Псалом 120 для чего читают
«Возвожу очи мои к горам» — о чём поется в псалме 120?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Многие псалмы были написаны в значимый исторический период Израильского народа. Позже некоторые из них использовали в богослужениях. Один из таких 15 степенных псалмов – 120 — будет рассмотрен далее.
Текст песнопения
На русском языке
1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.
5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.
6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].
8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
На церковно-славянском языке
1 Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
2 По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
3 Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя,
4 се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля.
5 Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́.
6 Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию.
7 Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.
8 Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка.
Полезные материалы
История написания
Псалмы, начиная со 119-го по 133-й включительно имеют одно надписание – «песнь степеней», или в ином переводе «песнь восхождения».
Другие исследователи Ветхого завета считают, что эти псалмы были написаны евреями в вавилонском плену, или вовремя возвращения из этого плена в землю Израильскую.
В высшем, духовном смысле «песни степеней» символизируют восхождение человека от греховной жизни и рабству страстей, к христианской свободе от греха, к Горнему Небесному Иерусалиму, к Богу.
Для чего читают?
Исследователи предполагают, что этот псалом составили евреи на пути из Вавилона в Израиль.
Святитель Афанасий пишет: эту «
Поэтому благочестивые христиане читают этот псалом:
Толкование: о чём поют евреи?
1-2) Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
Псалом 120: Возвожу очи мои к горам
«Горами здесь называют небеса по причине высоты их; так как они (Израильтяне) с неба ожидали подаяния им обыкновенной помощи от Господа, Который имел вывести их без вреда в отечество их – Иерусалим». Златоуст также говорит здесь о пользе скорбей, указывая на то, как «грубые и привязанные к земле, от страданий во время плена сделались столь благоразумными и обратились к небу, то тем более мы во время бедствий должны поступать так и прибегать к Богу».
3-4) Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля.
Здесь говорится об обетованиях Бога защищать человека, подобно словам Исаии пророка «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». (Ис 49:15) Иоанн Златоуст добавляет, что и мы, христиане, подобно недремлющему Богу, также должны духовно бодрствовать, и всячески беречь себя от соблазнов и страстей.
5-7) Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь].
Здесь чудесное попечение Бога о человеке сравнивается с защитой от неблагоприятных погодных явлений – путешествующих из Вавилона в Израиль евреев днем изнуряла жара, а ночью томил холод.
Подобно этому, душа человека иногда оказывается в пламени страстей, иногда же в некотором дьявольском холоде, который как бы сковывает человека, повергая его в уныние, удаляет его от любви, молитвы и других добрых дел.
Потому необходимо уповать на помощь Господа не только в защите от видимых бедствий, но гораздо важнее надеяться на защиту от страстей и бесов, постоянно склоняющих немощного человека ко греху.
8) Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
Некоторые богословы разъясняют эти строки, как заботу Бога о человеке, не только во всей его жизни, но и в момент смерти. Златоуст говорит здесь о постоянном покровительстве человека Богом: «Видишь ли постоянную помощь везде, и при входе и при выходе? Что может сравниться с такою любовью, с таким человеколюбием? Этими словами пророк означает всю жизнь, потому что из этого слагается вся жизнь, из входов и выходов. Выражая это яснее, он присовокупляет: «от ныне и до века». Не на один день, говорит, не на два, на три, на десять, на двадцать, или на сто, но постоянно, чего у людей не бывает…… Дела же Божии неизменны, постоянны, вечны, тверды, бесконечны».
Большую пользу душе приносит чтение псалмов. Кто-то, читая, просит помощи у Бога, кто-то кается в своих грехах, ожидая прощения и милости, иной, видя множество благодеяний от Господа, славословит Его словами псалмов, другой же, изнуренный скорбями и унынием, ищет духовную опору и утешения, кто-то колеблется в вере, кто-то, став на путь за Христом просит у Него силы не ослабнуть. Каждый читающий найдет в этой великой книге то, что нужно его душе.
Песнь Степеней, 120
Это второй из псалмов, имеющих надписание: Песнь степеней. По мнению некоторых толковников, этот псалом пели возвращавшиеся из Вавилона пленники, когда они приближались к Палестине и когда им стали видны уже палестинские горы; а по мнению других, он направлен против самарян, и под горами здесь разумеется Сионская гора (как часть высокого горного хребта), на которой пребывает Господь, и откуда Он посылает Свою помощь. Этот псалом, по всей вероятности, написан кем-нибудь из благочестивых пленников, во время выхода или вскоре по выходе из плена. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина. «Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афанасий Александрийский, – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему, застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь» [3, с. 391]. По мнению блж. Феодорита, «сей псалом приличествует иудеям, живущим еще в Вавилоне» [6, с. 61 о].
Пс.120:1–2 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
О каких горах мог говорить пленник, возвращающийся из Вавилона в Иерусалим, в свое отечество, как не о горах Палестины и, в частности, не о горе Сион, на которой стоял некогда ковчег Завета и вблизи которой находился разрушенный храм Соломонов, где каждый израильтянин того времени воображал невидимое присутствие Творца всего мира, а потому и обращался во время молитвы лицом по направлению к сему священному городу, как это делал и пророк Даниил ( Дан.6:10 ). Посему пророк-псалмопевец и говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (пер. с евр.). Обращать поэтому взоры к горам значило то же, что обращаться к Иерусалиму, воспоминать в тихой скорби об утраченном отечестве. При таком воспоминании сам собою небольно возникал вопрос: откуда же и как придет помощь к бедствующим пленникам? Вера во всемогущего Бога, Творца неба и земли, и надежда на милосердие Его подсказали пророку и ответ на его вопрос: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Св. Иоанн Златоуст в объяснение сего так говорит: «Если иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас» [5, с. 371]. И далее он же говорит: «Те, которые недавно говорили к дереву: ты бог мой! – и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: Помощь моя от Господа; не от людей или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо, и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего-то одному сему животному (т.е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном» [5, с. 372]. Это чувственное устроение человека, с намерением обращать взоры его на высоту и любомудрствовать о небесном, усматривается особенно из названия его на греческом языке, которое по корнеслову производится так: «кверху обращает взор».
Пс.120:3–4 Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля.
Не даждь – в переводе с еврейского читается: «не даст», в 3-м лице, и, быв согласовано с следующим сказуемым – не воздремлет, относится вместе с ним к подлежащему – Господь, и дает такую речь: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». Имея же в виду славянский текст, вполне согласный с греческим, можно понимать изречения 3-го стиха так: не предавай, человек, хождения и жизни твоей вещам скоропреходящим и не имеющим ничего постоянного и твердого, каковы: богатство, слава, удовольствия и все прочее скорогибнущее в сем мире, – но ходи всегда путем твердым и ровным, каковы добродетель и исполнение Христовых заповедей, ибо оно может направить шествие твое по пути жизни сей ровному и безопасному. Согласно с сим толкует и св. Иоанн Златоуст: «Пророк советует здесь еврейскому народу, что должно ему делать, имея надежду на помощь Божию: не уклоняйся, не соблазняйся, и тогда Бог подаст тебе руку помощи, не оставит тебя, не отступит от тебя, если только ты не дашь колебаться ноге своей, т.е. не будешь гоняться за тленными вещами, не имеющими твердого основания» [5, с. 373]. То же говорит и св. Афанасий: «Не доводи себя до колебания и смятения, стой твердо в надежде на Бога, – и спасешься, сподобишься от Господа всякого о себе попечения». Ибо «не дремлет и не спит хранящий Израиля», т.е. избранных Своих. По поводу употребленного здесь имени Израиля блж. Августин весьма кстати замечает, что верные Богу люди справедливо названы Израилем, потому что это слово по словопроизводству значит: ум, видящий Бога, – и посему все истинно верующие ныне видят Бога верою, а по скончании века сего узрят Его «лицем к лицу» ( Исх. 33:11 ).
Пс.120:5–6 Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Вo дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию.
Господь, сотворивший небо и землю, хранил израильский народ при возвращении его из плена и покровительствовал ему, особенно чрез Кира, персидского царя, который, даровав свободу пленным, велел желавшим возвратиться в свое отечество иудеям выдать все сосуды, взятые Навуходоносором из храма Соломонова, и, кроме того, приказал начальникам области помогать им во всем и даже выдавать, за его царский счет, тельцов и агнцев для принесения в жертву Иегове, за царя и за царскую семью. «Пророк, – говорит св. Иоанн Златоуст, – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие, как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все» [5, с. 374]. То же выражает и блж. Феодорит: «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» [6, с. 611]. Господь сохранит тебя днем от солнечного зноя и ночью от вредного действия луны. «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Это значит, что тебе не будет вредить ни солнечный зной, ни холодная лунная ночь. Так как о восточных странах известно, что там бывают весьма холодные ночи, на что Иаков еще жаловался Лавану: «Бых во дни жегом зноем, и студению в нощи» ( Быт.31:40 ). Впрочем, словами: «днем солнце» и проч. выражаются не столько физические невзгоды, сколько обозначаются символы различных бедствий жизни в плену и изгнании.
Пс.120:7–8 Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 120
Псалмы – удивительные произведения, которые входят в сборник Псалтырь. Псалом 120 является особой песнью, которая восхваляет и благодарит за добрые деяния Господа.
Текст молитвы псалом 120
В Православном богослужении текст псалма 120 зачитывается на церковнославянском. Дома многие праведники используют текст молитвы псалом 120 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
2 По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю.
3 Не даждь во смяте́ние ноги́ твоея́, ниже́ воздре́млет храня́й тя,
4 се не воздре́млет, ниже́ у́снет храня́й Изра́иля.
5 Госпо́дь сохрани́т тя, Госпо́дь покро́в твой на ру́ку десну́ю твою́.
6 Во дни со́лнце не ожже́т тебе́, ниже́ луна́ но́щию.
7 Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.
8 Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка.
На русском языке
1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.
5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.
6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь.
8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
История написания
Определенной даты написания молитвы нет. Имеет свое название «Песнь восхождения». Некоторые из псалмов также носят подобное имя. Все эти песни несут в себе похожий текст и главную мысль – восхваление Господа. Считается, что молитва написана в тяжелые времена плена еврейского народа вавилонянами. В некоторых писаниях эту песнь называют «Песней воина».
Некоторые толкователи утверждают, что текст написан в то время, когда Давид вел борьбу с врагами. Тогда войны были привычным делом.
Для чего читают псалом 120?
Праведники читают текст по многим причинам. Одними из них являются:
Толкование псалма 120
Толкование текста начинается именно с рассказа о восхождении на иерусалимскую гору прежних пленников.
Стихи 1-2: Утешение можно найти только в Господе. Даже в трудные минуты нужно найти силы бороться. Опираться нужно только на себя и на свою веру. Доверие к Богу – главная идея строк.
Стихи 3-4: Бог контролирует все то, что происходит на земле. Всевышний не дремлет. Он готов помочь всем, кто поистине верит и почитает его.
Стихи 5-6: Автор вносит характеристики Творца. Человек может справиться со всеми трудностями благодаря вере в Господа. Ведь он облегчает непростую судьбу простого человека.
Стихи 7-8: Господь всегда рядом. Он не позволит себе оставить свой народ в беде.
Правила чтения
В Иудаизме зачитывается текст в момент поста, а также каждый месяц во время благословения луны. В Православии священнослужители читают молитву на церковнославянском во время богослужения полуночницы. В домашних условиях многие верующие читают псалом 120 на русском языке, который более понятен.
Гимн надежды на Творца: когда и как правильно читать псалом 120
Автор и история написания
Единой теории о происхождении 120-й песни не существует. По одной из версий она была написана евреями, плененными в Вавилоне. Иные богословы считают, что псалом был создан, когда те возвращались домой. Однако некоторые теологи утверждают, что текст пришел Давиду во время противостояния с врагами. По их словам, именно поэтому некоторые источники называют молитву-гимн «Псалом воина». Правда, есть еще одна теория, полностью противоположная – властитель Древнего Израиля написал песнь для путешествий и читал ее, когда отправлялся в дальний путь.
Псалом 120 возносит хвалу Создателю, возлагая на Него надежды
Толкование и значение псалма 120
«Песнь восхождения», как написано в начале этого текста, – предписание, не раз встречающееся в Библии. При синодальном переводе его можно увидеть при чтении 119-133 псалмов Псалитря. Богословы делят толкование молитвы на несколько частей:
Слова «возвожу очи» не просто так часто упоминаются в тексте. В их основе лежит традиция евреев читать молитвы, повернувшись к горе Сион – обиталище Бога Отца.
Видео «Чтение псалма 120»
В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного обращения к Господу Богу.
Как и когда читать молитвенное обращение
Псалом 120 входит в 18-ю кафизму и читается ежемесячно во время полуночницы. Вместе с ним также произносят еще несколько молитв:
Во время богослужения кафизму читают на церковнославянском языке, однако дома обращаться к Создателю можно на русском. Молитву произносят полушепотом, будто напевая строки.
Если возникает необходимость прерваться, текст заново зачитывается с того места, на котором остановились.
Текст псалма 120 на русском языке
Современный перевод помогает не только понять смысл песни-гимна, но также глубже проникнуть в ее суть. Искренние слова, вознесенные к Господу Богу, помогут укрепить дух, обрести веру и должно прославить Небесного Творца.
1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.
2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.
3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;
4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.
5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.
6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою (Господь).
8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
Истинно верующие христиане читают Псалтирь на протяжении всей своей жизни, получив благословение у священника. Такое ежедневное обращение к Всевышнему помогает укрепиться надежде, что Бог никогда не оставит своих детей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом 120
сей песни пророчество о тех словах, которые говорили евреи в начале восхождения своего из Вавилона в Иерусалим. Горами здесь называют небеса по причине высоты их; так как они с неба ожидали подаяния им обыкновенной помощи от Господа, Который имел вывести их без вреда в отечество их – Иерусалим. Далее он сие объясняет. (1)
(1) Златословесного: Если Иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас. Преподобного Никиты: сии слова произносит тот, кто недавно начал восходить из Вавилона страстей и бесов в мысленный град Иерусалим бесстрастия, т. е. каждый из нас верующих, для которых горы суть высокие заповеди Божии. Таковой только может возвесть очи и руки свои в горы – высокие заповеди Божии и на делание их, откуда приходить к нему всякая помощь против бесов и страстей и заступление его в немощи. Горами и Феодор Студийский назвал законы и заповеди Божии; вот его слова: Боже, вознесший меня на горы законов Твоих, просвети светом добродетелей, да пою Тебе!
Помощь моя, продолжает, придет от истинного Господа, Который создал небо и землю; так как созидание принадлежит истинному Господу. Так и к нам христианам может прийти помощь от Господа, когда мы возведем душевные очи наши на небо, отвратив их от всего земного. (1)
(1) Златоуста: Те, которые недавно говорили к дереву: Ты Бог мой! и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: помощь моя от Господа; не от людей, или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего то одному сему животному (т. е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном. Тоже говорит и божественный Василий, присовокупляя: Итак, какое ты, человек, получил устройство, так располагай и своею жизнью: горнего ищи; будь в мыслях выше земного; имей жительство на небесах; там созерцай и любомудрствуй. В том же уверяет и один из мудрых, когда говорит: у мудрого очи на голове его ( Екк. 2:14 ). Opигeна: Я, говорит, возвел очи мои на горы, на святых ангелов, как имеющий получить от которого-либо из них помощь. И пришла ко мне помощь от Господа, сотворившего небо и землю. Ибо не без причины присовокупил: сотворившего небо и землю; если Он сотворил небо и землю, то Он может везде помочь, и в чужой земле и среди иноплеменников подать руку.
Сии слова суть одно и то же с словами братолюбия, т. е. с прошением Бога со стороны каждого о брате своем. Не предай, говорит, брат мой, совращению и падению душевной ноги твоей, и не оставляй ровного пути добродетели, чтобы и Бог, хранящий тебя, не воздремал и не лишил благодати и попечения Своего. И поелику ты поползнулся по своей неосторожности ко греху, то бойся, чтобы Бог не перестал уже хранить тебя. Или говорит так: не предай человек хождения и жизни твоей вещам мятущимся, и не имеющим ничего постоянного и твердого, каковы: богатство, слава, удовольствия и все прочее скоро гибнущее в сем мире, но ходи всегда путем твердым и ровным, какова добродетель и исполнение Христовых заповедей; ибо оно может направить шествие твое по пути жизни сей ровному и безопасному. (1)
(1) Златословесного: Если хочем чего-нибудь достигнуть, то мы должны делать что-либо и от себя; эту малость и ничтожность должны однакож делать. Так и Бог хочет спасать не праздных, не сонливых и хранящих и не ленивых, но деятельных и усердных. Здесь же показывает и другое, то, что и по произведении зависящего от нас мы должны просить благоволения Его, дабы быть в безопасности. Кто же предает ногу свою смятению? Тот, кто вступает в дела скользкие и не имеющие твердого основания каково стремление к имуществу, любовь к житейским вещам. Василия: Двоякая сила в душе, одна животная, телесная, а другая способная к созерцанию существенных благ, которую мы называем и разумною. Итак, когда она заставляет созерцательную свою силу всегда бодрствовать, как учит и пророк: да не воздремлет хранящий тебя; то вдвойне она усмиряет страсти телесные, с одной стороны занимаясь созерцанием лучших и приличных благ, с другой стороны наблюдая за беспорядочными движениями тела и укрощая и усмиряя их. А когда склонясь к праздности оставит созерцание без движения, то страсти телесные нашедши пищу (живность) в праздности и не находя никого, кто бы управлял ими и пресекал их, увлекает душу в свои порывы и действия. Посему, по разумению божествен. Василия, хранящий здесь есть ум. Стиватийского (Ник.): Смятение есть житейские вещи, из которых рождается искушение и поводы ко грехам; ногою называется душевная размышляющая нога, т. е. ум, с помощью которого мы проходим путь заповедей; а хранящий есть ангел мира – сей верный страж наш. Посему Дух Святой советует всем, вновь убегающим горького моря жизни, вовсе бежать предприятий житейских дел: не предай смятении ноги твоей, т. е. беспокойствам и житейским развлечениям, от которых приключается умной ноге души претыкаться о камень греха; и не воздремлет хранящий тебя ангел, который дремлет таким образом, т. е. ограничивается, как свет самим собою, когда мы все душевное стремление обратим к чему-либо неприличному.
Если, говорит, ты, человек, удаляешься от ненадежных и временных житейских вещей и если ходишь по ровному и безопасному пути добродетели: то знай, что и Бог не воздремлет, и не уснет, т. е. не вознерадит о сохранении тебя, как зеницы ока благодатью и промыслом Своим; ибо Он тот, который и древнего Израиля хранил тогда; и Он же тот самый, который ограждает нового Израиля, т. е. нас – христиан. При чем смотри изъяснение слов: востань, почто спишь, Господи? в 43-м псалме.
Если, прибавляет, ты, человек, так поступаешь, идя путем добродетели, то Господь сохранит тебя, и Господь будет покровом тебе, стоя по правую руку твою, т. е. будет защитник и покровитель твой, покрывающий тебя, когда делаешь добро и подвизаешься в добродетели, которую он выразил правою рукою. Или говорит, что Господь будет покровом тебе, чтобы ты под сению Его производил действия правые, т. е. добрые дела. (1)
(1) Златоуста: Видишь ли, как и здесь желает тебе быть деятельным? По подобию же стоящих на брани станет, говорит, близ правой руки твоей, чтобы тебе быть непобедимым, быть деятельным, одержать победу, гордиться победою: потому что она то есть та рука, которою производим все; притом Он будет тебе не только защитником, но и покровом.
Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна. (1)
(1) Слова божественного Максима: Когда солнце правды вознесется и чрез нас посредством добрых дел, тогда и наше естество, хотя оно теперь непостоянно и переменчиво (как луна), получит постоянное устройство. Нисского: Во второй песни восхождений упоминается солнце, каковым именем названо наводимое врагом искушение. А благословение над имеющим помощь от Господа, поставляет в том, когда он днем не опаляется от солнца. Итак, солнце сие вредит, когда не заграждается исходящей из него пламень облаком Духа, который распростер над таковыми Господь в покров им. А равно и месяцем называется враждебная сила, имеющая не свой, но поддельный свет. Ибо не будучи Богом, сатана показался безумцам богом века сего, преобразуясь в светлого ангела. Оригена: поелику солнце имеет свойство не только освещать, но и жечь, а Бог есть для праведников свет, а для грешников огонь; то можешь принять сии слова и в отношении к Нему. Ибо солнце правды освещает тех, которыми оказывается милость, а сожигает подвергающихся гневу Божии. То же самое иногда делает и пребывающая в Нем святая церковь, благодетельствуя или изъявляя негодование свое вместе с Ним. Златословесного Так как помощь даруется Богом изобильно, то, желая показать яснее, что промысл Божии не только освобождает от бедствий, но даже не допускает подвергнуться человеческим немощам, он присовокупил сие. Феодорита: Ночью, говорит, и днем наслаждаясь Его промыслом, ты не испытаешь вреда.
Многократно упоминает Давид, что Бог хранит душу, с одной стороны для большего удостоверения, с другой, чтобы сим поощрить христиан к хождению ровным путем добродетели; потому что люди желают быть хранимы Богом, Который хранит ходящих таковым путем добродетели. Или говорит, что Бог сохранит и душу и тело твое от всякой опасности. (1)
(1) Итак, ободрись, говорит некто другой в своде Никиты, ободрись, если ты имеешь стражем своим самого Бога, чтобы не овладели тобою злонамеренные и чтобы не быть побежденным от зла; если же какой-либо вред или телесное приключение и будет с тобою, но Господь никогда не оставит души твоей, как не оставил души Иова, о которой и говорил диаволу: только душу его побереги.
(1) По другому изъяснению сии слова в высшем смысле означают то, что душа наша имеет нужду в хранении как всегда, так особенно во время исхода из сей жизни и входа в град Божий, или уклонения от зла и вступления в добрые дела. Ибо какая польза от путешествия, если на половине оного кто-либо падет и погибнет? Посему и сказано: не называй блаженным мужа прежде кончины его ( Сир. 11:28 ). Слова Нисского: По истине сей исход и вместе вход охраняется Богом для достойных: потому что исход наш из настоящей жизни есть вход к высшим благам. Сей исход совершает тот, кто имеет путеводителем своим Того, который сказал: Я есмь путь, и Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется и войдет и выйдет от зла в добродетель, от незнания в познание, и от одной добродетели в другую, никогда не переставая входить и исходить, но постоянно входя в высшее посредством успехов и всегда исходя поставлением себя вне того, что им оставлено. Златословесного: Видишь ли, что везде и всегда подается входящему и исходящему содействие? Что может сравниваться с таковою любовью, с сим человеколюбием? Здесь указывает на всю жизнь: ибо в сем – в выходах и входах заключается вся жизнь, Феодорита: Сими словами выразил все общее попечение Божие, при содействии которого мы становимся выше злобных врагов и избегаем сетей видимых и невидимых противников.
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.