Псалом 132 для чего
Псалом 132
Псалом 132: Слава единству
Великое не обязательно должно быть большим. Этот псалом краток, но это настоящая жемчужина, в духовном и литературном отношении, а качество важнее, чем количество.
Автор псалма делает четыре основных замечания. Во-первых, хорошо и приятно верующим жить в единстве. Во-вторых, это наслаждение. В-третьих, это укрепляет. И наконец, это гарантирует Божье благословение.
132:1 Приятно видеть единство среди братьев. Но быть вместе не значит соглашаться во всем. Что касается важных вещей, тут должно быть согласие. Что же до второстепенных вопросов, здесь мнения могут быть разными. Но во всем должна быть любовь. Единство — это не единообразие; мы все разные, но это не мешает нам работать вместе. Все члены человеческого тела разные, но, когда они работают, подчиняясь голове, это славное единство. Единство может быть без единодушия; Бог никогда не требовал, чтобы все соглашались по всем второстепенным проблемам. Достаточно соглашаться в основном. Обо всем остальном мы можем спорить, пока споры не становятся неприятными. Настоящие враги единства — зависть, сплетни, обвинения, придирчивость и отсутствие любви.
132:2 Единство подобно ароматному благовонию, которое использовалось при помазании священника Аарона (Исх 30:22−30). Благовоние выливали на голову, потом оно стекало по бороде, а потом — на края одежды. Приятный аромат ощущал не только сам священник, но и все, кто стоял вокруг него. Святой елей помазания символизирует служение Святого Духа, нисходящего на Божий народ, подобно благовонию. Когда верующие счастливы вместе, они источают аромат свидетельства вокруг себя.
132:3 Единство укрепляет. «Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские». Автор описывает гору Ермон как источник прохлады и влаги, распространяющихся на окружающие горы. Опять же роса символизирует Святого Духа, несущего отдохновение единым братьям всех концов земли. Никто не может измерить влияние верующих, которые живут в общении с Богом и друг с другом.
Наконец, Господь заповедал благословение братьям и сестрам, которые живут в единстве. Возьмем, например, День Пятидесятницы. Ученики жили в согласии и мире, вместе молились и ждали обещанного Святого Духа. Вдруг Дух Божий сошел на них во всей Своей полноте, и они стали распространять аромат Евангелия на Иерусалим, Иудею, Самарию и до краев земли.
Благословение — это жизнь на веки. Это можно понять двояко. Когда Божьи верующие живут в единстве, они сами наслаждаются жизнью в самом полном смысле слова. И не только: они становятся источником жизни для других.
комментарии МакДональда на Псалтирь, псалом 132
Псалом 132
Данный псалом — лаконичный панегирик единству и братской любви, которая, если не понимаешь, к каким бедствиям приводят разногласия между людьми, может показаться ненужной. Слов для убеждения людей жить в мире никогда не будет много, главное — чтобы их было достаточно. Существует предположение, что данный псалом был записан Давидом по случаю единения колен, когда они встретились, дабы единодушно поставить Давида царем. Данный псалом универсален и применим к любому сообществу, как к малому, так и к великому, как к светскому, так и к священному. Здесь представлено (I) учение, зиждущееся на блаженстве и братской любви (ст. 1).
(II) Иллюстрация к данному учению, состоящая из двух сравнений (ст. 2,3).
(III) Обоснованное доказательство (ст. 3). Нам же остается только применять данное учение, что мы делаем, воспевая псалом и вдохновляя себя и друг друга на святую любовь. По своему содержанию в нашей Библии данный псалом краток, но очень точен, он являет «преимущество общности святых».
Песнь восхождения Давида.
Стихи 1−3. Здесь обратите внимание на то,
I. Что восхваляется — жить братьям вместе, не просто не ссориться и не уничтожать друг друга, но находить радость во взаимном проявлении заботы, помощи ближнему в достижении благосостояния и служении друг другу. Иногда считается наиболее целесообразным для сохранения мира жить врозь и в удалении друг от друга, что на самом деле может предотвратить вражду и ссоры (Быт 13:9). Однако какое великое благо жить братьям вместе, жить в единстве, жить как один (есть и такое чтение стиха), единым сердцем, единою душой, едиными интересами! У Давида было много сыновей от многих жен, вероятно, он написал данный псалом им в наставление, дабы воодушевить их любить друг друга, ибо, если бы так и было, то скольких несчастий, возникших в семье, можно было бы благополучно избежать! Во времена Судей многие колена Израилевы жили разрозненными интересами, и это часто имело негативные последствия. И вот они объединились под единой главой — царем, который желает довести до их сознания преимущества такого единства, в особенности теперь, когда место ковчега определено и есть центр, где они могут встречаться для всеобщего поклонения. Так пусть же отныне живут в любви!
II. Насколько это похвально: как хорошо и как приятно! Единство хорошо само по себе и согласуется с волей Всевышнего, способствуя сообразованию земли с небом. Оно хорошо для нас, к нашей чести и утешению. Оно приятно и угодно Господу и всем благочестивым людям; тот, кто действительно живет в единстве с братьями, имеет постоянный источник радости. Как хорошо! Нам недоступно постичь и выразить всю благость и приятность единства. Оно — настоящая редкость и посему достойно восхищения. И мы изумляемся тому, какими хорошими и приятными могут быть отношения между людьми — так много неба на земле! Единство — привлекательно, оно притягивает наши сердца. Оно достойно подражания, мы должны свято следовать такому образцу.
III. Какими примерами проиллюстрирована приятность единства.
1. Оно ароматно, как святой елей для помазания с дивным благоуханием, распространявшимся к великой радости всех стоявших рядом, когда его возливали на голову Аарона или его последователя-первосвященника. Елея было так много, что он стекал на лицо, попадая на воротник и даже на края одежды (ст. 2).
(1) Этот елей был святым. Такой же должна быть наша братская любовь — с чистым сердцем и преданностью Господу. Мы должны любить рожденных от Господа (1Ин 5:1).
(2) Состав елея был определен Всевышним, именно Он предписал, какие вещества и в каком количестве должны в него входить. Таким же образом верующие научены Богом любить друг друга; Божья благодать действует в нас.
(3) Елей был драгоценным, и что-либо подобное не подлежало приготовлению для употребления в быту. Такова же и святая любовь в Божьих глазах — цена ее велика, а то, что дорого с точки зрения Господа, — поистине драгоценно.
(4) Елей был приятен как Аарону, так и окружавшим его. Так же и святая любовь — она подобна масти и курению, которые радуют сердце. Любовь Христа к людям входила в состав елея радости, которым Он был помазан более соучастников Своих.
(5) Аарон и его сыновья не допускались к служению Господу до тех пор, пока не были помазаны этим елеем, так же и наше служение неугодно Всевышнему без святой любви; без нее мы — ничто (1Кор 13:1,2).
2. Единство приносит плоды. Он полезно, равно как и приятно; оно — как роса. Единство приносит обильные благословения, многочисленные, как капли росы. Оно остужает обжигающий жар страстей человеческих, подобно тому как вечерняя роса охлаждает воздух и освежает землю. Оно сильно помогает нам приносить плод во всяком добром деле. Единство дарит сердцу живительную влагу, делая его кротким и способным принять доброе семя слова, в отличие от злобы и коварства, мешающих нам принять слово (1Пет 2:1). Единство — как роса Ермонская (Ермон — общественный холм, а братская любовь украшает светские сообщества и приносит им пользу), сходящая на горы Сионские, святую гору, ибо значительно способствует принесению плода святыми сообществами. Ермон, как и Сион, без росы иссушился бы. Об этой росе сказано, что она не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых (Мих 5:7). Так и наша любовь к братьям не должна зависеть от их любви к нам (так любят и мытари), но превзойдет ее — ибо это Божественная любовь.
IV. Доказательство превосходства братской любви. Любящий народ — благословенный народ, ибо (1) его благословляет Господь, поэтому речь идет об истинном благословении: там, где братья живут вместе в единстве, заповедал Господь благословение, не простое, а включающее все благословения. Провозглашение благословения — прерогатива Всевышнего, человек может только просить о нем. Благословения по обетованию — заповеданные благословения, ибо Господь заповедал на веки завет Свой. Благословения, имеющие действие, — заповеданные благословения, ибо то, что произносит Господь, сбывается.
(2) Народ сей благословлен навеки. Благословение, заповеданное Господом для живущих в любви — это жизнь на веки, благословение благословений. Живущие в любви живут не только в Господе, но и живут уже на небе. Поскольку совершенство любви — это блаженство небес, то искренность любви является залогом данного блаженства. Живущие в любви и мире наслаждаются присутствием Бога любви и мира сейчас и вскоре будут с Ним навеки в мире бесконечной любви и мира. О, как же это хорошо и как приятно!
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 132
Псалом 132
Считается, что псалом 132 относится к песням восхождения и несет в себе похвалу еврейскому народу, который объединяется и хранит верность заповеди Господней держаться всем вместе. Когда вынужденно евреи жили разрозненно, они стали невольными нарушителями этой заповеди, поэтому главное их желание – воссоединение их разоренной земли и живущих на ней детей Израиля.
Текст молитвы псалом 132
Содержание песни наполнено радостью, связанной с объединением евреев на их земле. Текст псалма 132 – это похвала тем, кто объединяется, кто понимает, что жизнь в единении наполнена счастьем и милостью Божьей.
На церковнославянском языке с ударениями
Чтение псалма звучит как гимн прославления Господа. Его исполнение на церковнославянском (старославянском) языке позволяет обратить к Богу слова радости и благодарности за возможность объединения.
1 Се что́ добро́, или́ что́ красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе?
2 Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходя́щее на оме́ты оде́жды его́,
3 я́ко роса́ Аермо́нская сходя́щая на го́ры Сио́нския, я́ко та́мо запове́да Госпо́дь благослове́ние и живо́т до ве́ка.
На русском языке
Если душа переполнена радостью и благодарностью Господу, а попасть на богослужение в храм нет возможности, можно читать псалом 132 на русском языке в домашних условиях, то есть – келейно. Это нисколько не снижает эффективность его исполнения. Наоборот, псалом 132 на русском языке дает возможность проникнуться красотой и радостью песни:
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
История написания
Происхождение псалма относят к периоду переноса Ковчега Завета в Иерусалим, когда город приобрел не только статус административного, но и религиозного центра для всего еврейского народа, способствующего братскому единению.
Толкование псалма 132
Чтобы понять, для чего читают псалом 132, важно разобраться в смысле каждой его строки и получить необходимое толкование.
О чем говорится в молитве псалом 132
Короткий текст 132 псалма, который исследователи причисляют к одной из песней восхождения, написанных царем Давидом, содержит похвалу еврейскому народу: его единству и верности заповеди Божией держаться вместе. История знает несколько периодов, во время которых иудеи вынужденно нарушали этот завет, и жили в рассеянии, не имея ни своего храма для молитвы и принесения жертв, ни государства, ни суда. Это были периоды пленения и порабощения, но, согласно толкованию 132 псалма, во время их главным пожеланием иудеев было воссоединение и восстановление своей разоренной земли.
Христианский псалом 132: молитва о примирении народов
При толковании 132 псалма наибольшую сложность вызывает фраза «Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс. 132, 2). Почему Псалмопевец сравнивает стремление евреев к единению с елеем? Предполагается, что при посвящении Аарона в первосвященники на него вылили такое количество священного масла, что оно стекало с его головы до самых краев одежды, и автор псалма подразумевает, что, как елей связывал голову Аарона с подолом его платья, так и Иерусалим вовек связывает иудеев, в какой бы части земли они не жили. Слушать онлайн и читать православный псалом 132 следует о примирении воюющих народов.
Слушать на видео псалом 132 на современном русском языке
Читать текст церковной молитвы псалом 132 на русском языке
Песнь восхождения. Давида.
Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Православный Псалтырь, текст псалма 132 на церковно славянском языке
Се, что добро, или что красно, но eже жити братiи вкупе? Яко миро на главе, сходящее на браду, браду аароню, сходящее на ометы oдежды eго; яко роса аермонская сходящая на горы Сiонскiя; яко тамо заповеда Господь благословенiе и живот до века.
Псалом 132
Предузнав совершенное восстановление единоплеменников своих Иудеев, что они, по освобождении своем от восстававших на них соседственных народов, имели построить храм и город Иерусалим и жить под управлением одного начальствующего, или вождя Давида, советует им настоящим псалмом не разделяться, как прежде отделились было десять колен и поставили себе особого царя, раба Соломонова, Иеровоама, и переселились из Иерусалима в Самарию; а два колена Иудово и Вениаминово имели особого царя в Иерусалиме, как написано в 12-й гл. 3 Царств, каковое разделение было причиною для Иудеев многих преступлений закона и войн и бедствий, советует, говорю, Давид братьям единоплеменникам своим не разделяться, но всем вместе жить под управлением одного главноначальствующего. Что другое, говорит, столь хорошо и столь радостно, как жить братьям и единоплеменникам совокупно в одном ли и том же месте, или, если и не могут жить совокупно по месту, по крайней мере жить совместно по единомыслии и любви и в единодушии!
(1) Сие совокупное сожительство братьев, говорит, есть вместе дело радостное; так как много вещей хороших, но не все в то же время радостны, и наоборот, есть много вещей приятных, которые не могут быть в то же время названы хорошими, т. е. полезными для души. А сожительство и единомыслие братий есть, но Златоусту, в совокупности хорошо; но и то и другое весьма не легко соединить, и даже трудно; (2) далее он уясняет такое сожительство следующим сравнением:
(1) Слова Феодорита: При царе Ровоаме, сыне Соломоновом, колена разделились, и десять из них следовали Иеровоаму, а два пожелали остаться в царстве Давидовом; а по возвращении из Вавилона, опять совокупились и возлюбив согласие и единоначалие, жили под одним главным вождем и совокупно совершали законное богослужение.
(2) Златословесного: В сожительстве братий две вещи совокупляются и удовольствие и красота. Сим то особенно изобилует любовь: кроме пользы она имеет легкость и приятность, что и здесь похваляет. Ибо не просто упомянул о жительстве и не о единении посредством обитания в одном доме, но о совокупном ( επι το αυτο ) жительстве, т. е. в согласии и любви, ибо это составляет единодушие. Феодорита: Мы самым опытом дознали, что нет ничего приятнее братского согласия. Братьями называет колена; так как соименные им племеноначальники были дети одного отца Иакова. Сим также стихом Давид, по словам Никиты в Своде, предсказал и о общинах, т. е. общежительных монахах, речением: что так хорошо, изобразив испытание в жизни, а что так прекрасно – происходящее из единомыслия и единения веселие. Безыменного: По прямому смыслу, вытекающему из слов, хорошо бывает тогда, когда единоверны; а когда согласны и в делах, то это составляет красоту. А под братиями, живущими совокупно, можешь разуметь три душевные силы (т. е. мысль, слово и дух), или душу и тело. Итак, когда они согласны касательно познания божественных предметов, то это хорошо; а когда согласны и в добрых делах, то это прекрасно.
Столь, говорит, хорошо и столь приятно жить братьям совокупно и иметь между собою согласие, как и приятно законное миро, которым помазывали священников чрез возлияние на главу их. Ибо как миро оное было хорошо, как святое, и приятно, как благовонное: так хорошо и свято и приятно и благовонно сожительство и единомыслие братьев в добром. Оно хорошо потому, что сего требует и природа и закон Божий, а оно же прекрасно, как полезное для жизни и души. поелику же оное миро, которое изливалось на главу священника, скатывалось на браду его, то посему он и говорит здесь: сходящее на браду его; на браду, т. е. браду Аарона; поколику он первый помазан законным помазанием. Или Аароном называет каждого священника, как происходившего от Аарона. А как означенное миро с бороды Аарона спускалось на край одежды, т. е. на край священнической одежды, то посему он говорит: сходящее на ометы одежды его. Другие вместо ометы переводят отверстие одежды, на которое опускалось миро. (1)
(1) Слова Феодорита: Этот архиерейский елей (миро) составлялся из различных благовонных веществ: смирны, киннамона (корицы), тростника и ирани (благовон. корня); но ни одно из них не дает само по себе такового благоухания, а соединение и смешениe всех производит самый благовонный состав. Итак, прилично ему уподобил братское согласие. Ибо совокупность многих правых действий производит благоухание совершенной добродетели. Так, говорит, хорошо единодушие, как (хорошо) оное подзаконное миро, которым помазывали священников и которое изливалось на главу священника. Григория Богослова: Есть у меня и миpo, но такое, которым помазуются только священники и цари, миро многосоставное и многоценное и за нас истощенное. Но оно составлено искусством великого мироварца. О если бы и я сподобился принесть Богу благовоние сего мира! (2е на Юлиана). Другой говорит: Ометом назвал то, что мы называем украшение одежды около шеи, около уст, или быть может бахромы, в конце риз нашиваемые и опушки. Итак, как священное миро, стекавшее с головы чрез бороду на край одежды, исполняло, по словам Феодорита, священника благовонием: так и польза от согласия объемлет всех, простираясь от начальника до подчиненных. Оригена: Дух Святой, о котором написано: Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня, во-первых, исполнял главу всего тела, которая есть Христос; после нее снисходил на лик апостолов, который есть украшение лица Христова, впрочем и на них не остановился; но и одеждам – внешним собраниям, украшающим святое тело, сообщил благовоние; почему и Павел говорит: Христово благоухание мы. От него получается помазание новорожденных для Христа (т. е. крещенных); и о семь также предсказал Исаия: испиют вино, помажутся миром; предай вое сие народам. Ибо это совет на все народы ( Ис. 25:7 ). Божественного Максима: Миро есть Дух Святой; глава – ум, а брада Аарона – слово, убивающее страсти и приносящее Богу священнодействие добродетелей. Далее благодать Духа нисходит на омет одежды, т. е. чрез деятельное любомудрие распространяется и на нравственное. Ибо омет одежды есть конец ее.
Аермон есть гора, близкая к горе Ливанской, по замечанию Дидима. И гора Аермон зимою собирает к себе много снега, который и хранит; а из сего снега, во время летних жаров поднимаются пары, которые, сгущая воздух на Сионе, производят тогда великую росу. Итак, как роса сия хороша, поелику необходима для земли и вместе приятна, поелику тихим схождением своим доставляет, людям приятность, так хорошо и приятно сожительство и единодушие братьев. А как роса сия получает начало и бытие свое от горы Аермона, то посему Давид и назвал ее росою Аермонскою. (1)
(1) Слова Дидима: Так как на Аермоне много собирается снега, который здесь назвал росой; а снег сей, собираясь из многих каплей, в одно плотское тело превращается; то прилично уподобляет сему согласие Церкви. Кирилла: Снисходит на Церковь утучняющая ее небесная роса, разумеется, мысленная, духовная, Феодорита: Столь великая роса бывает от Аермона, что с кирпичных крыш текут капли. А Аермон есть также гора палестинская, принадлежавшая земле Израильской; о чем смотри слова: помяну о тебе от земли Иорданской и Ермонитской ( Псал. 41:7 ); также: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются ( Псал. 88:13 ). Оригена: Горы Сионские суть святые, смотрящие на высоты; и на них то сходить роса. Аермон же значит: отвращение от зверей. Говорят также, что там начало свое получает и Иордан. А это означает благодать святого крещения; так как она всегда сходит на святых и чрез нее производится отвращение от мысленных зверей.
Яко тамо заповеда Господь благословение
Там; где? где, по Златоусту, сожительство братьев, и где единодушие, братолюбие и любовь, которая есть глава добродетелей, там, говорит, Бог послал благословение. А благословение, если оно дается людям от Бога, есть прославление и хвала, если же от людей произносится к людям, есть молитва и прошение к Богу о людях. (1)
(1) Златословесного: Самое единодушие есть благословение, как противное ему есть проклятие. Посему некто, похваляя его, говорит: прекрасно пред Господом и человеками единомыслие братьев и дружество между ближними, когда жена и муж вместе живут ( Сир. 25:2 ). Это загадочно похваляет и другой: когда два спят, то им тепло ( Ек. 4:11 ); потом и силу любви: тройная веревка не скоро разорвется (там же 12); и брат, получающий помощь от брата, как город укрепленный ( Прит. 18:19–20 ); и Христос: где собраны два или три во имя Мое, там и Я посреди их ( Матф. 18:20 ). Ибо где любовь, там великая прочность, великое Божие благоволение; – она мать благ; она корень и источник; она прекращает брани; почему и сказано: жизни до века.
здесь подразумевается общее выражение: так повелел быть, т. е. там в братолюбии и любви Бог повелел быть жизни долголетней до определенного века, или времени, т. е. во все определенное каждому время жизни. Ибо как брань и возмущение бывает причиною смерти; так напротив мир и любовь доставляют людям, по словам Златоуста, жизнь, потому что имеющие между собою мир и любовь, и не убивают друг друга, и от врагов не получают вреда и погибели, как охраняющие друг друга и укрепляющее посредством единодушия, единения и любви.(1)
(1) Феодорита: Там повелел быть благословению, не на Ермоне, говорит, а на Cионе, на котором ниспослана на святых апостолов и животворящая роса всесвятого Духа, чрез которую все верующие приобретают вечное благословение: потому что у них одно сердце и одна душа; а подаваемая Святым Духом благодать есть залог всех благ и жизни вечной.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.