Прямая речь это что 6 класс
Прямая речь
Прямая речь — это точная передача чужой речи с сохранением особенностей лексического состава и синтаксического построения.
Что такое прямая речь?
В произведениях художественной литературы ведется повествование от лица автора. В авторском тексте часто используется прямая речь — дословное высказывание или сообщение того лица, кто что-то говорит или думает. Прямая речь буквально передает высказывание или мысли персонажа произведения.
«Да не переживай ты так!» — сказала сестра и ободряюще улыбнулась мне.
«Что мне ответить ему?» — подумала Катя.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей:
Речь автора сопровождает высказывание говорящего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли:
Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора:
В предложении авторские слова и прямая речь объединяются интонацией и смыслом.
В русском языке существует множество вариантов оформления предложений с прямой речью в зависимости от местоположения речи говорящего лица по отношению к словам автора.
Прямая речь может находиться
Рассмотрим основные способы пунктуационного оформления предложений с прямой речью. Составим схемы предложений, используя условные обозначения:
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь начинает предложение, то она заключается в кавычки, а первое её слово пишется с прописной буквы. После кавычек ставится запятая, если это повествовательное предложение. Вопросительный, восклицательный знак или многоточие ставятся перед кавычками. Затем ставим тире, а слова автора пишем со строчной (маленькой буквы). В конце предложения ставим завершающий знак — точку.
Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора
Примеры
«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», — сказала Аня.
«Сколько можно звать тебя!» — воскликнула сестра.
«Неужели уже пошёл дождь?» — огорчилась Настя.
«Как здесь тихо и темно…» — подумал Андрей.
Прямая речь после слов автора
Если слова автора вводят прямую речь, то после них ставятся двоеточие, а прямая речь оформляется кавычками. Первое слово прямой речи начинается с прописной буквы. В конце прямой речи ставится соответствующий знак конца предложения. Учтем, что вопросительный, восклицательный знак и многоточие ставятся перед кавычками, а точка — после них.
Схемы предложений с прямой речью после слов автора
Примеры предложений
Саша сказал своему другу Алёшке: «Я отремонтировал велосипед и накачал шины, можем поехать на реку».
Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»
Через минуту из дома на крыльцо выскочил босоногий Петька и закричал: «Айда на речку!»
Валя с грустью подумала: «Никто не звонит…»
Слова автора внутри прямой речи
Прямая речь делится на две части, если авторские слова находятся в её середине.
Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.
«В весеннем саду, — сказала Лена, — лепестки цветов яблони как розовое облако».
Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то знаки препинания после первой части прямой речи те же. После слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Прямая речь. Диалог. Виды диалога
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Умение распознавать предложения с прямой речью.
2. Умение различать прямую речь и слова автора.
3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.
4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.
5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».
Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.
Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.
Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».
Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».
Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».
Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!
Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».
«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».
Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).
Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Обратимся к примеру:
– Как твои дела? – спросил Артём.
– Хорошо, – ответил Саша.
Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.
Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.
Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.
– Ты куда идёшь, медведь?
– В город, ёлку приглядеть.
– Да на что тебе она?
– Новый год встречать пора.
– Где поставишь ты её?
– В лес возьму, в своё жилье.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко. Лучше принесу.
Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
Прямая речь
Всего получено оценок: 411.
Всего получено оценок: 411.
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. В данной статье рассмотрим, что такое прямая речь в русском языке, из каким компонентов она состоит, как оформляется и от чего зависит оформление прямой речи, а также приведем конкретные примеры.
Оформление
Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.
Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.
Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.
Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.
Прямая речь стоит после слов автора
Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора становится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае собственно прямая речь начинается с заглавной буквы. Завершающие предложение знаки препинания, кроме точки, входят в состав прямой речи.
К завершающим предложение знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
Пример: Мама сказала ему: «Завтра пойдем в парк!».
Прямая речь стоит внутри слов автора
Если прямая речь стоит внутри слов автора, то перед авторской речью ставится двоеточие, а после прямой речи ставится запятая или тире.
Пример: Мама сказала: «Завтра пойдем в парк!» – и вышла из комнаты.
Прямая речь стоит перед словами автора
Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.
Пример: «Завтра пойдем в парк», – сказала мама.
Прямая речь обрамляет слова автора
Если прямая речь обрамляет слова автора, то кавычки ставятся в начале и в конце всей прямой речи. Между прямой речью и словами автора повторно кавычки ставить не нужно.
Если первая часть прямой речи включает в себя завершающие знаки препинания, кроме точки, то их нужно ставить не в конце всей прямой речи, а в конце первой части собственно прямой речи.
После первой части прямой речи ставится запятая (при отсутствии завершающих предложение знаков препинания, кроме точки) и тире, после чего следуют авторские слова, которые пишутся со строчной буквы. Если после первой части прямой речи должна быть точка, то она ставится после слов автора.
После слов автора ставится запятая (если первая часть прямой речи не должна заканчиваться точкой) и тире, а затем следует вторая часть прямой речи.
Примеры: «Завтра, – сказала мама, – пойдем в парк». «Завтра пойдем в парк? – спросил мальчик. – Я очень хочу».
Что мы узнали?
Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Оно состоит из двух компонентов: прямой речи и слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает прямая речь по отношению к словам автора. Прямая речь может стоять после слов автора, внутри слов автора, перед словами автора и обрамлять слова автора. В каждом случае прямая речь оформляется по-своему.
Прямая речь это что 6 класс
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Прямая речь. Диалог. Виды диалога
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Умение распознавать предложения с прямой речью.
2. Умение различать прямую речь и слова автора.
3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.
4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.
5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».
Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.
Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.
Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».
Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».
Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».
Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!
Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».
«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».
Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).
Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Обратимся к примеру:
– Как твои дела? – спросил Артём.
– Хорошо, – ответил Саша.
Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.
Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.
Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.
– Ты куда идёшь, медведь?
– В город, ёлку приглядеть.
– Да на что тебе она?
– Новый год встречать пора.
– Где поставишь ты её?
– В лес возьму, в своё жилье.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко. Лучше принесу.
Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».