Пруденциальный резерв что это
Банк России сохраняет подходы к регулированию пруденциальных показателей банков при внедрении МСФО 9
Банк России выпустил ряд указаний, подготовленных в связи с реализацией с 1 января 2019 года в бухгалтерском учете принципов МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», сохраняющих в пруденциальных целях текущие подходы к регулированию показателей деятельности кредитных организаций.
В частности, опубликованы:
— Указание Банка России, вносящее изменения в порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, сохраняющее перечень денежных требований, признаваемых ссудами, на которые распространяется требование о формировании резерва на возможные потери, и сохраняющее базу для расчета резерва на возможные потери, в качестве которой будет признаваться контрактная стоимость актива.
— Указание о внесении изменений в порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, предусматривающее принятие контрактной стоимости актива (условного обязательства кредитного характера) для определения расчетной базы резерва на возможные потери по аналогии с подходами по формированию резервов на возможные потери по ссудам.
— Указание, вносящее изменения в методику определения собственных средств (капитала) кредитных организаций, предусматривающее невключение банками в расчет агрегированных показателей прибыли/убытка остатков на балансовых счетах по учету доходов, расходов, добавочного капитала, сформированных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, связанных с оценочными резервами под ожидаемые кредитные убытки, корректировками стоимости финансовых активов и обязательств, произведенных в соответствии с МСФО (IFRS) 9, а также переоценки активов, под которые формируется резерв на возможные потери.
— Указание о внесении изменений в порядок расчета обязательных нормативов банков, сохраняющее расчет нормативов в части включения в расчет активов и обязательств по стоимости, не учитывающей ее изменения в результате корректировок и переоценки, увеличивающих (уменьшающих) стоимость финансовых инструментов, оценочных резервов, затрат по сделке, возникших в связи с переходом к модели бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (IFRS) 9.
— Указание о внесении изменений в порядок расчета размера операционного риска, предусматривающее исключение из расчетной базы операционного риска доходов и расходов, которые не включаются в расчет величины собственных средств (капитала) банка.
Данные указания зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и вступают в силу с 1 января 2019 года.
Также Банк России подготовил разъяснение о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности резервов на возможные потери с 1 января 2019 года.
Пруденциальные нормативы управления рисками.
Пруденциальные нормативы — это установленные центральным банком страны показатели, на которые должны ориентироваться коммерческие банки с тем, чтобы обеспечить свою устойчивость и гарантировать соблюдение интересов своих клиентов. К ним относятся:
Являясь в соответствии с Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» органом банковского регулирования и банковского надзора, ЦБ РФ призван поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации, обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков.
Выполнение этой миссии требует от ЦБ РФ, во-первых, научно обоснованной разработки пруденциальных нормативов и, во-вторых, постоянного мониторинга,
т. е. надзора за их соблюдением.
Для наблюдения за деятельностью коммерческих банков и соответствующего реагирования при выявлении нарушений установленных нормативов в ЦБ РФ был создан надзорный блок.
Реализация политики ЦБ РФ в области регулирования и надзора за деятельностью банков осуществляется через его территориальные учреждения в субъектах Российской Федерации (национальные банки и главные управления). По состоянию на 01.01.2005 г. в системе ЦБ РФ функционировали 19 национальных банков и 59 главных управлений.
Среди нормативов центральное место занимает норматив достаточности капитала (H1). Он определяет номинальный размер средств для компенсации возможных убытков от кредитного и рыночного рисков. В дальнейшем, по рекомендации международных организаций, при определении этого норматива необходимо будет предусматривать средства для покрытия и других рисков. На показателях собственного капитала базируются или связаны с ним другие нормативы.
Следует различать два понятия:
Первый используется как критерий для вновь создаваемых банков.
На формирование уставного капитала банка наряду с деньгами от продажи акций могут быть направлены материальные ценности и ценные бумаги. Для вновь создающегося банка взнос в виде материальных ценностей не может превышать 20% уставного капитала. Для действующих банков такое ограничение не установлено, т. е. в этом случае акционеры или пайщики банка вправе увеличивать уставный капитал на согласованную сумму, внеся частично или в полном объеме не деньги, а завершенные строительством банковские здания (помещения), а при наличии специального разрешения Совета директоров ЦБ РФ — и иные принадлежащие им активы, не являющиеся ни деньгами, ни банковскими зданиями (помещениями). Частичная оплата уставного капитала может быть произведена облигациями федерального займа, однако сумма направленных для этой цели облигаций не должна превышать 25% уставного капитала.
Собственный капитал представляет собой специальные фонды и резервы, предназначенные для обеспечения устойчивости банка, его экономической стабильности, а также для покрытия возможных убытков. Он, в отличие от уставного капитала, является более динамичным, так как составляющие его части на протяжении месяца или более длительного отрезка времени периодически изменяются. Собственный капитал образуется за счет следующих источников:
Особое место в формировании ресурсов банка занимает субординированный кредит. Он привлекается банком для временного пополнения собственного капитала на срок не менее пяти лет.
До тех пор пока сохраняется уставный фонд как часть собственного капитала, банк считается защищенным от банкротства. Банкротство банка наступает тогда, когда уставный капитал приобретает характер отрицательной величины.
Пруденциальные средства кредитования
В России, органом банковского регулирования является Банк России, который осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. Главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.
Основными методами надзора являются пруденциальный надзор, осуществляемый на основании отчетности, предоставляемой банками в Центральный Банк и инспектирование.
Надзор за деятельностью банков, осуществляется при помощи установления пруденциальных норм. Пруденциальные нормы — это установленные центральным банком страны предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности, представлению аудиторских заключений и др.
В соответствии с законом О ЦБ РФ, Банк России устанавливает следующие обязательные нормативы:
— норматив достаточности капитала;
— предельные величины рисков, которые могут принять на себя банки;
— нормативы ликвидности банков
— максимальный размер крупных кредитных рисков
— максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов населения)
— максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств
— порядок формирования и использования различных резервов, создаваемых для покрытия возможных потерь;
Среди нормативов центральное место занимает норматив достаточности капитала. Он определяет номинальный размер средств для компенсации возможных убытков от кредитного и рыночного рисков.
Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, – это кредитный риск. Базельский комитет определяет его как риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора.
Он относит этот риск не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение как в балансе банка (вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы), так и на внебалансовом учете (гарантии, поручительства).
Принципы банковского надзора закреплены в документах Базельского комитета по банковскому надзору. В Основополагающих принципах эффективного банковского надзора определен стандарт требований к кредитованию и мониторингу кредитов, а также к оценке качества активов и достаточности обеспечения для покрытия сомнительной задолженности.
Принцип «Кредитный риск» устанавливает, что весьма важным элементом любой системы надзора является независимая оценка политики, практики банка и применяемых им процедур, связанных с кредитованием и размещением инвестиций, а также с текущим управлением портфелями займов и инвестиционными портфелями.
Согласно принципу «Проблемные активы, провизии и резервы» органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки выработали и придерживаются адекватной политики, в отношении практических мер и процедур по оценке качества активов, достаточности банковских фондов и резервов на покрытие сомнительной задолженности.
Принцип «Ограничения на крупный риск» определяет, что органы банковского надзора должны проверять наличие в банках управленческих информационных систем, политик и процедур, позволяющих их руководству идентифицировать такую концентрацию в рамках портфеля. И др. принципы.
Discovered
О финансах и не только…
Пруденциальный контроль в банках
Пруденциальный контроль в банках (англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) — регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Центральный банк устанавливает перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.
Под пруденциальными нормами деятельности понимают:
Надзорные органы при выявлении нарушений пруденциальных норм применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Выбор мер воздействия установлен действующим банковским законодательством.
Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков:
Принудительные меры воздействия применяются в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. Основания для принудительных мер воздействия:
Основные принудительные меры воздействия:
Центральный банк осуществляет пруденциальный контроль в банках через департаменты банковского регулирования и контроля и валютного регулирования и валютного контроля.
2. Пруденциальные нормы
Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.
Термины «пруденциальное регулирование», «пруденциальные нормы» используются в нормативных актах Банка России, охватывая и те нормы, которые регулируют требования к отчетности кредитных организаций.
Пруденциальные нормы используются в пруденциальном регулировании и пруденциальном надзоре.
Пруденциальные нормы делятся на две группы:
а) регулятивные пруденциальные нормы;
б) охранительные пруденциальные нормы.
К регулятивным пруденциальным нормам относятся все те нормы, которые устанавливают требования по лицензированию банковской деятельности, по финансовым нормативам, по составу и порядку отчетности кредитных организаций перед Банком России.
К охранительным пруденциальным нормам относятся те нормы, которые предусматривают основания, порядок и формы осуществления банковского надзора. Ко второй группе принадлежат и все правила, которые регламентируют деятельность надзорных подразделений Банка России. Охранительные нормы следует разделить на две группы:
б) процессуальные (процедурные).
В отличие от этого процессуальные нормы, как правило, устанавливаются Банком России. Например, процедура взимания штрафа с кредитной организации, нарушившей пруденциальные нормы, устанавливается нормативными актами Банка России.
Примером пруденциальных охранительных норм процессуального свойства может служить Инструкция Банка России N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»*(31). В этой Инструкции предусматривается порядок проверок, которые проводятся группами экспертов Банка России с выходом в кредитные организации. Заметим, правда, что с учетом специфики российской банковской системы даже эти процессуальные нормы в своей основе могли бы предусматриваться в банковских законах. Ведь, казалось бы, чисто процедурные вопросы, которые в условиях устойчивой и сложившейся банковской практики не должны привлекать к себе внимания, в условиях той действительности, с которой мы сталкиваемся, требуют законодательного регулирования. В российской печати, начиная с 1996 года, неоднократно поднимался вопрос о конфликтности при проверках крупнейших российских банков.
В связи с кризисом в банковской системе появилась относительно новая группа охранительных пруденциальных норм. Это нормы, направленные на предупреждение банкротства.
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп.) предусматриваются не только гражданско-правовые нормы, но и нормы банковского права, закрепляющие полномочия Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций и предотвращению нарушения ими банковского законодательства, в том числе нарушения прав вкладчиков*(32). В частности, в п. 2 ст. 3 этого Федерального закона сказано, что «меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 настоящего Федерального закона. Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации. Банк России в случае возникновения указанных оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию»*(33). Указанные меры применяются к кредитной организации, если она не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала); нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов (в соответствии с законом нормативы устанавливаются Банком России).
Bсe эти и другие нормы, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», применяются к так называемым проблемным кредитным организациям.
Указанный Федеральный закон принят в феврале 1999 года. До этого применялись только нормы ГК РФ.