Пруссы и руссы что общего
Кем были древние пруссы: балтами, германцами или славянами?
Перво-наперво хочу отметить: в настоящее время пруссов не существует. То есть давно уже нет людей, говорящих на прусском языке. Нет страны Пруссии. Нет народа, который бы вёл себя как пруссы с культурной и хозяйственной точек зрения. При этом, например, в Германии около 1 млн человек считают себя если не пруссами, то их потомками точно.
Реконструкция прусской одежды.
Но обо всём по порядку.
Пруссы — это изначально западно-балтское племя, живущее на берегу Балтийского моря. Речь идёт о тех территориях, которые сегодня частично принадлежат Польше, частично — Литве. На карте 12-13 в.в. хорошо видно, что, помимо пруссов, на ближайших территориях существовало множество родственных балтских племён: курши, земгалы, латгалы, жмудь, аукшайты, ятвяги, селы, литва и другие поменьше. В основном, все они являются предками нынешних народов — литовцев и латышей.
Что касается пруссов, то тут немного сложнее.
Дело в том, что мы хорошо знаем о существовании так называемой Пруссии. Это германское государство, наводившее в своё время много шороху по Европе. Германское! Не балтское. С другой стороны, многим кажется, что слово «пруссы» весьма напоминает слово «русы». По большому счёту, всего одна буква разницы. Дескать, «пруссы» — это те, кто «по Руси» живёт.
Но правда тут одна: ни к германцам, ни к славянам пруссы не имеют никакого отношения. Это, безусловно, балты. Жившие на указанной выше территории как минимум с 9 века нашей эры по 18 век, когда они совершенно и полностью исчезли как самостоятельный этнос.
Говорили они на языке, принадлежащей к индоевропейской семье балтской группы западнобалтской подгруппы. Эти языки с лингвистической точки зрения являются чем-то промежуточным между германскими и славянскими языками.
Пруссы, как и другие, балты, довольно долго оставались язычниками. Известен факт, что ещё в 10 веке нашей эры их пытался крестить пражский епископ Адальберт. Пруссы его встретили довольно приветливо, думали, что он просто торговец. Но когда поняли, что к чему, — прогнали. Во время возвращения домой епископ забрёл в какую-то священную рощу, которую пруссы почитали (примерно как кельты, кстати). В общем, они сочли его осквернителем святого места и закололи копьём.
И фактически до 13 века нашей эры пруссы были язычниками, пока их насильно не крестил Тевтонский орден. Это был настоящий крестовый поход, к которому относились также серьёзно, как к Крестовому походу в Палестину с целью освобождения Гроба Господня от мусульман.
Именно с 13 века начинается постепенная германизация прусского населения. Сначала на немецкий перешли прусские князья, а уж потом и весь народ. Кстати, знаменитые немцы-пруссаки — это очень интересная народность, возникшая на основе германоязычных христиан, местных язычников пруссов и немного поляков. Позже эти пруссаки полностью влились в немецкий этнос. Так что, когда 1 млн немцев говорят, что они — потомки пруссов, то они не лукавят.
Другая часть пруссов стала небольшим народом, который известен под именем — летувинники (они же малолитовцы, они же прусские литовцы). Они издавна проживали на территории немецкой Восточной Пруссии и Малой Литвы (сейчас это Калининградская область). Ещё сто лет назад их было около 120 тысяч человек. Они говорили на литовском языке, но были лютеранами, а не католиками, как многие литовцы.
После Второй Мировой войны летувинников выселили в Германию, поскольку уж очень сильно они походили на немцев в культурном смысле слова, хоть и говорили на литовском языке. Там они довольно быстро ассимилировались с немцами. Хотя какая-то часть всё же осталась в Клайпедском крае Литвы. Но и здесь им вряд ли удастся сохранить свою уникальную этническую идентичность. В любом случае, летувинники — это тоже не пруссы.
Древняя Пруссия: была ли она родиной Рюрика и Руси
Созвучие Пруссия—Россия (Руссия) невольно привлекает внимание и наводит на мысль о генетической связи двух названий. О существовании такой связи некоторые авторы исторических сочинений утверждали, по меньшей мере, с XVI века. Может быть, дело не только в сходстве имён?
Древняя Пруссия
Пруссами (точнее, прёйсами – Preussen) германцы считали группу балтских, родственных литовцам, племён, населявших земли позднейшей Восточной Пруссии и устья Вислы. Об этом названии знали ещё античные географы. Например, Клавдий Птолемей из Александрии (II век) «помещал» народ боруски в низовья Вислы к югу от Балтийского моря. В раннесредневековых сочинениях неоднократно упоминаются проживающие в этой местности борусы, брузы и другие народы, явно имевшие одно происхождение.
Сами пруссы никогда так себя не величали. Наиболее известное их самоназвание – самбы (сембы), но оно, по-видимому, никогда не было общим, а относилось только к крупнейшему племени. Встречались у них и другие этнонимы.
Лингвисты считают весьма вероятной связь наименования «пруссы» с географическим объектом Русне, т. е. рукавом нижнего течения Немана.
В XIII веке в Пруссии обосновались рыцари Тевтонского ордена, которые начали колонизацию и насильственную христианизацию этой земли. К XVI веку этнических пруссов уже не осталось, а название этой страны было присвоено одним из государств Германии.
Легенда о римских корнях Пруссии и Рюрика
Митрополит Киевский и всея Руси Спиридон был весьма интересным человеком. От современников он получил прозвище Сатана за свою злокозненность и пронырливость. Он и в митрополиты был поставлен за деньги. В конце концов он был заключён московским великим князем Иваном III в Ферапонтов монастырь, где и провёл последние двадцать лет своей долгой и бурной жизни.
Сидя в келье, Спиридон развил активную литературную деятельность. Надеясь, очевидно, на прощение великим князем, он сочинил «Сказание о Мономаховом венце», направленное на возвеличивание генеалогии московской правящей династии. В центре сказания была фантазия о дарах византийского императора Константина Мономаха своему внуку киевскому князю Владимиру.
В начале своей повести Спиридон изложил фальшивую родословную династии Рюриковичей. Будто бы римский император Август назначил своими наместниками в разных частях империи своих мифических (неизвестных ни в одном античном источнике) братьев. Одним из них якобы был Прус, которого Август и посадил править «на берегах реки Вислы, в граде, называемом Марборок, и в Торуни, и в Хвойнице, и в преславном Гданьске, и во многих иных градах до реки, называемой Неман».
От этого Пруса, по выдумке Спиридона, и прозвалась Прусская земля, а также произошёл впоследствии Рюрик, которого некий новгородский воевода Гостомысл, умирая, завещал новгородцам призвать на княжение. Иван Великий, по-видимому, не успел прочитать это сочинение, писанное где-то в 1503 году, но его потомки не оставили сей труд без внимания. При короновании Ивана IV вымышленная Спиридоном родословная Рюрика была положена в основу официальной легенды о происхождении московской династии.
Нет дыма без огня?
Несмотря на всю фантастичность, в легенде о Прусе можно заметить некое рациональное зерно. Спиридон был, конечно, весьма начитанным человеком своего времени. Возможно, он знал и что-то такое, благодаря чему его выдумка могла показаться его современникам более-менее правдоподобной.
Имена Прус (точнее Прусий) носили несколько царей античной Вифинии – небольшого государства на берегах Босфора. Жители Вифинии, как и жители Рима, считали себя потомками троянцев, благодаря чему между двумя государствами издревле были тесные отношения. Современные археологи обнаруживают следы древних торговых связей Трои с побережьем Балтийского моря, а лингвисты находят многие языковые параллели между древними фракийцами (к коим относились вифинцы) и балтами.
Теории Ломоносова и Костомарова
Многие русские историки не принимали версию о норманнском происхождении Руси. Они справедливо указывали на то, что в «Повести временных лет» варяги (Русь) однозначно размещались на южном берегу Балтийского моря. Ещё австрийский посол в Москве Сигизмунд Герберштейн в начале XVI века писал как об общеизвестном факте, что варяги прибыли с южного берега Балтики, и даже называл соответствующую область в Германии.
Михаил Ломоносов в XVIII веке взял «Сказание о Мономаховом венце» за основу для своей версии о происхождении Руси и доказал, что Рюрик пришел из Пруссии. А Николай Костомаров в середине XIX века развил гипотезу о балтском происхождении Руси, которая, по его мнению, выделилась из соседней с Пруссией области Литвы, где протекает речка Россава.
19 марта 1860 года в Петербургском университете состоялся публичный диспут о первоистоках Руси между Костомаровым и видным норманистом Сергеем Соловьёвым, автором многотомной «Истории России». Оба маститых историка приводили множество аргументов, но их спор так и закончился ничьей.
Топонимические параллели
Можно сказать, что эта дискуссия продолжается и сегодня. На все аргументы норманистов находятся контраргументы, и ни одна альтернативная теория происхождения Руси не является безоговорочно доказанной.
Что характерно: все эти гидронимы привязаны к тем областям, в которых до прихода славян обитали племена балтов, и вне их больше нигде не имеют места.
Так что в отношении «Сказания о Мономаховом венце» (а именно, прусской генеалогии Рюрика) уместно вспомнить выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк». Исторической науке ещё предстоит окончательно разобраться в этом «намёке» на возможное происхождение Руси.
Под названием Bruzi пруссы встречаются у Баварского Географа, что позволяет «привязать» употребление этого термина для обозначения данного народа к девятому веку нашей эры. Со временем он модифицируется в иные названия, например, брузи, боруссы и т.п. Схожее по звучанию слово существует и сегодня, фигурирует в наименовании клуба «Боруссия». Одна из гипотез гласит, что население Пруссии мигрировало с территории европейской части современной России, а название «пруссы» является просто модификацией чисто славянского топонима «Po-Rusi». Наименование Prucia используется в «Истории Испании», датируемой 1282 или 1284 годом. В документах папской курии страна пруссов именовалась Пруссией за сто лет до этого. Она числилась там, как земля, на которой необходимо было вести активную миссионерскую деятельность. За ней располагалась «Руссия».
Согласно польскому хронисту Галлу Анониму, проживавшему в 1000-1100 годах во Франции, когда мятежная Саксония воевала с империей Карла Великого, часть бунтовщиков отправилась по морям на восток и, выбрав место для поселения, назвала эту территорию «Пруссия». В пользу саксонской гипотезы говорит этноним «Законы саксов», существовавший там с древних времён. Необходимо отметить, что население Саксонии составляли не только саксы, но и другие народы, в частности, славяне.
Вероятно, эстии были союзниками готов, но по изгнанию последних из Италии вернулись домой. В пользу этой гипотезы говорит появление в захоронениях такого необычного культурного артефакта, как седло, которое отсутствовало в Европе до VI века, и было принесено из Азии. По мере отступления готов эстии занимали всё большие территории, добравшись до Калининградского полуострова. Закрепиться в регионе помешало переселение славянских племён, потерпевших поражение от Византии. Та часть славянских племён, которая не пожелала подчиниться грекам, отправилась искать счастья в землях эстиев, где в жестокой борьбе начала добиваться передела территорий. В конечном итоге племена эстов расселились на территории, которую впоследствии назовут Пруссией, где за ними и закрепилось новое название.
Предположение о родственной связи пруссов и славян получило определённую популярность. Например, её сторонником был Мавро Орбини. Его работа «Славянское царство», которую опубликовали в 101 году, была посвящена изложению доводов в пользу этой гипотезы. Эту же версию разделял и Михаил Васильевич Ломоносов. Во многом он разделял взгляды Ивана Грозного. Так в своей книге «Древняя российская история», учёный сообщает: «цитата Ломоносова».
Невозможно отрицать активное взаимодействие балтов и славян, отразившееся как на культуре, так и на экономической деятельности народов. Это и породило распространившуюся в советской историографии автохтонную теорию, исходя из которой можно было заключить, что славяне изначально населяли Восточную Европу, а не колонизировали её, общая славянско-балтская группа обжила Прибалтику ещё за 2 тысячи лет до н.э.. Разделение же этих народностей произошло позже.
Из останков, найденных в древнепрусских захоронениях 1000-х годов, удалось получить только отдельные генетические материалы, которые свидетельствуют о том, что пруссы были носителями гаплогруппы R1a-M198.
Религиозные верования пруссов.
С таким отношением к смерти неудивительно, что культ почитания мертвых был распространен среди пруссов и представлял собой ряд сложных обрядовых практик и традиций. Так, в праздник поминовения, на кладбищах приносили в дар умершим родственникам шкуры лошадей, помогая, таким образом, мёртвому добраться в родной дом и вкусить пищу и питьё, которое оставляли на пороге.
За соблюдением погребальных обрядов следили жрецы. Считалось, что им дарована возможность созерцать процесс перехода из мира живых в мир мёртвых. Святилище главного жреца располагалось у священного дуба в Ромове (неподалеку от современного посёлка Знамеска в Калининградской области). Жрецы поддерживали там неугасимый огонь, который, как видно из вышесказанного, играл важную роль в погребальных обрядах.
Необходимо отметить, что существует определённое разночтение в иерархии богов, поскольку в некоторых источниках Аутримпс и Звайгстикс не упоминаются, а Потримпса называют богом света магии, войны и всех вод, по сути, приписывая ему свойства двух предыдущих.
Триада играла важную роль в прусской религиозной символике, она соотносилась с пространственной моделью мира с одной стороны (небо, земля, подземный мир ставились в соответствие Потримпсу, Перкунасу, Патолсу) и жизненному циклу с другой (молодость, зрелось, старость). Священный дуб в Ромове делили между тройкой, в частях устанавливались окошки с кумирами богов из триады. Напротив кумира Перкунаса поддерживали вечный огонь.
Самыми незначительными представителями потустороннего мира выступали демоны. Особо почитался Курке, который отвечал за плодородие. Религиозные верования были прочным фундаментом, на них строилась строгая организация прусских племён.
Устройство прусского общества.
Торговля янтарём привела к тому, что Пруссия превратилась в самый богатый регион Балтии, земледелие вытеснило эту хозяйственную отрасль только в XI-XII веках. Это стало возможным благодаря заимствованию новых землевладельческих орудий, таких как серп и коса, распространением многополья и новых сельскохозяйственных культур. В Пруссии культивировались пшеница, овес, ячмень, лён. Благодаря огромным территориям, занятым лесом, процветало бортничество, а близость к морю делала прибыльным рыболовство и, по предположению некоторых исследователей, охоту на тюленей. Существует разброд мнений относительно роли скотоводства и охоты в племенах пруссов. С одной стороны они активно выращивали лошадей, коров, свиней, но охота продолжала сохранять свою роль в обеспечении пруссов мясной пищей.
Развитие земледелия способствовало возникновению новых ремёсел, ранее неизвестных в данных краях. Стало использоваться железо, процветать литьё бронзы, ткачество, керамика. Тогда же появилось и каркасные постройки, что привело к определённому видоизменению жилища пруссов.
Тем не менее, общество пруссов было организовано примитивно, особенно в сравнение с территориями, заселёнными католиками. Все города пруссов представляли собой небольшие поселения, процессу их роста не способствовало даже построение крепостей. Велась активная торговля с соседями, пруссы закупали всё, что не могли приобрести самостоятельно.
Документы свидетельствуют, что уже к XIII веку дифференциация в общинах народов, населявших Пруссию, усилилась, и равноправное независимое население расслоилось на свободных и свободных зависимых. Элита так же постепенно расслаивалась, «отпочковалась» служилая знать — дружинники.
К 1200-м годам численность пруссов оценивалась в 200-250 тысяч человек. Площадь территории расселения племён составляла почти 50 тысяч квадратных километров.
Пётр Дусбург утверждал, что в 1200-х годах сформировалось 11 прусских земель. По поводу наименования этих территориальных единиц существует две версии. Согласно общепринятой это исконные названия, однако П.И. Кушнер считает, что их искусственно внедрили рыцари Ордена.
Список земель составлялся на основе политического группирования, из него невозможно установить, на каких наречиях говорили обитавшие там племена. Так, из названия ряда племён и топонимов, используемых ими (речь в первую очередь о Скаловии, Надровии, скорее всего и Галимбии), представители этих племён говорили на языках, куда более близких дренелитовскому. Установить же точно границы распространения того или иного языка на территории пруссов сегодня очень сложно в виду постепенного онемечивания населения. С уверенностью, однако, можно заявлять, что западнее захваченных тевтонцами земель, в Померании, в древности проживали именно племена пруссов, в пользу чего свидетельствует гидронимика. Лишь в 500-х годах сюда приходят славянские племена, в процессе их взаимодействия с пруссами появляется ряд смешанных народностей, таких как полабы, проживающие на западе и поморяне, обосновавшиеся на востоке. А к концу первого тысячелетия в Померании появляются и скандинавы, основывая города и торговые пункты.
Рыцари Тевтонского ордена сообщали о глубоко патриархальном укладе прусского общества. Мужчина был главой семьи и обладал абсолютной властью над домочадцами, вплоть до того, что имел право на продажу в рабство и убийство любого члена семьи. Женщины выступали товаром, не имели права питаться за одним столом с главой семьи, обязаны были мыть его ноги. Наследником мог выступить только сын, девочки были лишены каких-либо имущественных прав. Пруссы не редко брали в жёны пленённых в Польше женщин.
Адам Бременский сообщает, что пруссы не были уличены в пиратстве, безразлично относились к золоту и серебру, употребляли в пищу конину, внешне были краснолицы и голубоглазы, а единственным их недостатком, который счёл нужным выделить хронист, являлось язычество.
Основным языком, распространённым на территории, заселённой пруссами, являлся прусский. Он относился к группе западно-балтских индоевропейских языков, походил на куршский и ятвяжский. Ни одного литературного памятника прусского языка не сохранилось, основным источником, из которого можно извлечь информацию о нём, являются немецкие тексты. Поскольку последние составлялись уже после колонизации, зачастую самими германцами, а не носителями, создаётся впечатление, что прусский язык подвергся сильному воздействию германских наречий. По мнению Петра из Дусбурга у пруссов не было письменности.
Покорение прусских язычников.
Из-за существовавшей раздробленности пруссам не удавалось собирать крупные армии. Так, средневековые хронисты, такие как Грамматик и ибн Якуб сообщают, что пруссы почти не нападали на соседние племена в X веке. Хронистами отмечалась смелость пруссов, язык, непохожий на славянские, и частые нападения русов на пруссов. Однако они успешно противостояли набегам соседей, а впоследствии и сами не редко совершали походы во владения других племён. Так, кунигсы часто отправлялись в грабительские походы на Польшу. Как правило, в этих походах общее руководство осуществлял один из наиболее уважаемых князей.
В 1217 году Рим объявляет поход против прусских язычников. В 1230 начинается процесс завоевания Пруссии Тевтонским Орденом. Возникают рыцарские замки, вокруг них растут города, в которые съезжаются переселенцы. Начало городу Торн как раз дал замок, самым первым построенный тевтонцами. По мере продвижения на север крестоносцы закреплялись всё прочнее. Уже на прусских землях был построен замок Бальга, а к 1255 году и Кёнигсберг. Основной причиной успеха тевтонских рыцарей стала раздробленность прусских племён: Орден громил отдельные племена, а после победы использовал их уже как союзников против других пруссов. Неудивительно, что, не смотря на численное превосходство пруссов, рыцари первоначально одерживали победу за победой и смогли удержаться даже во время масштабных восстаний XIII века, когда пруссам помогли литовцы и князья Гданьского Поморья.
В своих целях рыцари использовали и прусские крепости, возводя на их месте новые замки. В связи с этим сложившееся административно-территориальное деление не утратило своего значения, и подконтрольные территории по-прежнему подчинялись прежним городам.
Не приходилось прибегать к насильственному крещению пруссов, поскольку успехи ордена создавали политико-экономические предпосылки для перехода языческих племён в христианство. Воевавшие на стороне тевтонских рыцарей пруссы крестились, а их примеру следовали пользовавшиеся меньшим авторитетам в своих общинах люди.
Процесс онемечивания проходил несколько медленнее, поскольку немецкий язык распространялся в основном в городах, откуда шло размывание языковых традиций коренного населения. Вплоть до XVI века пруссам удавалось сохранять свой язык.
В результате смешения населения на территории Восточной Пруссии шёл активный процесс этногенеза. Так, возникла новая этническая группа — немцы-пруссаки. Предполагается, что прусская народность прекратила своё существование в 1700-х, когда болезни и скудное питание уничтожили последних пруссов.
Однако нельзя забывать, что часть населения Пруссии переселялась на территории Великого Княжества Литовского. Сегодня эти земли входят в состав современной Белоруссии. Поселения потомком бартов (барцяков) существуют там по сегодняшний день. Другая часть пруссов смешалась с литовским этносом. Образовавшаяся народность носит название летувининки.
На сегодня считается, что пруссы были ассимилированы немцами и литовцами. Насколько соответствует действительности такая точка зрения? Согласно профессору В.С. Суворову, это лишь политическая сторона дела, не отражающая реальности. Этнос не исчез и не мог исчезнуть, он всего лишь изменил название.
Поскольку согласно одной из версий наименование «Пруссия» возникло из названия народа, то появление на этой территории нового государства — Пруссии, создало определённые политические сложности. Так, пруссами могли называть себя и подданные вновь возникшего герцогства, и представители народа, проживавшего на этой территории с древних времён. В связи с этим требовалось разделять эти две категории, с чем успешно справился хронист Симон Грунау, назвав территорию расселения пруссов Малой Литвой, где проживали как непосредственные потомки древних пруссов, так и переселившиеся туда литовцы. Поскольку оба народа были довольно близки в культурном плане, пруссы естественно тяготели к Литве, став прусскими литовцами. С учётом этого, легко понять гипотезу Бишинга, называвшего пруссов потомками завоевателей и коренных жителей. В этом смысле термин пруссы просуществовал до середины XX века. Не стоит забывать, что многие выдающиеся жители Восточной Пруссии не без гордости за своё происхождение называли себя пруссами.
Ключевые события истории древних пруссов:
50-60-е годы
Армии римлян достигают Янарного берега, обитателей прибалтийских территорий описывает Плиний Старший.
I-III века
На территорию современной Калининградской области переселяются германские племена.
425-455 гг.
Гунны достигают Прибалтики, налаживают контакты с местным населением. Вероятно, эстиев удалось убедить примкнуть к походу Аттилы, но после его поражения и краха построенного им государства они уходят обратно на свои земли.
450-475 гг.
Начало этногенеза пруссов, первые зачатки их самобытной культуры.
800-850 гг.
Баварский Географ впервые употребляет термин «пруссы» в отношении народов, населяющих земли эстиев.
860-880 гг.
Очередной набег скандинавов, в результате которого Трусо сравняли с землёй. Моря Вулфстон прибывает в Восточную Пруссию.
983 г.
Русские князья совершают свой первый поход на территорию пруссов.
992 г.
Первый из серии польских походов в Пруссию.
997 г.
Казнь святого Адальберта за посещение священного леса пруссов.
1009 г.
Казнь епископа Кверфуртского, пытавшегося вести миссионерскую деятельность на землях пруссов.
1010 г.
Очередное вторжение Польшу в Пруссию, уничтожения святилища Ромове.
1014-1016 гг.
Вторжение скандинавов в Самбию. Викинги уничтожают Кауп.
1080-1090-е гг.
Пруссы совершают набеги на своих соседей.
1110-1111 годы
Очередное вторжение поляков в Пруссию, больше всего пострадали Натангия и Самбия.
1147 год
Вторжение славян на юг Пруссии.
1210 год
Последнее вторжение скандинавов в Пруссию.
1222-1223 годы
Крестоносцы начинают своё вторжение в Пруссию.
1224 год
Нападают на Польшу, сожжение нескольких польских городов.
1230 год
Крестоносцы Тевтонского ордена начинают свой поход на территории пруссов.
1233 год
Битва при Сигурне, пруссы терпят поражение.
1239-1240 годы
Тевтоны строят замок Бальга. Попытки пруссов предотвратить это проваливаются.
1241 год
Прусский военный Гландо Кабило принимает христианство. Именно он станет родоначальником династии Романовых.
1242-1249 гг.
Пруссы пытаются коллективно противостоять тевтонцам, полагаясь на помощь поморских народов.
1249 год
Христбургский договор, захваченные тевтонами территории закреплены за ними юридически.
29 сентября 1249 года
Пруссы наносят поражение тевтонам в Натангии.
1249-1260 гг.
Второе массовое восстание в Пруссии против Ордена.
1251 год
Битва между дружиной князя Даниила Галицкого и пруссами на реке Лык.
1254 год
Вторжение чехов в Самбию.
1255 год
Тевтонские рыцари заложили Кёнигсберг и Рагнит.
1260-1283 гг.
Очередное массовое восстание пруссов против тевтонцев.
1283 г.
Ятвягия пала, благодаря чему победа западных завоевателей над пруссами стала свершившимся фактом.