания, которое составляет храм Божий для занимающихся им правильно.
Нивы, говорит, и виноградники у нечестивых и злых людей приносят плоды, и не только это, но и ограды, или стены городов и домов их (или и виноградников и садов их) стоят крепко, и ни одна из них не разрушается. Притом не видно и выхода толпы, и не слышно вопля, т. е. возмутительного, или плачевного на улицах городов их, или, по словам другого толковника, в дворах их. А сим Давид хочет выразить мир и временную безопасность нечестивых; так как где бывает страх и нападение со стороны врагов, там бывает и выход толпы, шум и вопли и смятение; а где сего страха нет, там не бывает упомянутых явлений. (1) О мире же нечестивых Давид сказал и в 72м псалме: я поревновал беззаконным, видя мир грешников.
(1) Симмах яснее выразился: Нет разрушения, нет выноса, нет рыдания на улицах их, т. е. они всегда благополучны, по словам Феодорита, и никогда не бывает у них несчастья, не бывает вопля, как по умершим; но проводят время в удовольствии и смехе, не испытывая никаких неприятностей.
Многие, заключает, из простых и неразумных людей называют блаженным и счастливым тот народ, у которого находятся выше упомянутые телесные блага, составляющие благоденствие их. За сим, исправляя столь погрешительное суждение многих и безрассудных людей, Давид присовокупляет и то, каков правильный суд, и какой народ по истине должно называть блаженным: тот, говорит, народ блажен и счастлив, у которого Господь Бог составляет участок и богатство и наследство, или тот, над которым имеет власть и господствует Бог, не просто потому, что он есть творение Его, но потому что он добровольно служит Ему и хранит заповеди Его; ибо это составляет истинное блаженство, то есть, когда кто хранит и исполняет заповеди Божии, и это есть благо постоянное и вечное. (1)
(1) Слова Евсения: В высшем значения указывает здесь на два народа – на народ из обрезанных и народ Христов, коего (последнего) Господь Бог Слово есть Бог, согласно с сказанным: люди, которых Я не знал сделались рабами мне, сыны чужые обветшали, Феодорита: Не научившиеся истине не умеют различать вещей по свойству их, но поставляюсь благополучие в роскоши, богатстве и владычестве, и кто достиг оных, участь того называет завидною и делающею его счастливым. А научившиеся добродетели и участники Божественной премудрости называют блаженным тот народ, который пользуется Твоим промышлением и Твое попечение предпочитают всему житейскому. Такие блаженства открыл нам и Господь: блаженны, говорит, нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды и блаженны плачущие; ибо их есть царство небесное. А возлюбившие житейские сласти, насладившись ими на краткое время, когда настанет жатва, за кратковременное удовольствие получают продолжительную (вечную) болезнь.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.