Прямая речь это что 6 класс

Прямая речь

Прямая речь — это точ­ная пере­да­ча чужой речи с сохра­не­ни­ем осо­бен­но­стей лек­си­че­ско­го соста­ва и син­так­си­че­ско­го построения.

Что такое прямая речь?

В про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры ведет­ся повест­во­ва­ние от лица авто­ра. В автор­ском тек­сте часто исполь­зу­ет­ся пря­мая речь — дослов­ное выска­зы­ва­ние или сооб­ще­ние того лица, кто что-то гово­рит или дума­ет. Прямая речь бук­валь­но пере­да­ет выска­зы­ва­ние или мыс­ли пер­со­на­жа произведения.

«Да не пере­жи­вай ты так!» — ска­за­ла сест­ра и обод­ря­ю­ще улыб­ну­лась мне.

«Что мне отве­тить ему?» — поду­ма­ла Катя.

Прямая речь это что 6 класс

Предложения с пря­мой речью состо­ят из двух частей:

Речь авто­ра сопро­вож­да­ет выска­зы­ва­ние гово­ря­ще­го лица. В автор­ских сло­вах упо­треб­ля­ют­ся сло­ва и сло­во­со­че­та­ния, обо­зна­ча­ю­щие про­цес­сы речи или мысли:

Нередко сло­ва пер­со­на­жа пред­ва­ря­ют гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствия или чув­ства, сопро­вож­да­ю­щие про­цесс разговора:

В пред­ло­же­нии автор­ские сло­ва и пря­мая речь объ­еди­ня­ют­ся инто­на­ци­ей и смыслом.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство вари­ан­тов оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью в зави­си­мо­сти от место­по­ло­же­ния речи гово­ря­ще­го лица по отно­ше­нию к сло­вам автора.

Прямая речь может находиться

Рассмотрим основ­ные спо­со­бы пунк­ту­а­ци­он­но­го оформ­ле­ния пред­ло­же­ний с пря­мой речью. Составим схе­мы пред­ло­же­ний, исполь­зуя услов­ные обозначения:

Прямая речь перед словами автора

Если пря­мая речь начи­на­ет пред­ло­же­ние, то она заклю­ча­ет­ся в кавыч­ки, а пер­вое её сло­во пишет­ся с про­пис­ной бук­вы. После кавы­чек ста­вит­ся запя­тая, если это повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние. Вопросительный, вос­кли­ца­тель­ный знак или мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми. Затем ста­вим тире, а сло­ва авто­ра пишем со строч­ной (малень­кой бук­вы). В кон­це пред­ло­же­ния ста­вим завер­ша­ю­щий знак — точку.

Схемы оформления предложений с прямой речью перед словами автора

Примеры

«Я уже про­чи­та­ла эту повесть Пушкина», — ска­за­ла Аня.

«Сколько мож­но звать тебя!» — вос­клик­ну­ла сестра.

«Неужели уже пошёл дождь?» — огор­чи­лась Настя.

«Как здесь тихо и тем­но…» — поду­мал Андрей.

Прямая речь после слов автора

Если сло­ва авто­ра вво­дят пря­мую речь, то после них ста­вят­ся двое­то­чие, а пря­мая речь оформ­ля­ет­ся кавыч­ка­ми. Первое сло­во пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це пря­мой речи ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак кон­ца пред­ло­же­ния. Учтем, что вопро­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак и мно­го­то­чие ста­вят­ся перед кавыч­ка­ми, а точ­ка — после них.

Схемы предложений с прямой речью после слов автора

Примеры пред­ло­же­ний

Саша ска­зал сво­е­му дру­гу Алёшке: «Я отре­мон­ти­ро­вал вело­си­пед и нака­чал шины, можем поехать на реку».

Мама взгля­ну­ла в окно и вздох­ну­ла: «Когда же закон­чит­ся этот нуд­ный дождь?»

Через мину­ту из дома на крыль­цо выско­чил босо­но­гий Петька и закри­чал: «Айда на речку!»

Валя с гру­стью поду­ма­ла: «Никто не звонит…»

Слова автора внутри прямой речи

Прямая речь делит­ся на две части, если автор­ские сло­ва нахо­дят­ся в её середине.

Если пря­мая речь пред­став­ля­ет собой одно пред­ло­же­ние, кото­рое раз­ры­ва­ет­ся сло­ва­ми авто­ра, то после пер­вой её части ста­вит­ся запя­тая и тире, а сло­ва авто­ра пишут­ся с малень­кой бук­вы. После них сно­ва ста­вит­ся запя­тая и тире. Прямая речь про­дол­жа­ет­ся со строч­ной бук­вы. В кон­це пред­ло­же­ния ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий цели или инто­на­ции пред­ло­же­ния пунк­ту­а­ци­он­ный знак.

«В весен­нем саду, — ска­за­ла Лена, — лепест­ки цве­тов ябло­ни как розо­вое облако».

Если пря­мая речь состо­ит из несколь­ких пред­ло­же­ний, а сло­ва авто­ра рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду ними, то зна­ки пре­пи­на­ния после пер­вой части пря­мой речи те же. После слов авто­ра ста­вит­ся точ­ка и тире. Следующее пред­ло­же­ние пря­мой речи начи­на­ет­ся с про­пис­ной бук­вы. В кон­це ста­вит­ся соот­вет­ству­ю­щий знак препинания.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог. Виды диалога

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Умение распознавать предложения с прямой речью.

2. Умение различать прямую речь и слова автора.

3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.

5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.

Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».

Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».

Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».

Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!

Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».

«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».

Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).

Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.

Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Обратимся к примеру:

– Как твои дела? – спросил Артём.

– Хорошо, – ответил Саша.

Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.

Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.

Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город, ёлку приглядеть.

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жилье.

– Что ж не вырубил в лесу?

– Жалко. Лучше принесу.

Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

Источник

Прямая речь

Прямая речь это что 6 класс Прямая речь это что 6 класс

Всего получено оценок: 411.

Всего получено оценок: 411.

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. В данной статье рассмотрим, что такое прямая речь в русском языке, из каким компонентов она состоит, как оформляется и от чего зависит оформление прямой речи, а также приведем конкретные примеры.

Оформление

Для передачи прямой речи используются определенные синтаксические конструкции.

Прямая речь состоит из двух компонентов: собственно прямой речи и слов автора.

Чтобы понять, как оформляется прямая речь, нужно понимать зависимость собственно прямой речи от слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает собственно прямая речь по отношению к словам автора.

Рассмотрим все варианты отношений прямой речи и слов автора, а также приведем конкретные примеры предложений с прямой речью.

Прямая речь стоит после слов автора

Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора становится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае собственно прямая речь начинается с заглавной буквы. Завершающие предложение знаки препинания, кроме точки, входят в состав прямой речи.

К завершающим предложение знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Пример: Мама сказала ему: «Завтра пойдем в парк!».

Прямая речь стоит внутри слов автора

Если прямая речь стоит внутри слов автора, то перед авторской речью ставится двоеточие, а после прямой речи ставится запятая или тире.

Пример: Мама сказала: «Завтра пойдем в парк!» – и вышла из комнаты.

Прямая речь стоит перед словами автора

Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.

Пример: «Завтра пойдем в парк», – сказала мама.

Прямая речь обрамляет слова автора

Если прямая речь обрамляет слова автора, то кавычки ставятся в начале и в конце всей прямой речи. Между прямой речью и словами автора повторно кавычки ставить не нужно.

Если первая часть прямой речи включает в себя завершающие знаки препинания, кроме точки, то их нужно ставить не в конце всей прямой речи, а в конце первой части собственно прямой речи.

После первой части прямой речи ставится запятая (при отсутствии завершающих предложение знаков препинания, кроме точки) и тире, после чего следуют авторские слова, которые пишутся со строчной буквы. Если после первой части прямой речи должна быть точка, то она ставится после слов автора.

После слов автора ставится запятая (если первая часть прямой речи не должна заканчиваться точкой) и тире, а затем следует вторая часть прямой речи.

Примеры: «Завтра, – сказала мама, – пойдем в парк». «Завтра пойдем в парк? – спросил мальчик. – Я очень хочу».

Прямая речь это что 6 класс

Что мы узнали?

Прямая речь – это дословное воспроизведение чужого высказывания. Оно состоит из двух компонентов: прямой речи и слов автора. Знаки препинания ставятся в зависимости от места, которое занимает прямая речь по отношению к словам автора. Прямая речь может стоять после слов автора, внутри слов автора, перед словами автора и обрамлять слова автора. В каждом случае прямая речь оформляется по-своему.

Источник

Прямая речь это что 6 класс

Прямая речь это что 6 класс

Как правильно оформить прямую речь

Рассмотрим примеры.

Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».

Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»

Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.

Рассмотрим схемы оформления прямой речи:

Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.

В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.

Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.

Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.

Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.

«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»

«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».

Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.

Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.

В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.

— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?

— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.

— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?

— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.

Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:

— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!

— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.

— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.

— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.

В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.

Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.

Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Прямая речь. Диалог. Виды диалога

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Умение распознавать предложения с прямой речью.

2. Умение различать прямую речь и слова автора.

3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.

5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.

Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».

Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».

Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».

Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!

Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».

«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».

Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).

Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.

Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Обратимся к примеру:

– Как твои дела? – спросил Артём.

– Хорошо, – ответил Саша.

Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.

Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.

Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город, ёлку приглядеть.

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жилье.

– Что ж не вырубил в лесу?

– Жалко. Лучше принесу.

Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

1. Старший молвил: «Что за диво!»

2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.

3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.

4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»

5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *