Прямые выборы что это
Прямые и непрямые выборы. Способы непрямых выборов
Ряд зарубежных конституций и правовая доктрина относят к основным принципам избирательного права прямые выборы.
Прямыми называют такие выборы, в ходе которых избиратели голосуют непосредственно за кандидатов в депутаты представительных органов или за кандидатов на выборную должность (например, должность президента). В подавляющем большинстве государств посредством прямых выборов избираются депутаты однопалатных парламентов и нижней палаты парламента (при двухпалатной структуре). Иногда сравнительно небольшое количество депутатов может назначаться президентом (например, в Египте президент назначает парламентариями до 10 граждан, имеющих особые заслуги перед государством) или избираться самим парламентом (таким образом избирается определенное количество женщин-депутатов в некоторых мусульманских странах). Также в ряде стран верхние палаты парламентов избираются в результате прямых выборов (США, Бразилия, Япония). Обычно путем прямых выборов избирают президентов в президентских (Мексика) и смешанных (Франция, Россия) республиках. В Израиле прямыми выборами избирается премьер-министр (это единственный подобный случай в мировой практике).
Помимо прямых выборов применяются непрямые выборы. Традиционно принято считать, что прямые выборы более демократичны, однако при соблюдении определенных условий непрямые выборы позволяют сформировать более квалифицированный орган власти.
Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). В свою очередь, косвенные выборы бывают двух видов:
а) выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (например, выборы президента в США, выборы сенаторов во Франции);
б) выборы проводятся постоянно действующим органом (выборы парламентом президента в Турции).
Многостепенные выборы проводятся следующим образом: представительные органы низшего звена избираются непосредственно гражданами, потом эти органы из своего состава избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Эта процедура повторяется несколько раз, в зависимости от количества звеньев в цепи представительных органов, вплоть до парламента (таким способом формируется Всекитайское собрание народных представителей).
Демократия без прикрас. Часть VII: прямые выборы
Хитрость и наивность адептов демократии зачастую идут бок о бок. Попытки изобрести «самую честную систему голосования» мы уже обсуждали; прямые выборы — явление того же порядка. Есть в современном мире тенденция мыслить весьма специфически — умно, но не разумно. Я некогда назвал это явление «синдромом программистского мышления», но знакомые программисты хором возмутились и предложили термин «синдром математического мышления» — знакомых математиков не было. Этот междусобойчик, кстати говоря, иллюстрирует, как работает демократия: было неявное голосование за «чтобы не обидно», и при этом суть явления была вторична.
Поясню, в чём она заключается: создаётся некая идеальная модель и при этом заявляется адекватной действительности, несмотря на то, что не учитывается ряд системно важных параметров и связей. Т.е. принцип обработки информации аналогичен работе программиста: есть данные, есть модель, надо написать программу, которая будет это считать. Тут можно спорить, входит ли в обязанности программиста проверка модели на адекватность — с моей т.з., это уже работа системного аналитика, а не программирование per se (конечно, обе функции могут выполняться одним индивидом). В итоге появляется красивая, даже численно обсчитываемая модель, которая далека от действительности как интеллигенция от народа. Опять же, пример интеллигенции тут в тему: в своё время народовольцы составили идеальную модель освобождения народа, но как только шла агитация «против царя», крестьяне хватали борцов за их свободу и тащили в ближайший околоток. Другой пример: коммунисты-идеалисты, основываясь на вере в материализм вида «бытие определяет сознание» провозглашали создание «новой общности — советского человека», не делая различия между комплементарными и некомплиментарными этносами — результат мы познаём на практике прямо сейчас.
Вот, например, из Википедии (извиняюсь за её цитирование, но для наглядности «что думают массы» самое то):
«Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия».
Интересно, откуда тут взялось про отзыв депутатов? Если их позволено отзывать — то можно согласно любой процедуре, что будет в законе. Но не суть — главное в том, что прямые выборы никак не отменяют всех тех особенностей выборов, которые уже обсуждались — от систем выборов и до влияния на электорат «в нужную сторону». Ну, может, несколько увеличится явка, если никуда не нужно будет идти, а прямо с домашнего компа — но при этом осуществить контроль процедуры подсчёта голосов на сервере всё равно, скажем так, несколько затруднительно.
Так, для информации: Pew Center on the States провёл исследование электората в США. В результате «24 миллиона избирателей в США, то есть каждый восьмой, зарегистрированы с нарушениями», «как избиратели зарегистрированы и временами голосуют 1,8 миллиона покойников» (один умудрился посмертно сходить на выборы и отдать голос аж 14 раз), а «2,75 миллиона зарегистрированы более чем в одном штате и могут ездить между ними», при этом «51 миллион “имеющих право голоса граждан США” не зарегистрированы». И что, больше станет демократии, если перейти на электронную систему? Так даже пачки вбросов бюллетеней видны не будут, всё виртуально.
Но идеалисты, оторванные от жизни, вещают:
«Прямая электронная демократия — непрерывно происходящий всенародный референдум касательно всех вопросов жизни страны. Вопросы, касающиеся жителей конкретного города, решаются только этими жителями. Вопросы, касающиеся жизни страны, решаются всем народом на общем “электронном вече”. … Когда это произойдёт, народные Ассамблеи, группы, которые взвалили на себя организацию протестов и так далее, должны будут заявить о себе как об органе контр-власти. …народ с неизбежностью пойдёт именно за ними по одной простой причине. Он чувствует (и видит на практике), что здесь он — хозяин, а в традиционном государстве он — никем был и никем останется».
Узнаёте риторику популизма «против власти»? Уже видно, откуда уши торчат. Некоторые даже предлагают использовать механизм наподобие криптовалют — мол, невозможно подделать, всё анонимно и без центральных серверов, счётных комиссий и прочего.
Но не будем закапываться в технические детали осуществления «идеальной прямой демократии», а посмотрим системно — на суть того, «что будет». Предположим, что всё идеально: все голосуют, исходя из своих соображений, без какого-либо влияния пропаганды, всё подсчитывается абсолютно честно и т.д. А затем — выберемся из сферического вакуума в действительность.
Если дать такую возможность волеизъявления народу, то «бешеный принтер» станет образцом трезвого и вдумчивого законодательства. Народ — он «за всё хорошее против всего плохого», знаете ли. И на уровне толпы нет рационального мышления — в принципе.
Всё просто: чтобы принимать осознанные решения, надо разбираться в теме. Системно понимать проблемы и принимать по ним решения могут, так сказать, специально обученные люди. Даже на уровне небольшой деревни — вопрос «как нам посеять озимые» должен решать агроном или же ветврач и заведующий клубом?
Понятно, что «специально обученные люди» могут и не обладать достаточной квалификацией для эффективного решения проблемы. Более того — могут не хотеть решать проблему. Но вот метод «собрались всем колхозом и демократично решили» не будет эффективным никогда.
Помнится, ещё в 1917-м году В.И. Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Даже при диктатуре пролетариата было понимание необходимости обучения для государственного управления, а нам спустя столетие вещают о «прямой демократии».
К чему приведёт такое на практике? Желающие могут ознакомиться с т.н. моделью медианного избирателя самостоятельно, я просто приведу вполне очевидный вывод (помните Ортегу-и-Гассета?): в таком разе будет осуществлена именно что охлократия как власть толпы, серости. Народ «в массе», возможно, не допустит каких-либо слишком больших отклонений «в плохое», но точно также не допустит и развития «до хорошего» — просто как следствие неспособности к системному мышлению. Т.е. решения будут приниматься «сиюминутные», при этом основываться зачастую будут на потребительских стремлениях: 10050 сортов соевой колбасы вместо ракет. Не было бы, к примеру, индустриализации — крестьяне составляли подавляющее большинство, а их куркульский менталитет привёл даже к т.н. «голодомору» — это уже напрямую «лишь бы кому другому не досталось, себе хуже сделаю», какое тут голосование за индустриализацию? Да и в современной России — что, большинство понимает необходимость развития фундаментальной науки и даже переоснащения армии? А вот за увеличение зарплат в несколько раз «просто так», за материнский капитал наличными сразу на руки или там «за пивопровод в каждый дом» — ещё как проголосуют.
Обобщая: прямая демократия будет иметь ровно те же недостатки, что и обычные способы голосования, но если её «ввести в моду» — то именно что «каждая кухарка будет управлять государством». Кто-то некогда хорошо сформулировал: демократия — это когда предполагается, что сумма нулей не равна нулю.
Важно: я здесь вовсе не пафосно наезжаю на «тупое быдло». М. Нордау, «В поисках за истиной»:
«Соедините 20 или 30 Гете, Кантов, Гельмгольцев, Ньютонов etc., и дайте им на обсуждение практические, современные вопросы; их споры, пожалуй, будут отличны от тех споров, которые ведутся на первых попавшихся собраниях (хотя я не утверждаю даже и этого), но что касается результатов этих споров, то я уверен, что они не будут отличаться от результатов, даваемых всяким другим собранием. Почему же? Потому, что каждое из 20 или 30 выбранных лиц, кроме личной оригинальности, отличающей его от других, обладает и наследственными, видовыми признаками, не отличающими его не только от его соседа по собранию, но даже и от всех снующих на улице прохожих. Можно сказать, что все люди в нормальном состоянии обладают известными признаками, являющимися общими для всех, равными, положим, x, это количество увеличивается в вышеозначенных индивидах на другую величин, различную у различных индивидов, которая поэтому должна быть для каждого их них названа иначе, например, a, b, c, d и пр. Предположив это, мы получим, что в собрании из 20 человек, хотя бы самых высоких гениев, будет 20x и только 1a, 1b, 1c и т.д. Ясно, что 20x неизбежно победят отдельные a, b, c, т.е., что человеческая сущность победит личную индивидуальность, и что колпак рабочего совершенно покроет собою шляпу медика и философа».
Senatores boni viri, senatus autem mala bestia — не вчера ведь сказано, не так ли? А тут всё же специально подобранные сенаторы, а не вообще все подряд.
При этом есть вопросы, которые просто нельзя поручать решать «всем оптом». Прямо сейчас остро актуален вопрос Новороссии — и какая часть населения сражается против фашистов? Как думаете, в случае прямого демократического всеобщего голосования не выбрало бы большинство «мир любой ценой, а моя хата с краю, авось пронесёт»? А потом бы приспосабливались, прыгая, к западенской оккупационной администрации, и утешали бы себя «могло бы быть ещё хуже» (это на бытовом уровне и «сразу потом» — на государственном и впоследствии всё ещё хуже).
Нельзя прекраснодушно, интеллигентски и эльфийски игнорировать тот факт, что большинству вообще не интересна политика, особенно в ракурсе развития страны, общества и т.д. — короче, всего, что отличается от «мне лично благ прям ща». Люди в большинстве не разбираются в вопросах управления государством не потому, что тупые — просто их не интересует то, что выходит за рамки принципа «своя рубашка ближе к телу».
Наглядная иллюстрация «как оно работает на практике»: шахтёры в СССР получали бешеные для большинства населения деньги, но бастовали за приватизацию шахт. Затем они не получали денег вообще — и некоторые из них возмущённо и без какой-либо пользы стучали касками. Народ требовал отставки коммунистов, предъявляя претензии к чёрным «Волгам» и государственным дачам — а через несколько лет молчал в тряпочку, когда «прихватизировали» всю страну.
Прямая демократия? Нет уж, извините. Я не заявляю о её невозможности — это очень эффективный способ управления, но лишь при соблюдении двух условий: во-первых, избиратели хорошо знают друг друга, и во-вторых — решают только простые вопросы, локально касающиеся внутренних дел строго этого самого коллектива. Скажем, группа студентов решает, что закупать на окончание сессии — вино или пиво (постановили: «и водку тоже»). Но не более того.
Однако, как ни странно, основная либеральная претензия к прямой демократии — это «игнорирования прав меньшинств» — об этом в следующей главе.
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при к-ром избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представит. органы. В отличие от косвенных многостепенных выборов, П. в.- наиболее демократич. способ формирования представит. учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия (см. в ст. Депутат Верховного Совета). В СССР П. в. применяются при формировании всех Советов депутатов трудящихся, а также нар. судов. См. также Избирательная система, Избирательное право.
Смотреть что такое ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ в других словарях:
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы. В отличие от косвенны. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
Прямые выборы порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; с. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы. Смотри также Выборщики, Многостепенные выборы.
. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; ср. Косвенные выборы.
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы. Смотри также Выборщики, Многостепенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; ср. Косвенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
прямые выборыבּחִירוֹת יְשִירוֹת נ»ר
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
— порядок проведения выборов, при котором избирателинепосредственно избирают главу государства или депутатов впредставительные органы; ср. Косвенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
порядок вь|6оров, при котором избиратели непосредственно избирают депутатов в представительные органы либо главу государства.
Прямая избирательная система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Прямая избирательная система является одной из разновидностей российских избирательных систем, которые могут быть применены в результате некоторых случаев, которые возникают в процессе выборов в стране. В процессе проведения выборов по прямой избирательной системе мандаты депутатов будет распределены на основании поданных списков со всеми кандидатами в соответствии с поданными голосами и списками этих кандидатов. Важно понимать, что эти кандидаты должны пройти, то есть преодолеть установленный процентный барьер.
Основным достоинством прямой избирательной системы, существующей на территории Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее является возможность равного предоставление всех имеющихся политических сил в государственном органе. Стоит отметить, что здесь никаким образом не учитывается их народная и иная популярность. Что же касается недостатков этой системы, то они отражаются в частичной утрате связи, которая должна быть между депутатами и их избирателями.
Достоинства прямой избирательной системы
Как и все российские избирательные системы, прямая система наделена своими основными достоинствами, которые возвышают и отдают ей предпочтение наряду с прочими избирательными системами, которые приняты на территории Российской Федерации:
Готовые работы на аналогичную тему
Недостатки прямой избирательной системы
Как и в любой государственной избирательной системе, данная система имеет свои собственные недостатки, о которых также стоит открыто говорить:
Кроме того, именно «закрытые» избирательные списки позволяют дать большую часть мандатов своим партийным лидерам. После подобного распределения и составляется избирательный бюллетень, который предоставляется избирателем на выборах.
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
Смотреть что такое ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ в других словарях:
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
порядок проведения выборов, при котором избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительские органы. В отличие от косвенны. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при к-ром избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представит. органы. В отличие от косвенн. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
Прямые выборы порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; с. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы. Смотри также Выборщики, Многостепенные выборы.
. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; ср. Косвенные выборы.
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы. Смотри также Выборщики, Многостепенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ, порядок проведения выборов, при котором избиратели непосредственно избирают главу государства или депутатов в представительные органы; ср. Косвенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
прямые выборыבּחִירוֹת יְשִירוֹת נ»ר
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
— порядок проведения выборов, при котором избирателинепосредственно избирают главу государства или депутатов впредставительные органы; ср. Косвенные выборы. смотреть
ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ
порядок вь|6оров, при котором избиратели непосредственно избирают депутатов в представительные органы либо главу государства.