Псалом 123 для чего читают
Псалом 123
Как гласит история, у иудеев был непростой период пленения вавилонского. Тогда они потеряли всё, кроме веры в Господа. Их город был разрушен, разрушены были и жизни многих. Но народ не отчаялся, молитвы были услышаны. И восхождение в родные места, а именно на гору Сион состоялось. Все это описано в хвалебных песнях в сборнике Псалтырь. Псалом 123 один из них. Его еще называют Песней Восхождения.
Текст молитвы
Зачастую хвалебные песни зачитываются в храмах на церковнославянском языке. Дома верующий человек может читать псалом 123 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Яко а́ще не Госпо́дь бы был в нас, да рече́т у́бо Изра́иль,
2 я́ко а́ще не Госпо́дь бы был в нас, внегда́ воста́ти челове́ком на ны, у́бо живы́х поже́рли бы́ша нас,
3 внегда́ прогне́ватися я́рости их на ны, у́бо вода́ потопи́ла бы нас.
4 Пото́к пре́йде душа́ на́ша,
5 у́бо пре́йде душа́ на́ша во́ду непостоя́нную.
6 Благослове́н Госпо́дь, И́же не даде́ нас в лови́тву зубо́м их.
7 Душа́ на́ша, я́ко пти́ца изба́вися от се́ти ловя́щих: сеть сокруши́ся, и мы изба́влени бы́хом.
8 По́мощь на́ша во и́мя Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
На русском языке
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль,
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею;
5 прошли бы над душею нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
История написания
Есть предположение, что автором текста псалма 123 является царь Давид. А написал он его Господу дабы спасти народ от неминуемой опасности со стороны чужаков, либо внутригосударственного бунта. К сожалению, этот факт остается неизвестным. Чтобы не происходило в те далекие времена, но песнь вбирает в себя всё благоговение Господом. Царь благодарит Всевышнего за победу над врагами.
Для чего читают псалом 123?
Молитва псалом 123 зачитывается при:
Толкование псалма 123
Песнь Восхождения имеет простое толкование. Сама молитва не большая, не составит труда ее понять и заучить.
Правила чтения
Как и любая другая хвалебная песнь, читают псалом 123 на русском языке и церковнославянском. Молитвы можно зачитывать со сборника Псалтырь, отдельно с листа, либо заучивать наизусть.
Псалтирь | псалом 123
По нашему предположению, Давид записал этот псалом по случаю свершенного Господом для царя и его народа великого избавления от серьезной опасности, грозившей всем истреблением то ли вследствие вторжения чужестранцев, то ли вследствие мятежа внутри страны, – точно нам не известно. Как бы там ни было, Давид восторгается и желает, чтобы и другие восторгались благостью Всевышнего, принесшего им избавление. Псалмопевец усердно воздает всю славу Господу, не приписывая себе никаких заслуг, как это зачастую делают победители.
(I) Давид описывает всю серьезность нависшей над ним и его людьми опасности, говоря об истреблении, на грани которого они были (ст. 1-5).
(II) Воздает Господу славу за избавление (ст. 6-7, ср.ст.1-2).
(III) Воодушевляет довериться Всевышнему (ст. 8). Воспевая данный псалом, мы применяем его не только к некой конкретной ситуации избавления нас и народа Божьего Господом в наши дни или во дни наших отцов, но и размышляем о великом труде искупления, совершенного Иисусом Христом, освободившем нас от сил тьмы.
Песнь восхождения Давида.
Стихи 1-5. Здесь Давид призывает израильтян воздать Господу хвалу за избавление. Обратите внимание:
I. Какими злобными были люди, вознамерившиеся истребить народ Божий. Да скажет Израиль, что от смерти его отделял лишь один шаг: чем более безнадежной кажется болезнь, тем сильнее проявляется исцеляющее мастерство Врача. Отметьте:
1. Откуда пришла угроза: восстали на нас люди, твари, подобные нам, тем не менее вознамерившиеся нас истребить. Homo homini lupus – человек человеку – волк. Неудивительно, если красный дракон и рыкающий лев ищут нас поглотить, но чтобы люди жаждали крови себе подобных! Чтобы Авессалом искал крови собственного отца, а женщина упивалась кровью святых, согласно откровению Иоанна, – сему мы должны дивиться удивлением великим. От людей мы ждем человечности, но есть лицемеры, губящие ближнего своего. Что же случилось с этими людьми? Почему возгорелась ярость их на нас (ст. 3)? Они за что-то разгневались на нас и решили, что покарать неугодных можно лишь полным истреблением. Жесток гнев, неукротима ярость. Гнев злоумышленников разгорелся подобно огню, готовому испепелить нас. Они горды, а по гордости своей нечестивый преследует бедного. Нечестивцы дерзки в своих нападках, они восстали на нас, поднялись в бунте, полные решимости поглотить нас живьем.
2. Насколько сильной была угроза: еще немного – и она стала бы фатальной: «С нами разделались бы, подобно тому как лев съедает ягненка, не просто убили бы, но поглотили полностью, не оставив и мокрого места, мы бы и опомниться не успели, как поспешно были бы проглочены, отправившись в утробу живыми. Мы едва спаслись от гибели под потоками вод, подобно тому как при наводнении оказываются затопленными низины, а песчаный берег исчезает в весеннее половодье». В своих размышлениях Давид приходит именно к такому сравнению, и здесь мы наблюдаем подъем, свидетельствующий о принадлежности данного псалма к Песням восхождения. Воды потопили бы нас. Что именно в нас? Почему поток прошел бы над душею нашею, нашей жизнью, нашими радостями и всем, что нам дорого? Что это за воды? Почему они бурные? Подчас Господь допускает, чтобы враги зашли в своих гонениях народа Божьего достаточно далеко, дабы сила Всевышнего в избавлении была явлена по-особому выразительно.
II. Как велика благость Господа, спасшая нас, пребывавших на краю гибели: «Но с нами был Господь, и, если бы не Он был с нами, мы бы погибли».
(1) «Господь был с нами; Он встал на нашу сторону, поддерживал наше дело и защитил нас. Нам помог Всевышний, причем помощь пришла своевременно, она была с нами – совсем близко. Господь был с нами и не просто за нас, но среди нас как главнокомандующий войсками».
(2) Акцент делается на том, что Бог был Иегова. «Если бы Иегова, Бог неограниченной власти и совершенства, сам не взялся за наше избавление, то враги одолели бы нас». Посему блажен народ, чей Бог – Иегова, вседостаточный Бог. Да скажет сие Израиль во славу Всевышнего и примет решение никогда не оставлять Бога своего.
Стихи 6-8. Здесь псалмопевец далее возвеличивает великое избавление, свершенное для народа Господом.
I. Дабы сердца людей с еще большим трепетом возблагодарили Всевышнего (ст. 6): Благословен Господь. Всякое избавление – от Бога, поэтому нам надлежит славить Его. Мы не воздаем Господу должного, если не благодарим. И тем более мы должны хвалить Бога, поскольку спасались, будучи на волоске от смерти. Мы обрели избавление (1) подобно агнцу, вытащенному прямо из пасти хищного зверя: Господь не дал нас в добычу зубам их; подразумевается, что враги не имеют власти над Божьим народом, кроме той, что дана им свыше. Если Господь не предаст Свой народ зубам хищника, тот не станет добычей, и потому израильтяне спаслись, что Господь не желал допустить их гибели.
(2) Подобно птице, малой птице (речь идет о воробье) из сети ловящих. Враги очень хитры и злобны, они ставят для Божьего народа сети, дабы заманить его в грех и беду и удержать там. Подчас кажется, они преуспели настолько, что добились свой цели. Божий народ попадает в сети и сам себе помочь не может, словно немощная и неразумная птица; и когда предали все друзья, наступает самое время Богу прийти народу на помощь. Господь разрывает сети и разрушает совет врагов: «сеть расторгнута, и мы избавились». К Исааку пришло избавление, когда он лежал, готовый к жертвенному закланию. Иегова-ире – на горе Иеговы усмотрится.
II. Дабы народ Божий и все остальные воодушевились сердцем довериться Господу, когда грозит опасность: «Помощь наша – в имени Господа» (ст. 8). Давид уже призывал нас полагаться на Божью помощь лично для себя: «Помощь моя от Господа» (Пс 110:2);
здесь же речь идет о народе в целом: «Помощь наша – в имени Господа». Утешением для каждого, кто принимает интересы Израиля Божьего близко к сердцу, послужит тот факт, что Бог Израилев – это тот же Бог, который сотворил мир, а следовательно, будет иметь Церковь в мире и защитит ее во время величайших бурь и невзгод. Поэтому друзья церкви вправе довериться Господу, дабы не впасть в замешательство.
Псалом 123 «Яко аще не Господь бы был в нас»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Псалом 123 читать
1 Я́ко а́ще не Госпо́дь бы был в нас, да рече́т у́бо Изра́иль, 2 я́ко а́ще не Госпо́дь бы был в нас, внегда́ воста́ти челове́ком на ны, у́бо живы́х поже́рли бы́ша нас, 3 внегда́ прогне́ватися я́рости их на ны, у́бо вода́ потопи́ла бы нас. 4 Пото́к пре́йде душа́ на́ша, 5 у́бо пре́йде душа́ на́ша во́ду непостоя́нную. 6 Благослове́н Госпо́дь, И́же не даде́ нас в лови́тву зубо́м их. 7 Душа́ на́ша, я́ко пти́ца изба́вися от се́ти ловя́щих: сеть сокруши́ся, и мы изба́влени бы́хом. 8 По́мощь на́ша во и́мя Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
Снимок шести строк из Псалтыри, писанной собственною рукою митрополита Киприяна в исходе XIV в. https://lib-fond.ru/
Псалом 123 на русском
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами,- да скажет Израиль,-
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею;
5 прошли бы над душею нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
Псалом 123 слушать
Слова «Помощь наша – в имени Господа» можно понимать так, что наша сила в твердости упования на Господа, Который только один может спасти от самых сильных опасностей и, по человеческому пониманию, безвыходного положения.
Псалом 123
Как гласит история, евреи пережили тяжелый период вавилонского плена. Затем они потеряли все, кроме веры в Господа. Их город был разрушен, и жизни многих также были разрушены. Но люди не отчаивались, молитвы были услышаны. И восхождение произошло в родные места, то есть на гору Сион. Все это описано в песнопениях Псалтири. Псалом 123 — один из них. Ее еще называют Песней Вознесения.
Текст молитвы
В церквях часто читают хвалебные песни на церковнославянском языке. Дома верующий может прочитать Псалом 123 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Ибо, если бы Господь не был в нас, пусть говорит Израиль,
2 как будто Господь не был в нас, всегда как человек напал на нас, потому что живые пожирали нас,
3 Всякий раз, когда они сердились на нас, вода топила нас.
4 Поток проходит через нашу душу,
5 наша нестабильная вода проходит через вашу душу.
6 Благословенный Господь, Ты не дал нам есть зубами.
7 Наша душа, как птица, будет освобождена от похищения тех, кто ее поймает: сеть разорвана, и мы — благословение стариков.
8 Наша помощь во имя Господа, сотворившего небо и землю.
На русском языке
1 Если бы Господа не было с нами, пусть говорит Израиль,
2 если бы не был Господь с нами, когда народ восстал против нас,
3 тогда они бы проглотили нас заживо, когда их гнев вспыхнул против нас;
4 вода захлестнет нас, поток пройдет по нашей душе;
5 бурных вод пройдут по нашим душам.
6 Благословен Господь, не давший нам добычи зубами их!
7 Наша душа освобождена, как птица из сети ловца: сеть разорвана, и мы освобождены.
8 Помощь наша во имя Господа, сотворившего небо и землю.
История написания
Предполагается, что автором текста 123 Псалма является царь Давид. И он написал это Господу, чтобы спасти людей от неминуемой опасности извне или от внутреннего восстания. К сожалению, этот факт остается неизвестным. Что бы ни случилось в те далекие времена, но воспевание поглощает все благоговение перед Господом. Царь благодарит Всевышнего за победу над врагами.
Для чего читают псалом 123?
Псалом 123 читается по адресу:
Толкование псалма 123
Пословица Асцендента имеет простое толкование. Сама по себе молитва не велика, разобраться и запомнить ее не составит труда.
Правила чтения
Как и любая другая хвалебная песня, Псалом 123 читается на русском и церковнославянском языках. Молитвы можно прочитать из сборника Псалтири, отдельно от листа, или выучить наизусть.
Песнь Степеней, 123
Хотя псалом сей поставлен в ряду тех, которые имеют общее им надписание – Песнь степеней, но как видно из свидетельств многих древних толковников псалмов, он в списке еврейского текста псалмов, равно как и во многих изданиях Вульгаты, носит имя Давида, как составителя его, как, например, в издании: «Scripturae sacrae curcus completus», он надписывается так «Canticum graduum ipsi David». Из наших ученых исследователей псалмов того же мнения держится протоиерей Н. Вишняков, который в своей книге «О происхождении Псалтири», после разных других доводов, говорит. «За Давидово же происхождение ручается и живой, сильный язык псалма, исполненный любимыми образами и выражениями сладкого певца Израилева. Что же касается положения его в Псалтири между песнями степеней, из которых значительная часть послепленного происхождения, то оно объясняется простым лишь благочестивым употреблением его во время и после возвращения из плена, когда Господь снова даровал Израилю избавление от опасности погибнуть в плену и избавил его от многочисленных бедствий, встречавших его в опустошенном отечестве, и таким образом нисколько не мешает признавать писателем его Давида царя». А потому, хотя вернее было бы вести объяснение сего псалма из событий царствования Давида, нежели из истории послепленного периода, но так как в том и другом случае здесь выражается от лица всего народа израильского благодарность Богу за избавление от нападений со стороны жестоких и зверонравных врагов, то и самое объяснение это не будет представлять никакой характерной разницы.
Пс.123:1–3 Яко аще не Господь бы был б нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас: внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас.
Здесь прежде всего внушается всем израильтянам, чтобы они не забывали благодарить и славить Бога за Его всегдашнюю помощь и заступление от врагов. Пусть Израиль, говорит пророк, ясно сознает это и говорит (да речет), что если бы не всемогущий Господь был с ними в то время, внегда востати человеком на ны, нам никогда бы не избавиться от них. Занятые войною с сирийцами, в царствование Давида, израильтяне опрометчиво сосредоточили все свои войска исключительно на севере, оставив южные пределы свои совершенно беззащитными. При таком положении вторжение идумейских орд с юга, внезапно застигнувшее их, как неожиданное наводнение, угрожало не только опустошением их стране, но даже самому войску их поражением и истреблением. Повторив прежние слова: яко аще не Господь бы был в нас, пророк присовокупляет: убо живых пожерли Быша нас, то есть, когда враги наши устремлялись на нас, тогда мы были в опасности, чтобы они не пожрали нас так, как обыкновенно пожирает море или река людей живых, случайно упадающих в них. С водою сравнивает пророк стремление или сильное движение врагов. Если в словах: внегда прогневатися ярости их на ны – разумеет соседственных с Иерусалимом народов, которые, говорит пророк, прогневались на нас за получение нами снова отечества нашего и хотели воспрепятствовать нашему благополучию и укреплению в нем, то выражение – вода потопила бы нас – означает ту же конечную погибель нашу, если бы Господь не был помощником нашим. Св. Иоанн Златоуст по сему случаю замечает: «Давид, как отличный и первый певец в хоре, часто повелевает им говорить одно и то же, и, как учитель ученикам, преподает сие: да скажет ныне Израиль, что если бы не Господь был с нами, мы испытали бы то и то. А я повторю и ныне то, что говорил часто, что велика польза от плена. Ибо те, которые стремились к идолам и презирали Бога, послушай, что говорят ныне, как усвояют спасение свое Богу и поют благодарную песнь, как Победителю. Станем и мы теперь говорить сие, что если бы не Господь был с нами, то губительные бесы поглотили бы нас живыми, ибо чего не сделал бы враг наш диавол, который многократно просил о том, чтобы сеять и апостолов? (как пшеницу, см. Лк. 22:31–32 ). Потому что он зол и ненасытимый зверь, если бы он не был часто останавливаем, то он все превратил бы и смешал бы» [7, с 1012].
Пс.123:4–5 Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную.
Здесь нападение и устремление яростных врагов пророк опять сравнивает с потоком быстротекущей воды, которая, при разливе своем, поглощает все встречающееся ей на пути, так что, без особой сильной помощи, невозможно бывает сей поток перейти. Душа наша прошла, говорит пророк, и избавилась от такого сильного устремления на нее воды, против которой устоять невозможно (воду непостоянную). Это значит то же, что: мы прошли, или миновали невыносимое устремление на нас смежных с нами народов, и теперь мы поставлены в безопасность, потому что Господь – наш Помощник. По сему случаю блж. Феодорит замечает: «как поток, составляясь из многих ручьев, делается сильным, но не бывает продолжителен, так те, которые напали на Иерусалим, собрались из многих и различных народов, но судом Божиим уничтожены. Это показывает пророк, говоря как бы так, что если бы не явилась всесильная помощь Божия, то ничто не воспрепятствовало бы нам быть увлеченными им (потоком) и погибнуть» [7, С. 1013].
Пс.123:6–8 Благословен Господь, иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю.
Увещавая народ к благодарности Богу за избавление от врагов, пророк и сам выражает эту благодарность и влагает самые слова благодарения в уста благодарящих, причем ярость врагов сравнивает с зубами хищных зверей, готовых живыми пожрать уловляемых ими. Выражая эту благодарность, он говорит: Благословен Господь, не давший нас в ловитву зубам их, т.е. не допустивший врагов погубить нас. Далее, для выражения беспомощности иудеев, как при Давиде, так и по возвращении из плена, пророк сравнивает их положение при нападении врагов с положением птички, попавшейся в сети птицелова и избавившейся от опасности быть уловленной, потому что сеть сокрушися. Душа наша избавилась, как птица от сети ловящих, сеть расторгнута, и мы избавились. Сетью называет здесь засады и ухищрения, которые приготовляли против иудеев враги их. «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст, – как пророк представляет и свою немощь, и силу врагов?
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8