Псалом 103 для чего читают

Почему именно сто третий псалом, в котором говорится о сотворении мира, помещен в начале вечерни?

Богослужение Православной Церкви тесно связано со Священной историей Ветхого и Нового Заветов. Оно словно бы иллюстрирует Ее от самого начала, символически и духовно, глубинно связано с Ней.

Псалом 103 для чего читают

Именно поэтому чинопоследование всенощного бдения начинается славословием Святой Троице: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков!» Т. е. Бог был всегда. До времени, до сотворения мира. И мы должны славить Его. На что хор от лица народа отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка как «Истинно так» или «Да будет». Далее читается молитва поклонения Святой Троице «Приидите поклонимся…» и поется сто третий псалом, во время которого священник (священник и диакон) совершает каждение всего храма и молящихся.

Сто третий псалом тоже начинается со славословия Богу «Благослови, душе моя, Господа» и визуализирует картину сотворения мира. Начало вечерни – это символ вечного и предвечного существования Бога – Святой Троицы – и сотворение Всевышним мира. Каждый стих этого псалма наполнен глубоким смыслом. Так, например, часть первого стиха «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (рус. весьма). Во исповедание и в велелепоту облеклся еси» говорит нам о том, что Бог непостижим и не достижим ни для Ангелов, ни для людей в сущности Своей. Он выше и могущественнее всего в мире, Облеченный во исповедание (славословие) и велелепоту (благолепие).

Святой пророк и царь Давид разворачивает перед нами огромное панорамное полотно сотворения мира, которое соответствует первой Книге Ветхого Завета Бытие. Господь облечен в неприступный свет и простирает небеса так же легко и могущественно, как человек расстилает кожу (Пс. 103:2).

Далее развивается мысль о сотворении неба. В начале третьего стиха: «Покрываяй водами превыспренняя (горние чертоги Свои) Своя…» – рассказывается о том, что Земля до потопа покрывалась кольцом из воды, которая была над твердью – видимым небом, атмосферою. Об этом читаем в Библии: «И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый» (Быт 1:6–8). Позже именно это кольцо обрушилось из хлябей небесных во время потопа на Землю и поглотило все живое на ней, кроме спасшихся в Ноевом ковчеге. В 103-м псалме также говорится о сотворении облаков, ветра, невидимого духовного мира и служебных духов – Ангелов небесных. Псалмопевец сообщает нам о том, что святые Ангелы являются слугами Божиими, проводниками Его воли во Вселенной.

Далее из псалма узнаем о премудром устроении мира: о горах, о растениях, о животных, о человеке. Объясним значение некоторых церковнословянских слов. Онагри – дикие ослы. Еродиево жилище – жилище (гнездо) аиста. Скимни – молодые львы.

Хочется также сказать о распространенной ошибке начинающих чтецов. Часто они произносят слово «польская» в 16-м стихе «Насытятся древа польская» с ударением на «о», что отсылает нас к Польше. Нужно же акцентировать «а», имея в виду деревья или растения полевые.

В заключительных стихах псалма говорится о том, что источник жизни – Господь: «Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103: 29, 30). Т. е., если Господь отнимет Свой Дух, то тварь исчезнет, а если пошлет Свой Дух – тварь сотворится и будет жить.

Заканчивается псалом также славословием Господу. В последнем, 35-м стихе: «Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа» – мы видим и намек на грехопадение диавола с бесами, и самих первых людей.

Этими словами завершается Священная история мира до грехопадения, и начинается второй Ее этап: Ветхий Завет, жизнь в кожаных ризах, и ожидание сотен поколений людей грядущего Мессии.

Именно потому в богослужебной практике 103-й псалом называется предначинательным. И его пение в начале всенощного бдения, и открытые Царские врата, и каждение всего храма и молящихся обозначают рай и непосредственное общение Бога и первых людей. Каждение священнослужителем молящихся – символ того, что Господь пребывал вместе с людьми, ходил среди них. Но в конце псалма Царские врата закрываются. Это символ изгнания людей из Эдема. Начинается история сокрушения, покаяния и борьбы с диаволом и грехом. Начинается история ожидания человечеством Избавителя-Искупителя – Господа нашего Иисуса Христа. Иллюстрацией воплощения Богочеловека является Божественная литургия.

Источник

Псалом 103

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира (первый и второй дни творения, 1–4); образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы (5–9); Ты произвел источники, растения и животных (10–13); Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания (14–18). Днем и ночью воды и земли полны жизни и движения (19–26) и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой (27–32). Буду всегда петь Господа и да не будет более беззаконных на земле (33–35).

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величи и и слав е», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет – является как бы Его одеянием, небо – шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами ( «горние чертоги» – верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение.

Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи!

Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением ( «да веселится» ) к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится ( «призирает» ) о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее ( Пс. 87 ) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа» представляет шедевр этого рода. Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

О чтении Псалтири в разных случаях

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием

Перед вами Псалтирь, предлагаемая к чтению в различных нуждах и случаях. Подборка эта составлена прп. Арсением Каппадокийским, подвижником, жившим на рубеже 19–20 веков. Преподобный Арсений был уроженцем небольшого греческого анклава Фараса в Турции, где он нес священническое служение в течение 55 лет и прославился многими чудесами и исцелениями. Местные жители приходили к святому не только за советом как к духовному наставнику, но и как к врачу, который молился над больными и те исцелялись. Составитель его жития, известный святой подвижник, преподобный Паисий Святогорец, пишет: «Так как болезней было много и самых разных, то отец Арсений иногда не мог найти в молитвослове соответствующих молитв и использовал с этой целью стихи из псалмов. Евангелие он читал обычно только в самых серьёзных случаях – над слепыми, немыми или бесноватыми. Если он видел, что человек болен не только телесно, но и духовно, то не сразу исцелял болезнь, а просил прийти несколько раз и, только исцелив душу, исцелял окончательно и тело чудесным образом, читая молитву». Не измышляя ничего от себя, святой Арсений использовал то, что дано было Церковью – молитвенные чинопоследования и священные тексты – Евангелие и Псалтирь. В этой простоте душевной, имея твердую веру и усердную молитву, преподобный помогал в разных нуждах многим людям – не только православным грекам, но туркам-мусульманам, которые приходили к нему за помощью из окрестных сел и деревень. Именно этот молитвенный опыт святого с использованием Псалтири был изложен прп. Паисием Святогорцем в данной подборке.

Человека, который впервые видит эти указания для чтения псалтыри в разных случаях, может воодушевить опыт святого Арсения, и он с усердием приступит к чтению. Однако, тут может не обойтись без «подводных камней, которые лукавый хитро расставляет желающим молиться.

В первую очередь, может возникнуть смущение, что псалмопевец не вкладывал в псалмы тех мыслей и прошений, которые указывает прп. Арсений. Например, страдающим болезнями сердца и почек предлагается читать псалом 44, в котором нет ни единого упоминания о таких болезнях и нет никаких прошений об избавлении от них, а о сердце говорится лишь в словах «излилось из сердца моего слово благое». Но будем помнить, что преподобный Арсений использовал псалмы для сугубой молитвы, подходящие к различным случаям, особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. И пусть лишь одно слово «сердце» из целого псалма навевает мысль о возможности читать его в болезнях сердца, но, в такой видимой на первой взгляд безыскусности в молитве, кроется большая духовная мудрость и многолетний опыт святого подвижника. Духовная мудрость в том, чтобы не измышлять от себя ничего, опыт же в деятельной помощи и чудесных исцелениях по молитве преподобного. В простом святой нашел источник мудрости. И такой опыт молитвы мы можем перенять.

Перенимая опыт, желающий молиться должен иметь правильное отношение к читаемым псалмам. Ведь Псалтирь может читаться по-разному и в разных ситуациях. Церковь знает последование чтения псалтыри по усопшим, Псалтирь широко используется в богослужениях суточного круга, Псалтирь можно читать ежедневно, разделяя ее на кафизмы. А можно и так, как предлагает прп. Арсений – в разных случаях. Главное – не воспринимать псалмы как некие заклинания на все случаи жизни. Православный христианин должен сторониться от подобного отношения к молитве. Псалмы – это молитва, это обращение к Богу. И именно так должно относиться к тому, что предложил святой Арсений, именно так он сам относился к чтению псалмов. А если у читающего эти строки будет столь же твердая и дерзновенная вера, какая была у преподобного, то и плод молитвы не заставит себя долго ждать.

Каждому, кто хочет начать молиться так, как предложено прп. Арсением Каппадокийским, настоятельно рекомендуем ознакомиться с житием святого, изложенным прп. Паисием Святогорцем

Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

Чтение Псалтири по святому Арсению

– Геронда, святой Арсений усердней молится Богу, потому что видит, что мы молимся так же, как молился и он сам?

– Да, конечно. И тому есть примеры!

– Геронда, как читать псалмы и молиться о каком-то конкретном вопросе?

– Читаю сначала указания, а потом псалом.

– Нет, сначала нужно хорошее вступление. Святой Арсений был святым и пришёл в такую меру, что читал только псалом. А мы, неужели не прочитаем в начале «Помилуй мя, Боже. »? А после псалма разве не прочитаем славословие? Разве не сделаем несколько поклонов? Итак, сначала читай 50-й псалом и смиренно проси милости Божией. Потом богородичен «Под Твою милость прибегаем, Богородице» и тропарь святого Арсения, чтобы призвать на помощь Пресвятую Богородицу и святого Арсения. Потом читай указание, о чём хочешь молиться, и соответствующий псалом. В конце читай: «Слава и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже» (трижды) и в конце славословие как благодарение Хрис­ту и «Достойно есть» как благодарение Божией Матери. Сделай и поклонов сколько можешь.

– Геронда, иногда я пытаюсь найти связь между псалмом и той нуждой, в которой его использовал свя­той Арсений.

– Указания для конкретных нужд примерно совпадают со смыслом псалмов. Но святого Арсения больше интересовала молитва, а не то, насколько содержание псалма соответствует нужде, о которой он молился.

– Геронда, можно читать сначала указания о нескольких нуждах, а потом все вместе соответствующие псалмы?

– Если станешь читать несколько указаний вместе, то будешь их забывать. Лучше читать отдельно каждое указание перед псалмом, чтобы уязвлялось сердце, пробуждалось усердие. Когда человек молится о каком-нибудь конкретном вопросе, то это очень помогает сердечной молитве.

(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)

Источник: Арсений Каппадокийский, преподобный. О чтении Псалтири в разных случаях // Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). 1997. № 12.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Псалмы на разные случаи жизни

В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца.

В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы.

Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/

Псалом 103 для чего читают

Псалмы на разные случаи жизни
Составитель Т. С. Олейникова

Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!

Псалом 103 для чего читают

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157)

Предисловие

Псалом да будет непрестанно в устах твоих.

Псалом 103 для чего читают

Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

Для домашнего, или келейного, употребления Псалтирь издается с разделением на кафизмы, при этом после каждой кафизмы полагаются умилительные тропари и молитвы. Чтение Псалтири отцы Церкви считают занятием в высшей степени душеполезным и богоугодным.

Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Владыки Христа. Имеется несколько толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов Псалтири. С некоторыми из них и знакомит читателей данная книга.

Псалом 103 для чего читают

О чтении Псалтири на всякую потребу
Составлено по писаниям святителя Афанасия Великого

Псалом 103 для чего читают

Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом.

Ибо терпит ли кто искушения и гонения – поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом, или обратит в бегство диавола и отразит демонов его.

Если кто и согрешил – читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить.

А если кто не согрешил, – увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, а воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, – и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…

Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям.

Псалом 103 для чего читают

Итак, в различных обстоятельствах читай псалмы:

1. Если желаешь утвердиться в надежде на Бога и небоязненности:

2. При желании переселиться в дом Божий и вечные Божии селения:

3. Если просишь щедрот у Бога:

4. При затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом:

5. Если пленен чуждыми помыслами:

6. Когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого:

7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси:

8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия:

9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами:

10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат:

11. Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай:

12. При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя:

13. Если желаешь укрепиться против нападающего врага:

14. Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети:

15. Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая:

16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения:

17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании:

18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу:

Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150

19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны:

Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113

20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби:

21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих:

22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой:

23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их:

Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год.

Псалом 103 для чего читают

Псалмы, выражающие чувствования верующего

Псалом 103 для чего читают

1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые:

2. Прославление Бога за особенное хранение верующего:

3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих:

4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде:

6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии:

7. Блаженство праведника и гибель нечестивых:

8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной:

9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним:

10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных:

11. Особенная милость Божия к милостивым:

12. Блаженство пребывающих во храме Господнем:

13. Прославление благости Господа к уповающим на Него:

14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим:

15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим:

16. Воздыхание к отечеству Небесному:

17. Образец молитвы за царя:

Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год.

Псалом 103 для чего читают

Псалмы, выражающие главную мысль

Псалом 103 для чего читают

В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы:

1. Прославление свойств Божиих:

8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150.

2. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному:

45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149.

3. Благодарение Богу за благодеяния добрым:

22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145.

4. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам:

9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143.

5. Прошение у Бога прощения грехов:

6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142.

6. Упование на Бога в смущении духа:

3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87.

7. Обращение к Богу в глубокой скорби:

4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142.

8. Прошение о помощи Божией:

7, 16, 19, 25, 34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143.

9. Желание посетить храм:

10. Псалмы учительные о добре и зле:

1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.

11. О законе Божием:

12. О суетности жизни:

13. Об обязанностях правителей:

14. Пророческие псалмы:

2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117.

15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского:

14, 23, 67, 86, 131, 133, 134.

16. История народа Божия:

17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе:

2, 15, 21, 44, 68, 71, 109.

18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь:

8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117.

19. Хвалительные псалмы:

112, 113, 114, 115, 116, 117.

Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год

Псалом 103 для чего читают

Псалмы на разную потребу
По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского

Псалом 103 для чего читают

По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу:

1. Чтобы уберечься от тяжких грехов:

2. Против нападений бесовских:

3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя:

4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого:

5. Для смирения духа:

Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

6. Когда враги продолжают искать твоей погибели:

7. В благодарность за победу над врагом:

8. Во время скорби и в несчастиях:

Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

9. При унынии и в безотчетной скорби:

10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих:

Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139

11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою:

12. Когда просишь милости и щедрот у Бога:

13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу:

14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню:

15. Восхваляя Господа:

Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

17. В смятении душевном:

18. В душевном уязвлении:

19. В утешение угнетаемым:

20. От порчи и колдунов:

Пс. 49, 53, 58, 63, 139

21. Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога:

Пс. 9, 74, 104, 105, 106, 107,117, 135, 137

22. О прощении грехов и в покаянии:

23. В радости духовной:

24. Когда слышишь, что хулят Промысл Божий:

25. Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, чтобы не соблазниться:

26. В благодарность за всякое благодеяние Божие:

Пс. 33, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 145, 148, 149

27. Перед выходом из дома:

34. О даровании мирной кончины:

35. О желании переселиться в вечные селения:

37. Если одолевает лукавый:

38. О необычайном изменении дел:

39. Покаянные псалмы:

Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142

40. Когда одолевает грусть:

41. Мольба о том, чтобы Бог услышал молитву твою:

Псалом 103 для чего читают

Псалмы на разную потребу
По наставлениям святителя Димитрия Ростовского

Псалом 103 для чего читают

1. О победе над злом и восторжествовании правды:

Пс. 14, 33, 51, 53, 55, 56, 58

2. Об утешении и помощи:

3. О воспитании в духе веры и благочестия:

Пс. 1, 11, 13, 14, 18, 23, 28, 35, 63, 103, 104, 121, 144

4. О воспитании в духе мужества:

5. О воспитании в духе любви к отечеству:

6. О воспитании в духе справедливости:

8. Упование на милосердие Божие:

9. Мессианские псалмы:

Псалом 103 для чего читают

Псалмы, читаемые при желании исправить человека от недостатков
По наставлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского

Псалом 103 для чего читают

Псалом 103 для чего читают

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях

Псалом 103 для чего читают

Об устроении семейной жизни

Псалом 103 для чего читают

1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие:

2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога:

3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога:

4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей:

5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора:

6. Чтобы младшие уважали старших:

7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей:

8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь:

9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод:

10. Молодым, когда страдают от несчастной любви:

11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись:

О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости

Псалом 103 для чего читают

1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть:

2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников:

3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они:

4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы:

Псалом 103 для чего читают

Об укреплении в духовной жизни

Псалом 103 для чего читают

1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом:

2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего:

3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им:

4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи:

Псалом 103 для чего читают

Об исцелении от болезней

Псалом 103 для чего читают

1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью:

2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями:

3. Да исцелит Господь страдающих головными болями:

4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями:

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем:

6. Немым, да даст им Господь дар речи:

7. Страдающим болезнями сердца или почек:

8. Страдающим болезнями печени:

10. Да излечится страдающая выкидышами:

11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке:

12. О людях, тяжело раненых от преступников:

13. О прекращении кровотечения:

14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили:

15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными:

Псалом 103 для чего читают

О помощи в различных житейских нуждах

Псалом 103 для чего читают

1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах:

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы:

3. Чтобы Господь благословил честную торговлю:

4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу:

5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют:

6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности:

7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями:

8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха:

9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства:

10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная:

11. О нахождении потерянных ключей:

12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи:

Псалом 103 для чего читают

В защиту от напастей и вражды людской

Псалом 103 для чего читают

1. Стоящим на пороге смерти, кода терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями:

2. От душевнобольных людей, мучимых злобой и нападающих на ближних:

3. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство:

4. Чтобы Бог усмирил жестокого начальника, издевающегося над ближними:

5. Жестокосердным супругам, которые препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга):

9. Об освобождении пленных:

10. При тяжких несправедливых обвинениях – читать трижды в день, три дня:

Псалом 103 для чего читают

Псалмы, читаемые в защиту от демонов

Псалом 103 для чего читают

1. От дьявола, когда он является человеку или его пугает:

2. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем:

3. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями, и да запретит Господь бесам и лукавым людям делать зло:

4. Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям:

5. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться:

6. Да рассеются чары:

7. Да исцелит Господь страдающих суеверием:

Псалом 103 для чего читают

В защиту от стихии и бедствий

Псалом 103 для чего читают

1. О сохранении от всякой опасности:

2. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну:

3. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу:

4. О прекращении пожара:

5. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря:

6. О сохранении корабля при большом шторме (при этом кропить освященной водой четыре стороны корабля):

7. Во время наводнения:

8. При землетрясениях, молниях и стихийных бедствиях:

9. О спасении людей во время эпидемий:

10. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней:

11. Благодарение Богу за великие доброты и за многую любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает:

12. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас:

Иеромонах Христодул. «О Герон Паисиос»

Псалом 103 для чего читают

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Псалом 103 для чего читают

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие – это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием: Слава в вышних Богу, и молитвою: Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным аллилуиа.

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня…)

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст. 8) в продолжение наступающего дня.

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8), научить исполнять Его волю и удостоить его земли правды (ст. 10).

Псалом 103 для чего читают

Псалтирь как требник
Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому Афонским старцем Паисием Святогорцем

Псалом 103 для чего читают

Пс. 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

Пс. 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

Пс. 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

Пс. 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

Пс. 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

Пс. 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

Пс. 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

Пс. 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

Пс. 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

Пс. 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

Пс. 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

Пс. 12. Страдающим болезнями печени.

Пс. 13. От беса (читать трижды в день три дня).

Пс. 14. Да обратятся воры или разбойники и вернутся восвояси и да покаются.

Пс. 15. Да найдется потерянный ключ.

Пс. 16. При тяжких несправедливых обвинениях (читать три дня подряд, трижды в день).

Пс. 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

Пс. 18. Да разродится роженица.

Пс. 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

Пс. 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

Пс. 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

Пс. 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

Пс. 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

Пс. 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют покой и жалуются.

Пс. 25. Чтобы Бог подал просимое без вреда для просящего.

Пс. 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

Пс. 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

Пс. 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

Пс. 29. Пребывающим в опасностях, в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь, и да просветит людей земель тех, и умирит их, чтобы узнали Бога.

Пс. 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

Пс. 31. Да найдут дорогу заблудившиеся и смятенные путники.

Пс. 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

Пс. 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

Пс. 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

Пс. 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

Пс. 36. Израненным разбойниками.

Пс. 37. При зубной боли.

Пс. 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

Пс. 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

Пс. 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

Пс. 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

Пс. 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

Пс. 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

Пс. 44. Страдающим болезнями сердца или почек.

Пс. 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

Пс. 46. Чтобы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и чтобы найти ему работу.

Пс. 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия (читать в течение 40 дней).

Пс. 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

Пс. 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им.

Пс. 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

Пс. 51. Да покаются жестокосердные правители, и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

Пс. 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

Пс. 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

Пс. 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

Пс. 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

Пс. 56. Страдающим от головной боли, которая происходит от великой скорби.

Пс. 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

Пс. 58. Немым, да даст им Господь дар речи.

Пс. 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

Пс. 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

Пс. 61. Да избавит Господь от напастей слабого, чтобы тот не жаловался.

Пс. 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

Пс. 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк (укушенным преподобный советовал также давать святую воду).

Пс. 64. Да процветают купцы, и чтобы не обманывали они простаков своими длинными речами.

Пс. 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, да не ввергнет семью в скорбь.

Пс. 66. На благословение курятников.

Пс. 67. Да излечится страдающая выкидышами.

Пс. 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

Пс. 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

Пс. 70. Одиноким, которые, по козням бесовским, наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

Пс. 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

Пс. 72. Да покаются разбойники.

Пс. 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

Пс. 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, и работников.

Пс. 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

Пс. 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей.

Пс. 77. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

Пс. 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

Пс. 79. Да исцелит Господь больного водянкой.

Пс. 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе – тех, кто впал в отчаяние от бедности.

Пс. 81. Чтобы люди покупали товары у крестьян и те не впадали в горе и отчаяние.

Пс. 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

Пс. 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

Пс. 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

Пс. 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

Пс. 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

Пс. 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

Пс. 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, чтобы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

Пс. 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

Пс. 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

Пс. 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

Пс. 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности (преподобный также советовал кропить корабль с четырех сторон святой водой).

Пс. 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

Пс. 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

Пс. 95. Да исцелит Господь глухих.

Пс. 96. Да рассеются чары.

Пс. 97. Да утешит Господь удрученных горем.

Пс. 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать (по-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг. – Прим. пер.)

Пс. 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

Пс. 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

Пс. 101. Да благословит Господь власть имущих, чтобы они были добры и сострадательны и помогали людям.

Пс. 102. При задержке месячных у женщин.

Пс. 103. Да благословит Господь имения людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

Пс. 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

Пс. 105. Да просветит Господь людей, чтобы не отступили они от пути спасения.

Пс. 106. Да исцелит Господь бесплодную.

Пс. 107. Да усмирит Господь врагов, и да оставят они свои злые намерения.

Пс. 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

Пс. 109. Чтобы младшие уважали старших.

Пс. 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

Пс. 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

Пс. 112. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

Пс. 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

Пс. 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, чтобы не страдали они от детей богатых и не впадали в уныние.

Пс. 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

Пс. 116. Да сохранится в семье любовь, и да прославят все Бога.

Пс. 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

Пс. 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

Пс. 119. Да подаст Господь долготерпение тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

Пс. 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

Пс. 121. Да исцелит Господь страдающих от дурного глаза.

Пс. 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

Пс. 123. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили.

Пс. 124. Да защитит Господь поля праведных от людей злых.

Пс. 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

Пс. 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

Пс. 127. Да не коснется домов злоба врагов, и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

Пс. 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость Свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

Пс. 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусен в ней, и да не испытают они великих трудностей.

Пс. 130. Да подаст Господь людям покаяние и утешит их надеждой, чтобы спастись им.

Пс. 131. Да явит Господь милость Свою в мире, где, по нашим грехам, не прекращаются войны.

Пс. 132. Да просветит Господь народы, чтобы стали они миролюбивыми и жили в мире.

Пс. 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

Пс. 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

Пс. 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

Пс. 136. Да умирит Господь вспыльчивого.

Пс. 137. Да просветит Господь правителей, чтобы те понимали нужды народа.

Пс. 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

Пс. 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, чтобы не страдали от него домашние.

Пс. 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

Пс. 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям, и даже если он курд, то пусть сделается ягненком (преподобный Арсений жил в Малой Азии, где курды считались самыми жестокими воинами. – Прим. пер.)

Пс. 142. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потерять ей плод.

Пс. 143. Да умирит Господь брожение в народе, чтобы не было бунта.

Пс. 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

Пс. 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

Пс. 146. Да исцелит Господь укушенных и раненых злодеями.

Пс. 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

Пс. 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, чтобы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – старцу Паисию со Святой Горы Афон.

Пс. 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

Пс. 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Псалом 103 для чего читают

О разделении псалмов на группы

Псалом 103 для чего читают

Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчество о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.

В зависимости от разнообразия исторических обстоятельств происхождения псалмов, содержание последних отличается таким обилием мыслей и чувств, что строгое и точное деление всех псалмов по содержанию на определенные группы является невозможным.

В виду этого при делении псалмов обращают внимание на «сравнительно преобладающий» характер содержания их и в этом случае делят псалмы на 1) хвалебно-благодарственные, 2) молитвенные и 3) учительные. Выделяют по важности содержания еще псалмы мессианские в отдельную четвертую группу.

К первой группе, то есть к хвалебно-благодарственным принадлежат те псалмы, в которых выражается благоговение пред Богом, как Творцом и Промыслителем вселенной, благодарение за различные Его дары, ниспосланные еврейскому народу или псалмопевцу. Сюда относят все псалмы с надписанием «песнь», «аллилуия», «хвала» и «во исповедание». Таких псалмов насчитывается 55:

8, 17, 20, 29, 32, 33, 45–47, 64–67, 74, 75, 80, 86, 91, 92, 94–99, 102–107, 110, 1121 17, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150.

Молитвенными псалмами называются те, в которых писатели их обращаются к Богу с каким-либо прошением, или с воплями о помощи и заступлении, или с выражением глубокой печали о развращении мира, или с негодованием на нечестивцев и мольбою о наказании их и т. п. Внешним отличием служат молитвенные воззвания: Господи, помилуй, Господи, спаси, вонми, услыши и другие. Сюда принадлежат:

3–7, 9,12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 76, 78, 79, 82–87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129, 139–142.

Псалмы 6, 31, 37, 50, 101, 119, 142, за выражаемые в них чувства покаянного сокрушения о грехах, называются покаянными.

Учительными псалмами называются такие, преобладающим содержанием которых являются размышления по поводу обстоятельств личной жизни автора или жизни народа. К ним принадлежат все псалмы с надписью «учение». Учительные псалмы следующие:

1,2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31,35, 36, 41,42, 48, 49, 51, 52, 57, 61,67, 81, 100, 111, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136, 138.

Мессианскими псалмами называются те, в которых содержится пророчество о временах новозаветных и, преимущественно, об Иисусе Христе. Эти псалмы не выделяются в самостоятельную группу: черты мессианские находятся в псалмах всех групп. Мессианскими считаются следующие 23 псалма:

2, 8, 15, 19, 21,39, 40, 44, 46, 50, 67, 68, 71, 77, 88, 94, 96, 101, 117, 118, 129, 131, 142.

Мессианские псалмы по способу изображения будущих времен делятся на два разряда – на пророческие и преобразовательные.

А. П. Лопухин. «Толковая Библия»

Псалтирь на каждый день седмицы

Псалом 103 для чего читают

На каждый день недели существует определенный псалом. Некоторые из этих псалмов надписаны днем седмицы, другие содержат стихи, соответствующие дням творения мира или прообразующие события Страстной седмицы и Воскресения Христова.

Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы, 47

Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́ во гра́де Бо́га на́шего, в горе́ святе́й Его́, благокоренны́м ра́дованием всея́ земли́: го́ры Сио́нския, ре́бра се́верова, град Царя́ Вели́каго. Бог в тя́жестех его́ зна́емь есть, егда́ заступа́ет и. Я́ко се ца́рие зе́мстии собра́шася, снидо́шася вку́пе. Ти́и ви́девше та́ко, удиви́шася, смято́шася, подвиго́шася. Тре́пет прия́т я: та́мо боле́зни я́ко ражда́ющия. Ду́хом бу́рным сокруши́ши корабли́ Фарси́йския. Я́коже слы́шахом, та́ко и ви́дехом во гра́де Го́спода сил, во гра́де Бо́га на́шего, Бог основа́ и в век. Прия́хом, Бо́же, ми́лость Твою́ посреде́ люде́й Твои́х. По и́мени Твоему́, Бо́же, та́ко и хвала́ Твоя́ на конца́х земли́, пра́вды испо́лнь десни́ца Твоя́. Да возвесели́тся гора́ Сио́нская и да возра́дуются дще́ри Иуде́йския суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди. Обыди́те Сио́н и обыми́те его́, пове́дите в столпе́х его́. Положи́те сердца́ ва́ша в си́лу Его́ и раздели́те до́мы Его́, я́ко да пове́сте в ро́де ине́м. Я́ко Той есть Бог наш во век и в век ве́ка, Той упасе́т нас во ве́ки.

В конец, в песнех, псалом песни Давиду, 66

Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны. Позна́ти на земли́ путь Твой, во всех язы́цех спасе́ние Твое́. Да испове́дятся Тебе́ лю́дие, Бо́же, да испове́дятся Тебе́ лю́дие вси. Да возвеселя́т ся и да возра́дуются язы́цы, я́ко су́диши лю́дем правото́ю и язы́ки на земли́ наста́виши. Да испове́дятся Тебе́ лю́дие, Бо́же, да испове́дятся Тебе́ лю́дие вси́. Земля́ даде́ плод свой, благослови́ ны, Бо́же, Бо́же наш, благослови́ ны, Бо́же и да убоя́тся Его́ вси концы́ земли́.

Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93

Бог отмще́ний Госпо́дь, Бог отмще́ний не обину́лся есть. Вознеси́ся Судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым. Доко́ле гре́шницы, Го́споди, доко́ле гре́шницы восхва́лятся? Провеща́ют и возглаго́лют непра́вду, возглаго́лют вси де́лающии беззако́ние. Лю́ди Твоя́, Го́с поди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша. Вдови́цу и си́ра умори́ша и прише́льца уби́ша, и ре́ша: не у́зрит Госпо́дь, ниже́ уразуме́ет Бог Иа́ковль. Разуме́йте же безу́мнии в лю́дех и бу́ии не́когда умудри́теся. Насажде́й у́хо, не слы́шит ли? Или́ созда́вый око, не сматря́ет ли? Наказу́яй язы́ки, не обличи́т ли, уча́й челове́ка ра́зуму? Госпо́дь весть помышле́ния челове́ческая, я́ко суть су́етна. Блаже́н че лове́к, его́же а́ще нака́жеши, Го́спо ди, и от зако́на Твоего́ научи́ши его́, укроти́ти его́ от дний лю́тых, до́ндеже изры́ется гре́шному я́ма. Яко не отри́нет Госпо́дь лю́дий Свои́х, и до стоя́ния Своего́ не оста́вит, до́ндеже пра́вда обрати́тся на суд, и держа́щиися ея́ вси пра́вии се́рдцем. Кто воста́нет ми на лука́внующыя? Или́ кто спредста́нет ми на де́лающыя беззако́ние? А́ще не Госпо́дь помо́гл бы ми, вма́ле всели́лася бы во ад душа́ моя́. А́ще глаго́лах, подви́жеся нога́ моя́, ми́лость Твоя́, Го́споди, помога́ше ми. По мно́жеству боле́зней мои́х в се́рдце мое́м, утеше́ния Твоя́ возвесели́ша ду́шу мою́. Да не прибу́дет Тебе́ престо́л беззако́ния, созида́яй труд на повеле́ние. Уловя́т на ду́шу пра́ведничу, и кровь непови́нную осу́дят. И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище, и Бог мой в по́мощь упова́ния моего́: и возда́ст им Госпо́дь беззако́ние их и по лука́вствию их погуби́т я Госпо́дь Бог.

Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад. От Сио́на благоле́пие красоты́ Его́. Бог я́ве прии́дет, Бог наш, и не премолчи́т: огнь пред Ним возгори́тся, и о́крест Его́ бу́ря зе́льна. Призове́т Не́бо свы́ше и зе́млю разсуди́ти лю́ди Своя́. Со бери́те Ему преподо́бныя Его́, завеща́ющыя заве́т Его́ о же́ртвах. И возвестя́т небеса́ пра́вду Его́, я́ко Бог Судия́ есть. Услы́шите, лю́дие Мои́, и возглаго́лю вам, Изра́илю, и засвиде́тельствую тебе́: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о же́ртвах твои́х обличу́ тя, все сожже́ния же твоя́ предо Мно́ю суть вы́ну. Не прииму́ от до́му твоего́ телцо́в, ниже́ от стад твои́х козло́в. Я́ко Мои́ суть вси зве́рие дубра́внии, ско́ти в гора́х и воло́ве. Позна́х вся пти́цы небе́сныя, и красота́ се́льная со Мно́ю есть. А́ще вза́лчу, не реку́ тебе́: Моя́ бо есть вселе́нная и исполне́ние ея́. Еда́ ям мя́са ю́нча, или́ кровь козло́в пию́? Пожри́ Бо́ гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы твоя́. И призови́ Мя в день ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши Мя. Гре́шнику же рече́ Бог: вску́ю ты пове́даеши оправда́ния Моя́ и восприе́млеши за ве́т Мой усты́ твои́ми? Ты же возне нави́дел еси́ наказа́ние и отве́ргл еси́ словеса́ Моя́ вспять. Аще ви́дел еси́ та́тя, текл еси́ с ним, и с прелюбоде́ем уча́стие твое́ полага́л еси́. Уста́ твоям умно́жиша зло́бу, и язы́к твой сплета́ше льще́ния. Седя́, на бра́та твоего́ клевета́л еси́ и на сы́на ма́тере твоея́ полага́л еси́ собла́зн. Сия́ сотвори́л еси́, и умолча́х, вознепщева́л еси́ беззако́ние, я́ко бу́ду тебе́ подо́бен. Обличу́ тя и предста́влю пред лице́м твои́м грехи́ твоя́. Разуме́йте у́бо сия́, забыва́ющии Бо́га, да не когда́ похи́тит, и не бу́дет избавля́яй. Же́ртва хвалы́ просла́вит Мя, и та́мо путь, и́мже явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, 92

Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся: облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася, и́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится. Гото́в престо́л Твой отто́ле: от ве́ка Ты еси́. Воздвиго́ша ре́ки, Го́споди, воздвиго́ша ре́ки гла́сы своя́. Во́змут ре́ки сотре́ния своя́, от гласо́в вод мно́гих. Ди́вны высоты́ морски́я, ди́вен в высо́ких Госпо́дь. Свиде́ния Твоя́ уве́ришася зело́, до́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.

Псалом песни в день субботный, 91

Бла́го есть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́, Вы́шний: возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́ и и́стину Твою́ на вся́ку но́щь, в десятостру́ннем псалти́ри с пе́снию в гу́слех. Я́ко возвесели́л мя еси́, Го́споди, в творе́нии Твое́м, и в де́лех руку́ Твое́ю возра́дуюся. Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, зело́ углуби́шася помышле́ния Твоя. Муж безу́мен не позна́ет, и неразуми́в не разуме́ет сих. Внегда́ прозябо́ша гре́шницы я́ко трава́, и пронико́ша вси де́лающии без зако́ние, я́ко да потребя́тся в век ве́ка. Ты же Вы́шний во век, Го́споди. Я́ко се врази́ Твои́, Го́споди, я́ко се врази́ Твои́ поги́бнут, и разы́дутся вси де́лающии беззако́ние. И вознесе́тся я́ко единоро́га рог мой, и ста́рость моя́ в еле́и масти́те. И воззре́ о́ко мое́ на враги́ моя́, и востаю́щыя на мя лука́внующыя услы́шит у́хо мое́. Пра́вед ник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится. Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т, еще́ умно́жатся в ста́рости масти́те, и благоприе́млюще бу́дут. Да возвестя́т, я́ко прав Госпо́дь Бог наш, и несть непра́вды в Нем.

Псалом Давиду, единыя от суббот, 23

Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней. Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть. Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? Или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою́, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́: сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́. Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля. Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная: и вни́дет Царь сла́вы. Кто есть сей Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни. Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная: и вни́дет Царь сла́вы. Кто есть сей Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы.

Псалом 103 для чего читают

Прп. Ефрем Сирин. Псалом да будет непрестанно в устах твоих

Псалом 103 для чего читают

Псалом да будет непрестанно в устах твоих.

Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Псалом – радость боголюбцев: он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами.

Псалом делает светлыми праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца источает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Псалом – просвещение душ, освящение тел.

Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволеными страстями и душу делают более мужественною к вожделению Небесных благ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *